Кто такие якши в индийской мифологии

Кто такие якши в индийской мифологии

Кто такие якши в индийской мифологии. Смотреть фото Кто такие якши в индийской мифологии. Смотреть картинку Кто такие якши в индийской мифологии. Картинка про Кто такие якши в индийской мифологии. Фото Кто такие якши в индийской мифологии

По поверьям разных религий, якши очень противоречивые и интересные божества. Самым любопытным фактом из преданий о них является очень четкое разделение мужских и женских особей данного мифологического вида по поведенческому типу и «зоне ответственности». Да и каждая из религий наделяла их все новыми полномочиями. Так кто же все-таки якши, благодетели или злодеи. Давайте разберемся.

Происхождение якш

Родились якши в Индии одновременно со своими близкими родичами ракшасами-людоедами из стоп Брахмы. Как с такими родственничками их угораздило стать мирными духами-охранителями лесов, полей и водоемов – загадка. Но если чуть копнуть глубже, мы поймем, что против генов не попрешь. Даже в мифологии. Все дело в том, что мирные-то они мирные, но только мужчины. А уж барышни-якшини – это просто тихий ужас. Тут-то злодеяний и на них хватит, и на мужчин их, еще и братикам-ракшасам останется. Куда не кинь – всюду клин. То они детей крадут, то аскетов соблазняют, то мясо человеческое едят, кровью запивают. Непонятно… У таких мужей – такие жены. Ну да этим нас не удивишь, такое у нас и без всяческих мифологий случается.

Так что же все-таки произошло? А все дело в том, что после рождения положил на якшей-мужчин единственный глаз уродливый бог богатства Кубера. Красивы были якши, статными и прекрасными воинственными юношами выглядели они. Вот и забрал их божественный казначей к себе на остров Ланка сокровища охранять (из некоторых источников якши предстают в образе уродливых карликов с обвислым животом, но это скорей наглядный пример того, как богатство портит мужчин), а когда оттуда его царь ракшасов Равана прогнал – в Гималаи перебрался, на гору Кайлас. А женщины-якшини остались без присмотра. Внешность у них была мужьям под стать, красивы и очаровательны были якшини, им бы на пирах Богов взоры услаждать, но попались они на глаза темной богине Дурге-Кали, символу разрушения, которая по-быстрому и пристроила их к себе в свиту, что сильно испортило характер несчастных.

Упоминание о якшах в различных религиях

С происхождением вроде разобрались, а вот как быть с другими религиями. Тут якши подвергаются самым разнообразным метаморфозам. В буддизме, например, это низшие божества, наделенные значительной ролью: они охраняли учение. Поэтому для защиты от злых духов на воротах храма довольно часто изображали двух якшей, причем обязательно пару – мужского и женского пола. Также, перекочевав в Китай, индийские духи стали покровительствовать медицине, дав обет самому Будде. В японской версии якши превратились в банальных вампиров-людоедов, становились которыми люди, прогневавшие богов.

Подведем итог. Что же несут якши, благо или зло? Изначально они – духи-покровители плодородия и природы. После были охранителями богатств и садов Куберы, за что получили прозвище Пуньяджаны, что значит «доброе племя». Затем стали особо почитаться воинами как покровители их ремесла. Переехали в Китай охранять храмы и врачевать, а потом стали наказанием Богов в Японии. Такое многообразие трактовок говорит об одном: люди помнят и чтут их, а в какой ипостаси – дело сугубо личное.

Источник

Кто такие якши в индийской мифологии

Кто такие якши в индийской мифологии. Смотреть фото Кто такие якши в индийской мифологии. Смотреть картинку Кто такие якши в индийской мифологии. Картинка про Кто такие якши в индийской мифологии. Фото Кто такие якши в индийской мифологии

Кто такие якши в индийской мифологии. Смотреть фото Кто такие якши в индийской мифологии. Смотреть картинку Кто такие якши в индийской мифологии. Картинка про Кто такие якши в индийской мифологии. Фото Кто такие якши в индийской мифологии

Якша может быть безобидным существом, духом, живущим в лесах и горах, но также в индийском фольклоре якшами являются духи-людоеды, демоны, которые обитают в заброшенных пустынных местах, подстерегают и пожирают путешественников, подобно ракшасам.

Например, в поэме Калидаса «Мегхадута» якша – романтическая фигура, тоскующий по любви своей возлюбленной. А в поучительном индуистком трактате «Вопросы Якшы» опасный каннибалл Якша, дух-охранитель озера покушается на жизнь эпического героя.

Возможно, первоначально якши были божествами (духами)-охранителями лесов и деревень и позже стали упоминаться как охранители земли и богатств, запрятанных под землёй.

В соответствии с древнеиндийскими источниками якши проживали в гималайском регионе, окружающем Кайлаш. Их царём был Кубера (или Вайшравана). В Рамаяне говорится, что Кубера основал или восстановил царство Ланка (сейчас Шри-Ланка) и населил это место якшами. Позже это место захватил приемный брат Раван и Кубера двинулся в Гималаи в область Кайлаша.

В индийском искусстве якши изображаются как угрожающие воители или внушительного вида, крепкие и похожие на карликов. Якши традиционно изображаются невысокими, коренастыми, с отвислым животом. Такой иконографический тип будет в последующие века чрезвычайно популярен в буддийском искусстве, о чем свидетельствуют произведения, выполненные уже не в Индии, а в Китае, Тибете, Монголии…

Вместе с якшами изображались и женщины-якшини с пышной грудью и широкими бёдрами, связанные с силами плодородия. Якши и якшини были не просто ассимилированы буддийским искусством, они заняли свое место в мифологии буддизма: так, в одной из легенд о царе Ашоке, именно якши помогают ему обрести сокровища, необходимые для возведения множества ступ.

В индийском штате Керала, Южной Индии якшини изображаются как вампиры-обворожительницы. Считалось, что они подстерегали мужчин, соблазняли их своей красотой и высасывали у них кровь.

Якши в Буддизме

В древнем буддизме якши и якшини считались низшими божествами, однако их роль значительна: в широком смысле они были охранителями учения, а в узком — охраняли буддийский храм от злых духов, в силу этого их часто изображали попарно на воротах и оградах ступ и других культовых построек.

Они также связаны с медициной: двенадцать якша дали обет Будде Медицины защищать всех тех, кто читает его сутру или произносит его мантру.

Источник

Bestiary.us

Быстрый переход

Кто такие якши в индийской мифологии. Смотреть фото Кто такие якши в индийской мифологии. Смотреть картинку Кто такие якши в индийской мифологии. Картинка про Кто такие якши в индийской мифологии. Фото Кто такие якши в индийской мифологии

Кто такие якши в индийской мифологии. Смотреть фото Кто такие якши в индийской мифологии. Смотреть картинку Кто такие якши в индийской мифологии. Картинка про Кто такие якши в индийской мифологии. Фото Кто такие якши в индийской мифологии

Кто такие якши в индийской мифологии. Смотреть фото Кто такие якши в индийской мифологии. Смотреть картинку Кто такие якши в индийской мифологии. Картинка про Кто такие якши в индийской мифологии. Фото Кто такие якши в индийской мифологии

Кто такие якши в индийской мифологии. Смотреть фото Кто такие якши в индийской мифологии. Смотреть картинку Кто такие якши в индийской мифологии. Картинка про Кто такие якши в индийской мифологии. Фото Кто такие якши в индийской мифологии

Кто такие якши в индийской мифологии. Смотреть фото Кто такие якши в индийской мифологии. Смотреть картинку Кто такие якши в индийской мифологии. Картинка про Кто такие якши в индийской мифологии. Фото Кто такие якши в индийской мифологии

Из неопубликованного. Аий Оршуо.

Якши, по-татарски, значит — хорошо!

Можете в словарях сами посмотреть.

Якши — это такой, знаете ли, странный народ.

Некоторые пытаются их оправдать отсылками на близкое родство с ракшасами, мол, из одного места их Брахма делал. Как по мне, так это не оправдание. Хотя выглядят эти дамочки чертовки чертовски привлекательно. Чего не отнять, того не отнять.

