Кто такие нефоры в махачкале
Их называли нефорскими.
В среду, 6 июля, в Советском районном суде Махачкалы состоялось рассмотрение иска двух местных жительниц, задержанных в июне в столичном кафе «Дом 15». Они требовали признать незаконными действия начальника отдела участковых уполномоченных Советского РОВД майора полиции Абакара Раджабова.
Напомним, помимо истцов в тот день были задержаны и доставлены в отдел полиции ещё 23 человека. На всех составили административные протоколы за нарушение режима самоизоляции.
– Как вы сами объясняете агрессивное задержание? Вы нарушали общественный порядок? – поинтересовался судья.
– Нет. Как я уже сказала, многие считают, что в кафе собирается неформальная молодёжь. Может, поэтому. Это был не первый раз, сотрудники уже несколько раз туда неожиданно приходили, – ответила истец.
– Короче, туда лучше не соваться?
– Да нет, нормальное место.
Раджабов на первое заседание не явился, а на втором объяснил задержания тем, что ни у кого из задержанных не было документов. «На само руководство кафе тоже был составлен протокол, так как в это время был пик коронавируса. Они (истцы) просто не хотели, чтобы на них составили протоколы, хотели сбежать», – заявил ответчик. Он добавил, что при осуществлении мероприятия представился, а незадержание других гостей объяснил тем, что у них имелись паспорта, из-за чего протоколы составлялись на месте. Всё это истцы отрицают. Они утверждают, что им не позволяли снимать происходящее на камеру, на что Раджабов ответил, что в использовании телефонов никого не ограничивал.
Представитель ответчика (УМВД по Махачкале) Рамазан-Эфенди Рамазанов сказал, что не представлялось возможным на месте определить установочные данные доставленных людей, а делать это «с их слов» нельзя. «У нас есть база АДИС Папилон, с помощью которой через отпечатки пальцев можно определить, то ли это лицо», – пояснил Рамазанов, считая, что действия полиции считает соответствующими законодательству и не противоречащими Конституции РФ.
На это возразил Рамазанов: «Это выступление министра содержало конкретные данные, вытекающие из административной практики в Дагестане. Если остальные не были привлечены, значит, какие-то данные были установлены, и состава правонарушения не было. Но изначально были основания полагать, что в их действиях был состав преступления».
В итоге судья Шуаев отказал в удовлетворении иска и признании незаконными действий майора Раджабова. Истцы намерены обжаловать данное решение в Верховном суде РД.
Розовый парик вместо хиджаба. Дагестанская «неформалка» Нина Церетилова — о суде за детей, домашнем насилии и о том, каково быть другой в традиционном патриархальном обществе
Казалось бы, неформалы остались где-то далеко в нулевых. Однако в Дагестане неформалами могут называть людей, которые выглядят и живут не по религиозным канонам, принятым большинством. Сейчас Нине Церетиловой 33 года, большую часть из которых она жила по исламским обычаям и носила хиджаб. А четыре года назад отказалась выглядеть как большинство — на смену традиционной одежде пришли короткие стрижки, пирсинг и татуировки. Яркая внешность стала поводом для непонимания — сейчас бывший муж Нины пытается отсудить у нее право воспитывать детей. Нина рассказала, как старается быть свободной в ортодоксальном обществе и о том, чего достаточно, чтобы стать в нем нефором.
О традициях и выборе
Я росла не в самой классической исламской семье в Тверской области. Мой папа аварец и мусульманин, а мама русская христианка, она не поменяла религию после замужества. В семье я жила недолго, большую часть времени меня воспитывала моя русская бабушка. Но спустя 17 лет брака папа глубоко ушел в религию — решил, что мне надо покрыться [носить хиджаб]. Сложно сказать, что после этого исламские традиции в семье полились через край. Но папа заставлял совершать намазы [молитвы] и всячески способствовал тому, чтобы я тоже была религиозной. Странно, что двух моих братьев эти новые правила не касались — их ни к чему не принуждали. Видимо, корень зла был в женской половине семьи.
Так, с 12 лет я начала носить хиджаб и папа устроил меня в исламский институт в Дагестане.
Это довольно типичная ситуация, когда отец вместо классической школы отправляет девочку в такое заведение, чтобы она получила традиционное мусульманское воспитание. Считается, что чем раньше это сделать, тем лучше. Все предметы касались религии. Там не было светского образования, к которому мы привыкли в обычных российских школах.
Ты полностью погружаешься в обучение, где впитываешь установки, что если сделаешь что-то не по канонам, это будет грех. С моей стороны не было протеста. В 12 лет человек еще ребенок, даже не подросток. Плюс я способна к адаптации, и всё это мне казалось верным и правильным. Даже несмотря на то, что моя мама ходит в христианскую церковь, а я что-то другое транслирую. Мама меня не переубеждала и дала возможность быть другой.
Мое следование традициям — выбор отца, общества, в котором я находилась, но не мой личный. Поэтому путь к себе у меня был очень долгий, из-за того, что в раннем возрасте меня отправили учиться в такое заведение.
Через три года, после учебы в исламском институте, я вернулась в Тверскую область, где жили родители, и год ничем не занималась. Потом директор увидела меня и маму на дне города и предложила вернуться в школу. Я согласилась. Но даже когда я училась в обычной школе, то единственная носила хиджаб и полностью транслировала традиции. В поселке совершенно не было людей, которые ходили бы так же, как и я. Это не мешало мне вести активный образ жизни в школе, я была старостой. Иногда носила одежду ярких цветов, а в платке могла пойти на сельскую дискотеку.
О замужестве, которое обернулось насилием
Если бы папа заставлял меня выйти за какого-то старого мужчину, который мне неприятен, я бы, конечно, противилась. Но я встретила будущего мужа, когда мне было 14, и меня засватали. Для папы, наверное, всё это приняло выгодную форму — мой будущий муж мусульманин, отец был очень рад этому.
В 18 мы поженились, а через шесть лет я ушла от мужа. Было множество факторов, но основной — насилие: он бил меня, даже когда я была беременна.
Многие поддерживают бывшего мужа, потому что в их семьях происходит то же самое. Осуждают, что я говорю об этом. Их логика такова: терпело старшее поколение — терпи и ты, раз вышла замуж.
Люди поддерживают здесь очень тесные связи между собой. Родственники — бабушки, дедушки, тети, дяди — и соседи. С одной стороны, это сплоченность, а с другой — люди постоянно оглядываются друг на друга. Для них важно, что скажут и подумают окружающие. И это веками складывалось, так что сложно воспринять ситуацию по-другому, если рассматривать ее с точки зрения дагестанского менталитета.
Некоторые оправдывают жестокость религией.
Существуют хадисы пророка — можно сказать, предписания. Если жена тебя не слушается, сначала отлучи ее от постели. А потом можешь взять палочку и побить ее по определенным частям тела. Это часто используется как аргумент.
Традиции здесь играют большую роль, чем законы. Хоть я живу в Дагестане, а Дагестан входит в состав Российской Федерации, — мы приходим в суд и мой бывший муж не стесняясь говорит, что у него две жены, одна официальная, другая нет. И судья никак на это не реагирует. Было бы такое возможно в другой части России?
О том, как сняла хиджаб и почему было непросто от него отказаться
Мы разошлись с мужем, когда мне было 24 года, а хиджаб я сняла в 29. Есть примеры, когда девочки выходят замуж и их заставляют носить хиджаб. Потому что муж может диктовать такие условия.
Решение снять хиджаб было не спонтанным, я очень долго перед этим пыталась разобраться в себе.
Я видела разные варианты: мою маму, которая жила по-другому, совершенно разных друзей — и мусульманок, и атеисток, и христианок. И пыталась научиться жить, не оглядываясь на общественное мнение, понять, чего хочу. Я больше не хотела быть тем, кем меня назвали.
Я долго этого не делала из желания уберечь детей, боялась, что они могут пострадать из-за моей позиции. Продолжала носить платок — просто накидывала его или повязывала назад. Я довольно жесткий человек, и мне бы мало кто осмелился что-то сказать. Но я боялась, что кто-то будет внушать детям, что я сделала что-то неправильное. Правда, в один момент стало совсем сложно. Я понимала, что не могу больше предавать себя.
Религия здесь ни при чем. Просто это моя внутренняя потребность — не выглядеть как все. Жизнь в целом достаточно посредственная и серая, хочется разбавить ее яркими красками. Первое время я красила волосы в разные цвета или носила совсем короткую стрижку. Это был остаток того, что в свое время я не была бунтующим подростком. Но я быстро это добрала, и всё прошло.
Мои дети ходили в школу с религиозным уклоном. Когда они только поступали туда, а я приходила в школу с татуировками и короткой стрижкой, никто из учителей меня не осуждал. Но когда я пришла в школу на линейку и 95% мам были покрытые, а я отличалась, — естественно, ко мне было пристальное внимание.
Отношение детей зависит от того, что им транслируют дома, в том числе говорят, как относиться к людям, которые отличаются от них внешне. Ведь сами по себе дети не воспринимают тебя по твоей внешности — им важнее твоя энергетика, как ты с ними общаешься.
Моим детям всё интересно, и им было очень любопытно. Дочь, например, даже хвасталась, что у нее молодая мама, у которой татуировки и необычный цвет волос. Но когда родственники бывшего мужа говорили, что это неправильно, дети начинали задумываться.
Я транслирую свободу самовыражения и показываю детям, что они имеют право на увлечения, могут отличаться от других и не стоит относиться враждебно ко всему изначально. Учу дружбе, верности, честности и открытости. Я даю максимально возможные инструменты, чтобы у детей был выбор. Спрашиваю, что им нравится — какими хобби они хотят заниматься, будь то музыка, рисование или что-то еще.
О дагестанских неформалах
Я не до конца понимаю, почему меня называют неформалом. Ведь кажется, что этот термин никто уже давно не использует.
Создается ощущение, что мы застряли в 1990-х. Люди слушают ту же музыку, смотрят те же клипы и фильмы, что и во всем мире, — и видят в них совершенно разных людей. Но когда встречают на улице человека, который как-то отличается от них, всеми способами пытаются продемонстрировать, что абсолютно этого не принимают.
Когда я надеваю спортивный костюм кислотного цвета или джинсы, иногда представляю, что я турист. И то, как мне особенно было бы неприятно и тяжело понять, почему некоторые люди показывают на меня пальцем или смеются и почему так происходит.
Здесь не нужно прилагать больших усилий, чтобы выделяться. У меня есть подруга, у которой темные волосы и круги под глазами. Такая особенность внешности. Некоторым этого достаточно, чтобы называть ее нефором — готкой, эмо. Хотя, казалось бы, она не настолько ярко одевается и у нее не кричащая внешность. Знаю парня, который очень любит читать, но не рассказывает об этом друзьям. Потому что в почете иметь груду мышц и лезть в драки.
В Махачкале катастрофическая ситуация с мусором. Местная компания вывозила мусор на незаконный полигон, а в конце 2020 года перестала работать — и город утонул в отходах, которые не убирали неделями. Пункты сбора были только для галочки, всё свозили на полигон. В итоге близлежащие села тонут в мусоре, который или жгут, или закапывают, или бросают в реки.
Один мой знакомый встал на улице с картонкой, на которой было написано «Есть вещи поважнее нефоров», и предложил решать действительно важные экологические проблемы. На него обрушилось столько хейта, что ему пришлось удалить не только пост, но и свою страницу из инстаграма на время.
Он иногда ходит в «Дом 15», который считается рассадником нефоров. Это такое общественное пространство, куда может прийти любой желающий, независимо от взглядов. Там есть кафе, проходят выставки и творческие вечера. Туда часто приходят дизайнеры и художники, которые, вероятно, выглядят как-то иначе, и поэтому считается, что это показательное место. Раз ты туда ходишь — значит неформал.
В Махачкале несколько раз отменяли фестивали аниме. Я сама не была там ни разу, но слышала. Возможно, логика противников аниме в том, что это яркие и нереалистичные мультики и персонажи в них такие же и очень похожи на нефоров. Скорее это какой-то триггер сработал, вряд ли кто-то глубоко разбирался в содержании. Это как «Дом 15»: даже если ты там не был и не знаешь, кто туда ходит, всё равно осуждаешь.
Вот такое разделение внутри общества на своих и чужих. В Дагестане часто находят поводы для того, чтобы провести это разделение. Даже в религиозном плане.
Например, есть классическое духовенство, это официальное направление религии. Они толерантные и спокойно доносят свои идеи. И есть, например, радикалы, которых можно узнать по усам, особо выбритым, и подвернутым штанам, у них своя трансляция религии. Радикалы не считают своими братьями и сестрами представителей классического направления.
Я знаю многих ребят, которые не смогли жить по местным обычаям и уехали отсюда. Но здесь также много людей, у которых пожилые родители, или они замужем, или у них, как у меня, бизнес, и они не могут отсюда переехать. Быть не таким как все, но хотеть тут жить и развивать свой край — очень энергозатратная позиция здесь.
Думаю, если бы я изначально строила свой бизнес и заявляла о себе как о свободолюбивом человеке, вряд ли он пошел бы в гору. Когда я открывала магазин, не считалась неформалом, и о том, что это мой проект, решила рассказать только недавно.
В магазин приходят самые разные люди. Девушки в хиджабах, возможно, покупают даже больше, чем остальные, — потому что хотят выражать себя, хотят красиво наряжаться, но не всегда это так просто, если они покрытые. В Дагестане очень развито многоженство, а это значит, что ты всегда должна быть лучше другой жены. Это постоянное соревнование и постоянная гонка, в которой победителя никогда не будет.
О суде
Процесс очень трудоемкий и длится уже год. (Конфликт начался зимой 2020-го, когда бывший муж Нины Магомед увез тринадцатилетнего Мухтара, десятилетнюю Марьям и семилетнего Ибрагима к себе, ничего не сказав их матери. Тогда детей удалось найти с помощью полиции. Это повторилось снова — и Нина подала в суд иск об определении места жительства детей и порядка общения. — Прим. ред.)
Мое дело — не только дело моих детей. Оно уже стало известным, а значит, показательным. Если отсудить у меня детей, таким образом можно сказать другим женщинам: сидите ровно на своих местах, вы ничего не добьетесь.
То, что написано в заключении после первых судов, — полнейший абсурд. У меня татуировки, пирсинг, короткая стрижка и, может быть, цветные волосы — и поэтому я не могу воспитывать своих детей, потому что «не соответствую образу многодетной матери». Но разве детям будет лучше с человеком, у которого две жены, он не содержал детей, задолжал алиментов на 800 тысяч рублей и избивал беременную жену?
Больше двух месяцев я не видела детей. По моей информации, бывший муж, пользуясь тем, что он стандартный дагестанец, получил поддержку от случайного незнакомого человека, который нашел его в инстаграме и предложил отвезти детей к нему. Он без раздумий согласился. Но затем тот человек либо устал помогать, либо побоялся, что ему грозит какое-то наказание по закону, потому что мной были предприняты действия. И сейчас дети раскиданы по родственникам мужа, их сим-карты выкинули в первый же день, они давно не были в школе. С отцом они не живут, потому что квартира небольшая и в ней находилось бы одновременно девять человек. Я боюсь навредить детям и жду ближайшего суда, чтобы понимать, что дальше делать. Уверена, что они и так напуганы, им наговаривают что-то про меня. Позиционируется всё так, будто дети сами от меня сбежали. Но это не правда.
Хожу из одной инстанции в другую, но ничего не сдвигается. Потому что он отец, а законы не работают. Но все прекрасно знают: я буду продолжать бороться.
Поддержать Нину, следить за развитием событий или просто узнать больше о неформальном Дагестане можно в ее блоге в инстаграме.
Дагестан и аниме или как неадекваты мероприятие сорвали
Громкое название конечно, надеюсь что и пост не будет уступать.
25.11 в Махачкале должен был пройти аниме-фестиваль AniDag, который проходит уже не первый год. Вечером субботы в на своей странице Instagram дагестанский шоумен Эльдар Иразиев опубликовал следующий пост:
Тут же поднялся шум в комментариях и директора театра закидали жалобами, после чего мероприятие было ОТМЕНЕНО.
Вот дальнейшие посты в инсте по этому поводу:
Так же вот что произошло далее (текст с новостного сайта, отдельно ссылки в конце поста):
» В Махачкале задержали организатора аниме-фестиваля
О доставлении в участок Советского РОВД Махачкалы Саиды Тучаловой сообщает правозащитница Светлана Анохина. Как стало известно РИА «Дербент», Саиду Тучалову, организатора аниме-фестиваля в Аварском театре Махачкалы, доставили в РОВД 25 ноября в 20:07. По закону гражданина не могут удерживать в полицейском участке больше трёх часов без предъявления обвинения, однако по состоянию 23:30 Тучалова продолжала находиться в отделении полиции.
. P.S. Саиду Тучалову выпустили из РОВД, девушка была в отделении полиции со своей матерью. По словам Светланы Анохиной, с Тучаловой взяли объяснительную. Между тем, объяснительная полагается в случае совершения правонарушения, в чём же подозревают Тучалову пока неизвестно»
ссылка на пост в вк: ссылка
П****Ц (извините за мой французский, по-другому никак)
Я человек из другой страны (привет Беларусь!), однако эта новость зацепила настолько, что пишется пост на всеобщее обозрение.
Итак, что мы имеем: аниме-фестиваль, который расшатывает духовные скрепы, взращивает геев и трансвеститов (если же ты у нас такой гомофоб, то где в перечислении лесбиянки, или пока тебе нравится, пусть будут?), портит молодежь и делает из них отщепенцев, а с другой стороны бравый люд, что стенка на стенку идет за гаражами да пивом заливается в подъездах (суждение основано на » кто неподалеку подтягивайтесь, скоро выйдет одна сценка «Дагестан против Нефоров», которая и призывает подобную братву. Можно вывести человека из двора и сделать шоуменом, а двор из него никогда не вывести).
И не забудем то, что организатора фестиваля задержали и доставили в участок за правонарушение. Это вообще никакими словами не удается описать. Я только надеюсь, что в ходе разбирательства ее правозащитник в пух и прах разгромит обвинение и они смогут взыскать за сорванный фестиваль и моральный вред по полной.
Вот где самый настоящий ФАШИЗМ. Но власти конечно пофиг. «Это другое»
Обезьяны что с них взять. С ветки только слезли и мозгов своих нет.
А обязательное ношение хиджаба скоро введут?
И человек вот в так костюме имеет что-то против аниме? Он не шизофреник случайно?
В Махачкале такое устраивать,это не стальные,а как минимум титановые яйца нужно иметь.
Всем привет) Немного ясности в пост. Я являюсь одним из организаторов и меня не задерживали, а попросили пройти в ровд что бы написать объяснительную, все прошло спокойно и мирно. Забавляли их вопросы «Тучалова? И что вы натворили?» а мы даже ничего и не успели натворить )
Не по-мусульмански всё это, так что запретить.
Берете все самые злостные комменты с призывами к убийству и изнасилованию, оскорблениями, подаете групповой иск за разжигание вражды к группе лиц и угрозы. Описываете моральные страдания и все такое.
Я только надеюсь, что в ходе разбирательства ее правозащитник в пух и прах разгромит обвинение и они смогут взыскать за сорванный фестиваль и моральный вред по полной
Когда-то давно, когда ислам только-только начинался, один исламский деятель написал всем последователям веры, как надо себя вести и что надо делать, чтобы быть правоверным мусульманином.
Все мусульмане с тех пор следуют этим заветам. Беда в том, что в то время аниме не было.
Христианству, чтобы перерости свои детские болезни и комплексы потребовалось почти 1000 лет. Думаю, лет через 500 ислам сможет примититься с фиолетовыми волосами.
Что вы лезете в чужую хату? Наведите порядок у себя в городе/дворе. Через пять лет вашего сына Кончита Вюрдс засватает потом за голову возьмётесь.
«Стрессовая ситуация». Старшеклассники напали на оператора телеканала после инцидента в школе в Махачкале
Оператор республиканского телевидения Дагестана получил незначительные ушибы во время съемки в школе, где в понедельник, 11 октября, один из учеников нанес смертельное ранение однокласснику. В настоящее время оператор вернулся к работе, сообщил ТАСС представитель телекомпании.
Ранее в соцсетях появилась информация о том, что на оператора РГВК «Дагестан» было совершено нападение во время съемок в школе №51, где в понедельник один из учеников девятого класса смертельно ранил ножом своего одноклассника.
По его словам, здоровью сотрудника телеканала ничего не угрожает.
В Махачкале уволили директора школы, где ученик зарезал одноклассника
Директор и замдиректора школы № 51 в Махачкале, где в понедельник один из учеников напал на своего одноклассника, уволены. Об этом сообщили ТАСС в Минобрнауки республики.
Ранее сообщалось, что пострадавший школьник умер в больнице.
Уголовное дело возбудили по факту убийства ученика одноклассником в школе Махачкалы
ТАСС, 11 октября. Следователи возбудили уголовное дело после нападения ученика с ножом на сверстника в школе Махачкалы. Об этом ТАСС сообщили в следственном управлении СК по Дагестану.
По информации СК, школьник смертельно ранил ножом одноклассника во время драки.
В ведомстве добавили, что в ходе следствия будет дана правовая оценка действиям должностных лиц из числа руководства школы, а также лица, сбывшего баллончик с газообразным веществом, несовершеннолетним. На место ЧП выехало руководство следственного управления и следственная группа из числа сотрудников СУ СК по Дагестану.
Отцы и дети (new edition)
Вчера, проезжая по району Перово, случайно увидели на тротуаре пёструю толпу подростков. Наши дети увлекаются анимэ, поэтому мы с первого взгляда определили принадлежность тусовки.
Фото на ватсап доче, и вот она уже летит на крыльях счастья: не смотря на отсутствие компании (подружки ещё не вернулись с дач/морей) и отсутствие толкового костюма (лапки-ушки не считаем). Фестиваль откладывался несколько раз сами-знаете-почему.
Мы стоим, решаем, что делать: она-то сюда доберется, но. во-первых, она одна, во-вторых, абсолютно домашний ребенок, который и в лагере-то не был ни разу, в-третьих, это ее первый выход в развлекательное место типа клуба, в-четвёртых, она, в конце концов, ещё совершенно несовершеннолетняя).
Решаем остаться и понаблюдать.
Сначала смешно: мальчики и девочки в цветных париках, с пластиковыми ушами и мечами. Хорошо, если в недорогом костюме с али, а то ведь часто и в самодельной одежде (плащ из полотенца? не вопрос!)), в разнообразном мэйкапе, в образах от секси до «какашечки», как мы ее определили))
Но знаете, потом ты как-то сначала привыкаешь (ждали ее почти полтора часа), а затем. начинаешь находить симпатичные мордашки девчонок, проглядывающие сквозь цветные прядки, замечаешь как себя ведёт большинство из них, слышишь разговор двух ребят, сидящих рядом. И отношение меняется.
И вдруг мы с мужем начали рассуждать какой персонаж подошёл бы ему и какой тип персонажа выбрала бы я ))
Потом пришла дочка и мы ретировались.
Не знаю: хорошо это или плохо. Время, наверное, покажет.
Мику на фестивале
Путешествие в Россию
По подростковым воспоминаниям. 1996 год. Чтобы навестить родственников, наша семья предпринимает попытку вырваться из Азербайджана в Россию через Чечню. Нас сопровождает армянка с детьми. Что это значит, в связи с Карабахским конфликтом, нужно понимать. Говорить об этой поездке тяжело и страшно до сих пор.
Мы с братом не спали всю ночь перед той поездкой. Это было такое романтическое развлечение. Мама заставляла ложиться спать в 21.00 по Баку, в 20.00 по Москве, а мы тайком слушали радио, записывали понравившуюся музыку на кассеты. И вот, решили отметить предстоящее путешествие ночью без сна.
Не помню, на чём мы с утра добирались до автобуса, который вёз до Губы. Хотелось, чтобы он вёз до Геймановки. Жара в автобусе стояла страшная. С нами в путь отправилась женщина, с двумя детьми. Кажется, до Тбилисской.
Иногда возвращались к маме. Мама наотрез отказывалась давать взятку пограничникам. Проводник всё обещал проводить через орешник, за плату. Отказались. Какой-то кучерявый черноволосый парень ворковал, что, ничего, ничего, скоро подойдёт товарняк, и вот тогда, уеду я в страну свободы, говорит, Россию, он ворковал о живописных полях, лесах и реках России, о том, какие красивые в России девчонки, и мне становилось всё тоскливее.
После событий в Сумгаите фамилия с окончанием «ан» или «ян» считалась небезопасной для жизни. Я хорошо помнил, как пришёл во второй класс и обнаружил, что все армяне, которых в классе училось не меньше азербайджанцев, куда-то пропали, все до единого. А родители запрещали произносить на обществе такие слова как «Карабах», «армяне» и «ЕрАзы» (Ереванские Азербайджанцы, бежавшие из Армении). И мы, дети, слушались. Помню, как-то бегал по коридорам в школе мальчишка с палкой, которую воображал автоматом, наставлял на всех и кричал: «Бах-бах, Карабах!» Я пришёл домой и повторил. Что тут началось.
На российской границе мы тоже простояли сколько-то часов, пока, наконец, нас не пропустили туда, где реял триколор. И я радовался этому триколору, стране свободы, и вместе с тем оставался в душе осадок, чувство, что произошло что-то очень неправильное: здесь полагалось реять алому знамени Советского Союза.
Наступил вечер. Наняли машину, что-то вроде УАЗика, которая перевезла нас через Самур. Водитель также ворчал по поводу развала страны. Мы прибыли в одноимённый населённый пункт. Там, в Самуре, дагестанцы нас уложили спать в конюшне с комарами, сеном и запахом навоза. Жгли спирали от комаров. Хозяева, поившие чаем, нам сочувствовали и говорили, что не желали распада СССР.
Наутро на электричке отправились в Махачкалу. Парень-полукровка рассказывал нам в пути о национальностях Дагестана.
В Махачкале пришлось полдня ждать поезда. Белилами была нанесена на бетонный забор надпись: «Голосуйте за Зюганова, трезвого, не пьяного!» Очень хотелось, чтобы все проголосовали за Зюганова, и всё вернулось.
Толковали люди в поезде о том, что партия, возможно, ещё вернётся, и всех посадят. О том, что люди не хотели распада Советского Союза, за них всё решили.
Наконец, Минводы. Кто-то играет на вокзале в дурака. Я поймал бабочку-пестрянку, ужасно гордый, что не испугался синильной кислоты, которая в ней содержится. До вечера в Минводах ждали.
Кропоткин. Встречали рассвет. Автобус до Тбилисской. Родные резные ставни на деревянных станичных домиках, плитка из мелких квадратиков на дорожках и разноцветные заборы. Приехал дядя Жора, отвёз в Геймановку.
Об этом путешествии в Россию тяжело и страшно рассказывать до сих пор.
Источник фото вокзала в Гудермесе: Интернет