Кто такой модэ почему его почитали

Модэ (234–174 до н. э.)

Кто такой модэ почему его почитали. Смотреть фото Кто такой модэ почему его почитали. Смотреть картинку Кто такой модэ почему его почитали. Картинка про Кто такой модэ почему его почитали. Фото Кто такой модэ почему его почитали

Модэ или Маодунь, Моду — основатель империи Хунну и ее правитель (шаньюй) с 209 по 174 гг. до н. э.

Модэ заключил мирный договор с согдийцами, а восточные кочевники дунху потребовали от него лучших коней в качестве дани. Некоторые хунну хотели начать из-за этого войну, но Модэ отдал коней, казнив несогласных. Потом дунху потребовали красивейших женщин, в том числе и жену шаньюя. Модэ отдал и женщин, посчитав, что существование государства стоит дороже, чем женщины. Отказавшимся отдавать жен Модэ отрубил головы. Наконец, дунху потребовали приграничные пустынные земли, которые некоторые хунну предлагали отдать без сопротивления, так как там все равно никто не живет. Однако Модэ заявил, что земля — это основание государства и ее нельзя отдавать. Он снова казнил несогласных, пошел в поход на дунху и разбил их.

Вернувшись из похода, Модэ начал войну с юэчжи и нанес им поражение. Теперь для хуннов настало время вернуть земли, ранее завоёванные империей Цинь. Для этого Модэ покорил племена Лоуфань и Байян в Ордосе и совершил набег на китайские земли в Янь и Дай, оттуда направился к городам Чаона и Луши, и снова в Янь и Дай. 300 000 армия Модэ практически не получила сопротивления, так как Лю Бан воевал с Сян Юйем.

В 201 г. до н. э. Лю Бан назначил князя Хань Синя правителем области Дай (Шаньси, округ Синьчжоу) со столицей в Маи. Модэ осадил Маи и Хань Синь сдался без боя. Таким образом хунну получили проход в центральные области китая. Они перешли через Гэучжу, осадили Тхайюань (Тайюань) и Цзяньян. Хань Гао-цзу собрал войско и в 200 г. до н. э. повёл его против Модэ. Из-за морозов множество китайских воинов получили обморожение пальцев. Модэ стал отступать, а 320,000 китайская армия гналась за ним. Гао-Цзу с отборной конницей оторвался от пехоты. У селения Байдын (в 5 км от города Пьхинчен, ныне Датун) превосходящие силы хуннов окружили императора. 7 дней хунну осаждали лагерь императора, Модэ поделил свою кавалерию на 4 части: север — вороные кони, запад-белые, восток-серые, юг-рыжие, но захватить лагерь не смог. Хань Гао-цзу направил лазутчиков с дарами к Яньчжи супруге Модэ. Она сказала мужу, что император человек «гениальный» и лучше с ним договориться. Модэ не получил помощи от своих китайских союзников Ван Хуана и Чжао Ли, и опасаясь измены с их стороны, решил отпустить императора. Хунну предоставили коридор в по которому прошли китайцы держа натянутые луки и император, чтобы соединится с основной армией. После этого Модэ отступил. Чиновник Лю Гин направился к Хунну для заключения Договора Мира и Родства.

Модэ плохо соблюдал договор и назначил Хан Синя полководцем. Хань Синь вместе с Ван Хуаном и Чжао Ли нападали на округ Дай. Чэнь Си, военачальник в Дай, решил присоединиться к Хань Синю. Ханьский генерал Фань Кхуай отбил Дай и сопредельные районы, но обстановку это не улучшило: много военачальников бежало к Хунну.

В 198 г. до н. э. Лю Цзин предложил императору: «Империя истощена войнами. Чтобы покорить хунну нужно выдать за Модэ принцессу, которую он сделает Яньчжи, а их сына наследником престола. Кроме того нужно задобрить шаньюя ежегодными подарками. А новый шаньюй будет внуком императора Гао-цзу». Императору понравился план, но он не решился отдать дочь за Модэ и послал другую княжну и подарки: шелк, рис, вино, хлопок и разные лакомства. В послании Гао-цзу обращался к Модэ — «брат». Модэ был вполне доволен.

