Кто такой ленин для детей объяснение
WikiphilE
Агрегатор советов и знаний в сети
Кто такой Ленин?
Кто такой Ленин, чем он прославился? Какую роль сыграл в истории России?
Деятельность Ленина неоднозначно оценивается современными историками. Одни склоняются к тому, что он заложил мощный фундамент для развития советской России, направив ее на путь индустриализации и проведя ряд важных социальных реформ. Другие считают, что деятельность Ленина носила деструктивный характер для страны, а многие его идеи были утопическими и показали свою несостоятельность. Тем не менее, он без сомнения считается самым известным и успешным революционером, который отличался живым умом и пламенной верой в идеи коммунизма.
Что сделал Ленин для России?
К числу ведущих заслуг вождя пролетариата относят следующее:
Несколько выстрелов из браунинга едва не прервали жизнь Ленина, когда он выступал на митинге перед рабочими. Стрелявшей была эсерка (член партии социалистов-революционеров) Фанни Ефимовна Каплан.
Женщину задержал один из рабочих завода рядом с местом покушения. По его словам, Каплан сразу призналась, что пошла на это из-за своих политических убеждений.
Вот художественная реконструкция событий, происходивших в тот день. Фрагмент из фильма «Ленин в 1918 году», снятый в 1939 г.:
Хотя ранения и были опасными и в дальнейшем повлияли на здоровье вождя революции, он достаточно быстро смог восстановиться и вернуться к работе.
Каплан не скрывала своей ненависти к Ленину. Она прямо называла его предателем революции, деятельность которого отдаляет светлую идею социализма от России.
Суда над Каплан как такового не было. Учитывая множество свидетелей и признание самой эсерки, ее расстреляли уже спустя 4 дня после покушения.
Ленин умер лишь спустя 6 лет, 21 января 1924 года от кровоизлияния в мозг вследствие приёма мышьяксодержащих препаратов, которые ему выписывал врач.
Формирование революционных убеждений
Родившись в 1870-м году в семье инспектора народных училищ, у Владимира могла сложиться среднестатистическая жизнь чиновника или представителя интеллигенции. К тому же с детства он легко усваивал любой новый материал, поэтому заслужено получил золотую медаль в гимназии и после учебы задумывается о карьере юриста.
После поступления в Казанский университет на юрфак у Ленина начинают формироваться представления о несправедливости монархического строя. Этому способствовало сразу несколько факторов:
Спустя несколько лет Владимир все же получает юридическое образование, но уже экстерном. В 1893-м году он успешно совмещает должность помощника адвоката с публицистической деятельностью. Именно в этот период Ленин глубоко изучает основные проблемы, связанные с капитализацией России.
Удачно воспользовавшись поддержкой мятежных полков и обезоружив юнкеров, его партия свергает временное правительство и в стране фактически устанавливается большевистская власть.
Почему Ленин взял псевдоним Ленин?
Нет точных сведений о том, почему вождю пролетариата приглянулся псевдоним «Ленин». Его племянница считает, что он сделал это в честь одной крупнейших сибирских рек – Лены.
Кстати, одним псевдонимом дело не ограничивалось. Ленин вынужден был часто скрываться от полиции и по несколько раз в месяц менять конспиративные квартиры. Поэтому до того, как прийти к власти, Владимир использовал около 150 псевдонимов.
Почему не хоронят Ленина?
Идея бальзамирования тела Ильича была горячо поддержана его соратниками. Официально это было сделано для того, чтобы все пламенные коммунисты могли проститься с почившим лидером революции. Впрочем, есть и другие версии:
Как объяснить ребенку, кто такой Ленин?
Разумеется, ребенку будет сложно понять такие слова, как «революция» и «пролетариат». Но некоторые родители считают нормальным сказать пятилетнему малышу о том, что это вождь мирового пролетариата. Другие скатываются в малоинформативный негатив, рассказывая, как он «развалил империю» и т. д.
Лучше вместо пространных определений сказать, что Ленин – это бывший глава государства или президент. Почти все дети уже прекрасно представляют значения данных слов. Если ребенку покажется мало, то можно добавить, что дедушка Ленин жил очень давно и его все уважали.
Спустя много лет после революции до сих пор находятся как ярые противники Ильича, так и его убежденные сторонники. Наверняка некоторым приходилось слышать в общественном транспорте споры о том, как Ленин хорош или плох. Особенно этим грешат люди старшего поколения.
Современному человеку лучше воспринимать Ленина как одного из великих политиков, пусть и имевшего свои очевидные недостатки и принимавшего порой не совсем нравственные политические решения.
Видео: запись речи Ленина
На этом видео Ленин выступит с пламенно речью перед рабочими предприятия машиностроительной промышленности СССР:
«Папа, кто такой Ленин?», или Как говорить с ребенком о войне и политике
Мне было лет 6, когда я задумался о том, откуда берутся дети. Я не верил в аистов и капусту, и появление детей было для меня загадкой. Сейчас мне 36, я многое знаю, и совсем недавно у меня появился сын. Я очень долго его искал. И нашел. Нет, конечно, не в капусте, но… О своих чувствах мужчины-родителя я хочу рассказать читателям «Бати». Герой моих статей – не совсем я сам, так что не требуйте от меня полной откровенности. У каждой семьи должны быть тайны, в душе человека есть места, куда он никого не пускает. Но я хочу вместе с вами пройти этот путь обретения счастья, и, надеюсь, мой опыт приемного отца окажется кому-то полезен.
photosight.ru. Фото: Борис Шулаков
Еще мальчик знает слова российского гимна, цвета флага России и может его нарисовать на танке или корабле.
Не надо бояться, когда пятилетний ребенок говорит папе и маме, что хочет быть пограничником или капитаном корабля. Я сам в первом классе хотел быть сперва космонавтом, потом врачом, потом юристом, а стал журналистом, преподавателем истории по жизни и учителем русского языка по профессии.
Гораздо сложнее мне было ответить на вопрос сына: «Кто такой Ленин?» У нас в городе стоит ему памятник, вот сын и интересуется.
Я не мог сказать ему «политический деятель начала ХХ века», «кровавый тиран» или «вождь мирового пролетариата». Такие фразы-лозунги не очень информативны. Мой рассказ звучал так: «Этот человек жил давно, когда на свете не было даже моей бабушки. Он был главным в нашей стране, сделал очень много плохого, но есть люди, которые к нему хорошо относятся. Их называют коммунистами. Потом Ленин умер».
Телевизор мы с Катей не смотрим, о политике почти не разговариваем, поэтому вопросов про Крым, Украину и Сирию мальчик не задавал. Так что я пока не знаю, как разговаривать с сыном на эти темы.
Зато я знаю, как нужно рассказывать ребенку про историю родной страны. Детям нельзя врать и нельзя говорить с ними политическими лозунгами. Поэтому я очень боюсь фраз типа «Сталин — кровавый палач» или «Сталин — отец родной и спаситель СССР». Не потому, что люблю этого правителя. Скорее наоборот. Я хорошо знаю историю Русской Церкви ХХ века, поэтому не испытываю симпатий к ее гонителю. Но в тоже время я не сторонник борьбы с памятниками Сталину или Ивану Грозному. Я против простых ответов на сложные вопросы. Я считаю, что история России и других стран очень интересна, а потому хочу, чтобы мальчик заинтересовался прошлым людей и сам нашел ответы на вопросы. Надеюсь, что это он будет делать в беседах со мной и с помощью хороших книг.
А пограничником он быть уже не хочет. Пару дней назад сын заявил, что будет журналистом, «как и ты с мамой».
КАК И ЧТО РАССКАЗЫВАТЬ ШКОЛЬНИКАМ О ЛЕНИНЕ
КАК И ЧТО РАССКАЗЫВАТЬ ШКОЛЬНИКАМ О ЛЕНИНЕ
Некоторые думают, что детям надо рассказывать только о детстве Ленина, что только это интересует ребят. Это неверно. Наших ребят интересует вся жизнь Ленина. Многое об этом могут рассказать экскурсоводы Музея Ленина.
О детстве Ильича надо, конечно, рассказывать, но как? Нет ничего хуже, как изображать Ильича — а это было в моде одно время — как какого-то пай-мальчика, вежливого, послушного, никогда не шалившего, а только усердно учившего уроки, отличника учебы. Другие к этому прибавляли изображение Ильича лишь как исключительно одаренного ребенка.
Иначе надо рассказывать о детстве Ильича. Надо рассказать об отце Ильича, о том, что он вышел из бедной семьи, что он был директором начальных училищ. Тут надо напомнить, что это было за время, как тяжела тогда была жизнь крестьян, какая темная была деревня, как все кругом дышало еще крепостным правом. Отец Владимира Ильича был шестидесятником, т. е. человеком, ненавидевшим крепостное право. Он хотел, чтобы жизнь изменилась к лучшему. Все свое время, все свои силы он отдавал устройству школ для ребят крестьян. О тяжкой доле крестьянства Ильич много слышал от няни, которую очень любил, которой заботливо протирал очки. Внимательно слушал Ильич беседы отца с другими учителями. Илья Николаевич любил стихи Некрасова и поэтов «Искры», резко критиковавших существовавший строй, тогдашнюю интеллигенцию. Надо также рассказать, о чем тогда писалось в детских книжках: в «Хижине дяди Тома» — об Америке, о войнах Северных Штатов Америки с Южными за уничтожение рабства негров — и как на этом фоне особенно выступало угнетение царской властью «инородцев». Илья Николаевич заботился о детях чувашей, мордвинов, об их учебе. Сам Ильич в школе чутко относился к детям других национальностей. Необходимо вспомнить и о польском восстании, о том, как расправилось царское правительство с повстанцами, с поляками. Надо рассказать, как переживался 1881 год, убийство Александра II, как прислушивался Ильич к разговорам старшего брата и сестры, как он твердо решил стать революционером, как переживал арест и казнь старшего любимого брата, как ясна для него стала необходимость идти другим путем, путем массовой борьбы рабочего класса.
Дети должны знать, как стал он работать над собой, готовясь стать революционером, уделяя каждую свободную минуту на чтение книг о борьбе рабочего класса, о революции, отказываясь от катанья на коньках, от заинтересовавших его занятий латынью, как рос, воспитывался Ильич — мыслитель, революционер, умевший вглядываться в жизнь.
Ильич рос организатором с раннего детства: он организовывал игры, умел обращаться с малышами, помогал товарищам по гимназии. Тут надо рассказать о том, чем была классическая гимназия в те времена, и о ненависти Ильича к «казенной» учебе, о его критическом отношении к науке, оторванной от жизни.
На фоне такого рассказа о детстве Ильича станет понятна и его дальнейшая деятельность: как он с ранних лет работал над произведениями Маркса и Энгельса, об его участии в казанских кружках, о студенческом движении, о кружковой работе в Самаре.
Сообщая об Ильиче как организаторе питерской социал-демократической организации, о его работе в кружках, надо подробно остановиться на значении рабочего движения, на том, почему рабочий класс не мог не стать во главе революционного движения, почему так надеялись на него Маркс и Энгельс, почему так уверен был в его победе Ильич. Следует сказать тут и о социализме.
Далее надо сообщить, как использовал Ильич свое пребывание в тюрьме для учебы и для организационной работы. В рассказах о ссылке надо не столько об охоте и о катании на коньках говорить, сколько о работе с крестьянами, о переписке с товарищами.
В рассказах о жизни Ильича за границей важно разъяснить детям значение нелегальной общерусской газеты, говорившей до конца всю правду рабочим, о международном рабочем движении, об Интернационале, о большевиках, веривших в победу рабочего движения, и о меньшевиках, не веривших в рабочее движение, предавших его. В детали разногласий, конечно, не следует вдаваться.
Надо сообщить далее о 1905 годе, о годах реакции, о русской эмиграции, об уверенности в победе, о войне 1914 г., об Октябрьской революции, о гражданской войне. Надо остановиться на борьбе с помещиками и капиталистами, на развитии хозяйственной и культурной жизни страны, смычке с крестьянством, на привлечении на сторону Советской власти лучшей части интеллигенции, наконец — о смерти Ильича и 20-й годовщине существования Советской власти.
Надо говорить лишь о самом существенном, самом важном, самом основном. Поменьше лозунгов, побольше простых, понятных рассказов.
Конечно, надо ориентироваться на возраст ребят, на запас имеющихся у них знаний. По-одному надо говорить с ребятами из начальной школы, по-другому — с учащимися старших классов, но и тем и другим должен быть ясен образ Ленина как борца против всякого угнетения, против всякой эксплуатации, борца за сытую, здоровую, просвещенную, светлую жизнь для всех трудящихся, т. е. борца за социализм. Нет сомнения, что ребята поймут это.
Не следует изображать Ильича каким-то ментором, только поучавшим ребят: «Надо учиться, учиться и учиться» (кстати сказать, эта фраза сказана была не детям, а взрослым). У ребят не должно остаться впечатления, что любовь Ильича к ним выражалась лишь в устройстве развлечений — елок, подарков и пр. Против елок он ничего не имел, но позаботился о посылке гостинцев ребятам на елку в конце 1918 г. потому, что ребята в то время очень плохо питались: сладкого и в глаза не видели, а больше «картошку жарили на воде», как рассказывал мне один мальчонка из лесной школы, где устраивали елку, о которой шла речь. Елка в Горках была устроена не по инициативе Ильича: его, больного, просто привезли туда.
Ленин любил поговорить, пошутить с ребятами, повозиться с ними. Он всячески заботился об их питании, об их здоровье, о том, чтобы ребята малоимущих родителей снабжались одеждой и обувью, заботился об устройстве детдомов, об охране труда ребят, об организации общественной заботы о ребятах. Сын учителя, директора начальных училищ, он заботился о всеобщем обучении, о создании для ребят настоящей советской школы. Он тщательно изучал все, что писал Маркс и Энгельс о школе, о воспитании, и стоял за новую, социалистическую школу. Сам ученик классической гимназии, типичной старой средней школы, он ненавидел эту старую школу с ее зубрежкой и муштрой, с ее отрывом от живой жизни. Он видел, знал, как в этой старой школе ум учащихся обременялся массой знаний, на девять десятых ненужных и на одну десятую искаженных. Он требовал, чтобы в советской школе ребятам давали лишь самое нужное, существенное, основы наук, чтобы теорию тесно связывали с практикой, чтобы учили и умственному труду и физическому. Он требовал, чтобы советская школа не была оторвана от жизни, от социалистического строительства. Ильич хотел, чтобы ребята в школе были спаяны в дружный коллектив, ведущий и общественную работу. Обо всем этом Ильич говорил на III съезде комсомола в 1920 г. Все ребята старших классов, все вожатые и комсорги должны знать эту речь не «для порядку» только, а как руководство к действию.
Много надо поработать учителям, вожатым и комсоргам, чтобы уметь растить из ребят ленинцев. Надо для этого, в частности, научиться рассказывать детям самое важное, самое существенное из жизни и деятельности Ильича. Соответствующим образом надо организовать и деятельность ребят. Тут нужен широкий обмен опытом.
Читайте также
О Ленине и ленинизме
О Ленине и ленинизме Величие Ленина, как продолжателя Маркса и Энгельса, в том именно и состоит, что он не был никогда рабом буквы в марксизме. В своих исследованиях он следовал указанию Маркса, неоднократно говорившего, что марксизм есть не догма, а руководство к действию.
Жить и рассказывать
Жить и рассказывать Хорошо известный тезис Фукуямы, основанный на лекциях Александра Кожева, предпринявшего радикальную авторизацию Гегеля, словом, тезис о том, что история кончилась, оказался ошибочным. Куда более справедливым выглядит иное предположение: история
Волшебная сила историй, или зачем рассказывать людям сказки
Волшебная сила историй, или зачем рассказывать людям сказки Вы задумывались когда-нибудь, почему, имея в своем запасе примерно одинаковое количество слов родного языка (в среднем 5 тысяч), разные люди используют их с совершенно разной эффективностью? Почему у одних даже
2 Они опять о Ленине, Господи…
2 Они опять о Ленине, Господи… Возвращаясь к образу Ленина, а затем Сталина, нельзя не вспомнить ещё раз Михалкова — как он начал о Столыпине, который-де находится в крайне неблагоприятном положении по сравнению с остальными одиннадцатью кандидатами. В чем дело? Да как же,
«Дайте им возможность рассказывать анекдоты»
«Дайте им возможность рассказывать анекдоты» В советское время утверждали, что где-то там в Америке есть целый институт, который занимается одним: он придумывает анекдоты про Брежнева и вообще про Советский Союз, про советских людей. Так это или нет, спорить не станем. Но
Нужно ли об этом рассказывать подросткам?
Нужно ли об этом рассказывать подросткам? Наши дети порой бывают развиты не по годам. И как известно родителям, ребята интересуются не только космическими полётами, футболом, а девочки — танцами. Я нарочито схематизирую и даже утрирую круг интересов применительно к
Беседа о Владимире Ленине
Беседа о Владимире Ленине М.Я. Гефтер рассказывает о своем глубоко личном отношении к В.И. Ленину как к человеку. Видеозапись, сделанная известной французской режиссером-документалистом и переводчицей Элен Шатлен и российским документалистом Иосифом Пастернаком 6 июля
Как увеличить количество повторных покупок и сподвигнуть клиентов рассказывать знакомым, где они приобрели кухню
Как увеличить количество повторных покупок и сподвигнуть клиентов рассказывать знакомым, где они приобрели кухню Закрепите с внутренней стороны дверцы каждого гарнитура таблички либо наклейки «Приобретено в „Кухнистрое“, 71-й км МКАД, www.kuhnistroi.ru. Гарантийный срок пять
О СОЗНАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (ПИСЬМО ПИОНЕРАМ И ШКОЛЬНИКАМ)
О СОЗНАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (ПИСЬМО ПИОНЕРАМ И ШКОЛЬНИКАМ) Дорогие ребята!Вы знаете, как теперь волнует всех поведение ребят во — внешкольное время. Иные ребята себя ведут, точно они самые отчаянные головы: цепляются за трамваи, дерутся, толкаются, ругаются — одним словом,
БЕРИТЕСЬ, РЕБЯТА, СКОРЕЕ ЗА ДЕЛО! (ПИСЬМО ПИОНЕРАМ И ШКОЛЬНИКАМ)
БЕРИТЕСЬ, РЕБЯТА, СКОРЕЕ ЗА ДЕЛО! (ПИСЬМО ПИОНЕРАМ И ШКОЛЬНИКАМ) Дорогие ребята, я уже не раз писала вам о библиотеках. Многие ребята проделали большую работу по помощи библиотекам: завели порядок в своих школьных библиотеках, стали заботиться о чистоте и сохранности
УЧАСЬ, ПОМОГАЙТЕ УЧИТЬСЯ ДРУГИМ (ПИСЬМО ПИОНЕРАМ И ШКОЛЬНИКАМ)
УЧАСЬ, ПОМОГАЙТЕ УЧИТЬСЯ ДРУГИМ (ПИСЬМО ПИОНЕРАМ И ШКОЛЬНИКАМ) Дорогие ребята!Когда прошлым летом стало у нас развертываться соревнование на лучшую сельскую библиотеку, я написала вам письмо о том, что вам надо принять участие в этом деле — помогать библиотекам на селе,
Рассказывать истории, глядя на огонь
Андрей ДОБРОВ: «Миссия ТВ – рассказывать истории»
Андрей ДОБРОВ: «Миссия ТВ – рассказывать истории» Журналиста Андрея Доброва до сих пор многие вспоминают как ведущего ныне не существующей программы «Русский взгляд», хотя была ещё «Главная тема», там же, на 3-м канале, и программа «Главное» на Пятом. Сейчас Андрей
Классный час для 3-4 класса «В.И.Ленин»
Выбранный для просмотра документ детство и юность.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
«Детство и юность Ленина»
Детство и юность Ленина Владимир Ильич Ульянов (Ленин) родился 10 (22) апреля 1870 года в городе Симбирске (ныне Ульяновск). Здесь прошли его детские и юношеские годы. Его отец – Илья Николаевич Ульянов – работал инспектором, а затем директором народных училищ Симбирской губернии. Педагог по призванию, просветитель по убеждению, Илья Николаевич был сторонником всеобщего, равного для всех образования. Мать – Мария Александровна Ульянова, – получив домашнее образование, сдала экстерном экзамены на звание учительницы. Она знала три иностранных языка, очень любила музыку. И всю свою жизнь посвятила семье и воспитанию детей: Анны, Александра, Владимира, Ольги, Дмитрия и Марии. Володя Ульянов рос резвым, здоровым, жизнерадостным ребенком. Он рано научился читать и много времени проводил за книгами. Живой, пытливый ум, серьезное отношение к занятиям сделали его лучшим учеником в гимназии. Переходя из класса в класс, он получал похвальные листы. Володя отличался собранностью, умением довести начатое дело до конца, общительностью, а также простотой в обращении с товарищами. Он прекрасно играл в шахматы, катался коньках и плавал.
Детство и юность Ленина Уже в юношеские годы Владимиру Ильичу пришлось перенести тяжелые жизненные испытания. В 1886 году умер Илья Николаевич. Через год был казнен Александр, старший брат Володи. Вскоре арестовали и сестру Анну. В 1891 году умерла девятнадцатилетняя Ольга. Мария Александровна стойко переносила удары судьбы, и главной опорой в эти годы стал для неё сын Владимир. В 1887 году Владимир Ульянов поступил на юридический факультет Казанского университета и вся семья переехала в Казань. Это был год, когда по всей стране прокатились студенческие волнения, вызванные усилившимися репрессиями после покушения на царя. 4 декабря 1887 года в Казанском университете состоялась сходка, на которой студенты предъявили ректору ряд политических требований. Одним из активных участников сходки был Владимир. В ночь на 5 декабря его арестовали и затем выслали в деревню Кокушкино Лаишевского уезда Казанской губернии под негласный надзор полиции. Так семнадцатилетний Владимир Ульянов встал на путь революционной борьбы.
Владимир и Ольга Ульяновы
Владимир Ильич… был третьим ребенком в семье. Живой, бойкий и веселый, он любил шумные игры и беготню. Он не столько играл игрушками, сколько ломал их. Лет пяти он выучился читать… Илья Николаевич Ульянов Мария Александровна Ульянова с дочерью Анной
Дом, в котором 22 апреля 1870 года родился Владимир Ильич Ульянов (Ленин)
Семья Ульяновых, 1879 год.
Ленинский мемориал в г.Ульяновске. Дом, в котором семья Ульяновых жила в 1871-1875 годах. Ныне – Квартира – музей В.И.Ленина
Дружной, спаянной была наша семья. Жила она очень скромно, только на жалованье отца, и лишь при большой экономии матери удавалось сводить концы с концами, но всё же ни в чем необходимом дети не нуждались, и их духовные запросы, по возможности, удовлетворялись. А.И.Ульянова-Елизарова
Интерьер гостиной в Квартире-музее В.И.Ленина Экспозиция детской комнаты в Квартире – музее В.И.Ленина.
Дмитрий и Мария Ульяновы. 1882год
Гимназическое сочинение Ольги Ульяновой на тему «Как я училась грамоте» и рисунок Ольги Ульяновой «Мельница»
Интерьер столовой в квартире – музее В.И.Ленина.
Ноты семьи Ульяновых
Интерьер гостиной в Доме-музее В.И.Ленина.
Дом, в котором семья Ульяновых жила с 1878 по 1887 год. Ныне – дом – музей В.И.Ленина
Фрагмент комнаты Володи Ульянова в Доме – музее В.И.Ленина Фрагмент экспозиции комнаты Александра Ульянова в Доме-музее В.И.Ленина
Выпускник Симбирской гимназии Владимир Ильич Ульянов. 1887 год.
Здание бывшей Симбирской мужской гимназии, в которой учился Владимир Ульянов в 1880-1887 годах. Ныне – средняя школа №1 имени В.И.Ленина. Класс – музей В.И.Ленина
Будучи учеником гимназии, он прекрасно учился, имея по всем предметам только одну отметку: отлично. Переходил из класса в класс с первыми наградами… Д.И.Ульянов Книги семьи Ульяновых
«Мы пойдем другим путем»
Выпуск Симбирской мужской гимназии в 1887 году.
В 1886 году, когда Володе не исполнилось ещё шестнадцати лет, умер его отец, Илья Николаевич, а годом позже семью постигло другое тяжелое несчастье: за участие в покушении на царя Александра III был арестован, приговорен к смертной казни и затем казнен – 8 мая 1887 года – его старший, любимый брат Александр. Несмотря на свои тяжелые переживания, которые он сумел выносить с большой твердостью, Володя, как и сестра Оля, окончил в этом году гимназию с золотой медалью. А.И.Ульянова – Елизарова. Аттестат зрелости, полученный Владимиром Ульяновым по окончании гимназии
В.И.Ленин в Казанском университете
Студенты Казанского университета собрались 4 декабря, шумно требовали к себе инспектора, отказывались разойтись; при появлении последнего предъявили ему ряд требований – не только чисто студенческих, но и политических… Инспектор отметил Володю, как одного из активнейших участников сходки… Вся история с исключением произошла очень быстро. Владимир Ильич был выслан в деревню Кокушкино… А.И.Ульянова – Елизарова. «Первый арест»
Флигель, в котором жил В.И.Ульянов во время своей первой ссылки. Ныне – Дом – музей В.И.Ленина. Фрагмент комнаты В.И.Ульянова во флигеле в Кокушкино
Деревня Кокушкино – место первой ссылки В.И.Ленина. Конец XIX века. Он часто задумывался над тем, правильный ли путь борьбы избрал старший брат, и говорил: «Нет, мы пойдем не таким путем. Не таким путем надо идти». А.И.Ульянова – Елизарова
Выбранный для просмотра документ классный час.doc
Классный час для 3-4 класса
Тема: «Владимир Ильич Ленин и дети»
Вспомнить биографию и исторический путь Владимира Ильича Ленина. Показать роль В.И. Ленина в истории России.
Воспитывать положительное отношение к личности политического деятеля.
Теперь только в старых семейных альбомах можно отыскать фотографии, где юные дедушки и бабушки в кругу своих сверстников в пионерских галстуках стоят на торжественной линейке, отдают салют под звуки горна и барабана. А на команду старшего пионервожатого: – дружно отвечают: У кого-то папы и мамы еще застали то время, когда их принимали в пионеры, и они тоже давали клятву:
Это уже история. Но даже сегодня школьники все-таки расспрашивают своих бабушек и дедушек, пап и мам о самых интересных событиях в их пионерской жизни, интересуются тем, какой была любимая книга папы или мамы, кто такой В.И.Ленин.
Владимир Ильич Ульянов (Ленин) родился 10 (22) апреля 1870 года и городе Симбирске (ныне Ульяновск), расположенном на берету великой реки Волги.
В доме Ульяновых всегда царили согласие и любовь. Илья Николаевич был образцовым семьянином, горячо любящим мужем и отцом. В семье было восемь детей (двое из них умерли совсем маленькими). Владимир Ильич был четвертым по рождению. Оставшиеся Анна, Александр, Владимир, Ольга, Дмитрий и Мария росли близкими по возрасту парами. Родители старались дать им разностороннее образование, воспитывали их честными. трудолюбивыми, чуткими к нуждам народа, трудящихся. Впоследствии все они стали революционерами- борцами за справедливость.
Семейная обстановка и условия воспитания были благоприятными для развития ума и характера детей. Родители не только не подавляли, но даже поощряли естественную живость и резвость детей. Когда маленький Володя, живя летом в деревне Кокушкино, решил сократить путь на улицу и стал лазить в окно, родители его не бранили. Наоборот, для того, чтобы малышу было удобнее перелезать, и чтобы он не ушибся, отец сделал в комнате и на улице около окна деревянные приступочки.
Одно время старшие дети задумали издавать домашний журнал. Все в меру своих сил сотрудничали в нем. Сколько радости и веселья доставлял им этот самодельный журнал, написанный от руки, иллюстрированный карикатурами, материалом для которых служили наиболее забавные случаи из жизни семьи. Родители принимали живое участие в чтении и обсуждении домашнего журнала.
Обстановка дома свидетельствует о высокой культуре семьи Ульяновых. Быт их был разумным, скромным и простым. Мебель, покрытая чехлами, тканые дорожки на полу, на окнах шторы из сурового полотна. На стенах не было ни картин, ни ковров. Главными вещами в доме были книги и рояль.
Ульяновы заботливо приучали детей к труду. С самого раннего возраста они должны были сами себя обслуживать, помогать старшим; девочки следили за тем, чтобы у них и у мальчиков одежда всегда была в порядке. Позади дома Ульяновых был сад, за которым любовно ухаживала мать. Но все дети помогали ей в этом. В летнее время они обязаны были наполнять водой две большие кадки. Кто-нибудь из ребят качал воду, остальные разносили ее в ведрах, лейках и кувшинах. Работали весело, дружно. Большое удовольствие детям доставляло семейное чаепитие на открытом воздухе в беседке. Старший, Саша, нес самовар, остальные — стулья, посуду. Окончив пить чай, девочки помогали матери мыть посуду, мальчики уносили стулья. Работа была посильная, и делали ее все охотно.
Володя Ульянов рос резвым, здоровым, жизнерадостным ребенком. Внешностью он был очень похож на отца, от него унаследовал и веселый, общительный характер. Он был неутомимым зачинщиком различных игр и забав. Из воспоминаний родных известно, что он был очень справедлив в играх, терпеть не мог драк. «Это не игра, это безобразие, я в нем участвовать не буду», — заявлял он, когда игра переходила в драку. Любознательный, он пяти лет научился читать и много времени проводил за книгами.
С девяти до семнадцати лет Володя Ульянов учился в Симбирской классической гимназии. Уже в эти годы в его поведении проявляется воспитанная в семье самодисциплина и организованность. Каждое утро ровно в 7 часов он вставал с постели, — причем его никто не будил, — бежал мыться по пояс, убирал постель. До завтрака он всегда успевал повторить уроки и в половине девятого был в гимназии, идти до которой надо было несколько кварталов. Так было ежедневно; в течение восьми лет установленный режим не нарушался. Вот что вспоминает его одноклассник Наумов: «Центральной фигурой во всей товарищеской среде моих одноклассников был, несомненно, Владимир Ульянов, с которым мы учились бок о бок, сидя рядом на парте в продолжение всех шести лет, и в 1887 году, окончили вместе курс. В течение всего периода совместного нашего с ним учения мы шли с Ульяновым в первой паре: он — первым, я — вторым учеником, а при получении аттестатов зрелости он был награждён золотой, я же серебряной медалью.
Владимир Ульянов в школьной жизни довольно резко отличался от всех нас — его товарищей. Начать с того, что он ни в младших, ни тем более в старших классах, никогда не принимал участие в общих детских и юношеских забавах и шалостях, держась постоянно в стороне от всего этого и будучи беспрерывно занят или учением, или какой-либо письменной работой. Гуляя даже во время перемен, Ульянов никогда не покидал книжки и, будучи близорук, ходил обычно вдоль окон, весь уткнувшись в своё чтение. Единственно, что он признавал и любил, как развлечение, — это игру в шахматы, в которой обычно оставался победителем даже при единовременной борьбе с несколькими противниками.
Способности он имел совершенно исключительные, обладал огромной памятью, отличался ненасытной научной любознательностью и необычайной работоспособностью. Повторяю, я все шесть лет прожил с ним в гимназии бок о бок, и я не знаю случая, когда Володя Ульянов не смог бы найти точного и исчерпывающего ответа на какой-либо вопрос по любому предмету. Воистину, это была ходячая энциклопедия, полезно-справочная для его товарищей и служившая всеобщей гордостью для его учителей. Живой, пытливый ум, серьезное отношение к занятиям сделали его лучшим учеником; переходя из класса в класс, он получал первые награды. Он обращал на себя внимание своей собранностью, умением довести начатое дело до конца, общительностью, искренностью и простотой в обращении с товарищами, готовностью помочь им в подготовке трудных уроков. Среди молодежи он был известен не только как хороший шахматист, но и как хороший пловец и конькобежец.
Как только Ульянов появлялся в классе, тотчас же его обычно окружали со всех сторон товарищи, прося то перевести, то решить задачку. Ульянов охотно помогал всем, но насколько мне тогда казалось, он всё же недолюбливал таких господ, норовивших жить и учиться за чужой труд и ум.
По характеру своему Ульянов был ровного и скорее весёлого нрава, но до чрезвычайности скрытен и в товарищеских отношениях холоден: он ни с кем не дружил, со всеми был на «вы», и я не помню, чтоб когда-нибудь он хоть немного позволил себе со мной быть откровенным. Его душа воистину была чужая, и как таковая, для всех нас, знавших его, оставалась, согласно известному изречению, всегда лишь «потёмками».
В общем, в классе он пользовался среди всех его товарищей большим уважением и деловым авторитетом, но вместе с тем, нельзя сказать, чтоб его любили, скорее — его ценили. Помимо этого, в классе ощущалось его умственное и трудовое превосходство над всеми нами, хотя надо отдать ему справедливость — сам Ульянов никогда его не выказывал и не подчеркивал.
Ещё в те отдалённые времена Ульянов казался всем окружавшим его каким-то особенным.
Детские и юношеские годы Владимира Ульянова проходили в обстановке жестокой реакции, царившей в ту пору в России.
Взгляды Ленина в годы его юности складывались под влиянием семейного воспитания, примера родителей, под воздействием революционной литературы и соприкосновения с жизнью народа. Очень сильное влияние на Володю имел его брат Александр, который был для него непререкаемым авторитетом. Мальчик старался во всем походить на брата, и если его спрашивали, как он поступит в том или ином случае, он неизменно отвечал: «как Саша». С годами стремление равняться на старшего брата не прошло, а стало глубже и осмысленнее. От Александра Володя узнал о Карле Марксе, впервые увидел у него «Капитал», которую он написал.
Наблюдая жизнь, Владимир Ульянов видел, в какой нужде жил простой народ, какому бесчеловечному обращению подвергались рабочие и крестьяне. Он внимательно вслушивался в рассказы отца о темноте и невежестве, царивших в деревне, о самоуправстве властей и бедственном положении крестьянства. Общаясь с людьми труда, он видел также, каким особенно бесправным и унизительным было положение нерусских национальностей: чувашей, мордвы, татар, удмуртов и других. Сердце юноши наполнялось жгучей ненавистью к угнетателям народа, к богачам.
Уже в юношеские годы Владимиру Ильичу пришлось пережить тяжелые жизненные испытания. В январе 1886 года в возрасте 54 лет скоропостижно, от кровоизлияния в мозг, умер Илья Николаевич. Осиротевшая семья осталась без средств к существованию. Мария Александровна начала хлопотать пенсию, в ожидании назначения которой прошло несколько месяцев.
Не успела семья прийти в себя от одного удара, как на нее обрушилось новое несчастье — 1 марта 1887 года в Петербурге, за участие в подготовке покушения на царя Александра III, был арестован Александр Ульянов. Вслед за ним была арестована и его сестра Анна, учившаяся в Петербурге.
Получив письмо, — рассказывает родственница семьи Ульяновых Кашкадамова, —я послала в гимназию за Володей и дала ему прочесть письмо. Крепко сдвинулись его брови, и долго он сосредоточенно молчал над письмом. Передо мной был уже не прежний весёлый мальчик, а взрослый человек. „А ведь дело серьёзное, может плохо кончиться для Саши», —сказал он».
Дело Александра Ильича кончилось действительно очень серьёзно. Он был признан одним из главных руководителей покушения, приговорён к смертной казни и казнён 8 мая 1887 года.
Володя переживал несчастье с большой твёрдостью, продолжал внимательно заниматься, но стал серьёзнее и молчаливее. Он часто задумывался над тем, правильный ли путь борьбы избрал старший брат, и говорил: „Нет, мы пойдём не таким путём. Не таким путём надо идти».
Начальству Симбирской гимназии был объявлен выговор за то, что оно выпустило с лучшей аттестацией и золотой медалью такого „ужасного преступника». Думали, что нельзя будет дать золотой медали и его брату, Владимиру Ильичу, но успехи последнего за все восемь лет гимназического учения были настолько выдающимися, ответы его на выпускном экзамене настолько блестящими, что нельзя было лишить его, как и сестру, его Ольгу, золотой медали. Он получил эту медаль и поступил в Казанский университет, на юридический факультет.
Мать с остальными детьми, продав в Симбирске дом и лишнее имущество, переехала тоже в Казань.
Прошло много лет, и судьба в самом деле исключительным образом отметила тихого, очень умного и скромного юношу, превративши его в мировую известность, в знаменитую отныне историческую личность — Владимира Ильича Ульянова-Ленина, сумевшего в 1917 году выхватить из рук безвольного Временного Правительства власть, в несколько лет путем беспрерывной борьбы стереть старую Россию, превратив ее в СССР, и произвести над ней небывалый в истории человечества опыт — построение коммунистического строя.
Ленин велик не только тем, что он сплотил наш родной, рабочий, класс и, как одного человека, повел его за собой: величие Владимира Ильича заключается еще в том, что, став во главе пролетариата, он сумел найти для него союзников, которые дали ему полную и прочную победу. Первым таким союзником было крестьянство, вторым — угнетенные национальности. Величие Ленина заключается не только в том, что он, как никто, знал душу рабочих, но и в том, что он сумел достучаться до сердец других слоев населения, затронуть самые чуткие струны и у крестьян, и у миллионов людей угнетенных национальностей, среди которых еще нет пролетариата, нет развитых классовых противоречий, а местами господствует даже средневековый уклад. Благодаря своей прямой, честной и неустрашимой политике в национальном вопросе, Ленину удалось в кратчайшее время завоевать беспредельное доверие миллионов угнетенных прежде национальностей, привыкших презирать все русское и ненавидеть Россию, когда она была царской. Светлый гений Владимира Ильича подсказал ему, что одной из первых задач пролетарской революции должна быть не только организация пролетариата, но и завоевание крестьянства и полного и непоколебимого доверия десятков миллионов угнетенных национальностей, живущих в нашей стране и во всем мире.