Кто такие медичи и чем они прославились
Династия Медичи
Семья Медичи… могущественные и влиятельные. Правители Тосканы и Флоренции, предводители Ренессанса, законодатели моды, лидеры культурной революции.
К середине 15 века семейству Медичи удалось добиться полной власти во Флоренции. Новый правитель города, Лоренцо Медичи, держал под контролем политическую и финансовую империю, созданную своими предками. Его прадед, Джованни ди Биччи, заложил основу банковской системы, благодаря которой разбогател. А его знаменитый сын, Козимо, смог заметно приумножить наследство. В его должниках числились не только римские папы, короли Англии и Франции, но даже такое могущественное государство, как Венеция. Их банки были одними из крупнейших в Европе. Но вместе с богатством и влиянием Медичи росло недовольство аристократии.
История династии Медичи
Во Флоренции того времени всегда существовало несколько семей, воюющих за власть. И рост влияния Медичи их, не на шутку, беспокоил. Сначала они обвинили Козимо в подстрекательстве народа к мятежу и бросили его в тюрьму. Но благодаря содействию союзников, удалось подкупить нужных людей и избежать смертной казни. Позже та же участь настигла его внуков.
Лоренцо Медичи. Источник: wikipedia.org
Узнав об этом, Папа Римский приказал войскам стереть Медичи и их сторонников с лица земли. Когда эти слухи дошли до Лоренцо, он сам лично решил отправиться к своим врагам для переговоров. Он готов был пожертвовать своей жизнью ради Флоренции. После месячного путешествия корабль причалил в Неаполе. Лоренцо Медичи был вооружен деньгами и подарками для придворных. Несмотря на сопротивление Папы Римского, мир был заключен. Вражеским войскам пришлось отступить. За этот поступок благодарный город дал ему прозвище Великолепный, которое закрепилось за ним до конца жизни.
Лоренцо Медичи Великолепный — покровитель искусства
После этого случая, Лоренцо Великолепный стал работать над обеспечением будущего династии Медичи. Он усыновил незаконного сына покойного брата и полностью взял под свой контроль управление городом.
Династия Медичи были не только искусными политиками, они славилась и своим покровительством искусству. Семейство чудесным образом находило таланты и было готово вкладывать в них все свои средства. Они давали полную свободу художникам. Лоренцо не стал исключением и продолжил традицию своих дедов. Его дом был открыт для творческих личностей. Лоренцо Медичи проводил постоянные вечера со множеством интересных и талантливых людей того времени. Он принес дух светской свободы, был жизнью и душой Флоренции.
Судьба любой творческой карьеры в городе зависела от одного его слова. Он создал первую художественную школу, где вскоре обнаружил неподражаемого Микеланджело. Известному художнику и скульптору на тот момент было всего тринадцать лет. Лоренцо Великолепный ввел его в свою семью, где мальчик рос вместе с его детьми. Искусство переживало небывалый подъем, но политическая и финансовая ситуация были на грани краха.
Костры тщеславия
Несомненно, что Флоренция достигла новых высот в культуре. Но поглощенный своими увлечениями, правитель ослабил свои позиции в семейном деле. Многие его вложения принесли огромные убытки. И нескольким отделениям банков Медичи в Европе пришлось закрыться. Лоренцо потерял огромное состояние, а круг его сторонников постепенно стал сокращаться. К тому же, в непримиримый конфликт с домом Медичи, вступил странствующий монах — Савонарола. Можно сказать, что этот конфликт был войной Ренессанса со Средневековьем.
В 1492 году Лоренцо Медичи тяжело заболел. Страх за будущее династии не давал ему спокойно покинуть этот мир. Он придумал новую основу власти для своих наследников. Это была церковь. Лоренцо потратил практически целое состояние, чтобы его сын Джованни Медичи в шестнадцать лет стал кардиналом. В будущем, он станет известным как Папа Римский — Лев Х.
После смерти Лоренцо Великолепного, ополчившийся на него Савонарола организовал публичные сжигания. В костер были брошены светские книги, картины, музыкальные инструменты и многие вещи, касающиеся искусства того времени. В последствии, эту церемонию назовут «кострами тщеславия». И все же, могущество Медичи в то время было еще не закончено.
Безраздельная власть и богатство могущественной семьи со временем вызвали ожесточенную неприязнь жителей Флоренции. Вспыхнула гражданская война. С улиц исчезли все гербы Медичи, а наследники были отправлены в изгнание. Двоюродным братьям Джованни и Джулио Медичи пришлось искать поддержку по всей Италии. И несмотря на то, что Джованни был кардиналом, а Джулио настоятелем монастыря, их церковные связи не имели особого веса. Флоренция была теперь не в их руках.
После девяти лет изгнания братья прибыли в Рим. Изложив свое дело высшему духовенству, они получили одобрение действующего Папы Римского. Он помог им собрать армию, которая в 1512 году приблизилась к Флоренции. Однако по пути армия Медичи остановилась в городе Прато, где учинила жестокую бойню. Узнав об этом кровавом происшествии, власти флорентийской республики сдались без боя. Таким образом, Медичи снова были у власти. Но этого им было мало.
После смерти своего покровителя, Юлия II, кардиналам предстояло выбрать нового главу церкви. Ввиду международной известности и репутации рода Джованни Медичи больше других подходил на эту роль. Но глупо исключать, что взятки и интриги в ходе этого выбора имели куда больший вес. Вскоре Джованни стал именоваться Папой Львом X.
Союзники Джованни Медичи
Теперь родной город с распростертыми объятиями приветствовал бывшего врага. Впервые в истории глава католической церкви был родом из Флоренции. К тому же жители города глубоко уважали церковь, чтобы питать к Папе Римскому негативные чувства. Вместе с тем, Джованни Медичи очень скоро стал использовать свое положение для укрепления рода. Через месяц его брат Джулио уже был назначен архиепископом Флоренции, а осенью того же года получил должность кардинала. Теперь в семье Медичи был и Папа, и кардинал.
Лев X. Источник: wikipedia.org
Никакие политические решения не могли быть узаконены без одобрения Папы. Лев Х чувствовал свою безграничную власть. Еще ни одному из Медичи не удавалось «взлететь» настолько высоко. Наслаждаясь своим положением, он устраивал изысканные пиры, на которые тратил значительные суммы денег. Братья не пожалели средств и на роскошную усыпальницу для своих отцов: Лоренцо Великолепного и Джулиано Медичи. Исполнителем их заказа был непревзойденный Микеланджело. Это была самая выдающаяся его работа в мраморе после статуи Давида.
Благодаря роскошной жизни, которую вел Лев Х, всего за один год Папская казна была опустошена. Папа Римский оказался должником всех банков в мире. Для восполнения недостатка средств он учредил в Ватикане сотни новых должностей, которые были проданы им доверенным людям. Впрочем, на этом он не остановился. Лев Х стал первым Папой Римским, продававшим индульгенции. И несмотря на абсурдность этой идеи, люди по всей Европе стали охотно покупать «отпущение» своих грехов. Ведь индульгенция означала освобождение от вечных адовых мук.
Доходы от продажи «освобождения» постепенно покрывали долги Папы Римского. Однако нашлись и те, у кого действия церкви вызывали глубокое отвращение. В 1517 году Мартин Лютер издал манифест, призывающий к реформам церкви. Он состоял из 95 тезисов, в которых осуждалась не только продажа индульгенций, но и сам Папа Римский. Ни один документ еще не распространялся по Европе с такой скоростью. Это была настоящая революция. Последствия были координатные, западная церковь разделилась на две части — католическую и протестантскую.
В 1521 году Лев Х внезапно умер. И спустя два года новым Папой Римским стал Джулио Медичи. Он унаследовал охваченную конфликтами Европу. Зашедшая далеко реформация привела к стенам священного Рима целые армии. Для них в католичестве больше не было ничего святого, а Рим они считали сплошным грехом. Город был безжалостно разграблен, а погибших в первый же день оказалось восемь тысяч человек. Новоявленный же Папа, Климент VII, в это время прятался в замке Святого Ангела. Немного позднее, при помощи подкупа, он сбежал в свой родной город.
Екатерина Медичи. Источник: wikipedia.org
Вдохновленные примером взятия Рима, противники Медичи устроили мятеж и во Флоренции. Разгневанная толпа крушила все, что олицетворяло правление известной семьи. Собрав войско, Климент VII хотел остановить этот разгром. Но в руках мятежников оказалась единственная законная наследница династии — Екатерина Медичи. Ей было одиннадцать лет, и заговорщики бросили бы Екатерину в солдатский бордель, однако Папа Римский отозвал армию и заключил мир.
Свою племянницу через три года он выдал замуж за сына короля Франции. И кто бы мог подумать, что неизвестная на тот момент Екатерина Медичи оставит такой противоречивый и яркий след в истории Европы.
МЕДИЧИ
МЕДИЧИ- знатный итальянский род, правивший во Флоренции в 1434-1743 годах (с перерывами в 1494-1512, 1527-1530 годах).
По преданию, Медичи переселились во Флоренцию из тосканского городка Муджелло. Первое упоминание о Медичи во флорентийских документах относится к 1221 году. Разбогатели торговлей и ростовщичеством. Активную роль в политической жизни Флоренции играли со 2-й половины XIV века, опирались на поддержку народных низов [Сальвестро Медичи (около 1331-1388 годов) имел отношение к восстанию чомпи, 1378 год]. Основателем династии Медичи считается Джованни ди Биччи (1360-1429 годы), который, став финансистом Римского двора, значительно укрепил экономическое могущество и влияние своей семьи. Он субсидировал строительство Оспедале-дельи-Инноченти и церковь Сан-Лоренцо, положив начало широкой меценатской деятельности Медичи.
В 1569 году Козимо I получил от папы титул великого герцога Тосканского. Проводил меркантилистскую политику, покровительствовал торговле, развитию мануфактур и сельскому хозяйству. Посредством фискальных мер собрал значительные средства на строительство флота и ведение завоевательной войны. В результате военной кампании 1554-1555 годов присоединил к своим владениям Сиену. Покровительствовал наукам и искусству. Поддержкой Козимо I пользовались Флорентийская академия, университет в Пизе, художники, зодчие, гуманисты (Дж. Вазари, А. Бронзино, Б. Варки и др.). Политику Козимо I продолжили его сыновья Франческо I (1574-1587 годы), поощрявший занятия естественными науками и основавший Круска академию делла, и Фернандо I (Фердинанд I; 1587-1609 годы), с именем которого связано учреждение музея Уффици, строительство порта в Ливорно и проведение больших мелиорационных работ в Тоскане.
Главные представители дома Медичи
Джованни ди Биччи (1360-1429 годы); Козимо Старый (Старший; 1389-1464 годы), сын предыдущего, правил с 1434 года; Пьеро Подагрик (1416-1469 годыы), сын предыдущего, правил с 1464 года; Лоренцо Великолепный (1449-1492 годы), сын предыдущего, правил с 1469 года; Пьеро (1472-1503 годы), сын предыдущего, правил с 1492 года, в 1494 году изгнан народом; Джованни (1475-1521 годы), брат Пьеро, с 1513 года папа Римский (Лев Х); Джулиано (1479-1516 годы), брат Джованни, правил в 1512-1513 годах; Лоренцо (1492-1519 годы), сын Пьеро, правил с 1513 года; Екатерина (1519-1589 годы), дочь Лоренцо, стала в 1547 году французской королевой (будучи женой Генриха II); Джулио (1478-1534 годы), племянник Лоренцо Великолепного, с 1523 года папа Римский (Климент VII); Ипполито (1511-1535 годы), сын Джулиано, правил с 1524 года, изгнан из города в 1527 году; Алессандро (1510-1537 годы), правил с 1530 года.
Главные представители боковой линии. Козимо I (1519-1574 годы), герцог Флоренции с 1537 года, великий герцог Тосканский с 1569 года; его сыновья Франческо I (1541-1587 годы), великий герцог Тосканский с 1574 года, и Фернандо I (Фердинанд I) (1549-1609 годы), великий герцог Тосканский с 1587 года; Козимо II (1590-1621 годы), сын Фернандо I, великий герцог Тосканский с 1609 года; Джан Гастоне (1723-1737 годы), правнук Козимо II. К боковой линии Медичи принадлежала королева Франции (жена Генриха IV) Мария (1575-1642 годы), внучка Козимо I.
Семья Медичи и художественная культура Италии
Представители династии Медичи оказывали сильное влияние на развитие искусства и культуры Италии на протяжении около 3 столетий; медичейский патронаж позволяет проследить эволюцию форм меценатства в Европе XV-XVII веков.
В его студиоло (не сохранилась) пол и свод были покрыты майоликой, на своде располагались также 12 майоликовых медальонов с изображениями «Трудов Месяцев» (работы Л. делла Роббиа). Он коллекционировал античные геммы, также манускрипты, шпалеры, предметы мебели и обстановки, декоративно-прикладного искусства, серебро, ювелирные украшения, турнирные доспехи и пр. Росписи Б. Гоццоли (1459-1462 годы) в капелле Медичи во флорентийском дворце как нельзя лучше соответствовали его художественным пристрастиям. В последней трети XV века отношения патронов и художников становятся более личными, более тесными и непосредственными.
Пример разностороннего и дальновидного мецената являет собой Лоренцо Великолепный. Представитель младшей ветви семейства Лоренцо ди Пьерфранческо покровительствовал А. Полициано и С. Боттичелли, которому заказал картины на мифологические сюжеты («Паллада и кентавр», «Весна» и др.), работы на виллах в Треббио и Кафаджоло, иллюстрации к изданию «Божественной комедии» Данте. Он посоветовал молодому Микеланджело выдать созданную им статую «Спящий купидон» за античное произведение; c его рекомендательным письмом Микеланджело уехал в Рим (1496 год). Он же основал керамическое производство, которое позднее было перенесено в Кафаджоло.
Вышедшие из рода Медичи папы Лев Х и Климент VII внесли немалый вклад в развитие стиля Высокого Возрождения в Риме и его утверждение во Флоренции. Новый статус позволил им обратиться к масштабным публичным проектам, в т. ч. к архитектурным и градостроительным. Лев Х покровительствовал литераторам П. Бембо, Ф. Гвиччардини, Б. Кастильоне, Я. Саннадзаро, М. Дж. Вида. Продолжил начатое папой Юлием II украшение Ватикана: финансировал работы Рафаэля и его мастерской (росписи Ватиканских станц и лоджий, картоны для шпалер Сикстинской капеллы, портреты); в 1515 году создал должность хранителя римских древностей (Romanarum Antiquitatum Praes) для наблюдения за раскопками и сохранения античных древностей, на которую был назначен Рафаэль.
Оба папы инициировали градостроительные преобразования в Риме: расширение улиц, строительство новых церквей и дворцов, при них был сформирован знаменитый «трезубец» улиц Корсо, Рипетта и Бабуино, сходящихся на площади Пьяцца-дель-Пополо, продолжилось строительство Святого Петра собора. Климент VII выступил заказчиком фрески «Страшный суд» Микеланджело (в Сикстинской капелле), римской Виллы Мадама Рафаэлю, многочисленных статуй Б. Бандинелли. Во Флоренции папы уделяли внимание объектам, традиционно находившимся под покровительством Медичи: по заказу Льва Х Микеланджело начал в 1519 году возведение усыпальницы Медичи (капелла Медичи) в Новой сакристии церкви Сан-Лоренцо и создал проект фасада этой церкви (не осуществлён); для него была перестроена вилла в Поджо-а-Кайано, в интерьерах которой появились росписи А. дель Сарто, Я. Понтормо, Франчабиджо. При Клименте VII было начато строительство библиотеки Лауренциана.
При дворе Козимо I, великого герцога Тосканского, искусство и архитектура стали эффективными инструментами реализации династических амбиций. Чтобы подчеркнуть преемственность со своими предками XV века, Козимо I отреставрировал дворец Медичи, поддерживал библиотеку Лауренциана, заказал Дж. Вазари портрет Лоренцо Великолепного. В перестроенном Бандинелли Палаццо делла-Синьория (Палаццо Веккьо), на некоторое время ставшем резиденцией великого герцога, Вазари и Ф. Сальвиати создали фрески, прославляющие род Медичи, и в частности самого Козимо I. На 2-м этаже построенного по его заказу здания Уффици Козимо разместил художественные коллекции Медичи, заложив тем самым основы будущего музея.
Для украшения Флоренции, которая должна отражать его собственное величие, Козимо I заказал целый ряд скульптурных произведений: «Фонтан Нептуна» Б. Амманати, «Персей с головой Медузы» Б. Челлини и др. Козимо I считался главой и покровителем Академии дель-Дизеньо, входившие в неё художники работали по заказам герцога. Придворные художники Дж. Вазари, А. Бронзино, Б. Челлини, Пьерфранческо (Пьерино) да Винчи создавали парадные портреты; особыми привилегиями пользовался Я. Понтормо. В студиоло в Палаццо Веккьо (Скриттойо-ди-Каллиопе, не сохранилось) Козимо I разместил приватную коллекцию бронзовых и мраморных статуэток, редкостей, документов, медалей и миниатюр.
