Кто такой бертман певец
«Биртман»: Мы хотим, чтобы наш слушатель сказал: «Б*я, где-то я уже это слышал!» Такого эффекта добиться непросто
Фронтмен коллектива-мистификации — о новом альбоме
Группа «Биртман» за два с половиной года прошла путь от изящной мистификации до полноценного коллектива, собирающего тысячные залы. Сначала они заморочили голову всем вокруг, делая вид, что поют песни на стихи некоего Зиновия Биртмана, умершего в 1983 году «тюменского Высоцкого» — при этом про лайки, селфи и прочие эмблемы modernity. Затем прославились вирусным хитом на песню «Человек-говно», во многом благодаря неожиданному камео Василия Уткина. Выяснилось, что их творчество — это не только филофонический юмор с отсылками к советскому музыкальному наследию и ностальгии по условному детству (первые альбомы именовались «Следы от компота» и «Стенка»), но еще и забойные танцевальные хиты, прекрасно звучащие вживую, а культурных пластов, с которыми они работают, очень много. «Биртманов» крутят на «Нашем радио», включили в сборник «Союз-59», они участвовали в трибьют-проекте «Медузы» «Мы вышли из Кино» памяти Виктора Цоя и везде были уместны.
Сейчас на подходе третий альбом «RnB мертв», который группа презентует 28 апреля в московском Arbat Hall. «Шторм» послушал промоверсию пластинки и обратил внимание на некоторые особенности, которые отличают этот релиз от предыдущих работ. О паленых найках, циркониевых браслетах и осознанной вторичности мы поговорили с лидером коллектива Дмитрием Наумовым.
Судя по третьему альбому, «Биртман», наконец, перестанут связывать с советской ностальгией. Меньший упор на стилевые особенности советской эстрады — это сознательное желание отделаться от прилипшего имиджа ретропроекта?
У нас и на этом альбоме есть советская аранжировка, которая неплохо звучит: «Иволга», «Паленые найки». На треке про R&B у нас такой ню-рейв, смешанный с клавишами из группы «Кар-Мэн» плюс гитары из группы Clash — но условно. Мне кажется, такие музыкальные винегреты поднимают настроение слушателю.
Ну вот на третьем альбоме, по-моему, этот винегрет как-то совсем мелко нарезан. Нет уже той угадайки, как раньше: «Это из Зацепина, это на Шаинского похоже, это «Самоцветы»» Это говорит о развитии — не сказать «взрослении» — вашего творческого метода?
Мы используем все, что считаем нужным. Все, что нам самим нравится. Стоит ли уходить в «краеведcтво»? Какой в этом смысл? В конечном счете песня или получается, или не получается. Все остальное не имеет значения.
Краеведство?
Ну, вся эта разборка стилей, направлений. Мне вот самому было бы неинтересно об этом читать. Сдох бы от скуки. Меня вообще не занимают такие вещи — как что связано, что из чего состоит, куда переходит — хрен его знает. Я когда сам слушаю песню, мне никогда не бывает интересно, почему она так написана, а не иначе. Мы рады, что наша музыка вызывает какие-то ассоциации, это хорошо. Это не так просто достигнуть. Это невозможно вычислить, у нас нет такого, чтобы мы сидели и скрипели мозгами, как бы сделать поконъюнктурнее. Это или приходит само, или нет. Кому-то может показаться, что написать песню «Человек-говно» было очень просто, но это не так. У нас не бывает даже примерного плана «взять отсюда, пошутить про это». Песен же много, мы меломаны, варимся в соку и потом решаем — как было бы интересно, как нет. Делать еще одну советскую «Стенку»? Ну, смысла в этом немного. Коллектив должен развиваться.
Правоторговцы не судились с вами за использование цитат?
У нас на «Стенке» была вещь «Ты не лезь ко мне, когда я пьяный». Вот там идет такое вступление: пам-парапам-парапам. Нам написал претензию автор песни «Малиновка» (ВИА «Верасы», композитор Эдуард Ханок. — Примеч. «Шторма»). Мы же работаем с крупными лейблами, у них есть служба безопасности в плане плагиата. Очистка прав. Так вот, я ему хотел даже ноты прислать, чтобы показать, что там по-другому играется, но в итоге мы честно перечислили ему деньги за цитату и все на этом закончилось.
Если говорить о цитировании — вся музыка «Биртмана» делается без прямых цитат. Она делается с расчетом на то, чтобы обычный человек послушал ее и подумал: «Б*я, где-то я уже это слышал».
Вам самим не мешает такое стилевое разнообразие вашей музыки?
Нет. «Биртман» — проект, не имеющий определенного стиля. Нам это как раз удобнее, потому что мы можем играть что захотим, а не возделывать одну и ту же поляну. Мне самому всегда нравились больше сборники, чем отдельные альбомы какого-то артиста. На мой взгляд, гораздо приятнее, когда много всего и сразу. Если мы считаем, что это хорошо, весело и угарно, то почему бы и нет?! Про Сочи мы вообще записали песню в рэп-стиле с ILWT. Рамки мешают развитию.
При таком разнообразии вам не претит, что о вашем творчестве судят по «Человеку-говно» с Василием Уткиным и «Все диджеи — петушье» с боксером Кукановым, то есть по такому дискурсу в духе гей-шансонье Александра Залупина?
Клип с Уткиным хорошо сработал — зашибись. Будем дальше играть — будет больше клипов, нас узнают лучше. «Человек-говно» зашла еще и из-за ротации, ее до сих пор крутят на радио. «Магнитик» тоже, кажется, крутят. Потому пока и судят по этому видео. Будет другой удачный клип, а мы собираемся обязательно снимать что-то новое, — будут судить более масштабно.
Пару слов о технической составляющей — какими инструментами, приемами вы пользуетесь для воссоздания условных «ретроэлементов»?
Этот альбом мы писали на студии «Мелодия» в Санкт-Петербурге. Последний альбом записан на широкоформатную пленку, как в старые добрые времена. В этот раз в записи использовали советский синтезатор «Форманта», сейчас он звучит очень современно и круто. Мы иногда используем какие-то старые аналоговые инструменты, но и это тоже стало общим местом — музыканты самых разных стилей сейчас используют советские синтезаторы: Prodigy, Franz Ferdinand. Еще на третьем альбоме мы ушли от «краеведства» в плохом смысле этого слова. Когда сознательно ухудшается саунд ради того, чтобы зайти в концепцию. Мне кажется, песня должна работать сама. Так проще и лучше.
Ваша «народность» еще и в образах, объектах материальной бытовой культуры, часто низовой. Упоминаемые в текстах коньячок «Арарат», стенка, циркониевый браслет, паленые найки. Сколько в этом сатиры, а сколько — теплого приятия?
Ну, сатира, в положительном значении этого слова, конечно, присутствует. Стеб тут в основном. Мы и сами не любим грустить. Было бы странно, если бы мы считали, что циркониевый браслет — это актуальная вещь, про которую можно спеть всерьез.
Они продаются еще? Для меня это такая штука, которую лет двадцать назад по ТВ-6 рекламировал Вахтанг Кикабидзе.
Да для меня точно так же. Мне показалось, что в 2018 году будет смешно спеть про такую ерунду.
Почему такое большое место в вашем творчестве уделено ситуации «лирического героя бросила/бросает баба»?
Ну не во всех наших песнях баба бросает героя, бывает и противоположная ситуация. Но все наши песни о любви, это уж точно.
Вышеозначенные элементы роднят вас с «НОМом» и «Ленинградом». Связь, конечно, заметна и в творчестве — и идейно, и тематически, и иногда на уровне формы.
И «Ном», и «Ленинград» — заслуженные, уважаемые коллективы, на этом все. У нас сейчас любая группа, где много человек и весело, вызывает ассоциации с «Ленинградом» и с «НОМом». Это естественно, Шнур — это сейчас как Иосиф Кобзон в СССР. Мне кажется, сравнение не такое уж плохое: любую певицу раньше сравнивали с Аллой Пугачевой.
Вы как-то контактируете с этими артистами на личном уровне?
Очень удивила на новом альбоме стилистически беспримесная «Бушлатик стоун айленд». Как вы написали эту песню, химически чистое ска для футбольных фанатов / скинхедов / вот этого всего?
Околофутбольная культура тоже является сейчас частью культуры России. Определенного футбольного направления нет, и нет такого, что мы поем для футбольных фанатов. Просто у нас задорная музыка, которая заходит и им.
Наша аудитория — это современные и политически грамотные молодые люди. А «Бушлатик стоун айленд» — это опять же песня о любви, но уже к бушлатику. С «Бушлатиком» вышло забавно — нам захотелось написать классическое ска/рокстеди, на мой взгляд, такой музыки на русском языке нет.
Расскажите о Birtman Crew поподробнее. Такие фан-клубы как раз больше ассоциируются с «футбольными» ска-коллективами, а вы все же не субкультурная группа.
Движение организовано нашими фанатами, «снизу». В какой-то момент у нас по разным городам было девять фан-клубов. Они решили объединиться. Birtman Crew ездят за нами на выезды, как на футбол: с растяжками, плакатами — у них все с собой. Например, недавно на концерт в Нижнем Новгороде приехало довольно много людей из Питера и Москвы. У нас веселый угар, поэтому они и сами веселятся, и народу показывают, как надо это делать. Мы сами только за. Со своей стороны мы часть людей, которые тратятся на билеты до другого города, можем пускать по списку. У них свой мерч, все серьезно.
История с мистификацией удалась великолепно. Сколько изначально вы собирались дурачить публику? Какое будущее у образа «Зиновий Биртман»?
Для нас Зиновий Биртман был и остается культовой фигурой и великим Поэтом. Вера — это личное дело каждого. Дурачить мы никого не собираемся. Наоборот, планируем радовать и делать публику чуть добрей и позитивней.
Ежегодно мы устраиваем круиз памяти Зиновия Аркадьевича Биртмана на большом двухпалубном теплоходе. Мы там не даем концерты — просто гуляем по рекам и каналам Петербурга. Наверное, в июне будет уже третий заход.
Издание «Daily Storm» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 20.07.2017 за номером ЭЛ №ФС77-70379 Учредитель: ООО «ОрденФеликса», Главный редактор: Сивкова А.С.
Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных.
Сообщения и материалы информационного издания Daily Storm (зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 20.07.2017 за номером ЭЛ №ФС77-70379) сопровождаются гиперссылкой на материал с пометкой Daily Storm.
*упомянутые в текстах организации, признанные на территории Российской Федерации террористическими и/или в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о запрете деятельности. В том числе:
Загадочный Биртман: легендарный поэт или гениальная мистификация?
Темы дня
Портрет Зиновия Биртмана работы неизвестного автора. Обнаружен Александром Ширниным в архиве Дома творчества композиторов в Старой Рузе
Фото: colta.ru
Зиновий Биртман – не просто спорная личность, само существование музыканта ставится под сомнение. Забейте в поисковике «Биртман» и найдете десяток другой статей о барде и еще меньше его фотографий. При этом в большинстве случаев он назван просто-напросто мистификацией. «Википедия», которой мы сегодня доверяем больше, чем энциклопедиям, определяет Зиновия Биртмана как вымышленного советского автора-исполнителя.
И на то есть свои причины. Фигура Биртмана оставляет множество вопросов. Почему о жизни и творчестве поэта известно лишь несколько фактов, будто его биографию специально сочинили? Как могло быть утеряно практически все творческое наследие автора-исполнителя? И основный аргумент «антифанатов» Биртмана: как в его песнях могли появиться такие слова, как «селфи», «лайк» и «айс бакет челлендж», до появления которых в 1979 году оставалось еще более четверти века.
Авторами мистификации называют энтузиастов из общества «Наследие». Они сами именуют себя хранителями творчества тюменского музыканта и даже создали музыкальный коллектив «Биртман», исполняющий песни поэта. Популярность коллектива растет, создаются фан-клубы, но также растет и накал споров между верящими в Биртмана и не признающими его.
«Санкт-Петербург.ру» поговорил о неоднозначности фигуры Биртмана и однозначно успешном творчестве коллектива «Биртман» с его руководителем Дмитрием Наумовым.
Дмитрий, что поклонникам творчества Зиновия Биртама известно о нем, что это был за человек? Почему Биртман стал так популярен именно в 2015-1016 годах?
Возрождение Биртмана и исполнение его песен – это не игра в ретро, а сохранение русских традиций, это разные вещи.
Когда в апреле 2016 года мы выложили в сеть воссозданный нами альбом Биртмана «Стенка», считавшийся утерянным, он за три дня попал в ТОП-3 по популярности на Яндекс.Музыка. Наша главная задача – вернуть имя Биртмана стране и познакомить как можно больше людей с его творчеством.
Творческий коллектив «Биртман»
А как вы сами познакомились с творчеством Зиновия Биртмана, что вас привлекло в его стихах?
— А как знакомятся с творчеством любого музыканта? Это происходит само собой: вы что-то где-то увидели, что-то где-то услышали. Так произошло со мной и Биртманом. Сейчас я уже около двух лет серьезно занимаюсь восстановлением его творческого наследия. Для меня Биртман – это своего рода пророк, который легкими сюжетными линиями песен говорил об очень глубоких вещах. Я считаю его главным борцом за мир: в его песнях нет агрессии и после прослушивания Биртмана человек непременно становится добрее, лучше и начинает думать о глобальных вещах. Биртман был таким человеком, хотевшим изменить мир в космических масштабах. Его творчество отличает еще и уход от стандартов, оно учит людей мыслить нестандартно.
Чем занимается творческое объединение «Наследие»? Как вы несете творчество Биртмана в массы?
— ТО «Наследие» функционирует в Петербурге уже год. Кроме того, около двух месяцев назад был создан официальный петербургский фан-клуб «Состояние души». Вслед за ним по России стали открывать филиалы фан-клуба – в Краснодаре, Астрахани, Самаре, Нижнем Новгороде и других городах. В среднем, участникам нашего фан-клуба от 20 до 40 лет. Это интеллигентные образованные люди, которым нравится поэзия Биртмана, они решили вести активный образ жизни и поддержать наш проект.
Кроме того, недавно в Петербурге прошел «круиз памяти», посвященный Биртману. На странице фан-клуба мы объявили, что берем прогулочный катер, и уже спустя три часа не было отбоя от желающих. Большое количество участников фан-клуба просто не успели принять участие в этой акции.
— Да, мы выпустили первую официальную книгу о Биртмане под названием «За все, Тюмень, благодарю», она есть в библиотеках и продается в магазинах. В ней содержится сохранившийся отрывок романа и стихи поэта, его воспоминания. Следующий литературный труд нашего объединения, который выйдет в свет осенью 2016 года, – это лекция «Отрекись от ереси», с которой мы собираемся посетить многие города России.
Кроме книг наше творческое объединение выпустило виниловую пластинку – первый альбом с песнями Биртмана. Второй альбом «Стенка», который в апреле стал хитом интернета, планируем издать на носителях осенью.
Сейчас идут съемки документального фильма «Мой Биртман», в создании которого участвуют Михаил Боярский, Юрий Гальцев, Андрей Ургант, Артемий Троицкий, Олег Нестеров, музыканты группы «Алиса», ДДТ и многие другие известные деятели культуры, подтверждающие существование Биртмана. К примеру, Боярский рассказал, как встретился с Зиновием Биртманом в 70-е годы в кафе «Ленфильма». Как Биртман наиграл ему интересную мелодию на рояле, артист помнит до сих пор. Троицкий же признается, что творчество Биртмана ему не нравилось.
На сегодняшний день снято 25 отдельных сюжетов, которые и составят один большой фильм.
Фото: vk.com/z.birtman
Вы перечислили немало людей культуры, к чьему мнению прислушиваются и кому нет причин не доверять, при этом большое количество людей по-прежнему называют Биртмана мистификацией и утверждают, что вы его просто выдумали. На чем основано их мнение?
— Скажем, вы приходите в театр и видите, что костюм на актере модельного стиля не XVII, а XVIII века. С этой минуты, вместо того чтобы смотреть спектакль, вы начинаете размышлять об этом и восклицать: «Как же так, не может такого быть!» То же самое происходит с творчеством Биртмана: человек слушает альбом с его песнями, слышит, к примеру, слово «селфи» или «лайки», и у него возникает только одна мысль – такого не могло быть в советское время. Но разве это главное? Биртман был большой “шутник” и возможно специально оставил нам своеобразные послания.
Недавно вышла статья в журнале Rolling Stone, где музыкальный критик Андрей Бухарин попытался представить Зиновия Биртмана как нашу выдумку. Та же «Википедия» пишет о Биртмане как о мистификации.
“
Есть такая фраза: «Лучше иметь несуществующего гения, чем живущего подлеца». Зачем тратить время на споры и доказательства, что Биртмана не существовало, когда можно просто слушать его песни и наслаждаться творчеством. Главное не в том, был Биртман или нет, главное в том, что люди приходят на концерты, слушают музыку и, хотя бы на какое-то время, становятся лучше от этого действа, окружающего карнавала.
Фото: vk.com/z.birtman
Несмотря на это вы все же пытались исправить текст «Википедии» о Биртмане?
И дело даже не в «Википедии». Она не обладает энциклопедическим статусом. Для того чтобы в чем-то разобраться, необходимо изучить весь вопрос, прочесть книги, сходить на концерт или спектакль, а не просто «загуглить». Попробуйте! «Загуглите» когда следующий концерт коллектива «Биртман» и приходите на него. Начинайте отрекаться от всей этой ереси.
Зиновий Биртман – краткая история мистификации
В начале зимы 2015 года на просторах рунета появилось имя Зиновия Аркадиевича Биртмана, которого называют то, «тюменским Аркадием Северным», то «тюменским Высоцким»….
«Википедия» сообщает об исполнителе следующее:
Появилась история, что загадочный Зиновий Биртман записал в сопровождении ВИА «Добрый вечер» 40 песен, который все это время считались пропавшими… и вот недавно их нашли коллекционеры, два с лишним года их реставрировали и в этом году издан первый альбом «Следы от компота»… Правда, следов вышедшего CD или LP обнаружить не удалось.
Список треков пластинки следующий:
Вот что пишет журналист Александр Великовнов о шансонье:
По звучанию и мелодике – да, довольно похоже на ВИА 1980-х… отчасти чем-то напоминает больше Виталия Крестовского, чем Аркадия Северного, а уж никак не творчество Владимира Высоцкого. Явно записаны живые инструменты или хорошие дорогие семплы… но… как бы не реставрировали запись, как бы ее не обрабатывали – остались «следы вмешательства», а здесь явно современная запись, да, записанная чуть небрежно и чуть вольно, дабы создать полную иллюзию ресторанной записи, опять же – тогда не было многоканальной записи и ТАКОГО стереозвука в руках каких-то частных коллекционеров.
Могу даже предположить, что такой проект мог придумать Артемий Троицкий, поскольку есть ссылка на его личное знакомство с Биртманом, тем более, что у Троицкого есть опыт выпуска шансонных проектов… опять же – это только предположение.
Но кто бы не делал этот проект – у него неплохое чувство юмора, последним двум песням в альбоме даже современные названия «Лайки» и «Селфи».
Вот что говорит мировой инет по поводу термина «селфи»:
Думается, мы еще вернемся к проекту «Зиновий Биртман», особенно, если откликнутся его создатели…
«Биртман»: Наш поклонник — интроверт с замашками неформального лидера
Группа «Биртман» появилась два года назад и за это время завоевала целую армию поклонников по всей стране. Репертуар коллектива составляют песни советского автора-исполнителя из Тюмени Зиновия Биртмана. Кто-то считает его личность остроумной мистификацией, а кто-то свято верит в то, что гениальный артист действительно существовал.
11 февраля (суббота). Группа «Биртман» выступит в Краснодаре:
Известно не так много фактов о личности барда. Так, согласно «Википедии», «Зиновий Аркадьевич Биртман родился 12 ноября 1934 года в семье работника НКВД Аркадия Леонидовича Биртмана и преподавателя женской гимназии Нины Иосифовны Струцовской. После войны и развода родителей остался в Тюмени с матерью. Самостоятельно овладел игрой на семиструнной гитаре. Первые свои песни сочинил еще будучи школьником. В 1948 году, после просмотра художественного фильма «Алмазы», решил связать свою судьбу с геологией. Многочисленные экспедиции, поездки по СССР позволили ему собрать огромный багаж впечатлений. Был дважды женат, есть сын Дмитрий. В 1979 году записал альбом «Следы от компота» вместе с городскими музыкантами ВИА «Добрый Вечер». Оставил также несколько рассказов. Умер 13 февраля 1981 года в одном из районов Тюмени при трагических обстоятельствах».
Спустя три с половиной десятилетия после смерти Зиновия Биртмана энтузиасты из творческого объединения «Наследие», руководителем которого является Дмитрий Наумов, разыскали архивы композитора и записали два альбома песен авторства тюменского самородка.
Дмитрий, расскажите о том, как появился ваш проект?
— Проект появился при помощи коррупции и безнаказанности.
Чем помимо сохранения наследия Зиновия Аркадьевича занимается ваша организация сейчас?
— Творческое объединение «Наследие» уже третий год пытается творчески объединять все, что попадается на его пути.
Как вы определите стиль, в котором выступает ваш коллетив?
— Сложный вопрос. Мы не определяли стиль для группы «Биртман». Если прослушать два наших альбома, то можно услышать: попсу, фанк, шансон, диско и даже рэп. Наверное, это просто жанровая песня.
Как вы подбирали музыкантов в проект? Главное — это профессионализм или идеологическая близость?
— Коллектив состоит из лучших музыкантов Петербурга. Это идеологически подкованные профессионалы.
Выпуская альбом «Следы от компота», вы верили, что он станет настолько популярным?
— Да, иначе бы мы не выпускали альбомы. Наверное, любой коллектив верит, что его альбом будет популярным. Разница только в том, что мы не верили, а знали.
Вы согласны с утверждением, что мода, как и вся наша жизнь, циклична и именно это объясняет нынешнюю актуальность искусства 1970-х?
— Нет. Не согласен. Разве сейчас актуально искусство 70-х? Я так не думаю. Действительно актуальным является то, что актуально и востребованно всегда. Так же, как и неактуальным. Например, в любое время не актуально и не модно быть мудаком.
Вы можете описать портрет типичного поклонника группы «Биртман»?
— Возможно, он интроверт с замашками неформального лидера.
Казалось бы, песни Биртмана должны слушать исключительно представители старшего поколения, но это не так. В чем секрет успеха песен среди молодежи?
— Возвращаясь к теме про «моду на 70-е», хочу дополнить. Безусловно, у населения существуют душевные порывы, призывающие к ностальгии по светлому периоду их молодости, саундтреками к которой у каждого являются определенные музыкальные композиции. Это не вызывает споров и возражений. Специально для «страждущих» регулярно проводятся ретровечеринки и прочие «Дискотеки 80-х». Беда в том, что мы не имеем к этому отношения. Коллектив «Биртман» исполняет актуальную инструментальную, танцевальную музыку с различными элементами и принципами аранжировки, которые близки лично нам. Возможно, секрет в этом.
Сколько песен Биртмана сохранилось до наших дней?
— Ровно 182 песни, 34 рассказа и 2 повести.
Известно, что у Зиновия Аркадьевича был сын. К вам не поступало претензий по поводу исполнения песен Биртмана от его родственников?
— Да, конечно, но в ТО «Наследие» работают квалифицированные юристы. После того как мы возродили имя Зиновия Аркадьевича Биртмана из небытия, нам стали поступать претензии от многочисленных «родственников». Мы собрали все материалы по этому делу и мгновенно передали дело в суд. По справедливому решению суда многие самозванцы были привлечены к административным взысканиям и подвергнуты уголовному преследованию. Мы не позволим запятнать имя великого русского Поэта.
Мы довольно мало знаем о Зиновии Аркадьевиче, о его музыкальных и литературных пристрастиях. Расскажите о них.
— Зиновий Аркадьевич являлся гениальным Поэтом, но в то же время был совсем простым в общении и в быту человеком своего времени. Ничто мирское ему не было чуждо. Любил встречать рассвет у реки, выпивал, много курил. Любил женщин, и женщины отвечали ему взаимностью. Насколько нам известно, особых музыкальных пристрастий он не имел. Предпочитал произведения Аркадия Гайдара и индийское кино.
Скажите, правда ли, что Зиновий Биртман дважды бывал в Краснодаре? Старожилы утверждают, что в феврале 79-го Зиновий Аркадьевич ехал на гастроли в Гагры и по пути заехал в Краснодар. И дал сразу два концерта. Первый — официальный — собрал полный актовый зал в гарнизонном Доме офицеров. Успех был столь грандиозным, что зрители два часа подряд вызывали артиста на бис, а затем на руках отнесли в гостиницу «Центральная». Второй — неофициальный — состоялся несколько часов спустя на загородной даче 2-го секретаря Краснодарского горисполкома, куда Биртмана забрали прямо из плацкарта поезда. И вновь концерт завершился невероятным успехом. Благодарный член партии подарил Зиновию Аркадьевичу ящик новокубанского коньяка «Большой приз», 20 пачек дефицитного краснодарского чая и предоставил служебную «Волгу» с шофером, чтобы артист успел на гастроли в Абхазскую АССР.
— Воспоминаний о судьбе Биртмана очень много, сегодня нам все сложней понять, что является правдой, а что вымыслом. Да и разве это важно? На наш взгляд, действительно важным является понимание того, что хотел нам сказать и чему научить Зиновий Аркадьевич. А он завещал нам быть верными в дружбе, любить свою родину, радоваться каждому новому дню. Вот что важно!
Чего ждать краснодарским зрителям от предстоящего выступления?
— Концерт в Краснодаре очень важен для нас, мы в первый раз посетим этот город с концертом. Возможно, кто-то из краснодарской публики впервые услышит песни Биртмана и они изменят его жизнь к лучшему. Мы очень на это надеемся и готовимся к встрече с жителями Краснодара.