Кто такой мазепин гонщик
Платит за сына в Гран-при и пытается примирить Беларусь.
Как бы ни обернулся сезон-2021 для «Хааса» и всей «Формулы-1» – болид американской команды уже останется в истории самым русским. Причина в титульном спонсоре: химический гигант «Уралкалий» за €20 млн в год (данные Corriere dello Sport) и дополнительные финансовые вливания в команду перекрасил машину, переодел всех механиков и даже Мика Шумахера в триколор.
Мик Шумахер начинает карьеру в «Ф-1» в триколоре как на футболках сборной России. Сын Михаэля назвал цвета «крутыми и дерзкими»
Но откуда же у семьи Мазепиных столько денег на участие в «Формуле-1» – да еще и с оплатой раскраса болида под флаг России? Биография отца Никиты помогает понять, как он заработал миллиард и создал один из крупнейших химических конгломератов Восточной Европы.
Стартовал в «Беларусбанке», взлетел на торговле нефтепродуктами, скупал химкомбинаты за кредиты госбанков
Мазепин-старший родился и вырос в Минске, окончил Суворовское училище и отправился в Афганистан в 86-м военным переводчиком.
Бизнес он запустил в начале 90-х – с участия в организации страховой компании «Инфистрах» и банка «Фалькон». Оттуда же в 93-м на два года перешел в замдиректоры филиала частного «Беларусбанка» и вернулся в «Фалькон» после слияния места предыдущей работы с государственным Сбербанком Беларуси. Тогда же будущий отец пилота «Ф-1» запустил компанию «Белнафта» для торговли нефтепродуктами на территории России – и явно нацелился на переезд.
Все получилось в 96-м – Мазепин-старший транзитом через должность замгендиректора в торгующем металлами «Разноимпорте» оказался вице-президентом свежеприватизированной нефтекомпании «ТНК». Дмитрий хоть еще и не владел значительными активами или капиталом, но оброс связями: благодаря им через два года оказался в зампредах Российского фонда федерального имущества – и работал там до 2002-го.
Оттуда Мазепин перешел в боссы «Сибура», только пережившего масштабный конфликт между акционерами – «Газпромом» и бывшим директором. Дмитрий полгода разгребал последствия, включая закрытие процесса банкротства компании – по его собственным словам, на момент прихода 28 компаний холдинга фактически разорились. После восстановления работоспособности организации Мазепин уступил пост Александру Дюкову (сейчас президенту РФС) и отправился строить химического гиганта.
В деле сбора главных активов отрасли Мазепину помогли накопленные связи: с 2004-го он включился в открытые аукционы РФФИ и скупал по частям на заемные средства заводы вроде Кирово-Чепецкого химкомбината, пермского «Галогена», березниковского «Азота» и так далее. На страницах «Общей газеты» и «Российской газеты» предполагали, будто Мазепин работал на «Газпром» и за деньги экспортного монополиста, но в итоге бизнесмен объединил все скупленные активы в один холдинг – так в 2007-м году и появился «Уралхим».
Тем не менее, кредиты холдинга никуда не делись: в 2013-м «Уралхим» даже выставляли на продажу из-за долгов на все те же 1,4 млрд. Из них 700 млн Мазепин брал у «Сбербанка» только на ВМУ.
Политическая активность: депутат в Кировской области, теперь пытается примирить Беларусь и продвигать Россию в Африке
Мазепин-старший не только бизнесмен: в 2012-м его избрали в Заксобрание Кировской области – но много законов ъпредложить он не успел: сложил полномочия спустя два года из-за «высокой профессиональной загруженности».
Политическая карьера, впрочем, на этом не закончилась: в 2018-м при Торговой палате РФ создали Белорусско-российский деловой совет – и Дмитрий возглавил его со стороны Москвы (Минск представил владелец концерна «Санта» Александр Мошенский, еще в него входят менеджеры «Уралхима», «Сбера», «Ростеха», «КАМАЗа», ВТБ, «Росатома», «Татнефти», «Лукойла» и десятка структур помельче). Особенно ярко и Мазепин, и совет проявили себя после выборов в Беларуси в 2020-м – прямо на сайте Торгово-промышленной палаты 13 августа (сразу после самых жестких дней с бесконечными задержаниями и избиениями в СИЗО и ЦИПе) опубликовали весьма резонансное обращение к Лукашенко с призывом к переговорам для прекращения протестов.
«От лица российского и белорусского бизнеса обращаемся к президенту Лукашенко с просьбой признать очевидные факты протестной напряженности в обществе и, не теряя времени, сесть за стол мирных переговоров, которые должны увенчаться выходом из политической нестабильности. Эта возможность может скоро стать единственной, поэтому она не должна быть упущена», – гласило обращение.
В письме совет также обратился к руководству России с просьбой «не оставаться в стороне от процесса урегулирования конфликтов в Беларуси, чтобы Союзное государство братских народов не было разрушено в пылу непримиримой бессмысленной борьбы».
Следующее заявление в связи с белорусскими протестами Дмитрий сделал уже в ноябре – позвал отчисленных за политику студентов в Россию.
«Хотим запустить инициативу и помочь отчисленным студентам, чтобы они не уезжали в Польшу или Литву, а приехали в Москву или в Питер для того, чтобы обучаться дальше, – заявил бизнесмен. – Мы все-таки живем в Союзном государстве, которое состоит из России и Беларуси, мы это делаем, потому что мы неравнодушны, что будет завтра.
Нас интересует талантливая молодежь, которая желает учиться и развиваться. И нам безразличны ее политические взгляды, главное, чтобы ребята впоследствии работали в интересах отечественных компаний».
По его словам для РБК, Совет рассматривает оказание поддержки 200 лучшим студентам из числа отчисленных из-за протестов – правда, с тех пор о судьбе примирительных инициатив владельца «Уралхима» и «Уралкалия» больше ничего не слышно.
Кстати, примерно ту же роль Дмитрий играет и в Африке – поскольку возглавляет бизнес-совет России и Зимбабве. Правда, там коммерческая структура предпочитает действовать через агрессивное расширение инвестиций еще на Замбию, Анголу и других соседних стран – по расследованию The Guardian, ради продвижения российского политического влияния по всей Африке наравне с присутствием всевозможных ЧВК и подразделений «военных советников».
Контракт с «Хаасом» – далеко не первое появление в «Ф-1» в карьере владельца русских химзаводов. С 2016-го Дмитрий оплачивал частные тесты сына в «Форс-Индии» – и Никита реализовывал возможность на полную: к примеру, в 2017-м он накрутил более 100 кругов только по «Хунгарорингу». Обычно стоимость полной программы резервиста в команде «Ф-1» оценивается в сумму от €3 до €5 млн (данные бывшего менеджера первого русского в «Ф-1» Петрова Оксаны Косаченко), так что годовые затраты Мазепиных можно моделировать такой суммой.
В 2019-м и 2020-м Никита получил полноценные частные программы в «Мерседесе» – и даже выступил за чемпионов на официальных тестах в Барселоне. Сделка с англо-немецкой командой действовала вплоть до конца предыдущего сезона – №9 остался без обещанных заездов на шинных испытаниях после финиша сезона только с объявлением о переходе в «Хаас».
В «Формулу-1» рвется еще один русский миллиардер. Пытается купить команду для сына
«Уралкалий» даже судился с британской юридической фирмой, требуя компенсации за срыв покупки – ведь предложение из России документально и официально выглядело привлекательнее. Однако Королевский суд после 10 дней слушаний отклонил иск Мазепиных, поскольку во время процесса выяснилось: внешние управляющие обязались продать команду не по самой высокой цене, а по перспективности новых владельцев для будущего коллектива и организации. И теперь (после развития «Рейсинг Пойнт» в заводской «Астон Мартин») их решение не выглядит предвзятым.
Мазепину пришлось смириться с поражением и вести сына и триколор в «Ф-1» другим путем – спонсорским. Из суммы предложения о покупке «Форс-Индии» понятно: на €20 млн он вряд ли остановится и продолжит вкладывать в карьеру сына и дальше.
Деньги решают. Как сын русского миллиардера оказался в «Формуле-1»
Гонщик Никита Мазепин, сын российского миллиардера Дмитрия Мазепина, заключил контракт с командой «Формулы-1» на следующий сезон. Его уже называют рента-драйвером, которому дали место исключительно из-за денег отца. Однако не всё так просто. 21-летний пилот отлично проводит сезон в «Формуле-2» и идёт на третьем месте в общем зачёте.
Фото © Zuma / TASS / Sebastian Rozendaal
Несмотря на то что перспективы Дани Квята остаться в «Формуле-1» с каждой гонкой становятся всё туманнее, российским фанатам всё равно будет за кого болеть. Пилот Никита Мазепин подписал контракт с американской командой Haas, которая избавилась от Ромена Грожана (задолго до той страшной аварии) и Кевина Магнуссена. 21-летний москвич станет уже четвёртым россиянином после Виталия Петрова, Даниила Квята и Сергея Сироткина, который попробует свои силы в «Королевских гонках».
Сначала развод, теперь увольнение. Как лучший гонщик России остался на улице в 26 лет
Многие эксперты ставили на то, что на повышение из «Формулы-2» в следующем сезоне отправится другой россиянин — Роберт Шварцман, который выиграл больше всех гонок в 2020 году. Однако пилота команды Prema Racing, как он сам шутит, пока подписал только детский сад.
Didn’t want to miss out on the trending news 😂
Не хотел пропустить самые свежие новости 😂 pic.twitter.com/QygxFA9zMx
Деньги отца-миллиардера решают
Добиться чего-то в автоспорте без больших денег достаточно сложно, мы это знаем и на примере того же Виталия Петрова, отца которого недавно застрелили в Выборге. Папа Роберта Шварцмана — тоже известный бизнесмен. А вот Сергей Сироткин, например, сын учёного и инженера. Чья карьера развивается успешнее — судите сами.
Сын цветочного магната и будущее Ferrari. В «Формуле-1» ждут чемпиона из Питера
Но вернёмся к новичку Haas. Его отец Дмитрий Мазепин — один из богатейших людей России, в 2015 году Forbes оценивал его состояние в 1,3 миллиарда долларов. Мазепин-старший является владельцем и председателем совета директоров компании «Уралхим», а ещё он очень любит гонки и адски много денег вкладывает в карьеру своего сына. Настолько много, что буквально создал собственную команду для Никиты.
Примерно такая же схема сработала и для «Формулы-1». Haas расстался с Грожаном и Магнуссеном не от хорошей жизни: американцы признались, что по ним мощно ударил коронавирусный кризис. На выручку пришёл Мазепин-старший, который предложил простую сделку: спасительные инвестиции в обмен на место в команде. В итоге все в выигрыше: Haas продолжает жить, а молодой пилот получит шанс в «Формуле-1». Примечательно, что Дмитрий Мазепин в 2018 году уже пытался провернуть подобный фокус с командой Force India, которая в итоге предпочла поработать с семьёй Стролл и превратилась в Racing Point. Тогда это казалось авантюрой, но шаг себя оправдал: в этом сезоне Лэнс Стролл, которого всячески шеймили за деньги отца, даже смог однажды финишировать на подиуме.
Рента-драйвер или реальный талант
На Никиту Мазепина тоже с ходу нацепили ярлык рента-драйвера — гонщика, который просто платит за место в команде, а не пробивается в неё своим талантом. Если бы москвич попал в «Формулу-1» с командой Force India в 2018 году, тогда такие обвинения ещё могли иметь право на жизнь. Но сейчас Мазепин-младший заметно преобразился и мощно прибавил именно как гонщик. Раньше информационный фон вокруг юного гонщика был скорее негативным: драки с другими пилотами, многочисленные аварии и тусовка на фоне траура в Соликамске.
Никита Мазепин
Биография
Громкой спортивной новостью декабря 2020 года стал контракт гонщика Никиты Мазепина с американской командой «Формулы-1» Haas. За плечами российского пилота, приглянувшегося Гюнтеру Штайнеру, есть ряд успешных выступлений в младших сериях и титул вице-чемпиона в классе GP3-2018.
Детство и юность
Никита Дмитриевич Мазепин родился в семье русско-белорусского предпринимателя, в зрелом возрасте ставшего владельцем акций концерна «Уралкалий» и взявшего под контроль объединенную химическую компанию «Уралхим». Биография будущего гонщика началась в Москве 2 марта 1999 года.
Отец, воспитывавший четверых детей, возлагал особые надежды на сына. Мальчик рос в обществе богатых и образованных людей. Когда родители развелись, ребенок не остался без поддержки ответственного предка и получал все, чего очень хотел.
Когда 7-летний Никита заговорил о том, что мечтает стать гонщиком, отец отвел его в столичную школу картинга. В 2010-х годах наследник многомиллионной империи участвовал в юношеских соревнованиях на машинах с моторами Raket-60, IAME Parilla 60, относящихся к классам KF-3, EasyKart-100 и другим. В 2014-м Мазепин впервые добился выдающихся результатов, заняв 2-е место на чемпионате мира, организованном автомобильной федерацией FIA. Международный турнир тогда выиграл Ландо Норрис, сейчас выступающий в «Формуле-1» за команду McLaren.
Гонки
В 15-летнем возрасте Никита, обладавший серьезной спонсорской поддержкой и опытом профессионального картингиста, перешел в младшую формульную серию. Тогда же в гонках серьезного уровня начал участвовать Мик Шумахер, сын легендарного чемпиона и многократного победителя королевских Гран-при.
Дебют россиянина в состязаниях на автомобилях с открытой колесной базой и моторами, поставляемыми компаниями Ford и Renault, состоялся на индийском первенстве MRF Challenge. На 2-м этапе новичок показал мастерство и добрался до пьедестала.
В дальнейшем юношеская карьера Мазепина развивалась по стандартному сценарию. Парень отчаянно пытался добиться успеха в новозеландской серии Toyota, но по итогам сезона стал лишь 18-м. В «Формуле-Рено 2.0», несмотря на подиум в Шпильберге, в лучшую десятку попасть тоже не удалось.
В итоге удача лишь однажды улыбнулась юному пилоту: на чемпионате Великобритании «Формула-3» он выиграл одну гонку и набрал 51 очко. Это случилось, когда лидер пелетона Ландо Норрис пропустил уик-энд по личным причинам, а остальные конкуренты совершили ошибки по ходу квалификации и позволили себя обогнать, после того как погасли стартовые огни.
Никита Мазепин и Роберт Шварцман / @nikita_mazepin и @rob_c63s
В 2016-м Никита возлагал большие надежды на команды HitechGP и AVF by Adrián Vallés, подавшие заявки на участие в чемпионате Европы, Еврокубке и Гран-при Макао, но убедительных результатов снова добиться не удалось. Только благодаря средствам родителя москвич попал в программу Force India F1 Team и стал резервным пилотом.
Тренировки на симуляторе и участие в тестах на трассе в Сильверстоуне помогли уроженцу Москвы поднять самооценку. В следующем сезоне на европейских автодромах он трижды добирался до призов.
2018 год стал переломным в карьере. Перейдя из «Формулы-3» в категорию GP-состязаний, Мазепин выиграл 4 кубка и набрал очки, позволившие занять 2-е место в личном зачете. Примечательно, что титул чемпиона в том знаменательном сезоне достался Антуану Юберу, трагически погибшему на бельгийском автодроме Спа-Франкоршам в августе 2019 года.
До страшной аварии в прессе говорили, что эти два автогонщика претендуют на места в самых престижных международных соревнованиях. Однако сын главы холдинга «Уралхим», пилотировавший болид команды ART Grand Prix («Формула-2»), в очередной раз провалился, и эксперты списали его со счетов. В интервью тематическим изданиям Мазепин, ни разу не поднявшийся на подиум и в итоге ставший 18-м, сетовал на инженеров, не способных подобрать настройки под стиль вождения, и жаловался на маломощный мотор.
Личная жизнь
В юном возрасте Никита получил негласный титул самого желанного бойфренда России. Первоначальным поводом для этого стал роман с участницей конкурсов красоты и бывшей подругой рэпера Тимати Аленой Шишковой.
Потом автогонщика видели в компании Софии Никитчук, надевавшей корону вице-мисс планеты и других блондинок, посещавших шумные элитные вечеринки в Москве.
В «Ф-1» пришел новый русский – Никита Мазепин. Сын миллиардера с собственной командой, победами в «Ф-2» и тестами в «Мерседесе»
«Хаас» не позволит бороться за подиумы в 2021-м, но скучно не будет.
Российские гонщики неизменно присутствуют на решетке Гран-при с 2014 года – и в следующем сезоне традиция продолжится. Несмотря на возможную потерю Даниила Квята, в «Формуле-1» поедет как минимум Никита Мазепин. Четвертый представитель России в элитных автогонках будет защищать цвета «Хааса» – скромной американской команды, еще пару лет назад бросавшей вызов грандам, а сейчас еле выжившей на фоне кризиса.
В 2020 году сын миллиардера стал звездой молодежных серий
Никита – автор самой яркой трансформации последних лет в «Формуле-2». Год назад дела у российского пилота шли настолько отвратительно, что о попадании на вершину мечтать не приходилось: Мазепин обитал на дне пелотона и устраивал красочные, но опасные для соперников аварии. И это при огромном для юниора накате на лучшей технике мира: в последние годы он периодически садился за руль «Форс-Индии» в практиках, затем тестировал шины «Пирелли» на «Мерседесе», а на тестах 2019 года в Барселоне поставил лучшее время дня на актуальном чемпионском болиде. Осваиваться в машине «Ф-1», по слухам, ему помогал нынешний пилот «Рено» Эстебан Окон, но уникальный опыт совершенно не помог в дебютном сезоне в «Ф-2», который Мазепин завершил на 18-м месте.
Секрет столь элитной подготовки прост: Дмитрий Мазепин – отец Никиты – является владельцем и неисполнительным директором корпорации «Уралхим», а также одним из богатейших людей России с состоянием более 1,7 миллиарда долларов. Мазепин-старший вложил в карьеру сына десятки миллионов долларов, а в 2020-м для сохранения прописки в главной молодежной серии создал новую команду «Ф-2». И звездный час Никиты наступил – с подиумами, победами, качественными и эффектными обгонами и борьбой в группе лидеров.
Пилотаж Никиты в 2020-м изменился до неузнаваемости: из ошибающегося и аварийного новичка он вырос в уверенного и стабильного профессионала. Мазепин научился обгонять агрессивно, но без приключений, держать жесткую оборону в борьбе с быстрыми соперниками (хотя судьи не всегда ценили его умения) и наращивать темп на изношенных покрышках. Так в «Ф-2» выступают уже готовые к главным гонкам мира пилоты.
«Без такого трудного начала сезона он сражался бы за титул, – уверен босс «Хааса» Гюнтер Штайнер, – Результаты говорят сами за себя».
Перед последним этапом Мазепин оказался третьим в чемпионате – выше главного молодого пилота России Роберта Шварцмана, блестяще дебютировавшего в «Ф-2». Никита действительно мог бы побороться за чемпионство без пары сомнительных решений судей и с чуть большим количеством везения. Хотя ожидания экспертов он в любом случае превзошел, а чемпион 2018 года Джордж Расселл даже называл Мазепина потенциальным открытием года.
Год назад над русским гонщиком смеялись из-за низкой скорости. А он теперь побеждает в «Формуле-2»
Секрет союза «Хааса» и Мазепиных: деньги отца, скорость сына, кризис
Трансфер Мазепина в «Хаас» не стал сюрпризом, хотя ожидалось, что американцы дождутся окончания чемпионата в ближайшие выходные, когда гонщик официально доберет необходимые баллы для получения суперлицензии, позволяющей выступать в «Формуле-1». Никита пока не гарантировал себе попадание в топ-7 и теоретически может остаться без заветного документа, но, видимо, «Хаас» уверен в том, что катастрофы не будет.
Устрашающая авария с пожаром в «Ф-1»: машину разорвало пополам. Кокпит пробил барьер, но гонщик выжил
Перед сезоном-2021 команда резко сменила кадровую политику. В «Хаасе» никогда не выступали новички, а последние четыре года состав пилотов оставался неизменным, однако теперь Грожану и Кевину Магнуссену указали на дверь. Харизматичная пара гонщиков вряд ли являлась самой гениальной в пелотоне, однако причины расставания – не только в результатах.
«Обстоятельства с COVID и финансовым кризисом сложились таким образом, – признавался Грожан, – «Хаас» решил пойти в другом направлении, и в текущей ситуации это объяснимо. Я подозревал, что один из пилотов останется, и не ожидал, что мы оба уйдем. Я не знал, что команде нужно так много денег».
Наличие финансовой составляющей при поиске сменщиков подтвердил и руководитель коллектива:
«Талант – обязательное условие, нужны не только деньги. Талант важнее. В то же время некоторые гонщики могут привести с собой спонсоров, так что мы рассматриваем и такие варианты».
Скорость Никита уже показал – он едва ли окажется медленнее и бесперспективнее не самых юных Грожана и Магнуссена – и, в отличие от них, обладает другими козырями. По информации Decalspotters, компании Мазепина-старшего «Уралхим» и «Уралкалий» заключили с командой многолетние контракты.
Аутсайдеру явно помогут российские миллионы: за последние пару лет «Хаас» перешел от дерзких сражений с «Рено» и пятого места в Кубке конструкторов в 2018-м (невероятный успех для маленькой и молодой команды) до конкуренции с «Уильямсом» на дне таблицы и унылых трех очков за сезон-2020. В этом году на постепенную деградацию наложился кризис, и речь шла о выживании коллектива – Штайнер признался, что шанс ухода из «Ф-1» был значительным.
Перспективы на следующий сезон: борьба среди отстающих и дуэль с сыном Шумахера
С таким болидом ждать чудес в 2021 году не приходится: развитие машин «Ф-1» фактически заморозили в целях экономии, так что до большой смены регламента в 2022-м расклад сил в пелотоне не претерпит драматических изменений. На трассе Мазепину придется проводить много времени вместе с новыми друзьями из «Уильямса» и «Альфа Ромео», сражаясь за выход из первого сегмента квалификации и изредка претендуя на очки в гонках. В «Ф-2» Никита привык действовать агрессивно при обгонах (и стратегия часто срабатывала), но в «Хаасе» пыл придется немного поубавить: из-за проблем с финансами новая команда вынуждена беречь детали и моторы.
Учитывая слухи о многолетних соглашениях компаний отца с командой, сотрудничество Мазепина и «Хааса» будет долгосрочным, и пилоту можно сосредоточиться на подготовке к революционному сезону-2022 – и, конечно, на борьбе с напарником. Им наверняка окажется коллега по «Ф-2» Мик Шумахер, с которым Никита вместе работал еще в картинге, причем о контракте должны объявить уже на этой неделе.
Сын семикратного чемпиона мира Михаэля Шумахера за последние два сезона тоже преобразился, пусть и не в такой степени, как Мазепин. После невзрачного дебюта в «Ф-2» в 2019-м Мик стал лидером и главным претендентом на титул годом спустя – благодаря эффективной работе с шинами, выдающейся стабильности и ошибкам конкурентов. У Никиты есть все шансы опередить пилота с громким именем: гениальных выступлений от Шумахера-младшего мы пока не видели, а стабильность не всегда является преимуществом для команд-аутсайдеров – лучше один раз прыгнуть выше головы и заехать в очки, чем каждую гонку быть 11-м.
А скучать болельщикам новый русский пилот «Ф-1» точно не позволит. За несколько лет в «формулах» Никита не только накопил массу красивейших маневров, но и удивил безумным выносом соперника на домашней гонке, ударом по лицу Каллума Айлотта в 2016-м, выбиванием подиумной таблички после спорного решения стюардов и шлемом с кристаллами Сваровски. Сравните с имиджем «хорошего мальчика» Шумахера – противостояние этих ребят явно будет многослойным. И в ближайшие выходные в «Ф-2», и после долгой коронавирусной зимы – в ранге напарников в «Ф-1».
Мазепин – грубейший новичок века в «Ф-1»: плюет на кодекс гонщиков, мстит за блокировки и наглеет в интервью
Образ, который навсегда останется с Никитой.
После трех Гран-при вряд ли еще остались энтузиасты для заочного спора с суровой и очевидной реальностью: дебют Никиты Мазепина в «Ф-1» обернулся настоящим провалом. Четвертый русский гонщик в истории серии отстает от напарника Мика Шумахера на 0,5-0,7 секунды с одного быстрого круга в квалификации и еще больше – по гоночному темпу (итог – минутные отставания на финише). Два последних места подряд – справедливый и абсолютно честный результат, ведь пока сын Михаэля прессингует другого неудачника – Николаса Латифи из «Уильямса» – №9 скорее изо всех сил пытается не проиграть немцу в такой же машине целую петлю. Конечно, часть преимущества Мика связана с тренировками на сверхнавороченном симуляторе «Феррари» (пока Мазепин катает на домашнем – у «Хааса» собственной установки нет), но все же настолько гигантский разрыв одним лишь виртуальным накатом не объяснить.
Тем более главная проблема Никиты сегодня – даже не в скорости: от безнадежного еще в прошлом году «Хааса» с минимумом обновлений вообще не ждали прорывов. Если бы москвич просто тихо приезжал под клетчатый флаг в стиле Латифи в 2020-м с минимумом инцидентов – никто бы не удивился и не размазывал бы парня после каждого Гран-при. Но №9 куда-то вляпывается практически каждый трековый день: то заблокирует соперника, то грубо ответит гоночному инженеру, то нарушит старое джентльменское соглашение, то просто развернется. А потом скажет в интервью что-то подчеркнуто спокойно-высокомерное, как будто все идет по плану.
Потому фанатскому сообществу и хватило трех Гран-при для завершения образа Мазепина: он – самый грубый новичок века в «Ф-1».
Дважды нарушил кодекс гонщиков в квалификации: в Бахрейне и Имоле
Помимо спортивного и технического регламентов у пилотов есть несколько внутренних правил-традиций, сформированных еще в 60-70-х – когда любой автоспорт грозил смертельной опасностью, и спортсмены старались минимизировать любой ненужный риск. Они основывались на взаимном уважении: к примеру, в квалификации гонщикам на быстрых кругах обычно уступали траекторию и не вмешивались в их попытки. Обычай соблюдали еще в 80-х – Ники Лауда вспомнил о нем во время рассказа о первой встрече с Айртоном Сенной на треке (да, бразилец тогда тоже нарушил кодекс, но ему моментально прилетело).
А карьера Никиты в отчетных сессиях «Формулы-1» по сути и началась с такого же нарушения: на последних секундах первого сегмента квалификации к Гран-при Бахрейна он ринулся обгонять Себастьяна Феттеля, Эстебана Окона и еще троих пилотов – а затем развернулся, вызвал желтые флаги и запорол круги нескольким конкурентам.
Дебют Мазепина в «Ф-1»: 4 разворота, запорол Феттелю первую квалу в «Астон Мартин», нарушил кодекс гонщиков и слил напарнику 0,8 секунды
Но особенно удивили объяснения россиянина – он словно вообще не понял, почему все недовольны.
«Меня долго продержали на процедуре взвешивания. Моя команда сказала мне, что если я не прибавлю в скорости, то времени на пересечение финишной черты может не хватить. Я гонщик, выступающий за конкретную команду, мне дали инструкцию – инструкцию атаковать, что я и сделал.
Честно говоря, я раньше никогда не слышал об этом соглашении. Теперь буду знать».
То есть №9 предложил нам поверить, будто он перешел в «Ф-1», даже не зная, как тут все устроено. Хотя три предыдущий сезона он параллельно гонялся на тех же трассах в те же уик-энды с GP3 и «Ф-2», а в тренерах у него – бывший коуч Нико Росберга Даниэль Шлессер!
Однако в любом случае ситуация повторилась в Имоле практически в точности: Никита ускорился перед стартом финальной попытки в первом сегменте – и обогнал Антонио Джовинацци, лишив того шанса на еще один круг.
«Обычно гонщики уважают друг друга, но сегодня было не так: Мазепин просто не сумел создать разрыв от машины впереди и уничтожил мой круг, – посетовал итальянец после клетчатого флага. Мы не такого ожидаем друг от друга на трассе».
«Я встал в очередь, соблюдая соглашение между гонщиками, – объяснил инцидент Никита. – Но когда я проехал 17-й поворот, инженер сказал, что осталось всего десять секунд, и я должен прямо сейчас начать разгоняться.
Позади подъезжали Риккардо и Расселл. Они тоже хотели ускориться, так что я начал разгон. Антонио увидел и тоже ускорился. Я оказался очень близко к нему на главной прямой, и мне ничего не оставалось, кроме как проехать вперед».
Оправдания Мазепина постоянно перекладывают вину на команду – инженеры не предупредили и плохо спланировали выезды, пока он сам просто выполнял инструкции. Звучит логично – вот только в прошлых сезонах Ромен Грожан и Кевин Магнуссен как-то обходили подобные конфликты.
Безусловно, время от времени хаос в квалификациях вместе с нарушением очередности выезда происходит – но все-таки не на каждом Гран-при в исполнении одного и того же пилота. К тому же, действия Никиты за рулем и по радио вызывают огромные сомнения в четком следовании инструкций от командного мостика.
Общение с гоночным инженером в стиле «может, помолчи?» – объясненные непривычкой к широкой трансляции переговоров
Еще одним штрихом к характеру, образу и деловым навыкам русского пилота стало взаимодействие и принятие советов по пилотажу и настройкам во время Гран-при в Имоле. В колонке на The Race аналитик Скотт Митчелл описал сразу несколько случаев, когда гоночный инженер предлагал Мазепину ценную информацию по улучшению темпа – а слышал в ответ «Мне не до разговоров».
Мазепин слил Шумахеру минуту за полгонки на одинаковых болидах «Ф-1». Никита худший по телеметрии и не слушает инженеров
В квалификации и гонке ситуация повторилась несколько раз – на данные по отрывам и советы по настройкам россиянин реагировал в стиле «дайте мне ехать» тоном недовольного ребенка.
Объяснения со стороны Никиты вышли слегка нелепыми – в стиле «раз меня слушают – то буду говорить что-то другое».
«Мне нужно привыкнуть к тому, что во время работы или той же стрессовой ситуации миллионы людей вокруг смогут услышать радиопереговоры. Я еще к этому не привык. В «Формуле-2» такого не было. И очень часто речь, которую вы слышите без вида говорящего лица, можно воспринять ошибочно. Сейчас мы с инженером еще привыкаем друг к другу. Поэтому я стараюсь донести до команды, что мне хочется слышать во время гонки, а что мне не нужно знать».
Выходит, проблема заключается не в спикере, а в зрителях – как они вообще могут слушать и осуждать чужие разговоры?
«Да, порой он кажется не особо дружелюбным, – признал в итоге и босс «Хааса» Гюнтер Штайнер. – Но Никита просто очень прямой человек, такой у него характер. Он не собирается кого-то обидеть».
Улучшилась ли коммуникация между инженером и Мазепиным? На Гран-при Португалии россиянина оштрафовали за блокировку лидера гонки – и Никита переложил часть вины за нарушение на команду (якобы его не предупредили о приближении соперника), хотя прослушивание радиопереговоров не оставляет сомнений: все инструкции ему передавали.
Мазепин заблокировал и взбесил лидера гонки – тот объезжал Никиту на два круга. Итог – первый штраф в «Ф-1»
Выходит, №9 на самом деле не так-то внимательно слушает голос в наушниках – может, тогда и в первых двух квалификациях инструкции с мостика стали лишь удобным оправданием за не самое спортивное поведение?
Моментальная месть за испорченный квалификационный круг – под очередное интервью в стиле «а чего такого?»
А еще в Португалии Никита оказался уже в роли потерпевшего – его финальную попытку испортил Николас Латифи и зазевавшийся гоночный инженер «Уильямса». Вот только россиянин не спустил блокировку просто так – даже после завершения круга остался на гоночной траектории, затормозил как можно раньше и занял апекс.
Мазепину запороли лучший круг дня – он тут же заблокировал обидчика в ответ. Соперник обозвал Никиту «тупицей» и «идиотом»
«Я всегда беспокоюсь о своих соперниках, – заявил (или поиронизировал?) после клетчатого флага Мазепин. – Я вообще хотел бы жить в мире, где все счастливы. К сожалению, на подиуме всего три места, а победителем может стать только один. Не получится, чтобы все 20 гонщиков были счастливы. Я никогда бы не стал намеренно портить кому-то круг.
Мне сказали, что соперник находится от меня в трех секундах, и из того что я видел, он был не слишком близко. То есть вопрос в том, кто и что называет блокировкой. Мне очень жаль, что он расстроился».
И, да, инженер предупредил Никиту сразу после завершения быстрого круга словами «Латифи сзади, начинает попытку, следи за Латифи».
Пожалуй, новичков наглее в XXI веке «Формула-1» еще не видела
За последние 20 лет через Гран-при прошло немало дебютантов – и многие заработали откровенно невеселую репутацию: к примеру, ребят вроде Такумы Сато, Пастора Мальдонадо и Ромена Грожана прозвали сумасшедшими крэшерами, Кевин Магнуссен надолго превратился в главного грубияна, а Макс Ферстаппен бесил всех сменами траекторий на торможениях. Но все-таки Сато, Мальдонадо и Грожан выносили других явно не специально, Магнуссен включил жесткость только на середине сезона под прессингом слухов о вылете из «Ф-1» и стремился именно рубиться колесо в колесо в гонках – да и Ферстаппен хлопал калитками ради обороны позиции не на каждом Гран-при (и по сути просто пользовался лазейкой в регламенте). Еще огромной наглостью прославился Хуан-Пабло Монтойя – но колумбиец все-таки с первых Гран-при ринулся красиво обгонять доминирующего Михаэля Шумахера, и потому его притязания выглядели вполне оправдано.
Никита же отстает почти на круг даже от ближайшего конкурента – но все равно прямо пышет оптимизмом.
«Уверен, проведу в «Формуле-1» как минимум несколько лет», – заявил он перед гонкой в Португалии.
«Я надеюсь, те, кто смотрит [«Формулу-1»], сами все решат про мою репутацию. Мои гонки никогда не скучно смотреть. Мне ничего не достается просто так», – из предсезонного интервью. Все-таки работа Мазепина с прессой и микрофоном явно не способствует улучшению имиджа.
Фактически пока на стороне дебютанта из Москвы только Штайнер – правда, даже он признает своеобразный образ и характер №9.
«Мы все знаем: у Никиты образ плохого парня, который ему слепили некоторое время назад, – заключил босс «Хааса» после гонки в Португалии. – Режиссеры «Ф-1» всегда вставляют комментарии о нем, потому что публике они нравятся. Но не думаю, что на Никиту это влияет. Мы должны подождать еще немного – может, Никите просто требуется больше времени, чтбы найти скорость».
Однако мантру про ожидания нельзя повторять весь сезон – особенно когда прогресса не видно, а все новые инциденты случаются на каждом этапе. Мазепин уже собрал все неприятные атрибуты воедино – и пока не подал ни одного повода для защиты. Можно сетовать на скоропалительные выводы, но мировая пресса продолжит разбирать каждый провал №9, а режиссеры трансляций не откажутся в эфирном времени для новой порции негодования на действия россиянина от кого угодно. Образ у Мазепина уже сложился – и вытравливать его придется минимум много лет. Продержится ли Никита столько в «Ф-1»?