Супруга Козимо Элеонора Толедская приобрела бывшее Палаццо Питти, которое было перестроено в стиле маньеризма Б. Амманатти и стало резиденцией герцогской семьи, рядом с ней были разбиты сады Боболи (архитектор и скульптор Н. Триболо). «Коридор Вазари», проходящий над мостом Понте-Веккьо, соединил галерею Уффици с домовой цеерковью Санта-Феличита и Палаццо Питти. Великие герцоги выступали не только заказчиками произведений искусства, они стремились централизовать и развивать художественную жизнь в городе: при Козимо I Флоренция стала крупным центром создания гемм и медалей, он основал шпалерное производство (Arazzeria Medicea). Под его эгидой проводились раскопки этрусских древностей.
Франческо I увлекался науками, естествоиспытанием, отдавал предпочтения декоративно-прикладным искусствам, многие из которых практиковал лично. Его частные апартаменты в Палаццо Веккьо включали в себя в т. ч. сокровищницу и студиоло, украшенное в соответствии с программой В. Боргини (посвящённой господству человека над природой благодаря наукам и искусствам) фресками, картинами, мозаиками и статуэтками. Для своей второй жены Бьянки Капелло построил виллу в Пратолино (архитектор Б. Буонталенти) с садом, полным террас, гротов, фонтанов, статуй и механических затей.
При дворе его сына Козимо II работал Ж. Калло. Представители семейства Медичи в XVII веке покровительствовали театру, по традиции оказывали поддержку флорентийским художникам, коллекционировали современную живопись, как итальянскую, так и североевропейскую. При флорентийском дворе работали А. Маньяско, С. Роза и др. художники. Традиции семьи Медичи (меценатство, коллекционирование) продолжила Екатерина Медичи, будучи королевой Франции.
МЕДИЧИ
МЕДИЧИ (Medici), семейство богатых флорентийских коммерсантов, представители которого были правителями Флоренции в период Возрождения, а в 16–18 вв. – великими герцогами Тосканскими.
Ранняя история семейства.
В период раннего Средневековья Медичи имели небольшие земельные участки в долине Муджелло (по реке Сиеве) близ Флоренции. В 12 и 13 вв. несколько их представителей перебрались во Флоренцию, и к 1300 Медичи входили в правительство и гильдию менял. В 14 в. во Флоренции было множество Медичи: в 1373 один из представителей рода сокрушался по поводу того, что в результате эпидемии чумы в семье осталось всего 50 взрослых мужчин. Неудивительно, что между ними существовали заметные имущественные различия: одни преуспевали и выдвигались в городе на первые роли, другие были лавочниками и ремесленниками. Однако даже наиболее состоятельные Медичи, хотя иной раз и вступали в брак с представителями социальной и экономической элиты, ни по богатству, ни по статусу не поднимались до уровня известных банковских и торговых домов того времени, таких, как Барди или Перуцци. На противоположном конце социальной лестницы среди Медичи имелись преступники и бандиты. Так, в 1343–1360 пятерых Медичи приговорили к смертной казни за разнообразные (от грабежей до убийств) преступления. Это создавало всему семейству плохую репутацию, которая, разумеется, не улучшалась от того, что его представители часто затевали тяжбы друг с другом.
Такая репутация и отсутствие единства не позволяли семейству Медичи в данный период играть сколько-нибудь значительную роль в управлении Флоренцией. Единственным исключением был Сальвестро де Медичи (1331–1388). О том, что Медичи принадлежали все же к городским «аутсайдерам», можно заключить хотя бы по тому, что Сальвестро, входивший в преуспевающую верхушку старших гильдий, солидаризовался с младшими, такими как чомпи (чесальщики шерсти). Избрание его гонфалоньером (главой магистрата) в 1378, что было победой представителей низших классов, спровоцировало т.н. «восстание чомпи», попытку обеспечить более значительное участие низов в управлении. Однако вскоре движение было подавлено, и в течение ближайших трех лет старшие гильди восстановили свои позиции, а Сальвестро принудили отправиться в изгнание.
Недоверие к роду Медичи, только усилившееся в результате действий Сальвестро, косвенно повлияло на возвышение той ветви рода, которая получила впоследствии европейскую известность. Поскольку над Медичи тяготели подозрения в политической неблагонадежности и им было запрещено занимать государственные должности, они обратили всю свою энергию на предпринимательство. Прославившиеся в истории Медичи – потомки Аверардо де Медичи (прозванного Биччи), дальнего родственника Сальвестро. Во второй половине 14 в. дела Аверардо процветали, а под руководством его сына Джованни ди Биччи (1360–1429) семейное предприятие охватывало, наряду с производством шелка и тканей, банковские операции и имело филиалы по всей Европе. В 1421 Джованни был избран гонфалоньером.
Медичи – правители Флоренции.
У Джованни ди Биччи были два сына – Козимо (1389–1464) и Лоренцо (1394–1440); с Козимо и началась политическая карьера семейства. Из двух его сыновей более талантливым считался Джованни (1424–1463), но он умер раньше отца. После смерти Козимо главой рода стал Пьеро (1416–1469), который, несмотря на тяжелейшую подагру, проявил неожиданную энергию в борьбе с попытками лишить семейство политического веса. Из двух сыновей Пьеро младший, Джулиано (1453–1478), был убит в результате заговора Пацци, а старший Лоренцо (1449–1492), прозванный il Magnifico (Великолепный), сохранил за семьей ведущие позиции во Флоренции. Его можно считать самым блистательным из всех Медичи.
Преемником Лоренцо после его смерти стал старший сын Пьеро (1471–1503), однако своей надменностью он оттолкнул от себя большую часть флорентийского патрициата. Когда Италии грозило французское вторжение, Пьеро встал на сторону врагов Франции, и поэтому после того, как в 1494 французские войска действительно вошли в Италию, всему семейству Медичи пришлось бежать из Флоренции. Пьеро был объявлен тираном, а за его голову назначили вознаграждение.
Медичи восстановили свои позиции во Флоренции в основном благодаря политическим талантам Джованни (1475–1521), второго сына Лоренцо. Лоренцо удалось сделать Джованни кардиналом, и тот, несмотря на молодость, сумел добиться доверия папы Юлия II. В 1511 между республикой Флоренция, с одной стороны, и папой и испанцами – с другой, вспыхнул конфликт. Борьба закончилась поражением и капитуляцией Флоренции, и одним из условий, выставленных победителями, благодаря влиянию Джованни (1512), было возвращение в город Медичи. В дальнейшем контроль Медичи над Флоренцией усилился, поскольку в 1513, после того как Юлия II не стало, папой под именем Льва Х был избран Джованни.
Когда Медичи вернулись во Флоренцию в качестве ее правителей, в живых оставалось только четверо потомков Козимо. Два из них принадлежали к духовному званию – папа Лев Х и кардинал Джулио (1478–1534), сын Джулиано, брата Лоренцо Великолепного (впоследствии ставший папой Климентом VII). Так что все надежды на продолжение рода связывались с младшим сыном Лоренцо Великолепного Джулиано (1478–1516) и с единственным сыном старшего сына Лоренцо Пьеро, также носившим имя Лоренцо (1492–1512). Джулиано, герцог Немурский, болезненный человек, не обнаруживавший сколько-нибудь заметных политических амбиций и способностей, вскоре умер (1516). Лоренцо, которого Лев Х уже сделал герцогом Урбино, неожиданно скончался в 1519, оставив единственную дочь Екатерину. Знаменитые гробницы Медичи работы Микеланджело были воздвигнуты в память об этих двух безвременно ушедших из жизни представителях семьи.
Два оставшихся представителя этой ветви Медичи, Лев X и кардинал Джулио, не могли допустить мысли о том, что потомки Козимо Старшего не будут править Флоренцией. Поэтому они поселили во дворце Медичи двух молодых людей, Ипполито и Алессандро, и воспитали их как наследников семейства. Ипполито (1511–1535) – незаконный сын Джулиано, герцога Немурского, в то время как Алессандро (1510–1537) был объявлен незаконным сыном Лоренцо, герцога Урбинского. Однако неизменно правдоподобным выглядело предположение, что Алессандро, которому кардинал Джулио отдавал явное предпочтение, был его незаконным сыном. Став папой Климентом VII, он сделал Ипполита кардиналом против его воли, тем самым лишив надежд на приход к власти во Флоренции.
Когда последнее республиканское восстание во Флоренции потерпело поражение, город сдался папе, после чего Климент VII посадил Алессандро во Флоренции как наследственного герцога (1532) и упразднил прежнюю конституцию. Это сделалось возможным в результате союза папы с императором Карлом V; их союз скрепила женитьба Алессандро на Маргарите, незаконнорожденной дочери Карла V, скрепила их союз. Поддержанный силами империи, Алессандро делал ставку на грубую силу; жестокий и порочный, он вызывал всеобщую ненависть. Но в 1537 он был убит собственным другом, неизменно участвовавшим в его отвратительных выходках, и дальним родственником – Лоренцино де Медичи, который, возможно, счел себя вторым Брутом, предназначенным освободить город от тирана. (Эта история легла в основу драмы Лоренцаччо (Lorenzaccio) Альфреда Мюссе.)
Великие герцоги Тосканские.
Виднейшие граждане Флоренции сочли, что после смерти Алессандро восстановить республику невозможно, поскольку это сделало бы императора заклятым врагом города. Поэтому представитель младшей ветви рода Медичи, потомок Лоренцо, младшего брата Козимо Старшего, стал герцогом Флоренции под именем Козимо I (1519–1574). Он основал династию, представители которой правили Тосканой как великие герцоги еще в 18 в. и сочетались брачными узами почти со всеми августейшими домами Европы.
Как и в период Возрождения, двор Медичи продолжал славиться в качестве центра искусства, науки и учености. В 1574 преемником Козимо I стал его старший сын Франческо I (1541–1587). Интерес нового великого герцога к химии привел к основанию предприятия по производству фарфора. Он учредил также Академию делла Круска – с целью очищения итальянского языка и создания его грамматики. Любимым художником Франческо был Джамболонья, который создал для него несколько своих самых известных скульптур. Однако наибольшей известностью великий герцог обязан скандалу, связанному с его страстью к венецианской даме Бьянке Капелло, на которой он и женился после смерти первой жены. Мария, одна из дочерей Франческо, стала королевой Франции – как жена Генриха IV. Франческо умер в 1587, не оставив сыновей, поэтому его младший брат кардинал Фердинандо (1549–1609) вынужден был отказаться от духовного звания и стать великим герцогом. Фердинандо был блестящим администратором; он превратил Ливорно в свободный порт, сделавшийся вскоре одним из важнейших торговых центров Средиземноморья. Под его управлением Тоскана достигла значительного уровня экономического развития, а сам Фердинандо стал одним из богатейших правителей в Европе.
Сын Фердинандо Козимо II (1590–1620) прославился больше всего тем, что по его приглашению Галилей обосновался во Флоренции, где смог заниматься наукой. Прочие Медичи, правившие в Тоскане, – Фердинандо II (1610–1670), Козимо III (1642–1723) и Джан Гастоне (1671–1737), – ничем себя не проявили.
Наиболее сильной личностью в последнем поколении Медичи оказалась Анна Мария Лудовика (1667–1743), сестра Джан Гастоне. Она вышла замуж за курфюрста Пфальцского, но в 1716, после смерти мужа, вернулась во Флоренцию. Когда брат умер, Анна Мария Лудовика демонстрировала явное неприятие сговора европейских держав, в соответствии с которым Тоскана должна была перейти под власть герцогов Лотарингских и Габсбургов. Она посвятила себя делу завершения колоссального мавзолея великих герцогов Медичи. По наследству к ней перешли все художественные коллекции, собранные Медичи в течение трех столетий, и она оставила их в полном объеме Тоскане – на том условии, что никакая их часть не может быть вывезена из Флоренции и что они должны быть открыты для ознакомления представителям народов всех стран.
Козимо де Медичи (1389–1464).
Козимо, прозванный Старшим (Cosimo il Vecchio), родился во Флоренции 27 сентября 1389. Это он заложил основание политического могущества Медичи во Флоренции. Умный и дальновидный предприниматель, он весьма удачно расширил банковский дом, основанный его отцом. К 40 годам Козимо был уже одним из богатейших людей Флоренции: владел шерстопрядильными фабриками, монополизировал добычу незаменимых в текстильной промышленности дубильных квасцов, вел многостороннюю коммерческую деятельность. Существовавшая во Флоренции тесная взаимозависимость между политикой и экономикой, между налогами, которые следовало платить данному лицу, и его положением в правящей группе, вынудила Козимо активно заняться политикой. Он стал членом правящей олигархии, но его огромное богатство возбудило опасения у одного из вождей этой олигархии – Ринальдо дельи Альбицци. В 1420-х годах между ними разгорелось личное соперничество. Козимо выступал против войны с Луккой, в то время как Ринальдо был ее сторонником. И когда столкновение не только завершилось неудачей, но и вовлекло Флоренцию в войну с Миланом, Ринальдо настоял на изгнании Козимо и его семьи.
Изгнание длилось один год. В 1434 друзья Козимо завоевали большинство в правительстве, и Медичи были приглашены обратно, а Альбицци и их приверженцы отправились в изгнание. С 1434 и до самой своей смерти в 1464 Козимо удавалось оказывать сильнейшее влияние едва не на все сферы жизни Флоренции; своим преемникам он оставил прочно укрепленные позиции политического руководства. Достигалось это самыми различными средствами.
Достижение верховенства.
Первой целью Козимо было сохранение единства своей партии, с тем чтобы избежать вражды, приведшей к свержению Ринальдо. По этой причине Козимо никак внешне не подчеркивал своей ведущей роли, а оставался как бы рядовым гражданином. Его друзья и сторонники занимали высшие места в городском управлении не чаще него самого. Козимо становился гонфалоньером только три раза, всякий раз на два месяца: другие флорентийские патриции оказывались на виду гораздо чаще. Однако Козимо входил в комиссию, ведавшую государственными долгами, и эта позиция позволяла ему предоставлять своим сторонникам финансовые льготы. Банковское дело также давало возможность скреплять политические союзы денежными средствами. Кроме того, Козимо женил своих сыновей и внуков на знатных флорентийках.
Бурная деятельность банка Медичи, имевшего отделения в крупнейших европейских городах, давала Козимо доступ к единственной в своем роде информации относительно событий в политической жизни других стран, что сделало его бесценным консультантом по международным делам. Козимо влиял на внешнюю политику Флоренции во время большого кризиса, разразившегося в северной Италии после смерти в 1447 Филиппо Мария Висконти, последнего правителя Милана из этого рода. Он подталкивал Флоренцию к тому, чтобы поддержать Франческо Сфорца в его притязаниях на наследие Висконти – невзирая на противодействие Венеции. Это знаменовало поворот в политике Флоренции, так как Венеция являлась ее традиционным союзником, а Милан – традиционным противником. В последовавшей войне Флоренция, таким образом, оказалась вместе с Миланом против Венеции и Неаполя. Но когда в 1454 в Лоди был заключен мир и противников Сфорца заставили признать законность его правления, выгоды достались главным образом Флоренции и Козимо. Авторитет Флоренции в Италии благодаря союзу с Миланом возрос, а Сфорца считали инициатора этого союза Козимо своим близким другом. Он сделался посредником, через которого Сфорца вели переговоры с Флоренцией, и вскоре их примеру стали следовать и главы других государств. Благодаря столь тесным связям с зарубежными властителями Козимо стал незаменимым человеком в флорентийском правительстве. Он хорошо разбирался и в том, в каких случаях следует поразить воображение людей, а когда надо проявить решительность и беспощадность. Однако его излюбленными методами, как во внутренней, так и во внешней политике, были переговоры и убеждение.
Хотя все командные высоты во Флоренции были монополизированы сторонниками Медичи во главе с вождем Козимо, он прекрасно сознавал, насколько ненадежным может оказаться такой олигархический режим в случае недовольства граждан. Поэтому Козимо всячески заботился о том, чтобы преумножить великолепие города, и затеял обширное строительство. Он способствовал завершению строительства общественных зданий, начатых правительством или гильдиями, и на собственные деньги поручил Микелоццо выстроить громадный дворец Медичи, который все еще стоит на Виа Ларга. Он воздвиг или обновил многие церковные строения: монастырь св. Марка, дортуар монастыря Санта Кроче, церкви Сан Лоренцо во Флоренции и в Бадиа близ Фьезоле, где у него была вилла. На их фасадах появился герб Медичи – 5 красных кружков (или ядер).
Козимо любил проводить время с монахами монастыря св. Марка или за книгами, которые собирал и которые составили основу первой со времен античности публичной библиотеки. Тесная дружба связывала его с гуманистами Леонардо Бруни и Поджо Браччолини; особенно он гордился тем, что его стараниями молодой Марсилио Фичино обрел материальную независимость, что позволило ему заняться переводом Платона с греческого языка на латынь. Надпись Pater Patriae (Отец отечества), красующаяся на гробнице Козимо (он умер в Карреджи под Флоренцией 1 августа 1464), – выражение той признательности граждан, которую он снискал еще при своей жизни.
Лоренцо Великолепный (1449–1492).
Лоренцо, внук Козимо, родился во Флоренции 1 января 1449. Прозвище «Великолепный» относится как к его заслугам покровителя искусств и поэта, так и государственного деятеля. Когда в 1469 умер его отец Пьеро, Лоренцо было всего 20 лет. Тем не менее именно ему, совместно с младшим братом Джулиано, выпала задача отстоять завоевания Медичи. Лоренцо начали посвящать в тонкости внутренней политики Флоренции еще при жизни Пьеро, а в ходе ряда дипломатических миссий к иноземным дворам он ознакомился с основными принципами внешней политики. Однако Лоренцо и его брату было бы сложно сохранить позиции, которые занимали их отец и дед, если бы богатые горожане, поддерживавшие режим Медичи во времена Козимо и Пьеро, не поверили, что их интересы будут наилучшим образом защищены лишь при том условии, что Медичи останутся в роли признанного лидера государства.
Все ожидали, что два брата станут всего лишь фасадом, под прикрытием которого определять и контролировать ход политической жизни будут патриции из числа сторонников Медичи. Хотя Лоренцо с самого начала принимал активное участие в принятии решений правящей верхушки, должно было пройти несколько лет, прежде чем его номинальное лидерство стало реальностью, и произошло это только после событий, связанных с заговором Пацци (1478).
Причиной заговора явилось недовольство ведущей ролью партии Медичи некоторых богатых флорентийцев, к ней не принадлежавших. Особенно негодовала семья Пацци, богатством не уступавшая Медичи, но происходившая из более древнего и знатного рода. Они интриговали против Медичи при папском дворе, в результате чего папа Сикст IV перевел весьма значительные средства курии из банка Медичи в банк Пацци. Лоренцо, со своей стороны, воспользовался своим влиянием во Флоренции для того, чтобы не дать Пацци получить значительное наследство. Вражду к Медичи разделял и племянник папы Джироламо Риарио, который видел в них помеху своим планам утвердиться здесь в качестве правителя. Заговорщики задумали умертвить обоих братьев Медичи прямо в соборе, во время мессы. Джулиано был убит, а Лоренцо перескочил через перила хоров и скрылся в ризнице. Пацци пытались вызвать возмущение флорентийцев, призывая к восстановлению республиканских свобод, однако навлекли на себя только гнев убийством любимого народом Джулиано.
Внешняя политика.
Несмотря на то, что Лоренцо одержал верх, он оказался втянутым в серьезные внешние осложнения. Джироламо Риарио и папе было известно о попытке Пацци свергнуть Медичи, и их войска подошли к Флоренции, чтобы оказать заговорщикам поддержку. Последовала война между Флоренцией и папой, в ходе которой на помощь папе пришел король Неаполя Фердинанд I. Папа и Фердинанд убеждали флорентийцев, что воюют не с ними, а только с Лоренцо. Граждане Флоренции сохранили верность Медичи, но в военном отношении папа и Неаполь далеко их превосходили. За два года войны враги далеко продвинулись на флорентийскую территорию, город оказался истощенным экономически. Именно тогда, в 1480, Лоренцо предпринял знаменитую поездку в Неаполь для заключения мира с Фердинандом, что современные хронисты, а впоследствии и историки описывали как полную неожиданность для короля. На самом деле поездка была тщательно подготовлена в ходе дипломатических переговоров, хотя известная доля риска все же оставалась; важную роль в достижении мира с Фердинандом сыграли обаяние и ум Лоренцо. Оставшись без неаполитанского союзника, папа в том же году был вынужден заключить мир.
В последние 12 лет жизни успехи Лоренцо становились все более значительными. Во внешней политике он более всего заботился о сохранении мира. Однако Лоренцо нимало не колебался, когда – в подходящий момент и без особых затрат – можно было увеличить территорию Флоренции с помощью военной силы. Он не мог избежать участия в войнах, в которые были вовлечены крупные державы Апеннинского полуострова. В 1482 это была борьба за Феррару, а в 1485 – конфликт между папой и Неаполем, в котором Флоренция выступила на стороне Неаполя. После 1480 внешняя политика Лоренцо строилась на союзе с Неаполем и Миланом. Однако, поддерживая хорошие отношения с папой, Лоренцо сумел сохранить тесные отношения также и с противостоявшим Неаполю и Милану союзом папского престола и Венеции. Возможно, Лоренцо и не проводил сознательной политики баланса сил; но то, что он оказывался решающей фигурой и в одном и в другом альянсе, позволяло ему постоянно влиять на обстановку с целью восстановления мира в Италии.
Позиции во Флоренции.
Лоренцо использовал популярность, которую приобрел после заговора Пацци, а также удачный исход последовавшей войны, для упрочения позиций своей партии во Флоренции. Так, его стараниями был учрежден Совет семидесяти, составленный из ближайших сторонников Медичи. Совет формировал правительство и образовывал два исполнительных комитета – по внешней политике и по финансам. Хотя продолжали существовать и прежние советы, необходимость утверждения всех политических мероприятий Советом семидесяти сделала его осью, вокруг которой вращалась вся система управления. Вероятно, Лоренцо думал и о дальнейших мерах по упрочению правления Медичи. Он замыслил превратить пост гонфалоньера, который поочередно в течение двух месяцев замещали главы гильдий, в пожизненную должность для себя самого, однако умер прежде, чем были проведены соответствующие поправки в конституции.
