Кто такие талыши их происхождения и где они проживают
Талыши
Место проживания талышей
Народ на севере Ирана и на юго-востоке Азербайджана, проживающий в Талышских горах и в предгорьях у побережья Каспийского моря, в России – в основном в Москве, Московской области, а также в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге.
Кроме того, официальное «Талышское национальное движение» под руководством президента Талышско-Муганской автономной Республики Алиакрама Гумматова со штаб–квартирой в Гааге действует в Нидерландах и имеет своё отделение в Стокгольме. Существует также Талышское правительство в эмиграции.
В 2008 году в Москве была зарегистрирована региональная общественная организация (РОО) «Талышское возрождение», её председателем является Исмаил Шабанов.
Численность талышей
Талыши считаются иранским народом, сведения об их численности разнятся. По одним данным, в мире проживает 267 300 тысяч талышей, а по другим – до 619 тысяч.
Всероссийская перепись 2002 года насчитала в нашей стране почти 3 тысячи человек, которые указали национальность талыш. По данным Переписи 2010 года, в России проживает 2529 представителей нации талыш.
Внешность талышей
Талыши – представители европеоидной расы, генетические родственники азербайджанцев. Внешне они относятся к переднеазиатскому типу, а жители горных районов больше похожи на иранцев.
Впрочем, некоторые генетические исследования обнаружили у талышей много общего с финно-угорскими народами, а также, как ни странно, с белорусами.
Язык талышей
Талышский язык относится к иранской группе индоевропейских языков и близок языку азари (иранскому).
Одни исследователи насчитали 218 100 носителей талышского языка, а другие утверждают, что в мире на талышском языке говорит более миллиона человек (1 300 000). Сегодня он используется в основном сельскими жителями. Поэтому, например, в Азербайджане во время переписи талыши нередко указывают национальность «азербайджанец», так как не владеют родным языком.
В Советском Союзе для талышей в 1928 году была впервые создана письменность на основе латиницы, а позднее – кириллицы, но кириллическая осталась невостребованной. В двадцатые-тридцатые годы прошлого века в Ленкорани издавалось 19 наименований периодики на талышском языке, но в конце тридцатых годов все они были закрыты.
В настоящее время за счёт роста национального самосознания у талышей есть СМИ на родном языке, развивается издательская деятельность.
Этноним талышей
Арабский историк Аль-Табари, который жил в IX-X веках, называл представителей этого народа «ал-тайласан». Он писал, что этот народ живёт в горах Азербайджана, не подчиняется арабам и сохранил независимость.
Про «страну Талыш» впервые упоминается в истории Александра Македонского, а вернее, в её переводе на армянский язык с греческого, который был сделан в XVI веке.
Одни исследователи считают, что этноним «талыш» произошёл от названия племени «далеев», и роднит этот народ с остальными кавказскими народами, другие исследователи полагают, что праталыши происходят из племён, которые назывались «каспиями», и роднит их с индийцами и греками.
Учёные считают, что талыши являются хранителями мидийской культуры и мидийского языка и таким образом пронесли через века элементы доиранского сознания прикаспийских народов.
В XV веке талыши объединились с кызылбашами в борьбе против ширваншахов, а впоследствии вошли в объединение шахсевенов. К тому времени исторические источники насчитывали около 600 талышских семей.
После распада в XVIII империи Надир-Шаха образовалось Талышское ханство со столицей сперва в Астаре, а потом в городе Ленкорань. Население это страны занималось в основном выращиванием риса и скотоводством, но в государстве было создано постоянное войско.
Однако в 1785 году талыши попали в зависимость к Фатали-хану, который начал подчинять себе прикаспийские территории. И в 1795 году правитель Талышского ханства Мир Мустафа-хан попросил покровительства у России.
Во время русско-персидской войны талыши выступили на стороне России. В 1809 году Россия берёт Талышское ханство под свой протекторат. Однако в 1812 году персидская армия осадила столицу ханства Ленкорань и овладела талышской крепостью. Но уже через несколько месяцев, 1 января 1813 года, отряд под командованием генерала П. С. Котляревского штурмом вернул России эту цитадель.
По Гюлистанскому мирному договору часть Талышского ханства отошла Персии, но персидский двор этим не удовольствовался и предпринимал всё новые и новые попытки вернуть себе Северный Талыш в обмен на другие территории.
Переговоры с персами вёл сам генерал Ермолов, но он остался непоколебим. В 1828 году по Туркманчайскому мирному договору после очередной русско-персидской войны к Талышу вдобавок была присоединена часть Зуванта.
Сохранилось свидетельство о том, как тяжело персидский принц Аббас-Мирзе переживал утрату Талышского ханства, но вынужден был смириться с этой потерей.
Интересно, что после вхождения в состав Российской империи Талышское ханство так и именовалось «ханством», хотя все остальные ханства в России были упразднены. Управлял этим ханством «диван» из двух местных беков, над которыми главенствовал русский генерал.
В 1919 году в Ленкоранском уезде Бакинской губернии была образована Муганская советская республика, но просуществовала она всего два месяца.
Во время раскулачивания многие талышские семьи были высланы в Казахстан. Однако при советской власти талыши до 1938 года имели свою культурную автономию, которая помогала им сохранять язык и традиции.
После развала Советского Союза талыши Азербайджана основали Талышскую партию, переименованную чуть позже в Партию Равенства, которая отстаивала их права на Карабахскую территорию, но создать в Азербайджане национальную автономию талышам не позволили. При этом несмотря на сложные взаимоотношения с Азербайджаном, Армения поддерживает стремление талышского народа сохранять свою культуру.
В Иране талыши исторически живут на территории области Гиляна, откуда в прошлом столетии началась Иранская революция. Даже после того, как она была подавлена, вдохновлённые советским народом гилянские талыши ещё долго продолжали вести подпольную деятельность, и до сих пор конфликтуют с иранскими властями.
Религия талышей
В древности талыши исповедовали культ рощ и священных деревьев, поэтому когда они строят себе новые дома, то стараются не повредить растущие рядом деревья.
Когда-то талыши также поклонялись божествам домусульманского общеиранского пантеона, а впоследствии испытали на себе влияние зороастрийского культа природных стихий.
В настоящее время азербайджанские талыши исповедуют ислам шиитского толка, а иранские – суннитского. Кроме того, у них есть Иджма как совет авторитетных духовных лиц, к которому можно обратиться за консультацией.
При этом талыши допускают многожёнство, только если первая жена сильно заболела.
Традиции талышей
Азербайджанские талыши переняли немало обычаев у азербайджанцев, а иранские талыши позаимствовали многое у гиляков.
За невесту у талышей положен выкуп, о размере которого принято вести долгие переговоры. Талышские юноши обычно женятся в 20 лет, девушек выдают замуж с 16. Также одно время у талышей бытовал обычай женить совсем молодых парней, которым не исполнилось ещё 20 лет, на взрослых женщинах, поскольку считалось, что опытная женщина будет лучше вести домашнее хозяйство.
Соблюдая общие для многих народов Кавказа обычаи избегания, талышские девушки особенно усердно прячут лицо от посторонних глаз.
Когда молодая жена впервые переступает порог мужниного дома, её осыпают рисом и деньгами, а в старину прямо перед ней разрезали барана. Теперь барана режут заранее, но, как и в древности, бросают его голову в одну сторону, а туловище – в другую. Невеста должна коснуться дверного косяка руками, которые она предварительно окунула в мёд (чтобы оставить свой след), и пройти между двумя частями барана.
Как и другие народы Кавказа, талыши очень гостеприимны.
Искусство и быт талышей
Традиционные жилища талышей (анджинака) изготовлены из дерева, имеют конусообразную крышу, земляной пол и обмазаны изнутри глиной. У бедняков в домах не было ни окон, ни трубы: свет в их хижины проникал через дверь, дым уходил тоже через дверь, поэтому дверь делали высокую – под самую крышу.
Люди спали на циновках, ели с низких столиков. Часто они только зимовали в своих домах, а летом, когда становилось сыро, уходили пасти скот в горы и строили там шалаши.
Традиционная одежда талышей мало отличается от азербайджанской. Мужчины кроме рубахи и штанов носили папаху или войлочную шапку, женщины тоже одевались в рубаху и штаны, а также носили широкие сосборенные юбки, платки.
И мужчины, и женщины носили архалыг – азербайджанский плотно прилегающий к телу кафтан из тирьмы, шёлковых тканей или бархата. Девушки надевали на голову похожую на тюбетейку шапочку – арахчин.
На свадьбу или по праздникам талыши облачались в одежду из ценных тканей с золотыми и серебряными украшениями.
Вместо хлеба талыши едят круто сваренный рис.
Традиционно представители нации талыш занимались выращиванием риса, скотоводством и шелководством, плели корзины и циновки, вырабатывали шёлковые и хлопчатобумажные ткани.
В настоящее время жители Талыстана, кроме того, занимаются выращиванием чая, цитрусовых и овощеводством.
Считается, что талыши позаимствовали гончарное искусство у древних персов, Ахеменидов, и поэтому с незапамятных времён научились изготавливать богато украшенные орнаментами и изображениями животных керамические сосуды с ангобным покрытием. Во времена Арабского халифата талыши также научились делать глазурованные плиты для облицовки, которыми украшали мечети и мавзолеи.
Издавна ценятся и талышские ковры, которые украшают самые знаменитые музеи мира. Когда-то талыши даже использовали эти ковры в качестве денег: ими оплачивали налоги, давали взятки, одаривали родственников. Коврам придавали мистические свойства. Талыши, например, верили, что передаваемые из поколения в поколение ковры защищают род, берегут людей от болезней. Обычно на талышских коврах вышиты цитаты религиозных деятелей, а также элементы мусульманской архитектуры.
Флаг талышей
На флаге талышей изображено солнце. Первая версия этого флага возникла в начале 90-х годов прошлого века, когда талыши пытались создать в Азербайджане свою автономию.
Этот флаг использует Талышское правительство в эмиграции, он также используется в России как символ тех, кто имеет национальность талыш.
Позже появилась ещё одна версия талышского флага с вписанным в окружность оранжевым солнце с двенадцатью волнистыми загнутыми по часовой стрелке лучами. 12 лучей солнца символизируют пророка Мухаммеда и 12 джафаридских имамов.
В 2009 году сторонники полной независимости Талышистана учредили красный флаг талышей с солнечным символом «Хаштпар» в центре, утверждая, что он используется уже почти 2700 лет, так как впервые был поднят предводителем антиарабского восстания Бебеком. В России подобный флаг у «Союза талышской молодёжи» при Талышской Национально-Культурной Автономии Москвы. Однако с некоторыми видоизменениями: по нижней и верхней кромке этого флага идут белые и зелёные полоски.
Талыши
В 1993 году была предпринята неудачная попытка создания в Азербайджане талышской автономии. После этого власти республики стали опасаться разрастания сепаратистских настроений среди талышей. 1
В 2008 году главный редактор единственной газеты на талышском языке 2 «Толыши садо» («Голос Талыша») Новрузали Мамедов был приговорен в Азербайджане к 10 годам лишения свободы и умер в тюремной больнице. 3 В 2012 году сменивший его на посту главреда Гилал Мамедов также был арестован. Незадолго до ареста Г.Мамедов получил известность как автор видеоролика «Ты кто такой? Давай, до свидания!».
Содержание:
Демография и религиозная принадлежность
Антропологически талыши относятся к балкано-кавказскому типу большой европеоидной расы. 4
Вопрос о численности талышей является очень спорным из-за отсутствия точных данных.
Примерная численность талышей по основным странам проживания на 2010 год: 5
Однако по некоторым оценкам общая численность талышского населения доходит до 500 тыс. человек. 7
Также некоторые источники утверждают, что численность талышей оценивается в 500 тысяч человек в Азербайджане и примерно 600 тысяч человек в Иране. 8
Большая часть талышей исповедует ислам шиитского толка, но имеется заметное число приверженцев суннитской ветви ислама.
Талышский язык
Талышский язык относится к северо-западной ветви иранской языковой группы индоевропейской языковой семьи. Наиболее близок к говорам тати в Иранском Азербайджане и вымершему килитскому языку. 9 Более отдалённое родство он обнаруживает с гилянским и мазендеранским языками. 10
По некоторым данным, талышский язык является осколком древнего азербайджанского языка иранского происхождения, каким он был до тюркизации азербайджанцев сельджуками и некоторыми другими тюркскими народами. По другим – это уникальный, хотя и родственный азербайджанцам народ. Точно установлено, что талыши имеют в своем языке мидийский субстрат и, по-видимому, какого-либо заметного влияния на народы Северного Кавказа не оказали.
В талышском языке можно выделить четыре говора: астаринский, ленкоранский, лерикский и масаллинский, тесно примыкающий к ленкоранскому. 11
В 1928 на основе латинской графики была создана талышская письменность. В конце 1920-30-х годах в Ленкорани на талышском языке издавалось 19 печатных изданий. В конце 30-х годов издание периодики на талышском языке было прекращено. Периодическая печать и литература сейчас издаются только на азербайджанском языке, который является также языком школы и внесемейного общения. Талышский язык выполняет в основном функции языка семейного общения. 12
География расселения
Талыши проживают на севере Ирана и юго-востоке Азербайджана. Исследователи обычно считают талышей аборигенами этого региона, но проблема их этногенеза не разрешена. 13
В исторической и географической литературе принято называть юго-восточные районы Азербайджана, занимающие Ленкоранскую низменность и Талышскую горную систему – Талыш. Исходя из ряда историко-культурных факторов, этнографы выделяют этот регион в отдельную этнографическую зону (Талыш). Северной границей Талыша считается река Виляш, южной – река Сефидруд, западной же является Талышский хребет.
В этнографическую зону Талыш входит пять административных районов – Астаринский, Ленкоранский, Масаллинский, Лерикский, Ярдымлинский. Талыши проживают в Астаринском, Ленкоранском, Лерикском, и юго-восточной части Масаллинского района, а также в таких крупных городах, как Баку и Сумгаит. В западной части Лерикского района, в Ярдымлинском и северо-западной половине Масаллинского района проживают азербайджанцы. Селения, расположенные на границе расселения талышей и азербайджанцев, имеют смешанное население.
В Иране талыши расселены компактной группой к югу от границы с Астаринским районом Азербайджана. Населяют они пять областей (шахристанов) провинции Гилян. Проживают еще в области Халхал и группе селений вблизи Ардебиля.
Происхождение и история
Проблема происхождения и наиболее раннего этапа истории талышей остаётся окончательно не выясненной. Большинство ученых считают талышей автохтонным населением региона и сходятся во мнении, что территория их расселения в древности была более обширной.
В 558 г. персы при царе Кире (Куруш) из династии Ахеменидов восстают против мидийцев и устанавливают свою власть над территорией от Малой Азии до Индии. Но персы, как сообщают все античные историки, лишь переняли обычаи и быт мидийцев, не нанеся вреда мидийской культуре региона. Династия Ахеменидов удержалась на переднеазиатском троне более двух столетий. Конец их гегемонии положил Александр Македонский в битве при Гавгамелах 1 октября 331 г. Участие в битве принимал также сатрап (правитель провинции) Мидии Атропат, котрый после смерти Искандара сохранил независимость своей страны, так называемой Малой Мидии или Атропатены. Именно от топонима Atarpatakan произошло слово «Азербайджан». Во II веке до н.э. власть в Иране захватывают Аршакиды – парфянская династия, которой удалось держать власть в своих руках в течение пяти веков. Они были свергнуты в 224 г. н. э. Ардаширом – искателем приключений из династии Сасанидов. После падения Сасанидской империи Талыш в 639-643 гг. становится частью Арабского Халифата.
Процесс принятия ислама в бывшей Атропатене протекал медленно. Главной причиной этому явилось то, что область Малой Мидии была религиозным центром зороастрийцев, где в обществе глубоко укоренились зороастрийские традиции и обряды, нравы и устои. Даже после принятия новой религии эта область являлась одной из неспокойных провинций Арабского Халифата, где происходили многочисленные восстания. Самым большим из них явилось восстание хуррамитов во главе с Бабеком, продолжавшееся двадцать лет (817-837 гг.) и подавленное лишь из-за предательства в стане Бабека. Основываясь на арабских источниках, утверждающих, что главная цитадель хуррамитов – Базз – находится «между Азербайджаном и Араном», многие ученые сходятся во мнении, что очагом восстания и родиной Бабака является местность между Ардебилем и Арраном, т.е. талышеговорящий регион. После подавления восстания хуррамитов и из-за ослабевшей власти Халифата область Северной Мидии (впрочем, как и всего Ирана) превращается в арену междоусобных войн, конец которым положило нашествие монголов, которые завоевали Талыш в 1307 г. Вслед за монголами Иран, в том числе и Талыш, был опустошен походами Тамерлана. Арабские завоевания и кочевнические набеги оставили неизгладимый след в культуре талышей.
В ХV веке в армянской редакции «Романа об Александре Македонском», написанном в V веке, впервые упоминается Талыш: «И рассказал он, что он – беженец из Каспийских ворот, возле страны Талыш (T’alis) в области Гилян». Талыш появляется также в работах ат-Табари, Балазури и других раннеарабских авторов, как ал-Тайласан, а в работах персидских историков, как Талышан и Тавалеш.
В 1502 году власть в Иране захватывает Исмаил I – создатель Сефевидской империи. Талыши сыграли важную роль в создании государства Сефевидов. Так, тесть и учитель шейха Сафиаддина Ардабили (основатель династии Сефевидов) шейх Захид Гиляни был по происхождению талышом; также двое из преподавателей шаха Исмаила носили эпитет «Талыши»; кроме того, талыши были одной из главных сил в войске Шах Исмаила, который в детстве три года скрывался от вражеских войск в селе Арчон (Аркиван) в Талыше; шах Аббас (самый могущественный правитель Сефевидской династии) в результате заключения Стамбульского мирного договора уступил туркам-османам территорию Азербайджана, кроме Ардебиля и Талыша. При первых сефевидах талыши получили широкие права, которых частично лишилась при Аббасе I. Из-за этого в Талыше было поднято восстание против центральной власти в 1593г., которое очень быстро подавили.
В 1735 г. регент последнего сефевидского правителя Аббаса III Тахмасп-Гули-хан сверг правящую династию и начал править под именем Надир-шаха.
В 1747 г. талыши во главе с Сейид Аббасом создают свое национальное государство – Талышское ханство. Мир Мустафа хан (1747-1814 гг.) был самым известным правителем ханства. Он является одним из самых известных политиков и полководцев Азербайджана. Именно благодаря его усилиям, Талышское ханство увеличилось в пределах и долгое время оборонялось от Ирана и России. По Гюлистанскому мирному договору (1813 г.) Талышское ханство вместе с другими ханствами Азербайджана вошло в состав Российской империи.
В это время начинается самый большой этап изучения Талыша. В большинстве своем русские ученые изучают географию, язык, этнографию, историю и культуру талышей. В «Алфавитном списке народов, обитающих в Российской империи» указывается, что в России на 1886 год проживало 50510 талышей, а в «Кавказском Календаре на 1895 год» весь Ленкоранский уезд поголовно записан как талыши.
Однако идея собственной государственности в Талыше сохранилась. В 1919 году талыши приняли активное участие в создании Муганской Советской Республики (МСР), создание которой во многом было спровоцировано пантюркистской политикой мусаватистского правительства Азербайджанской Демократической Республики (АДР). Муганская Советская Республика просуществовала всего три месяца и была разгромлена пантюркистами.
В первые годы Советской власти начали появляться талышские школы в Азербайджане. Этот период истории талышей ознаменовался резким ростом национального самосознания талышского народа. В 1920-1930-е годы ведется интенсивная работа по созданию школьной литературы и самой литературы в целом на талышском языке.
Однако в сталинский период ситуация резко изменилась. Начиная с 1937 года в результате сталинской национальной политики о самом существовании ираноязычных народов Азербайджана упоминать было запрещено. Вследствие этого уже в послевоенный период в переписях населения талыши не указывались как отдельный этнос. Представители талышской интеллигенции, которые не соглашались с таким положением дел, подвергались репрессиям со стороны НКВД (КГБ).
Культура и традиционный образ жизни
Талышский фольклор – одна из древнейших культур региона. Это подтверждается тем, что в устном народного творчества талышей сохранились черты доисламского периода.
В 1920-1930-е гг. XX века в Азербайджане было напечатано около 500 книг на талышском языке. Их изданием под руководством великого талышского поэта З. Ахмедзода занимались Г.Алекперли, А.Махмудов, Ш. Тагизода, М.Насирли и др. Этот процесс развития талышской литературы остановили сталинские репрессии. Главный просветитель Талыша Зулфугар Ахмедзода (Пенсаж) был арестован и сослан в Сибирь, где умер 9 июня 1940 года. Уже в 80-е годы XX века широкому кругу читателей стали доступны литературные произведения на талышском языке таких авторов, как Тофиг Ильхом, Али Насир, Ханали Толыш, Валишах, Джамал Лалазоа.
Изданы различные прозаические и драматические произведения Талыби Шахана, Ханали Толыша, Али Насира. Ведутся работы в области переводов.
Важное место в культуре талышей занимает музыка. Существует несколько жанров талышских народных песен: «халай», «ло-ло». Исполняются они хором 10-15 женщинами, которые выстраиваются в два ряда друг напротив друга. Есть также другие песни (их также поют женщины), при исполнении которых не нужны инструменты, а ритм поддерживается лишь хлопками в ладоши, что говорит о глубокой древности этих песен. В Азербайджане существуют четыре талышских фольклорных ансамбля: «Авеста», «Ховон» («Баджилар»), «Халай» и «Лаггути». У талышей Ирана известны имена таких певцов как Рухангиз, Армин Фариди, Сохраб Захири и Хади Хамиди.
Усилиями двух молодых талышских патриотов Ниджата и Талеха Агаевых в Азербайджане появилась первая талышская киностудия «ЭДЖИ-МУР». Ими при содействии Международного фонда возрождения талышской культуры были сняты три фильма: «Додо», «Дыласут», «Дыво».
Современное положение талышей в Азербайджане
В конце 1980-х гг. в Азербайджане была основана талышская организация под названием Талышская национальная партия возрождения. 16 В июне 1992 года состоялся первый официальный съезд партии, принявшей название Талышской Народной Партии. Стратегической целью партии была объявлена автономия талышей в составе Азербайджана. Поскольку партию отказались зарегистрировать под этим названием, она была переименована в Партию равенства народов Азербайджана. 17
После событий 1993 года власти Азербайджана опасались разрастания сепаратистских настроений среди талышей. Кроме того, в Азербайджане бытовало мнение о том, что талышский сепаратизм поддерживается Тегераном, который таким образом пытается повлиять на политическую обстановку в республике. 18
В 2005 19 и 2011 годах на территории Армении состоялись Первая и Вторая конференции по талышеведению. В ходе конференции 2011 года член иранского совета «Центр талышеведения» Ясе Каранзаде заявил: «В результате проведенной Азербайджаном антиталышской политики, талыши лишились своей культуры, они не имеют даже возможности говорить на своем родном талышском языке».
«Толыши садо»
21 июня 2012 года был арестован Гилал Мамедов, занимавший после смерти Н.Мамедова пост главного редактора «Толыши садо». 4 июля ему были предъявлены обвинения в государственной измене, разжигании межнациональной розни и незаконном хранении наркотиков. На суде Г. Мамедов отказался от дачи показаний и призвал своих защитников участвовать в процессе формально, ввиду его закрытости и непрозрачности.
27 сентября 2013 года суд признал Гилала Мамедова виновным и приговорил его к пяти годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима.
«Ты кто такой? Давай, до свидания!»
Примечания:
Автор: Кавказский Узел