Кто такие сербы и откуда они взялись

История Сербии

Радио «Радонеж», Москва.
Отекстовка: Сергей Пилипенко, май 2013.

Добрый вечер, дорогие братья и сестры! Давно не обращался я, — грешен, каюсь перед вами, — к материалу югославскому, к страданиям братьев наших сербов. И для того чтобы обратиться к новому акту трагедии южных славян, к событиям в Боснии и Герцеговине, по-моему, надо прояснить историю вопроса, ведь вас дезинформируют. Вас дезинформируют каждый день радио, телевидение и газеты. И вовсе не потому, что в средствах массовой информации сидят одни злодеи. Если бы то было так, может быть, было бы проще. Вас дезинформируют и вполне порядочные люди в силу того, что они прочно дезинформированы сами.

Посмотрите, что за странная борьба происходит в Боснии — «сербы борются с хорватами и мусульманами». Не правда ли интересная национальность — «мусульманин»? И откуда взялись хорваты, ведь хорваты живут в Хорватии? Они переселились в Боснию? Странно, но вот в Сербии хорватов не обнаружилось в событиях минувших лет. В Хорватии, наоборот, живут сербы.

Итак, что представляет собою исторически, этнически и вероисповедно на протяжении истории эта сербская по сути дела окраина? Герцеговина и Босния — это две наиболее отдаленные от основных культурных центров Сербии провинции. В древние времена они были заселены иллирийцами. В первые века нашей эры туда начало проникать славянское население в значительном числе. Уже в IV веке римская провинция Иллирия была практически полностью славянизирована. Кстати, оттуда родом один из западных и вселенских отцов церкви, переводчик Библии Иероним Стридонский. Есть предание, что блаженный Иероним был славянин, но оно никем и ничем не подтверждено. Писал он как римский автор по-латыни, владел многими языками, включая древнееврейский. Но предание правдоподобно, потому что город Стридон находился в Иллирии, и там большинство жителей уже составляли славяне.

Сербы тогда были еще не народом, не нацией, а племенем. Они появляются как в Сербии, так и в Боснии в VI веке по РХ. Дело в том, что тогда славяне представляли собой единый народ, хоть и с племенными различиями. А сейчас мы говорим о славянах, подразумевая многие нации славянских языков. Тогда же славяне были одной нацией, одним этносом. Весьма вероятно, что славяне сербы, переселившись с севера, с территории нынешней восточной части Германии, просто были наиболее активны и составили местную знать среди других славян, и выделившись как знать, постепенно дали название всей земле Сербия.

Название Герцеговина появилось в середине XV века, потому что воевода Сандаль Хранич получил титул герцога, и его земля соответственно стала герцогской землей. Изначальное же название той земли — Холмска земля, то далеко не единственная Холмщина в славянском мире. Герцеговина на протяжении всей своей истории, с одним коротким перерывом, до оккупации турками-османами, то есть до XVI века была частью Сербии. То была просто сербская область Герцеговина.

Имя Босния, а точнее, Босна намного старше, оно встречается у замечательного историка, писателя, политика X века, императора Константина Багрянородного. С тех пор эта область всегда так и называлась. История Боснии немного другая. Она граничит с Хорватией, и время от времени хорватские государи стремились ее подобрать. Она также испытывала разорительные набеги венгров. Входила Босния и в единое венгерско-хорватское государство, которое тоже существовало с XII века. Тогда Хорватия и Далмация, оставаясь автономными, попали в состав венгерской короны. Вот это хорватское и особенно венгерское влияние привело к тому, что в отличие от Герцеговины в Боснии было небольшое количество католиков. Они — выходцы из хорватских земель, действительно потомки древних хорватов, а также немногие венгры.

Римо-католическая церковь имела боснийскую епархию. В Римской церкви епархии обычно компактны и епископов довольно много. Но в Боснии была только одна епархия. Всегда была и православная епархия, она переходила из одного диоцеза в другой, но по крайней мере после святителя Саввы Сербского она в основном входила в состав архиепископии Печской, то есть входила в состав Сербской церкви. Никто никогда не сомневался в том, что боснийцы или босняки в подавляющем большинстве — это просто сербы. «Босния» было таким же областным названием, как, например, Костромская область или Поморская земля в России. Притом Босния была достаточно автономной, поскольку всегда управлялась своим баном (господарем), своим местным властителем, который бывал вассалом, боярином сербских королей, например, Стефана Драгутина и его приемников с конца XIII века, Стефана Душана в середине XIV века. Время от времени боснийские баны бывали могущественны. Так, например, во второй половине XIV века преемник бана Степана Второго, бан Стефан Твртко достиг такого могущества, что удерживал за собой не только Боснию, но и Холмскую землю, то есть нынешнюю Герцеговину. Вот собственно наикратчайший очерк истории Боснии до турецкого могущества.

Турки появляются на Балканах в XIV веке. Еще существовала Византийская империя, точнее Империя Ромеев, когда сербы были вынуждены признать свое вассальное положение в отношении султана. Первые султаны вели себя довольно прилично. Лучшее доказательство того — сражение при Анкаре, которое турецкий султан Баязид Молниеносный проиграл Тамерлану. Все левое крыло турецкого войска состояло из сербов, и они мужественно сражались на турецкой стороне. То значит, что с теми, ранними османами сербы уживались. Обе области сербских земель оставались автономными, управлялись своей знатью. И знать по-прежнему была христианской.

Однако, начиная с XV века, турки захватывают укрепленные города. В 1436 году они взяли Босну, нынешнее Сараево. И неслучайно это место впоследствии было названо по-турецки «Сарай», откуда теперь оно — Сараево. За XV век сербы везде лишились своей автономии, и оказались в составе Османской державы, но сохранили свою знать. История сербов была, пожалуй, менее тяжелой, более национальной, нежели история болгар. Болгар стремились подчинить как христиан греческому священноначалию, эллинизировать их православие, в то время как у сербов священноначалие было свое, сербское, и там не было кризиса подобного греко-болгарскому в XIX веке. Кроме того, надо заметить еще одну вещь. У болгар была практически отнята знать. Она была частью уничтожена, частью деклассирована, то есть вытеснена в низы общества. Потому положение болгар было ужасающим. У сербов же своя знать более или менее сохранилась.

Чего греха таить, некоторые сербские вельможи «потурчились» — приняли ислам. И вот тут интереснейший момент. А почему в Сербии практически нет мусульман, а в Боснии они есть? Еще в XIX веке ученые обратили внимание на исламизацию именно окраинных и наиболее отсталых Боснии и Герцеговины. И вот что открылось. Вплоть до турецкого владычества в Боснии и в меньшей степени в Герцеговине сохранялось «богумильство». Оно было полуподпольным и все-таки «богумилы» были. Богумилы — это не ересь, как иногда пишут, это прямое антихристианство, выросшее из манихейской антисистемы III века нашей эры. Манихейские учения в X-XII веках прокатились по всему средиземноморскому миру с окрестностями, всюду оставив о себе жуткую память, всюду оставив много крови и много кощунства. Манихеи люто ненавидели христианство, и потому всё — Святой Животворящий Крест, иконы и имя Господа нашего было им ненавистно. В Византии родственная система называлась «павликианами». Она была окончательно рассеяна василевсом Алексеем I Комнином. Болгарское богумильство продержалось до конца независимости Болгарии, то есть до турецкого владычества, но было сильно ослаблено и исчезло. Богумильство в самой Сербии исчезло, с ним было покончено еще при святителе Савве, а вот в окраинной Боснии богумильство уцелело. Так вот, поскольку ислам категорически не терпит подобных систем, и Коран предписывает уничтожать злокозненных язычников, именно богумилы из ненависти к христианству предпочитали принимать ислам. Вот откуда мусульмане на Балканах. Они — потомки лютой антисистемы Средневековья, потомки богумильства, потомки манихейства. Таким образом, в Боснии и Герцеговине, особенно в Боснии появилось довольно много мусульман, которых оставалось все же меньше, чем православных. Так всё продолжалось до XIX века в составе Турецкой державы. Турки, естественно, старались поддерживать мусульман так, чтобы местные мусульмане составляли боснийскую знать. С ослаблением Турецкой империи местные мусульмане все более и более становились сепаратистами. И в Боснии в XIX веке было несколько восстаний, которые были общими антитурецкими, в которых участвовали не только боснийские христиане, но и боснийские мусульмане. Последние, естественно, не боролись с исламом, а просто стремились на обломках распадающейся Турции основать свою собственную державу. Ни одно из тех восстаний успехом не увенчалось. Подобные ситуации бывали. Мы знаем, как восставали против турок и Турции албанцы, египтяне. В исламском мире тоже такое бывает.

И вот наступает вторая половина XIX века. В 1876 году вмешательством русского правительства по воле государя-освободителя Александра Второго удалось остановить турецкое вторжение в сербские земли. В 1877 году русское вмешательство не спасло от турецкой карательной экспедиции в болгарские земли. Началась Русско-Турецкая война. В 1878 году турки позорно ее проиграли, и в предместье Константинополя Сан-Стефано, где стояли русские войска, был заключен мир, согласно которому одни христианские земли должны были получить независимость, а другие — автономию. Независимой должна была стать Сербия и Северная Болгария. Южная же Болгария, Босния и Герцеговина должны были получить автономию.

Европейские державы, западные христиане, которые неоднократно предавали нас, христиан восточных, незамедлительно вмешались и на Берлинском конгрессе заставили Россию от многих требований Сан-Стефанского мира отказаться. Болгары не получили независимости, а только автономию. Автономию получили и босняки, но воспользовавшись тяжелым положением России на Берлинском конгрессе, Австрия, стремившаяся укрепиться на Балканах и компенсировать потери Германского мира, оккупировала Боснию.

