Кто такие сыновья заведеевы
Ученики: апостол Иаков Заведеев
Приблизительное время чтения: 3 мин.
Берег Галилейского озера во времена Христа. Только что призваны первые апостолы — Андрей и Петр. И вот Спаситель увидел других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их. И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним (Мф 4 :21—22).
Два брата: Иоанн (Богослов) и Иаков. Иоанн — юноша, Иаков — человек зрелый и состоявшийся. Бросая свои сети, они следуют за Иисусом и навсегда становятся Его учениками, самыми близкими — двумя из Двенадцати.
Иисус назвал братьев «Воанергес», что в переводе с арамейского значит «Сыны грома». Вероятно, такое прозвище они получили из-за своего порывистого характера.
Было в них что-то, что позволило Христу выделить их среди других апостолов. Только этих братьев, да еще Петра, Христос делает участниками самых таинственных моментов Своего служения.
И не позволил никому следовать за Собою, кроме Петра, Иакова и Иоанна, брата Иакова (Мк 5 :22) — это в рассказе о воскрешении девочки, дочери Иаира. Только этих апостолов Он делает свидетелями чуда Преображения. Их Спаситель позвал с Собой разделить молитву в Гефсиманском саду.
Преображение. Джованни Беллини, 1480-1485
Богословы много думали над тем, почему именно их? Петр, положим, — первенствующий из апостолов. Но почему — Иоанн и Иаков? По пламенности их натуры и потому, что им надлежало особым образом послужить делу проповеди христианства? Очень возможно. Во всяком случае, Иоанн и Иаков были незаурядными и решительными людьми и в своем апостольском рвении опережали других.
Однажды Христа не пустили в одно селение. Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение (Лк 9 :54—56). Братья не могут понять: как это можно не пустить Христа?
В продолжение темы номера «12 апостолов» читайте:
ИАКОВ ЗЕВЕДЕЕВ
Апостол Иаков Зеведеев |
Иаков Заведеев (+ 44), апостол из 12, священномученик. Брат апостола Иоанна Богослова
Происходя из дома зажиточного рыбака, он слушал проповедь Иоанна Крестителя в пустыне и был одним из первых призван Христом к апостольству вместе с братом Иоанном (Мф. 4, 21; Мк. 1, 19-20).
Братья Иаков и Иоанн в Евангелиях именуются сыновьями Зеведеевыми по имени их отца Зеведея, также, по сообщению евангелиста Марка (Мк. 3, 17), Иисус назвал братьев Воанергес (дословно «сыновья грома»), очевидно за порывистый характер [1]. В литературе Иакова Зеведеева также часто называют Иаковом Старшим, чтобы отличить его от апостола Иакова Алфеева и Иакова, брата Господня или Иакова Младшего.
Святым апостолам Иакову, Иоанну и Петру Господь преимущественно открывал Божественные тайны: при воскрешении дочери Иаира (Мк. 5, 37-42; Лк. 8, 51-55), на Фаворской горе (Мф. 17, 1-9; Мк. 9, 2-9; Лк. 9, 28-36) и в Гефсиманском саду (Мф. 26, 37-46; Мк. 14, 32-42; Лк. 22, 39-45).
После сошествия Святого Духа св. апостол Иаков по преданию проповедовал в Испании и других странах мира. Затем возвратился в Иерусалим, где открыто учил об Иисусе Христе, что Он истинный Мессия, Спаситель мира, обличал фарисеев и книжников в жестокосердии и неверии. Иудеи были не в состоянии противостоять апостольскому слову и за деньги наняли философа-волхва Гермогена, чтобы тот вступил в диспут с апостолом и опроверг его доводы о Христе, как о пришедшем на землю обетованном Мессии. Волхв послал ко святому апостолу своего ученика Филита, но тот уверовал в Господа Иисуса Христа. Вскоре и сам Гермоген убедился в силе Божией, сжег свои волшебные книги, принял святое Крещение и сделался истинным последователем Христовым.
Мощи апостола были перевезены в Испанию, в город Сантьяго-де-Компостела. Вторичное обретение мощей святого произошло в 813 году. Вероятно, к этому же времени восходит предание Западной Церкви о проповеди самого Иакова на Пиренейском полуострове.
Иконография
Молитвословия
Апо́стол Христо́в бы́л еси́ избра́нный/ и Богосло́ву возлю́бленному бра́т единоро́дный,/ всехва́льне Иа́кове,/ пою́щим тя́ грехо́в оставле́ние испроси́// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.
Гла́с Боже́ственный слы́шав, призыва́ющ тя́,/ любо́вь отца́ презре́л еси́/ и прите́кл еси́ ко Христу́, Иа́кове, с сро́дником твои́м, сла́вне,/ с ни́мже сподо́бился еси́ ви́дети// Госпо́дне Боже́ственное Преображе́ние.
Использованные материалы
[1] Порывистый характер братьев в полной мере проявился, когда они хотели низвести с неба огонь на самарянское селение (Лк. 9, 54); а также в просьбе дать сесть им в Царстве Небесном по правую и левую сторону от Иисуса (Мк. 10, 35-37).
Братья Иаков и Иоанн Зеведеевы
«Не знаете, чего просите» (Мф. 20:22), – ответил Господь братьям Зеведеевым на просьбу посадить их по правую и левую Свою руку в будущем Его царстве. Как будто бы братья получили отказ, тем не менее их просьба была исполнена, и оба они своими жизнями обозначили время апостольского служения. Иаков стал первым из двенадцати, казненным за благовестие Христово, а Иоанн, прожив более ста лет, единственный среди них, умер своей смертью последним.
Призвание
Иаков был сыном галилейского рыбака Зеведея и Саломии, дочери Иосифа Обручника. Вместе с младшим братом, будущим евангелистом Иоанном Богословом, Иаков помогал отцу в его рыбном промысле на Генисаретском озере.
Однажды, когда Иисус Христос проходил берегом озера, «Он увидел Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, так же в лодке починивающих сети, и тотчас призвал их. И они, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним» (Мк. 1:19–20).
С этого времени они уже не отлучались от Господа, и оба были избраны в число 12. За порывистый и решительный характер Иисус называл братьев «Воанергес», что в переводе с арамейского означало «сыны громовы» (Мк. 3:17). В церковной литературе Иакова Зеведеева часто называют Иаковом Старшим, чтобы отличить от апостола Иакова Алфеева и Иакова, брата Господня, или Иакова Младшего.
Апостол Иаков Зеведеев, Византия, XIII в.
Вместе с апостолом Петром братья были самыми приближенными учениками Господа. Они стали свидетелями воскрешения дочери Иаира. Только их Иисус сделал свидетелями Своего Преображения, когда на горе Фавор явился перед ними в белых одеждах. Они же сопровождали Господа в Гефсиманском саду тревожной ночью перед взятием Его под стражу.
Мученическая гибель
В день Пятидесятницы Иаков вместе с другими учениками был исполнен Святого Духа, участвовал в устроении первых христианских общин. Почти все апостолы оставались какое-то время в Иерусалиме, набираясь сил и мудрости. Но Иаков по характеру своему ждать не мог. Он отправился с проповедью Евангелия «на край земли» в Испанию, а потом вернулся в Иерусалим. Смело и открыто проповедовал он среди иудеев, что Иисус Христос – истинный Мессия, Спаситель мира. Он побеждал в спорах опытных книжников и фарисеев, никто не мог противостоять напору и красноречию ученика Христова.
Церковь апостола Иакова Зеведеева в Москве в Яковоапостольском переулке
Обретение мощей и начало почитания
Согласно преданию, после мученической кончины апостола Иакова верные положили останки его в суденышко и пустили по волнам Средиземного моря. Долго ли, коротко ли плыла лодочка, но наконец приплыла в Испанию, где Иаков проповедовал ранее, в устье реки Улья.
В 813 г. живший в этой местности монах-отшельник Пелайо, следуя за появившейся путеводной звездой, обнаружил ковчег с мощами апостола.
В конце столетия, в 896–899 гг., на месте находки была построена небольшая церковь. Возникшее возле нее поселение назвали Компостела (по-латински – Campus Stellae, «место, обозначенное звездой»).
Раковина на ограждении гробницы с мощами апостола Иакова
С этого времени начинается и укрепляется всеевропейское почитание апостола Иакова. Святой Иаков, чудесно помогавший испанским солдатам во время битв с маврами, стал признанным покровителем Испании. Как апостола, предпринявшего во время своего служения далекое путешествие из Святой Земли в Испанию, его стали считать также покровителем паломников.
Дорога святого Иакова
На западную окраину Испании искатели истины и приключений ходили еще в давние дохристианские времена. Земля считалась плоской, а здесь, на «краю земли», каждый вечер исчезало солнце. Куда? Почему? Как?
С обретением мощей апостола Иакова, возведением собора и возникновением города Сантьяго-де-Компостела паломничество на северо-запад Испании обрело новый духовный смысл и стало вторым по значимости, после паломничества на Святую землю.
Церковь святого Иакова в Иерусалиме, круг перед иконой обозначает место, куда упала голова апостола во время казни
В средние века количество паломников, перемещавшихся по дорогам в Компостелу, было необозримым. Но со временем эпидемия черной чумы, резко сократившая население Европы, а затем Реформация и политическая нестабильность в XVI в. привели к заметному спаду популярности паломнической дороги.
В начале 1980-х количество паломников можно было пересчитать по пальцам, но с той поры интерес к непростому походу заметно возрастает. Так, в 1978 г. паломников было всего 13 человек, а в 2009-м – более 145 тыс.
Компостела привлекала богомольцев со всех краев Европы. По Пути святого Иакова шли верующие из Франции, Германии, Португалии, Англии, Ирландии, Польши и других стран. С 1999 г. здесь замечены паломники из России и Украины.
Паломничство в Сантьяго совершили в разное время английский король Эдуард I, известный католический святой Франциск Ассизский, фламандский живописец Ян ван Эйк, папа Иоанн Павел II, бразильский писатель Пауло Коэльо и многие другие.
Иоанн Богослов, икона начала XVI в.
Чтобы получить свидетельство об одолении Пути святого Иакова, паломник должен пройти 100 км или проехать на велосипеде 200 км. По прибытии в город паломник предъявляет в соборе специальный документ с отметками, сделанными в находящихся на пути пунктах, после чего получает написанный на латыни «Сертификат Компостелы». Когда день поминовения апостола Иакова, 25 июля, выпадает на воскресенье, то в Испании объявляется Год святого Иакова, соответственно, церковные празднества в таком году особенно торжественны. Ближайшее такое событие случится в 2021 г. Путь святого Иакова входит в число памятников всемирного наследия ЮНЕСКО.
Влияние Пути святого Иакова
Монастыри, стоявшие вдоль паломнической дороги, процветали. Но большие толпы требовали переустройства как сложившихся архитектурных типов церковных зданий, так и бытового уклада, например, жилых помещений, складов пищи и хранилищ для разного рода предметов. На Пути святого Иакова начинает складываться так называемый тип «паломнической церкви». Главное ее отличие от ранее существовавшей: пространство стало просторным, не загроможденным, размеры помещений увеличились, а их планировка и последовательность позволяли успешно справляться с человеческим потоком. Вдоль паломнической дороги выросло огромное количество соборов, гостиниц, кафе, закусочных, медицинских пунктов.
Символика
Отличительным знаком пилигримов, вступивших на Путь святого Иакова, стала ракушка морского гребешка. Ее вешали на шею как амулет или нашивали на одежду.
Изображения ракушки украшают здания вдоль всего маршрута. Кроме того, паломники к святому Иакову обычно носят коричневый балахон с капюшоном и войлочную шляпу. Непременной их принадлежностью стал также длинный посох с сосудом из тыквы для воды.
Совершать паломничество принято пешком, в крайнем случае на велосипеде. Попадая в город на площадь Обрадорио, где стоит Собор святого Иакова, многие становятся на колени и на коленях подползают к собору, чтобы прикоснуться к гробнице.
Почитание
При освоении Нового Света испанские мореходы пронесли славу святого апостола через океан. Именем «Сантьяго» названы города на Кубе (Сантьяго-де-Куба), в соседней островной Доминиканской Республике, в центре Панамы, на севере Аргентины (Сантьяго-дель-Эстро). В честь апостола Иакова названа столица Чили – Сантьяго-де-Чили.
Конечно же, главным местом почитания апостола Иакова Зеведеева стал собор его имени в испанском городе Сантьяго-де-Компостела. Собор – главное строение города. Он виден из любого квартала, на него ориентированы все старые улицы. Строительство началось в 1075 г., но современный узнаваемый облик он приобрел лишь в XVIII в., когда был создан роскошный барочный фасад с двумя башнями и установленной в центре статуей святого Иакова.
Внутри собор прост и аскетичен – ничто не должно отвлекать молящегося от главного – гробницы апостола Иакова, которая находится в подземелье под алтарем. Серебряная рака с мощами стоит в зарешеченной нише. Подсветка выделяет восьмиконечную путеводную звезду. Когда в храме нет богослужений, сюда можно свободно спуститься и поклониться мощам апостола или же подняться на несколько ступеней, зайти за алтарь и прикоснуться к серебряной мантии статуи святого Иакова (XIII в.).
Перед алтарем висит огромное – самое большое в мире – шарообразное кадило, которое во время службы раскачивают несколько человек. Во время богослужений главный вход в храм закрывают.
На месте мученичества апостола Иакова в Иерусалиме, на месте его казни, была построена церковь Святого Иакова (Сен-Джеймс), расположенная на территории Армянского квартала Старого города. Церковь возведена в XII в. на руинах византийского храма VI в. В западной ее части есть дверь в маленькую комнату – святая святых – там захоронена голова апостола Иакова. Круг на полу капеллы отмечает место, куда пала голова апостола.
В России единственным храмом, освященным во имя апостола Иакова Зеведеева, стала церковь Иакова Зеведеева в Казенной слободе Москвы, в Яковоапостольском переулке. Деревянный храм на этом месте известен с 1625 г. Нынешнее здание построено в 1676 г. В храме имеется частица мощей апостола Иакова, переданная из Испании. Есть чтимая икона апостола.
Апостолы Христовы: Иаков Зеведеев
Выберите раздел серии
Апостолы Христовы: Иаков Зеведеев
Если вы окажетесь на старой испанской дороге, ведущей в Галисию, в город Сантьяго-де-Компостела, вы обратите внимание на встречающихся вам пилигримов. Паломников обгоняют машины, мимо тарахтят мопеды, на которых любят носиться по проселочным дорогам испанские подростки. Мы можем присесть в кафе, под уютным каштаном и заказать прохладной воды. А вот появляются и наши запыленные паломники.
Как это странно. Пешее путешествие в 21-м веке. Мы привыкли, что даже по Святой Земле мы паломничаем на комфортабельных автобусах (без кондиционера не предлагать! ), почему же эти люди идут по трассе пешком? Куда идут?
Синьор, к которому я обращаюсь с вопросом, белозубо улыбаясь, объясняет: они идут поклониться мощам св. Иакова.
Спрашиваю: «Может быть, у них нет денег на автобусный билет?» «Что вы! – экспрессивно машет он руками и объясняет: – Так положено. Этому обычаю больше тысячи лет».
И действительно, этот обычай появился раньше, чем была крещена Русь. В середине первого столетия нашей эры на берег реки Улья, там, где позже появится город Сантьяго-де-Компостела, была выброшена лодка. В ней находилось тело Апостола Иакова. Тело было похоронено благочестивыми людьми. В 813 году некому монаху явилось знамение: звезда, указавшая где искать эти мощи. Монах открыл мощи Ап. Иакова. Впоследствии на этом месте строится великолепный собор. Само это место получает название Сантьяго-де-Компостела (с лат. Campus Stellae – Место, обозначенное звездой; Сантьяго с исп. – Святого Иакова).
Собор Святого Иакова в Сантьяго-де-Компостела
С 10-го века сюда начинается паломничество. Пилигримы должны были достичь города пешком. Обычай этот сохранился и до наших дней. Паломник должен пройти пешком сто или проехать на велосипеде двести километров. По прибытии в собор предъявляет специальный документ, «паспорт пилигрима», действующий ещё со времен Средневековья, с отметками, сделанными в находящихся на пути пунктах, после чего получает написанный на латыни «Сертификат» о самом настоящем паломничестве.
Но перенесемся из прекрасной Испании, из дня нынешнего, на берег Галилейского озера, во времена Христа. Только что призваны первые Апостолы – Андрей и Петр. И вот Спаситель увидел «других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их. И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним» (Мф. 4, 21-22).
Два брата: Иоанн (Богослов) и Иаков. Иоанн – юноша, Иаков – человек зрелый и состоявшийся. Бросая свои сети, они следуют за Иисусом и навсегда становятся Его учениками, самым ближним кругом, двумя из Двенадцати.
Иисус назвал братьев «Воанергес», что в переводе с арамейского значит «Сыны грома». Вероятно, такое ироничное прозвище эти братья получили из-за своего порывистого характера.
Было в них что-то, что позволило Христу выделить их из других апостолов. Только этих братьев, да еще Петра, Христос делает участниками самых ответственных моментов Своего служения.
«И не позволил никому следовать за Собою, кроме Петра, Иакова и Иоанна, брата Иакова (Мк. 5, 22)…» – это в рассказе о воскрешении девочки, дочери Иаира. Только этих Апостолов берет с Собой Христос на Фавор, и только они оказываются свидетелями Его Преображения. И именно их Спаситель позвал с Собой разделить молитву в Гефсиманском саду.
Богословы много думали над тем, почему именно их. Петр, положим, – первенствующий из Апостолов. Но почему Иоанн и Иаков? По пламенности их натуры, и потому, что им надлежало особым образом послужить делу проповеди христианства? Очень возможно. Во всяком случае, Иоанн и Иаков были незаурядными и решительными людьми и в своем апостольском рвении опережали других.
Однажды Христа не пустили в одно селение. «Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение» (Лк. 9, 54-56). Эти братья не могут понять: как это можно не пустить Христа?
Евангелия сохранили еще один, по виду курьезный, момент, связанный с именем братьев. «Тогда приступила к Нему мать сыновей Зеведеевых с сыновьями своими, кланяясь и чего-то прося у Него. Он сказал ей: чего ты хочешь? Она говорит Ему: скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем. Иисус сказал в ответ: не знаете, чего просите…» (Мф. 20, 20-22). Сыновья Зеведеевы – это наши герои: Иоанн и Иаков. Значит, были основания просить для них особые места в Царствии Божием, раз мать с наивной простотой обратилась с такой просьбой ко Христу.
Иерусалим. Сионская горница. Это помещение построено в Раннее Средневековье на месте того, в котором Спаситель совершал Тайную Вечерю. Именно здесь были Апостолы, когда на них сошел Святой Дух в день Пятидесятницы.
Брат Господень Иаков и другие родственники Христа: что о них известно?
Приблизительное время чтения: 11 мин.
5 ноября Церковь празднует память апостола Иакова по прозванию «брат Господень», который возглавлял первую христианскую общину в Иерусалиме и, согласно церковному преданию, был сыном праведного Иосифа Обручника. Чем прославился этот апостол? И что мы знаем о других членах семьи, в которой родился Христос?
Иаков, брат Господень
Согласно наиболее распространенной версии, впервые четко изложенной епископом Епифанием Кипрским (IV век), Иаков был старший сын праведного Иосифа Обручника, родившийся в его первом браке. В Евангелиях неоднократно упоминаются «братья и сестры Иисуса», а евангелисты Марк и Матфей приводят даже имена: Иаков, Иосия, Иуда и Симон. С точки зрения святого Епифания, это как раз дети Иосифа Обручника, оставшиеся вместе со своим отцом и после того, как он обручился с Девой Марией и, вероятно, находившиеся рядом с Иисусом в Его детские годы.
Но есть и другая точка зрения: Иаков и другие «братья Господни» были двоюродными братьями Иисуса. Эту версию отстаивал блаженный Иероним Стридонский, живший во второй половине IV — начале V века и много путешествовавший по Святой Земле. Свою мысль он высказал в споре с Гельвидием, считавшим, что «братья Господни» — это Его родные братья, младшие дети Марии и Иосифа, рожденные после Иисуса (так полагает и сегодня часть протестантов). Иероним же обратил внимание, что в 15-й главе Евангелия от Марка упоминается Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, а в других Евангелиях — некая «Мария Иаковлева». При этом в Евангелии от Иоанна сказано, что у Богородицы была сестра Мария Клеопова (Ин 19:25). Вероятно, предположил блаженный Иероним, Иаков, Иосия, Симон и Иуда были сыновьями сестры Богородицы и, стало быть, двоюродными братьями Самого Господа. При таком понимании апостол Иаков, «брат Господень», сливается в одно лицо с Иаковом Алфеевым, одним из 12 апостолов, входивших в ближний круг.
Если прав блаженный Иероним, то у Иакова и трех его братьев было кровное родство с Господом Иисусом.
В те годы, когда Христос ходил по земле Палестины и проповедовал, братья не веровали в Него, говорит апостол и евангелист Иоанн (Ин 7:5). Возможно, они были в числе тех самых ближних, о которых Евангелие сообщает, что во время проповеди Иисуса они порывались забрать Его домой, ибо говорили, что Он вышел из Себя (Мк 3:21). Но очевидно, Воскресение Христа убедило братьев, что Он не без оснований называл Себя Сыном Божиим. Апостол Иаков был точно в этом убежден, недаром он оказался в числе немногих, кому Христос явился вскоре после Своего Воскресения (об этом рассказывает апостол Павел в Первом послании к Коринфянам, 15:7). И в книге Деяний святых апостолов, повествующей о жизни первых христианских общин, мы встречаемся уже с уверовавшим Иаковом, который возглавляет христианскую общину Иерусалима и является своего рода арбитром в спорах, нет-нет да и возникавших в первохристианской общине. Именно Иакову, например, принадлежит последнее, самое веское слово в дискуссии о том, на каких условиях крестить бывших язычников в малоазийских провинциях. Под влиянием его авторитета апостольский собор постановляет не затруднять обращающихся к Богу из язычников, а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе (Деян 15:19–20).
Церковное предание сохранило за Иаковом, братом Господним, имя Иаков Праведный: он неукоснительно соблюдал установления ветхозаветного закона, никогда не пил вина и вообще был человеком очень воздержанным — и все это соединялось в нем с верой в то, что Иисус Христос есть истинный Сын Божий.
Апостол Павел, большую часть времени проводивший в миссионерских путешествиях по Средиземноморью, в коротких промежутках между ними возвращался в Иерусалим и виделся, как он сам говорит в Послании к Галатам, со столпами Церкви — апостолами Петром, Иоанном и Иаковом (Гал 2:9). Можно было бы решить, что речь тут идет об Иакове, сыне Зеведееве, одном из 12 апостолов и родном брате Иоанна Богослова. Тем более что именно этих трех апостолов (то есть Петра, Иакова Зеведеева и Иоанна) Христос особенно приблизил к Себе и брал туда, куда не звал остальных, — на Фавор, где они лицезрели Преображение; в горницу, где Господь воскресил умершую девочку; в Гефсиманский сад, где они видели Его молящимся до кровавого пота… Но в первой главе того же самого Послания ясно говорится: апостол Павел виделся в Иерусалиме с Иаковом, братом Господним (Гал 1:19). Тогда как Иаков, брат Иоанна, был убит еще в то время, когда Иудеей правил Ирод Агриппа (сам умерший в 44 году): именно он вынес апостолу смертный приговор, подстрекаемый иудейской верхушкой. Павел же совершал свои путешествия, как считают библеисты, в более поздние времена, начиная со второй половины 40-х годов.
Симон Зилот (Кананит)
Согласно одной из версий, Симон, как и Иаков, был одним из сыновей Иосифа Обручника. В отличие от Иакова, Симон с самого начала вошел в ближайший круг учеников Христа и стал одним из Двенадцати.
Апостольская проповедь о Христе начиналась с Иудеи: здесь благовествовали и Петр, и Иоанн, и Филипп, и прочие — мы знаем об этом из книги Деяний святых апостолов. Здесь поначалу трудился и Симон, прозванный за свою пылкость и рвение Зилотом («зилот» в переводе с греческого — «ревнитель»; по-арамейски это звучит как «кананит»). Более того, после смерти Иакова Праведного он на время даже стал первоиерархом иерусалимской общины — об этом пишет Евсевий Кесарийский в «Церковной истории», книга 3, 11.
Впоследствии, как гласит житие апостола, он отправился с проповедью в Эдессу (в те времена один из центров Малой Азии, географически относился к Сирии; ныне городок на юго-востоке Турции), побывал в Армении, Египте, Ливии (Киринее), Мавритании, Испании и даже Британии. Вместе с апостолами Андреем Первозванным и Матфием названый брат Господень благовествовал и в земле Иверской (нынешняя Грузия), после чего отправился вместе с Андреем в Абхазию. Основав здесь христианскую общину, апостолы, согласно преданию, разделились: святой Андрей отправился с проповедью вдоль Черноморского побережья Кавказа, а Симон Зилот поселился в небольшой горной пещере в окрестностях современного Нового Афона.
В Абхазии апостол совершил множество чудес, исцелил многих больных и обратил местные племена в христианскую веру. Однако он не случайно избрал местом своего жительства запрятанную в горах пещеру: язычники не раз пытались напасть на него.
В конце концов Симон принял мученическую кончину. По одной из легенд, названому брату Господа отрубили голову, другая гласит, что его заживо распилили; существует и третья версия — о том, что Симона распяли на кресте.
В IX веке на месте, где был погребен апостол-мученик, выстроили храм из белого тесаного известняка. А еще два столетия спустя христианская вера утвердилась наконец во всей Абхазии: в XI–XII столетиях весь абхазский берег был покрыт цветущими городами и монастырями, и эта земля оставалась христианской вплоть до завоевания ее турками.
Существуют, впрочем, и иные предположения о том, кто был апостол Симон Зилот. Например, святитель Димитрий Ростовский в популярных Четьих Минеях пишет: «Симон… Иосифов сын, отнюдь не обретается во апостолех», а апостол Симон Зилот, будущий просветитель Абхазии, «происходил из Каны галилейской и был лично известен Господу и Его Пречистой Матери», но не являлся Его сродником по плоти. Святитель Димитрий пересказывает предположение, что именно на свадьбе Симона Зилота Господь Иисус совершил Свое первое чудо — претворил воду в вино. Возможно, это и убедило будущего апостола последовать за Ним.
Был, согласно святителю Димитрию, еще и третий Симон (или Симеон) — сын младшего брата Иосифа Обручника Клеопы, усыновленный Иосифом после смерти брата. Он-то, согласно Димитрию Ростовскому (который сам ссылается на греческих церковных историков Евсевия Кесарийского, Георгия Кедрина и Никифора Ксанфопула), и возглавил Иерусалимскую Церковь после смерти Иакова, брата Господня. Он был сопричтен 70-ти апостолам — тем ученикам Христа, которые не были с Ним постоянно, но видели и слушали Его, — и принял мученическую кончину на кресте.
Иуда, брат Господень
В круг ближайших учеников Господа входили два Иуды. Один, Иуда Искариот, в конце концов оказался предателем. Другой же — Иуда Иаковлев, иначе называемый Леввей или Фаддей, — был, согласно одной из версий, еще одним сыном Иосифа Обручника от его первой жены, родным братом Иакова и Симона.
Возможно, именно этот Иуда является автором 12-й книги Нового Завета — Соборного послания святого апостола Иуды. Автор этого послания именует себя рабом Иисуса Христа, братом Иакова (Иуд 1:1), быть может, потому, что стыдится своего поведения в юношестве, когда он еще не веровал в Божественное достоинство Иисуса и при дележе отцовской земли отказался поделиться с Ним своим наделом (такую историю сохраняет церковное предание).
После ареста Христа в Гефсиманском саду Его названые братья повели себя ничуть не лучше прочих апостолов и разбежались; за Господом последовали только двое учеников — Иоанн и Петр. Тем не менее Иуда присутствует среди апостолов в тот день, когда им впервые явился воскресший Господь, и потом, в день Пятидесятницы, когда на апостолов снизошел Дух Святой и они начали смело проповедовать Евангелие среди разных племен и народов.
Иуда, согласно его житию, обошел с проповедью всю территорию Палестины (современные Израиль и Иордания), а затем направился в Аравию, Сирию, Месопотамию и дошел до самой Персии, где и написал свое Соборное послание. В этой книге, одной из самых коротких в Новом Завете, можно усмотреть зачатки учения и о Святой Троице (в одном месте апостол Иуда призывает молиться Духом Святым, в других проводит разделение между Богом Отцом и Господом Иисусом Христом), и о различении Ангелов на добрых и злых, и о будущем Страшном Суде. Апостол Иуда призывает хранить себя от еретических учений и учит, подобно своему брату Иакову, что недостаточно одной только веры во Христа, необходимы еще и добрые дела.
По преданию, святой апостол Иуда мученически скончался около 80 года в армянском городе Арате — он был распят на кресте и пронзен стрелами.
Предтеча и Креститель Господень Иоанн
Строгий аскет и проповедник покаяния Иоанн Креститель, пришедший на берега Иордана «приготовить путь Господу, прямыми сделать стези Ему» (ср.: Мф 3:3), был не только Предтечей Господа Иисуса, но и Его сродником. Это ясно из Евангелия от Луки, в котором мы читаем, что Мать Христа, Пречистая Дева Мария, приходилась родственницей матери Иоанна, праведной Елисавете (Лк 1:36).
Выяснить более точно, в чем заключалось их родство, теперь уже невозможно, хотя в церковном Предании сохранились сведения о том, что мать Елисаветы (и бабушка Иоанна Предтечи) Соби была родной сестрой праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы, — об этом писал византийский историк Никифор Каллист (живший в XIV веке) со ссылкой на священномученика Ипполита Римского (раннехристианский автор, умерший в начале III века). Если так, то Богородица оказывается двоюродной сестрой Елисаветы, а Иисус Христос — троюродным братом Иоанна Предтечи.
Трудно сказать, встречались ли Иисус и Иоанн когда-либо в детстве. (Мы не берем в расчет эпизод, описанный в 1-й главе Евангелия от Луки, когда Дева Мария, уже ожидавшая Ребенка, пришла к Елисавете, беременной Иоанном, — и у той радостно взыграл младенец во чреве (Лк 1:39-45)). Тем более что вскоре после Рождества Богомладенца Иисуса Мария и Иосиф скрылись от преследований царя Ирода в Египет и жили там несколько лет, а когда вернулись, поселились в галилейском городе Назарете на севере Израиля. Тогда как семья Иоанна Предтечи, судя по всему, жила в Иудее, то есть южнее.
В Евангелии от Иоанна Предтеча говорит о Христе, что прежде не знал Его (Ин 1:31, 33), а евангелист Матфей рассказывает, как Крестителя Господня одолевали сомнения: точно ли Иисус Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого (Мф 11: 3).
Святитель Афанасий Великий и блаженный Феофилакт Болгарский говорят, что Иоанн Предтеча был по отцу из рода первого израильского священника Аарона, а по матери — как и Христос, из колена Иудина. В этом и состояло, по мнению этих двух толкователей, родство Предтечи с Господом Иисусом — конечно, весьма отдаленное. По мысли святителя Афанасия, евангелист Лука упоминает об этом родстве для того, чтобы обратить внимание на соединение во Христе двух ветвей израильского народа — царской (идущей от Иуды через царя Давида) и священнической (идущей от Аарона). Ведь Христос соединил в Себе царское величие (Бог неоднократно именуется в Библии Царем) с жертвенным служением священника: Он Сам принес Себя в жертву за грехи всего мира (1 Ин 2:2) и тем самым спас этот мир.
Редакция выражает благодарность за помощь в подготовке материала протоиерею Алексею Емельянову, заведующему кафедрой библеистики Богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ), и преподавателю ПСТГУ иерею Александру Гумерову