Современники часто задавались вопросом: кто более велик – Лоренцо или его дед Козимо? Козимо был осмотрительнее и, вероятно, мудрее, но Лоренцо отличал более яркий ум и личная привлекательность. Традиции, заложенные дедом, сформировали положение, которое занимал Лоренцо, и определили направления его политики. Как и в случае Козимо, главным залогом незаменимости Лоренцо в жизни Флоренции была его непревзойденная искушенность во внешней политике. Супруга Лоренцо происходила из рода Орсини, своего старшего сына Пьеро он женил на представительнице того же княжеского семейства, а одну из дочерей выдал замуж за Франческо Чибо, племянника папы Иннокентия VIII. Эти связи возвысили Медичи над флорентийским патрициатом, сделав из них одну из властвующих в Италии фамилий. Совершившееся в 1489 посвящение в кардиналы второго сына Лоренцо Джованни (впоследствии избранного папой под именем Льва X), которому было лишь 14 лет, указывало на выдвижение Медичи на уровень европейских князей.
Для укрепления своей власти Лоренцо в куда меньшей степени, чем Козимо, мог опираться на казавшиеся неистощимыми финансовые ресурсы. У Лоренцо было очень мало способностей к предпринимательству. При нем банк Медичи потерпел огромные убытки, так что значение его намного уменьшилось. Это произошло как из-за ошибок управляющих, так и из-за подъема деловой активности во Франции, Англии и Германии, покончившей с монополией итальянских банкиров и торговцев. Банк Медичи вынужден был делать рискованные вложения, например ссужать деньги князьям. Правда и то, что Лоренцо (как предполагали еще современники) использовал государственные средства для поддержания собственного дела. Создав Совет семидесяти, Лоренцо достиг того, что было для него абсолютной необходимостью: полного господства в государственных делах и устранения из правительственного аппарата всех ненадежных элементов.
Покровитель науки и искусства.
Однако развернутая Лоренцо программа строительства была не столь широкой, как у его деда Козимо. Быть может, его останавливали финансовые затруднения. Лоренцо были заказаны лишь немногие работы, принадлежащие кисти великих современных ему художников. Тем не менее он был страстным любителем живописи: наслаждался обществом художников, обсуждал с ними их замыслы и давал согражданам и правителям других государств советы о том, кому из художников сделать заказ. Лоренцо собирал геммы и рукописи; он сохранил для потомства некоторые наиболее ценные тексты греческих трагиков, Гомера, Фукидида и Полибия. Он водил дружбу с наиболее видными гуманистами и литераторами своего времени. Гуманист Полициано и поэт Луиджи Пульчи жили в его доме как друзья и наставники его сыновей. Он выказывал расположение философу Марсилио Фичино и композитору Франческо Ландино, был другом Пико делла Мирандолы.
Такие отношения основывались на общности интересов и подлинном взаимопонимании, так как Лоренцо сам был писателем и поэтом. Хотя в его произведениях видны следы влияния Данте и Петрарки, его поэтическим описаниям пейзажей Флоренции и ее классических мифов, его прославлению любви и удовольствий присуща индивидуальная окраска. Лоренцо навсегда сохранит место малого классика итальянской литературы. Поэты и гуманисты того времени благодарили Лоренцо за поддержку, воспевая его в стихах и посвящениях, и тем самым распространяли его славу по всей Италии и Европе. Они изображали его в качестве философа на троне, воплощени идеала итальянского Возрождения. Лоренцо умер в Карреджи под Флоренцией 9 апреля 1492.
Козимо I, великий герцог Тосканский (1519–1574).
В международных делах Козимо неуклонно придерживался союза с императором и извлек значительную пользу из успеха императорских сил, вытеснивших французов из Италии. Наиболее важным его приобретением стала Сиена, которую он захватил в 1555: теперь он подчинил своей власти почти всю Тоскану. В 1569 упрочившиеся позиции Козимо нашли и внешнее выражение – изменился его титул: папа сделал Козимо великим герцогом Тосканским (до этого он был герцогом Флорентийским), что вскоре признали и другие державы.
Для правления Козимо характерны многие черты, типичные для всего европейского абсолютизма. Его власть основывалась на мощной и дисциплинированной наемной армии. Налоги, установленные Козимо, были высокими, зато он навел жесткий порядок, строго карал преступников и поддерживал развитие новых отраслей промышленности, таких как изготовление гобеленов, процветавшее во Флоренции вплоть до 18 в.
Несмотря на то, что от представителей старшей ветви Медичи Козимо отличался жестокостью и формализмом, он во многом следовал традиционной политике семейства, поддерживая литературу и искусство. Во время его правления во Флоренции были созданы значительные произведения в поэтическом и историческом жанрах. Козимо украсил город на Арно несколькими наиболее знаменитыми памятниками: при нем был построен мост Санта-Тринита и завершено возведение палаццо Питти, в котором жил он сам и который оставался резиденцией правителей Тосканы до конца великого герцогства.
Ролова А.Д. Личное участие Тосканских великих герцогов в деловой жизни. – В кн.: Средневековый город, вып. 8. Саратов, 1987
Ролова А.Д. Возникновение сеньории Медичи и культура Возрождения. – В кн.: Культура и общество Италии накануне нового времени. М., 1993
Опыт тысячелетий. Средние века и возрождение: быт, нравы, идеалы. М., 1996