В 1908 году бывшие территории балканских христиан, принадлежавшие Турции, получили свободу от турок. Тем еще раз воспользовалась, причем обойдя международный конгресс, Австрия, она превратила Боснию вместе с Герцеговиной в свою территорию, то есть аннексировала эти земли. Вот за этот позднейший период, с 1878 по 1918 год, то есть до распада и гибели Австро-Венгрии меняется этнический и религиозный состав Герцеговины, а особенно Боснии. На православное население обрушились прямые репрессии. О том, какими были репрессии, свидетельствует один факт. Константинопольский патриархат и Сербская архиепископия были вынуждены признать независимость, автономию православной митрополии в австрийских землях, а, следовательно, назначение митрополита австро-венгерским правительством. То есть, католическая страна управляла назначением православного первоиерарха. Так вот, под этими прямыми репрессиями очень многие православные сербы переселились из Боснии и Герцеговины в Сербское государство или даже эмигрировали еще дальше. Их земли тут же заселили переселенцы: во-первых, хорваты, во-вторых, немцы, естественно, католики. Вот в этот период римо-католичество и стало более-менее существенным. Причем, поскольку школы были почти монополизированы католиками, то удалось обратить в латинство и многих православных босняков. Таким образом, к настоящему времени большинство так называемых хорватов в Боснии и все хорваты Герцеговины — это окатоличенные сербы. Что касается боснийских мусульман, то они, естественно, сербы, омусульманенные турками.

Еще во времена турецкого владычества в Боснии и Герцеговине была принята конституция, как и в австрийских землях, и проведены выборы депутатов местного народного собрания. Называлось оно все-таки по-славянски — собор. Так вот, посмотрите. Естественно, православных стремились оттеснить от выборов и депутатских мест. Тем не менее, в трех куриях землевладельцев, горожан и крестьян соотношения были такими: в первой курии наиболее богатых босняков (землевладельцев) 4 места имели католики, 6 —мусульмане, а 8 — православные. Во второй и в третьей куриях горожан и крестьян набралось 12 католиков, 18 мусульман, 23 православных и 1 еврей. Даже под жесточайшей австрийской цензурой, при активнейшем вторжении Ватикана, который организовал широкую миссионерскую деятельность и плюс, как я сказал, монополизировал школы, в Боснии все равно преобладали православные.

А теперь судите сами. Да, конечно, в Боснии живут мусульмане. Но разве то является основанием для создания отдельного мусульманского государства? В Сирии мусульман больше, чем христиан в Боснии. Но, кажется, нету разговора о том, чтобы создать христианское государство в части Сирии. В Египте христиан 7 миллионов. Почему бы не поговорить о создании христианского государства в части Египта? Интересно, что тогда снова христианским городом стала бы Александрия, ибо в этом городе преобладает христианское население. Или, может быть, нам предложат теперь создать татарское государство в Крыму? Татары были бы не против, хотя они составляют там меньшинство, несмотря на то, что им позволили вернуться и часто на лучшие земли. А ведь они тоже оккупанты, хоть и очень стародавние, они тоже появились в Крыму в результате захвата христианской Таврии подобно тому, как герцеговинские и боснийские мусульмане появились в результате турецкой оккупации.

Территории Боснии и Герцеговины окончательно были определены режимом Тито, который был, как известно, не только коммунистом, но и хорватом, и придерживался все время антисербской ориентации. Правда, государство Югославия было создано не Тито. Оно было создано с распадом Австро-Венгрии. Но обратите внимание, что король Югославский титуловался «королем сербов, хорватов и словенцев». Он не был «королем Сербии, Хорватии и Словении». Как видите, боснийцы в титуле короля и в названии государства («Королевство сербов, хорватов и словенцев») не упоминались. И то естественно, потому что боснийцы — это сербы-мусульмане. Вот моменты, которые нам необходимо знать.

Более того, нам необходимо быть активными. Когда нам говорят о «борьбе мусульман с сербами», мы должны останавливать этого человека и в зависимости от того, вызывает ли он доверие или симпатию, говорить ему, что он ошибается или лжет, и кроме того проявляет этнологическую безграмотность. «Борьба сербов с мусульманами» звучит примерно так же, как, например, «борьба русских с буддистами». Кому и зачем это потребовалось? Дело в том, что если этой лжи не будет, то отпадет вопрос межэтнического конфликта, межнационального конфликта. Конфликт станет религиозным, а идею создания государства придется проводить на чисто религиозной основе. А то очень невыгодно Западу, он бы того не хотел. А расчленить Югославию, сделать ее маленькой и слабой, он бы хотел, отнять сербские земли хотел бы.

Вот что необходимо знать нам русским и православным, не забывая о том, что сербские дела есть наши дела. И не потому, что сербы — дружественный народ. То верно, и мы всегда поддерживали сербов, а сербы всегда были любящими братьями. Но того недостаточно. Мы — православная страна. Подавляющее большинство в нашей стране — православные. Мы — лидер православного мира просто как самая крупная православная страна. И нас касается положение православных и православия в любой части земли. А сокращение православных земель и превращение их в неправославные есть посягательство на нас, есть угнетение нашей церкви.

Кирилл, а точнее, еще Константин Философ тогда, брат Мефодия, один из великих просветителей словенских, в полемике с мусульманами сказал однажды: «Мы любим мир, мы хотим мира, мы хотим жить в мире с вами, но мы будем с вами воевать, если вы будете заставлять наших братьев отказываться от истинного вероучения».

Источник

Славяне с турецкими чертами: интересные факты о сербах и Сербии

Современный обыватель рассказать о Сербии и сербах сможет совсем мало. Да, это страна, расположенная “где-то в Европе”, она является частью прежней Югославии, а её народ издавна принадлежит к южнославянским племенам. Но это — лишь общеизвестные сведения, о которых известно каждому, а Сербия по-прежнему остаётся страной яркой, хотя и недооценённой.

Её история и народ таят в себе множество загадок и интересных открытий — достаточно лишь получше познакомиться с сербским колоритом. О каких необычных фактах может поведать нам прошлое и настоящее Сербии? Чем способны удивить гостей своего края сербы?

О сербах писали римляне

Первые упоминания о сербском народе встречаются ещё у Плиния Старшего. Писал о них и эллинский историк Клавдий Птолемей. Труды античных исследователей позволяют нам раскрыть некоторые аспекты происхождения народа. В старину сербов нередко сравнивали с сарматами, с которыми у тех было близкое родство. Под натиском гуннов племенам пришлось двинуться на запад.

Оказавшись в Европе, часть общин обосновалась в Белой Сербии. Эта область сегодня занимает часть районов Германии и Польши. В дальнейшем происходит смешение сербских предков со славянскими племенами, благодаря чему и появился народ, который известен нам сегодня.

Кто такие сербы и откуда они взялись. Смотреть фото Кто такие сербы и откуда они взялись. Смотреть картинку Кто такие сербы и откуда они взялись. Картинка про Кто такие сербы и откуда они взялись. Фото Кто такие сербы и откуда они взялисьВасилий Поленов «Сербский мужчина»

Сербы — это “сеятели”?

Далеко не все знают, что название «сербы» принадлежит к древнейшим славянским этнонимам. Он упоминался ещё в трудах греческих и византийских авторов. Что же значит это именование? Как считает большинство лингвистов, происхождение слово “сербы” идет от индоевропейского “сорб”, что значило — “сеять, родить”. Несложно догадаться, что чаще всего такие слова применялись по отношению к земледельцам. По сути, представители других народов и сами сербы называли себя “сеятелями”.

Впрочем, есть и иные версии. Например, Г. А. Ильинский и Г. Ф. Ковалёв считали, что происхождение названия “сербы” следует связывать со словом “пасерб” (“пасынок”), а потому в использовании по отношению к целому народу этноним значит “люди”. А К.Мошиньский заявлял, что общие черты следует искать в именовании народа и слове “серв”, что значит “охранять”. До сих пор существует гипотеза о единстве слов “сербы” и “серебро”.

Кто такие сербы и откуда они взялись. Смотреть фото Кто такие сербы и откуда они взялись. Смотреть картинку Кто такие сербы и откуда они взялись. Картинка про Кто такие сербы и откуда они взялись. Фото Кто такие сербы и откуда они взялисьСербские женщины в традиционном платье, 1913 год

Страна — малина!

Если о связи сербов и серебра утверждать сложно, то “отношения” этого народа с малиной гораздо яснее. Дело в том что Сербия славится своими малинниками. Более того, на сегодняшний день Сербия является крупнейшим экспортёром малины в мире.

С 2012 года сербы стали главными производителями этой ароматной ягоды. Поразительно, но более 30% всей малины мира выращивается именно в небольшой Сербии. Помимо ягоды, сербы гордятся успехами в выращивании и продаже слив, яблок и груш.

Родина римских императоров

О том, что в Римской империи было немало правителей, знают все. Но вы скажете: причём здесь Сербия? А всё просто. Секрет в том что на территории этой страны в далёком прошлом родилось целых семнадцать римских венценосцев.

У ряда современных туристических агентств этой балканской страны любой желающий может заказать тур “По дорогам Римских императоров”, чтобы лучше узнать историю и углубиться в события былого.

Пожалуй, самым выдающимся среди императоров был Константин I Великий. Именно он объявил христианство основной религией Римской империи. А ведь тот правитель также родился в Сербии, чем очень гордятся жители этого края.

Кто такие сербы и откуда они взялись. Смотреть фото Кто такие сербы и откуда они взялись. Смотреть картинку Кто такие сербы и откуда они взялись. Картинка про Кто такие сербы и откуда они взялись. Фото Кто такие сербы и откуда они взялисьКонстантин Великий / © Justine Cruz / justinecruz.artstation.com

Между русскими и турками

Любой путешественник, побывавший в Сербии, скажет, что местные жители крайне положительно относятся к русским. Туристам из России достаточно просто понять напечатанный сербский текст, однако на слух язык воспринимается чуть тяжелее.

Славянская языковая основа в Сербии особенно заметна. И хочу заметить, что это после долгих лет владычества турок над сербами. Несмотря на влияние османов, сербы сумели сохранить свои славянские корни и единство с русской культурой.

Однако не стоит полагать, будто турецких элементов в традициях и укладе жизни этого народа вовсе нет. Взгляните на национальные костюмы сербов, послушайте их традиционную музыку — и вы всё поймёте.

Не нужно быть специалистом-этнографом, чтобы понять, что эти направления народного искусства в значительной степени подверглись турецкому влиянию. Однако, на мой взгляд, такие элементы лишь обогатили сербскую культуру и сделали её ещё более интересной и яркой.

Кто такие сербы и откуда они взялись. Смотреть фото Кто такие сербы и откуда они взялись. Смотреть картинку Кто такие сербы и откуда они взялись. Картинка про Кто такие сербы и откуда они взялись. Фото Кто такие сербы и откуда они взялисьБелград на старинном фото

Слова “под запретом”

Языки сербов и соседних народов имеют немало общего. Если вам удаётся легко понимать сербский язык, то наверняка справитесь с “расшифровкой” хорватского, македонского, словенского и боснийского языков. Кстати, старинное слово “лепота” и сегодня используется в сербских наречиях, означая “красота”. Интересной особенностью сербов является неспособность произносить звук “ы”.

Однако далеко не все слова стоит произносить в присутствии сербов. Какие же из них стали “запрещёнными”? Тем, кто впервые отправляется в Сербию, не рекомендуют использовать в речи определения “курица”, “курить”. Дело в том, что они могут трактоваться как нецензурная лексика, поскольку по-сербски очень похоже звучат выражения, что не используются в приличном обществе.

Некоторые забавные недоразумения могут возникнуть и со словами “буква” и “слово”. Нет, они не используются в качестве ругательства, однако по-сербски “буква” — это и есть слово, а вот “слово” значит речь, которую кто-то произносит. А ещё светловолосой девушке в Сербии могут заявить, что у неё “плава коса”, что используется по отношению ко всем блондинкам. В переводе это высказывание значит “голубые волосы”. Вот такая путаница.

О сербах можно рассказывать бесконечно долго, но лучше лично познакомиться с их ярчайшей культурой. Она имеет поразительную особенность, поскольку близка славянам, однако насыщена восточными элементами и имеет европейские черты. Сербы действительно остаются дружественным нам братским народом, который на протяжении многих веков сохраняет верность славянскому миру и его традициям.

Источник

Эпохи развития сербского народа

Эпохи развития сербского народа

Название сербы связывает представителей нынешнего сербского народа с одним племенем в составе праславянской общности и с эпохой Великого переселения, когда часть этого племени переместилась далеко на юг, на территорию Римской империи. Память об этой племенной миграции осталась в названиях некоторых городов в современной Польше, а также на обширной территории современной Германии, где вдоль рек Эльба (Лаба) и Сала простирался limes Sorabicus и где вплоть до XII в. находились политические союзы сербов (surbi, sorabi, zribia). На одном из маленьких участков бывшей территории сербов до сих пор живут их далекие потомки — лужицкие сербы.

Крайне скудные данные того времени не дают нам представления о том, чем различались между собой славянские племена, как и о том, в чем заключалась самобытность сербов. Связывает ли еще что-нибудь, кроме названия, представителей так сильно удаленных друг от друга во времени и пространстве групп? Когда-то подразумевалось, что эта связь заключается в общем происхождении: бытовало представление, что народ численно приумножался, подобно большой семье, и сохранял самобытность благодаря своему культурному наследию. В эпоху романтизма появилось новое верование, согласно которому каждый народ обладает «народным духом», что, в свою очередь, находит выражение в языке, обычаях и народном творчестве. Однако для лужицких сербов, которые являются потомками сербов с севера, а также для сербов с Балканского полуострова вряд ли возможен общий «народный дух». По данным лингвистов, «в кругу славянских языковых типов лужицкие и штокавские говоры являются по своим особенностям самыми далекими друг от друга» (Павле Ивич[3]). Итак, языковые данные не подтверждают мнение о возможной генеалогической связи между сербами с Балкан и сербами с Лабы; или же мы должны предположить, что за столетия, прошедшие после переселений, язык фундаментально изменился даже в самых своих стабильных элементах.

Во всяком случае, большие расстояния, разделившие племена по завершении переселений, прервали и сделали невозможными связи и взаимовлияние северных и южных славян, при том что последние еще некоторое время помнили о своем северном происхождении. Но в отличие от пространственной и временной разобщенности с предками с севера пространственная и временная преемственность между племенами сербов, поселившихся на Балканах, и сербским народом, который развился здесь в следующих столетиях, сомнений не вызывает. Становится таким образом ясно, что естественной отправной точкой истории этого народа является его переселение на Балканский полуостров в VI–VII вв. н.э.

Такое позднее и скромное начало истории сербов не могло, однако, удовлетворить патриотическую публицистику. Начиная с середины XIX в. стали появляться авторы, оспаривавшие факт переселения и представлявшие сербов автохтонными жителями не только Балканского полуострова, но и значительной части Европы и Малой Азии. Для некоторых из этих авторов все славяне были потомками сербов, ведущих свое происхождение еще с времен строительства Вавилонской башни. Такая псевдоисторическая литература не исчезла и сегодня; в последних публикациях этого направления сделана попытка сместить сербскую историю в глубокую древность, где открывается простор для необузданной игры фантазии.

Несомненно, сербы принесли с собой на Балканы славянское наследие: язык, материальную культуру, языческую религию и легенды о происхождении. Древнейшая материальная культура известна очень слабо, поскольку археологические данные для каких-либо выводов непригодны: поселения первых славянских переселенцев с точки зрения археологии нельзя отличить от других поселений, они не видны, неузнаваемы. О религиозных представлениях можно смутно догадываться по именам языческих божеств, сохранившимся в топонимике и в литературных произведениях позднейших времен. Имена божеств и топонимы свидетельствуют о связи религии сербов с религией остальных славян, но этих данных недостаточно, для того чтобы говорить о различиях в религиозных представлениях отдельных племен. Вопреки усилиям исследователей до сих пор невозможно достоверно сказать, кто был верховным богом сербского языческого пантеона.

Легенды о северном происхождении и переселении встречаются не только у сербов, но и у их соседей хорватов: и у тех, и у других они сохранялись до X в. и стали известными благодаря тому, что были записаны в научном сочинении византийского императора Константина Багрянородного (Порфирогенета). Первые столетия после переселения сербов являются в полном смысле «темными веками», в которых невозможно распознать ни один элемент сербской индивидуальности, кроме имен и легендарных сказаний о происхождении правящих родов, — однако все, что о них известно, мы знаем по свидетельствам других народов.

Первым эпохальным переломом в истории сербов стала христианизация (около 870 г.), принятие религии Писания, сопровождавшееся созданием особых алфавитов, приспособленных к славянским говорам (глаголица и кириллица). Тем самым был заложен фундамент для развития культуры и литературы. В литературе, первоначально состоявшей только из богослужебных книг, вскоре появилась поучительная христианская литература, а затем деловые документы и художественные произведения. Таким образом, вместе с крещением и письменностью у сербов появилась возможность сохранять свою историческую память и самосознание, а вместе с тем и сохраниться как народ.

Вместе с языческими верованиями первые христианские миссионеры вытесняли и племенные обычаи и традиции, устраняли различия между племенами, коренившиеся в язычестве. Но, с другой стороны, с распространением христианства возникали новые различия, связанные с деятельностью разных миссионерских центров: это различия в языке богослужения, в формах письменности (кириллица и латиница), которые впоследствии распространятся на духовную культуру вообще и существенно повлияют на процессы дифференциации и интеграции этнических групп на Балканах.

Христианство повлияло и на изменения в общественной организации, сформировало иное мировоззрение, другой взгляд на себя и свое место в мире. Новая вера узаконила правящие структуры, состоявшие из представителей очень древних родов, включила их вместе с подданными в христианскую Вселенную, которую олицетворяла Римская империя во главе с наместником Христа на земле. Местные правители оказались в положении императорских наместников, и, как показывает история политических отношений, они не всегда таким положением удовлетворялись; среди них бывали и ренегаты, которые объединялись с врагами императора.

Для славян, живших в восточной и центральной частях Балканского полуострова, период с IX в. — времени принятия христианства, до конца XII в. был одновременно периодом абсолютной гегемонии Византийской империи. В течение трех веков Византия непрерывно и сильно влияла на болгар и сербов, в результате чего они восприняли от Византии многие характерные черты. Влияние Византии продолжалось и в следующую эпоху.

Со времени стремительного падения Византии (после 1180 г.) и образования в 1204 г. Латинской империи началась эпоха самостоятельного развития балканских славян (XII–XV вв.), которая стала решающей для формирования индивидуальности и самобытности их народов. Падение Византии создало условия для развития сильных государств с обширными пространствами, а внутри этих формирующихся государств начались процессы — правда, еще не очень активные — общественной интеграции. Правители болгар и сербов — первые с титулом царя, а вторые с позаимствованным с Запада титулом короля — правили «милостью Божьей» своими подданными, верными чадами болгарской и сербской церквей, каждая с собственным руководителем и собором. Как и Византийская империя, эти государства являлись одновременно светскими и религиозными общностями, а их правители были поставлены волею Божьей и непосредственно перед Богом ответственны. В сербской династии правителей появились святые, прежде всего родоначальник династии Стефан Неманя (1166–1196), а затем его сын — первый сербский архиепископ Савва (1175–1236). Культы святых Стефана Немани и Саввы Сербского развили в рамках общей христианской традиции особую сербскую традицию. Эти сербские исторические личности представлены на иконах и фресках, в церковном календаре и в литургических текстах. Возникновение святой династии стало считаться началом собственно сербской истории, а все предшествующие ей события были вытеснены и забыты. Таким образом, облик сербов ко времени существования святой династии был дополнен и обогащен: на фундамент славянского языка и славянских обычаев наслоилась восточная византийская христианская традиция, а в рамках этой традиции сформировались особые черты, которые станут характерными признаками народного самосознания сербов и будут передаваться от поколения к поколению в течение веков.

Определились также и новые границы, которые отделяли сербов не только от тех, которые говорили на другом языке (греки, венгры, предки албанцев — в сербских рукописях арбанасы), но и от тех, кто говорил на понятном сербам диалекте, но у которых было латинское богослужение (славяне в приморских городах и на соседних территориях под юрисдикцией католических центров). В более позднюю эпоху принадлежность к католичеству или православию будет решающим фактором в размежевании сербов и хорватов. С возникновением автокефального сербского архиепископства и унификацией церковнославянского языка сербского извода (редакции) стали также очевидными различия в церковнославянском языковом наследии: сербские переписчики и книжники жаловались на трудности с переводом книг не только с греческого, но и с болгарского (церковнославянского языка болгарского извода).

Чем дольше сохранялась политическая самостоятельность, тем более своеобразно развивалась Сербия, тем стабильнее становилось общество и целостнее культура. Начиная с середины XIV в., когда балканские христианские государства сталкиваются с османским завоеванием, они сближаются, преодолевают существовавшее когда-то соперничество с Византией за гегемонию в регионе и в религиозной сфере; в рамках византийского православия развивается христианская солидарность, не являвшая собой угрозы для самобытности отдельных народов.

Эпоха «турецкого рабства» (XV–XVIII вв.) прерывает интеграционные процессы. Сербы как этническая общность претерпевают большие перемены, поскольку прекращают свое существование государство и его институты, разрушается сложная общественная структура, а дворянство теряет функцию правящего сословия. Единственным фактором преемственности и самобытности остается Сербская православная церковь, осуществляющая свою деятельность в тяжелых условиях. Теократически устроенная османская держава подчеркивала религиозные различия с помощью введения системы неравных прав и обязанностей для своих подданных, а это в свою очередь, привело к тому, что принадлежность к церкви стала решающим фактором этнического самоопределения. Те, кто покидал общество православных верующих, переставали принадлежать к сербскому народу и более не разделяли его традиций, у них было другое отношение к Османской империи и ее властям, они постепенно изменяли и образ жизни. От сербского народа остаются зависимые крестьяне (по-старосербски райя) и намного более свободные скотоводы. И у тех, и у других самоидентичность сохраняется в доме, семье и православной церкви, которая хранит память о правителях, о святых, о славном прошлом, а о героях и воинах хранит воспоминания народная поэзия — существенный элемент народной культуры.

В начале XVIII в. начинается эпоха модернизации и европеизации, которая не завершилась до сих пор и которая открыта будущему. В ней выделяют много переломных событий, из которых важнейшими являются два: 1804 г., когда началась борьба за создание сербского государства, которая объединит разделенную и разбросанную по разным землям сербскую нацию, и 1848 г., когда вместе с разрушением феодальных привилегий и остатков сословного строя нация консолидируется на основе языкового единства и равенства, когда начинается противопоставление религиозных и светских взглядов на признаки сербской самобытности. Эпоха модернизации сначала охватила только ту часть сербского народа, которая освободилась из-под османской власти. Вначале Европу представляют монархия Габсбургов и Россия, которая и сама тогда делала первые шаги по пути модернизации; позже — великие державы, «гаранты» безопасности Сербии, и наконец, весь развитый мир, в который включены сербы.

Читайте также

§ 7. Быт народа

§ 7. Быт народа Культура народа неразрывно связана с его бытом, повседневной жизнью, как и быт народа, определяемый уровнем развития хозяйства страны, тесно связан с культурными процессами. Народ Древней Руси жил как в больших для своего времени городах, насчитывающих

Глава 1. От мировоззрения эпохи Рыб к миропониманию эпохи Водолея. Разгерметизация концептуальной власти

Глава 1. От мировоззрения эпохи Рыб к миропониманию эпохи Водолея. Разгерметизация концептуальной власти Есть нечто более сильное, чем все на свете войска: это идея, время которой пришло. В. Гюго Мировоззрение любого человека может быть отнесено к одному из двух базовых

42. Фидель Кастро: политика против народа или во благо народа?

42. Фидель Кастро: политика против народа или во благо народа? Часть 1Сванидзе: Здравствуйте! У нас в России, как известно, прошлое непредсказуемо. Каждое время воспринимает прошлое по-своему. В эфире «Суд времени». В центре нашего внимания исторические события, персонажи,

Иоанн V (1341–1391), Иоанн VI Кантакузин (1341–1354) и апогей сербского могущества при Стефане Душане

Иоанн V (1341–1391), Иоанн VI Кантакузин (1341–1354) и апогей сербского могущества при Стефане Душане Еще при предшественнике Иоанна V, Андронике III, Стефан Душан уже овладел северной Македонией и большей частью Албании. Со вступлением на престол несовершеннолетнего Палеолога,

Имя народа

Имя народа Евреи остро чувствовали могущество слова, понимали, подобно своим соседям из Месопотамии и Египта, связь между названной вещью, ее идеей и обозначением. Имя — это живая реальность, которая указывает на другую живую реальность — душу, которая ее формирует и

Собрания народа

Собрания народа К II веку до Р.Х. собрания граждан по куриям (куриатские комиции) отошли в далекое прошлое. Римский народ имел возможность выразить свою волю или свой выбор в центуриатских и трибутских комициях. Эти два вида народных собраний сосуществовали параллельно и,

Рождение Сербского королевства

Рождение Сербского королевства Уже с первой половины VII века на территории имперских провинций Далмации и Иллирии прочно обосновались племена сербов, боснийцев и хорватов. В X-XI вв. сербы и хорваты создали свои государственные образования. Первоначально сербский народ

ОБ ИНСТИТУТЕ ИМ. СЕРБСКОГО

ОБ ИНСТИТУТЕ ИМ. СЕРБСКОГО Институт судебной психиатрии им. проф. Сербского был организован на базе бывшего полицейского приемника в 1923 году и находился сначала в ведении органов юстиции и внутренних дел, а в последующем — Минздрава СССР. Из научно-исследовательского

§ 3. Главные стадии развития человечества и эпохи всемирной истории

§ 3. Главные стадии развития человечества и эпохи всемирной истории 1. Основные членения истории человечества Теперь, когда введена целая система новых понятий, можно попытаться, пользуясь ей, нарисовать целостную картину всемирной истории, разумеется, предельно

§ 7. Быт народа

§ 7. Быт народа Культура народа неразрывно связана с его бытом, повседневной жизнью, как и быт народа, определяемый уровнем развития хозяйства страны, тесно связан с культурными процессами. Народ Древней Руси жил как в больших для своего времени городах, насчитывающих

Отношение народа

Отношение народа О том, как к этому относился народ, скажем словами Грушевского, которого нельзя заподозрить в пристрастно-отрицательном отношении к Мазепе. В своей «Истории Украины» (с. 366) Грушевский пишет: «Разумеется, эта новая барщина страшно возбуждала крестьянство,

3. ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ. ЧЕТВЕРТЫЙ ПЯТИЛЕТНИЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА СТРАНЫ

3. ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ. ЧЕТВЕРТЫЙ ПЯТИЛЕТНИЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА СТРАНЫ 12–19 марта 1946 г. состоялась сессия Верховного Совета Союза ССР, рассмотревшая и принявшая «Закон о пятилетием плане восстановления и развития народного

3. УСПЕХИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ КПСС. УПРОЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОСНОВ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ НОВОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ОБЩНОСТИ ЛЮДЕЙ — СОВЕТСКОГО НАРОДА

3. УСПЕХИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ КПСС. УПРОЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОСНОВ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ НОВОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ОБЩНОСТИ ЛЮДЕЙ — СОВЕТСКОГО НАРОДА Ленинская национальная политика партии в действии. Важнейшей закономерностью развития социалистического

Исторический очерк возникновения и развития полиции до эпохи реформ

Исторический очерк возникновения и развития полиции до эпохи реформ Раньше, чем слово «полиция» получило у нас права гражданства и сделалось общеупотребительным, полицейская деятельность, имеющая целью установление и развитие условий внутренней безопасности и

3. Внешнеполитическая программа сербского правительства («Начертание»)

3. Внешнеполитическая программа сербского правительства («Начертание») К 1844 г. в Сербии складывается программа внешней политики княжества, которая, отвечая наиболее насущным требованиям времени, оставалась актуальной вплоть до создания в 1918 г. Государства Сербов,

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *