Кто такие скобари на руси
Псковский филолог рассказала об этимологии слова «скобарь»
Жителей Пскова до сих пор называют скобарями и об этом прозвище ходит много легенд. Кандидат филологических наук Наталья Григорьева рассказала, что из этих историй можно считать правдой.
К сожалению, нет достаточно сведений, чтобы сказать, что «скобари» — это самоназвание или прозвище, данное псковичам другой группой лиц.
Происхождение слова тоже туманно. Первая версия, «скобарь» — произошел от скобы – железного изделия, фиксирующего дерево. Якобы, это легенда о кузнецах относится к временам Петра Первого, но нет никаких письменных источников.
Вторая версия, «скобарь» — видоизмененное по созвучию слово от «псковской» — «скобской». Однако же «скобарь» не встречается в словарях 19-го века.
Любопытно, что ранее псковичей называли ершеедами, лапотниками и капустниками.
И ещё фраза, скобарь с колом страшнее танка.
Я это слово из ОтаваЁ узнал. (Сумецкая)
Ой кто там едет кто там едет кто там едет посмотри
а на хромой то на кобыле это наши скобари
Скобари народ потешный
Едут с ярмарки домой.
Кто раздетый, кто разутый,
Кто с разбитой головой
Вы сыграйте мне такого
Чтобы брюхо не болело
РЕБЯТА СКОБСКОГО ДВОРЦА
Главные герои этой книги Типка Царь, Серега Копейка, Ванюшка Чайник, Петька Цветок, Кузька Жучок и Фроська Буян — ваши сверстники, такие же мальчишки и девчонки, только жили они в другое время. Были среди них и отважные смельчаки, и малодушные. Была и настоящая дружба, когда все за одного и одни за всех, толкавшая на подвиги, и первая, незабываемая на всю жизнь любовь.
Я видел этих ребят, дружил с ними, а с некоторыми встречался и много лет спустя.
Все они участвовали в революционных событиях 1917 года. В февральские дни сражались с городовыми на улицах Петрограда. На Марсовом поле хоронили своих убитых товарищей. Со своим знаменем шли на первомайскую демонстрацию. Видели В. И. Ленина и даже разговаривали с ним. Создали ребята и свою «партию ребят-пролетариев» — прообраз будущей пионерской организации. А в дни Октября принимали участие в штурме Зимнего. По-разному сложилась в дальнейшем жизнь скобарей и их друзей с Пет.
Почему скобари не поддаются самоконтролю: легенды и этимология
Так все-таки ковали скобы скобари, или это лишь распространенная легенда?
Внести этимологическую ясность и разобраться, как исторически называли жителей Псковщины, что миф, а что правда, я попыталась вместе с кандидатом филологических наук, старшим преподавателем кафедры филологии, коммуникаций и РКИ Псковского госуниверситета Наталией Григорьевой.
Наталию можно назвать главным лингвистическим экспертом по скобарям, благодаря ее кандидатской диссертации по этнонимам. Своими открытиями на этот счёт она поделилась и с нами.
Вся правда о скобарях
Прозвище
Этимология
Происхождение микроэтнонима «скобари» имеет затемненную этимологию. Существуют разные точки зрения:
По одной из версий, слово «скобарь» восходит к слову «скоба» в значении ‘изогнутое металлическое изделие’.
По другой, пройдя ступени фонетических преобразований, микроэтноним «скобари» восходит к топониму Псков (Псков → псковской → скобской → скобарь).
Ни один лексикографический, исторический источник, ни один словарь XIX столетия не фиксирует слово «скобарь».
В большинстве случаев упоминания о скобарях связывают с легендой петровских времен, сюжет которой повествует о ремесленном промысле псковичей – изготовлении скобяных изделий, но эта легенда не подкреплена документальными фактами.
Негативная коннотация
В народном миропонимании воссоздается устойчивое представление об образе скобаря как о малограмотном, невоспитанном, плутоватом представителе Псковщины. Многие указывают на особенности его несдержанного поведения, что сопровождается эмоционально-окрашенной и негативной оценкой в целом.
Образ скобаря удачно обыграла группа «Отава Ё» в композиции «Сумецкая»
Культурный код скобаря
Здесь уместно вспомнить о танце, который называют «Ломание скобаря». Своеобразный кулачный бой, сопровождающийся встряхиванием головы, взъерошиванием волос, грубыми возгласами, притоптыванием и резким изгибом туловища, похожим на дугу или скобу. Такой танец позволял человеку входить в измененное состояние сознания, которое не поддавалось самоконтролю.
Стрижка скобой вызвала у меня ассоциацию с образом псковского писателя Валентина Курбатова. Фото: Rasfokus.ru
Псковичи ли?
Псковичи или псковитяне
Если обратиться к современным лексикографическим источникам (Например, словарь И. Л. Городецкой, Е. А. Левашова «Русские названия жителей»), то окажется, что существует не два наименования жителей от топонима Псков, а три: псковичи, псковичане и псковитяне. И все они верны, а степень их продуктивности зависит от контекста и сферы употребления.
Ершееды
Менее известными, но все же интересными являются другие названия псковичей, упоминания о которых сохранили современные псковские говоры. Жителей Псковщины называли: ершеедами, мякинниками, пелушниками, толокнянниками, лапотниками, капустниками, бобовниками, мезговниками.
Эти названия обладают высокой долей архаичности, помогают охарактеризовать исконную культуру и быт псковичей разных исторических эпох, узнать о традициях и вкусовых предпочтениях, о ремеслах и коллективных промыслах.
Еще раз хочу поблагодарить Наталию за диалог и интересную информацию.
«Скобарь – это звучит гордо!»: о псковских говорах и не только
С 2011 г. в Пскове ежегодно проводится фестиваль «День скобаря» (1 октября). В преддверии праздничной даты мы решили вспомнить о происхождении и традициях фестиваля, а также рассказать об этимологии понятия «скобарь», своеобразии псковского характера, и, конечно, о псковских говорах – потрясающе интересном и уникальном явлении в истории русского языкознания.
«Псковский говор – не диалект, а самостоятельный язык, а скобари – нация»
Издавна Псков славится своими святынями, пейзажами, историей и культурой, интересными традициями и обычаями, и еще – мастерством кузнечного дела. Именно ему посвящается ежегодный фестиваль «День Скобаря», который проводится на территории историко-этнографического центра «Псковский кузнечный двор».
Так сложилось, что фестиваль не организовался в прошлом году, в 2018 и 2019 гг. планируется возрождение и продолжение его традиций. А продолжать поистине нужно и важно!
Тематически праздник берет свое начало в истории Псковского края, который на протяжении многих веков славился кузнечным мастерством. Практически в каждой псковской семье был кузнец. По легенде, «скобарями» назвал псковичей Петр I после того, как не смог разогнуть скобу, выкованную местными кузнецами. Тогда по приказу царя псковские мастера начали изготавливать скобы для строящегося флота России.
Однако значимость понятия кроется не только в его историческом происхождении, скобарь – это, прежде всего, характер. И, несмотря на то, что к слову «скобарь» у жителей Псковщины отношение неоднозначное, в большинстве своем бытует мнение, что оно имеет положительную семантику.
Вспоминая героические страницы древнего Пскова, один из русских писателей Леонид Федорович Зуров подчеркивал мирный характер псковичей: «Не было в Пскове желания войны, ради войны, псковичи улюбили в мире со всеми жить добре. В договорах были искренни, чистосердечны и просты, сказывали правду. И славна всегда была в Пскове крепкая любовь к своему родному, политому кровью краю. Любовь возвела без усилий чудный град, окруженный стенами, довершенный Детинцем и увенчанный златыми соборными куполами».
Об этом же говорят в своих стихотворениях псковские поэты Станислав Золотцев и Ирина Яненсон:
(С. Золотцев «Землякам», отрывок)
(И. Яненсон «Скобарь», отрывок)
О крепости и доброте псковского характера писали многие, даже те, кто не являлся коренным псковичом. Вспомним Льва Васильевича Успенского, у которого есть повесть «Скобарь» из цикла «Записки старого скобаря», где за живыми узорчатыми зарисовками быта, нравов, характеров Псковщины встают неповторимые, невыдуманные картины времени и вырисовывается собирательный образ «скобаря», причастность к которому писатель с гордостью носил всю свою жизнь.
Лев Успенский бывал на Псковщине, некоторое время проживал в д. Щукино Локнянского района, о чем вспоминал: «Я уже ссылался, и впредь не раз сошлюсь на топонимию крошечного, но очень мне дорогого клочка русской земли – бывшей Михайловской волости Великолукского уезда Псковской губернии. Там, в чудесных древле обжитых местах, я жил в детстве и юности. Там каждое озеро-глушанек, каждая деревнюшка знакомы и памятны мне куда б о л ь ш е, чем свои пять пальцев»…».
Об этом удивительном человеке и о Псковской земле в его судьбе можно прочесть в статье современного великолукского краеведа и писателя Владимира Винка «Скобарь – это звучит гордо!».
Особенно это касается уникальных псковских говоров, знать и понимать которые необходимо, поскольку они сохранили своеобразные ответы на многие вопросы филологов, историков, даже археологов.
(Владимир Половников «Псковский говорок»)
Настоящей сокровищницей сведений о псковичах и их речи является «Псковский областной словарь с историческими данными», выпускаемый лексикографами Межкафедрального словарного кабинета им. проф. Б.А. Ларина Санкт-Петербургского государственного университета совместно с преподавателями Псковского государственного педагогического университета. На сегодняшний день вышло 26 выпусков словаря, работа по составлению следующих изданий непрерывно продолжается.
Псковские говоры — явление в истории языкознания уникальное, они представляют собой древнейшую группу говоров, берущих свое начало в XIII-XIV вв. и сохраняющих свое единство и целостность на протяжении последующих веков до наших дней. Территориально они расположены на границе с другими восточнославянскими, а также балтийскими и финскими языками, и, конечно, имеют свои особенности даже в пределах Псковского региона.
Лариса Яковлевна Костючук, профессор кафедры русского языка Псковского педагогического университета, долгое время работающая над составлением словаря, отмечает, что «псковские говоры не являются монолитными, есть различия по ряду районов в области соответствующих языковых особенностей».
Так, в Гдовском, Плюсском, Струго-красненском районах (Северная зона) говоры характеризуются своеобразным оканьем. Тем не менее, и сюда медленно, но верно проникают и элементы аканья. Поэтому в разговорах гостей жителям этих районов области не сразу удается привыкнуть к чуждому им принципу аканья, поэтому появляется звук [О] вместо закономерного звука [А], например: тОкая, кОкая, Офтобус, трОва.
Еще одной особенностью говоров этой территории является так называемое стяжение гласных, которое образовалось в результате утраты звука [j], например: белА кофта, в новУ семью, синЕ море.
Есть особенности и в формах слов: в дательном и творительном падежах множественного числа употребляется одно окончание – АМ (идти за грибам – к грибам; ходить за ягодам – к ягодам). В гдовских говорах, в отличие от многих русских говоров, звук может отсутствовать даже в окончании третьего лица множественного числа у глаголов первого спряжения (Старики иду, т. е. «идут»; Оны там давно живу, т. е. «живут»).
Однако, особенно интересными, по мнению Л. Я. Костючук, являются лексические особенности псковских говоров. Так, на севере Псковской области есть слова «крупеник», «картофельница», «похлебуха» или «хлебанина» для названий соответствующего жидкого первого блюда, в отличие от «крупянка», «гульбениха», «подкрошка» в более южных районах области. Или: «кротовина» для названия кучки земли, нарытой кротом, в отличие от «кротина». Только в Гдовском и Плюсском районах отмечены слова «межвежаха», «межвежоныш» (с корнем медвед-), «моросичка» («мелкий дождь») и образования от корня бог – в прилагательных (и даже глаголах), обозначающих свойство бодливости у животных («Бык богастый, богливый, богальный»; «Корова забогала мальчика»).
Перечислять уникальные для псковской речи слова можно очень долго, ведь недаром выпускается исторический словарь. Эта тема бесконечно интересна и бескрайне удивительна. Важно то, что богатство псковских говоров свидетельствует о прозорливости и индивидуальности псковичей, которые испокон веков всё « делали по-своему, не как другие: и строили по-своему, и управляли городом, и иконы писали в собственных традициях».
Чем просторы гордого Довмонта
И закаты цвета янтаря.
Где царь Петр, в пораженьи с фронта,
Пушки лил из бронзы. У Кремля
Прах веков лежит на светлых стенах,
По границам вновь ведя дозор.
Примиряет грешных и блаженных
Златоглавый Троицкий собор
Сам того не ведая, признаньем,
Объяснил, что я живу в родстве
С теми, кто в сражениях бескрайних
Устоял во лжи и хвастовстве.
И теперь, как снадобится сила,
Отстоят достоинство страны
Кровью предков, в их текущей жилах,
Доблестные псковские сыны.
Слышишь пыл и гомон у Великой,
Водами вбирающей Пскову?
Станут скоро девки любых кликать,
Только я с собой не позову
С интересом и искренней надеждой мы будем ждать новостей от организаторов фестиваля. А пока – пополняем свои знания об истории, культуре и традициях нашей древней Псковщины.
И с грустью вспоминаем человека, который неизменно стоит у истоков этого чудесного фестиваля. Евгений Вагин. Потрясающе талантливый кузнец, многогранный художник-реставратор, поэт, замечательный человек. Человек, которого в Пскове, наверное, знали все. Он умел трудиться руками и сердцем, а труд кузнеца превратить в радостную игру.
…И не свечи поставлю, а горн разведу,
Огнем душу согрею, беду отведу.
Я тебе скую розу алую,
Окроплю ее водой талою.
Разогрею железо до белого,
И подков я на счастье наделаю.
Чтоб хватило всем, и тебе и мне:
Я одну подкову оставил себе.
А на день Кузьмы и Демьяна
Разгуляюсь я, слегка пьяный, —
Сброшу я рукавички и фартучек:
За Кузьму приму пару чарочек.
Ты гори, уголек, не сгорай,
Не хочу я ни в ад и ни в рай,
Пусть судьба моя — узница,
И вся жизнь моя — кузница!
В ночь на 3 февраля 2018 года Евгения Вагина не стало. А его кованая роза горит алым пламенем до сих пор в сердцах людей, горячо его любивших.
Почему скобари не поддаются самоконтролю: легенды и этимология
Так все-таки ковали скобы скобари, или это лишь распространенная легенда?
Внести этимологическую ясность и разобраться, как исторически называли жителей Псковщины, что миф, а что правда, я попыталась вместе с кандидатом филологических наук, старшим преподавателем кафедры филологии, коммуникаций и РКИ Псковского госуниверситета Наталией Григорьевой.
Наталию можно назвать главным лингвистическим экспертом по скобарям, благодаря ее кандидатской диссертации по этнонимам. Своими открытиями на этот счёт она поделилась и с нами.
Вся правда о скобарях
Прозвище
Этимология
Происхождение микроэтнонима «скобари» имеет затемненную этимологию. Существуют разные точки зрения:
По одной из версий, слово «скобарь» восходит к слову «скоба» в значении ‘изогнутое металлическое изделие’.
По другой, пройдя ступени фонетических преобразований, микроэтноним «скобари» восходит к топониму Псков (Псков → псковской → скобской → скобарь).
Ни один лексикографический, исторический источник, ни один словарь XIX столетия не фиксирует слово «скобарь».
В большинстве случаев упоминания о скобарях связывают с легендой петровских времен, сюжет которой повествует о ремесленном промысле псковичей – изготовлении скобяных изделий, но эта легенда не подкреплена документальными фактами.
Негативная коннотация
В народном миропонимании воссоздается устойчивое представление об образе скобаря как о малограмотном, невоспитанном, плутоватом представителе Псковщины. Многие указывают на особенности его несдержанного поведения, что сопровождается эмоционально-окрашенной и негативной оценкой в целом.
Образ скобаря удачно обыграла группа «Отава Ё» в композиции «Сумецкая»
Культурный код скобаря
Здесь уместно вспомнить о танце, который называют «Ломание скобаря». Своеобразный кулачный бой, сопровождающийся встряхиванием головы, взъерошиванием волос, грубыми возгласами, притоптыванием и резким изгибом туловища, похожим на дугу или скобу. Такой танец позволял человеку входить в измененное состояние сознания, которое не поддавалось самоконтролю.
Стрижка скобой вызвала у меня ассоциацию с образом псковского писателя Валентина Курбатова. Фото: Rasfokus.ru
Псковичи ли?
Псковичи или псковитяне
Если обратиться к современным лексикографическим источникам (Например, словарь И. Л. Городецкой, Е. А. Левашова «Русские названия жителей»), то окажется, что существует не два наименования жителей от топонима Псков, а три: псковичи, псковичане и псковитяне. И все они верны, а степень их продуктивности зависит от контекста и сферы употребления.
Ершееды
Менее известными, но все же интересными являются другие названия псковичей, упоминания о которых сохранили современные псковские говоры. Жителей Псковщины называли: ершеедами, мякинниками, пелушниками, толокнянниками, лапотниками, капустниками, бобовниками, мезговниками.
Эти названия обладают высокой долей архаичности, помогают охарактеризовать исконную культуру и быт псковичей разных исторических эпох, узнать о традициях и вкусовых предпочтениях, о ремеслах и коллективных промыслах.
Еще раз хочу поблагодарить Наталию за диалог и интересную информацию.
Значение слова «скобарь»
В средние века, по видимому, речь шла об изготовлении скоб для древесных работ (П-образные, кованные куски толстого металлического прутка, заостренные с двух сторон), а также прочих скобяных изделий (крючья, дверные петли и пр). Д
скоба́рь
1. ремесленник, выделывающий скобяные изделия
2. рег. разг. житель или уроженец Пскова или Псковской области
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: несуетливо — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Синонимы к слову «скобарь»
Предложения со словом «скобарь»
Цитаты из русской классики со словом «скобарь»
Понятия, связанные со словом «скобарь»
Челдо́н, чалдо́н или чолдо́н — название коренных русских в Сибири и их потомков. Постоянное население из числа переселенцев из Европейской России сложилось в Западной Сибири в конце XVI—XVII вв.
В истории России Великим Лукам выпала особая роль — роль города-воина, города-щита, опорного пункта в Западном порубежье, которую он выполнял на протяжении более чем восьми веков.
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «скобарь»
– Чего, чего? – сказали скобари, глядя на подходящую к ним нетвёрдой походкой внушительную фигуру наместника.
Могут и не дать – те ещё скобари.
– По скобарю зачёт! – дуб вздохнул. – В академии. Ну, крута! Заочников только что не убивает! С пятого раза сдал, потом две недели хромать пришлось.