В 195 г. до н. э. Лу Гуань князь Янь предался хунну и разграбил земли на востоке от Шангу (Чжили). В этом же году скончался Хань Гао-Цзу. В 192 г. до н. э. Модэ прислал императрице Люй Чжи письмо следующего содержания: «…сирый и дряхлый государь, рожденный посреди болот, возросший в степях между лошадьми и волами, несколько раз приходил к вашим пределам, желая прогуляться по Срединному царству. Государыня одинока на престоле; сирый и дряхлый также живет в одиночестве. Оба государя живут в скуке, не имея ни в чем утешения для себя. Желаю то, что имею, променять на то, чего не имею».

Генерал Фань Куай обещал императрице со 100 000 войском уничтожить хунну. Цзи Бу заявил, что это Фань Куаю надо отрубить голову за то, что он не спас область Дай, когда имел 320 000 войска, а теперь предлагает воевать. Императрица прислушалась к Ги Бу и приказала Чжан Цзэ написать ответ (в тонких дипломатических выражениях), что она уже стара для брака с Модэ. Шаньюй был доволен и в 179 г. до н. э. подтвердил договор мира и родства.

Вэнь-ди в 177 г. до н. э. подтвердил договор мира и родства с шаньюем. Но в этом же году хуннский князь напал на Ордос, против него император послал министра Гуань Ина с 85 000 конницы и колесницами, но хунну уже ушли в степи. В это время император поехал в Тхайюань и взбунтовался Цзи Бэй Ван, император отозвал войска с севера для подавления мятежа. В 176 г. до н. э. Модэ прислал императору письмо, написанное по-китайски, в котором сообщалось, что нападения хунну были спровоцированы злоупотреблениями китайских чиновников. Вместе с письмом Модэ прислал верблюда, двух верховых лошадей и восемь запряжных. Министры сказали, что это письмо отчасти предупреждение, так как Модэ сообщил о силе хунну и разгроме юэчжей, поэтому сейчас воевать с хунну не следует. В 174 г. до н. э. император отправил шаньюю письмо, где говорил о том, что прощает хунну, желает мира с Модэ и отправляет: роскошную одежду, золотые украшения, 10 кусков шелка, 30 кусков камки, 40 кусков темно-малиновой и зеленой шелковой ткани.

Источник

Кто такой модэ почему его почитали

Модэ или Маодунь, Моду (кит. 冒頓單于 [1] ; 234—174 до н. э.) — основатель империи Хунну и её правитель (шаньюй) с 209 по 174 гг. до н. э.

Содержание

Легенда

Правление

Первые походы

Модэ заключил мирный договор с согдийцами, а восточные кочевники дунху потребовали от него лучших коней в качестве дани. Некоторые хунну хотели начать из-за этого войну, но Модэ отдал коней, казнив несогласных. Потом дунху потребовали красивейших женщин, в том числе и жену шаньюя. Модэ отдал и женщин, посчитав, что существование государства стоит дороже, чем женщины. Отказавшимся отдавать жён Модэ отрубил головы. Наконец, дунху потребовали приграничные пустынные земли, которые некоторые хунну предлагали отдать без сопротивления, так как там всё равно никто не живёт. Однако Модэ заявил, что земля — это основание государства и её нельзя отдавать. Он снова казнил несогласных, пошёл в поход на дунху и разбил их.
Вернувшись из похода, Модэ начал войну с юэчжи и нанёс им поражение. Теперь для хуннов настало время вернуть земли, ранее завоёванные империей Цинь. Для этого Модэ покорил племена Лоуфань и Байян в Ордосе и совершил набег на китайские земли в Янь и Дай, оттуда направился к городам Чаона и Луши, и снова в Янь и Дай. 300 000 [2] армия Модэ практически не получила сопротивления, так как Лю Бан в это время воевал с Сян Юйем.

Война с Китаем

В 201 году до н. э. Лю Бан назначил князя Хань Синя правителем области Дай (代县, Шаньси, округ Синьчжоу) со столицей в Маи. Модэ осадил Маи и Хань Синь сдался без боя. Таким образом хунну получили проход в центральные области Китая. Они перешли через Гэучжу, осадили Тхайюань (Тайюань) и Цзяньян. Хань Гао-цзу собрал войско и в 200 году до н. э. повёл его против Модэ. Из-за морозов 3 из 10 китайских воинов обморозили пальцы. Модэ стал отступать, а 320 000 китайская армия гналась за ним. Гао-Цзу с отборной конницей оторвался от пехоты. У селения Байдын (в 5 км на ю.-в. от города Пьхинчен, ныне Датун) превосходящие силы хуннов окружили Императора. 7 дней хунну осаждали лагерь императора, Модэ поделил свою кавалерию на 4 части: север — вороные кони, запад-белые, восток-серые, юг-рыжие, но захватить лагерь не смог. Хань Гао-цзу направил лазутчиков с дарами к Яньчжи [3] супруге Модэ. Она сказала мужу, что Император человек «гениальный», и лучше с ним договориться. Модэ не получил помощи от своих китайских союзников Ван Хуана и Чжао Ли и, опасаясь измены с их стороны, решил отпустить императора.

Хунну предоставили коридор, по которому прошли китайцы, держа натянутые луки, и император, чтобы соединиться с основной армией. После этого Модэ отступил. Чиновник Лю Гин направился к хунну для заключения Договора Мира и Родства.

Позднее правление

Модэ плохо соблюдал договор и назначил Хан Синя полководцем. Хань Синь вместе с Ван Хуаном и Чжао Ли нападали на округ Дай. Чэнь Си, военачальник в Дай, решил присоединиться к Хань Синю. Ханьский генерал Фань Кхуай отбил Дай и сопредельные районы, но обстановку это не улучшило: много военачальников бежало к Хунну.

В 195 г. до н. э. Лу Гуань князь Янь предался хунну и разграбил земли на восток от Шангу (Чжили). В этом же году скончался Хань Гао-Цзу. В 192 г. до н. э. Модэ прислал императрице Люй Чжи письмо следующего содержания:

— Бичурин Н. Я. [Иакинф] «Собрание сведений о народах,обитавших в Средней Азии в древние времена» (Первая часть-отделение I- часть 2)

Генерал Фань Куай обещал императрице со 100 000 войском уничтожить хунну. Цзи Бу заявил, что это Фань Куаю надо отрубить голову за то, что он не спас область Дай, когда имел 320 000 войска, а теперь предлагает воевать. Императрица прислушалась к Ги Бу и приказала Чжан Цзэ написать ответ (в тонких дипломатических выражениях), что она уже стара для брака с Модэ. Шаньюй был доволен и в 179 г. до н. э. подтвердил договор мира и родства.

Вэнь-ди в 177 г. до н. э. подтвердил договор мира и родства с шаньюем. Но в этом же году хуннский князь напал на Ордос, против него император послал министра Гуань Ина с 85 000 конницы и колесницами, но хунну уже ушли в степи. В это время император поехал в Тхайюань, где взбунтовался Цзи Бэй Ван, император отозвал войска с севера для подавления мятежа. В 176 г. до н. э. Модэ прислал императору письмо, написанное по-китайски, в котором сообщалось, что нападения хунну были спровоцированы злоупотреблениями китайских чиновников, но Чжуки-князь всё равно не прав и теперь его послали воевать с юэчжами, но он их победил и прощён, конфликт есть недоразумение и больше не повторится. Вместе с письмом Модэ прислал верблюда, двух верховых лошадей и восемь запряженных. Министры сказали, что это письмо отчасти предупреждение, так как Модэ сообщил о силе хунну и разгроме юэчжей, поэтому сейчас воевать с хунну не следует. В 174 г. до н. э. император отправил шаньюю письмо, где говорил о том, что прощает хунну, желает мира с Модэ и отправляет: роскошную одежду, золотые украшения, 10 кусков шёлка, 30 кусков камки, 40 кусков тёмно-малиновой и зелёной шёлковой ткани.

В 174 году до н. э. Модэ скончался.

В литературе

Напишите отзыв о статье «Модэ»

Примечания

Литература

Отрывок, характеризующий Модэ

Пелагеюшка остановилась недоверчиво, но в лице Пьера была такая искренность раскаяния, и князь Андрей так кротко смотрел то на Пелагеюшку, то на Пьера, что она понемногу успокоилась.

Странница успокоилась и, наведенная опять на разговор, долго потом рассказывала про отца Амфилохия, который был такой святой жизни, что от ручки его ладоном пахло, и о том, как знакомые ей монахи в последнее ее странствие в Киев дали ей ключи от пещер, и как она, взяв с собой сухарики, двое суток провела в пещерах с угодниками. «Помолюсь одному, почитаю, пойду к другому. Сосну, опять пойду приложусь; и такая, матушка, тишина, благодать такая, что и на свет Божий выходить не хочется».
Пьер внимательно и серьезно слушал ее. Князь Андрей вышел из комнаты. И вслед за ним, оставив божьих людей допивать чай, княжна Марья повела Пьера в гостиную.
– Вы очень добры, – сказала она ему.
– Ах, я право не думал оскорбить ее, я так понимаю и высоко ценю эти чувства!
Княжна Марья молча посмотрела на него и нежно улыбнулась. – Ведь я вас давно знаю и люблю как брата, – сказала она. – Как вы нашли Андрея? – спросила она поспешно, не давая ему времени сказать что нибудь в ответ на ее ласковые слова. – Он очень беспокоит меня. Здоровье его зимой лучше, но прошлой весной рана открылась, и доктор сказал, что он должен ехать лечиться. И нравственно я очень боюсь за него. Он не такой характер как мы, женщины, чтобы выстрадать и выплакать свое горе. Он внутри себя носит его. Нынче он весел и оживлен; но это ваш приезд так подействовал на него: он редко бывает таким. Ежели бы вы могли уговорить его поехать за границу! Ему нужна деятельность, а эта ровная, тихая жизнь губит его. Другие не замечают, а я вижу.
В 10 м часу официанты бросились к крыльцу, заслышав бубенчики подъезжавшего экипажа старого князя. Князь Андрей с Пьером тоже вышли на крыльцо.
– Это кто? – спросил старый князь, вылезая из кареты и угадав Пьера.
– AI очень рад! целуй, – сказал он, узнав, кто был незнакомый молодой человек.
Старый князь был в хорошем духе и обласкал Пьера.
Перед ужином князь Андрей, вернувшись назад в кабинет отца, застал старого князя в горячем споре с Пьером.
Пьер доказывал, что придет время, когда не будет больше войны. Старый князь, подтрунивая, но не сердясь, оспаривал его.
– Кровь из жил выпусти, воды налей, тогда войны не будет. Бабьи бредни, бабьи бредни, – проговорил он, но всё таки ласково потрепал Пьера по плечу, и подошел к столу, у которого князь Андрей, видимо не желая вступать в разговор, перебирал бумаги, привезенные князем из города. Старый князь подошел к нему и стал говорить о делах.
– Предводитель, Ростов граф, половины людей не доставил. Приехал в город, вздумал на обед звать, – я ему такой обед задал… А вот просмотри эту… Ну, брат, – обратился князь Николай Андреич к сыну, хлопая по плечу Пьера, – молодец твой приятель, я его полюбил! Разжигает меня. Другой и умные речи говорит, а слушать не хочется, а он и врет да разжигает меня старика. Ну идите, идите, – сказал он, – может быть приду, за ужином вашим посижу. Опять поспорю. Мою дуру, княжну Марью полюби, – прокричал он Пьеру из двери.
Пьер теперь только, в свой приезд в Лысые Горы, оценил всю силу и прелесть своей дружбы с князем Андреем. Эта прелесть выразилась не столько в его отношениях с ним самим, сколько в отношениях со всеми родными и домашними. Пьер с старым, суровым князем и с кроткой и робкой княжной Марьей, несмотря на то, что он их почти не знал, чувствовал себя сразу старым другом. Они все уже любили его. Не только княжна Марья, подкупленная его кроткими отношениями к странницам, самым лучистым взглядом смотрела на него; но маленький, годовой князь Николай, как звал дед, улыбнулся Пьеру и пошел к нему на руки. Михаил Иваныч, m lle Bourienne с радостными улыбками смотрели на него, когда он разговаривал с старым князем.
Старый князь вышел ужинать: это было очевидно для Пьера. Он был с ним оба дня его пребывания в Лысых Горах чрезвычайно ласков, и велел ему приезжать к себе.
Когда Пьер уехал и сошлись вместе все члены семьи, его стали судить, как это всегда бывает после отъезда нового человека и, как это редко бывает, все говорили про него одно хорошее.

Возвратившись в этот раз из отпуска, Ростов в первый раз почувствовал и узнал, до какой степени сильна была его связь с Денисовым и со всем полком.
Когда Ростов подъезжал к полку, он испытывал чувство подобное тому, которое он испытывал, подъезжая к Поварскому дому. Когда он увидал первого гусара в расстегнутом мундире своего полка, когда он узнал рыжего Дементьева, увидал коновязи рыжих лошадей, когда Лаврушка радостно закричал своему барину: «Граф приехал!» и лохматый Денисов, спавший на постели, выбежал из землянки, обнял его, и офицеры сошлись к приезжему, – Ростов испытывал такое же чувство, как когда его обнимала мать, отец и сестры, и слезы радости, подступившие ему к горлу, помешали ему говорить. Полк был тоже дом, и дом неизменно милый и дорогой, как и дом родительский.
Явившись к полковому командиру, получив назначение в прежний эскадрон, сходивши на дежурство и на фуражировку, войдя во все маленькие интересы полка и почувствовав себя лишенным свободы и закованным в одну узкую неизменную рамку, Ростов испытал то же успокоение, ту же опору и то же сознание того, что он здесь дома, на своем месте, которые он чувствовал и под родительским кровом. Не было этой всей безурядицы вольного света, в котором он не находил себе места и ошибался в выборах; не было Сони, с которой надо было или не надо было объясняться. Не было возможности ехать туда или не ехать туда; не было этих 24 часов суток, которые столькими различными способами можно было употребить; не было этого бесчисленного множества людей, из которых никто не был ближе, никто не был дальше; не было этих неясных и неопределенных денежных отношений с отцом, не было напоминания об ужасном проигрыше Долохову! Тут в полку всё было ясно и просто. Весь мир был разделен на два неровные отдела. Один – наш Павлоградский полк, и другой – всё остальное. И до этого остального не было никакого дела. В полку всё было известно: кто был поручик, кто ротмистр, кто хороший, кто дурной человек, и главное, – товарищ. Маркитант верит в долг, жалованье получается в треть; выдумывать и выбирать нечего, только не делай ничего такого, что считается дурным в Павлоградском полку; а пошлют, делай то, что ясно и отчетливо, определено и приказано: и всё будет хорошо.
Вступив снова в эти определенные условия полковой жизни, Ростов испытал радость и успокоение, подобные тем, которые чувствует усталый человек, ложась на отдых. Тем отраднее была в эту кампанию эта полковая жизнь Ростову, что он, после проигрыша Долохову (поступка, которого он, несмотря на все утешения родных, не мог простить себе), решился служить не как прежде, а чтобы загладить свою вину, служить хорошо и быть вполне отличным товарищем и офицером, т. е. прекрасным человеком, что представлялось столь трудным в миру, а в полку столь возможным.
Ростов, со времени своего проигрыша, решил, что он в пять лет заплатит этот долг родителям. Ему посылалось по 10 ти тысяч в год, теперь же он решился брать только две, а остальные предоставлять родителям для уплаты долга.

Армия наша после неоднократных отступлений, наступлений и сражений при Пултуске, при Прейсиш Эйлау, сосредоточивалась около Бартенштейна. Ожидали приезда государя к армии и начала новой кампании.
Павлоградский полк, находившийся в той части армии, которая была в походе 1805 года, укомплектовываясь в России, опоздал к первым действиям кампании. Он не был ни под Пултуском, ни под Прейсиш Эйлау и во второй половине кампании, присоединившись к действующей армии, был причислен к отряду Платова.
Отряд Платова действовал независимо от армии. Несколько раз павлоградцы были частями в перестрелках с неприятелем, захватили пленных и однажды отбили даже экипажи маршала Удино. В апреле месяце павлоградцы несколько недель простояли около разоренной до тла немецкой пустой деревни, не трогаясь с места.
Была ростепель, грязь, холод, реки взломало, дороги сделались непроездны; по нескольку дней не выдавали ни лошадям ни людям провианта. Так как подвоз сделался невозможен, то люди рассыпались по заброшенным пустынным деревням отыскивать картофель, но уже и того находили мало. Всё было съедено, и все жители разбежались; те, которые оставались, были хуже нищих, и отнимать у них уж было нечего, и даже мало – жалостливые солдаты часто вместо того, чтобы пользоваться от них, отдавали им свое последнее.
Павлоградский полк в делах потерял только двух раненых; но от голоду и болезней потерял почти половину людей. В госпиталях умирали так верно, что солдаты, больные лихорадкой и опухолью, происходившими от дурной пищи, предпочитали нести службу, через силу волоча ноги во фронте, чем отправляться в больницы. С открытием весны солдаты стали находить показывавшееся из земли растение, похожее на спаржу, которое они называли почему то машкин сладкий корень, и рассыпались по лугам и полям, отыскивая этот машкин сладкий корень (который был очень горек), саблями выкапывали его и ели, несмотря на приказания не есть этого вредного растения.

Источник

Кто такой модэ почему его почитали

Смотреть что такое «Модэ» в других словарях:

Модэ — или Маодунь, Моду (кит. 冒頓單于[1]; 234 174 до н. э.) основатель империи Хунну и её правитель (шаньюй) с 209 по 174 гг. до н. э. Модэ или Маодунь … Википедия

модэ — I нареч. вот, там Модэ, мо къэлъагъорэр ары мэзыр II гущыIэгъус ка 1. Унашъор нахь къэзыгъэшъабэрэ гущыIэгъус Модэ унэм чъи отычыр къысфахь Модэ чэмым Iус ет 2. ЗэрагъэшIагъорэ къэзгъэлъэгъорэ гущыIэгъус Модэ мощ ыIорэр Модэ мор зэрэмыукIытэрэр … Адыгабзэм изэхэф гущыIалъ

Хунно-китайские войны — Держава Хунну в период расцвета … Википедия

Моде — Хуннская держава при Модэ Модэ (кит. 冒頓單于; 234 174 до н. э.) основатель империи Хунну и её правитель (шаньюй) с 209 по 174 гг. до н. э. Легенда Согласно легенде, Модэ был старшим и нелюбимым сыном шаньюя Туманя, который послал Модэ к согдийцам,… … Википедия

Шаньюй — Шаньюй (кит. трад. 單于, упр. 单于, пиньинь: chányú, палл.: чаньюй) титул главы хунну. Избирался хуннской племенной аристократией, правил пожизненно. Управлял совместно с советом родов, обычно 24 рода пяти хуннских племён. Китайские… … Википедия

Шанью — Шаньюй титул вождя хуннов. Приблизительный перевод: «Высочайший» (возможно от кит. 山 [шань] гора, каз. шың гора, высота). Избирался хуннской племенной аристократией, правил пожизненно. Управлял совместно с советом родов, обычно 24 рода пяти… … Википедия

200-е до н. э. — III век до н. э.: 209 200 годы до н. э. 220 е · 210 е 200 е до н. э. 190 е · 180 е 209 до н. э. · 208 до н. э. · 207 до н. э. · 206 до н. … Википедия

200-е годы до н. э. — III век до н. э.: 209 200 годы 209 • 208 • 207 • 206 • 205 • 204 • 203 • 202 • 201 • … Википедия

Источник

Новые факты об империи Хунну

Кто такой модэ почему его почитали. Смотреть фото Кто такой модэ почему его почитали. Смотреть картинку Кто такой модэ почему его почитали. Картинка про Кто такой модэ почему его почитали. Фото Кто такой модэ почему его почитали

Специально к 100-летию российской археологии мы запускаем рубрику, в которой расскажем о самых необычных находках в истории раскопок бурятских исследователей. Сегодняшний материал записан со слов заведующей научно-выставочным сектором Этнографического музея народов Забайкалья Эржэны Найдановой.

Северные варвары

В Этнографическом музее народов Забайкалья имеется археологический комплекс, в котором можно увидеть реконструкцию жилища древних гуннов, или, как еще часто говорят, хунну. Эта империя простиралась на территории Дальнего Востока, Китая, Монголии и современной Бурятии и была одной из самых продолжительных по своему существованию. Все последующие насчитывают срок от 100 до 180 лет. Считается, что гуннская цивилизация возникла в третьем веке до нашей эры и гремела своими подвигами вплоть до первого века нашей эры.

Множество интересных фактов о быте гуннов удалось узнать благодаря раскопкам, в том числе и бурятских археологов. Однако большую часть информации современные ученые черпают из китайских хроник, где подробно описаны взаимоотношения с соседями. Гуннов китайцы называют северными варварами и говорят как о кочевом народе. Об их оседлом образе жизни долгое время ничего не было известно, пока ученые не обнаружили так называемые городища. Например, всем известное иволгинское. Исследование этой территории начали еще при советской власти, но до сих пор около 70% площади остается неизученной.

Но, благодаря работе археологов в этнографическом музее, удалось доподлинно воссоздать жилище гуннов – классическую полуземлянку.

Кто такой модэ почему его почитали. Смотреть фото Кто такой модэ почему его почитали. Смотреть картинку Кто такой модэ почему его почитали. Картинка про Кто такой модэ почему его почитали. Фото Кто такой модэ почему его почитали

Как вы можете видеть на этом фото, сначала вырывалась яма глубиной около метра, затем пространство тщательно вытаптывалось. В дальнем углу жилища устанавливалась каменная печь, от которой по всему периметру землянки уходил дымовод, согревавший дом. Такая система отопления называется кан и была широко распространена также в Корее. Сегодня некоторые корейские исследователи считают этот факт одним из доказательств родства народов. В Корее популярна теория, что земли их страны заселены людьми, пришедшими с берегов Байкала. Но об этом мы, возможно, расскажем в следующих номерах. А сейчас вернемся в нашу землянку.

Сверху жилище гуннов было накрыто двускатной крышей. Чтобы защитить дом от дождя, крышу укладывали внахлест берестой, а сверху утепляли дерном. Бересту же обычно добывали весной, отваривали для мягкости и делали из нее листы.

Кто такой модэ почему его почитали. Смотреть фото Кто такой модэ почему его почитали. Смотреть картинку Кто такой модэ почему его почитали. Картинка про Кто такой модэ почему его почитали. Фото Кто такой модэ почему его почитали

В период рассвета гуннской империи в городище проживало до трех тысяч человек. Местные жители вели оседлый образ жизни круглогодично. Эти факты археологи узнали благодаря находкам. В частности, в хозяйственных ямах были найдены кости свиньи – животного, не способного к длительным кочевкам. Судя по всему, раз гунны занимались разведением поросят, то и сами не собирались переезжать с места на место.

Империя гуннов – первое кочевое государство на нашей территории. Впервые кочевников объединить смог Шаньюй Модэ.

Карта империи Хунну

Кто такой модэ почему его почитали. Смотреть фото Кто такой модэ почему его почитали. Смотреть картинку Кто такой модэ почему его почитали. Картинка про Кто такой модэ почему его почитали. Фото Кто такой модэ почему его почитали

В то время китайская империя была в упадке и не могла контролировать свои северные границы, так что признание Модэ младшим братом было единственно верным решением. Итак, Шаньюй получил право руководить остальными князьями кочевников и сформировал подобие государства. Для управления им требовалась новая система управления, головной аппарат который должен иметь постоянное место дислокации. Так, по всей видимости, и стали появляться городища.

В дальнейшем империя гуннов начнет переживать феодальную раздробленность. Появятся много князей, которые ведут свой род от Модэ. А китайская империя активизируется, и гунны частично ассимилируют рядом с более сильными народами. Частично племена устремляются на север, другие выдвигаются на запад и подходят к стенам Римской империи. По одной из версии, знаменитый царь Атилла, которого относят к величайшим правителям всех эпох, считается потомком наших, азиатских гуннов. Другие ученые склоняются к той версии, что хунну, в том числе жившие на территории Бурятии, были не в силах преодолеть огромные расстояния и слились с теми народами, через территории которых проходили.

Кто такой модэ почему его почитали. Смотреть фото Кто такой модэ почему его почитали. Смотреть картинку Кто такой модэ почему его почитали. Картинка про Кто такой модэ почему его почитали. Фото Кто такой модэ почему его почитали

Знаменитый скифо-сибирский звериный стиль. Поясные пластины. Крепились исключительно на мужском поясе. Часто изображается борьба животных, например, оленя и волка. Травоядное животное символизирует день, хищник – ночь. Также отражается противостояние мира живых и мертвых, но при этом, как видим, они сплетаются, показывая, что неразделимы

Кто такой модэ почему его почитали. Смотреть фото Кто такой модэ почему его почитали. Смотреть картинку Кто такой модэ почему его почитали. Картинка про Кто такой модэ почему его почитали. Фото Кто такой модэ почему его почитали

Сосуд из керамики с дырчатым дном. В таком горшке можно было готовить творог, пищу на пару. Известный ученый Баир Дашибалов выдвинул гипотезу, что гунны варили буузы, ведь у них был не только прототип позницы, но и все необходимые продукты. Естественно, это мясо, также жители городищ были знакомы с ячменем и просо, то есть могли делать муку

Легенда о происхождении Модэ

Под началом Модэ армия кочевников представляла серьезную угрозу для Китая. Как наверняка слышал читатель, китайский правитель считался дарованным народу самим Богом. И разрушить миф было равносильно потере власти. Как же сохранить легитимность правления, но и не обидеть суровых хунну? Платить дань невозможно, отказаться страшно. Выход был один. Пришлось императору признать Шаньюя своим младшим братом. Так что небесный избранник не унижал себя регулярными выплатами за мир, а просто высылал подарки брату. То есть фактически для остальных кочевников Модэ вознесся на недосягаемый уровень и получил право неоспоримой власти, ведь сам император признал его равным себе, правителю с небес.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *