Кто такой мессия в иудаизме
Мессия (Еврейский Спаситель) и лже-Мессия — Машиах и псевдо-Машиах
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
Еврейский мессия — Машиах
Вера в приход Мессии всегда была важной составной частью еврейской доктрины. Еврейский законоучитель Маймонид (Рамбам) включил эту веру в число тринадцати основных принципов иудаизма. О Мессии и его эпохе много писали мудрецы и раввины разных эпох.
Еврейская история знает немало случаев появления лжемессий. Самым известным из них был, пожалуй, Иисус, сторонники которого дали ему имя Христос, по-гречески «помазанник», «мессия», искажённое еврейское слово Машиах. Другими словами, имя Христос — всего лишь лингвистическая калька (семантическое заимствование) от еврейского «Машиах».
Христиане утверждают, будто Иисус был еврейским Машиахом. Однако у евреев совершенно иное представление о Машиахе. Посмотрим, в чём состоят главные различия.
Рамбам пишет, что Храм построит царь-Машиах, после того как укрепит свой престол
Концепция Машиаха подробно разработана еврейскими пророками. Речь идёт о еврейском лидере, обладающем исключительной мудростью, твёрдостью и силой духа. Именно он принесёт полное — физическое и духовное — избавление еврейскому народу. Кроме того, на него возложена обязанность установить на всей земле вечный мир, любовь, процветание и нравственное совершенство.
Еврейский Машиах — еврейский человек из плоти и крови, рождённый от обычных людей.
Как сказал пророк Йешаяу (11, 2), Машиаху присущ «дух мудрости и разумения, дух совета и силы, дух знания и трепета перед Ашемом». Машиах обладает развитым чувством справедливости или, по образному выражению Талмуда (В. Талмуд, Сангедрин 93 б), он «обоняет и судит». Другими словами, он способен инстинктивно понять, виновен подсудимый или нет.
Далее пророк (11, 4) объясняет, что Машиах «будет бить страну бичом своих речей; духом своих уст умертвит нечестивого». Зло и тирания не смогут устоять перед его судом.
Тем не менее, Машиах — это в первую очередь миротворец. Поэтому наши мудрецы учат (Дерех Эрец Зута 1): «Когда Машиах явится к Израилю, он будет открывать свои уста только ради мира. Ибо сказано (Йешаяу 52, 7): “Как прекрасны на горах ноги вестника, возвещающего мир”».
Первая задача Машиаха состоит в том, чтобы освободить Израиль от преследований и положить конец рассеянию. Одновременно он избавит мир от гнёта зла. Его усилиями будут уничтожены страдания, все формы безбожия и угнетения. Человечество достигнет вершины нравственного совершенства; все грехи против Б-га и в отношениях между людьми будут раз и навсегда истреблены. В эпоху Машиаха прекратятся войны, вражда и ненависть между народами.
Самое главное, еврейский Машиах приведёт к Б-гу все народы земли. Эта мысль убедительно выражена в молитве Алейну, которой завершаются все три ежедневные молитвы — шахарит, минха и маарив: «Пусть исправится мир под властью Б-га. Тогда все сыны человеческие станут взывать к Твоему Имени и все грешники земли вернутся к тебе. Признают и поймут все жители земли, что перед Тобой следует преклонять колени, лишь Твоим Именем следует клясться… И все они подчинятся Твоей Царской власти».
Такая же мысль звучит и в молитве Амида, которую читают в Рош а-Шана и Йом-Кипур: «Пусть все творения склонятся перед Тобой. Пусть они объединятся в единое общество, чтобы исполнять Твою волю с полным желанием».
Таким образом, еврейский Машиах призван усовершенствовать мир. Он освободит людей от рабства, угнетения и творимого ими зла. В мире наступит доселе неслыханное материальное процветание. Человек словно вернётся в райский сад, чтобы безмятежно наслаждаться плодами земли без изнурительного труда.
В эпоху Машиаха еврейский народ будет свободно жить на своей земле. Произойдёт «собирание рассеянных», и евреи вернутся в страну Израиля. Все эти события побудят другие народы признать Б-га Израиля и Его учение, заключённое в Торе. Поэтому Машиах станет царём не только над евреями, но и, в некотором роде, правителем всех наций. Ведь спасение может исходить только об Б-га, а Машиах всего лишь орудие в Его руках. Машиах — человек из плоти и крови, как все смертные. При этом он лучший представитель человечества, обладающий уникальными качествами, недостижимыми для остальных людей. Но ничего сверхъестественного в нём нет. Поднявшись на высшую ступень совершенства, Машиах останется тем не менее человеком. Поэтому можно утверждать, что царство еврейского Машиаха «от мира сего».
В эпоху Машиаха все люди объединятся,
чтобы установить «Царство Всевышнего»
Иудаизм — религия, основанная на служении одного народа Единому Б-гу. Евреи становятся как бы «проводниками», несущими свет Б-жественной правды остальным народам. Поэтому спасение Израиля должно предшествовать духовному подъёму остального человечества. Прежде чем освободить весь мир, Б-г вначале позаботится о Своём угнетённом, страдающем от изгнания и преследований народе, вернёт евреев на их землю и восстановит их особый статус.
Однако эта миссия не ограничивается Израилем. Избавление еврейства тесно связано с эмансипацией всего человечества и уничтожением зла и тирании. Таков первый шаг на пути возвращения человека к Б-гу. В эпоху Машиаха все люди объединятся «в единое общество», чтобы исполнить Б-жественный замысел и установить «Царство Всевышнего».
Хотя Машиах занимает важное место в этом царстве, главная фигура в нём не он, а сам Б-г.
Такова вкратце концепция еврейского Машиаха.
Вера в приход Мессии всегда была важной составной частью еврейской доктрины. Еврейский законоучитель Маймонид (Рамбам) включил эту веру в число тринадцати основных принципов иудаизма. О Мессии и его эпохе много писали мудрецы и раввины разных эпох.
Еврейская история знает немало случаев появления лжемессий. Самым известным из них был, пожалуй, Иисус, сторонники которого дали ему имя Христос, по-гречески «помазанник», «мессия», искажённое еврейское слово Машиах. Другими словами, имя Христос – всего лишь лингвистическая калька (семантическое заимствование) от еврейского «Машиах».
Христиане утверждают, будто Иисус был еврейским Машиахом. Однако у евреев совершенно иное представление о Машиахе. Посмотрим, в чём состоят главные различия..
Концепция Машиаха подробно разработана еврейскими пророками. Речь идёт о еврейском лидере, обладающем исключительной мудростью, твёрдостью и силой духа. Именно он принесёт полное – физическое и духовное – избавление еврейскому народу. Кроме того, на него возложена обязанность установить на всей земле вечный мир, любовь, процветание и нравственное совершенство.
Еврейский Машиах – еврейский человек из плоти и крови, рождённый от обычных людей.
Как сказал пророк Йешаяу (11, 2), Машиаху присущ «дух мудрости и разумения, дух совета и силы, дух знания и трепета перед Ашемом». Машиах обладает развитым чувством справедливости или, по образному выражению Талмуда (В. Талмуд, Сангедрин 93 б), он «обоняет и судит». Другими словами, он способен инстинктивно понять, виновен подсудимый или нет.
Далее пророк (11, 4) объясняет, что Машиах «будет бить страну бичом своих речей; духом своих уст умертвит нечестивого». Зло и тирания не смогут устоять перед его судом.
Тем не менее, Машиах – это в первую очередь миротворец. Поэтому наши мудрецы учат (Дерех Эрец Зута 1): «Когда Машиах явится к Израилю, он будет открывать свои уста только ради мира. Ибо сказано (Йешаяу 52, 7): «Как прекрасны на горах ноги вестника, возвещающего мир».
Первая задача Машиаха состоит в том, чтобы освободить Израиль от преследований и положить конец рассеянию. Одновременно он избавит мир от гнёта зла. Его усилиями будут уничтожены страдания, все формы безбожия и угнетения. Человечество достигнет вершины нравственного совершенства; все грехи против Б-га и в отношениях между людьми будут раз и навсегда истреблены. В эпоху Машиаха прекратятся войны, вражда и ненависть между народами.
Самое главное, еврейский Машиах приведёт к Б-гу все народы земли. Эта мысль убедительно выражена в молитве Алейну, которой завершаются все три ежедневные молитвы – шахарит, минха и маарив: «Пусть исправится мир под властью Б-га. Тогда все сыны человеческие станут взывать к Твоему Имени и все грешники земли вернутся к тебе. Признают и поймут все жители земли, что перед Тобой следует преклонять колени, лишь Твоим Именем следует клясться… И все они подчинятся Твоей Царской власти».
Такая же мысль звучит и в молитве Амида, которую читают в Рош а-Шана и Йом-Кипур: «Пусть все творения склонятся перед Тобой. Пусть они объединятся в единое общество, чтобы исполнять Твою волю с полным желанием».
Таким образом, еврейский Машиах призван усовершенствовать мир. Он освободит людей от рабства, угнетения и творимого ими зла. В мире наступит доселе неслыханное материальное процветание. Человек словно вернётся в райский сад, чтобы безмятежно наслаждаться плодами земли без изнурительного труда.
В эпоху Машиаха еврейский народ будет свободно жить на своей земле. Произойдёт «собирание рассеянных», и евреи вернутся в страну Израиля. Все эти события побудят другие народы признать Б-га Израиля и Его учение, заключённое в Торе. Поэтому Машиах станет царём не только над евреями, но и, в некотором роде, правителем всех наций. Ведь спасение может исходить только об Б-га, а Машиах всего лишь орудие в Его руках. Машиах – человек из плоти и крови, как все смертные. При этом он лучший представитель человечества, обладающий уникальными качествами, недостижимыми для остальных людей. Но ничего сверхъестественного в нём нет. Поднявшись на высшую ступень совершенства, Машиах останется тем не менее человеком. Поэтому можно утверждать, что царство еврейского Машиаха «от мира сего».
Иудаизм – религия, основанная на служении одного народа Единому Б-гу. Евреи становятся как бы «проводниками», несущими свет Б-жественной правды остальным народам. Поэтому спасение Израиля должно предшествовать духовному подъёму остального человечества. Прежде чем освободить весь мир, Б-г вначале позаботится о Своём угнетённом, страдающем от изгнания и преследований народе, вернёт евреев на их землю и восстановит их особый статус.
Однако эта миссия не ограничивается Израилем. Избавление еврейства тесно связано с эмансипацией всего человечества и уничтожением зла и тирании. Таков первый шаг на пути возвращения человека к Б-гу. В эпоху Машиаха все люди объединятся «в единое общество», чтобы исполнить Б-жественный замысел и установить «Царство Всевышнего».
Хотя Машиах занимает важное место в этом царстве, главная фигура в нём не он, а сам Б-г.
Такова вкратце концепция еврейского Машиаха.
Машиах (Мессия). Что мы о нем знаем?
от сердце их впишу Я её. И не будет больше каждый учить ближнего своего и каждый брата своего, говоря: «Познай Б-га», ибо все они, от мала до велика, будут знать Меня» (книга пророка Иеремии — Ирмеяѓу 31:32-33).
Пророк также сказал во имя Б-га: «И удалю из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце из плоти» ((книга пророка Иезекииля — Йехезкель 36:26). То есть, склонность к созиданию добра будет настолько укрепляться в человеке, что ему станет чуждо пристрастие физического влечения и удовольствия. Напротив, приоритет возьмут духовные ценности, стремление служить Творцу и соблюдение заповедей Торы. Вот почему Тора нам обещает: «И обрежет Господь, Бог твой, сердце твое (для большей чувствительности) и сердце потомства твоего, чтобы любить Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим и всею душою твоею, ради жизни твоей» (Дварим 30:6).
Религиозная практика
Машиах не станет изменять нашу религию никаким образом. Все заповеди останутся актуальными во все времена эпохи Машиаха. Из Торы никто ничего не убавит и к ней ничего не прибавит.
Существует мнение, что единственными книгами Священного Писания станут Тора (Пятикнижие Моше) и Мегилат Эстер. Объяснение такого взгляда в том, что все учения пророков могут быть унаследованы из Торы, и, коль скоро Машиах в совершенстве раскроет все учения Торы, пророческие писания больше не понадобятся.
сердце человека, желание греха оставит его, следовательно, исчезнет необходимость в жертве во имя искупления грехов.
Из всех молитв, которые мы сегодня произносим, останутся только молитвы благодарности Творцу.
Никогда ни один из наших мудрецов не жаждал эпохи Машиаха с целью властвовать над людьми и править миром. Они не желали возвеличивания, чтобы народ чествовал и почитал их, не хотели находить удовольствие в еде, питье и развлечениях. Они стремились к одной-единственной цели — свободно постигать учение Торы и вникать в её мудрость. Они добивались того, чтобы ничто не помешало им и не сбило их с пути истинного, дабы они сохранили свое служение и преданность Творцу и были удостоены права войти в жизнь грядущего Мира.
Read Later Add to Favourites Add to Collection Report
10 признаков прихода Машиаха из древних пророчеств
Breaking Israel News: Более полутора тысяч лет раввины многих поколений обсуждают набор знамений и признаков, которые должны реализоваться перед пришествием Мессии и открытием мессианской эры. И сейчас, на прошедшей неделе Екутиэль Бен Яаков (Майк Гузофски) выступил с докладом, в котором он связал многие из этих древних знаков с текущими событиями. Вот десять мессианских пророчеств, которые, как понимает Бен Яаков, исполняются в наши дни.
1. Молодежь будет ругать и стыдить старшее поколение.
Раввины учат, что «В том поколении, когда придет сын Давида (раввинское упоминание Мессии, сына Давида), молодые люди будут стыдить стариков». И что происходит сейчас? Сейчас мы видим, что COVID–19 поражает в основном пожилых людей, поэтому их все и везде ругают как “разносчиков пандемии”, а молодежь негодует, что из–за болезни стариков она тоже вынуждена ограничить свои перемещения.
2. Гибель знатоков Торы.
Раввины учат, что «В том поколении, когда придет сын Давида, число ученых Торы сократиться». Бен Яаков отметил, что сейчас действительно, шокирующе большое количество раввинов погибло от коронавируса.
3. Дорогое пропитание.
Раввины учат: «В том поколении, когда придет сын Давида виноградная лоза будет приносить свои плоды, но вино будет дорогим». И Бен Яаков говорит, что сейчас в Израиле местные фермеры вынуждены выбрасывать продукты, поскольку они не могут доставить их в города. Как следствие цены на еду растут, а из-за комендантского часа и изоляции люди не могут свободно пойти в магазин и купить еду. «То есть продукты как бы и есть, но люди не имеют к ним доступа. Разве это не реализация пророчества?», – отметил Бен Яаков.
4. Внезапная бедность.
Раввины учат: «Он не придет до тех пор, пока из кошелька не выйдет Перута (маленькая монета малой ценности)». Другими словами, Машиах не придет, пока люди не станут бедными. И что мы видим? Мы видим, что огромное количество людей из–за пандемии потеряли работу, а те, кто не потерял – те не получают зарплату. И этот финансовый кризис глобальный.
5. В Иерусалиме не будет правительства.
Раввины учат, что «Сын Давида не придет, пока мелочное правительство Израиля не исчезнет». Бен Яаков говорит: «Таким образом в древних пророчествах прямо указано, что Машиах не придет, пока в Израиле не будет правительства. Это беспрецедентно, но мы уже три раза холодим на выборы, а у нас все еще нет правительства».
6. Люди с лицом собаки.
Раввины учат: «Лицо поколения, которое встретит Машиаха, будет как лицо у собаки». Бен Яаков истолковал это как тот факт, что сегодняшние политические лидеры являются популистами, которые говорят только то, что хочет услышать электорат и следуют за ним, как собака на поводке.
7. Волна неприятностей.
Раввины учат: «Многочисленные неприятности и суровые указы будут постоянно появляться снова и снова. До того, как первая проблема закончится, появится вторая, и если вы увидите поколение, при котором многочисленные проблемы возникают как река, ожидайте Мессию». Бен Яаков сравнивает эти проблемы с волнами пандемии, где каждая следующая волна будет хуже первой.
8. Ускорение.
Раввины учат: «Три вещи приходят очень быстро: потеря предмета, укус скорпиона и приход Машиаха». Бен Яаков отмечает, что блокировка произошла так быстро, что «люди не успели подготовиться», поэтому она и есть признак скорого прихода Мессии.
9. Тора будет забыта.
Раввины учат, что «В том поколении, когда придет сын Давида, число учителей Торы уменьшится и познания Торы будут забыты учениками». А сейчас, как отмечает Бен Яаков, двери в синагоги закрыты электросваркой, залы пусты. И это явный признак того, что Машиах уже в пути.
10. Когда Бог потребует мести.
Бен Яаков рассказал о том, как один из самых ярких признаков наступления мезианской эпохи – это когда «Будет месть врагам Израиля». И он указал на Китай, Иран и Италию, которые он назвал «местом [антисемитской] церкви.
Приведенные 10 признаков прихода Машиаха – это удивительный набор пророчеств, который реализуется прямо у нас на глазах. Хотя, конечно, этот господин Бен Яаков не все истолковал правильно.
6. Раввины говорят: «Лицо поколения, которое встретит Машиаха, будет как лицо у собаки». Бен Яаков говорит про популистов-политиков, но на самом деле всё как-то так:
7. Раввины учат: «Многочисленные неприятности и суровые указы будут постоянно появляться снова. До того, как первая проблема закончится, появится вторая, и если вы увидите поколение, при котором многочисленные проблемы возникают как река, ожидайте Мессию».
Здесь все тоже, в общем-то очевидно: сначала людям запретили выходить из города, потом запретили даже выходить из дома. Сначала сказали, что карантин будет до начала апреля, потом карантин продлили до мая, теперь говорят про 18 месяцев и так далее. Начался дурдом с протестами – людей винтят за любую критику действий местной власти по борьбе с эпидемией. Какие-то пропуска, какие-то прививки, проблемы с банками, проблемы с бизнесом, какой-то финансовый кризис – все идет как снежный ком. Ну и да – волны эпидемии.
8. Раввины учат: «Три вещи приходят очень быстро: потеря предмета, укус скорпиона и приход Машиаха». Иногда то, что говорят раввины понять сложнее, чем притчи учителей Дзен, поэтому какой смысл они вложили в эти слова сказать сложно. Бен Яаков абсолютно прав: карантин свалился как снег на голову и люди даже не успели слинять из города в заранее приготовленное убежище. То есть даже 24-х часов не было на раскачку: просто «Бац!» – и отменили поезда, поставили людей с полосатыми палочками на дорогах. Хорошо тем, у кого города в тайге, а кто живет в степи? Однако, есть подозрение, что раввины намекали и на ускорение времени – что мы действительно сейчас наблюдаем. Кроме того, новые правила “борьбы с пандемией” тоже распространяются по миру как-то удивительно быстро.