Кто такие федаины армении
Кто такие фидаины
Фидаины (от араб. فدائيون —жертвующие)— армянские повстанческие отряды, противостоявшие правительственным войскам Османской империи, обычно из населенных армянами местностях Османской империи, действовали в конце ХIХ — начале ХХ вв. Являлись своеобразным проявлением национально-освободительной борьбы, по своему характеру и целям соответствовали гайдукской борьбе балканских народов.
Во второй половине 1880-х гг. это движение в Хнусе и Карине возглавлял Акоп Саркаваг, в Тароне и Сасуне — Mаргар Варжапет. В конце 80-х и начале 90-х гг. ХIХ в. в Ерзнка и Себастии действовали группы Ованеса Минасяна, Тороса Царукяна (Челло) — в Вардо, в Алеппо — Мириджана.
Группы фидаин часто пополнялись армянской молодежью, которая перебиралась в Западную Армению из российской Восточной Армении. В 1890-х гг. сформировались группы Битлисци Мушега, Ахбюр Сероба, Андраника, Спаганац Макара. Известный фидаи Грайр стремился превратить разрозненные действия фидаи в широкое народное движение, во всеобщее восстание против турецкой власти. Ряд фидаинов выступал за создание союза с трудящимися других нетурецких народов Османской империи. Армянские национальные партии стремились взять их под свой контроль.
В начале Первой мировой войны 1914—18 многие из них вступили в отряды добровольцев в рядах российской армии, а во время геноцида армян в Турции приняли участие в самообороне армян.
В армянской культуре фидаины представлены в образе героев. Стихотворения, посвященные им, создали Д. Варужан, О. Туманян, А. Исаакян и другие поэты; в книге Х. Даштенца «Зов пахарей» созданы образы ряда известных фидаи, им посвящены картины многих армянских художников.
Не забудьте включить GT в список источников, которые будут вам попадаться время от времени:
Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Одноклассниках.
Армянские партизаны фидаи: кто они и зачем воевали против турок?
Сам армянский термин фидаи (Ֆիդայի) происходит от арабского слово fedayeen: فدائيون fidā’īyūn, что буквально означает «те, кто идет на жертву». Армянские фидаи защищали население Западной Армении от нападений бродячих бандитов и турецкой армии.
Главной целью армянских фидаев было защитить армянских крестьян от османских преследований. И в то же время сорвать деятельность Османской империи в армянских населенных районах. Своей конечной целью многие армянские фидаи ставили завоевание для своего народа автономии, а затем и полной независимости.
Армянские фидаи защищали население во время погромов, участвовали в сопротивлении в Сасуне (1894), восстании в Зейтуне (1895-1896), обороне Вана.
Армянские фидаи быстро завоевали у армянского населения Османской империи известность, поддержку и доверие. Во время первой мировой многие армянские партизаны присоединились к российской армии для борьбы с Османской империей, сражались против Геноцида.
Когда русский Кавказский фронт рухнул после отречения царя, фидаи помогали местным армянам противостоять наступавшей турецкой армии. Фидаи сражались в многочисленных успешных сражениях против турков, таких как битва при Кара-Киллиссе, сражении при Баш-Абаране и битве у Сардарапата.
Во время Карабахской войны в память о героических предках начали называть себя фидаями или федаинами армянские добровольцы, воевавшие в Арцахе. Особенно те, чьи предки были из Западной Армении.
Героические имена в нашей истории: легендарные армянские фидаи (часть 1)
Фидаи – известное армянское ополчение, были мирными жителями Армении, которые добровольно покинули свои семьи, чтобы сформировать отряды самообороны. Сам термин фидаи (Ֆիդայի) происходит от арабского слово fedayeen: فدائيون fidā’īyūn, что буквально означает «те, кто идет на жертву».
Целью деятельности армянских фидаи являлись предотвращение преследований сельских жителей и подрыв политики Османской империи в отношении районов, населённых армянами. Местные добровольцы оказывали сопротивление туркам в ходе массовых убийств армян, Сасунской самообороны, Зейтунского восстания, обороны Вана и Ханасорского похода, происходивших в 1894—1897 годах. Они руководили армянским национально-освободительном движением, в котором принимали активное участие.
Своей конечной целью многие армянские фидаи ставили завоевание для своего народа автономии, а затем и полной независимости.
В сегодняшней нашей подборке рассказываем о трех легендарных армянских фидаи, чей вклад в борьбу за освобождение родины неоценим и дорог всем армянам.
Арабо – Степанос Аракел Мхитарян
Арабо – легендарный деятель армянского национально-освободительного движения, один из первых фидаи.
На родине создал маленькую группу, которая боролась с курдами — аширетами и турками, притесняющими армян. По началу в группе было всего 3 фидаина: Арабо, Мхо из Дергевана и Левон из Ализрнана. К ним присоединились Геворг Чавуш, Галшои Манук, Гомерци Овик, Бердаки Нерсо, Айронкци Адам и Карсеци Аге.
Они действовали быстро, внезапно и незаметно. Арабо всегда участвовал в боях. Современники говорили, что утром его можно было увидеть в городе Муш, а вечером на горе Маратук (Марутасар).
Арабо считал, что несправедливость и давление на беспомощных не должны оставаться безнаказанными, тем более, что османская власть, несмотря на преступления и всю их тяжесть всегда виноватыми считала христиан.
В английской газете «Голубая книга» была напечатана статья о том, как курды пытались украсть невесту во время армянской свадьбы. В итоге были убиты два курда и один армянин. За это были арестованы 17 армян.
Каждому дали по 15 лет лишения свободы. А курды вновь остались безнаказанными. Это пример свирепости аширетских курдов. На свадьбе присутствовал сам Арабо, он кинулся на преступников, убив двоих, остальные убежали.
После этого курды атаковали село и украли имущество у жителей. Турецкие власти делали все, чтобы поймать Арабо. Они использовали этот случай для давления на армянские села, для насилия над армянами.
Под маской розыска Арабо полицейские ворвались в село Авагут, убили мужчин, изнасиловали женщин, убили детей, кинув под ноги лошадей, украли все имущество. Узнав об этом Арабо собирает друзей и начинает военные действие.
Он действовал в основном в Брнашене. Османская власть начала использовать курдских аширетов и их племена для борьбы с айдуками. Они разрешили курдам безнаказанно обворовывать армянские села.
Несмотря на то, что группа Арабо была вооружена охотничьими ружьями и саблями, их боялись и курды, и османская власть. Арабо принадлежат следующие слова:
«Надо дать армянам столько силы, чтобы их звезда светила так ярко и имела столько сил, чтобы прогнать этих пришлых до Шама».
Группа Арабо сражалась против насилия и уничтожения. Арабо словно магнит притягивал храбрых юношей. Он был идеалом для них.
В 1892 году его группа вошла в село Бердак. Он разделил гайдуков на группы и отправил по селам. Он и Мхо остались в Бердаке. Глава Ализрнана сообщил об этом турецким властям и ценой огромных потерь, те арестовали Арабо.
По дороге в тюрьму армяне собирались и приветствовали его. В Карине полицейские угрожали им: «Заткнитесь, и ваша очередь придет». Армяне же отвечали: «Можете увести прямо сейчас, мы такие же как он».
Для того, чтобы турки за маской поисков Арабо не вошли и не разрушили армянские селы, Арабо уехал на Кавказ, дав поручение отцу Ованнесу распространить эту новость. И уехал из Тарона. По возвращению с Кавказа на родину, где он собрал группу, в долине Гялисор у села Хошгелди, а потом и Гел Араш начался неравный бой между группой Арабо и курдами. Группа Арабо нанесла огромные потери противнику, но в этом бою, к сожалению, пал и сам Арабо.
«Айдук не хозяин своей жизни, его жизнь принадлежит освободительной борьбе. Айдук должен уметь смотреть в глаза смерти каждый день и должен быть готов умереть за свободу. Айдук не имеет иной жизни. Семья айдука — его боевые товарищи, его дом — пещеры и утёсы Сасуна».
Скульптура Арабо в Джермуке. Автор – Ованнес Мурадян
Махлуто — Смбат Бороян
Смбат Бороян – родился 27 августа 1881 года в квартале Сурб Марине в Муше. С юных лет, познав горечь турецкого ига, Смбат входит в организованную в Муше группу «Еркат», потом присоединяется к группе фидаи Андраника.
В 1904 году принимает активное участие в героических боях за Сасун, в 1906-1907 годах, в период иранской революции, становится одним из сподвижников Епрема Давтяна — соратника народного героя Сатархана.
В годы Первой мировой войны Смбат был командиром первой роты Первого Армянского добровольческого полка, которым командовал Андраник, участвовал в боях, в том числе в знаменитой битве за Дилман и захвате моста в Джульфе, сражался с турецкими войсками в Зангезуре, Арцахе, затем защищал границы Республики Армения.
После тяжелого ранения Смбат лечился в Ереване, потом уехал в Тавриз, женился и переехал сначала в Египет, потом в США, где снова встретился со своим любимым полководцем Андраником и возобновил старую дружбу.
В 1933 году Смбат переехал во Францию и развернул общественную деятельность в Марселе, где в те времена проживало около 28 тысяч армян. В Марселе Смбат пользовался большим авторитетом и популярностью. О нем публиковались многочисленные статьи и очерки.
В годы Второй мировой войны Смбат вместе с тысячами французов участвовал в борьбе с фашизмом, был одним из бойцов французского Сопротивления, близким соратником Мисака Манушяна, членом подпольной антифашистской организации.
Главной задачей зарубежных армян Смбат считал возвращение отнятой у них земли предков:
«Как у человека, и у меня были разочарования в недавнем прошлом, я много испытал горечи из-за людей, но послушайте, братья, в одном моя вера осталась нерушимой — это родина, край Армения, за которую я сражался.
Эта родина — сегодня реальность, и зовет вас и меня… Как вчера мы были вместе на наших родных горах, рядом с Андраником и другими, так и сегодня я с вами. И в этом преклонном возрасте, истощенный физически, душой и телом я молод более чем когда-либо. И первый караван, который отправится в 1947 году из Франции в родную страну, должен возглавить я… На родину, на родину, братья-изгнанники».
В начале октября громадный пароход «Россия» с тремя с половиной тысячами проживавших во Франции армян взял курс на Батуми. Прибывший из Франции караван армянских репатриантов нашел теплый прием на земле Матери-Родины.
Смбат получил в Ереване квартиру, устроился на работу, стал членом Всесоюзного добровольного общества содействия Советской Армии (ДОСААФ), его направили в санаторий Арзни для отдыха и лечения, ему была оказана необходимая материальная помощь. Несгибаемый народный герой Смбат Бароян после долгих скитаний нашел свой последний приют на Родине.
Похоронен во дворе монастыря Святой Гаянэ в Эчмиадзине рядом с могилой Хента, героя одноименного романа Раффи. Быть похороненным рядом с Хентом было желанием Смбата.
«За веру мою похороните меня в Святом Эчмиадзине, — пошутил как-то Смбат, — а за храбрость — рядом с Хентом, если сочтете возможным».
Могила Махлуто во дворе монастыря Святой Гаянэ в Эчмиадзине
Грайр Джохк – Арменак Казарян
Арменак Казарян (1866-1904гг) один из ведущих деятелей освободительного движения, который воплотил в себе храбрость династии Мамиконянов и верность династии Багратуни и их последователей.
Тщедушного телосложения, но сильный духом, он полностью посвятил свою жизнь делу обороны Тарона и освободительного движения. Арменак Казарян родился в селе Агаронк, губернии Хулб Сасуна 1866 году.
В детстве вместе с родителями он переселился в Хзлагач Муша. Его отец был священником и старался дать хорошее образование своему сыну. Молодой Арменак получил воспитание и образование в школе св. Карапета.
По окончании школы в 80-х годах у него уже сформировалось национальное самосознание. В тех годах жизнь в Тароне была полна революционных настроений. У всех на устах были имена Арабо, Маркар-Варжапета и других фидаи.
События 1889 года в Ивлигаре потрясли армян. Тарон кипел. И когда в начале 1890-х в Муш приехали гнчакский Мурад и М. Таматян, все было готово для революционных действий. Арменак, который до их приезда уже придерживался революционных мыслей, помогает им в деле образования ячейки партии “Гнчак” в Тароне.
Как революционный деятель, Арменак перемещаясь из села в село агитирует среди населения. Новые силы мобилизуются в дело революции, среди которых был и Геворк Чауш.
Готовится восстание с Сасуне 1894-го года. Не получив достойной поддержки со стороны правления партии «Гнчак», Арменак Казарян, уже известный как Джохк Грайр, разочаровывается и уезжает на Кавказ, оттуда в Румынию, унеся с собой печаль разрухи родины и гнев и возмущение в сторону правления партии «Гнчак».
Будучи знакомым с программой и деятельностью партии «Дашнакцутюн», он вступает в ее ряды и в 1895 году возвращается в Армению с 50 армянскими юношами (среди них были также Андраник и Ахбюр Сероб).
В его планы входило постепенное перемещение в Хнус и Тарон и постепенное опутывание революционными сетями вышеназванные районы.
В Басене Грайр и Арамян становятся душой революционного движения. В особенности Грайр, который был человеком покладистого характера, прошедший тяжелую жизнь, мог словами доступно объяснить крестьянам о пользе революционной деятельности.
Организованная оборона Грайром и Арамяном спасла некоторые районы от резни. Грайр остался в Басене до лета 1986. В июне 1896 года, после кратковременного визита в Карс, он был арестован и помещен в тюрьму г. Гарин.
Но его быстро выпустили и в 1901 году поняв, что правительство его не оставит в покое, уезжает в Ван и с Вардкесом разрабатывает программу деятельности освобождения Тарона и Васпуракана. В 1902 года Грайр занялся организаторскими делами Ахлотского района.
Далее он останавливается в Сасуне, где были военные силы во главе с Андраником. В Сасуне Грайр становится лидером движения и любимцем народа.
В 1904 году правительство Турции решило полностью уничтожить сопротивление бойцов, оборонявших Сасун, под предводительством Вагана, Мурада, Грайра.
Озанян Андраник Торосович — Армянские фидаины
Фидаи, фидаин (араб. — жертвующий собой во имя идеи, священной борьбы),участники вооруженной борьбы армянского народа против турецких поработителей в Западной Армении, Киликии и населенных армянами местностях Османской империи в конце ХIХ — начале ХХ вв.
Преследовали и социальные,и национально-освободительные цели. Фидаи действовали по определенным принципам, которые впоследствии были обобщены и изложены Андраником в его «Боевых наставлениях».
Озанян Андраник Торосович (1865-1927)
Озанян Андраник Торосович родился 22 февраля 1865г. в Западной Армении, в городке Шапин-Гарахисар – столице Горного Сасуна – труднопроходимой для турецких войск, остававшейся на протяжении веков османской оккупации лишь формально подчиненной турецкой администрации и потому со временем превратившейся в центр не только армянского сопротивления, но и сопротивления всех коренных народов азиатской части империи, подвергавшихся планомерному истреблению со стороны турецких властей. Андраник учился в местной школе Мушегян.
В Западной Армении Андраник вступает в отряд известного фидаи Сероба Вартаняна (Ахпюр Сероб) и становится признанным руководителем нескольких ударных групп партизан, ведущих борьбу против турецких погромщиков и регулярных турецких частей.
В 1894-1896 годах во время армянских погромов в Тароне и Сасуне Андраник участвовал в освободительной борьбе против турецких войск. С конца 1890-ых годов Андраник стал руководителем гайдуцких групп, действующих в Западной Армении.
Он приобрел славу национального героя в боях за оборону монастыря «Мшо Аракелоц» (1901). В 1902–1904 гг. отряды Андраника Сасунского вели бои против турок и подстрекаемых ими курдов-мусульман в Сасуне, Тароне и Васпуракане. Знаменательна победа у села Гомер в мае 1904 года. За героическое сопротивление превосходящим силам противника Андраника стали называть новым Давидом Сасунским.
В Болгарии сасунский горец написал свои «Боевые инструкции», обобщив опыт ведения партизанской борьбы. Спустя семь лет этот опыт сполна послужил болгарам во время первой Балканской войны.
В 1907 году на IV съезде дашнакской партии Андраник объявил о своем выходе из партии из-за возникших разногласий в деятельности дашнаков. С целью предложения кандидатуры Андраника в младотурецком парламенте в 1908 году его пригласили в Константинополь, но Андраник отверг приглашение, осудив сотрудничество дашнакцаканов с младотурками.
Во время Первой мировой войны Андраник Сасунский руководил крупными войсковыми подразделениями на русско-турецком фронте. Был произведен в генералы русской армии, награжден Георгиевским крестом.
В 1912 г. из армянских добровольцев организовал целую роту, вошедшую в состав ополчения болгарской армии. Армянские воины проявили героизм в боях за взятие городов Мастанли, Узун, Мерефете, Шаркей, Родосто и др. Андраник участвовал в разгроме турецкого корпуса генерала Явера-паши. Болгарское командование высоко оценило участие армянской роты в первой Балканской войне.
Начальник ополчения генерал-майор Генев, начальник штаба Др. Винков и адъютант капитан Николов свидетельствовали, что «все участники этой роты могут гордиться своей отважной деятельностью.
А Армения должна быть уверена, что, имея таких сыновей, которые способны умереть паже за чужое дело, она в недалеком будущем обретет счастливую и долгую свободу». Кроме того, Андраник Озанян был удостоен высших наград Греции, Франции и Болгарии.
В конце января 1918 г.
Андраник осудил организованную мусаватистскими кругами Азербайджана у станции Шамхор близ Гянджи резню более 5 тыс. русских солдат и офицеров, возвращавшихся в свои дома с фронта. В интервью корреспонденту газеты «Мшак» генерал подчеркнул:
«Кавказские народы должны относиться к русскому народу с пониманием, принимая во внимание, что от нашествия варваров их защищал русский солдат. Гянджинский инцидент наводит на грустные размышления. Нельзя так относиться к сынам России, проливавшим на протяжении трех лет борьбы свою кровь в наших горах.».
Такая поистине хрестоматийная фраза была произнесена Андраником в тяжелейшей обстановке, когда с приходом к власти большевиков турки практически без боя возвращали себе отвоеванные Россией с 1914 г. территории, включая и Анатолию, и готовились к захвату Кавказа, выходу в Крым, Поволжье и Среднюю Азию, пытаясь поднять против России население ее окраин, используя, где это выгодно, идеи исламского единства и, конечно, пантюркизма.
Командующий войсками Кавказского фронта генерал от инфантерии Лебединский, понимая, что на Кавказе больше не существует другой силы, способной сдерживать турецкую агрессию, кроме Особой армянской дивизии, состоявшей не только из армян, но также и из представителей других народов (в нее входили, например, донские и кубанские казаки), назначил командиром дивизии Андраника Сасунского, присвоив ему чин генерал-майора.
Выбор руководителя дивизии, на плечи которой зимой 1918г. ложилась вся тяжесть распавшегося Кавказского фронта, был, конечно же, не случаен. К этому времени Андраник Сасунский успел, снискать себе славу не только гениального военного тактика и стратега, но и популярного среди православных и восточно-православных народов идеолога византизма, последовательно отстаивавшего идею единения этих народов с Россией в борьбе против османских поработителей.
Поэтому не случайно, что даже в самые трагические для армянского народа дни Андраник Сасунский призывал соотечественников заботиться о судьбе России – решающей составной части современного православного мира.
С началом Первой мировой войны Андраник Сасунский спешит в Россию – через Ялту, Туапсе, Поти добирается до Тифлиса. Здесь 12 августа 1914г. он встречается с главнокомандующим войсками Кавказского военного округа Мышлаевским и заявляет о готовности участвовать в войне против Турции.
Легендарному сасунскому горцу было поручено сформировать первую добровольческую армянскую дружину и принять командование ею. Во главе этой дружины ведет неравные бои с турецкими войсками и завоевывает огромный авторитет среди русского командования. Генерал-лейтенант Чернозубов, в частности, писал:
«Я всегда видел в Андранике Сасунском горячего патриота, борца за свободу Армении, глубоко любившего свою Родину. Я с особым удовольствием всегда читал выдержки в русском переводе из статей армянских газет, где воздавалась честь Андранику Сасунскому как национальному герою, всегда храбро несшему свою голову для осуществления национальных идеалов в борьбе с вековым врагом Армении».
Другой, не менее известный генерал Юденич подчеркивал, что Андраник «до безумия храбр». За личное мужество и успехи армянской дружины в боях на Кавказском фронте в 1915–1916 гг. Андраник Сасунский был награжден георгиевской медалью IV степени, георгиевскими крестами IV и III степени, орденами Св. Станислава II степени с мечом и Св. Владимира IV степени. По признанию Чернозубова, «успехи русской армии у Ашнака, Вруш-Хорана, Ханика, Котура, Сарая, Молла-Гасана, Беленджика и Гаратели в значительной мере связаны с боевыми действиями Первой армянской дружины, во главе которой всегда находился Андраник – храбрый, опытный начальник, прекрасно понимавший обстановку боя.
Твердый и настойчивый, он был всегда во главе дружины и пользовался большим авторитетом среди добровольцев. Дружина под начальством Андраника доблестно участвовала в бою под Муханджиком (Дильман) 15–18 апреля 1915г., в котором Кавказ был спасен от вражеского нашествия».
Тогда Андраник Сасунский вряд ли предполагал, что спустя несколько лет в условиях развала Кавказского фронта руководителю Первой армянской дружины придется еще раз спасать от турецкого нашествия Кавказ, на этот раз, можно сказать, исключительно собственными силами.
В начале 1918 г. турецкие войска под командованием генерал-лейтенанта Мехмеда Вахиб-паши приступили к крупномасштабным операциям на Эрзерумском, Ванском и Приморском направлениях: 30 января они заняли Эрзинджан, 11 февраля – Трапезунд, 14 апреля – без боя вошли в Батум и стали продвигаться к Сухуму.
25 апреля пал Каре, 15 мая Александрополь. Дивизия генерала Андраника Сасунского была лишена возможности маневрировать, ибо, ведя тяжелые оборонительные бои на Эрзерумском направлении, прикрывала отступление сотен тысяч армянских, греческих и ассирийских беженцев, уцелевших в 1915 г., над которыми сначала нависла страшная угроза после отступления русских из Анатолии.
Опасность захвата турками большей части Кавказа и повторения геноцида в Восточной Армении казалась почти неизбежной. Однако 16–18 мая 1918 г. у поселка Воронцовка отряды генерала Андраника Сасунского неимоверными усилиями сдержали османские войска и их приспешников.
И хотя некоторым группам неприятеля удалось прорваться и на 20–25 км подойти к Тифлису, основная масса их была остановлена и отброшена назад. Перехватив инициативу у врага, генерал ведет бои на Караклисском направлении. В развернувшейся 25–28 мая 1918 г. Лорийской битве, во многом оказавшейся судьбоносной не только для Армении, но и Кавказа в целом, Андраник Сасунский сорвал генеральное наступление турецких войск на дилижанском направлении, пытавшихся через Дилижан выйти к Баку и продвинуться к Дагестану и Чечне.
В результате понесенного поражения турецкое командование вынуждено было отдать приказ оставить большую часть горного Лорийского края.
В начале июня армянская дивизия вступила в Ново-Баязет, затем по Селимскому перевалу через Даралагяз и Шарур — в Нахичеван. В скором времени были заняты Джульфа и Битлис. 14 июня Андраник издал приказ, в котором отмечалось, что войска подчиняются Центральному Российскому правительству, а Нахичеван объявлялся неотделимой частью России.
Генерал Андраник Сасунский отправил также телеграмму чрезвычайному комиссару по делам Кавказа и председателю Бакинского Совнаркома С. Шаумяну, в которой выразил готовность оказать помощь Бакинской коммуне, оборонявшейся от наступления турецких войск.
Главной стратегической установкой турецкого командования летом 1918 г. стал захват Баку с дальнейшим продвижением на Дагестан и выход за пределы Кавказа в сторону Поволжья и Закаспия.
Турки наступали на Баку по линиям: Батум–Тифлис–Казах; Дилижан–Казах–Евлах; Александрополь–Нахичеван–Шуши–Евлах; Нахичеван–Шуши–Баку. Еще весной 1918 г. турецкие войска вторглись в Северный Иран и оккупировали эту часть персидской территории, создав плацдарм для развития атаки на Баку.
Захватив, в частности, иранские города Маку, Салмаст, Тебриз, Сараб, Ардебиль, Хой, турки намеревались через железную дорогу Александрополь–Джульфа перебросить в Персию новые войска для наступления на Баку. Но в Нахичеване отряды Андраника перерезали железнодорожный путь, а в Джульфе захватили турецкий гарнизон.
Турки понесли огромные потери, однако, постоянно прибывавшие подкрепления создавали угрозу окружения армянской дивизии. В этих условиях Андраник Сасунский вынужден был оставить Хой и, прорвав цепь неприятельского окружения, отступить в район Джульфа–Баку.
Затем под напором численно превосходящих турецких войск генерал оставил Нахичеван и перебрался в Горный Зангезур, имея целью через Нагорный Карабах прорваться в Баку и преградить дорогу наступающей турецкой армии.
Андраник во главе своего отряда двинулся на Карабах, чтобы защитить его от посягательств турок и мусаватистов, но по требованию представителей английского командования на Кавказе, давших обещание решить вопрос мирным путем, возвратился назад.
Андраник Сасунский сыграл огромную роль в защите Зангезура, оказавшегося маленьким островком в Закавказье, куда так и не удалось проникнуть турецким оккупантам. В ходе боев практически до 40% турецких войск на Кавказе было брошено против Андраника в Зангезур.
Когда лидеры новообразованных кавказских республик в страхе перед турецким нашествием в январе 1918 г. обратились к турецкому правительству, выражая готовность сесть за стол переговоров, то в ответ услышали, что Турцию их мнение не интересует, ее волнует лишь то, что думает по этому поводу генерал Андраник.
Что было вполне логично, поскольку именно его войска оставались основным препятствием к покорению Кавказа, а непреклонность генерала и его преданность идее византизма ни у кого не вызывали сомнений.
После провозглашения в 1918 г. первой Армянской республики у военачальника сложились весьма непростые взаимоотношения с ее руководителями. В том же году, заняв силами своей дивизии Нахичеван, Андраник провозгласил этот край «неотъемлемой частью советской России» и заявил о передаче находящихся под его командованием войск в распоряжение советского правительства. Любопытно, что в те годы под началом генерала Озаняна служил молодой ополченец Ованес Баграмян — будущий маршал и дважды Герой Советского Союза.
Не смирившись с дашнакским правительством, столкнувшись с предательством интересов православных и восточно-православных народов как со стороны союзников по Антанте, так и большевиков, сполна воспользовавшихся плодами героической борьбы Андраника для закрепления на Кавказе, генерал оставил Зангезур и по линии Базарчай — Даралагяз — Веди в апреле 1919 года прибыл в Эчмиадзин.
Здесь он распустил отряд, все имущество сдал католикосу и с целью отбытия за границу, приехал в Тифлис, где несколько дней гостил у Туманяна. Находясь проездом в Тифлисе, он сказал: «Я никогда в своей жизни не стремился к личному счастью и благополучию. Я постоянно стремился только к одному и боролся только за одно – за свободу и благополучие своего народа. Я не ищу признания своих заслуг и желаю лишь, чтобы был счастлив народ, которому я служу всю свою жизнь».
Эту службу Андраник Сасунский продолжил и в эмиграции. Находясь во Франции, а затем в Англии, Андраник разрабатывал планы оказания помощи армянам Киликии в их борьбе за независимость. С 1922 года живя в США, продолжал оказывать содействие армянам диаспоры, организовывал пожертвования в пользу армянских беженцев и сирот.
Характерной чертой деятельности Андраника Сасунского было гуманное отношение к мирным жителям, независимо от их этнической и религиозной принадлежности. Заботясь о безоружном населении, он всегда проявлял завидную предусмотрительность.
Героическое сопротивление сасунской дивизии спасло от уничтожения массы народов, а это говорит о том, что по степени своей исторической значимости роль личности Андраника Сасунского, сохранившего в ратных боях идею византизма и передавшего ее потомкам даже превосходит роль его легендарного земляка Давида Сасунского, подобно которому генерал занял прочное место в армянском эпосе и эпосе других братских народов.
В декабре 1919г. американская газета «Вашингтон пост» писала: «Генерал Андраник стоит на самой вершине армянского героизма. Армяне всюду его встречают с ликованием. Они с большим вниманием и восхищением прислушиваются к каждому его слову.
А ему, этому воину, который после крушения Царской России вел неравные бои с турецкой армией, есть о чем говорить. Ныне его слова так же остры, как была остра его сабля».
Андраник Сасунский умер 31 августа 1927 г. в городе Фресно (США). В январе 1928 г. его останки были перевезены в Париж и захоронены на кладбище «Пер-Лашез», а в 2000 году — в Ереван, на кладбище героев Ераблур.