Кто такие селки мифология
Шелки (Селки) – мифические люди-тюлени
Шелки (Селки, англ. Selkie) – в фольклоре жителей Шетландских и Оркнейских островов люди-тюлени, морской народ. Согласно шотландской мифологии, шелки являются морскими фэйри, родственниками русалок и сирен.
Шелки (Селки) – миролюбивый и добрый народ, обладающий необычайной красотой. По древним поверьям, эти мифические существа когда-то были людьми, которых за свои тяжелые преступления сослали в пучину морскую. Отсюда и постоянная их тяга к суше. Воздух им жизненно необходим, поэтому раз на 9 дней «шотландские русалки» ступают на твердую землю.
Когда шелки выходят из воды, то сразу сбрасывают свою тюленью шкуру, принимая вид красивых юношей и девушек с роскошными темными волосами и карими глазами.
Шелки существа миролюбивые и добрые, но за все свои обиды могут отомстить. Чаще всего их месть проявляется в виде перевёрнутой рыбацкой лодки или неожиданно начавшегося шторма.
Существует поверье, что если выкрасть сброшенную шкуру существа – оно останется на суше. Более того, любой нашедший её парень или девушка, вправе требовать супружества. Впрочем, шелки тоже часто ищут себе партнёра среди людей. Дети в таких союзах рождаются с маленькими перепонками между пальцев и обладают целительными способностями. Брак шелки и человека, как правило, длится не очень долго.
Согласно преданию, любой человек может вызвать шелки, уронив семь слезинок в воду, во время прилива.
Существует древняя легенда о шелки. В ней сказано, что один рыбак, прогуливаясь по берегу, стал свидетелем купания молодых людей. Подкравшись поближе, он увидел множество тюленьих шкур на песке. Поддавшись соблазну, рыбак украл одну из них. Вдоволь накупавшись, молодые люди превратились в тюленей и уплыли далеко в море, оставив на берегу одну прелестную девушку, чьей шкурки не нашлось. Напрасными были её мольбы к рыбаку. Парень сразу же влюбился в девушку и взял её в жены. Так и жили они вместе, но душа девушки, всё равно стремилась в море. Как-то младшая дочь спросила у матери: «Что это лежит у нас в сарае – такое коричневое с полосками?». Женщина, позабыв обо всём, тотчас бросилась туда. Она схватила шкуру и устремилась в сторону моря. Отплыв от берега, она наткнулась на лодку, в которой сидел её муж. Только по взгляду узнал рыбак свою жену, но было уже поздно. С тех пор женщину никто уже не видел.
Существует множество иллюстраций и картинок шелки. Они стают героями сказок и легенд.
В 2014 году, мир увидел мультфильм о шелки – «Песнь моря» (англ. Song of the Sea), снятый Томом Муром. В нем повествуется о последней оставшиеся шелки («селки») и её путешествии к морю.
Морской народ шелки – мифология
Словом «шелки», или «селки», на Оркнейских и Шетландских островах называют тюленей, но необычных. Считается, что это сущности – морской народ, и они, когда нужно, превращаются в людей.
Происхождение шелки
Роаны (ирландский вариант), селки, селчи, ше(э)лки — всё это названия удивительного морского народа. О них рассказывается в мифах Оркнейских и Шетландских островов. И трудно отличить обычного тюленя от этой сущности.
На Оркнейских островах люди верят, что так называют больших тюленей – они принимают облик людей. У маленьких нет такой магической способности.
В противовес этому на Шетландских островах считали, что крупные тюлени — другие магические сущности, и называются они «финфолки». А обычные тюлени – «шелки».
Согласно одному из мифов о происхождении данных существ, такие морские фейри потомки людей. Они изгнаны в море, потому что совершали преступления. Но их постоянно тянет на сушу.
Когда существо выходит на берег, то сбрасывает шкуру и превращается в безумно красивых женщину либо мужчину. Считалось, что, если у понравившейся селки украсть шкуру, то вернуться обратно в воду существо не сможет.
Но у детей того, кто возьмет такую сущность в супруги, будут перепонки между пальцами и способности целителя.
В других мифах их называют «падшими ангелами». На Шетландских островах мифических существ, предпочитавших жить рядом с человеком и взаимодействовать с ним, считали ангелами, которые хорошие для преисподней, но ужасные для небесного царства.
Как выглядят оборотни-тюлени
Находясь в воде, сущность практически ничем не отличается от тюленя. Есть разница в размере, но однозначного способа найти шелки среди тюленей нет.
В одной легенде говорится, что превращаются в людей сущности когда захотят, и для этого выбираются на берег. По другим преданиям делать это, когда захочется, они не могут.
Приверженцы этой теории утверждают, становятся людьми оборотни-селки два раза в месяц: на полнолуние и новолуние. Во всех легендах сверхъестественные существа описываются как добрые, но боязливые и миролюбивые.
В человеческом облике красивые. Женщины-оборотни не ищут связи с земными мужчинами. Им это не нужно, становятся женой обычного человека тогда, когда украдена шкура.
В преданиях женщины описываются как идеальные жены и матери, среди земных женщин таких нет. Однако всю человеческую жизнь шелки мечтают убежать. Если найдут тюленью шкуру, наденут и уйдут обратно в море. Ни дети, ни семья, ни отношение мужа сущность не удержит.
Мужчины-шелки сами ищут встречи с простыми женщинами, тем тяжело устоять перед соблазном – сущности необычайно красивы. Известны истории, когда дамы, замужние и несчастливые в браке, искали этой связи. Чтобы призвать его, просто роняли в море 7 слезинок.
Легенды о селки (роанах)
О данных магических существах большое количество легенд. Говорят, что описываются реальные события, поэтому вероятен факт, что селки существовали.
Скептики считают такие доказательства недостоверными. И то, что найдены останки полулюдей-полутюленей, которые любители сверхъестественного принимают за родственников русалок, для них не подтверждение.
История Траилла Деннисона
Траилл Деннисон уроженец Оркнейских островов, в конце XIX века считался собирателем фольклора. Поведанная им история случилась с родственницей, поэтому имя он изменил. Главная героиня – взрослая женщина и принадлежала к одному из старых семейств на островах.
Она полюбила слугу, но боялась, что отец узнает о чувствах и лишит наследства. Поэтому пришлось ждать, когда отец умрет, после призналась любимому и они поженились. Но супруг оказался не тем человеком, которого полюбила с первого взгляда.
Ночью женщина пошла на берег моря, заплакала и проронила в воду 7 слезинок. Когда стало подниматься из-за горизонта солнце, перед женщиной появился шелки. Он спросил, чего она желает, и сказал, что появится во время следующего прилива либо отлива.
Героиня регулярно встречалась с сущностью. Окружающие удивлялись тому, как она изменилась – стала доброй, веселой, родила детей. Однако у всех на руках и ногах были перепонки. Их обрезали, но появлялись новые.
Это не единственная история из цикла легенд, где повествуется о любви между селки и земными женщинами либо мужчинами. Сюжет популярен в Средние века.
Селки-помощники
Есть легенды, описывающие не только романтические отношения между людьми и морскими существами. Некоторые истории рассказывают, что селки спасали людей, когда те оказывались в трудных ситуациях на море.
Одна произошла к западу от острова Шетландского архипелага Папа Стоур. Это любимое место селки, где они сбрасывают шкуры и веселятся в облике людей. Однажды охотники подкараулили их, оглушили, забрали шкуры и уже собирались уплыть, но поднялся сильный шторм.
Охотники похватали добычу и ринулись на корабль. Но одному места не хватило. Мужчина остался со шкурой на берегу. Из пучины появились новые тюлени, они в ужасе смотрели на товарищей, стали приводить в чувство. После заметили, что среди них находится человек.
Мать одного селки подошла к человеку и попросила отдать сыну «одежду». И пообещала, что взамен он довезет человека до земли. Охотник согласился, но попросил сделать в шкуре отверстия, чтобы держаться за них. Оба выполнили договор.
Селки, или шелки, — удивительные мифические существа, обитающие в морской пучине. Неизвестно, умеют современные тюлени превращаться в людей или нет. Но если и способны, вряд ли станут демонстрировать это людям.
Шéлки (Сéлки, англ. Selkie) — мифические существа из шотландского и ирландского фольклора (в Ирландии их называют роаны), морской народ, прекрасные люди-тюлени. Легенда имеет схожесть с русской сказкой (Царевна-Лягушка).
Внешне похожи на тюленей с карими глазами. Добрые, нежные и грациозные. Тюленьи шкуры позволяют им жить в море, однако они время от времени должны выныривать, чтобы глотнуть воздуха. По некоторым источникам, шелки — потомки людей, изгнанных в море за свои проступки. Вот почему их так тянет на сушу. Могут выходить из воды один раз в 9 ночей. Когда выходят из воды, сбрасывают с себя тюленью шкуру и принимают человеческое обличье, превращаясь по рассказам в темноволосых красавиц или юношей. Если парень или девушка найдёт сброшенную шелки шкуру, то может принудить шелки к супружеству. Дети от таких браков рождаются с перепонками между пальцев ног и обладают целительными способностями. Но такой брак, как и в случае с русалками, часто длится очень недолго.
Шелки часто сами ищут себе пару среди людей. Если человек найдёт на берегу красную шапку, это означает, что им заинтересовалась шелки. И если он принимает предложение, то должен выйти на следующий день на закате к берегу, где ему явится шелки.
Шелки представляются как миролюбивые и добрые существа необыкновенной красоты, но могут отомстить за обиды, вызывая шторм или переворачивая рыбацкие лодки.
Шелки можно вызвать, сев ночью на камень у воды и уронив в воду семь слезинок.
Сказка гласит, что некий рыбак шел по берегу и вдруг услышал звонкий смех. Он подкрался поближе и увидел купающихся в море молодых людей. Неподалеку на песке лежали тюленьи шкуры. Рыбак стащил одну из них.
Когда все остальные перекинулись в тюленей и уплыли, на берегу осталась одна прелестная девушка. Она умоляла рыбака отдать шкуру, но тот полюбил девушку с первого взгляда и взял её в жены.
Они стали жить вместе и были счастливы, но жену рыбака словно что-то тяготило: она порой с тоской поглядывала на море. Как-то младшая дочка спросила её, что такое лежит в каменном сарае — такое серебристое, с коричневыми полосками. Женщина бросилась в сарай, схватила шкуру и устремилась к морю. Когда она отплывала от берега, навстречу ей попалась лодка, в которой сидел рыбак. Он поглядел на тюленя и узнал взгляд жены, но было уже поздно.
Шелки
Шелки
Основное имя
Альтернативные имена
Происхождение
Места обитания
Сторона
Содержание
Этимология названия
The Scots word selkie is diminutive for selch which strictly speaking means «grey seal» (Halichoerus grypus). Alternate spellings for the diminutive include: selky, seilkie, sejlki, silkie, silkey, saelkie, sylkie, etc.
The term «selkie» according to Alan Bruford should be treated as meaning any seal with or without the implication of transformation into human form.
W. Traill Dennison insisted «selkie» was the correct term to be applied to these shapeshifters, to be distinguished from the merfolk, and that Samuel Hibbert commited an error in referring to them as «mermen» and «mermaids». However, when other Norse cultures are examined, Icelandic writers also refer to the seal-wives as merfolk (marmennlar).
There also seems to be some conflation between the selkie and finfolk. This confounding only existed in Shetland, claimed Dennison, and that in Orkney the selkie are distinguished from the finfolk, and the selkies’ abode undersea is not «Finfolk-a-heem»; this notion, although seconded by Ernest Marwick, has been challenged by Bruford.
There is further confusion with the Norse concept of the Finns as shapeshifters, «Finns» (synonymous with finfolk) being the Shetlandic name for dwellers of the sea who could remove their seal-skin and transform into humans according to one native correspondent.
In Gaelic stories, specific terms for selkies are rarely used. They are seldom differentiated from mermaids. They are most commonly referred to as maighdeann-mhara in Scottish Gaelic, maighdean mhara in Irish, and moidyn varrey in Manx («maiden of the sea» i.e. mermaids) and clearly have the seal-like attributes of selkies. The only term which specifically refers to a selkie but which is only rarely encountered is maighdeann-ròin, or «seal maiden».
Мифология
Шелки — мифические существа из шотландского и ирландского фольклора (в Ирландии их называют роаны), морской народ, прекрасные люди-тюлени.
Внешний вид и поведение
Внешне похожи на тюленей с карими глазами. Добрые, нежные и грациозные. Тюленьи шкуры позволяют им жить в море, однако они время от времени должны выныривать, чтобы глотнуть воздуха. По некоторым источникам, шелки — потомки людей, изгнанных в море за свои проступки. Вот почему их так тянет на сушу. Могут выходить из воды один раз в 9 ночей. Когда выходят из воды, сбрасывают с себя тюленью шкуру и принимают человеческое обличье, превращаясь по рассказам в темноволосых красавиц или юношей. Если парень или девушка найдёт сброшенную шелки шкуру, то может принудить шелки к супружеству. Дети от таких браков рождаются с перепонками между пальцев ног и обладают целительными способностями. Но такой брак, как и в случае с русалками, часто длится очень недолго.
Шелки часто сами ищут себе пару среди людей. Если человек найдёт на берегу красную шапку, это означает, что им заинтересовалась шелки. И если он принимает предложение, то должен выйти на следующий день на закате к берегу, где ему явится шелки.
Шелки представляются как миролюбивые и добрые существа необыкновенной красоты, но могут отомстить за обиды, вызывая шторм или переворачивая рыбацкие лодки.
Шелки можно вызвать, сев ночью на камень у воды и уронив в воду семь слезинок.
Шотландская легенда
Many of the folk-tales on selkie folk have been collected from the Northern Isles (Orkney and Shetland).[14]
In Orkney lore, selkie is said to denote various seals of greater size than the grey seal; only these large seals are credited with the ability to shapeshift into humans, and are called «selkie folk». Something similar is stated in Shetland tradition, that the mermen and mermaids prefer to assume the shape of larger seals, referred to as «Haaf-fish».
Selkie wife and male lover
A typical folk-tale is that of a man who steals a female selkie’s skin, finds her naked on the sea shore, and compels her to become his wife. But the wife will spend her time in captivity longing for the sea, her true home, and will often be seen gazing longingly at the ocean. She may bear several children by her human husband, but once she discovers her skin, she will immediately return to the sea and abandon the children she loved. Sometimes, one of her children discovers or knows the whereabouts of the skin. Sometimes it is revealed she already had a first husband from her own kind. Although in some children’s story versions, the selkie revisits her family on land once a year, in the typical folktale she is never seen again by them. Sometimes the human will not know that their lover is a selkie, and wakes to find them returned to their seal form.[citation needed] In one version, the selkie wife was never seen again (at least in human form) by the family, but the children would witness a large seal approach them and «greet» them plaintively.
Male selkies are described as being very handsome in their human form, and having great seductive powers over human women. They typically seek those who are dissatisfied with their lives, such as married women waiting for their fishermen husbands. In one popular tattletale version about a certain «Ursilla» of Orkney (a pseudonym), it was rumored that when she wished to make contact with her male selkie would shed seven tears into the sea.
Children born between man and seal-folk may have webbed hands, as in the case of the Shetland mermaid whose children had a «a sort of web between their fingers»,[25] or «Ursilla» rumored to have children sired by a male selkie, such that the children had to have the webbing between their fingers and toes made of horny material clipped away intermittently. Some of the descendants actually did have these hereditary traits, according to Walter Traill Dennison who was related to the family.
Binding rules and sinful origin
Some legends say that selkies could turn human every so often when the conditions of the tides were correct, but oral storytellers disagreed as to the time interval. In Ursilla’s rumor, the contacted male selkie promised to visit her at the «seventh stream» or springtide. In the ballad The Great Silkie of Sule Skerry, the seal-husband promised to return in seven years; the number «seven» being commonplace in balladry.
According to one version, the selkie could only assume human form once every seven years because they are bodies that house condemned souls.[20] There is the notion that they are either humans who had committed sinful wrongdoing, or fallen angels.
Оркнейские сказки
The selkie-wife tale had its version for practically every island of Orkney according to W. Traill Dennison. In his study, he included a version collected from a resident of North Ronaldsay, in which a «goodman of Wastness», a confirmed bachelor, falls in love with a damsel among the selkie-folk, whose skin he captures. She searches the house in his absence, and finds her seal-skin thanks to her youngest daughter who had once seen it being hidden under the roof.
In «Selkie Wife», a version from Deerness on the Mainland, Orkney, the husband locked away the seal-skin in a sea-kist (chest) and hid the key, but the seal woman is said to have acquiesced to the concealment, saying it was «better tae keep her selkie days oot o’ her mind». However, when she discovered her skin, she departed hastily leaving her clothes all scattered about.
A fisherman named Alick supposedly gained a wife by stealing the seal-skin of a selkie, in a tale told by an Orkney skipper. The Alick in the tale is given as a good acquaintance of the father of the storyteller, John Heddle of Stromness.
Шетландские сказки
A version of the tale about the mermaid compelled to become wife to a human who steals her seal-skin, localized in Unst, was published by Samuel Hibbert in 1822. She already had a husband of her own kind in her case.
Some stories from Shetland have selkies luring islanders into the sea at midsummer, the lovelorn humans never returning to dry land.
In the Shetland, the sea-folk were believed to revert to human shape and breathed air in the atmosphere in the submarine homeland, but with their sea-dress (seal-skin) they had the ability to transform into seals to make transit from there to the reefs above the sea. However, each skin was unique and irreplaceable.
In the tale of «Gioga’s Son», a group of seals resting in the Ve Skerries were ambushed and skinned by Papa Stour fishermen, but as these were actually seal-folk, the spilling of the blood caused a surge in seawater, and one fisherman was left abandoned. The seal-folk victims recovered in human-like form, but lamented the loss of their skin without which they could not return to their submarine home. Ollavitinus was particularly distressed since he was now separted from his wife, however, his mother Gioga struck a bargain with the abandoned seaman, offering to carrying him back to Papa Stour on condition the skin would be returned. In a different telling of the same plot line, the stranded man is called Herman Perk, while the rescuing selkie’s name is unidentified.
Параллели
ales of the seal bride type has been assigned the number ML 4080 under Reidar Thoralf Christiansen’s system of classification of migratory folktales. These stories of selkie-wives are also recognized to be of the swan maiden motif type. There are now hundreds of seal bride type tales that have been found from Ireland to Iceland. Only one specimen was found in Norway by Christiansen.
In the Faroe Islands there are analogous beliefs in seal-folk and seal-women also.
Seal shapeshifters similar to the selkie exist in the folklore of many cultures. A corresponding creature existed in Swedish legend, and the Chinook people of North America have a similar tale of a boy who changes into a seal.
Исландские народные сказки
The folk-tale «Selshamurinn» («The Seal-Skin») published by Jón Árnason offers an Icelandic analogue of the selkie folk tale. The tale relates how a man from Mýrdalur forced a woman transformed from a seal to marry him after taking possession of her seal-skin. She discovers the key to the chest in her husband’s usual clothes when he dresses up for a Christmas outing, and the seal woman is reunited with the male seal who was her betrothed partner.
Another such tale was recorded by Jón Guðmundsson the Learned (in 1641), and according to him these seal folk were sea-dwelling elves called marmennlar (mermen and mermaids).
Фарерские легенды
In the Faroe Islands there are two versions of the story of the seal wife. A young farmer from the town of Mikladalur on Kalsoy island goes to the beach to watch the selkies dance. He hides the skin of a beautiful selkie maid, so she cannot go back to sea, and forces her to marry him. He keeps her skin in a chest, and keeps the key with him both day and night. One day when out fishing, he discovers that he has forgotten to bring his key. When he returns home, the selkie wife has escaped back to sea, leaving their children behind. Later, when the farmer is out on a hunt, he kills both her selkie husband and two selkie sons, and she promises to take revenge upon the men of Mikladalur. Some shall be drowned, some shall fall from cliffs and slopes, and this shall continue, until so many men have been lost that they will be able to link arms around the whole island of Kalsoy, there are still occasional deaths occurring in this way on the island.
Peter Kagan and the Wind by Gordon Bok tells of the fisherman Kagan who married a seal-woman. Against his wife’s wishes he set sail dangerously late in the year, and was trapped battling a terrible storm, unable to return home. His wife shifted to her seal form and saved him, even though this meant she could never return to her human body and hence her happy home.
Ирландский фольклор
The mermaid in Irish folkore (sometimes called «merrow» in Hiberno-English) have been regarded as a seal-woman in some instances. In a certain collection of lore in County Kerry, there is an onomastic tale in Tralee which claimed the Lee family was descended from a man who took a murdúch (mermaid) for a wife; she later escaped and joined her seal-husband, suggesting she was of the seal-folk kind.
There is also the tradition that the Conneely clan of Connemara was descended from seals, and it was taboo for them to kill the animals lest it bring ill luck. And since «conneely» became a moniker of the animal, many changed their surname to Connelly. It is also mentioned in this connection that there is a Roaninish (Rón-inis «seal island») off Donegal, outside Gweebarra Bay.
Теории происхождения
Before the advent of modern medicine, many physiological conditions were untreatable. When children were born with abnormalities, it was common to blame the fairies. The MacCodrum clan of the Outer Hebrides became known as the «MacCodrums of the seals» as they claimed to be descended from a union between a fisherman and a selkie. This was an explanation for their syndactyly – a hereditary growth of skin between their fingers that made their hands resemble flippers.
Scottish folklorist and antiquarian, David MacRitchie believed that early settlers in Scotland probably encountered, and even married, Finnish and Sami women who were misidentified as selkies because of their sealskin kayaks and clothing. Others have suggested that the traditions concerning the selkies may have been due to misinterpreted sightings of Finn-men (Inuit from the Davis Strait). The Inuit wore clothes and used kayaks that were both made of animal skins. Both the clothes and kayaks would lose buoyancy when saturated and would need to be dried out. It is thought that sightings of Inuit divesting themselves of their clothing or lying next to the skins on the rocks could have led to the belief in their ability to change from a seal to a man.
Another belief is that shipwrecked Spaniards were washed ashore, and their jet black hair resembled seals. As the anthropologist A. Asbjørn Jøn has recognised though, there is a strong body of lore that indicates that selkies «are said to be supernaturally formed from the souls of drowned people».