. лесные якши, особенно женщины, не отличались кровожадностью своих старших братьев, ракшасов-людоедов, и выглядели почти как небесные апсары-танцовщицы. Но если «больше» означает «лучше», то якшини были раза в полтора лучше любой апсары. Если бедра, так всем бедрам бедра, если грудь, так прямо мечта престарелого сладострастника, если губы, так вся сладость плодов бимба, если волосы — водопад шелка; ну а если лоно…

Г.Л.Олди «Гроза в безначалье» (335)

Ученые считают, что якши изначально были божествами плодородия, растений, воды. Слово «якши» явно неарийского происхождения. Когда-то оно означало «нечто чудесное» и использовалось, как правило, в отношении великих богов. Затем оно стало переводиться как «обжора»‘, поскольку в некоторых версиях у якши очень большие животы. Особенной популярностью эти божества пользовались у воинов, считавших их своими покровителями. Власть самых слабых якши простиралась в радиусе тени, отбрасываемой деревом, в котором они жили. Первоначально якши почитались в виде священного дерева или рощи (этакий аналог дриад). Якши могут быть жестокими и кровожадными, нести болезни, убивать детей. Однако чаще их считают добрыми божествами, особо покровительствующими растениям (336).

С другой стороны, может про кровопийность якшинь и не правда все? Может, это какая карга-завистница насплетничала, а народ и поверил? Или ревнивые мужья слухи распускают?

Да, надо с эти разобраться. Разобраться, что там у якшинь и как. В смысле, где правда, а где люди врут все.

Источник

Якши и Якшини

Якши (санскрит yakshas), в индуистской мифологии полубожественные существа, которые родились из стопы Брахмы одновременно с ракшасами, одним из основных классов демонов. Якши были благожелательны к людям и являлись слугами бога богатства Куберы – они охраняли его чудесные сады на священной горе Кайласе, а также сокровища, зарытые в земле и пещерах.

Якши – в позднейшей индийской мифологии брахманизма класс полубожеств мужского или женского пола. В представлении индусов Якши обыкновенно являлись безобидными существами, необходимыми богу Кубере для охраны его богатств и садов, поэтому и получили эпитет Пуньяджаны, то есть «доброе племя». Лишь случайно они проявляют зловредные наклонности. Мифологическая космография индусов отводит им седьмое небо, Якша-лока.

В индийской литературе Якши являются иногда героями произведений, например в знаменитой поэме Калидасы – «Мегха-дута» («Облако-посол»). Чаще всего якши изображались в облике прекрасных юношей, иногда – карликами с отвислыми животами, с короткими руками и ногами. Считалось, что встреча с якши женского пола, то есть якшини, несла угрозу для жизни, поскольку демоницы-якшини могли выпить кровь или съесть простого смертного. В литературных памятниках Древней Индии отражено, что якшини, прекрасные демонические девы, были крайне опасны для людей: они истязали мужчин, ели человеческое мясо и пили кровь детей.

Примечания. Пуньяджаны (санскрит Punyajanâs = добрые люди) – в индийской мифологии особый класс ракшасов, которые разрушили Кушастхали, столицу царя Какудмина или Райваты, когда он удалился из нее, чтобы посетить область Брахмы.
Калидаса являлся не только величайшим индийским драматургом, но и автором наиболее почитаемых после Рамаяны и Махабхараты поэм, таких как – Кумарасамбхава, Мегха-дута, Рагхуванша и Ртусанхара.

Источник

Тема: Кто такие якши?

Опции темы
Отображение

Кто такие якши?

Большая просьба рассказать подробней если есть возможность со ссылками на канонические тексты.

Спасибо от:

Ну так это вид духов такой. А почему вдруг к ним интерес?

Класс нечеловеческих существ в целом характеризуемых как amanussā. Они упоминаются вместе с Дэвами, Ракшасами, Данавами, Гандхаббами, Киннарами и Махораджасами (Нагами?) (например, J v 420).

Согласно отрывку из Комментария Виманаваттху, (VvA.333), который дает иллюстрацию, этот термин используется для Сакки, Четырех Правящих Богов (Mahārājāno), последователей Вессаваны, а также для пурисо (индивидуальная душа?). В схолиасте к Джатаке Джаятисса (Jv33), фигура зайца на Луне также называют яккха. Из этих вышеназванных, последователи Вессаваны представляются настоящими Яккха. Термин яккха применительно к пуриса очевидно использовался в исключительно философском смысле, как означающее «душу» в таких местах, как aggam ettāvatā yakkhassa suddhi (SN.vs.478), или ettāvat no vadanti h’ ekā, yakkhassa suddhim idha pānditāse ( SN.vs.875).

В Niddesa (MNid.282), яккха объясняется как satta, nara, mānava, posa, puggala, jīva, jagu, jantu, indagu, manuja. Последний термин важен потому, что показывает, что яккха также означает «человек».

Их обитель это собственноручно созданный дворец, который находится везде, в воздухе, на деревьях и т.д. В основном это ākasattha (висящие в воздухе), но некоторые из них, как жилище ālavaka, являются bhumattha (на земле) и описываются как укрепленные (SNA.i.222). Иногда целые города, например, ālakamandā находятся под защитой, или обитаемы, Яккхами.

Во многом они похожи на ведических Писача, хотя они разного происхождения. Они, видимо, остатки древнего демонологии и включили в себе старые анимистические верования представляющие существ пустынь и лесов, некоторые из них основаны на этнологических особенностях. (См. Стид: Gespenstergeschichten де Petavatthu v.39ff).

В поздней литературе Яккха деградировали до уровня людоедов великанов с красными глазами. Женские Яккха (Яккхини) в этих случаях, более страшные и злые, чем мужские. Они едят плоть и кровь (J.iv.549; V.34); и жадно едят даже людей (D.ii.346; J.ii.15ff.) и трупов (Ji265). Они едят младенцев (Jv21; vi.336) и полны злобы и мести (DhA.i.47; ii.35f.). История Бхута Тхера интересна тем, что его старшие братья и сестры съели враждебные Яккха, поэтому последнего ребенка назвали Бхута, чтобы умилостивить Яккха, заставляя его стать крёстным отцом ребенка!

Вессавана (qv) часто упоминается как король Яккха. Он один из четырех Правящих Богов и ātānātiya Сутта (D.iii.199ff) содержит яркое описание царства Яккха из Уттаракуру с ее многочисленными городами, толпами жителей, парков, озер и актовых залов. Вессавана также называют Кувера и Яккхи являются его слугами и посыльными. Они ждут его по очереди. Яккхини носят ему воду, и часто это так трудно, что многие из них умирают у него на службе. Например, J.iv.492. Также следует заметить (например, DA.ii.370) о Яккхадаши, которые должны танцевать и петь богам в ночное время. Рано утром они выпивают чашку пунша (surā) и уходят в глубокий сон, из которого они поднимаются рано вечером готовые для выполнения своих обязанностей.

Никто, по-видимому, не свободен от этой необходимости ждать царя даже Джанавасабба на побегушках у Вессаваны (D.ii.207). Среди обязанностей Вессаваны является урегулирование споров между богами, и этим он (J.vi.270) занят больше всего. В этой работе ему помогает Яккхасенапати, он председательствует в суде в течение восьми дней в месяц (SNA.i.197). Яккхи проводят регулярные собрания по Manosilātala на Bhagalavatīpabbata (SNA.i.187; ср. D.iii.201 и DA.iii.967). Как последователи Кувера, господина богатых, Яккхи являются защитниками и либеральными расточителями подземных богатств, скрытых сокровищ и т.д., которыми они приводят в восторг людей. Например, Pv.ii.11; PvA.145; Pv.iv.12; PvA.274. Это были семь якхх, которые охраняли богатства Джотьясеттхи (DhA.iv.208f.).

Общепринятая этимология Яккха происходит от корня Ядж, что означает приносить в жертву. То есть: yajanti balim tattha upaharantī ти yakkha (VvA.224), или pūjanīyabhāvato yakkho, ti uccati (VvA.333).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *