Кто такие ученики по обмену
Учеба по обмену для школьников: какие программы бывают и как туда попасть
Можно и нужно беречь честь смолоду, а еще, смолоду можно учиться по обмену. Мы уже говорили о том, какие есть возможности для учебы по обмену у студентов и вообще об обучении в иностранных государствах. Например, в Германии. Сейчас поговорим о школьниках.
Наш телеграм – настоящая кладезь полезных советов, лайфхаков и актуальной информации для студентов всех направлений. Попробуйте!
Обучение по обмену для школьников: вопросы и ответы
Да ладно, скажете вы. Школа – это стресс и колоссальные нагрузки для молодого организма, да еще и ЕГЭ, к которому обязательно придется нанимать репетитора. Какие тут учеба по обмену и путешествия в дальние страны?!
Все возможно, если захотеть. Здесь мы рассмотрим самые популярные и известные программы обмена для школьников. Но сначала, несколько FAQ по теме.
Как происходит обучение по обмену?
Школьник едет в другую страну, где будет жить в принимающей семье и посещать занятия в местной школе.
Первый обмен школьниками состоялся в 1947 году.
Как долго длится период обучения в другой стране?
Зависит от выбранной программы, но обычно это период от нескольких месяцев (академический семестр) до года.
Могут ли программы обмена для школьников быть бесплатными?
Да, есть полностью бесплатные программы. К тому же, существует много платных программ, но для самых успешных учеников обучение в их рамках может быть бесплатным. Подробнее о грантах на образование читайте в нашей отдельной статье.
Кстати! Для наших читателей действует скидка 10% на любой вид работы.
Как попасть в программу обмена школьниками?
Заполнить анкету на официальном сайте программы, сдать необходимые тесты и объяснить, почему поехать должны именно вы.
Зачем нужно ехать учиться в другую страну?
Тем более, если и здесь вроде бы неплохо. Причины, которые не всегда кажутся очевидными:
Что повысит шансы на успешное участие в программе школьного обмена?
Программы обмена для школьников: краткий обзор
Какие есть программы обмена для школьников в России? Таких программ с каждым годом становится все больше, мы выделим самые популярные международные программа обмена учениками.
Программа обмена FLEX
FLEX (Future Leaders Exchange) – бесплатная программа обмена школьниками с США, которую с 1992 года осуществляет госдепартамент Америки. В программе FLEX могут участвовать старшеклассники (15-17 лет) из России, Беларуси и других стран бывшего СССР. Срок программы – 1 год. Учащиеся проживают в американской волонтерской семье.
Стипендия, перелет и карманные расходы полностью финансируются государством.
Программа обмена школьниками AFS
AFS – программы обмена, действующие в рамках 56 стран. Здесь можно не только выбирать страну, но и определять срок пребывания за рубежом. Например, можно уехать на год, а можно ограничиться одним академическим семестром. Участвовать в программе может практически каждый школьник: можно либо подать заявку на общих основаниях, либо участвовать в конкурсе.
Программа не бесплатная, но есть возможность получать частичную стипендию.
Обмен школьниками Германия-Россия
Один из самых популярных вариантов – учеба в Германии по программе «Немецко-русский обмен». В рамках этой программы русские школьники едут учиться в Германию, а немецкие дети приезжают в Россию.
Обучение за рубежом может не ограничиваться какой-то конкретной программой. Существуют агентства, владеющие информаций о программах, действующих в конкретных зарубежных учебных заведениях и помогающие подобрать подходящий вариант.
Если родители не готовы отпускать ребенка в другую страну на длительный срок, это может быть как обучение в течение семестра, так и летний языковой лагерь.
Где бы вы не находились, сервис помощи в учебе окажет содействие в решении возникающих трудностей с обучением.
Международный студенческий обмен: что нужно о нем знать?
Программы международного обмена студентами появились давно и действуют уже более 40 лет. Но и сейчас далеко не все студенты знают о программах по обмену. И почти никто не знает, что учиться по обмену могут даже школьники, а не только студенты.
Рассмотрим особенности программ обмена студентами, как можно принять в них участие и какие преимущества они дают.
Суть программ студенческого обмена
Обмен студентами бывает не только международным, но и внутри одного государства. Но в данной статье рассматривается именно международный обмен студентами. Его смысл заключается в том, что, не отчисляясь из своего учебного заведения, студент получает возможность обучаться за границей в течение 1-го (иногда 2-х) семестров. Учеба в российском вузе при этом не прерывается.
Есть также программы, рассчитанные на летние месяцы, когда студент не учится, но официально работает во время каникул в другой стране. Основное преимущество для российских студентов подобных программ– языковая практика и возможность заработать.
Сейчас такие программы есть почти в каждом государственном вузе. Они рассчитаны на амбициозных и коммуникабельных студентов, которые хотят увидеть мир, повысить профессиональный уровень и овладеть иностранными языками.
Какие страны предлагают студенческий обмен?
В первую очередь, это все страны Евросоюза. В них действует программа «Эразмус». Российским студентам сейчас доступна расширенная программа «Эразмус Мундус», в которой каждый год участвует более 2000 россиян. Наиболее активными странами по приему иностранных студентов по обмену являются Германия, Франция и Испания. Финансирует программу Евросоюз и российский вуз, в котором учится студент.
Если позволяет бюджет, студент может финансировать участие в программе самостоятельно. Еще один вариант – получить грант на обучение от одного из частных фондов.
Наиболее высокие шансы получения гранта у студентов старших курсов, изучающих естественные науки или получающих техническую специальность, особенно связанную с компьютерами. Реже всего поддержку получают будущие медики и юристы. На эти специальности и наиболее высокий конкурс. Следует учитывать, что процесс получения гранта может быть очень долгим и занять более года.
Зарубежные университеты часто предоставляют частичную компенсацию затрат на обучение при условии, что студент или аспирант будет участвовать в научных исследованиях, работать помощником преподавателя и т.п.
В Германии есть также собственная программа академических обменов DAAD. Эта программа поддерживает мобильность не только студентов, но также аспирантов, преподавателей и профессоров вузов. Представительство DAAD работает в Москве.
Международная европейская организация студентов AIESEC помогает пройти стажировку за границей всем желающим. Нужно обращаться в представительства организации. Сейчас они есть во многих городах России.
Студенты по обмену, которые обучаются в Японии, могут рассчитывать на стипендию. Получить подробную информацию и подать документы для участия в программе можно в посольстве Японии.
Часто вузы имеют собственные соглашения по обмену с отдельными странами. Так, у Новосибирского университета есть программа по обмену с Южной Кореей, а у Санкт-Петербургского университета – с Финляндией.
Тем, кто хочет учиться по обмену в США, нужно обратить внимание на программу Global Undergraduate Exchange Program.
Выгоды программ студенческого обмена
Плюсы подобных программ очевидны:
Реализация культурной программы часто включает не только посещение музеев, театров и т.п., но и возможность проживания в иностранной семье, что позволяет лучше узнать традиции и культуру отношений страны.
Более часто студены проживают в общежитиях и хостелах. В этом случае им, как правило, компенсируются расходы на питание.
Жизненный опыт, полученный во время обучения за границей, пригодится для трудоустройства, особенно в иностранную компанию.
Студенты, прошедший обучение в проекте по обмену, получают сертификат в дополнение к диплому российского вуза.
Требования к кандидатам
К кандидатам в программу обмена предъявляются следующие требования:
Естественно, нужно быть активным, целеустремленным и не бояться перемен в жизни. Как правило, чтобы попасть в программу по обмену, нужно пройти конкурс, сдать тест на уровень владения иностранным языком и представить правильно написанное подробное резюме (CV).
Следует иметь в виду, что даже если учеба по обмену для студентов полностью финансируется сторонними организациями, учащемуся придется самостоятельно оплатить проезд к месту учебу, затраты на оформление и перевод документов и т.п.
С чего начинать?
Тем студентам, которые хотят учиться по одной из программ международного обмена, нужно сначала обратиться в деканат или международный отдел своего вуза и узнать о программах, в которых принимает участие данное учебное заведение.
Полезно также изучить аналогичную информацию на сайте вуза, в котором предполагается пройти обучение.
Можно выбирать программу обмена самостоятельно, но это вариант более долгий и более сложный.
Правительство и государственные органы часто имеют собственные программы привлечения студентов, информацию о которых можно получить на правительственных сайтах.
При заполнении заявок и других документов нельзя оставлять незаполненные поля. Также нужно обратить внимание на крайний срок (дедлайн) подачи заявки. Большую роль могут сыграть рекомендации от преподавателей и работодателей. Обычно достаточно 1-2 рекомендательных писем.
Нужно учесть следующие обязательные требования для документов:
Решающую роль может сыграть эссе, объясняющее мотивы претендента на обучение, написание которого часто является обязательным.
Основные моменты: что важно для студента?
Обучение в престижном учебном заведении за границей, даже кратковременное – это отличный шанс повысить свою квалификацию и в дальнейшем претендовать на более высокооплачиваемые должности в начале профессиональной карьеры.
Легче всего попасть в программу международного обмена, если российский вуз имеет соответствующее соглашение с одним из зарубежных учебных заведений. Программу обмена можно найти и самостоятельно.
Особое внимание нужно обратить на полное и грамотное оформление всех необходимых документов. Лучше сделать это заблаговременно.
Одним из решающих факторов может стать вера в собственный успех. Программы обмена нацелены прежде всего на амбициозных и предприимчивых студентов, не пасующих перед трудностями.
Среднее образование дает общеобразовательная школа. Оно может быть полным или неполным. Часто среднее образование путают со средним специальным. Среднее – это школьное, а среднее специальное – это колледжи и профтехучилища.
Обучение по обмену. Начало истории.
Воодушивившись одним постом на Пикабу, я, наконец-то, поняла, о чем хочу сделать свой первый пост.
Прошу заранее извинений за то, что часть точных названий, городов, фамилий я уже не вспомню, т.к. прошло достаточное количество лет.
За окном был далекий 2009 год, мне было 15 лет, я была среднестатистичесим подростком обычного областного центра (Оренбург). В какой-то момент мне в руки попала книга, из разряда обычных «романов для девочек», где повествование шло о возникшей любви между американкой и парнем, приехавшим учиться по обмену в США из Норвегии. Тогда в моей маленькой голове впервые зародилась идея, что, оказывается, можно учиться не только не в своем городе, но и не в своей стране.
Но, о чудо, мне на глаза попался гранд на обучение в одной из стран Латинской Америки. Конкурс показался мне на тот момент (да и сейчас тоже) довольно простым. Не буду называть организацию, дабы не сочли это рекламой, могу сказать только, что это междунродная некоммерческая организация (фонд) с более чем 60-летней историей.
Конкурс заключался в 3х этапах:
2. Анкета. Нужно было заполнить более 5-6 страниц анкеты, с информацией о том, кто ты, где учишься, семья, увлечения и т.п.
По результатам анкеты отбирались кандидаты, приглашенные на 3 тур
Мама рассказ одобрила, внесла своих 5 копеек, комментарии были учтены, и я слегкой руки в Рождественскую ночь отправила текст на конкурсный отбор.
По прошествии пары недель, когда были объявлены результаты первого тура, мне была выслана анкета для заполнения. Помимо обычной информации об ученике и семье, были достаточно серьезные вопрос по типу «Отношение к другим религиям», «Диеты и аллергии» и мн. др. Анкета заполнялась на русском языке, собственно, на это ушло пару часов, и это не было сложным.
Проходит еще пару недель (а может чуть больше) и мне на домашний номер телефона поступае звонок, что я прошла 2 этапа конкурсного отбора, и меня приглашают на одни из выходных февраля приехать в Москву для прохождения очного собеседования.
Вот тут мама начала уже сильно переживать, понимая, что дело немного пахнет паленым. Но все-таки было принято решение паковать чемоданы и проходящим поездом Бишкек-Москва (на другие поезда билеты уже были раскуплены, и подробнее об этом поезде и его «фишечках» я расскажу в другом посте) отправляться на выходных вдвоем в Москву.
В общем, очная ставка закончилась, и мы поехали домой. Мама все еще надеялась, что среди всей толпы учеников все-таки были «свои», которые и должны были занять призовые места.
В итоге прошло не более 5 дней, как мне на почту упало письмо: Поздравляю, вы выиграли гранд на академический год обучения по обмену в Чили.
Все родственники ополчились и заявили, что мать не мать, раз готова отпустить ребенка в другую страну в возрасте 16 лет, неизвестно куда. Что я там стану проституткой и меня продадут в рабство. Что в мире ничего бесплатного не бывает, и раз я не плачу за обучение, то меня заставят мыть утки в больницах и сидеть с престарелыми.
Помню, что я слегла на две недели с трашнющей аллергией, крапивницей, высыпавшей на нервной почве. Но по-тихоньку начала приходить в себя, готовиться к экзаменом, чтобы, уж если не заграница, так хотя бы в Москву поступить.
Но, видимо, в этом мире есть все-таки справедливость, и в один из дней в моей квартире снова раздался телефонный звонок.
думаю о подобном для дочери, можно узнать что за фирма? вк/dimarik75 или тут
Процесс против него был инициирован в 2010 году. Он сразу же стал скандальным, так как не смотря на многочисленные свидетельства преступлений священника, его признали невиновным из-за отсутствия доказательств. У Карадимы были высокие покровители, кардинал Хорхе Медина высказался в его пользу, заявив, что «17-летние юноши знали на что шли».
Однако это дело прорвало плотину молчания, вскоре на чилийских священников посыпались обвинения в изнасилованиях и домогательствах. Папе римскому Франциску I пришлось извиняться в апреле 2018 года, когда он приехал в Чили с апостольским визитом.
В сентябре 2018 года Карадиму выгнали из церкви. Вместе с ним свои позиции покинули 4 епископа, которых церковные суды посчитали соучастниками его преступлений.
Это, конечно, не первое такое дело. Католическая церковь давно известна своими педофильскими скандалами. Карадима так и не сел в тюрьму.
Источник: Пиночет печёт печенье
Еще раз ссылки, на которых основан этот пост, дабы избежать обвинений в публикации недостоверной или ложной информации:
https://cnnespanol.cnn.com/video/muere-karadima-sacerdote-in.
В Чили вспоминают жертв режима Пиночета
36 лет назад, 1 апреля 1985 года, Верховный суд Чили назначил судью Хосе Кановаса на расследование Дела забитых, что привело к чудовищному политическому скандалу. Дальнейшие события показали, что режим Пиночета был не сильно готов к произошедшему. Суть дела: 30 марта 1985 года, в Сантьяго были обнаружены три трупа. Мануэль Себальос, Сантьяго Наттино и Хосе Парада были членами компартии, их похитили 28 марта, жестоко пытали, а после убили.
К этому времени казалось, что граждане Чили достаточно эффективно контролируются диктатурой генерала Пиночета. В 1980 году режим принял новую конституцию, продержавшуюся с некоторыми изменениями до нынешнего времени. Согласно ей, была в ограниченной форме разрешена оппозиция. После этого даже левые организации не уходили глубоко в подполье. Прессу все еще держали в жёстких рамках. Но стало возможным критиковать отдельные перегибы режима, если не ставить под вопрос власть хунты и лично дона Аугусто.
Экономический кризис 1982 года подкосил экономику, она была отброшена на 6 лет назад. Население массово беднело, капитал бежал из страны. На этом фоне правительство затормозило неолиберальные реформы, началась протекционистская защита внутреннего рынка. Активизировалась радикальная оппозиция режиму — в 1983 году компартия страны создала своё вооруженное крыло — «Патриотический фронт имени Мануэля Родригеса» (FPMR).
Чилийские власти стали опасаться, что обедневшее население, вооруженные повстанцы и политическая оппозиция объединятся и это повлечет за собой падение режима. Тем более, что поблизости было полно примеров. В 1982 году кончилось правление генералов в Боливии. В 1983 году пала аргентинская хунта. 15 марта 1985 года бразильские военные формально вернули власть гражданским политикам. Ситуация в регионе быстро менялась. Пиночет, наряду с парагвайским диктатором Стресснером, которого свергнут в 1989 году, оказался живым реликтом. В 1984 году в Чили ввели осадное положение, которое с некоторыми перерывами продлилось вплоть до падения Пиночета в 1990 году.
Похищение и казнь трёх коммунистов взорвали чилийское общество. Уже к 1 августа суд под руководством Хосе Кановаса выяснил, что в составе чилийских карабинеров есть особое управление DICOMCAR, которое занимается похищениями и пытками политических оппонентов режима. Вдобавок судья также вынес решение об аресте всех причастных к похищению, пыткам и казни Себальоса, Наттино и Парады. Таковых набралось 14 человек. В их число входило и руководство DICOMCAR и GOPE — полицейской структуры, занимающейся контртеррористической деятельностью и спецоперациями.
На следующий день, 2 августа, в отставку ушел Сесар Мендоса — глава чилийских карабинеров, и что ещё важнее — член правящей хунты с переворота 1973 года. Его преемник Родольфо Штанге распустил DICOMCAR. Десять полицейских были приговорены судом к различным срокам заключения, но в 1986 году Верховный суд отменил это решение. В отместку в мае 1990 года партизаны FPMR убили Луиса Манрикеса, главу DICOMCAR, отдавшего приказ о казни.
Расследование продолжилось после 1990 года, когда Пиночет ушел в отставку. В результате нового суда в 1994 году, шесть человек, причастных к казни и похищению Себальоса, Наттино и Парады, были приговорены к пожизненному заключению. Ещё 10 человек получили различные сроки, вплоть до 18 лет тюрьмы. Однако в 2017 году только один из этих шести человек остался за решеткой, отбывая пожизненное заключение за тройное убийство. Остальные были выпущены, не отсидев положенные сроки.
Кроме того, 29 марта в Чили отметили протестами и беспорядками «День молодого борца». Дата посвящена памяти братьев Рафаэля и Эдуардо Вергара Толедо, которых убили чилийские карабинеры в 1985 году.
Первые годы все проходило мирно: участники устраивали шествие с родителями убитых. Со временем День памяти стали отмечать более жестко — с организацией поджогов и нападениями на полицию. В этом году пострадали 7 полицейских, одна из протестующих погибла в результате несчастного случая. Задержаны 57 человек.
Программы академического обмена студентами в 2021 году
Обучение за границей даёт возможность построить перспективную карьеру, обеспечить себе будущее. Приобретение навыков, профессионального опыта, получение знаний – всё это даёт учёба в престижном высшем учебном заведении.
Образовательная программа, подразумевающая академический обмен, позволяет за короткий срок приобрести всё необходимое для будущей профессии за короткий срок.
Что даёт программа по обмену
Международные программы по академическому обмену дают возможность освоения её участниками определённой части учебного курса за 1 семестр на территории иностранного высшего учебного заведения, являющегося партнёром.
Академический обмен не предполагают ухода в академический отпуск: студент продолжит обучаться со своей группой после возвращения из-за границы. Все оценки и успехи будут занесены в базу местного университета, а в дальнейшем – указаны в выданном дипломе.
Программа по обмену даёт следующие преимущества участия в ней:
Обмен студентами – это отличная возможность открыть в себе много нового и интересного. Поучаствовать в такой программе мечтает почти каждый студент.
Организации, занимающиеся программами по обмену учащимися
Обязательное условие для участия в программе по обмену – обучение в университете, который сотрудничает с вузами за рубежом и является одним из участников таких международных проектов. Дополнительно учащийся должен иметь хорошие оценки за весь срок обучения.
Некоторые международные организации, занимающиеся реализацией программы по обмену студентами:
Самыми популярными в мире программами по обмену студентами являются Socrates и Leonardo, однако русские учащиеся не могут принимать в них участия. Есть довольно серьёзная альтернатива – известная программа под названием TEMPUS.
Офисы расположены в главных городах каждой страны мира, подписавших соглашение на участие в программе по обмену. Программа ставит главную задачу перед собой – совершенствование образовательной системы в государствах, расположенных в юго-восточной части Европы, а также Средней Азии.
Реализация процесса по обмену
Международные программы по обмену имеют свои правила и положения. Касающиеся организации процесса. В большинстве случаев, различаются сроки нахождения учащегося в другой стране. Это может быть полный один семестр или даже два.
Академический обмен осуществляется с помощью специальных компаний и организаций частного типа, а также на основе подписанного контракта между двумя вузами.
Процесс обмена студентами осуществляется путём переезда учащегося на территорию другой страны с целью получения необходимого учебного опыта от сверстников и преподавателей.
При этом он остаётся жить в чужом государстве в течение установленного контрактом времени. Студент может остановиться в резиденции университетского городка или же снять комнату в доме местных семей.
Проживание на территории вуза позволяет лучше узнать иностранную культуру, манеру общения местных жителей, их менталитет. Благодаря этому русский студент быстрее проходит адаптационный период, а также приобретает определённые знания.
На сегодняшний день существует специальная служба по обмену учащимися международного уровня, позволяющая приобрести не только теоретические знания, на и осуществлять практическую деятельность. Обмен студентами является одним из самых эффективных современных обучающих методов, позволяющих эмоционально запечатлеть всю полученную информацию в чужом государстве.
Страны, предлагающие программы по обмену
Все страны Европы участвуют в международных программах, подразумевающих обмен между образовательными учреждениями успешными студентами. Первый в Европе проект называется Erasmus.
Самое большое количество учащихся каждый год принимают такие государства, как Испания, Германия, а также Франция. Деньги на проект отводятся высшим учебным заведением, из которого пребывает ученик, а также Евросоюзом.
Самая известная германская служба академических обменов – DAAD – обеспечивает приток учащихся на немецкие территории в лучшие учебные заведения Германии. В столице России функционирует представительство этой службы. Достоинства программы – получение в рамках проекта поддержки большого количество учащихся университетов, профессоров, а также аспирантов.
DAAD (Германская служба академических обменов)
Международная организация под названием AIESEC помогает всем студентам пройти стажировку за пределами своего государства. Участники этой программы – несколько тысяч университетов из разных уголков мира. Представительства этой организации расположены во многих городах страны.
Тем студентам, которые стремятся пройти по программе обмена учащимися в Японии, стоит рассчитывать на поддержку японского правительства и даже получение стипендии при обучении. Все подробности о правилах приёма и сотрудничестве с университетами уточняются в посольстве Японии, которое находится в столице России.
При желании обучаться в течение семестра в Корее за всей информацией необходимо идти также в посольство страны.
Соединённые Штаты Америки предлагают русским студентам поучаствовать в проекте Global UGRAD, а также известной программе Work and Travel, осуществляющей желанную мечту многих побывать на американской территории в течение определённого промежутка времени, при этом работая в Штатах. Согласно этому проекту, студенту даётся 5 месяцев, один из которых он может потратить на путешествия по стране.
Что требуется для участия в международном проекте
Попасть в число участников программы обмена можно, пройдя специальный конкурс с определёнными требованиями к студенту, установленными каждым конкретным государством, принимающим учащегося к себе на обучение. Основные из них (и главные) следующие:
В вопросе уровня подготовки, который бы соответствовал выбранному учебному заведению определённой страны, требования от государств или вузов различны. В большинстве случаев, участники должны написать эссе о себе и своей жизни или же выполнить тестовую работу.
Часто студентам предлагают пройти индивидуальное собеседование, после чего принимается решение о возможности или невозможности предоставления места в университете другой страны.
Из документов понадобятся:
Кроме того, потребуется также справка, указывающая, что студент действительно проходит обучение в аккредитованном высшем учебном заведении.
Финансовый вопрос
Многих студентов интересует финансовая сторона возможности обучения в университете другого государства. Программа по обмену во Франции предполагает выдачу учащимся стипендии государственного типа, так как проект финансируется правительством страны. Аналогичная ситуация и в случаях с Японией, а также Кореей.
Все вопросы по обмену учащимися в английских образовательных учреждениях решаются строго на своем – университетском уровне. Это означает, что каждый вуз в стране имеет право выбрать не только критерии отбора студентов, но и требуется ли проект по обмену в целом.
Некоторые заведения предлагают выплачивать участникам международной программы стипендии только в том случае, если студент выиграл грант от университета в Англии.
Все учащиеся проекта по обмену могут работать в течение семестра. Основное ограничение – не больше 20 часов за 7 дней, никаких ограничений нет во время каникул. Международная программа обмена может не предполагать оплату дороги в другую страну или же оформления страховки.
Актуальность академического обмена
Подобные программы по обмену не предполагают возможности внушения студенту о необходимости миграции в иностранное государство. Выбор проекта должен зависеть, в первую очередь, от того, какие цели ставит перед собой учащийся, чего он ожидает от участия в нём.
Международные проекты по обмену помогают не только улучшить навыки коммуникации и владения иностранным языком, но и повысить свою конкурентоспособность на трудовом рынке, почувствовать разницу между образовательными системами государств.
Эти программы способствуют проявлению таких качеств, как понимание, смелость, активность и открытость. Такой опыт короткого обучения в другой стране положительно скажется и на будущем трудоустройстве, так как многие работодатели поощряют эту практику, говорящую о способности к быстрой адаптации к другим условиям и о широком кругозоре.