Кто такой богатырь оборотень
Вольга Святославович
Вольга Святославович — богатырь-оборотень, способный менять свой облик, а также разговаривать со зверями и птицами.
Некоторые специалисты по древнерусскому фольклору считают, что данный персонаж и упоминаемый в некоторых былинах Волх Всеславь евич — одно и то же лицо. Точно судить сложно. Не исключено, что изначально это были два отдельных богатыря. Позднее в эпосе их образы слились воедино. Все-таки разные отчества можно считать слишком важным отличием, поскольку славяне трепетно относились к вопросам отцовства.
Родителями богатыря были княжна Марфа Все славьевна и Змей. Причем тут важно понимать разницу между славянскими понятиями «змей» и «змея». Если последнее — это обозначение пресмыкающегося, то «змей» — мифологический персонаж, имеющий в облике только часть змеиных черт. Он способен изменять свою внешность. Возможно, именно от отца Вольга и получил редкий дар понимать речь животных да оборачиваться зверем.
ЗАГАДКА ЛИЧНОСТИ
«В час его появления на свет земля задрожала и синее море взволновалось; звери все поразбежались: олени и туры скрылись в лесной чаще, лисицы и зайцы забрались в свои норы, волки, медведи забились по ельникам, птицы поднялись высоко в небеса, рыба ушла в морские глубины: почуяли все, что гроза пришла: родился могучий богатырь» (из прозаически изложенной былины о Вольге. — Прим. автора).
Существует несколько версий относительно образа, который воплощал собой Вольга.
Богатырь-стихия. В момент рождения Вольги в природе происходят глобальные процессы. Это позволяет предположить, что могучий младенец — физическое воплощение некоей природной силы. Есть мнение, будто первоначально то был образ тучи, могучей и столь же переменчивой, как сам богатырь:
Громко, словно гром гремит, говорит молодой своей матушке Марии Всеславьевне такие речи.
Богатырь-волхв. По преданиям, именно волхвы могли разговаривать со зверями, птицами и даже менять свой образ. Единственное, они не были, пожалуй, столь могучими, как великий богатырь. Поэтому теоретически можно предположить, что имя Вольга — это видоизмененное слово «волхв». То есть в славном молодце объединены качества великих предсказателей и воинов: мудрость и сила.
Богатырь-тотем. Рожденный от княжны и Змея, Вольга представляет собой единение человеческой и животно-природной сути. И это полностью отвечает древнеславянским тотемным верованиям. Согласно им, предками людей были всесильные боги-звери. Таким образом, богатырь является не просто могучим воином, а неким полубогом, подобно греческому Гераклу, сыну бога Зевса и земной смертной женщины.
СТАНОВЛЕНИЕ БОГАТЫРЯ
Отличие от обычного человека у Вольги проявляется еще в младенчестве. Он растет «не по дням, а по часам» и просит у матери булатные латы, золотой шлем и свинцовую палку весом 300 пудов. Взрослому-то человеку не поднять подобной тяжести, а маленькому богатырю на тот момент нет и семи лет.
В скором времени Вольга уходит в обучение, а затем к волхвам, у которых перенимает искусство оборотничества. Но способность превращаться в зверя и птицу все же больше является даром, чем наукой. Можно предположить, что мудрецы специально дают богатырю знания, чтобы Вольга сумел управлять своими силами, или раскрывают в нем неизвестный ему самому потенциал.
В 12 лет Вольга набирает дружину общим счетом в 7000 грозных воинов и едет «добывать себе славы и богатства». Правда, удалые молодцы оказываются неспособными ни пичуги, ни зверя, ни рыбы на прокорм раздобыть. Богатырь, оборачиваясь то львом, то ловчей птицей, то щукой, запасает еду на все свое войско.
ЗНАМЕНИТЫЙ ПОДВИГ
Но Индейское царство окружают высокие прочные стены, через которые дружине не перебраться без потерь. Вот тут проявляется еще один дар Вольги: он не только сам оборачивается муравьем, но и войско свое превращает в муравьиное.
Так, пробравшись в город, и одолели они противника. Вольга, «положив» царя Салтыка о кирпичный пол, взял себе в жены его царицу. А дружина русская переженилась на прекрасных девицах, оставленных в живых при захвате. И пошла по Руси громкая слава Вольге Святославовичу.
Богатырь-оборотень — Вольга Святославович
Всем мое рыжее Мяу!
Сегодня я расскажу вам о Вольге Святославовиче.
Этот герой былин относится к самым древним сказаниям и преданиям земли русской.
Некоторые специалисты по древнерусскому фольклору считают, что данный персонаж и упоминаемый в некоторых былинах Волх Всеславьевич — одно и то же лицо. Точно судить сложно. Не исключено, что изначально это были два отдельных богатыря. Позднее в эпосе их образы слились воедино. Все-таки разные отчества можно считать слишком важным отличием, поскольку славяне трепетно относились к вопросам отцовства.
Вольга Святославович, мог понимать язык птиц и зверей, а также имел способность оборачиваться в животных.
Появление богатыря на свет Божий – уже было чародейством. Родителями его были княжна Марфа Всеславьевна и мифический змей. Потому-то Вольга в былинных сказаниях не просто могучий богатырь и ловкий охотник, а еще и волхв, способный победить врага силами природы. Такой герой нужен был, чтобы защитить землю Русскую от вражеских набегов и всякой нечисти.
В прототипы этого героя записывают и Вещего Олега, и Всеволода Тьмутараканского.
Но чаще всего его ассоциируют с князем Всеславам Полоцким – единственным представителем полоцкой ветви Рюриковичей на киевском великокняжеском престоле.
Встав у руля, в 1044 году, Всеслав развернул кипучую деятельность, в результате которой Полоцкая земля стала сильнее, чем когда бы то ни было: подчинил балтские племена на севере и остатки дреговичей на юге. На завоёванных территориях князь заложил укреплённые пункты.
Впоследствии его сравнивали с оборотнем или волком, ведь практически ни одно крупное политическое событие второй половины XI века не обходилось без его участия.
Даже в «Слове о полку Игореве» он предстаёт как чародей и богатырь, способный превращаться в зверей.
Как и положено былинному персонажу, Вольга растет не по дням, а по часам, косая сажень в плечах, говорит громко и голос его звучит как раскат грома.
С семи лет обучен был наукам разным, но на этом не остановился и продолжил обучение, посещая волхвов-мудрецов уходя для этого в горы высокие и леса темные. У них он и научился ворожбе и оборотничеству.
Характер богатыря Вольги раскрывается, когда он решает идти в поход на Индийское царство. Разузнав, что царь Салтык замышляет войну против народа русского, Вольга Святославич со своей крепкой дружиной, отправляется в чужеземные края, чтобы не допустить набега на Русскую землю. В долгом пути он заботиться о своих воинах. Добывает еду, превращаясь в диких зверей и рыб. Все речи Вольги к ратникам звучат уважительно. И воины дают ему поклон за храбрость и мудрость.
Против врагов, он применяет все свои умения. Для разведки – превращается в птицу. Будучи хищным зверьком, портит луки и стрелы врагов. А обратившись диким волком убивает лошадей.
Это показывает отвагу и бесстрашие могучего богатыря, ведь принимая обличие животного или птицы, он становится уязвим для охотников. Свою многотысячную дружину Вольга превращает в муравьев, чтобы без потерь преодолеть стены вражеского города, а затем возвращает им человеческое обличие.
Захватив вражеской царство, он сам становится царем, женившись на супруге убитого правителя, а местных девушек отдает в жены своим дружинникам. Одаривает всех серебром и золотом и каждому табун лошадей по сто тысяч голов.
Существует несколько версий относительно образа, который воплощал собой Вольга.
Богатырь-стихия. В момент рождения Вольги в природе происходят глобальные процессы. Это позволяет предположить, что могучий младенец — физическое воплощение некоей природной силы.
Богатырь-волхв. По преданиям, именно волхвы могли разговаривать со зверями, птицами и даже менять свой образ.
Богатырь-тотем. Рожденный от княжны и Змея, Вольга представляет собой единение человеческой и животно-природной сути. И это полностью отвечает древнеславянским тотемным верованиям. Согласно им, предками людей были всесильные боги-звери. Таким образом, богатырь является не просто могучим воином, а неким полубогом.
Вот такой он, богатырь Вольга Святославович.
А на сегодня у меня все. Спасибо за внимание.
ВОЛЬГА — БОГАТЫРЬ-ОБОРОТЕНЬ
Прежде чем отправиться в поход в Турцию, Вольга собрал дружину. Но его воинам требовалось хорошо питаться, пройти серьезную боевую подготовку. И тогда Вольга превращался то в волка, то в сокола и отправлялся на охоту. Он рыскал по лесам, добывал мясо животных для своих дружинников, он взлетал соколом в небо и с высоты выискивал добычу. Он многому научил своих воинов: как изготовлять лук, тетиву для него, как вести рукопашный поединок.
В былинах не приводится сведений, против какого султана отправился воевать Вольга, кого он победил, какие города завоевал. Известно только, что сам Вольга в сражениях против войск султана непосредственного участия не принимал. Он оборачивался горностаем и портил врагам тетивы луков, чтобы не могли они пускать стрелы, он становился волком и нападал на лошадей, перегрызая им горло. И его войско быстро разгромило турецкого султана.
Дружина Вольги захватила богатую добычу — много золота, серебра, драгоценных каменьев. Сам Вольга взял себе в жены бывшую жену султана, красавицу турчанку, а его воины женились на местных девушках. Но Вольга не остался жить в Турции, а вернулся на родину, стал княжить и собирать со своих крестьян подати.
Однажды во время сбора подати он услышал, как кто-то с великим шумом пашет, так рыхлит землю, что за три версты слышно. Вольга решил взглянуть на этого пахаря. Пришпорил он своего коня и вместе с дружиной поскакал на звуки. Но впереди никого не было видно.
Три дня и три ночи скакал Вольга со своими людьми, пока не увидел этого пахаря. Простой мужик легко выкорчевывал корневища, выкидывал огромные валуны, и борозда у него получалась чистая, глубокая, и кобылка у него была ладная, работали оба себе в удовольствие, огромное поле расчистили и вспахали.
Заговорил Вольга с мужиком-пахарем, выяснил, что звали его Мику-ла Селянинович. Он был хорош собой, крепок в стати, кучеряв. Микула пожаловался князю на сборщиков налогов, которые дерут с простых мужиков «три шкуры».
Еще он рассказал Вольге, что на прямой дороге, по которой он недавно ехал, засели разбойники, так он раскидал их в разные стороны.
Вольга тотчас смекнул, что этот пахарь не простой человек, а храбрый богатырь, который может постоять за себя. И предложил Микуле вступить в его дружину, стать сборщиком податей. Микула недолго размышлял и дал согласие.
Отправились они вместе в путь. Отъехали недалеко от поля, как Микула решил проверить силу воинов Вольги, сказал, что осталась в борозде его соха. Надо бы ее вытащить из земли,Ътряхнуть и забросить за ракитов куст, чтобы злые люди не позарились на его добро. Вольга послал на поле пятерых своих дружинников. Отправились они к полю, нашли борозду, попытались выдернуть из земли соху, но не смогли. Вернулись, признались в своем бессилии. Послал Вольга вместе с ними еще десять дружинников. И те не смогли вытащить соху из земли.
Тогда Вольге, Микуле и его дружине пришлось вернуться на поле. Попытались дружинники снова выдернуть соху, не смогли. Спрыгнул Микула с коня на землю, подошел к сохе и одной рукой легко выдернул ее из земли, отряхнул и забросил за ракитов куст.
Так простой мужик, пахарь Микула Селянинович посрамил богатырей князя Вольги Святославовича.
Оборотень-богатырь Вольга Святославич (Волх Всеславьевич)
В былинной фигуре Волха Всеславьевича много архаических черт, поэтому он считается одним из древнейших персонажей в русском фольклоре. В.Ф. Миллер полагал, что первоначально это был образ громовой тучи, на что указывает описываемое в былине сотрясение в природе при рождении Вольги (грома) и оборотничество, то есть постоянная и скорая перемена формы тучи под влиянием движения воздуха.
Иван Билибин. Вольга и пахарь Микула Селянинович (рис.1)
Предполагалось происхождение имени этого героя от слова «волхв» (путём превращения имени нарицательного в имя собственное). На основе былинных сведений о Вольге современные исследователи мифологии древних славян даже реконструируют (достаточно спорно) древнеславянского бога охоты Волха. Сторонники «исторической школы» в изучении былин полагают, что прототипом былинного Вольги был князь Всеслав Полоцкий.
Иван Билибин. «Вольга со своей дружиной». (рис.2)
Рождение богатыря. Вольга – сын змея и княжны Марфы Всеславьевны, которая зачала его чудесным образом, случайно наступив на змею. Содрогание земли и ужасный страх всех живущих существ в ту минуту, когда Вольга увидел свет, указывают на него как на олицетворение какой-нибудь стихийной силы. Вольга растет не по дням, а по часам, и в скором времени становится могучим богатырём, обладающим не только искусством бороться с врагами, но и читать по книгам и оборачиваться разными животными.
Язеп Дроздович. «Всеслав Полоцкий», 1923 г. (рис.3)
Поход на Индийское царство. Центральный момент былин о Вольге – его поход в далекое царство: индийское, земли Турец-салтана и т. п. Он набирает дружину. Чтобы снабдить её всем необходимым, он обращается в волка и сокола, кормя её охотой. Успех похода вызван мудростью Вольги. Он горностаем портит тетивы луков врагов, волком перекусывает горла лошадям и проч. Чтобы дружина могла преодолеть неприступные стены, он превращает её в муравьёв, а в стенах города возвращает человеческий облик. Победитель женится на жене убитого царя, а своим воинам отдаёт местных девушек, оставленных в живых. Сам он становится царём. Былина о походе сохранилась в 11 записях.
Князь-оборотень. Язэп Дроздович. (рис.4)
Встреча с Микулой Селяниновичем. Одно время было принято отождествлять Вольгу Святославича с Вещим князем Олегом, княжившим после Рюрика. Отождествление основывается на сходстве имен, соответствии летописного эпитета Олега «Вещий» (указывающим на его хитрость и мудрость) с качествами Вольги.
Борис Ольшанский. Поход Вольги. (рис.5)
Кроме того, поход Олега на Цареград соотносили с походом Вольги в Индию, а в рождении Вольги от змеи находили подобие смерти Олега от змеи же. Владимир Пропп отвергает эту попытку найти исторический прототип Вольги как совершенно фантастический.
Рябушкин А. П. «Вольга Всеславьевич». 1895 г. (рис.6)
По Миллеру, к первоначально чисто мифической основе со временем примкнули воспоминания о вещем Олеге и Всеславе Полоцком. По Волльнеру, о Вольге и Волхе первоначально существовали две отдельные песни, которые потом были смешаны друг с другом. А. Н. Веселовский сближает одну из былин о Вольге с «Хождением Карла», а самого Вольгу таким образом он сопоставляет с Карлом Великим. Вольга носит ещё название Буслаевича, что, по мнению Миллера, вместе с известием о его учёности перенесено на него от Василия Буслаевича новгородского. Б.А. Рыбаков и некоторые другие исследователи отождествляют Вольгу Святославича и древлянского князя Олега Святославича.
Владимир Пропп. Русский героический эпос. М., 2006, с.71
Вольга́ Святославич (Волх Всеславьевич) богатырь оборотень Руси
(Аз есьм на сайте «Велемудр» и в телеграм-канале https://t.me/welemudr1 )
На земле Русской выдающихся личностей называли богатырями не только за выдающиеся физические силы, но и за умения. В этой работе я хочу рассказать о пожалуй самом мало известном богатыре князе Вольге Святославовиче. Этот богатырь не отличался не сверхъестественной силой ни коварством, ни тактичностью, зато был известен в памяти народа как великий колдун и мастер ядов. Так же Вольга знал язык деревьев и зверей и умело правил своим княжеством, а потом и Турец ханством.
По преданию Вольга родился в стольном городе, по велению самого Перуна. В каком городе богатырь был рожден, не указывается, однако подробна, описывается его чудесное зачатие: Мать его Марфа Всеславильна долгое время ходила молиться в богорощу, где молила о сыне у идола Перуна. И в конце- концов громовержец смилостивился и послал своего любимого слугу Змея на помощь Марфе. Прогуливаясь в саду, Марфа случайно наступила на Змея и в ту же ночь забеременела. В некоторых былинах Вольгу называют сыном Перуна. Плюсом в копилку к этой теории добавляют события происходившие во время рождения Богатыря. Гром сотрясал саму землю и был слышен аж в царстве Турец-салтана (Турция, возможно Византия).
За это время пока Турец был уверен в смерти Вольги, он окреп и превратился в доблестного юношу. И когда ему исполнилось шестнадцать то он собрал дружину и во время сбора оброка с городов Гурчевца и Ореховца, повстречал пахаря Микулу Селяниновича. Который оказался не только пахарем, но и волхвом который обучил юного князя тонкости ядов и оборотной магии. И когда князь сам лично смог принимать обличья различного зверья и стал понимать во снадобьях то стал готовить армию в поход на Турец царство.
Но для войны с таким мощным государством как Турец Вольге потребовалось укрепиться внутри государство. И в этом ему помогли обольщающие зелья и яды. После того как князь смог собрать состояние для похода, он объявил Турец хану войну. Стены были прочны, тогда князь обернул свою дружину в муравьев, а когда все пролезли, сквозь стены вернул, им человеческую форму. После захвата царства сам князь женился на жене убитого царя и стал царем.
Прототипом этого былинного героя скорее всего мог послужить князь Олег Вещий.
Но возможно это и Всеслав Полоцкий. Описание рождения Всеслава в древнерусской летописной традиции сопровождалось высокой степенью мифологизации. Мать родила будущего полоцкого князя «от волхования» и младенец появился на свет с отметиной на голове. Современные исследователи по-разному трактуют это сообщение: одни указывают на родимое пятно, которое Всеслав вынужден был скрывать под головным убором или повязкой, другие — что речь идёт о плаценте, часть которой князь на протяжении всей жизни имел при себе в качестве амулета.
Правление «князя-оборотня» началось в 1044 году. Всеслав развернул кипучую деятельность, в результате которой Полоцкая земля стала сильнее, чем когда бы то ни было: подчинил балтские племена на севере и остатки дреговичей на юге. На завоёванных территориях князь заложил укреплённые пункты. Среди них, например, Менеск (Менск) — современная столица Республики Беларусь.
Впоследствии его сравнивали с оборотнем или волком неслучайно — практически ни одно крупное политическое событие второй половины XI века не обходилось без его участия.
В «Слове о полку Игореве» о нем сказано: » Всеслав-князь людям суд правил, князьям города рядил, а сам в ночи волком рыскал: из Киева дорыскивал до петухов Тмутороканя… Для него в Полоцке позвонили к заутрене рано у Святой Софии в колокола, а он в Киеве звон тот слышал.»
Исследователи предполагают, что и Всеволод Олегович и Всеслав Брячиславич, судя по всему, были приверженцами старой ведической веры. Таким образом они не могли не стать «чародеями» для ортодоксальных христиан Киевской Руси.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов