Кто такой диоген в древней греции

Торжество победы над самим собой есть венец философии.

Лучший способ мучить своих врагов — всегда находиться в хорошем настроении.

Когда человек молод — очень рано, когда старый — уже поздно.

Истории, связанные с Диогеном:

Однажды Диогена спросили:
— Почему люди охотно подают милостыню калекам и нищим, а мудрецам отказывают?
Философ ответил:
— Потому, что люди боятся стать калеками и нищими, но хорошо знают, что мудрецами им не стать никогда.
Похвала
Как-то на званном обеде всем наскучил своей плохой игрой арфист. Диоген однако, удивил всех, похвалив того:
— Молодец, что, будучи плохим музыкантом, всё же продолжаешь играть, а не идёшь воровать.

Почему Диоген не любит людей

Однажды Диогена спросили, почему он не любит людей – ни плохих, ни хороших. Философ ответил:
— Плохих не люблю за то, что они творят зло, а хороших – за то, что позволяют им это делать.
Польза от вина
Однажды за ужином Диогену предложили кубок дорогого вина. Он тут же вылил его на пол. Возмущённые гости принялись бранить философа. В ответ Диоген поизнёс:
— Если бы я выпил это вино, оно всё равно не досталось бы вам, а меня превратило бы на время в скота. А так — оно и вам не досталось, и мне не причинило никакого вреда.

Продолжи или начни

Всегда довольствуясь малым, Диоген редко просил милостыню. В случае крайней нужды он говорил, обращаясь к прохожим:
— Если ты добр и уже подавал ранее, то дай и мне, а если нет, то начни с меня!

Собирая милостыню, Диоген попросил у одного богача целую драхму. Тот удивился:
— Почему так много? Ведь у других ты просишь меньше.
Философ ответил:
— У других я попрошу ещё и получу. А ты вряд ли найдёшь в себе силы подать вдругорядь.

Самое безопасное место

Как-то на состязании по стрельбе из лука Диоген увидел неумелого стрелка. Вдруг философ уселся у самой мишени и сказал стреляющему:
— Видать, здесь самое безопасное место.

Один борец из-за постоянных неудач оставил занятия спортом и стал врачевателем. Узнав об этом, Диоген сказал:
— Ты, наверное, решил погубить всех победителей.

Победитель Олимпиады, афинянин Диокрипп, торжественно въезжал в родной город. Увидев в толпе красивую девушку, он оглянулся, не находя сил оторваться о неё взглядом. Диоген, стоящий в толпе горожан, приветствовавшей спортсмена, воскликнул тогда:
— Смотрите: девчонка свернула шею нашему герою!

Диоген спросил у знакомого:
— Скажи, что про меня говорят афиняне?
Тот ответил:
— Говорят, что ты притворяешься дураком.
— Скажи им: я притворяюсь дураком, а они притворяются умными!

Диогену, который достиг преклонных лет, советовали изменить свой образ жизни и доживать свой век спокойно. Философ ответил:
— Если бы вы соревновались в беге на Олимпиаде и, пробежав почти всю дистанцию первым, стали слабеть недалеко от финиша, вы бы сдались? Или постарались бы сохранить первенство?

У Диогена спросили, богат ли один известный ему человек. Он ответил:
— Не знаю, мне известно, что у него много денег.
— Значит, он богат!
— Быть богатым и иметь много денег – не одно и то же, — пояснил Диоген. – По-настоящему богат лишь тот, кто вполне удовлетворён тем, что имеет. Тот же, кто старается иметь больше, чем имеет, — бедняк по сравнению с тем, кто ничего не имеет, но при этом доволен своим положением.

Что быстрее стареет

Диогена спросили, что быстрее всего стареет. Философ ответил:
— Благодарность.

Литература:
Диоген Лаэртский, VI, 69)
Институт Философии Российской Академии Наук ИСТОРИЯ МОРАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ
Гаспаров М. Л. Занимательная Греция. – М.: НЛО, 1995
Диоген Синопский
Электронная библиотека
Юлиан. К невежественным киникам
Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. Книга VI. Диоген
«Антология кинизма»; под ред. И.М.Нахова. М.: Наука, 1984.
Диоген Лаэртский. «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов». М.: Мысль, 1986.
Кисиль В. Я., Рибери В.В. Галерея античных философов; в 2-х томах. М., 2002.ISBN 5-8183-0414-0.
Зайцев А. И.Диоген Синопский// Новая философская энциклопедия / Предс. научно-ред. совета В. С. Степин. — М.: Мысль, 2001. — ISBN 5-244-00961-3.

Источник

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Кто такой диоген в древней греции. Смотреть фото Кто такой диоген в древней греции. Смотреть картинку Кто такой диоген в древней греции. Картинка про Кто такой диоген в древней греции. Фото Кто такой диоген в древней греции

Мошенник или философ-киник?

Кто такой диоген в древней греции. Смотреть фото Кто такой диоген в древней греции. Смотреть картинку Кто такой диоген в древней греции. Картинка про Кто такой диоген в древней греции. Фото Кто такой диоген в древней греции

Во всяком случае, в том, что Диоген существовал в действительности, нет никаких сомнений.
Он родился, очевидно, в 412 году в городе Синопе в семье менялы Гикесия. По-видимому, Диоген и его отец оказались замешанными в некий скандал с фальсификацией монет либо проведением других финансовых махинаций. В результате будущего философа изгнали из города. Некоторое время Диоген искал призвание в жизни, пока в определенный момент не повстречался с Антисфеном, философом, который станет учителем и образцом для подражания для Диогена. Эти два имени вошли в историю как основатели кинизма, учения, частично основанного на философии Сократа.

Кто такой диоген в древней греции. Смотреть фото Кто такой диоген в древней греции. Смотреть картинку Кто такой диоген в древней греции. Картинка про Кто такой диоген в древней греции. Фото Кто такой диоген в древней греции

Антисфен, ученик Сократа, а вслед за ним и Диоген проповедовали упрощение жизни вплоть до аскетизма, призывая избавляться от всего лишнего и бесполезного. Философы не просто избегали роскоши – они свели количество принадлежащих им вещей всего к нескольким: плащ, который носили в любую погоду; посох, которым можно было пользоваться при ходьбе и для защиты от нападения; сума, в которую складывали подаяние. Образ ученого-философа, с бородой, сумой, посохом и в плаще, много веков используемый в искусстве, первоначально воплотили в жизнь именно Антисфен с Диогеном. Они же считаются первыми космополитами – гражданами мира.

Кто такой диоген в древней греции. Смотреть фото Кто такой диоген в древней греции. Смотреть картинку Кто такой диоген в древней греции. Картинка про Кто такой диоген в древней греции. Фото Кто такой диоген в древней греции

Помимо аскезы, киники провозглашали отказ от следования догмам – в том числе религиозным и культурным, стремясь к автаркии – полностью независимому существованию.

Маргинал или аскет?

Кто такой диоген в древней греции. Смотреть фото Кто такой диоген в древней греции. Смотреть картинку Кто такой диоген в древней греции. Картинка про Кто такой диоген в древней греции. Фото Кто такой диоген в древней греции

Диоген действительно устроил свое жилище в сосуде – но не в бочке в обычном понимании слова, а в большой, с человеческий рост, амфоре – пифосе. Пифос широко использовался греками для хранения вина, оливкового масла, зерна и соленой рыбы. Местом своего обитания Диоген выбрал главную площадь Афин, агору, став своего рода достопримечательностью города. Он имел обыкновение принимать пищу прилюдно – что в древнегреческом обществе считалось неприличным, да и другие нормы поведения философ нарушал охотно и с удовольствием от произведенного эффекта. Нарочитое стремление к маргинальному поведению создало Диогену своеобразную репутацию на тысячелетия, и в современной психиатрии имеет место синдром Диогена – заболевание, связанное в том числе с крайне пренебрежительным отношением к себе и отсутствием стыда.

Кто такой диоген в древней греции. Смотреть фото Кто такой диоген в древней греции. Смотреть картинку Кто такой диоген в древней греции. Картинка про Кто такой диоген в древней греции. Фото Кто такой диоген в древней греции

Кто такой диоген в древней греции. Смотреть фото Кто такой диоген в древней греции. Смотреть картинку Кто такой диоген в древней греции. Картинка про Кто такой диоген в древней греции. Фото Кто такой диоген в древней греции

В своем стремлении к минимализму философ непрерывно совершенствовался, и, увидев однажды, как мальчик пьет воду, зачерпнув ее горстью, выбросил из сумы свою чашку. А другой мальчик, тот, что ел похлебку из выеденного каравая хлеба, побудил Диогена избавиться и от миски.

Раб или свободный человек?

Согласно сохранившимся о Диогене историям, ему довелось некоторое время быть рабом у некоего Ксениада, который по разным версиям то ли освободил философа сразу же, оплачивая его наставничество в отношении своих двух сыновей, то ли оставил жить в своем доме на правах члена семьи.

Кто такой диоген в древней греции. Смотреть фото Кто такой диоген в древней греции. Смотреть картинку Кто такой диоген в древней греции. Картинка про Кто такой диоген в древней греции. Фото Кто такой диоген в древней греции

Кто такой диоген в древней греции. Смотреть фото Кто такой диоген в древней греции. Смотреть картинку Кто такой диоген в древней греции. Картинка про Кто такой диоген в древней греции. Фото Кто такой диоген в древней греции

Диоген в полном смысле слова – классическое воплощение циника. Такая яркая личность не могла не вдохновлять современников и потомков на создание произведений искусства. Даже эпизодическое упоминание имени философа-киника, такое, как клуб «Диоген» в рассказах Дойля о Шерлоке Холмсе, придает повествованию интригующий оттенок.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Диоген

Из Википедии — свободной энциклопедии

Диоге́н Сино́пский (др.-греч. Διογένης ὁ Σινωπεύς ; около 412 до н. э., Синопа — 10 июня 323 до н. э., Коринф) — древнегреческий философ.

В молодости Диоген получил пророчество от дельфийской пифии «переоценивать ценности», которое вначале принял буквально и стал фальшивомонетчиком. После того, как его уличили в преступлении, был вынужден бежать из родного города. Диоген прибыл в Афины и стал учеником основателя школы киников Антисфена. Вскоре стал знаменитым благодаря своей мудрости, стилю жизни и эпатажным выходкам.

В своём учении Диоген пропагандировал аскетизм — отказ от земных благ, независимость и самодостаточность. Чувство зависимости от внешних обстоятельств, согласно Диогену, было уделом раба. Он отрёкся лишь от тех потребностей, удовлетворение которых требовало компромисса, отказа от свободной жизни. Даже в рабстве, имея внутреннюю свободу, можно оставаться независимым человеком.

Одновременно с аскетизмом Диоген отвергал понятия брака, отечества, первым введя в обиход слово «космополит», презирал условности. Его шокирующие действия не только привлекали внимание, но и стали своего рода аргументом в споре, которому «серьёзная наука» ничего не может противопоставить. Образ народного героя и фольклорного мудреца Диогена привёл к появлению множества историй и преданий, и соответственно противоречий и домыслов в источниках.

К наиболее известным легендам о Диогене относятся встреча с Александром Македонским и поиск человека с фонарём. Когда царь предложил философу выполнить любое желание, тот попросил его отойти в сторону, так как Александр заслонял солнце. В другой раз Диоген зажёг днём фонарь и стал ходить по улицам. На вопрос относительно того, что он делает, философ отвечал: «Ищу человека».

Источник

ДИОГЕН. ЦЕЛАЯ БОЧКА ЦИНИЗМА

Сегодня под цинизмом обычно понимают отрицание традиционной морали и несоблюдение общепринятых норм поведения в обществе. Для циников не существует никаких моральных запретов и ограничений. Они демонстративно отвергают такие качества человеческой души, как честь, совесть, справедливость, стыд и т.п. Для достижения своих целей циники способны нарушить любые приличия и этические нормы. Однако, так было далеко не всегда.

В античной Греции середины четвертого века до н.э. цинизм являлся одной из самых передовых доктрин, бросавших вызов классической философии.

Кто такой диоген в древней греции. Смотреть фото Кто такой диоген в древней греции. Смотреть картинку Кто такой диоген в древней греции. Картинка про Кто такой диоген в древней греции. Фото Кто такой диоген в древней греции

Сам термин «цинизм», а точнее кинизм (κυνισμός), происходит от греческого kynos – собака. Собаками афинские обыватели называли философа Антисфена и его учеников, призывавших к аскетизму и отказу от мирских благ. Несмотря на презрительный оттенок, сторонники нового учения не возражали против этого названия, поскольку оно подчеркивало их презрение к материальным благам и близость к природе. Согласно другой версии, название произошло от афинского гимнасия Киносарг (Κυνόσαργες), в котором Антисфен проводил свои философские беседы.

Кто такой диоген в древней греции. Смотреть фото Кто такой диоген в древней греции. Смотреть картинку Кто такой диоген в древней греции. Картинка про Кто такой диоген в древней греции. Фото Кто такой диоген в древней греции

Основой учения киников являлось достижение счастья путем отказа от славы, богатства, власти и других искушений. Высшей целью объявлялась жизнь в соответствии с естественной природой. Подобно любому животному, человек не должен испытывать чувства стыда за те действия, которые продиктованы инстинктом. Киники, по сообщению одного из комментаторов «имели обыкновение, словно собаки, публично есть и предаваться любовным утехам, ходить босыми, спать в бочках и на перекрестках». Такие революционные идеи находили отклик у неимущей части населения Эллады.

Кто такой диоген в древней греции. Смотреть фото Кто такой диоген в древней греции. Смотреть картинку Кто такой диоген в древней греции. Картинка про Кто такой диоген в древней греции. Фото Кто такой диоген в древней греции

Безусловно, самым известным философом-киником является Диоген Синопский (412 до н.э. – 323 до н.э.). Он родился в колонии Синопа на ионическом побережье Понта Эвксинского, как греки называли Черное море. Его отец Гикесий был городским менялой, причем не очень чистым на руку. Он попался на сбыте фальшивых монет собственной чеканки. Поговаривали, что и сам Диоген участвовал в этом преступном бизнесе. В молодости он посетил дельфийского оракула, который предсказал ему совершить «перечеканку монеты» («παραχαράττειν τὸ νόμισμα»). По юношескому недомыслию Диоген слишком буквально понял это предсказание. Однако, слова оракула имели и более широкий философский смысл: «совершить переоценку общепринятых ценностей», «изменить сложившиеся обычаи».

К счастью для себя, Диоген во-время сумел осознать свое истинное предназначение. Ок. 370 до н.э. он покинул отчий дом и перебрался в Афины.

Кто такой диоген в древней греции. Смотреть фото Кто такой диоген в древней греции. Смотреть картинку Кто такой диоген в древней греции. Картинка про Кто такой диоген в древней греции. Фото Кто такой диоген в древней греции

Кто такой диоген в древней греции. Смотреть фото Кто такой диоген в древней греции. Смотреть картинку Кто такой диоген в древней греции. Картинка про Кто такой диоген в древней греции. Фото Кто такой диоген в древней греции

При этом, Диоген не упускал случая горячо проповедовать свои взгляды перед толпой собравшихся вокруг него афинских граждан. Без всякого смущения вступал в дискуссию с прославленными философами (Платоном, Аристотелем, Аристиппом), ораторами (Демосфеном), учеными (Евклидом) и др. Он возвел нищету в высшую добродетель и даже осмеливался критиковать самого Антисфена за недостаточную твердость поступков. Как образец для подражания, он приводил основоположнику кинизма юношу, который пил воду прямо из пригоршни, а не из чашки.

Кто такой диоген в древней греции. Смотреть фото Кто такой диоген в древней греции. Смотреть картинку Кто такой диоген в древней греции. Картинка про Кто такой диоген в древней греции. Фото Кто такой диоген в древней греции

О дерзости, независимом характере и оригинальности мышления Диогена ходили легенды. Он странствовал по городам Греции, повсюду обличая чинопочитание, угодничество и другие людские пороки. Однажды сам завоеватель Коринфа Александр Македонский захотел взглянуть на знаменитого философа. Пораженный его полным безразличием, царь сказал: «Проси у меня, чего хочешь». Слегка приподнявшись на локте, Диоген ответил: «Отойди в сторону и не заслоняй мне солнца». Изумленный властелин мира обратился к своей свите: «Если бы я не был Александром, я хотел бы быть Диогеном». По другой версии, Александр приблизился к Диогену, когда тот внимательно наблюдал за игрой в кости. Царь спросил, что его так заинтересовало. Диоген ответил: «Я хочу разглядеть кости моего отца, но никак не могу отличить их от костей простого раба». Таким способом философ указал царю, что в смерти все люди равны.

Кто такой диоген в древней греции. Смотреть фото Кто такой диоген в древней греции. Смотреть картинку Кто такой диоген в древней греции. Картинка про Кто такой диоген в древней греции. Фото Кто такой диоген в древней греции

Со временем вокруг личности Диогена сложился целый цикл исторических анекдотов, в которых трудно отличить правду от выдумки. Для потехи его нередко приглашали в богатые дома. Однажды хозяин предупредил Диогена, чтобы он не плевал на пол в гостинной, а только на грязный пол в прихожей. В ответ философ плюнул в лицо хозяину, заявив, что ничего грязнее в этом доме нет. Другой раз начал истошно кричать «Люди, люди!». Когда вокруг собрался народ, он напустился на них с палкой: «Я звал людей, а не мерзавцев!» Если его проповеди собирали небольшую аудиторию, недовольный Диоген начинал верещать птичьими голосами. Когда набиралось достаточно любопытных, он обращался к ним с обидой: «Вот, афиняне, цена вашего разума. Когда я говорил вам умные вещи, никто не обращал на меня внимания, а когда защебетал, как неразумная птица, вы слушаете меня разинув рот».

Историк Лукиан сообщает, что когда жители Коринфа готовились к осаде, Диоген начал катать взад-вперед глиняный сосуд, «чтобы не подумали, будто он один бездельничает, когда остальные роют рвы и таскают камни». Венцом поучительных историй стал, конечно, эпизод, когда Диоген ходил днем по улицам с зажженным фонарем. На вопрос, зачем он это делает, отвечал: «Ищу человека!»

Кто такой диоген в древней греции. Смотреть фото Кто такой диоген в древней греции. Смотреть картинку Кто такой диоген в древней греции. Картинка про Кто такой диоген в древней греции. Фото Кто такой диоген в древней греции

Несмотря на всю чудаковатость, граждане Афин относились к Диогену с большим почтением. Они воздавали ему должное и отнюдь не считали городским сумасшедшим: «мудрецам дозволяется больше, чем остальным людям». Такого же мнения придерживались и знаменитые гетеры того времени Лаиса и Фрина, которые дозволяли философу бесплатно пользоваться своими прелестями.

Существует несколько версий того, как Диоген окончил свои дни. По одной из них – отравился сырым осьминогом, по другой – добровольно лишил себя жизни, задержав дыхание. Диоген Лаэртский утверждает, что он завещал оставить свое тело без погребения, чтобы оно стало добычей зверей и «принесло пользу его братьям», т. е. собакам. Однако, просьба философа не была уважена. Ученики похоронили Диогена в Коринфе, «возле ворот, ведущих к Истму», а на могиле установили колонну с изображением «собаки из паросского камня».

COPYRIGHT © Александр Сосновский

Кто такой диоген в древней греции. Смотреть фото Кто такой диоген в древней греции. Смотреть картинку Кто такой диоген в древней греции. Картинка про Кто такой диоген в древней греции. Фото Кто такой диоген в древней греции

История быта и искусств

795 постов 5K подписчика

Правила сообщества

— упоминания политики в актуальном контексте

— «клубничка» вне рамок искусства, треш, угар, жесть и прочий неформат

— спорная информация без указания авторитетных источников

Так про Диогена все хорошо, теперь давай про гетер пост

Две с лишним тысячи лет назад на Море Медитерриа, в старой бочке жил один хиппи. Он кушал, что найдет, а одевался со свалки. Однажды к нему подкатил социализированный гражданин и предложил: «Бро, научись устраиваться в обществе, и тебе не придется жить в бочке». А хиппи ответил: «Бро, научись жить в бочке, и тебе не придется устраиваться в обществе».

Кто такой диоген в древней греции. Смотреть фото Кто такой диоген в древней греции. Смотреть картинку Кто такой диоген в древней греции. Картинка про Кто такой диоген в древней греции. Фото Кто такой диоген в древней греции

При этом, Диоген не упускал случая горячо проповедовать свои взгляды перед толпой собравшихся вокруг него афинских граждан. Без всякого смущения вступал в дискуссию с прославленными философами (Платоном, Аристотелем, Аристиппом), ораторами (Демосфеном), учеными (Евклидом) и др. Он возвел нищету в высшую добродетель и даже осмеливался критиковать самого Антисфена за недостаточную твердость поступков.

В наше время у Диогена есть целая армия таких последователей. Их ещё называют диванными войсками.

(Платоном, Аристотелем, Аристиппом), ораторами (Демосфеном), учеными (Евклидом)

гетеры того времени Лаиса и Фрина

такое ощущение, что все известные греки жили в одно время)

Прижизненное фото великого философа

Кто такой диоген в древней греции. Смотреть фото Кто такой диоген в древней греции. Смотреть картинку Кто такой диоген в древней греции. Картинка про Кто такой диоген в древней греции. Фото Кто такой диоген в древней греции

Диоген попал в плен и его решили продать на невольничьем рынке, когда покупатель спросить у Диогена что ты умеешь раб он ответил повеливать людьми.

Sam O’nell академия рассказывал о Диогене. Про людей и ощипанную курицу понравилось.

Темные века рождают великих людей.

Иногда я чувствую в себе позыв тоже пойти с фонарем и кричать «Ищу человека».

Интересно. На каких источниках основан сей бред. Я имею ввиду древнегреческие источники.. ))))

Кто такой диоген в древней греции. Смотреть фото Кто такой диоген в древней греции. Смотреть картинку Кто такой диоген в древней греции. Картинка про Кто такой диоген в древней греции. Фото Кто такой диоген в древней греции

Горячие античные девушки

Проституцию не зря называют древнейшей профессией. Публичные дома были привычной частью уже для древних египетских городов (есть как минимум один папирус в красках описывающий похождение одного из верных слуг фараона в борделе). Храмовая проституция на Древнем Востоке была распространена еще шире. Тысячи безымянных тружениц этой отрасли продавали свое тело от Вавилона до Карфагена. А ведь были еще и, скажем так, «дамы полусвета», которые формально не занимались проституцией, но «постель» была важной составляющей их карьеры. Но лишь единицам из всей этой «армии продажной любви» удалось войти в историю персонально. Дальше несколько примеров (внося поправку, что многое в их биографии «пруфами» не подтверждалось и осталось на совести тех, кто эти биографии составлял).

Номер первый – барышня, которая вошла не только в мировую историю, но и в отечественную литературу. Да, да – я про Таис Афинскую, о которой известный фантаст Иван Ефремов написал целый исторический роман. В его описании Таис – спортсменка, комсомолка добрая, мудрая, красивая и мужественная женщина. Впрочем, два последних качества вполне сочетаются с ее биографией, из робких и некрасивых вряд ли получались успешные гетеры (а Таис однозначно была успешной гетерой).

Кто такой диоген в древней греции. Смотреть фото Кто такой диоген в древней греции. Смотреть картинку Кто такой диоген в древней греции. Картинка про Кто такой диоген в древней греции. Фото Кто такой диоген в древней греции

Портрет Таис Афинской, XIX век

Известно, что Ефремов пользовался книгами античных историков Плутарха и Диодора Сицилийского. Но они не были современниками Таис, да и писали о ней довольно скупо (в основном про то, что это она подговорила пьяных македонцев спалить царский дворец в Персеполе, что сложно назвать добрым и мудрым поступком).

Что же еще можно узнать о жизни Таис. Известно, что она была гетерой. Вообще современные историки считают, что проституток (причем, не храмовых) в Афинах было немало и делят их на три категории. Диктериады – низшая категория, работницы государственных публичных домов, созданных по решению правителя Афин – Солона. Авлектриды (преимущественно чужестранки) – были артистками, музыкантшами, танцовщицами, выступающими на различных празднествах. Они будили чувственность художественно-выразительными средствами – музыкой, танцами, но их работа подразумевала и сексуальные услуги. И наконец, гетеры – элита этой социальной группы, многие из них были тесно связаны с жречеством, что добавляло им авторитета.

Гетеры были образованы, располагали некой жилплощадью, где устраивали древнегреческие «пати» с участием известных людей. Каждая имела своего богатого покровителя, но считалось, что гетера сама выбирает, под чье крыло ей залезть. Причем, жениться на гетере не считалось чем-то из ряда вон выходящим. Демосфен так и вовсе как-то заявил, что уважающий себя грек имеет трёх женщин: жену — для продолжения рода, рабыню — для чувственных утех и гетеру — для душевного комфорта. Но то Демосфен, а что касается покровителей гетер, то они получали душевный комфорт вместе с чувственными утехами. Что и позволило включить Таис в этот список.

Также известно, что гетерами не рождались, а становились. Поначалу их тоже набирали из рабынь (что также говорит не в пользу демосфеновского подхода), но по мере роста популярности у этой группы, в гетеры стали подаваться и вольные гречанки. Вскоре этот тренд привел к появлению специальных школ для гетер, куда рабынь, понятно не отдавали. А вот Таис такую школу, похоже, закончила, что говорит в пользу ее происхождения из небедной афинской семьи.

Кто такой диоген в древней греции. Смотреть фото Кто такой диоген в древней греции. Смотреть картинку Кто такой диоген в древней греции. Картинка про Кто такой диоген в древней греции. Фото Кто такой диоген в древней греции

Еще одна версия того, как выглядела Таис Афинская

Она только начала «работу по специальности», когда Афины посетил Александр, сын македонского царя Филиппа. Афины как раз покорились македонцам и царевич осматривал новые владения. Тогда же, если верить Плутарху и Ефремову он познакомился с Таис. По итогам знакомства юная гетера примкнула к македонскому войску. Правда, несколько следующих лет она провела не при Александре, а вместе с его гарнизоном в Египте. Ефремов, кстати, называет ее имя египетским и намекает на египетские корни семьи, но это, понятно, версия.

В 331 году до н.э. Таис снова встречается с Александром, приехавшим в Египет и после бурной ночи любви уже сопровождает самого Македонского, а не его подчиненных. В следующем году армия македонцев захватывает столицу персидского царя Дария – Персеполь. Там и случается эпизод, благодаря которому Таис вошла в исторические трактаты.

В разгар пира по случаю победы, пишет Диодор Сицилийский, «одна из присутствовавших женщин, по имени Таис, уроженка Аттики, сказала, что из всех дел, совершенных Александром в Азии, самым прекрасным будет сожжение царского дворца: пусть он отправится веселой компанией вместе с ними, и женские руки заставят в один миг исчезнуть знаменитое сооружение персов». Сказано – сделано и дворец спалили, что говорится «по пьяни».

Правда, известно, что Таис была не единственной гетерой при ставке Македонского, так что не факт, что именно она повторила способ Герострата войти в историю.

Также упоминают, что она родила нескольких детей соратнику Александра Птолемею. И уже после смерти легендарного полководца, с Птолемеем же (который воссел на египетский престол) вернулась в Египет. Но как известно, спустя еще шесть лет Птолемей снова женился и совсем не на Таис, а гетера, которой было уже около сорока лет, оставив детей при дворе, уехала в неизвестном направлении. По версии Ефремова, в основанный философом Алексархом Уранополис («небесный город»), чтобы жить там свободно и счастливо. Ну а как там на деле было, кто его знает, может и вовсе не уезжала никуда, а прикопали ее в Египте в качестве свадебного подарка новой жене Птолемея.

Как я уже говорил, Таис была не единственной гетерой при ставке Македонского. Второй номер в нашем списке – Кампаспа. Правда, эта девушка еще больше похожа на выдуманный персонаж, зато ей приписывают любовную связь с Македонским (а не разовые свиданки как у Таис), про нее тоже писали книги (Джон Лили, «Кампаспа (Блистательная комедия)») и рисовали картины. А биографию гетеры изложил Гай Плиний Старший.

Кто такой диоген в древней греции. Смотреть фото Кто такой диоген в древней греции. Смотреть картинку Кто такой диоген в древней греции. Картинка про Кто такой диоген в древней греции. Фото Кто такой диоген в древней греции

В 335 году до н.э. Александр со своим войском успешно подавил мятеж в Фивах и на обратном пути в Македонию остановился в городе Ларисса в Фессалии. В честь победителя Фив местная аристократия устроила роскошный пир, на котором Александр и познакомился с гетерой Кампаспой и увёз её с собой.

Близкие царя отнеслись к новому лицу в свите с пониманием, недовольным, по преданию, был только его учитель Аристотель, считавший, что развлечения с гетерой отвлекают Александра от по-настоящему важных дел. Задолго до персонажа «Место встречи изменить нельзя», Аристотель заявил царю что кабаки и бабы доведут до цугундера женщины могут погубить даже сильных мужчин.

Александр отмахнулся, а вот его новая подружка решила, что с враждебным отношением Аристотеля надо что-то делать. И намекнула тому, что оставит царя в покое, если Аристотель позволит ей прокатиться на себе верхом. Согласно легенде, Аристотель согласился, встал на четвереньки, а довольная гетера взгромоздилась сверху. В таком виде их и застал Александр, вынужденный после этого признать, что женщины могут повергнуть сильных мужчин, даже таких сильных, как его учитель.

Вскоре после этого Александр (опять же согласно легенде) сначала поручил некоему Апеллесу нарисовать Кампаспу обнажённой. А потом подарил гетеру художнику. Что интересно, картина Апеллеса до нас не дожила, зато есть сразу несколько более поздних картин о том, как он рисовал гетеру и просил Македонского подарить ее.

Кто такой диоген в древней греции. Смотреть фото Кто такой диоген в древней греции. Смотреть картинку Кто такой диоген в древней греции. Картинка про Кто такой диоген в древней греции. Фото Кто такой диоген в древней греции

К слову, о статусе гетер: их покровители ими восхищались, осыпали подарками, но потом могли отдать кому-то, Таис – Птолемею, Кампаспу – Апеллесу, что как-то плохо вяжется с заявлениями о «сильных и независимых женщинах». Впрочем, возможно такое позволялось только Александру Македонскому.

Вот, например, номер три сегодняшнего списка – Аспасия стала женой уважаемого афинского политика Перикла (хотя по другой версии официально они в брак так и не вступили). Но обо всем по порядку.

Про ее происхождение говорили разное, но археологи утверждают, что она была дочерью афинянина, изгнанного из города (и потому лишенная гражданства), более того – дальней родственницей Перикла.

Кто такой диоген в древней греции. Смотреть фото Кто такой диоген в древней греции. Смотреть картинку Кто такой диоген в древней греции. Картинка про Кто такой диоген в древней греции. Фото Кто такой диоген в древней греции

В отличие от Кампаспы, Аспазия не стремилась залезть верхом на Сократа, а вела с ним светские беседы, чем, вероятно, и пленила сердце Перикла. А может тот просто решил, что она ему подходит по статусу (раз уж Сократ ей так восхищен)

Самой Аспасии это популярности, увы, не прибавило. Наоборот, ее обвиняли в том, что она по ночам нашептывает Периклу идеи, которые тот после оформлял в виде непопулярных решений. Комедиограф Аристофан и вовсе называет ее виновницей Пелопоннесской войны. Но так ли это было?

Есть мнение, что первый брак Перикла был совершен по расчету, чтобы породниться с влиятельным кланом. А после, когда он «перерос» этот клан, политик стал тяготиться родством и развелся, чтобы обрести именно политическую независимость. Соответственно Аспасия ему нужна была совсем не как политический советчик и он ее особо к своим делам не подпускал. Как было на самом деле, кто знает.

Известно, что гетера надолго пережила своего супруга, вроде бы после Перикла сошлась с афинским скототорговцем Лисиклом, чьей политической карьере поспособствовала. Если так, то возможно и Перикл тоже пользовался ее советами.

Список этот можно продолжать, причем, включив в него не только гетер, что я и сделаю, но отдельным постом, чтобы не было совсем уж многабукв.

Кто такой диоген в древней греции. Смотреть фото Кто такой диоген в древней греции. Смотреть картинку Кто такой диоген в древней греции. Картинка про Кто такой диоген в древней греции. Фото Кто такой диоген в древней греции

Кто такой диоген в древней греции. Смотреть фото Кто такой диоген в древней греции. Смотреть картинку Кто такой диоген в древней греции. Картинка про Кто такой диоген в древней греции. Фото Кто такой диоген в древней греции

Философия цинизма

В IV веке до нашей эры в городе Синопе разгорелся скандал: сына местного менялы уличили в подделке монет.

Когда страсти улеглись, молодого человека по имени Диоген Синопский не только изгнали из города, но и лишили денег и всего имущества.

По крайней мере, так гласит легенда. И хотя многие факты из жизни Диогена остаются неизвестными, до нас дошли философские идеи, начало которым было положено этим изгнанием.

В ссылке Диоген решает, что если он перестанет следовать мнениям других и откажется от общепринятых мерил успеха, то обретёт истинную свободу. Он будет жить самодостаточно, на лоне природы, вдали от стяжательства, тщеславия или конформизма. Фактически он много лет скитался по городам Древней Греции, имея при себе лишь плащ, посох да суму, спал на улице, отрицал все блага цивилизации, бани и приготовленную пищу.

Но в новой жизни философ вёл себя довольно вызывающе, рассказывают, что он высмеивал прохожих и насмехался над сильными мира сего, публично ел на площадях, мочился и даже рукоблудничал. Люди прозвали его kyôn — лающий пёс. И хотя таким прозвищем хотели оскорбить его, собаки на самом деле отлично вписывались в его философию: ведь они, по сути, счастливые существа, которым неведомы такие абстракции, как власть или репутация.

Диогена и его многочисленных последователей стали называть «собачьими философами», или по-гречески kynikoi, прозвище, впоследствии ставшее словом «циник». Эти первые циники были беззаботными бродягами, их манила вольная жизнь странствий. Слава о Диогене росла, и другие решили испытать его на стойкость. Так, Александр Македонский предложил ему всё, что пожелает философ. Но вместо того, чтобы пожелать себе материальных благ, Диоген всего лишь попросил великого завоевателя не загораживать ему солнце.

После смерти Диогена адепты его философии ещё почти девять столетий до VI века нашей эры продолжали называть себя циниками. Некоторые греческие философы, к примеру стоики, считали, что все должны последовать примеру Диогена. Они также пытались смягчить его философию, сделав её более приемлемой для традиционного общества, что, конечно же, в корне шло вразрез с подходом Диогена.

Другие же были менее снисходительны к циникам, а в римской провинции Сирии во II веке нашей эры сатирик Лукиан описывал циников своего времени как безнравственных, меркантильных, самовлюблённых ханжей, которые только разглагольствовали о том, что Диоген воплощал в реальной жизни. Спустя столетия, читая тексты Лукиана, писатели эпох Ренессанса и Реформации обзывали циниками своих соперников, имея в виду тех, кто только критикует других, а сам не говорит ничего сто́ящего.

Данное употребление в итоге вошло в обиход в современном значении слова «циник» — человек, считающий, что все остальные действуют лишь в собственных интересах, даже если те утверждают, что ими движут высокие мотивы.

Однако и у философии цинизма есть свои поклонники, особенно среди тех, кто задаётся вопросом о состоянии общества. В XVIII веке французского философа Жан-Жака Руссо стали называть «новым Диогеном», за его идеи о том, что искусства, наука и изобретения только развращают людей.

В 1882 году Фридрих Ницше переосмыслил историю, согласно которой Диоген ходил по рынку в Афинах с фонарём в руках в тщетных попытках отыскать честного человека. По версии Ницше, прозванный всеми безумец выбегает на городскую площадь с криком «Бог умер!» Именно так Ницше хотел призвать к «пересмотру ценностей», и отказаться от превалирующей христианской и платонической идеи об универсальных духовных началах за пределами физического мира. Ницше восхищался Диогеном за то, что тот наперекор всем жил здесь и сейчас.

Позже, в 1960-х, с Диогеном стали сравнивать хиппи за их открытое противостояние существующей культуре.

Идеи Диогена продолжают заимствовать и переосмысливать. И самые первые циники вряд ли бы одобрили более поздние взгляды: они считали, что единственными настоящими ценностями могут быть только отказ от условностей и жизнь на лоне природы. Разделяете ли вы подобные взгляды или нет, соглашаетесь ли с более поздними их воплощениями, у них у всех есть одно общее — они бросают вызов превалирующему статус-кво. И это пример, которому можем последовать и мы — не верить слепо традиционным взглядам и мнению большинства, а серьёзно задумываться над тем, что представляет истинную ценность.

Перевёл: Ростислав Голод. Отредактировала: Елена МакДоннелл.

Кто такой диоген в древней греции. Смотреть фото Кто такой диоген в древней греции. Смотреть картинку Кто такой диоген в древней греции. Картинка про Кто такой диоген в древней греции. Фото Кто такой диоген в древней греции

Кто такой диоген в древней греции. Смотреть фото Кто такой диоген в древней греции. Смотреть картинку Кто такой диоген в древней греции. Картинка про Кто такой диоген в древней греции. Фото Кто такой диоген в древней греции

Скульптурная реконструкция головы Филиппа II Македонского, отца Александра Македонского

Кто такой диоген в древней греции. Смотреть фото Кто такой диоген в древней греции. Смотреть картинку Кто такой диоген в древней греции. Картинка про Кто такой диоген в древней греции. Фото Кто такой диоген в древней греции

Царь Филипп II из династии Аргеад был младшим сыном царя Аминты III и Эвридики I. У него было много жён, точное число которых неизвестно. Олимпиада Эпирская родила Филиппу сына Александра, ставшего Великим.

Он был убит в городе Эги одним из своих телохранителей.

И древние, и современные историки не могут прийти к единому мнению о том, почему убили Филиппа II. После его смерти на престол вступил 20-летний Александр. Именно своему отцу он обязан централизацией Македонии, объединением Греции и закалённой в боях армией. Эти факторы позволили Александру создать крупнейшую для своего времени империю.

Кто такой диоген в древней греции. Смотреть фото Кто такой диоген в древней греции. Смотреть картинку Кто такой диоген в древней греции. Картинка про Кто такой диоген в древней греции. Фото Кто такой диоген в древней греции

В 1977 году археолог Манолис Андроникос открыл в Вергине на севере Греции богатую гробницу. В 1984 году Джонатан Масгрейв (Jonathan Musgrave), Джон Прэг (John Prag), и Ричард Нэйв (Richard Naeve) выдвинули предположение о том, что в гробнице был похоронен Филипп II. Главным аргументом исследователей было повреждение глазной впадины на черепе из Вергины – известно, что Филипп потерял глаз во время осады Метона в 354 году до н.э.

После долгих исследований ученые установили, что архитектура гробницы, живопись фриза и глиняные черепки, обнаруженные на поверхности кургана, относятся к 350–325 годам до н. э. Золотой обруч (царская диадема) указывал, что в гробнице покоится царь. Оставалось только выяснить, кто он? Кроме Филиппа, отца Александра Македонского, другого царя тогда в Македонии не было.

К сожалению, описания внешности Филиппа II не сохранилось, за исключением того, что он лишился глаза и носил бороду.

Однако в 2000 году Антонис Вартсиокас (Antonis Bartsiokas) выступил в журнале Science со статьёй, в которой говорилось о том, что повреждение глазной впадины стало результатом кремации и раскопок.

Кто такой диоген в древней греции. Смотреть фото Кто такой диоген в древней греции. Смотреть картинку Кто такой диоген в древней греции. Картинка про Кто такой диоген в древней греции. Фото Кто такой диоген в древней греции

Для сравнения, Вэл Килмер в роли Филиппа

В новой статье, опубликованной недавно в International Journal of Osteoarchaeology, исследователи Теодор Антикас (Theodore Antikas) и Лора Винн-Антикас (Laura Wynn-Antikas) пытаются решить эту загадку. Их работа основана на использовании компьютерной томографии и рентгенофлуоресцентного анализа. По мнению исследователей, человеческие останки из гробницы в Вергине принадлежат Филиппу II и скифской «принцессе».

Один из скелетов принадлежал мужчине в возрасте около 40-50 лет – об этом говорят его кости таза и черепа. Его останки несут свидетельства того, что при жизни он часто ездил верхом – на это указывает грыжа межпозвоночных дисков нижнего отдела и состояние костей, к которым крепились мышцы, активно используемые при верховой езде. Состояние лицевых синусов говорит либо о травме, либо о заболеваниях верхних дыхательных путей. Изменения на рёбрах свидетельствуют о болезни лёгких, но какая именно это болезнь, сказать сложно.

В письменных источниках имеются свидетельства о многочисленных ранениях Филиппа II. Так, Демосфен пишет, что царь в течение своей жизни был ранен в глаз, руку, ключицу и ногу. Исследователи обнаружили только следы травмы на костях ладони. Однако они отмечают, что повреждения мягких тканей, например, глаза, могли не оставить следов на костях.

Кто такой диоген в древней греции. Смотреть фото Кто такой диоген в древней греции. Смотреть картинку Кто такой диоген в древней греции. Картинка про Кто такой диоген в древней греции. Фото Кто такой диоген в древней греции

Кто такой диоген в древней греции. Смотреть фото Кто такой диоген в древней греции. Смотреть картинку Кто такой диоген в древней греции. Картинка про Кто такой диоген в древней греции. Фото Кто такой диоген в древней греции

Искусство войны. Битва на Гидаспе: слоны напугали армию великого полководца

Кто такой диоген в древней греции. Смотреть фото Кто такой диоген в древней греции. Смотреть картинку Кто такой диоген в древней греции. Картинка про Кто такой диоген в древней греции. Фото Кто такой диоген в древней греции

Македонцы при Гидаспе еще не знали этих тонкостей, хотя можно предположить, что те индийские князья, которые сдались Александру без боя, кое-что рассказали царю и полководцу о том, что его ждет. Но одно дело — теория, а другое — реальное поле боя! Остальные подразделения войск индийского царя Пора, рискнувшего сразиться с Александром, не представляли серьёзной опасности для хорошо обученной армии: легкая пехота, около 3 тысяч конницы, колесницы. К тому же численно силы сторон были примерно равны: не считая слонов — около 35 тысяч воинов в каждой из армий. Для закаленного в боях воинства македонцев — казалось бы, противник очень слабый. Если бы не «живые танки».

Помимо слонов, «союзником» царя Пора была бурная и многоводная река Гидасп, за которой он выстроил свои войска. Слоны заняли центр построения. Строй македонской армии был обычным, уже знакомым по битве при Гранике: фаланга в центре, тяжелая конница на флангах. Начало сражения сулило македонцам быстрый успех: Александр пошел в обход, переправился через реку и стремительно ударил конницей во фланги противника, опрокинув более слабую кавалерию индусов. Но как только лошади македонцев стали приближаться к слонам, положение резко изменилось: подвести коней к огромным животным, чтобы хотя бы навязать бой, оказалось делом нереальным.

Кто такой диоген в древней греции. Смотреть фото Кто такой диоген в древней греции. Смотреть картинку Кто такой диоген в древней греции. Картинка про Кто такой диоген в древней греции. Фото Кто такой диоген в древней греции

Битва на реке Гидасп в июле 326 г. до н.э. Схема сражения.

Пор на боевых слонах перешел в наступление против македонской кавалерии, а фаланга, в свою очередь, двинулась на слонов (рискну, кстати, утверждать, что последнее было явным тактическим просчетом Александра). Поле боя превратилось в грандиозную кровавую кашу: невозможно было понять, кто кого одолевает. Греческие историки живописуют ужасы битвы: слоны, вломившись в плотный строй фалангитов, топтали и расшвыривали его. Лишь невероятная воинская закалка македонцев позволила им не дрогнуть в этом противостоянии. Длинные копья сариссофоров все же достигали цели, хотя многим их обладателям пришлось ради этого расстаться с жизнью. В то же время македонцы старались достать своими дротиками возниц. В конце концов израненные слоны остановились, часть повалилась на землю, другие вовсе повернули назад. Македонская фаланга выиграла эту битву, хотя и понесла ужасающие потери: только убитых пехотинцев было не меньше 700 человек, плюс около 300 погибших конников. Сопоставимые потери Александру смогла нанести только персидская армия в битве при Гавгамелах — но там персов было как минимум втрое больше, чем македонцев!

Кто такой диоген в древней греции. Смотреть фото Кто такой диоген в древней греции. Смотреть картинку Кто такой диоген в древней греции. Картинка про Кто такой диоген в древней греции. Фото Кто такой диоген в древней греции

Слоны атакуют македонскую фалангу при Гидаспе.

Это интересно! Несмотря на устрашающий эффект, в активе боевых слонов не так уж много выигранных крупных сражений. Даже в битве при Рафии (217 г. до н.э.), где слонов использовали и египтяне, и селевкиды, победу одержал Египет, у которого «живых танков» было меньше. Карфагенянам, о которых речь впереди, применение слонов тоже не принесло особых успехов, хотя все перечисленные народы пытались усовершенствовать новое «оружие», навешивая на боевых слонов защитные элементы (из-за этого сравнение слона с танком стало еще более колоритным). Примерно к I веку до н.э. на Западе боевые слоны практически вышли из употребления. Но на Востоке они и в средние века были весьма популярны — в Иране, Китае, Аравии и, естественно, Индии. Однако лишь индусы сохраняли за ними реальное боевое значение вплоть до XVIII века. В остальных случаях слонов предпочитали использовать как мощных транспортных животных, иногда — как передвижные башни для лучников, лишь в редких случаях пуская их в ближний бой.

Кто такой диоген в древней греции. Смотреть фото Кто такой диоген в древней греции. Смотреть картинку Кто такой диоген в древней греции. Картинка про Кто такой диоген в древней греции. Фото Кто такой диоген в древней греции

Кто такой диоген в древней греции. Смотреть фото Кто такой диоген в древней греции. Смотреть картинку Кто такой диоген в древней греции. Картинка про Кто такой диоген в древней греции. Фото Кто такой диоген в древней греции

Кто такой диоген в древней греции. Смотреть фото Кто такой диоген в древней греции. Смотреть картинку Кто такой диоген в древней греции. Картинка про Кто такой диоген в древней греции. Фото Кто такой диоген в древней греции

Искусство войны. Битва на Гранике: македонская «военная машина» в действии

В знаменитой битве на речке Граник (май 334 г. до н.э.), которая положила начало завоеванию Востока Александром Македонским, фаланга выступила уже как «абсолютное оружие» древности. Усовершенствованное построение и вооружение, плюс поддержка маневренной ударной силы в лице тяжелой конницы — всё это не оставило противникам из Персии никаких шансов.

Кто такой диоген в древней греции. Смотреть фото Кто такой диоген в древней греции. Смотреть картинку Кто такой диоген в древней греции. Картинка про Кто такой диоген в древней греции. Фото Кто такой диоген в древней греции

Македонская фаланга в 16 рядов. Реконструкция Питера Коннолли.

Кто такой диоген в древней греции. Смотреть фото Кто такой диоген в древней греции. Смотреть картинку Кто такой диоген в древней греции. Картинка про Кто такой диоген в древней греции. Фото Кто такой диоген в древней греции

Битва на Гранике. Схема.

Персидская армия включала много тяжелой кавалерии, к которой прилагалась легкая пехота и большой отряд греческих наёмников-гоплитов. Здесь нужно упомянуть, что далеко не все греки были в восторге от того, что ими отныне командуют македонские цари, и воины различных городов-государств охотно нанимались на службу к извечным врагам — персам. Всего у противников Александра — порядка 40 тысяч человек, в сочетании пехоты и конницы примерно 50 на 50. Некоторые историки впоследствии ставили в вину персам тот факт, что они выдвинули вперёд в битве именно конников. Действительно, кавалерия гораздо сильнее в нападении, чем в защите. Но, по большому счету, что ещё оставалось делать? Ошибочным был скорее выбор позиции — в узкой теснине, где с конницей не особо развернешься. Оставался единственный шанс: обрушиться на македонцев, пока они будут переходить реку, и сбросить их в воды Граника. Конница для такой задачи годилась, наёмная греческая, а тем более, легкая персидская пехота — нет. Что же до греческих наёмников, которые совсем немного уступали македонцам в боевом искусстве, то им персы отвели задачу прикрытия на случай, если первоначальный замысел не удастся.

Определенные шансы на успех при таких раскладах у персидских военачальников-сатрапов — Митридата, Ресака и других — всё же были. Если бы не конница гетайров и блестящие способности самого Александра. Молодой царь быстро оценил, что главная слабость позиции персов — как ни парадоксально, её сбалансированность. И если навалиться всей мощью отборной конницы на левый фланг врага, который ничуть не сильнее правого (опять вспоминаем Эпаминонда с его «косым строем»!), это рискованный, но верный шанс переломить битву в свою пользу: дать фаланге благополучно переправиться через реку и атаковать основную массу персидской пехоты и кавалерии.

Так и случилось. Первые минуты боя выдались тяжелейшими для македонцев: начавшие переправу легкие пехотинцы шли через холодную воду, под дождем стрел и дротиков, взбирались на склоны противоположного берега, где персы пытались сбросить их обратно в Граник. Но всё изменилось, как только Александру со своими гетайрами удалось перейти реку и закрепиться на обрыве. Попытка персов остановить его любой ценой, перебросив резервы, привела к тому, что рухнул и противоположный фланг кавалерии, который атаковали фессалийцы. А далее македонские фалангиты подоспели в центре и мощно поддержали собственную лёгкую пехоту и гетайров. Персы побежали. Только греческие наёмники под предводительством Мемнона остались на поле и пытались принять бой, но в итоге и они вынуждены были отступить.

Кто такой диоген в древней греции. Смотреть фото Кто такой диоген в древней греции. Смотреть картинку Кто такой диоген в древней греции. Картинка про Кто такой диоген в древней греции. Фото Кто такой диоген в древней греции

Александр Македонский (в центре, в шлеме с белыми перьями) ведёт в атаку своих гетайров в битве на Гранике. Современная иллюстрация.

О том, кто и почему сыграл решающую роль в сражении, красноречиво говорят потери. У македонцев павших было около 150 человек. При этом отряд гетайров Александра потерял 25 бойцов — в процентах намного больше, чем любое другое соединение. Персы лишились не менее 10 тысяч бойцов только убитыми и пленными. Взаимодействие фаланги и ударных частей конницы предопределило военное превосходство македонцев на все ближайшие годы. Персам же оно в конечном счете стоило потери независимости: после битв при Иссе (333 г. до н.э.) и при Гавгамелах (331 г. до н.э.) огромная держава перестала существовать.

Кто такой диоген в древней греции. Смотреть фото Кто такой диоген в древней греции. Смотреть картинку Кто такой диоген в древней греции. Картинка про Кто такой диоген в древней греции. Фото Кто такой диоген в древней греции

Итальянские войска Наполеона переходят реку Неман, начиная вторжение в Россию. С гравюры XIX века.

Кто такой диоген в древней греции. Смотреть фото Кто такой диоген в древней греции. Смотреть картинку Кто такой диоген в древней греции. Картинка про Кто такой диоген в древней греции. Фото Кто такой диоген в древней греции

Аристотель и Кампаспа

Аристотель и Кампаспа — средневековая легенда и, впоследствии, популярный сюжет западноевропейского искусства, обыгрывающий и высмеивающий подчинение мужчины женщине.

Согласно легенде, записанной в 1189 году священником церкви Нотр-Дам в Руане Анри де Андели, юный Александр Македонский был увлечен гетерой по имени Филлис (или Кампаспа) и попал под ее влияние. Это беспокоило наставника Александра — великого греческого философа Аристотеля. Он решился поговорить с Кампаспой напрямую и попросил ее оставить Александра. Она согласилась, но при условии, что философ даст ей себя оседлать. Аристотель был вынужден согласиться. В таком виде их застал Александр: его наставник ползал на четвереньках, а на его спине восседала веселая гетера. Аристотель обратился к изумленному ученику: «Вот видишь, если она такое вытворяет со мной, старым, умудрённым человеком, то представляешь, во что она может превратить тебя». Это убедило Александра оставить Кампаспу.

Примечательно, что это вторая известная легенда о Кампаспе — первая повествует о том, как Александр «подарил» свою наложницу влюбленному в нее художнику Апеллесу.

Кто такой диоген в древней греции. Смотреть фото Кто такой диоген в древней греции. Смотреть картинку Кто такой диоген в древней греции. Картинка про Кто такой диоген в древней греции. Фото Кто такой диоген в древней греции

Кто такой диоген в древней греции. Смотреть фото Кто такой диоген в древней греции. Смотреть картинку Кто такой диоген в древней греции. Картинка про Кто такой диоген в древней греции. Фото Кто такой диоген в древней греции

Кто такой диоген в древней греции. Смотреть фото Кто такой диоген в древней греции. Смотреть картинку Кто такой диоген в древней греции. Картинка про Кто такой диоген в древней греции. Фото Кто такой диоген в древней греции

Кто такой диоген в древней греции. Смотреть фото Кто такой диоген в древней греции. Смотреть картинку Кто такой диоген в древней греции. Картинка про Кто такой диоген в древней греции. Фото Кто такой диоген в древней греции

Кто такой диоген в древней греции. Смотреть фото Кто такой диоген в древней греции. Смотреть картинку Кто такой диоген в древней греции. Картинка про Кто такой диоген в древней греции. Фото Кто такой диоген в древней греции

Кто такой диоген в древней греции. Смотреть фото Кто такой диоген в древней греции. Смотреть картинку Кто такой диоген в древней греции. Картинка про Кто такой диоген в древней греции. Фото Кто такой диоген в древней греции

Кто такой диоген в древней греции. Смотреть фото Кто такой диоген в древней греции. Смотреть картинку Кто такой диоген в древней греции. Картинка про Кто такой диоген в древней греции. Фото Кто такой диоген в древней греции

Кто такой диоген в древней греции. Смотреть фото Кто такой диоген в древней греции. Смотреть картинку Кто такой диоген в древней греции. Картинка про Кто такой диоген в древней греции. Фото Кто такой диоген в древней греции

Убийство на фоне гомосексуального насилия. Как погиб отец Александра Великого?

Кто такой диоген в древней греции. Смотреть фото Кто такой диоген в древней греции. Смотреть картинку Кто такой диоген в древней греции. Картинка про Кто такой диоген в древней греции. Фото Кто такой диоген в древней греции

Филипп II Македонский, имел несколько жен. Но в историю вошли не они, а его любовник, Павсаний из Орестеи. Почему? Потому что он совершил покушение, в результате которого погиб отец Александра Великого.

Павсаний был солдатом, принадлежащим к личной охране Филиппа. Он обратил на себя внимание владыки необыкновенной красотой. Но любвеобильный король вскоре нашел себе нового фаворита. По иронии судьбы, с тем же именем (возможно, Филипп имел слабость к Павсаниям). Но солдат из Орестеи не захотел так просто отступать. Он затравил конкурента до такой степени, что тот начал думать о самоубийстве.

Изнасилованый и избитый Павсаний пошел с жалобой к Филиппу. Он хотел, чтобы тот наказал людей, которые его принудили его к половому акту и опозорили. Правитель не сделал ничего, потому что Аттал – инициатор изнасилования – он был очень влиятельным человеком. Король не хотел его оттолкнуть, тем более, что у него в голове далеко идущие военные и политические планы. Да и сам Павсаний из Орестеи тоже был не святой: ранее он довел своего конкурента до самоубийства. Филипп замял дело, посчитав что пребывание в качестве его фаворита требует жертв.

Павсаний, однако, не привык прощать обидчикам. Он придумал месть. И не Атталу, а самому македонскому царю. В подготовке плана убийства его, вероятно, поддержали несколько человек. Как предполагает Диодор Сицилийский, Павсания побудил до этого ученый софист Гермократ, который проповедовал, что для того, чтобы в историю, нужно просто „ликвидировать” кого-то великого, а история запомнит и жертву, и, конечно, ее убийцу. По мнению Плутарха с Херонеи, свою лепту внесла и супруга Филиппа, Олимпия – она разозлилась на своего „бывшего”. Говорят, что и сам Александр Македонский, наставлял Павсания, цитируя соответствующий отрывок из „Медеи” Еврипида.

Реванш совершил несколько лет спустя. В 336 году до нашей эры во время олимпийских игр в Эгах, на которых Филипп пытался ослепить всех своим богатством и планами нападения на Персию. Павсаний – он все еще был в гвардии короля, а значит, имел прямой доступ к нему – вдруг подскочил к царю, полоснул его мечом, а затем бросился бежать. Несколько македонцев бросилось за ним в погоню и проткнули его копьями, даже не думая взять его живьем и заставить признаться, действовал ли он в одиночку либо имел сообщников.

Был ли Александр Великий вовлечен в заговор на жизнь своего отца? Убийство Павсания сразу после покушения на Филиппа II сделало невозможным получить ответ на этот вопрос. Мы можем только догадываться, кто подтолкнул королевского фаворита к этому шагу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *