Кто такие моджахеды талибы душманы в афганистане
В чем разница между талибом, шахидом и моджахедом. Простое объяснение непонятных терминов
Все эти слова мы часто слышим из СМИ, но далеко не каждый знает их истинные значения. Данную статью мы сделаем в форме небольшого словарика, в котором максимально просто объясним некоторые термины.
Пожалуй, стоит начать именно с этого слова, т.к. все остальные понятия являются его частными случаями.
Итак, исламист – это мусульманин, который стремится к насаждению Ислама, максимальному его распространению.
Грубо говоря, исламист хочет, чтобы все люди приняли Ислам и жили по законам шариата (своду законов, проистекающих из Корана и других священных текстов). Исламисты – противники светских, христианских и буддистких государств.
Чаще всего термин «исламист» связывают с понятием «религиозный фанатик», т.к методы исламистов, порой, бывают очень радикальными.
Вот если бы кто-то составлял сканворд, то слово «Талиб» он бы зашифровал так:
«Исламист в Афганистане»
Талибы были настолько успешны, что в 1996 году им удалось взять верховную власть в стране и продержать ее до самого прихода армии США. Именно с исламистами Талибана * и воевали американцы.
Распространение талибана * летом 2020 года. Инфографика RIAFAN.RU
А вот с моджахедами в том же самом Афганистане более 9 лет воевал СССР. В нашем списке это слово, пожалуй, имеет самое большое количество синонимов:
Все эти слова обозначают примерно одно и то же, просто с разными оттенками: Мусульманин, участвующий в священной войне за Ислам.
Такая религиозная война у мусульман называется «Джихад» (отсюда и слово «джихаддист»).
Вообще, моджахеду не обязательно участвовать в войне при помощи автомата или танка.
Моджахедом может быть женщина, которая рожает воинов для Джихада. Мулла, который читает молитвы. Крестьянин, который кормит солдат. Учитель, врач, рабочий – кто угодно, кто помогает войне.
Есть даже такой вид моджахедов, как «секс-джихаддистки» (Джиха́д ан-ника́х). Это девушки, которые едут на войну, чтобы сексуально удовлетворять моджахедов. Это я сейчас не шучу, такое явление действительно присутствовало (в том же ИГИЛе * ).
Таких моджахедок называют «невестами джихада». Многие религиозные деятели критикуют подобное поведение, однако у самих боевиков есть формальное оправдание: они называют его «жена на день». То есть это, с их точки зрения, не блуд, а самые настоящие священные узы (просто не на всю жизнь, а на несколько часов).
Это слово уже было упомянуто чуть выше. На афганском языке (пушту) это слово означает «враг».
Соответственно, «душманами» во время Афганской войны советские войны называли моджахедов. Так что получается, что афганский моджахед и душман – это, в некотором роде, синонимы.
Ахмад Шах Масуд – один из главных полевых командиров афганских моджахедов
Тоже разновидность моджахедов. Басмачи вели свою священную войну против советской власти в Средней Азии.
Наиболее активное противостояние шло в 30-е годы, когда почти всех басмачей подавили (героем той войны был, например, М. Фрунзе, именем которого названы улицы почти в каждом городе).
Во время войны с Германией, басмачи вновь активизировались и на южных границах СССР стояло войско из 10 000 басмачей, готовых к атаке. Правда, они так ничего и не смогли сделать. По требованию СССР правительство Афганистана их разогнало, а кое-кого и посадило.
На самом же деле, шахид – это мусульманин, который жертвует собой ради веры, родины, чести или семьи. То есть на наш манер шахидом можно назвать даже Пушкина, т.к. он погиб за честь, или Зою Космдемьянскую, т.к. она погибла за родину.
7. Исламский фундаменталист (ИФ)
Ну, добьем до цифры 7:)
Фундаменталисты в общем смысле – это те, кто пропагандируют откат назад, возвращение к истокам. Соответственно, ИФ – это исламисты, которые призывают мусульман вернуться к основам Ислама и жить так, как жили первые мусульмане в Средние Века.
Наиболее радикальные ИФ выступают против прогресса, науки, образования, искусства (особенно художественного и музыкального). Хотя, есть фундаменталисты и менее строгие (например, они сейчас управляют Ираном). Подробнее ➤
Моджахеды и талибы: в чем сходство и различия?
Почему к талибам плохо относились в плену
В самом начале Афганской войны, официальная статистика не регистрировала никакой жестокости по отношению к пленным боевикам. Причиной всех зверств по отношению к душманам стала жестокость, с которой они относились к пленным советским солдатам. После восстания в лагере для военнопленных, Бадабере, где побег закончился провалом, отношение к плененным афганцам изменилось лишь в худшую сторону. Военнослужащие СССР превратили жизнь душманов в сущий ад, таким образом мстили за погибших сослуживцев.
Содержание
Другая причина жестокости
Афганские душманы в советском плену
Содержание пленных афганцев доставляло одни неприятности и проблемы. Некоторые из войск специального назначения позже признавались, что пленных боевиков и вовсе нет никакого смысла держать. Все как и в случае с языками — немецкими солдатами-пленниками, во время Второй мировой войны. Пленных брали ради информации и чем больше пленник знал, тем дольше мог прожить. Известны случаи, когда военнопленных боевиков и вовсе не кормили, потому что не хотели расходовать продовольствие, с которым и так было туго.
Наиболее известные руководители партий
Наказание — смерть
Что ждало афганских моджахедов в советском плену
Сослуживцы наказанных солдат, ясное дело, выражали сочувствие и требовали смягчения сроков. И это несмотря на то, что немыслимая жестокость войны превышала все возможные пределы. Вряд ли после такого можно надеяться, что солдаты смогут проявить милосердие к и без того, безжалостному противнику.
Отряды моджахедов и движение «Талибан»
Арабское слово «моджахед» буквально означает «борец», «совершающий усилие». В широкой трактовке — это любой участник джихада («усердия на пути Аллаха»). То есть моджахедом может быть не только воин, но и учитель, и священнослужитель, мать, воспитывающая своего ребенка.
В европейских языках термин «моджахед» часто воспринимается как «исламский боевик». Во многом это связано с тем, что моджахедами себя именовали многие вооруженные противники политики европейских государств, прибегавшие в том числе и к террору (например, афганские моджахеды).
В Афганистане моджахеды появились в 1979 году. Они набирались из местного населения и вели борьбу против советских войск и правительств Бабрака Кармаля, а затем Наджибуллы. Главной линией и основой политической платформы в пропаганде идеологии моджахедов была декларация основного принципа; «Долг каждого афганца — защищать от неверных свою Родину — Афганистан и свою веру — Священный Ислам». Движение моджахедов сумело завоевать безоговорочную победу в борьбе за умы афганцев, вследствие чего количество участников антиправительственных вооруженных формирований из года в год росло, достигнув к началу 1989 года — времени окончательного вывода советских войск — 250 тысяч человек. Афганские моджахеды получали финансовую и военную поддержку со стороны США, Пакистана, а также ряда арабских государств. На всем протяжении войны 1979-1989 годов в правительственных кругах, в рядах командования армии, органах госбезопасности и внутренних дел, среди местного населения моджахеды имели широко разветвленную и хорошо организованную разведывательную сеть.
Читать: Иракская война
ТАКТИКА МОДЖАХЕДОВ
«ТАЛИБАН»
После вывода советских войск в 1989 году гражданская война не закончилась, а разгорелась с новой силой. На севере страны группа полевых командиров образовала Северный альянс, объединявший в основном этнических таджиков и узбеков.
