Кто такой дон гуан
Дон Гуан
Содержание
Прототип
Рыцарские сказания и средневековая народная поэзия выдвигают целый ряд других лиц, также руководимых в своих действиях жаждой к чувственным удовольствиям, также безумно отважных и безнравственных. Обри Бургундец (Aubery le Bourgoing), Роберт Дьявол (Robert le Diable), сказание о котором более других сходится с главными чертами легенды о доне Хуане, и др. дали общие очертания этого типа, которые в каждой стране могли прилагаться к наиболее выдававшимся своей безнравственностью и удалью искателям приключений.
С течением времени тип изменяется, по мере смягчения нравов; резкие черты характера, грубость приёмов предшественников Д. Жуана постепенно заменяются более привлекательными качествами, и наконец герой севильской легенды облекается в обаятельную форму, ставшую причиной его популярности.
Характер
Дон Жуан — гордый испанский аристократ. Он сластолюбец, посвятивший жизнь поискам чувственных наслаждений. Он с удовольствием нарушает моральные и религиозные нормы — например, соблазняет монашек (в условиях католической Испании особенно крамольное действие). Одним из существеннейших элементов в наслаждении для него является момент утверждения своего господства, момент борьбы с препятствиями, стоящими на пути.
Разработка образа дона Жуана показывает специфику его поведения — он переходит от женщины к женщине, соблазняя их и разбивая им сердца. Принято отличать тип соблазнителя «дон жуан» от типа «казановы», прототип которого, в отличие от дона Жуана, оставлял каждую из своих любовниц с приятными воспоминаниями, а не с ненавистью к себе.
Эти поиски иногда трактуются как поиск им «идеальной женщины», дон Жуан — мечтатель. Например, у Мюссе он всю жизнь стремится к идеалу женщины, вложенному в него богом. Он жертвует гением и славой, он по-настоящему любит и любим и все же переходит от женщины к женщине, в каждой — даже в куртизанке — надеясь найти осуществление своих мечтаний. Напрасно: ни одна женщина, в своём несовершенстве, не соответствует его идеалу.
А в произведении Ленау чувственность уже приобретает патологический оттенок, а сам дон Жуан — неврастенические черты. Он тоскует по женщине, которая, являясь олицетворением женственности, дала бы ему возможность удовлетворить своё стремление к обладанию всеми женщинами. Это уже не физический, а духовный эротизм, которого не удовлетворяют ограниченные возможности тела. Вместе с тем дон Жуан — не хищный сластолюбец. Он — эротик с поэтической душой, склонной к элегическим настроениям. Только через чувственность может он прикоснуться к миру. По его мнению, источник всех вещей — бог — как исключительно производящая сила пронизывает вселенную. Овладев женщиной, Дон Жуан чувствует себя частицей этой силы.
Поскольку дон Жуан восстает против социальных условностей, авторы очень часто делали его атеистом и заставляли провозглашать антиклерикальные тезисы.
Дон Жуан
Содержание
Прототип
Прототипом легендарного дона Жуана считается представитель одного из аристократических севильских родов по имени дон Хуан Тенорио. Его смелые любовные и дуэльные похождения, остававшиеся безнаказанными благодаря участию в них близкого друга, короля Кастилии Педро I (1350—1369), долго наводили ужас на всю Севилью, пока убийство Хуаном командора дона Гонзаго не положило конец терпению. Предаваясь вместе с королем распутству и насилиям, дон Хуан похитил дочь командора де Ульоа, убив его самого. Правосудие бездействовало и монахи-францисканцы решили сами наказать его. От имени молодой и красивой женщины они назначили ему свидание поздно ночью, в церкви, где был похоронен командор, убили его и распустили слух, что он низвергнут в ад статуей.
К этой легенде впоследствии примешали другую, также севильскую, главным героем которой является дон Хуан де Маранья, который продал душу свою дьяволу, но после раскаялся и поступил в монастырь. Другой персонаж испанской лирики — Гомес Ариас.
Рыцарские сказания и средневековая народная поэзия выдвигают целый ряд других лиц, также руководимых в своих действиях жаждой к чувственным удовольствиям, также безумно отважных и безнравственных. Обри Бургундец (фр. Aubery le Bourgoing ), Роберт Дьявол (Robert le Diable), сказание о котором более других сходится с главными чертами легенды о доне Хуане, и др. дали общие очертания этого типа, которые в каждой стране могли прилагаться к наиболее выдававшимся своей безнравственностью и удалью искателям приключений.
С течением времени тип изменяется, по мере смягчения нравов; резкие черты характера, грубость приёмов предшественников Дон Жуана постепенно заменяются более привлекательными качествами, и наконец герой севильской легенды облекается в обаятельную форму, ставшую причиной его популярности.
Характер
Дон Жуан — гордый испанский аристократ. Он сластолюбец, посвятивший жизнь поискам чувственных наслаждений. Он с удовольствием нарушает моральные и религиозные нормы — например, соблазняет монашек (в условиях католической Испании особенно крамольное действие). Одним из существеннейших элементов в наслаждении для него является момент утверждения своего господства, момент борьбы с препятствиями, стоящими на пути.
Разработка образа дона Жуана показывает специфику его поведения — он переходит от женщины к женщине, соблазняя их и разбивая им сердца. Принято отличать тип соблазнителя «дон жуан» от типа «казановы», прототип которого, в отличие от дона Жуана, оставлял каждую из своих любовниц с приятными воспоминаниями, а не с ненавистью к себе.
Эти поиски иногда трактуются как поиск им «идеальной женщины», дон Жуан — мечтатель. Например, у Мюссе он всю жизнь стремится к идеалу женщины, вложенному в него Богом. Он жертвует гением и славой, он по-настоящему любит и любим и все же переходит от женщины к женщине, в каждой — даже в куртизанке — надеясь найти осуществление своих мечтаний. Напрасно: ни одна женщина, в своём несовершенстве, не соответствует его идеалу.
А в произведении Ленау чувственность уже приобретает патологический оттенок, а сам дон Жуан — неврастенические черты. Он тоскует по женщине, которая, являясь олицетворением женственности, дала бы ему возможность удовлетворить своё стремление к обладанию всеми женщинами. Это уже не физический, а духовный эротизм, которого не удовлетворяют ограниченные возможности тела. Вместе с тем дон Жуан — не хищный сластолюбец. Он — эротик с поэтической душой, склонной к элегическим настроениям. Только через чувственность может он прикоснуться к миру. По его мнению, источник всех вещей — Бог — как исключительно производящая сила пронизывает вселенную. Овладев женщиной, Дон Жуан чувствует себя частицей этой силы.
Поскольку дон Жуан восстает против социальных условностей, авторы очень часто делали его атеистом и заставляли провозглашать антиклерикальные тезисы.
Дон Жуан
Дон Жуан (правильнее Дон Хуан, также встречается Дон Джованни и Дон Гуан; исп. Don Juan, итал. Don Giovanni) — легендарный испанец, распутник и беззаконник. Персонаж многих художественных произведений (около 150).
Переносное значение — «распутник».
Дон Жуан — гордый испанский аристократ. Он сластолюбец, посвятивший жизнь поискам чувственных наслаждений. Он с удовольствием нарушает моральные и религиозные нормы — например, соблазняет монахинь (в условиях католической Испании особенно крамольное действие). Одним из существеннейших элементов в наслаждении для него является момент утверждения своего господства, момент борьбы с препятствиями, стоящими на пути.
Разработка образа дона Жуана показывает специфику его поведения — он переходит от женщины к женщине, соблазняя их и разбивая им сердца. Принято отличать тип соблазнителя «дон жуан» от типа «казановы», прототип которого, в отличие от дона Жуана, оставлял каждую из своих любовниц с приятными воспоминаниями, а не с ненавистью к себе.
Эти поиски иногда трактуются как поиск им «идеальной женщины», дон Жуан — мечтатель. Например, у Мюссе он всю жизнь стремится к идеалу женщины, вложенному в него Богом. Он жертвует гением и славой, он по-настоящему любит и любим и все же переходит от женщины к женщине, в каждой — даже в куртизанке — надеясь найти осуществление своих мечтаний. Напрасно: ни одна женщина, в своём несовершенстве, не соответствует его идеалу.
А в произведении Ленау чувственность уже приобретает патологический оттенок, а сам дон Жуан — неврастенические черты. Он тоскует по женщине, которая, являясь олицетворением женственности, дала бы ему возможность удовлетворить своё стремление к обладанию всеми женщинами. Это уже не физический, а духовный эротизм, которого не удовлетворяют ограниченные возможности тела. Вместе с тем дон Жуан — не хищный сластолюбец. Он — эротик с поэтической душой, склонной к элегическим настроениям. Только через чувственность может он прикоснуться к миру. По его мнению, источник всех вещей — Бог — как исключительно производящая сила пронизывает вселенную. Овладев женщиной, Дон Жуан чувствует себя частицей этой силы.
Поскольку дон Жуан восстает против социальных условностей, авторы очень часто делали его атеистом и заставляли провозглашать антиклерикальные тезисы.
Прототипом легендарного дона Жуана считается представитель одного из аристократических севильских родов по имени дон Хуан Тенорио. Его смелые любовные и дуэльные похождения, остававшиеся безнаказанными благодаря участию в них близкого друга, короля Кастилии Педро I (1350—1369), долго наводили ужас на всю Севилью, пока убийство Хуаном командора дона Гонзаго не положило конец терпению. Предаваясь вместе с королем распутству и насилиям, дон Хуан похитил дочь командора де Ульоа, убив его самого. Правосудие бездействовало, и монахи-францисканцы решили сами наказать его. От имени молодой и красивой женщины они назначили ему свидание поздно ночью, в церкви, где был похоронен командор, убили его и распустили слух, что он низвергнут в ад статуей.
К этой легенде впоследствии примешали другую, также севильскую, главным героем которой является дон Мигель де Манара, который продал душу свою дьяволу, но после раскаялся и поступил в монастырь. Другой персонаж испанской лирики — Гомес Ариас.
Рыцарские сказания и средневековая народная поэзия выдвигают целый ряд других лиц, также руководимых в своих действиях жаждой к чувственным удовольствиям, также безумно отважных и безнравственных. Обри Бургундец (фр. Aubery le Bourgoing), Роберт Дьявол (Robert le Diable), сказание о котором более других сходится с главными чертами легенды о доне Хуане, и др. дали общие очертания этого типа, которые в каждой стране могли прилагаться к наиболее выдававшимся своей безнравственностью и удалью искателям приключений.
С течением времени тип изменяется, по мере смягчения нравов; резкие черты характера, грубость приёмов предшественников Дон Жуана постепенно заменяются более привлекательными качествами, и наконец герой севильской легенды облекается в обаятельную форму, ставшую причиной его популярности.
Дон Жуан
История персонажа
Имя Дон Жуана давно стало нарицательным благодаря красочности образа. Покоритель дамских сердец, сладкоречивый любитель женского внимания, настоящий Казанова остается в памяти многих поколений из-за любовных подвигов. Его похождения описывали литераторы, воплощали на экране актеры и постановщики фильмов, воспевали в операх и мюзиклах композиторы.
Дон Жуан
История создания
Прототипом Дон Жуана послужила личность дворянина, родившегося в Испании в XIV веке. Его звали дон Хуан Тенорио. О распутном образе жизни этой персоны ходили легенды. Прославленный севильский любовник, он сбился со счета, сколько женщин успел обесчестить. Примечательно, что из любой ситуации дон Хуан выходил невредимым, не испытывая угрызений совести. Герой участвовал в дуэлях, посягал на порядочность именитых дам и пользовался расположением короля Педро Первого Жестокого. Последний нюанс выручал его в сложных ситуациях.
Памятник дону Хуану Тенорио
Дон Жуан стал народным персонажем, так как прототипом для известного литературного образа послужил не только Тенорио. Севильцы рассказывают о доне Мигеле де Манара, чья репутация считалась скандальной. Кабальеро, живший в грехе, якобы продал душу дьяволу, но осознал свои проступки и вершил добрые дела. Легенды о двух персонажах постепенно соединились. Позднее черты обоих героев можно был отметить в собирательном литературном образе.
Памятник дону Мигелю де Манара
С течением времени характер героя менялся. Первоначально представавший перед публикой бесчестным любовником, он обрел изящные манеры и собственный стиль. Его благородство и верность слову стали отличительными чертами. Аудитория обычно закрывает глаза на факт похищения дочери командора и наслаждается невероятными приключениями Дон Жуана.
Первое упоминание о нем сделано в пьесе Тирсо де Молина, в основу которой легла легенда о доне Хуане Тенорио. Молина писал успешные произведения для сцены, и после некоторых изменений история Дон Жуана стала тешить испанскую публику с подмостков. Пикантный сюжет и остроты привлекали аудиторию любого сорта.
После издания пьесы Жана Батиста Мольера, где Дон Жуан стал французом, герой обрел новые черты характера. Затем легенду о дамском угоднике воспел Проспер Мериме, а после него Эрнст Гофман.
Британские читатели знают о существовании поэмы Байрона, описывающей приключения героя-любовника. В России Дон Жуана представляли читателям Александр Пушкин, Алексей Толстой, Самуил Алешин и Александр Иволгин.
Биография и образ
Дон Жуан – молодой человек, родившийся в Севилье во время правления Педро Жестокого. Отец персонажа, бывший адмирал, прославившийся триумфами в боях с маврами, погиб в сражении под Трафальгаром. После его смерти мать Дон Жуана осталась с четырьмя детьми на руках. В детстве герой дружил с инфантом, будущим королем, их сблизила страсть к любовным авантюрам. Король сделал старшего брата Жуана толедским альгвасилом. Младшего казнили за приспешничество британскому монарху. Сестра Жуана, Тереза, осталась жить в семейном поместье.
Дон Жуан
Дон Жуан не гнушался родственными связями: его любовницей была близкая семье Мария Падилья. Приключения короля и дворянина не сходили с уст в народе. Список любовных трофеев главного героя постоянно рос. Перед ним не могли устоять ни простушки, ни представительницы именитых фамилий. Среди жертв Дон Жуана – герцогиня Изабелла, рыбачка Тизбея, донна Анна.
Дон Жуан обольщает даму
Описывая женские образы, писатели не скупились на громкие слова. Зарубежные авторы не выделяли главного персонажа в плеяде любовниц героя. Из отечественных писателей Александр Пушкин заострил внимание читателей на образе донны Анны. Поэт сделал ее женщиной всей жизни знаменитого любовника.
Картина Репина «Дон Жуан и донна Анна»
Задумав похитить прекрасную дочь командора, Дон Жуан проник в его дом. Он попытался пробраться в комнату девушки, но был замечен ее отцом. Расправа над командором была незамедлительной. Чтобы избежать укоров со стороны двора и простых людей, Дон Жуан уехал с родной земли. Командора похоронили в семейном склепе. Монахи-францисканцы, в стенах монастыря которых нашел последнее пристанище командор, не свершили правосудие с помощью короля. Они написали Дон Жуану письмо от имени вымышленной красавицы и пригласили на свидание.
Несмотря на опасность, герой пришел к могиле, которую успели обрызгать кровью. Монахи жаждали отмщения. Пока они распускали слухи о возвращении ловеласа, надгробная статуя ожила и ввергла Дон Жуана в преисподнюю. Это, конечно, кажется неправдоподобным. Но в Севилье есть небольшая скульптура, которую местные жители называют Каменный гость. Легенда гласит, что именно она является статуей из склепа.
Интересные факты
История Дон Жуана, мотивы которой писатели почерпнули из легенд испанских монахов, и сегодня вдохновляет постановщиков на создание фильмов и спектаклей. Каждый уважающий себя театр имеет в репертуаре постановку по мотивам приключений обольстителя. Кинорежиссеры обращаются к образу, приглашая на главную роль начинающих привлекательных артистов в самом расцвете сил.
Эррол Флинн в роли дона Жуана
Образ Дон Жуана вечен. Востребованный во всех сферах искусства, он является благодатной почвой для эксперимента. Запоминающейся кинолентой стала картина «Приключения Дон Жуана». В главной роли выступил голливудский актер Эррол Флинн.
Брижит Бардо в роли дона Жуана
Актеры, исполняющие роль Дон Жуана, не всегда делают акцент на всемогущем обаянии персонажа и обожании, которое испытывали его женщины. В XХ веке стали появляться первые произведения, где отрицательное обаяние и репутацию героя пытались объяснить его внутриличностным конфликтом. Так свет увидела пьеса «Дон Жуан, или Любовь к геометрии» Макса Фриша.
Джонни Депп в роли дона Жуана
К легенде обращаются современные кинорежиссеры, предлагая альтернативные образы Дон Жуана и перенося героя в современные реалии. В картине «Если бы Дон Жуан был девушкой» его роль сыграла Брижит Бардо, представив публике альтернативную трактовку легенды. Роль Дон Жуана фильме «Дон Жуан де Марко» исполнил Джонни Депп. Его персонаж предстал в облике сумасшедшего. В картине «Страсти Дон Жуана» образ героя воплотил Джозеф Гордон Левитт.
Гордон Левитт в роли дона Жуана
Легенда о Дон Жуане стала основой для музыкальных произведений. Оперу на этот сюжет написал итальянец Алессандро Мелани. Кристоф Глюк придумал мелодии для одноименного балета «Дон Жуан». Популярность среди поклонников музыки испанский любовник обрел после того, как его воспел в опере Моцарт. Российские композиторы тоже увлекались легендой о похождениях Дон Жуана. На этот сюжет написал музыкальное произведение Даргомыжский в соавторстве с Кюи и Римским-Корсаковым.
Цитаты
Дон Жуана называют величайшим любовником на Земле. Цитаты из книг и кинофильмов, в которых герой описывает свою жизненную позицию, воспринимаются как дополнение к описанию его характера. Высказывания персонажа подтверждают его точку зрения.
Непонятной и неприступной кажется герою Байрона женщина, не падкая на сладкие речи и харизму:
«Она была вот тем-то и страшна, что всех пороков женских лишена».
Такая дама не склонна доверять его чарам и внушает герою понимание собственного бесчестия.
Дон Жуан де Марко в исполнении Джонни Деппа уверяет:
«Я никогда не пользуюсь женщинами. Я дарю им удовольствие, если они этого хотят».
Дон Жуан и впрямь ничего не обещает избранницам. Они знают, на что идут, связываясь с мужчиной с дурной репутацией, но торопятся отдаться ему.
Герой Пушкина способен влюбляться в каждую жертву, вознося любовь на пьедестал как прекраснейшее из чувств:
«Из наслаждений жизни Одной любви музыка уступает; Но и любовь мелодия. ».
Идея верности одной девушке претит и Дон Жуану Мольера:
«Превосходная затея – поставить себе в какую-то мнимую заслугу верность, навсегда похоронить себя ради одного увлечения и с самой юности умереть для всех других красавиц, которые могут поразить наш взор! Нет, постоянство годится только для чудаков».
Дон Жуан: соблазнитель, живущий в веках
Севильский озорник: Дон Жуан в Испании и Франции
Первым о Дон Жуане написал испанский драматург Тирсо де Молина, который сделал его главным героем пьесы «Севильский озорник, или Каменный гость». Его Дон Хуан – коварный соблазнитель, готовый на любые ухищрения, чтобы добиться желанной женщины. Он не заботится о последствиях своих поступков, походя убивает мужчин, подставляет друзей, предает женщин. Кажется, ему доставляет удовольствие вызывать ненависть мужчин и печаль брошенных женщин. Рефреном звучат его слова, что впереди у него еще долгая жизнь, и есть время покаяться. В дополнение, Дон Хуан Тенорио – сын оберкамергера, одного из советников короля.
Притворившись маркизом де ла Мотой, Дон Хуан проникает к донне Анне. В комнату врывается отец девушки, командор, но дворянин убивает его в поединке. Позже в церкви он видит статую убитого, дергает ее за бороду и приглашает на ужин. Через некоторое время Командор является, делит с дворянином стол и приглашает в гости к себе.
Дон Жуан и статуя Командора
Хотя Дон Хуан напуган, он приходит ночью в церковь. Командор встречает его. Из гробовой доски делают черный обеденный стол, на трапезу подают змей и насекомых, вместо вина пьют уксус, за столом прислуживают лакеи-призраки, замогильный хор поет о скорой смерти. В конце концов, Командор берет дворянина за руку и утаскивает его в преисподнюю. Тем временем к королю являются все обиженные Дон Хуаном. Для них все кончается хорошо – они возвращаются к любимым или находят новую любовь. А дон Диего Тенорио проклинает распутного сына.
Пьеса Тирсо де Молина была впервые опубликована в 1630 году, но написана раньше. Предположительно, в 1616 году, когда ее автор жил в Севилье. Пьеса заложила канон, которому следовали авторы большинство продолжений. Здесь ключевые герои – Дон Жуан, его слуга, донна Анна, командор.
Впрочем, на сцене Анна не появляется – ее реплики звучат за сценой. Она раскрыла обман Дон Хуана до того, как он успел ее соблазнить. В финале его слуга Каталинон передает это королю, что позволяет донне Анне воссоединиться с женихом де ла Мотой.
Трусоватого слугу, который недоволен господином и сочувствует его жертвам, здесь зовут Каталинон. Мольер назовет – Сганарелем, а в XVIII веке он получит «каноничное» имя Лепорелло.
Здесь же появляется соперник Дон Жуана дон Октавио. У Тирсо де Молина он – жених неаполитанской дворянки Изабеллы. Позднейшие драматурги уберут из сюжета испанского автора Изабеллу и жениха Анны де ла Моту, сделав Октавио женихом донны Анны. В «Севильском озорнике» впервые появилась сцена, где соблазнитель появляется на крестьянской свадьбе и пытается овладеть невестой.
Образ соблазнителя вошел в европейскую культуру. Через 40 лет о нем написал английский драматург Шедуэлл. Во Франции о севильском соблазнителе написал Мольер («Дон Жуан, или Каменный пир»). Его Дон Жуан – циник, не верящий ни во что, кроме того, что видит. В финале небо через образы призрака и времени дает ему шанс покаяться, но он его отвергает.
Он искренне влюбляется в женщин, но каждая вскоре ему надоедает, поэтому он, не стесняясь, бросает их. На многих он был женат. Ему не чужды благородные порывы – он, не раздумывая, бросается на помощь человеку, отбивающемуся от нескольких разбойников. В конце Дон Жуан притворно кается перед своим отцом и заслуживает его прощение. После этого насмешливо произносит монолог о добродетели лицемерия. Отныне он будет осуждать всех вокруг и заработает тем самым репутацию человека строгих правил, внутри оставаясь собой.
Мольер ввел в историю севильского соблазнителя новую героиню – Эльвиру. Это дворянка, на которой Дон Жуан женился, но которая ему наскучила, как и другие женщины. В пьесе ему приходится спасаться от мести ее братьев. В последней своей сцене Эльвира прощает мужа и объявляет об уходе в монастырь.
Верный слуга Дон Жуана носит у Мольера имя Сганарель. Это добродушный человек, которого пугают выходки его господина, но который боится противостоять ему открыто. Пока Дон Жуана нет, он пытается образумить влюбленных в него крестьянок. Он верит в искренность раскаяния хозяина, радуется ему и приходит в ужас, что оно было ложным. В финале он остается подвести итог: что Дон Жуана больше нет лучше для всех кроме Сганареля, который остался без жалования.
Итальянские авторы заметили, что действие пьесы Тирсо де Молина начиналось в Неаполе, где Дон Хуан соблазнил герцогиню Изабеллу. В 1736 году вышла пьеса Карло Гольдони «Дон Джованни, или Распутник», действие которой разворачивалось в Неаполе. Джованни попадает в этот город и пытается соблазнить жену бывшего слуги Ратацци, но терпит неудачу. В финале неаполитанцы прославляют Габриэллу и Ратацци.
В этот же город перенес историю соблазнителя Марио Антонио Серсале в пьесе «Каменный гость». У него дон Джованни – племянник Пьетро Тенорио, командира гвардии короля Неаполя. Пьеса сохранилось только в пересказе.