Кто такой католикос всех армян
Русская Православная Церковь
Официальный сайт Московского Патриархата
Главные новости
Святейший Патриарх Кирилл провел встречу с представителями Координационного комитета по поощрению социальных и иных инициатив под эгидой Церкви и Совета Фонда поддержки христианской культуры и наследия
Святейший Патриарх Кирилл вручил церковные награды члену Совета Федерации Л.Н. Глебовой и генеральному директору ГК «Росатом» А.Е. Лихачеву
Святейший Патриарх Кирилл вручил В.В. Жириновскому орден благоверного князя Даниила Московского I степени
В Неделю 23-ю по Пятидесятнице Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя в Москве
Временное управление Андреевским ставропигиальным монастырем поручено митрополиту Каширскому Феогносту
Гарегин II, Верховный Патриарх и Католикос всех армян (Нерсесян, арм. — Գարեգին Բ)
Дата рождения: 21 августа 1951 г.
Страна: Армения Биография:
Родился 21 августа 1951 г. в с. Воскехат Эчмиадзинского р-на Армянской ССР.
В 1965 г. поступил в богословскую семинарию в Эчмиадзине, которую окончил в 1971 г. Преподавал Священное Писание Нового Завета в этой же семинарии.
В 1970 г. рукоположен во диакона, а в 1972 г. — во священника. По указанию Патриарха и Католикоса Вазгена I выехал в Вену для продолжения богословского образования.
В 1975 г. по указанию Предстоятеля Армянской Церкви выехал в Германию, где продолжал священнослужение и одновременно изучал богословие в Боннском университете.
В 1979 г. вернулся в Эчмиадзин, впоследствии выехал в Загорск, где учился в аспирантуре при Московской духовной академии Русской Православной Церкви.
В марте 1980 г. указом Католикоса Вазгена I назначен помощником главного викария Араратской патриаршей епархии.
В июне 1983 г. указом Католикоса Вазгена I назначен главным викарием Араратской патриаршей епархии.
23 октября 1983 г. хиротонисан во епископа в кафедральном соборе Святого Эчмиадзина.
В ноябре 1992 г. возведен в сан архиепископа.
30 ноября 1998 г. указом Католикоса всех армян Гарегина I назначен главным викарием Католикоса всех армян, которым оставался до 4 июля 1999 г.
27 октября 1999 г., после смерти Католикоса Гарегина I, Национальным Церковным Собором (высший орган управления) Армянской Апостольской Церкви избран 132-м Католикосом и Патриархом всех армян.
Католикос всех армян
Его Святейшество Верховный Патриарх и Католикос всех армян (арм. Նորին Սրբություն Ծայրագույն Պատրիարք և Ամենայն Հայոց Կաթողիկոս ) — первоиерарх Армянской Апостольской церкви (ААЦ) с резиденцией в Эчмиадзине (Армения). Согласно официальному сайту ААЦ, который не приводит ссылок на какие-либо нормативно-законодательные документы, эчмиадзинский католикос есть «всемирный духовный вождь Нации, для армян как в Армении, так и в рассеянии», «Верховный пастырь и Священник для почти 9 миллионов Армянских Апостольских Православных христиан во всём мире». [1] В иерархии ААЦ он стоит выше патриархов, архиепископов и епископов ААЦ, тем не менее, согласно тексту сайта, считается «первым среди равных». [1]
Содержание
Избрание
Католикос избирается в Эчмиадзине Национально-Церковным собранием пожизненно [1] ; Национально-Церковное собрание состоит из духовенства и мирян, представляющих все епархии и общины Армянской Апостольской Церкви в мире. Обычно на Соборе присутствуют от 300-400 представителей.
Как правило, Католикоса Всех армян избирают из числа епископов. Выборы разделены на два этапа:
Символика
В официальных документах, как то пастырские послания, используется развёрнутый вариант титула: «Гарегин II слуга Иисуса Христа, милостию Божиею и волею народа, Первосвятитель и Католикос всех армян, Верховный Патриарх всенародного первочтимого Араратского Престола Апостольской Церкви Первопрестольного святого кафедрального Эчмиадзина».
Знаками отличия Католикоса Всех армян являются его герб, печать, покрывало с изображением Агнца, знамя-хоругвь, большой и малый жезлы, палица, трон, шатиры (почетная свита в красных одеяниях с булавами в руках), бриллиантовый крест на клобуке.
Католикосы всех армян
С 1999 года кафедру занимает Гарегин II, 132-й преемник Григория Просветителя.
Примечания
Структура | Католикосаты: Эчмиадзинский и Киликийский • Патриархаты: Константинопольский и Иерусалимский | |
---|---|---|
Богослужение | Армянский обряд • Матах | |
Персоналии | Григорий Просветитель и основатели армянской церкви апостолы Фаддей и Варфоломей | |
Списки | Церквей и монастырей • Патриархов • Епархий • Святых | |
Прочее | Католикос всех армян • Аштишатский собор • Армянский церковный календарь • Вардапет |
Полезное
Смотреть что такое «Католикос всех армян» в других словарях:
Католикос — (греч. Καθολικος вселенский, всеобщий, соборный) титул высших духовных лиц в Армянской апостольской церкви, Грузинской православной церкви, Ассирийской церкви Востока, Киликийском Католикосате, Албанской Церкви (до 1836 года) и… … Википедия
КАТОЛИКОС — (греч. katholikos общий). Прежде титул грузинских епископов, теперь титул армянских патриархов. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КАТОЛИКОС [гр. katholikos вселенский, всеобщий] титул главы (патриарха … Словарь иностранных слов русского языка
КАТОЛИКОС — КАТОЛИКОС, католикоса, муж. (греч. katholikos всеобщий) (церк.). Глава армянской церкви. Католикос всех армян (титул). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
Армян в России религиозные и культурные традиции — Армянская Апостольская церковь (ААЦ) одна из древнейших христ. церквей. В догматических и культовых традициях она очень близка к православию. На историческую территорию Армении христ во пришло во 2–3 вв. А в самом нач. 4 в. (301 г.) оно стало… … Религии народов современной России
Католикос — (от греч. katholikós вселенский, всеобщий) титул главы армянской (с 363), грузинской (с 475) и албанской (см. Албания Кавказская) (с 552) церквей. После слияния албанской церкви с армянской остался армянский К., ныне он носит титул… … Большая советская энциклопедия
КАТОЛИКОС — (от греч. katolikos вселенский, всеобщий) титул главы арм. (с 363), груз. (с 475) и алб. (с 552) церквей. После слияния алб. церкви с армянской остались арм. К. и груз. К. Первому подчиняются арм. К. Киликии и арм. патриархи Иерусалимский и… … Советская историческая энциклопедия
Имена армян — Армянские имена обычно делят на 5 категорий: титулованные, по родителям, по географии, по роду занятий или по отличительному признаку человека. Армянские имена и фамилии возможно, в силу влияния армянских диаспор разных стран на собственно… … Википедия
ИОСИФ (католикос) — ИОСИФ (князь Аргутинский Долгорукий) (1743 1801), католикос всех армян с 1800, один из организаторов армянского освободительного движения, военного союза с Россией, создания армянских поселений на юге России … Энциклопедический словарь
Геноцид армян — История Армении … Википедия
Переселение армян в Закавказье в XIX — XX веках — таблица с указанием численности иммигрантов в Армении.[1] Переселение армян в Закавказье в XIX ХХ веках (употребляется также термин репатриация армян … Википедия
Православная Жизнь
Отвечает протоиерей Андрей Ухтомский.
В церковной истории и в современное время мы слышим слово «Католикос», прилагаемое к Главам Грузинской Православной Церкви и Армянской Апостольской Церкви. Откуда взялся этот титул и что он обозначает? Каковы полномочия Католикосов? Связаны ли они с католичеством?
Термин «католикос» (от греч.καθ’– «в, на, по» и ὃλος – «целый, цельный, полный»)[1] на славянский язык переводится как «соборный» и указывает на солидарность, единомыслие, единство, в данном случае в вере. Католикосами в древней Церкви именовали Предстоятелей христианских Церквей, находившихся за государственными пределами Византии. Таких Католикосов было и остается несколько: Ассирийский, Армянский, Грузинский, Кавказской Албании (до упразднения в 1836 г.), Древней Церкви Востока (отделилась от Ассирийской Церкви Востока в 1972 г.), Маланкарский, Сиро-Яковитский и Абхазский (до упразднения в 1795 г.). Титул Католикос равен титулу Патриарх и составляет двуединый титул, Католикос-Патриарх.
Первое упоминание о Католикосе относится к 410 г. и прилагается к имени епископа города Селевкии-Ктесифона в Междуречье. Этот епископ возглавлял христиан Персии и находился в подчинении Антиохийскому архиепископу, имея достаточно широкие права, ввиду трудностей связи между Антиохией и Селевкией из-за военных действий между Персией и Византией. Понятие Католикос появляется в V в. и развивается параллельно с титулом Патриарх. Титулом Патриарх именовали Предстоятелей крупнейший кафедр в Византии (Рим, Константинополь, Александрия, Антиохия, Иерусалим), в то время как Католикосами называли Предстоятелей крупных кафедр за пределами Византии. С разрывом отношений Византии и Ассирийской Церкви Востока, ее Католикос обрел высшие церковные права, идентичные правам Патриарха в Поместных Церквях.
Предстоятель христиан Армянский Апостольской Церкви с 363 г. также именуется Католикосом. Этим термином именовали и других духовных лиц. Так, в Армении Католикосом именовали епископа Евсевия Кесарийского. Впервые официально титул Католикос применительно к Главе Армянской Апостольской Церкви встречается в документах Двинского собора 555 г. Этот титул стал высшим должностным и церковным иерархическим титулом в Армянской Церкви. Сегодня Католикос избирается Церковно-национальным Собором Армянской Церкви пожизненно и помазуется 12 епископами.
Грузинский Предстоятель, архиепископ Мцхетский также получил титул Католикоса в 475 г. от Антиохийского Патриарха, во время правления грузинского царя святого Вахтанга, который реорганизовал Церковь. В VI в. при императоре Юстиниане Грузинская Церковь получила право избирать Католикосов из представителей грузинской иерархии. С VIII в. Церковь Грузии вышла из юрисдикции Антиохийского архиепископа, став самостоятельной Церковью. В XI–X вв. произошло обособление и становление западногрузинских кафедр, бывших в подчинении Константинопольского Патриархата и отныне составлявших независимый Абхазский Католикосат. Католикос-Патриарх обладал высшей церковной властью в Грузинской Православной Церкви: собирал Синод, созывал Собор, посвящал западногрузинского Католикоса, помазывал на царство Правителя всея Грузии, совершал епископские хиротонии в Западногрузинской и Восточногрузинской Церкви. В 1811 г. Грузинская Церковь вошла в состав Русской Церкви, Католикосат был упразднен; восстановлен с выходом Грузинской Церкви из состава Русской Церкви в 1917 г.
Албанскую Церковь в Закавказье с сер. VI в. также возглавляли Католикосы. Изначально Церковь была самостоятельна, но с VIII в. находилась в подчинении от Армянской Апостольской Церкви. В 1815 г., с присоединением персидских ханств Восточного Закавказья к России, Албанский Католикосат Армянской Апостольской Церкви был преобразован Арцах-Шушинскую и Шемаханскую епархии Армянской Апостольской Церкви.
В Сиро-Яковитской Церкви титул Католикос применялся к мафриану Востока, епископу яковитских западносирийских кафедр. Мафриан-Католикос занимал второе место после Патриарха. В 1863 г. титул Католикос был упразднен и в 1912 г. возрожден для Главы сирояковитов Индии. После раскола индийских христиан-яковитов титул Католикос стал носить Глава независимой Сирийской Маланкарской Церкви и Глава Сирийской яковитской Церкви Индии, который признает власть Антиохийского яковитского Патриарха. С 2002 г. – Католикос Индии.
Термин «католикос» имеет только филологическое сходство с термином «Католическая Церковь», хотя в Восточнокатолических Церквах до сер. ХХ. в. употреблялся титул Католикос. В Католическом Кодексе канонов Восточных Церквей этот титул отсутствует.
Примечание:
1. Дворецкий И. Х. Древнегреческо-русский словарь. Тт. 1-2. М., 1958.
Католикос Всех Армян
Его Святейшество Верховный Патриарх и Католикос всех армян ГАРЕГИН II
Его Святейшество Гарегин II (в миру – Ктрич Нерсисян) родился в 1951 году в селе Воскеат Эчмиадзинского района. Начальное образование получил в родном селе.
В 1965 году поступил в Духовную академию Первопрестола Св. Эчмиадзина, которую окончил с отличием. После окончания семинарии был назначен помощником инспектора и одновременно преподавал предмет «Новый Завет».
В 1970 году был рукоположен во диакона. В 1972 году Его Высокопреосвященством архиепископом Тираном Нерсояном был рукоположен в сан иеромонаха и наречен Гарегином. В том же году по высокому указанию светлой памяти Католикоса Всех Армян Вазгена I направлен в Вену для продолжения учебы на богословском факультете.
С 1975 года отправлял службу духовного пастыря в Германии и одновременно прошел курс по богословию в Боннском университете.
В 1979 году возвратился в Первопрестол и по распоряжению католикоса Вазгена I направился в Сергиев Посад для продолжения образования в аспирантуре Духовной академии Русской православной церкви.
В 1980 году Его Святейшество был назначен помощником местоблюстителя предстоятеля Араратской патриаршей епархии, а в апреле 1983 года стал местоблюстителем предстоятеля Араратской патриаршей епархии. В октябре того же года был рукоположен в сан епископа и назначен предводителем Араратской епархии. В 1992 году был возведен в сан архиепископа.
В 1989 году архиепископ Гарегин Нерсисян при Араратской патриаршей епархии основал Севанскую духовную семинарию «Вазгенян», воспитанники которой по завершении пятилетнего образования проходят годичный курс обучения в Эчмиадзинской духовной академии «Геворкян».
В 1990 году Его Святейшество основал в Араратской епархии Центр христианского воспитания, координирующий получение христианского воспитания в 56 общеобразовательных школах Еревана, осуществляемое Церковью.
Усилиями Его Святейшества в 1992 году три из бывших Дворцов пионеров Еревана были преобразованы в Дома детско-юношеского просвещения, где тысячи детей получают духовное и эстетическое воспитание.
С 1990 года Его Святейшество является членом Высшего Духовного Совета.
В 1995 году при выборах Католикоса Всех Армян архиепископ Гарегин Нерсисян является одним из реальных претендентов на святой престол. На третьем этапе выборов он снял свою кандидатуру в пользу католикоса Гарегина I. В 1997 году архиепископ Гарегин Нерсисян светлой памяти Гарегином I был назначен местоблюстителем Католикоса Всех Армян.
27 октября 1999 года, после смерти католикоса Гарегина I, Национальный Церковный собор (высший орган управления) Армянской апостольской церкви избрал архиепископа Гарегина Нерсисяна 132-м Верховным Патриархом и Католикосом Всех Армян, а 4 ноября рукоположен в сан и помазан.
Его Святейшество – член Попечительского совета Всеармянского фонда «Айастан», почетный член попечительского совета Армянского Благотворительного общего союза. Также является почетным членом Национальной академии наук Республики Армении, имеет степень почетного доктора Арцахского государственного университета. Избран членом Международной академии духовного единения народов мира.
Католикос Гарегин II награжден:
— высшим орденом Первой степени Иордании
— высшей национальной наградой Румынии «Звезда Румынии»
— высшим орденом Русской православной церкви – орденом Святого Апостола Андрея Первозванного
— орденом Республики Украина «Князь Ярослав Мудрый»
— орденом командора Почетного легиона Франции
Католикосы Армении
Арман Акопян
«Армянcкий след» в атомном строительстве
Абамелики – офицерская честь России
Католикосы Армении
«Черкесский вопрос» и формирование нового статус-кво на Кавказе
Вячеслав Коваленко: «Армения – гостеприимная страна, где тебе всегда рады»
ОДКБ – фактор стабильности и безопасности в евроазиатском пространстве
Аво Увезян в Москве
Сад незабытых вишен, бабочек, людей
Метрополитен – наша печаль и надежда
Армянская Церковь на протяжении веков составляла неразрывное целое со своим народом и сыграла значительную роль в национальной истории. Католикосы Армянской Церкви всегда рассматривались как гаранты стабильного существования и возрождения Армянской Церкви. Предлагаем хронологию правления армянских Католикосов. Следует отметить, что в истории Армянской Церкви с 302 г. и по сей день насчитывается 132 Католикоса.
126 Матевос II (Измирлян) (1908–1910 гг.)
Начальное образование получил в частном училище Св. Павла и Варвары. Учился в школе Гум-Гапу, а затем в школе Погосян. По окончании учебы Измирлян был назначен учителем в одно из константинопольских церковно-приходских училищ. В 1871 г. Измирлян был избран депутатом Национального собрания западных армян. В мае 1876 г. возведен в сан епископа в Эчмиадзине.
Во время Русско-турецкой войны (1877-1878) Измирлян развернул активную деятельность в политической и общественной жизни армян, оказал большое содействие Патриарху Нерсесу Варжапетяну в подготовке документов об армянском вопросе, представленных Берлинскому конгрессу в 1878 г.
В ноябре 1894 г. подавляющим большинством голосов был избран Патриархом Константинополя.
В этой должности он решительно отстаивал права и свободы народа, выступал за проведение коренных реформ в Западной Армении, горячо поддерживал организаторов мирной политической демонстрации в районе Баб Али – резиденции турецкого султана, гневно осуждал чудовищную резню сасунских армян 1894-1896 гг.
С тех пор и обострились отношения Патриарха с кровавым султаном Абдул-Гамидом II, в результате чего в июле 1896 г., против народной воли, Измирлян подал в отставку. Затем был изгнан в Иерусалим, где прожил 12 лет.
После того как произошел младотурецкий переворот 1908 г., в августе Измирлян был возвращен из ссылки и в октябре вновь был избран Константинопольским Патриархом. В ноябре 1908 г. избран Верховным Патриархом и Католикосом всех армян.
6 июня 1910 г. Матевос II освятил фундамент нового здания Патриаршей резиденции. 24 августа 1910 г. – армянской церкви в Молдавии, строительство которой завершилось после его кончины в 1913 г. Автор ряда трудов теологического характера.
127 Геворк V (Суренянц) (1911—1930 гг.)
Учился в одной из престижных школ Эчмиадзина. Он один из тех, кто поднимался по всей иерархической лестнице церкви. В частности, был епископом Армянской Апостольской Церкви Карабаха (1875-1876 гг.), Ширака (1878-1881 гг.), Арарата (1881-1894 гг.), Астрахани (1895-1899 гг.) и Грузии (1899-1904 гг.). После избрания Католикосом вместе с видным армянским политическим деятелем и меценатом Погосом Нубаром возглавил армянскую делегацию, которая подняла армянский вопрос в Европе. Геворк V был свидетелем геноцида армян. Именно в период его церковного правления территория Западной Армении лишилась автохтонного армянского населения. Католикос всячески пытался помочь армянским беженцам. В 1918 г. находился рядом с армянскими солдатами, которые продолжали бороться против турок. Моральная поддержка Геворка V в эти дни была неоценимой. В 1925 г. основал Высший совет Армянской Апостольской Церкви. По распоряжению Геворка V 24 апреля было объявлено Днем геноцида армян.
128 Хорен I (Мурадбегян) (1932—1938 гг.)
Окончил школу Нерсисян в Тифлисе. Затем обучался в Швейцарии. После возвращения начал преподавать в армянских школах Грузии. Находился на разных церковных должностях. В качестве спецпосланника Католикоса отправился в Южную Америку урегулировать организационные вопросы Армянской Церкви. После смерти Геворка V (Суренянца) в 1930-1932 гг. руководил делами Церкви. Его роль в Армянской Церкви особенно значима по сохранению единства нации после геноцида армян в Западной Армении и поднятию духа среди армянских общин мира. По его инициативе в армянских общинах начали вести уроки истории и армянского языка. Целью Католикоса было укрепить связь Армения – диаспора. Стал жертвой сталинских репрессий.
129 Геворк VI (Геворк Чорекчян) (1945—1954 гг.)
Выдающийся армянский церковный деятель. Родился 2 декабря 1868 года в Нахичевани-на-Дону (ныне — Ростов-на-Дону). Учился в Лейпциге, где успешно окончил университетские курсы теологии и философии, а также местную консерваторию. В 1894 году вернулся в Эчмиадзин, работал учителем музыки в духовной семинарии Геворгян, а с 1895 по 1913 год — учителем музыки, истории церкви и этики в семинарии Нор-Нахичевана. В июне 1913 года Католикосом Геворком V (Суренянцем) был рукоположен в архимандриты. С 1922 по 1927 г. был епископом Армянской Апостольской Церкви в Грузии. Избран Католикосом 16 июня 1945 года.
В годы Первой мировой войны принял активное участие в оказании помощи армянским беженцам. В Великую Отечественную войну епископ отличился при создании танковых подразделений «Давид Сасунский» и «Генерал Баграмян».
Обращался с посланием к главам СССР, США и Великобритании с просьбой о рассмотрении передачи Западной Армении Армянской ССР.
При нем снова открылась семинария в Эчмиадзине.
130 Вазген I (Левон Палчян) (1955—1994 гг.)
Родился 20 сентября (3 октября) 1908 в Бухаресте, Румыния.
В 1924-1929 годах учился в Торговом училище Бухареста. В 1932-1936 годах – на факультете литературы и философии Бухарестского университета, защитил дипломную работу на тему «Вопрос дисциплины в педагогике». В 1936 году окончил факультет литературы и философии Бухарестского университета. Посещал семинары Педагогического института имени Титу Маиореску и в 1937 году благополучно окончил его. В 1929–1943 годах преподавал в армянских школах Бухареста. Играл важную роль в сближении армян, проживающих за рубежом, с советской Арменией. В 1955 году в Эчмиадзине избран Главой всех армян. В 1950–1960 годах побывал во всех армянских диаспорах мира, обращался к нации с призывом о сохранении единства Армении и диаспоры. Принимал активное участие в межцерковных и экуменических движениях. Автор религиозных и философских трудов. Участник влиятельных церковных собраний. В 1994 году стал первым Национальным героем Армении.
131 Гарегин I (Ншан Саркисян) (1995—1999 гг.)
Родился 27 августа 1932 года в Кесабе (армянский город в Сирии).
С 1946 по 1952 год учился в семинарии Киликийского католикосата. С 1957 по 1959 год изучал теологию в Оксфордском университете.
В 1969 г. был рукоположен в сан епископа. Несколько лет был архиепископом ирано-индийской и североамериканской епархий Армянской Апостольской Церкви. В 1983 г. был избран Католикосом Великого Дома Киликии под именем Гарегин II. Благодаря Гарегину I спустя 80 лет свои двери снова приоткрыла семинария Геворкян. Автор множества трудов по философии и религиоведению. Почетный член Академии наук Армении. Был известен своей экуменической деятельностью.
4 апреля 1995 г. был избран общенациональным церковным съездом Верховным Патриархом и
131-м Католикосом всех армян под именем Гарегин I. Святительство Гарегина I оказалось непродолжительным, он скончался в начале 1999 года после операции, проведенной в США.
132 Гарегин II (Ктрич Нерсисян) (с 27 октября 1999 г.)
Родился в селе Воскеат Эчмиадзинского района Арм. ССР. В 1965 году поступил в богословскую семинарию Эчмиадзина, которую окончил в 1971 году, в дальнейшем работал преподавателем в той же семинарии. В 1970 году был рукоположен в дьяконы, а в 1972 году — в сан священника. В 1975 году по указанию Католикоса Вазгена I выехал в ФРГ, где служил в чине духовного пастыря и продолжал богословское образование в Боннском университете. В 1979 году вернулся в Эчмиадзин. Учился в аспирантуре при Московской духовной академии Русской православной церкви. В марте 1980 года, в годы патриаршества Католикоса всех армян Вазгена I, архиепископ Гарегин (Нерсисян) был назначен главным викарием Католикоса всех армян.
27 октября 1999 года, после смерти Католикоса Гарегина I, Национальный Церковный собор (высший орган управления) Армянской Апостольской Церкви избрал архиепископа Гарегина (Нерсисяна) 132-м Патриархом и Католикосом всех армян. Является членом Верховного духовного совета, члены которого избираются собором.
В 1989 г. основал семинарию Вазгенян в Севане. Построил церковь Святого Григория Просветителя в Ереване. Имел церковные встречи с представителями других церквей, в частности Русской, Грузинской, Коптской, Румынской, греко-православной, католической. В начале мая 2008 года, находясь с визитом в Ватикане по приглашению главы Римско-Католической церкви Бенедикта XVI, призвал все страны мира признать геноцид армян 1915 года в Османской империи. Лауреат множества премий, в том числе лауреат премии Международного фонда единства православных народов «За выдающуюся деятельность по укреплению единства православных народов. За утверждение и продвижение христианских ценностей в жизни общества» имени Святейшего Патриарха Алексия II.
Материалы о Католикосах Армении подготовил Арман Акопян, отдел культуры «НК»