Кто такие мордва и откуда они взялись и их религия
От кого произошла мордва?
Мордва древнее славян
Мордовское языческое капище божества Пурьгинепаза
Несмотря на то, что мордва-небольшой народ, который не гремел на исторической арене последние тысячу лет, их история более древняя, чем у славян.
Впервые мордва упоминается у готского историка Иордана, в перечислении завоеванных народов империи Германариха, вместе с другим финно-угорским народом «меря», дословно Merens и Mordens
Традиционные ритуалы мордвы
Откуда произошла мордва?
Кроманьонцы Русской равнины эпохи отступления ледника
Атланто-балтийский тип (сверху)
Эрзя напротив преимущественно сохранили типы характерные скорее для Польши или Германии: западно-балтийский, атланто-балтийский.
Удлиненные пропорции тела, длинные конечности, легкий скелет, долихоцефалия.
Они выходцы из другого региона, скорее всего это потомки групп населения из германо-славянской общности, которые приняли финно-угорский язык и верования или же изолянты, которые сохранили исходный индоевропейский тип, проживая в труднодоступных районах.
Мордовский воин спасает свою невесту от обских угров
Мордва тесно контактировала с иранским миром, о чем свидетельствуют многочисленные параллели в языке и языческой религии, по всей видимости, скифо-сарматский мир теснейшим образом соприкасался с мордвой, а затем им на смену пришли славяне и балты, которые также очень много «наследили» в культуре эрзя.
В домонгольской Руси записаны случаи военных конфликтов и не всегда успех был на стороне русичей, а уже войско Батыя пополнил вождь эрзя Пуреш, который прошел с ним до Германии, о чем остались многочисленные свидетельства, однако там Пуреш взбунтовался и решил покинуть войско монгол.
Те сделали вид, что отпускают его, как выполнявшего достойно свой долг, но затем они догнали эрзян и истребили их всех.
После занятия этих земель Россией, мордву стали насильно крестить, что до 20 века приводило к массовым восстаниям, которые подавлялись исключительно жестоко.
Периодические кровавые чистки мордвы приводили к тому, что они расселялись подальше от своих территорий и ассимилировались с русскими.
Какая вера у мордвы
Далеко не все знают, что Мордовия — это родина святого праведного воина контр-адмирала Ушакова. Так жемчужиной религиозной архитектуры Мордовии является самый большой православный храм в Поволжье, освещенный в его честь.
Это кафедральный собор, находящийся в Саранске. Он способен принять до 3000 человек и здесь хранятся его мощи. Всего же в наше время на территории республики насчитывается 42 православных монастыря и около 650 храмов.
Эти сведения позволяют легко ответить на вопрос: к какой религии относиться мордва? В наше время это православие.
Мордва делится на два субэтноса: мокша и эрзя
Мордва (мордвины, мордовцы) — это финно-угорский народ. Две составные части мордовского народа — мокша и эрзя. Говорят представители этих субъэтносов на мокшанском и эрзянском языках, относящихся к мордовской подгруппе финно-угорских языков. Таким образом, мордовский язык имеет два диалекта.
Оба мордовских субъэтноса имеют свои этнографические группы: эрзян — шокша и терюхане, мокшан —каратаи. Проживают, в основном, в Российской Федерации: около трети — в Мордовии, а также в сопредельных областях — Нижегородской, Пензенской, Тамбовской, Рязанской, Самарской, Московской.
Ареал расселения мордвы в Волго-Уральском регионе. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года. Мордва — это коренное население Российской федерации. Фото: upload.wikimedia.org
В Мордовии много сел со смешанным населением, но есть населенные пункты, где проживают исключительно мордва, русские и татары. Есть несколько украинских хуторов. Эта информация позволяет понять: какая религия у мордвы главенствует.
На сегодняшний день это православие, кроме того в республике также проживают приверженцы народной эрзянской веры, ислама, лютеране и молокане. Кроме того, в татарских сёлам имеются общин приверженцев ислама.
Это мешает однозначно сказать: какая вера у мордвы доминирует. Так, например, в Мордовии распространен культ предков, остатки которого можно видеть в подробностях погребальных обычаев, поминок.
Вплоть до XX века здесь сохранился обычай при основании нового кладбища первого покойника хоронить стоя и с посохом в руках.
После этого его дух становился хозяином погоста (калмонь кирди — «покровитель кладбища» или калмо-ава — «мать кладбища»). У мордвы сохранились ещё местами моляны — остатки прежних языческих жертвоприношений, отчасти христианские праздники приурочены к ним.
Девушка мокша, девушка эрзя, мордвинская семья. Фото: goturist.ru
В эрзянских селениях особо было развито черничество. Чернички — это молодые девушки с некоторым прошлым, покрывшиеся чёрным платком и навсегда отказавшиеся от замужества; они запираются в кельях, чтобы молиться и читать богоугодные книги.
Однако у мордвы черники не пользуются лестной репутацией. Среди них имеются проповедники новых учений, поскольку сектантство очень было распространено среди мордвы. Так, например, здесь нашли свое пристанище «духовные христиане: молокане и духоборы.
Мордва, в большинстве своем, двоеверы
Многие туристы и любители этнографии спрашивают: какая вера была у мордвы до христианства? Такой религией историки и религиоведы называют «национальную эрзянскую веру».
Это этническая религия народа эрзя, одного из субэтносов мордвы, в которой главенствуют дохристианские семейно-родовые и общинные аграрные культы. При этом большинство мордвы (субэтнос мокшане) уже в основном утратили прежние верования, исповедуя православие.
Эрзяне же остаются двоеверами — во время Пасхи, Троицы, Рождества, Крещения, а также в дни престольных праздников проходят моления языческим покровителям. Исключительно национальную веру, по некоторым оценкам, исповедуют менее 2% эрзян.
Обряд зажигания эрзянской родовой свечи Штатол. Если мокша практически на 100% является православной, то эрзя во многом придерживается своей древней религии. Фото: upload.wikimedia.org
Какую религию исповедуют мордва в наше время можно понять, узнав, что христианизация мордвы Русской церковью была в целом завершена в XVIII веке.
Шёл этот процесс нередко насильственным образом. Последнее общенациональное моление (озкс) было разогано русскими войсками в селе Чукалы (ныне Большеигнатовский район Мордовии) 23 сентября 1629 года. Кроме того по указанию православных священников вырубались священные рощи (керемети) как места поклонения.
Из-за этого многие язычники бежали на Урал и в Заволжье (Нижегородская, Самарская и Ульяновскаяобласти), поэтому в диаспоре верования сохранились лучше, чем в самой Мордовии.
В 1806 — 1810-е годы произошло последнее языческое восстание (в нынешней Нижегородской области) под руководством Кузьмы Алексеева, прозванного «Мордовским богом Кузькой».
Современные эрзяне наряду с христианскими сохраняют представления о подземных, земных и небесных божествах (паз) и духах (азор): бог-творец Нишке, боги солнца (Чи паз), грома (Пурьгине-паз) и молнии (Ендол паз).
Выделяются образы праматерей (ава): матери жилища, двора, хозяйственных построек, леса, воды, ветра (Вармава), огня, покровительницы полей (Норовава), плодородия и т. д. (таковы ведявы — богини вод, любви и плодородия).
Власти Мордовии поддерживают возрождение древней мордовской религии
Сельской общине в Мордовии покровительствует дух-велень кирди азорава. Известен образ избранного богом человека (эрзян кирди) в качестве посредника между народом и богами. Почитаются предки (покштят бабай) и полулегендарные мордовские цари-инязоры.
Носителем зла считается шайтан (заимствование из ислама). В отличие от соседних марийцев или чувашей среди эрзян, даже в сельской местности, практически не осталось «чистых язычников».
Эрзянский обрядовый праздник «Раськень Озкс», 2004 год. Обрядовый праздник «Раськень Озкс» признан в Мордовии фициально. Фото: ljplus.ru
Профессиональных жрецов-озатя у мордвы не было уже к XVIII веку, молениями в поле или в периодически назначаемом общиной доме руководили выборные мужчины и женщины.
После долгого перерыва, первое общественное моление с жертвой быка и птицы верховному богу Нишке (Инешкипазу) состоялось в 1991 году в лесу у деревни Тавла.
В 2004 году президент Мордовии издал указ о присвоении языческому общереспубликанскому молению «Раськень Озкс» во вторую субботу июля в селе Чукалы Большеигнатовского района, наряду с Днем славянской письменности и культуры, государственного статуса и обеспечение его бюджетным финансированием
Около 80% мордвы считает себя православными
Какая вера у мордовского народа главная невозможно понять, не изучив историю православия, которое доминирует в республике. Так первый православный храм в Мордовии был возведен в 1591 году в Пурдошевском Рождество-Богородичном монастыре, при этом православные приходы здесь существовали и ранее.
Известен преподобный монах Матфей, основавший в XVI веке Щацкую Чернееву пустынь, который за свою миссионерскую деятельность получил прозвище «мордовский апостол».
Преподобный Матфей Чернеево-Шацкий, основатель Николо-Чернеевского монстыря. Преподобный Матфей считается просветителем мордвы. Фото: 151722.selcdn.ru
С 1628 по 1710-е гг. в Православие чаще всего переходили татарские и мордовские мурзы, приобретавшие таким образом титулы русских князей и крупные имения с многочисленным крестьянством.
В XVIII в. крестились уже целые деревни. В конце XVII в. распространение христианства среди мордвы приняло массовый характер. В эпоху владычества ордынцев мордовская земля входила в состав Сарской епархии, затем в Крутицкую, а с 1593 г.
Понизовье, в том числе междуречье Суры и Мокши, вошли в состав Патриаршей, позднее Синодальной области
В начале XX века на территории современной Мордовии насчитывалось около 5 тысяч священно- и церковно-служителей (вместе с семьями) и около полутора тысяч монахов и монахинь, не считая лиц, живших в монастырях на испытании.
В XX в. Православие в Мордовии пережило самые тяжелые времена, сравнимые с эпохой римских гонений. Массовое преследование верующих и священнослужителей началось с 1924 г.
Первыми были закрыты Кимляйский и Знаменский монастыри, в обоих случаях — в результате карательных экспедиций ЧК. К началу Великой Отечественной войны на территории республики не осталось ни одного православного прихода.
Саранский собор св. прав. Феодора Ушакова. Большинство жителей Мордовии считает себя православными. Фото: drevo-info.ru
Процесс духовного возрождения в республике начался с введением в СССР перестройки. 8 июня 1990 года была создана Саранская епархия.
В наше время в составе епархии числиться 6 монастырей; 150 приходов, домовых церквей и часовен при министерствах, ведомствах и организациях; 148 клириков.
Более 80% населения Мордовии считает себя православными.
В Мордовии присутствуют общины «духовных христиан»
Далеко не многие знают, что такие выдающиеся представители русского православия как патриарх Никон и протопоп Аввакум. Именно поэтому ещё с самого начала раскола в Русской церкви на территорию Мордовии стали прибывать группы староверов.
Кроме того, двоеверие мордвы способствовало тому, что здесь получили большое влияние различные христианские секты.
Молокане. 1870-е годы. До революции в Мордовии большое влияние имели различные секты «духовных христиан». Фото: upload.wikimedia.org
Начиная с первой половины XIX века, среди мордвы начинают распространяться молоканство и духоборчество. В начале XX века Мордовские молокане, ожидавшие конца света, во множестве уходили на Кавказ к горе Арарат.
Именно тогда там образовываются русско-мордовские поселения. Закавказская мордва называет молокан-прыгунов «кирнявницят» — от мордовского слова «прыгать». Среди мордвы появляется и направление молокан-субботников.
На территории Мордовии в селе Шоржи мордва до сих пор сохранила свои обычаи и язык, уже будучи молоканами-прыгунами и молоканами-субботниками, которые даже сменили свои прежние имена на ветхозаветные.
В наше время количество «духовных христиан» в республике невелико. Оно исчисляется десятками человек. Кроме того, здесь также практически отсутствует влияние католицизма и протестантизма. Если католики здесь практически не присутствовали изначально, то протестанты имели некоторое влияние в 1900-е годы и в конце перестройки в СССР.
В наши дни протестантизм в республике исповедуют считанные единицы, несмотря на активную миссионерскую деятельность его представителей. Этим Мордовия отличается от других российских регионов, где в последнее время протестанты активно работают.
В Мордовии ислам исповедуют, в основном татары
Около 5% населения Мордовии — приблизительно 46 тысячи человек — исповедуют ислам. В Мордовии в каждом из 58 татарских сел действуют мечети. Обычно ислам в республике исповедуют татары (субэтнос мишарей), этические мокша и эзря считают себя православными. Мусульманские поселения разбросаны по всей территории Республики Мордовия, а наиболее компактно живут в Темниковском и смежных с ним Пурдошанском, Ельниковском районах.
В исторических документах XIV–XV веков эта территория называется Мещерская земля, или просто Мещера. Другим районом компактного проживания татар Мордовии, и на сегодня более многочисленным, является Лямбирский и смежные с ним Ромадановский, Инсарский, Рузаевский районы.
Семья мишар начало XX век. В Мордовии ислам исповедуют татары-мишары. Фото: upload.wikimedia.org
Приверженность части мордвы к Исламу отмечалась путешественниками средневековья. Так, фламандец Г. Рубрук, совершив путешествие в Монголию в 1253 — 1255 гг., писал, что мордва, под которой он понимал мордву-эрзю, являются мусульманами.
В период существования Казанского ханства Ислам восприняли многие представители мордовской феодальной знати. С конца XVII века царское правительство активизирует политику крещения татар; не крестившиеся служилые князья и мурзы лишались своих поместий и крепостных.
В начале ХХ века на территории Мордовии появились последователи нового исламского течения — джидизма.
В рамках борьбы с религией, которая была развернута в 1920 — 1930 е гг. советской властью в Мордовии, практически полностью были уничтожены не только все мечети и медресе Мордовии, но репрессированы, расстреляны или сосланы все имамы и другие служители мусульманского культа.
До второй половины 1980 х гг. мусульманская община республики находилась на нелегальном положении. Возрождение ислама в Мордовии началось только после развала СССР.
Мечеть села «Лямбирь». В Мордовии мечеть есть практически в каждом татарском селе. Фото: islam-rm.com
Необходимо отметить, что в целом для Мордовии характерен межконфессиональны мир. Здесь многие столетия не возникали конфликты на религиозной почве. Связанно это как с удаленность.
Мордовии от мировых религиозных центров, так и от присущего мордве двоеверия, которое позволяет использовать в быту элементы разных религий. В наши дни в республике доминирует православие, и другие религии занимают в ней положение религиозного меньшинств.
Мордвины – двуединый народ России
Мордва – колоритный народ России, сохраняющий богатое культурное наследие и свою историю. Они принадлежат к финно-угорским племенам, что по сей день помнят старинные обряды и верования, поклоняются языческим божествам и духам. Поразительно, но у мордвы нет своего языка, хотя литература существует. Сам же народ разделяется на два субэтноса – мокша и эрзя.
Как ни странно, но представители этих народностей сильно отличаются друг от друга – даже внешне. Тем не менее, все мокшане с любовью относятся к своей родной земле, традициям и знаниям, полученным от предков. Что особенного открывает нам их история? Как живут мокша в наше время?
Значение этнонима мокша
Название народа мордва является довольно молодым. Оно впервые появляется в русских источниках прошлого столетия, поэтому вернее обратить внимание на этнонимы двух субэтносов, составляющих основу мордвинов. Слово “мокша” оказалось весьма сложным для исследователей. По сей день нет единого мнения, что оно могло означать.
Как считает большинство историков, оно может быть связано с индоевропейским старинным словом, означавшим “освобождение”, “освобождённые”. Но от кого или чего освободились мокшане? Эта загадка так и остаётся без ответа. Также существует предположение, что мокша – народ, получивший своё название от местного гидронима.
Однако есть и иные гипотезы. Например, о том, что мокшане могли получить своё именование от санскритского слова “мекша”, что значит “течь”, “утекать”. Впрочем, мне и здесь кажется, что речь идёт о реке на территории земель этих племён.
Хрымов Виктор Дмитриевич «Мокшанка», 1955 год
Местонахождение: Мордовский республиканский объединенный краеведческий музей имени И.Д. Воронина,
Республика Мордовия, Россия
История мордвы
Как считают археологи, зарождение и формирование мордвы как народности приходится на времена Городецкой культуры, что относится к VII веку до нашей эры – II веку нашей эры. Изначально становление племён происходило на территории центра современной России, части Чувашии и Мордовии.
В этот период земли были захвачены скифскими кочевыми племенами, принадлежавшим к иранской группе народов. Нельзя исключать, что именно они стали прародителями новых народностей, таких как мокша и эрзя. Появление новых племён было результатом постоянного взаимодействия кочевников со славянскими, персидскими, тюркскими народами.
Семья мордвинов, 1901 год
Времена принудительной христианизации оказались непростыми для мордвы. Многие представители народа не хотели отказываться от древних верований, которых придерживались многие поколения. Именно поэтому мордвины начали уходить в отдалённые уральские регионы, где никто не стал бы им мешать соблюдать свои ритуалы и исповедовать давнюю религию.
Несмотря на то, что многие восстания мордовцев были подавлены, народу удалось отстоять свои права. Сегодня у мокшан и эрзян наблюдается возрождение национальных традиций, повышается интерес к их культуре.
Мордовская культура
Хотя мокша и эрзя считаются одним народом, эти представители мордвы совсем не похожи друг на друга. У них разные языки, существенные различия во внешности. Большинство мордвинов принадлежит к европеоидному типу, однако встречаются и типажи с тюркскими, скандинавскими примесями.
Даже традиционная одежда у мокшан и эрзян значительно отличается. Мокшанки носят штаны и рубаху, которую подвязывают поясом. Она значительно короче, чем одежда эрзянок, что едва ли не касается пят. Но, пожалуй, главной отличительной чертой является головной убор. Эрзянские женщины предпочитают надевать кокошники-сороки с двумя “рожками”, а вот мокшанские красавицы любят просто повязывать на голову платок или шаль.
Эрзянская женщина в «сороке», 1914 год
Фото: Армас Отто Вайсанен
Место съемки: Шентала, Бугульминский (сейчас Шенталинский) район, Самарская область, Россия
В записях русских путешественников прошлых веков нередко отмечается, что мордвины живут значительно лучше соседних племён. У них был разумно обустроен быт, они умели строить надёжные и тёплые жилища, занимались земледелием.
Часто отмечалось сходство мордовских и русских изб, однако дома мокшан и эрзян всегда смотрят окнами в сторону двора, а не на улицу. Также само жилище нередко располагалось в центре двора.
Мордвинский крестьянин
Старина и наше время
Мордвины не слишком тяготели к украшениям, хотя в женском костюме присутствуют элементы вышивки, использование декоративных деталей. Наибольшего развития среди декоративно-прикладных ремёсел у мордвы получила резьба по дереву.
Многие обычаи старины сохранились и по сей день. Мордвины стараются помнить и соблюдать свадебные и семейные обряды так же, как это делали их предки. Конечно, некоторые особенности культуры уходят в прошлое.
На фестивале эрзянской этинческой культуры Раськень Озкс, 7 июля 2010 года
Место съемки: село Чукалы, Большеигнатовский район, Республика Мордовия, Россия
© Erzianj jurnalist / ru.wikipedia.org
Например, сегодня мордва уже не практикует создание брачных союзов между взрослыми женщинами и юными мальчиками. До XIX века этот обычай воспринимался нормально, и в нём не было ничего предосудительного – просто семье необходима была помощница, а потому юношу сватали за женщину, что была значительно старше его.
Говорят, что даже сегодня в некоторых мордовских сёлах существует черничество, что принадлежит к одним из самых старинных принципов жизни. Черничками называли себя девушки, отказавшиеся от замужества и покрывшие свои головы чёрным платком. Свою жизнь они посвящают молитвам, однако не пользуются лестной репутацией среди земляков.
Владимир Маковский «Крестьянка», 1897 год
Этюд к картине мордовская свадьба
Местонахождение: Романовский музей, Кострома, Россия
Мордва – народ, что и сегодня хранит таинственные знания предков, старается сберечь и приумножить культурное наследие. Этот народ сложно рассматривать как единый этнос, ведь две его составляющих так сильно отличаются друг от друга. Мокша и эрзя – такие разные его представители, что сплочены единой историей и родственными связями, что проходят через много поколений.
Мордва — колоритный и “упрямый” народ России
Среди финно-угорских народов России самым многочисленным является мордва. Это — коренной этнос Восточной Европы, имеющий сложную и богатую историю, до наших дней хранящий самобытные культурные элементы. Назвать мордву однородным племенем было бы в корне неправильно. В этом и заключается уникальность народа — он разделён на два ярко выраженных и сформированных направления: народности мокша и эрзя.
Такое раздвоение порождает массу вопросов, точные ответы на которые исследователи и сегодня не могут дать. Как появились представители мордвы? Являются ли мокшане и эрзяне разными народами или они — части одного целого? Что хранит прошлое мордвы?
Две составляющих мордвы
Относительно принадлежности мокшан и эрзян к мордве есть немало противоречивых мнений. Само происхождение этнонима “мордва” является загадкой. Как утверждают представители Финно-угорской организации Эстонии, мнение советских учёных о том, что мокша и эрзя — лишь субэтносы одной народности, в корне неверно.
Поразительно, но ни те, ни другие себя мордвой не называют. Более того, у каждого из этих племён свой литературный язык, свои особенности менталитета и культуры. Казалось бы, не может возникнуть и мысли об объединении этих народностей в одну. Однако есть немало оснований в пользу единства двух таких несхожих племён.
Мордовская семья из Казанской губернии, 1870 год
Официально термин “мордва” стал использоваться с начала прошлого века. По сути, чаще всего его употребляли русские, а не представители данного народа. Это и стало аргументом при создании названия для округа. В 1928 году его решено было именовать Мордовским, поскольку этнонимы “мокша” и “эрзя” были известны далеко не всем, а вот “мордва” уже стало весьма используемым словом.
Если же взглянуть на исторические документы, сохранившиеся до наших дней, то и вовсе появляется интересное предположение о происхождении мокшан и эрзян. Дело в том, что впервые термин “мордва” встречается у историка Иордана.
Позднее, уже в древнерусских летописях, можно увидеть этот этноним, что появляется с IX века. А вот с XII столетия упоминается и об эрзя. Не исключено, что мокша и эрзяне стали ответвлениями одного мордовского народа, а потому не стоит разделять их на отдельные народности.
В. Е. Маковский «Крестьянка» (1897). Этюд к картине мордовская свадьба
Название и характер народа
Есть предположение, что происхождение слова “мордва” восходит к древнеиранскому наречию, означает “человек, мужчина”. Мне не раз приходилось встречать народы, значение названий было бы подобным, а потому и эту версию можно считать вполне обоснованной.
О предках современных представителей мордовского народа, писали самые разные путешественники и исследователи. Многие отмечали мордву как два племени, что логично, учитывая особенности этого народа.
В книге Гийома де Рубрика “Путешествие в восточные страны Плано Карпини и Рубрика”, вышедшей в середине XIII века, рассказывается следующее:
“К северу находятся огромные леса, в которых живут два рода людей, именно: Моксель, не имеющие никакого закона, чистые язычники. Города у них нет, а живут они в маленьких хижинах в лесах”.
Мордовский народ оставил яркий отпечаток в истории, причём не столько великими свершениями, сколько своим нравом и выдающимися личностями, являвшимися представителями этого этноса. До сих пор существуют поговорки “упрямый как мордвин”, “мордовский гвоздь — сучок” и т.п.
Классики русской литературы, в частности, Максим Горький, нередко упоминали о мордве, отмечая добродушие, мудрость и особенный подход к делам у этого народа. Сегодня изучением мокшан и эрзян занимаются этнопсихологи, а один из них, В.Г.Крысько, отмечает следующее:
“У мордвин высоко развито чувство национальной гордости, но они предпочитают, чтобы прежде всего отмечали их индивидуальные заслуги и личное достоинство”.
Формирование мордовского народа
На заре своего становления мордовские племена занимали территории Цнинско-Окско-Сурского междуречья. Это были обширные земли, что принадлежали древним мордвинам до IV века.
Позднее начинается переселение народов, и к мордве присоединяются племена, выдвинувшиеся с Нижнего Примокшанья и Средней Оки. За счёт уплотнения этнос разрастается, приобретает новые черты. Через пару столетий мордовские поселения уже находятся на берегах Волги, что говорит о стремительном расселении племён.
Одна из групп мордвы переселилась в бассейн Нижней Оки. Этот переход стал основой для формирования другого этноса — муромы. Позднее мурома попадает под славянское влияние, что становится началом ассимиляции. Незначительная часть народа приобщилась к мокшанам.
Две мордовки в национальных костюмах на картине 1842 года.
На мой взгляд, нельзя исключать, что, сложись история Руси иначе, мокшанские и эрзянские общины могли бы сплотиться ещё теснее, и тогда вопросов об их единстве уже не возникало бы.
До XIII века происходил тесный культурный обмен этих народов, однако монголо-татарское нашествие значительно затормозило процессы, а этносы стали развиваться в своего рода изоляционных условиях, попав под влияния разных племён.
Но наиболее заметным в культуре мордвы является русский аспект. Обрусение, как утверждают историки, стремительно происходит за счёт стремления помещиков установить собственные правила на занятых землях.
Для строительства деревень на мордовские земли привозили русских работников, что впоследствии составили часть смешанного русско-мордовского населения. Впрочем, были и положительные моменты: за пределами Нижнего Новгорода мордовский народ практически не знал крепостного права, оставаясь свободными плательщиками ясака.
Народы Восточной Европы в конце IX — начале X вв. Мордва — на крайнем востоке карты
Сегодня в мире насчитывается около 800 тысяч представителей мордвы, большая часть которых проживает на территории Республики Мордовия, в Пензенской, Самарской, Оренбургской областях. Многие современные мокшане и эрзяне гордятся принадлежностью к этим этносам, стараются сохранить старинную культуру своих предков.
Мордва нашего времени — это люди, что прекрасно осознают: наше успешное будущее строится на прошлом опыте, уважении к традициям и истории тех, кто передал свои традиции, верования, уклад жизни.