Читать: Операция «Маневр» в Афганистане
В апреле 1992 года повстанцы вошли в Кабул, и Демократическая Республика Афганистан прекратила свое существование. Тем временем на юге страны набирало силу движение «Талибан». В большинстве своем талибы были пуштунами по национальности и объявили себя защитниками интересов афганского народа. Их целью было построение в Афганистане исламского государства, основанного на законах шариата.
27 сентября 1996 года талибы без боя взяли Кабул и основали Исламский Эмират Афганистан. На подконтрольной территории они ввели шариатское право. Новое государство было признано лишь Пакистаном, Саудовской Аравией и ОАЭ. Администрация США первоначально довольно благосклонно отнеслась к талибам (считается, что и само движение «Талибан» возникло не без поддержки США). Однако поддержка талибами исламских террористов, предоставление убежища Усаме бен Ладену, а также курс на радикальную исламизацию всех сторон жизни общества способствовали формированию негативного имиджа талибов в глазах мировой общественности. После терактов 11 сентября 2001 года США начали контртеррористическую операцию против Исламского Эмирата Афганистан и при поддержке Северного Альянса свергли режим талибов. Талибы ушли в подполье и частично отступили в соседний Пакистан (провинции региона Вазиристан), где объединились под началом Хаджи Омара.
Читать: Третья Англо-Афганская война
С начала 2000-х годов Вазиристан является оплотом движения «Талибан». Талибы оттеснили традиционных племенных вождей и в 2004 году захватили фактическую власть в регионе. Используя Вазиристан в качестве тыловой базы, талибы активизировали операции против коалиционных войск в Афганистане и афганских сил безопасности. Количество боевиков «Талибана» быстро росло: если с 2006 года оно оценивалось примерно в 12 тысяч человек, то в 2010-м — уже в 27 тысяч. Им удалось установить контроль над рядом районов и провинций Афганистана. Положение складывается настолько серьезно, что аналитики высказывают сомнения в возможности нынешнего правительства Афганистана удержаться у власти после вывода международных сил безопасности — а это будет означать возвращение «Талибана» к власти.
Voted Thanks!
Возможно вам будет интересно:
Подписывайтесь на
наш канал в Яндекс.Дзен
Моджахеды в специальных лагерях и тюрьмах
Пленных предпочитали не брать, как со стороны афганских боевиков, так и со стороны советских солдат. И если такое случалось, то содержание пленника в некоторой степени зависело от его статуса, или звания. Большинство моджахедов содержали в обыкновенных тюрьмах, где допросы с пристрастиями были нередки. Но не везде было так страшно для пленных афганцев.
Если пленник-моджахед действительно был полезен, его помещали в специальный лагерь для содержания. Не применяли к ним физических пыток и наказаний, так как те были нужны для обмена пленными. Это было более-менее гуманное содержание. Войны не бывает без насилия, и трагические события во время Афганской войны это доказали, согласны?
Идеология и стратегия aфганских душманов (моджахедов)
Моджахеды (душманы) переходят афгано-пакистанскую границу, 1985 год.
Крупные укрепрайоны афганских моджахедов
Основная статья: Укрепрайоны афганских моджахедов (1979—1989)
Вдоль границы с Пакистаном и Ираном находилось несколько крупных опорных баз и укрепрайонов моджахедов, неоднократно занимаемых Советскими войсками в ходе войсковых операций в период Афганской войны 1979—1989 годов. Наиболее известными из таковых считаются:
Афганские моджахеды за несколько месяцев до начала вторжения СССР (37 фото)
Почему к талибам плохо относились в плену
В самом начале Афганской войны, официальная статистика не регистрировала никакой жестокости по отношению к пленным боевикам. Причиной всех зверств по отношению к душманам стала жестокость, с которой они относились к пленным советским солдатам. После восстания в лагере для военнопленных, Бадабере, где побег закончился провалом, отношение к плененным афганцам изменилось лишь в худшую сторону. Военнослужащие СССР превратили жизнь душманов в сущий ад, таким образом мстили за погибших сослуживцев.
Афганские моджахеды
(mujahiddin)
— члены нерегулярных вооружённых формирований, мотивированных радикальной исламской идеологией, организованных в единую повстанческую силу в период гражданской войны в Афганистане в 1979—1992 гг. Формировались с 1979 г. из числа местного населения с целью ведения вооруженной борьбы против интервенции СССР и экспортированного Советским Союзом «просоветского правительственного режима» Бабрака Кармаля и Наджибуллы.
Часть афганских моджахедов после окончания войны в середине 1990-х годов пополнила ряды радикального движения «Талибан», другая — отряды Северного Альянса.
Слово «моджахед» арабского происхождения («муджахид», множественное число «муджахиддин», буквально означает «борец за веру»), одновременно являясь наименованием участника джихада или повстанца.
Советские войска и афганские власти называли их душманами ( враг), а советских солдат афганцы именовали шурави (советский). Советские солдаты также употребляли жаргонное слово «дух» — производное от «душман».
Моджахеды, как и гражданское население, носили традиционную афганскую одежду (рубахи, черные жилетки, чалма или паколь).
— Главной линией и основой политической платформы в пропаганде идеологии моджахедов была декларация основного принципа: «Долг каждого афганца — защищать от неверных свою Родину — Афганистан и свою веру — священный ислам».
— Духовные и политические лидеры моджахедов уделяли особое значение ведению политической пропаганды и агитации в рядах вооруженных формирований и среди местного населения. Политическими партиями моджахедов и зарубежными спонсорами на эти цели тратились значительные средства.
— Известно, что в результате ведения массовой антисоветской пропаганды духовенством и оппозиционными лидерами, тотальной безграмотности и необразованности местного населения, подавляющее число моджахедов — вчерашних дехкан не могли иметь фактического и объективного понимания намерений СССР в Афганистане и целей присутствия ОКСВА. Эти обстоятельства оказывали существенное влияние на рост народного недовольства и положили начало масштабной партизанской войне.
— В пропагандистской борьбе за поддержку местного населения моджахедами была одержана безоговорочная победа.
Каждый год численность членов вооруженных формированиях моджахедов начиная с конца 1979 г. — момента ввода ОКСВА, росла с внушительной геометрической прогрессией. К моменту вывода ОКСВА в 1989 г. она превышала 250 тысяч ополченцев.
На всем протяжении войны 1979—1989 гг. в правительственных кругах, в рядах командования армии, МГБ, МВД ДРА, среди местного населения моджахеды имели широко разветвленную и хорошо организованную разведывательную сеть.
Целью ведения вооруженной борьбы моджахедов с ОКСВА, государственной властью и вооруженными силами ДРА являлось вывод советских войск и свержение «просоветского правительственного режима» в Афганистане.
Ахмад Шах Масуд | Исмаил-хан | Абдул Али Мазари |
Себгатулла Моджаддеди | Бурхануддин Раббани | Гульбеддин Хекматиар |
* СоюзникиСамые боеспособные партии моджахедов
Моджахеды не были однородны, отряды состояли из большого количества мелких соединений, командиры которых часто воевали не только с советскими войсками, но и между собой. Причина — различный национальный состав (пуштуны, таджики, узбеки, хазарейцы, чараймаки, нуристанцы и др.) и религиозный (сунниты, шииты, исмаилиты), разные источники спонсорской помощи.
Крупнейшая их коалиция — созданное в мае 1985 года суннитское «Исламское единство афганских моджахедов», или «Пешаварская семерка»
, куда входили шесть пуштунских и одна таджикская группировка (лидер таджикской партии «Джамиат-и ислами» Бурхануддин Раббани после вывода советских войск стал президентом Афганистана).
Существовала также военно-политическая организация шиитских моджахедов — «Шиитская восьмерка»
, базировавшаяся в Иране.
— командующие различными по численности формированиями вооруженной оппозиции, постоянно базировавшимися непосредственно на территории Афганистана. Осуществляли вооруженное противодействие действующей официальной власти ДРА, правительственным войскам и присутствию ОКСВА. В случае тактической необходимости вступали в контакты с представителями правительства ДРА, заключали временные соглашения по различным вопросам.
Известны случаи, когда полевые командиры со своими отрядами переходили на сторону народной власти. Основная масса ожесточенно сражалась, под знаменами «Альянса семи» или «Шиитской восьмерки». Были и командиры независимые от политических партий.
Наиболее известными и влиятельными являлись — Ахмад Шах Масуд
, отряды которого действовали в Панджшерском ущелье и долине Чарикар, на стратегической трассе Хайратон — Кабул — в районе перевала Саланг.
Исмаил-хан
— контролировал запад страны,
Джелалуддин Хаккани, Юнус Халес
— Восток,
Саид Мансур, Устад Фарид, Абдул Сайяф, Абдул Хак, Саид Джарган
— Центр,
Мулла Маланг, Мулла Накиб
— Юг,
Мохаммад Башир, Абдул Басир, Кази Кабир, Абдул Вахоб, Мохаммад Вадуд
— Север.
В ряды моджахедов также вливались выходцы из других стран мира, особенно из Саудовской Аравии, контингенты из Алжира, Иордании, Египта, Бангладеш, Филиппин, группы малой численности из Марокко, Франции, Англии.
Основными зонами военной активности являлись районы городов:
* Кандагар, Лашкаргах — на юге; * Алихейль, Ургун, Гардез, Шахджой — на юго-востоке; * Джелалабад, Асадабад, Асмар, Биркот, Суруби — на востоке; * Баглан, Кундуз, Ханабад, Талукан, Кишим, Файзабад — на северо-востоке; * Герат, Фарах — на западе; — 5 мсд
* Панджшерское ущелье, долина Чарикар, Пагман — центральная часть Афганистана; * Вдоль границы с Пакистаном и Ираном находилось несколько крупных опорных баз и укрепрайонов моджахедов, неоднократно занимаемых в ходе войсковых операций советскими войсками в период Афганской войны 1979—1989 г. Наиболее известными из таковых считаются: * Джавара — провинция Пактия. * Тора-Бора — провинция Нангархар. * Кокари-Шаршари — провинция Герат.
Другая причина жестокости
Афганские душманы в советском плену
Содержание пленных афганцев доставляло одни неприятности и проблемы. Некоторые из войск специального назначения позже признавались, что пленных боевиков и вовсе нет никакого смысла держать. Все как и в случае с языками — немецкими солдатами-пленниками, во время Второй мировой войны. Пленных брали ради информации и чем больше пленник знал, тем дольше мог прожить. Известны случаи, когда военнопленных боевиков и вовсе не кормили, потому что не хотели расходовать продовольствие, с которым и так было туго.
Наказание — смерть
Что ждало афганских моджахедов в советском плену
Сослуживцы наказанных солдат, ясное дело, выражали сочувствие и требовали смягчения сроков. И это несмотря на то, что немыслимая жестокость войны превышала все возможные пределы. Вряд ли после такого можно надеяться, что солдаты смогут проявить милосердие к и без того, безжалостному противнику.
Кто такие моджахеды?
Собираются формирования из местных мужчин, которые не задействованы в регулярной армии. Естественно, армия моджахедов требует постоянного и немалого финансирования, поэтому они часто заинтересованы в переделе власти и сфер влияния. Кроме афганских существуют еще сирийские и чеченские формирования.
Моджахеды в специальных лагерях и тюрьмах
Пленных предпочитали не брать, как со стороны афганских боевиков, так и со стороны советских солдат. И если такое случалось, то содержание пленника в некоторой степени зависело от его статуса, или звания. Большинство моджахедов содержали в обыкновенных тюрьмах, где допросы с пристрастиями были нередки. Но не везде было так страшно для пленных афганцев.
Если пленник-моджахед действительно был полезен, его помещали в специальный лагерь для содержания. Не применяли к ним физических пыток и наказаний, так как те были нужны для обмена пленными. Это было более-менее гуманное содержание. Войны не бывает без насилия, и трагические события во время Афганской войны это доказали, согласны?
Особенности деятельности чеченских моджахедов
Представленные группировки были образованы во время первого вторжения РФ на территорию Чечни в 1994 году. В этот период российские войска должны были взять под контроль непризнанное образование — Чеченскую республику Ичкерию. Однако радикальное движение, которое требовало отделения от РФ и формирования собственного государства, не хотело сдаваться. Чеченские моджахеды развернули активную деятельность не только в своем регионе, но и на всей территории России.
В их деятельности главное место занимали и занимают до сих пор террористические акты и диверсионные операции. Надо отметить, что чеченские радикальные формирования до сих пор являются очень опасными и продолжают свою «освободительную войну».
Моджахеды и талибы: в чем сходство и различия?
19 лет назад афганские моджахеды одержали победу над Красной Армией. Чем они похожи на появившихся после талибов?
28 апреля отмечалась 19-я годовщина победы моджахедов над силами Красной армии в Афганистане. Моджахеды 80-х годов и нынешние талибы могут говорить о священной войне, но их понимание джихада сильно различается.
Учитывая, что борьба за ресурсы, а не борьба за идею и есть главная цель джихада, борьба моджахедов сконцентрировалась в Кабуле, столице страны, где находятся все ресурсы страны, а также посольства иностранных государств.
Согласно описаниям историков с 1920-х, годов женщины и девочки побежденного населения считались дополнением к трофеям для участников войска. Например, в дневниках историка блокады Кабула войсками Катиба Хазара в 1929 году написано, что победившие моджахеды потребовали список зарегистрированных в школах города девочек, чтобы предоставить их войскам. Это лишь подтверждает негласное правило, что женщины и девочки являлись частью всего, достававшегося победителям.
В забавном инциденте в документальном фильме Сабура Брэдли «Экстремальный турист» талибы увидели плакат Рембо в доме одного из афганских бодибилдеров, фаната Сильвестора Сталлоне. Не имея никаких познаний за пределами закона Шариата, талибы подумали, что Рембо член семьи и сказали спортсмену: «Пусть твой брат отдаст нам свой пулемет». Уверения, что Рембо является вымышленным персонажем кино, не сработали на талибов, которые позже арестовали бодибилдера.
Создание государства для талибов является приоритетной задачей, так как без него, законы шариата невозможно соблюдать. Если моджахеды боролись за ресурсы, то талибы борются за религию.
Выбор столицы, которую они перенесли в Кандагар, лишь подчеркивает отличительный подход к состязанию. Как уже упоминалось, в Кабуле было сосредоточено все национальное богатство, а также иностранные посольства.
Бесконечная борьба моджахедов за город, что привело к десяткам убитых, и безразличное отношение к зданиям, которые они без устали бомбили, основывалась на мысли, что город достанется для разграбления одной из сторон конфликта.
Талибы же обесчестили Кабул, перенеся столицу в более бедный Кандагар.
Все, встречавшиеся с лидерами талибов, отмечают полное безразличие к материальным ценностям или социальным символам иерархии. Встречи проводили, сидя на полу, стирая все признаки иерархии, которые всегда учитывались как часть афганского этикета.
Иронично, что именно об этом мечтали коммунисты в 1978 году. Но в таком религиозном обществе, уравнительная политика могла придти исключительно как часть религиозной доктрины. С талибами к власти пришли афганские крестьяне, которые теперь руководят более образованными слоями общества. Это тоже является уходом от традиции.
Борьба за ресурсы в классическом понимании, в отличие от борьбы за государство с законом шариата до степени обеспокоенности о длине волос мужчин в паховой области – это то, что отличает традиционных моджахедов от талибов.