Кто такой монах авель музыкант
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Постоянные читатели
—Статистика
Русский пианист, монах-утешитель Авель. «Тот прекрасный случай, когда исполнитель показывает музыку, а не себя»
Авель Щулькин. Пианист, монах Валаамского Спасо-Преображенского монастыря.
Окончил Физико-математический лицей №366 города Санкт-Петербург.
Затем музыкальное училище им. Н. А. Римского-Корсакова Санкт-Петербурга.
Выпускник Санкт-Петербургской Государственной Консерватории имени Римского-Корсакова, факультет фортепиано.
На страницах Валаамского монастыря в YouTube размещено приличное количество видео-роликов с великолепной игрой этого музыканта на фортепиано.
Мне очень нравятся произведения классиков в исполнении Авеля, импонирует его мастерство и скромность.
Как правильно написали в комментариях, «Играют не руки, а Душа».
В народе этого человека уже называют «монах-утешитель».
То, чего так не хватает сегодня людям- поддержки и утешения, они находят это в музыке, исполняемой Авелем.
Размещаю на этой странице несколько видеороликов, на которых музыкант играет для нас известные произведения классиков:
«Играют не руки, а душа. Лучшее исполнение сонаты. Спасибо»
«Что же испытывал Бетховен, когда сочинял эту Музыку, если так больно, когда её слушаешь. «
«Как же это красиво! Другие руки играют по другому, но эти руки играют от Бога, для Бога и во Славу Бога! Потрясающе. Спасибо Вам.»
«Мурашки с первого касания клавиш, что это? Тысячу раз слушала, а такое исполнение чудо»
«»Музыка должна высекать Огонь в сердцах людей! «- Л. В.Бетховен Благодарю за Огонь и за Божественное Откровение!!
«Я лично, ничего не скажу, Слов не хватит!(буду скромной)Обалдеть. «
«Нежная красивая музыка. Вечная классика. Спасибо исполнителю. Очень красиво, браво. «
«Видно человек играет музыку душой, он весь растворяется в музыке. Такое удовольствие слушать и наблюдать как он воспроизводит это величайшее произведение искусства.»
«одно из лучших исполнений. Исцеляет.»
«Низкий вам поклон, в такое тяжёлое время, просто отдушина»
«Мороз по коже. Такое чудесное исполнение. Мой восторг и восхищение.
«Бетховен всегда мурашки, буря, грусть, а если еще и исполнение. Чудо божественное.»
«Как легко льется великая музыка из рук этого талантливого человека! Благодарю Вас!»
«Гениальная музыка.. Великолепное исполнение.. Спасибо!»
«Таких как Авель и подобных ему талантов надо чаще видеть и показывать на экране «
«Потрясающе прекрасное исполнение. Восхищаюсь такими талантливыми людьми! Здоровья и благополучия Вам!»
«Один из тех случаев, когда интернет благое дело. Спасибо, прекрасное музыкальное исполнение.»
«Какой талант, потрясающее исполнение! Прекрасная музыка! Слушать музыкальные произведения в вашем исполнении, величайшее удовольствие!»
«Благодарю вас за великолепное исполнение этого Божественного произведения! Почему-то хотелось плакать. Как будто душа проснулась.
«Тот прекрасный случай, когда исполнитель показывает музыку, а не себя. СПАСИБО»
«БРАВО. Благодарю Вас, за то состояние моей души,во время исполнения Вами этих прекрасных произведений.»
«Сразу мурашки по коже. Прекрасное исполнение! Спасибо!»
А это Элегия слепого от рождения японского пианиста Нобуюки Цудзии, которую он написал в память о погибших при Цунами в Японии в 2011 году, в исполнении Монаха Авеля:
Элегия | Нобуюки Цудзии | исполняет Монах Авель
«О.Авель! Играйте! для молодежи играйте! Если Бог дал вам талант- делитесь им! Моя дочь кроме репа русского не слушает ничего. А тут прониклась. Заинтересовалась. Историю Валаама прочитали с нею. Кто знает, может ваша музыка растопит лед наших детей. Спасибо!»
«Царствие небесное вечная память погибшим во время цунами необыкновенно красивое исполнение»
«Как интересно. человек вкладывает труд, что бы исполнить идеально, а выглядит так, как будто ему легко, как птице лететь )))»
«Дорогой брат, как всем нам не хватает именно такой музыки, возможно и душа общества нашей святой Руси пробудился от долгого сна. Благодарю Вас.»
«Это молитва. В звуках. И не иначе»
«Хрустальное исполнение, неземное, и сам Монах Авель такой же.»
«Прекраснейшее исполнение. Спасибо. Тронуло до слёз.»
«Музыка прекрасная, исполнение великолепное, монах Авель-красавчик!»
«Служит людям своим талантом!»
«Прекрасная манера Петербургской консерватории. Талантливый юноша, храни Вас Господь.
Прекрасный пианист и одухотворенный монах»
«Столько простоты и изящества в вашем исполнении. и великодушия!
Храни вас Бог! спасибо»
«Прекрасно играет. Легко, как и должно исполнять Моцарта. Божий дар.! Спасибо. Храни Вас Бог.»
«Исполнение звучит как первозданно задуманное. Это дар с небес.»
«Наша школа просто чудо, техника класс! Хочется слушать и слушать. «
«Живу на родине Моцарта, одно из лучших исполнений, что довелось услышать. Спасибо»
«Спасибо, сынок, что лечишь душу музыкой! Храни тебя Господь! Молись за нас грешных, а мы будем молиться за тебя!»
«Легкий промельк пальцев и..божественная музыка..»
«Верх изящества. Гениальная игра»
«Виртуозное, завораживающее исполнение. Браво и спасибо!»
«Восхищаюсь, нет слов»
«СПАСИБО ЗА ПРИОБЩЕНИЕ К ПРЕКРАСНОЙ МУЗЫКЕ. ХРАНИ ВАС ГОСПОДЬ.»
«Благодарю за минуты позитива! Удовольствие Вас слушать,Благослови Вас Господи на всякое время»
«Авель Вы как прекрасный ангел, который дает нам наслаждаться прекрасной музыкой»
«Что так мучает этого скромного Человека? Такая боль чувствуется в его душе((( Спасибо за красоту!)»
«Спасибо за ваш талант, за удовольствие каждый день прослушивать классику, спасибо, что вы есть»
«Слава Тебе Боже! Жизнь прекрасная, когда звучит такая чудесная музыка. Сердечное спасибо Вам, Авель»
«Храни вас Господи братик наш во Христе. Очень красиво сыграли «
«Спасибо большое за минуты счастья.»
«I love Monk Abel, especially when he plays Bach!» (Я люблю монаха Авеля, особенно когда он играет Баха!)
» est très beau j en frissonne. Quel virtuose du piano. Bravo (очень красиво, дрожь. Какой виртуоз фортепиано. Браво
«Как хорошо. Спасибо. За Божий дар, исцеляющий усталую душу»
«Какое волнение испытывает душа. Кажется, что переполненный земными хлопотами разум не может воспринимать прекрасное, но это не так, переутомленный обыденным он стремится к этому.
Как он так играет, что хочется слушать и слушать?»
Процитировано 1 раз
Понравилось: 2 пользователям
Монах-пианист из Валаамского монастыря. «Монах-утешитель»
Вообще в сети очень немного информации об этом человеке, что и не удивительно, учитывая его монашество.
Известно, что Авель Щулькин заканчивал физико-математический лицей в Санкт-Петербурге, но выбрал путь музыканта.
После лицея Авель учился в музыкальном училище, а затем заканчивал и
Государственную Консерваторию имени Римского-Корсакова (там же, в Санкт-Петербурге), факультет фортепиано.
Сегодня ролики с видеозаписями игры монаха Авеля можно встретить как на YouTube-канале Валаамского Спасо-Преображенского монастыря, так и на канале самого монаха Авеля Щулькина (ссылки на оба канала оставляю в конце статьи)
Игра этого музыканта и впрямь похожа на проповедь посредством музыки.
А иногда и на исповедь.
«Какая же светлая грусть в его музыке!» (комментарий)
И знаете, если почитать комментарии под роликами, становится понятно, что многие находят для себя в музыке монаха Авеля утешение и успокоение.
Именно поэтому народ назвал этого пианиста «монахом-утешителем».
Его игра заставляет на время отлучиться от всего мирского, наносного и бренного, задуматься о вечном.
***
Монах Авель исполняет не только православную и классическую музыку.
На его странице можно найти и современные музыкальные композиции.
Например, «Город, которого нет» Игоря Корнелюка:
Или композицию Михаила Таривердиева из фильма «Семнадцать мгновений весны»:
Отдельно хочется отметить скромность исполнителя.
Как написал один из комментаторов: «Тот прекрасный случай, когда исполнитель показывает музыку, а не себя»
Сам я для себя отношу творчество монаха Авеля к образцу здорового пласта русской культуры.
Популярность этого исполнителя в сети свидетельствует о том, что наш слушатель, жаждущий настоящего, духовного и чистого, всегда найдёт дорогу к подобным самородкам.
На этом завершаю. Приглашаю подписываться на наш канал.
До свидания!
LiveInternetLiveInternet
—Цитатник
Я не буду. Я не буду такой, как все: Я останусь такой, как есть; И желания нет совсем Вдру.
Доменико Морелли (Domenico Morelli),1826-1901гг.Италия. *****.
—Фотоальбом
—Видео
—Новости
—Музыка
—Рубрики
—Ссылки
—Метки
—Всегда под рукой
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
Русской православной церкви,
расположенный на островах Валаамского архипелага в Карелии.
Валаамский Спасо-Преображенский монастырь
конец XI – начало XII века, точная дата неизвестна
а душе- сироте перед Богом стоять,
, ведь приходим мы в мир только Бога познать,
там где Бог её ждёт.
Музыкальное училище им. Н. А. Римского-Корсакова Санкт-Петербург Фортепиано
Санкт–Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова
Элегия слепого от рождения японского пианиста Нобуюки Цудзии,
которую он написал в память о погибших при Цунами в Японии в 2011 году.
Ноктюрн «Разлука» | М.И. Глинка
И.С. Бах – Концерт №7 соль минор (1-я часть).
О Боге, вере, музыке и жизни | Беседа монаха Авеля с пианистом Кареном Корниенко
Приглашаем всех посмотреть интересную беседу монаха Авеля с музыкантом, композитором и пианистом Кареном Корниенко о Боге, вере, музыке и жизни.
Во время беседы звучит музыка К.Корниенко (Херувимская песнь, Святый Боже), а также музыка Рахманинова, Скрябина, Листа, Шуберта и Грига в его исполнении.
Приложение «Валаам»
Библиотека монастыря
Паломники из Саровской православной гимназии
Валаамский монастырь откроют для больших паломнических групп зимой
75-летие Святейшего Патриарха Кирилла
«Валаамские беседы» с Николаем Белавинским
Просветительские лекции «Святая Земля на Валааме»
Фотовыставка под открытым небом «Вдохновение Валаама»
Переплётная мастерская
Памяти Геннадия Андреевича Степнова (1951-2021)
На Санкт-Петербургском подворье Валаамского монастыря встретили престольный праздник
Видео
Рождество Пресвятой Богородицы | Слово иеромонаха Наума | Валаамский монастырь
Вы можете подать записки и заказать поминовения в Валаамском монастыре на нашем сайте: /rites/
Скачивайте наше мобильное приложение «Валаам» в App Store и Google Play:
Валаамский монастырь в соцсетях:
Подписывайтесь на наш канал, ставьте лайки и пишите свои комментарии!
Митрополит Феогност о Любви архимандрита Мефодия к нам всем | Валаамский монастырь
Вы можете подать записки и заказать поминовения в Валаамском монастыре на нашем сайте: /rites/
Скачивайте наше мобильное приложение «Валаам» в App Store и Google Play:
Валаамский монастырь в соцсетях:
Подписывайтесь на наш канал, ставьте лайки и пишите свои комментарии!
Вы можете подать записки и заказать поминовения в Валаамском монастыре на нашем сайте: /rites/
Скачивайте наше мобильное приложение «Валаам» в App Store и Google Play:
Валаамский монастырь в соцсетях:
Подписывайтесь на наш канал, ставьте лайки и пишите свои комментарии!
Молитва ко Пресвятой Богородице | поёт архимандрит Мефодий
Освящение поклонного креста на острове Рыбачий | Валаамский монастырь
Вы можете подать записки и заказать поминовения в Валаамском монастыре на нашем сайте: /rites/
Слушайте Валаамский распев на всех музыкальных площадках:
Скачивайте наше мобильное приложение «Валаам» в App Store и Google Play:
Валаамский монастырь в соцсетях:
Подписывайтесь на наш канал, ставьте лайки и пишите свои комментарии!
Орловские дайверы намерены продолжить поиски утраченных церковных ценностей на дне Ладоги
Посмотреть оригинал видео и прочитать статью целиком вы можете на сайте орловского информ бюро перейдя по ссылке:
https://ogtrk.ru/novosti/86066.html
«Валаам не перестает удивлять…» | Орловские дайверы в поисках утраченных ценностей
Представители дайвинг-клуба «Диво» рассказали о целях посещения острова Валаам и о новых находках на дне Ладоги.
Вы можете подать записки и заказать поминовения в Валаамском монастыре на нашем сайте: /rites/
Слушайте Валаамский распев на всех музыкальных площадках:
Скачивайте наше мобильное приложение «Валаам» в App Store и Google Play:
Валаамский монастырь в соцсетях:
Подписывайтесь на наш канал и пишите свои комментарии!
Урожай ананасов на Валааме
Рекордная жара до плюс 30 сегодня в Петербурге. Такого теплого и солнечного июня в городе туманов и дождей давно не было. Но есть регионы России, где летом плюс 17 и это уже праздник. Например, в соседней с Петербургом Карелии. Оказывается, даже в таком климате вполне можно выращивать экзотические фрукты. На острове Валаам, который относится к зоне рискованного земледелия, собрали урожай ананасов.
Грядки с видом на купола. Больше гектара – под травы для монастырского чая. Потрудиться приезжают волонтеры со всей страны.
Вы можете подать записки и заказать поминовения в Валаамском монастыре на нашем сайте: /rites/
Слушайте Валаамский распев на всех музыкальных площадках:
Скачивайте наше мобильное приложение «Валаам» в App Store и Google Play:
Валаамский монастырь в соцсетях:
Подписывайтесь на наш канал, ставьте лайки и пишите свои комментарии!
Древнее византийское пение в день Святой Троицы | Валаамский монастырь | Год 2021
Вы можете подать записки и заказать поминовения в Валаамском монастыре на нашем сайте: /rites/
Слушайте Валаамский распев на всех музыкальных площадках:
Скачивайте наше мобильное приложение «Валаам» в App Store и Google Play:
Валаамский монастырь в соцсетях:
Подписывайтесь на наш канал, ставьте лайки и пишите свои комментарии!
Молитва о Духовном Отце | Светлана Копылова | Валаамский монастырь
Светлана Копылова исполнила очень сильную песню «Молитва О Духовном Отце», в рамках творческого проекта «ВАЛААМСКИЕ ВСТРЕЧИ», который состоялся в доме паломника «Валаам» 9 мая июня 2021 года.
Вы можете ознакомится с условиями проживания и забронировать келью в доме паломника «Валаам» перейдя по ссылке:
http://dompalomnika.valaam.ru/
Вы можете подать записки и заказать поминовения в Валаамском монастыре на нашем сайте: /rites/
Слушайте Валаамский распев на всех музыкальных площадках:
Скачивайте наше мобильное приложение «Валаам» в App Store и Google Play:
Валаамский монастырь в соцсетях:
Подписывайтесь на наш канал, ставьте лайки и пишите свои комментарии!
Монах Авель — миф или исторический герой?
Что же достоверно известно нам об этом человеке? Прежде чем пытаться отвечать на этот вопрос, не рассматривая сочинений тех авторов, которые писали об Авеле, опираясь на разного рода сведения о нём, рассмотрим опубликованные первичные источники информации о жизни монаха Авеля.
Монах Авель
1. Опубликованные первичные источники сведений
1) Воспоминания современников Авеля
2) Документы и их фрагменты
В ряде статей, опубликованных в исторических журналах в XIX веке, анализируются и цитируются документы, относящиеся к жизни монаха Авеля. К ним относятся следующие:
В статье приводятся: 1) Извлечения из секретного письма генерал-губернатора Заборовского к генерал-прокурору графу А. Н. Самойлову в связи с арестом монаха Авеля от 19 февраля 1796 г. 2) Протокол допроса Авеля от 5 марта 1796 года в Тайной экспедиции. Следователь А. Макаров. 3) Судебное решение о заключении Авеля в Шлиссельбургскую крепость. 4) Рескрипт императора Павла генерал-прокурору князю А. Б. Куракину об освобождении Авеля из Шлиссельбургской крепости от 14 декабря 1796 г. 5) Выдержки из писем Авеля императору Павлу, князю А. Б. Куракину, митрополиту Амвросию. 6) Выдержки из писем митрополита Петербургского Амвросия генерал-прокурору Обольянинову от 19 марта и 29 мая 1800 года и из других писем и документов.
Необходимо отметить, что данный автор, излагая жизненный путь монаха Авеля, некоторые сведения о нём приводит без ссылок на документы. Достоверность этих сведений представляется проблематичной вследствие того, что они не всегда безошибочны. Так, автор неверно указывает год смерти монаха Авеля — 1841 г. (С. 365 ).
Автор указывает также на находящиеся в его распоряжении трактаты Авеля: 1) “Сказание о существе, что есть существо Божие и Божество”, 2) “Бытия книга первая”, 3) “Церковные потребы монаха Авеля”, а также 12 писем Авеля к графине П. А. Потёмкиной за 1815–1816 годы и письмо Авеля к В. Ф. Ковалёву, управляющему фабрикой графини П. А. Потёмкиной в Глушкове. Выдержки из писем к графине П. А. Потёмкиной приводятся.
В) Другой номер журнала “Русская старина” 16 публикует документы, собранные Н. П. Розановым: 1) Изложение содержания справки Консистории святителю Филарету, митрополиту Московскому о монахе Авеле от 1823 года. 2) Распоряжение святителя Филарета об определении монаха Авеля в Высоцкий монастырь в Серпухове от 6 окт. 1823 г. 3) Копии писем Авеля некой Анне Тихоновне и духовному отцу Доримедонту, 1826 год. 4) Изложение донесения о побеге Авеля из Высоцкого монастыря и изложение содержания других документов.
3) Публикации историков, основанные на анализе документов
А) Книга М. Н. Гернета “История царской тюрьмы” (Т. 1), в которой излагаются некоторые сведения об Авеле, извлечённые из “Дела о крестьянине Василии Васильеве, находившемся в Костромской губернии в Бабаевском монастыре” (Архив эпохи феодализма и крепостничества. VII. № 2881) (С. 109) и документальные данные из архивов Спасо-Евфимиевого монастыря в Суздале (С. 174).
2. Аресты и предсказания. Документальные данные
Что касается последующих заключений, то опубликованные документальные материалы, касающиеся причин и обстоятельств этих событий, как и вообще жизни Авеля, весьма скудны. Приводим то, что нам известно из опубликованных документов в связи с обстоятельствами этих арестов.
Если резюмировать в целом имеющиеся опубликованные документы, то среди них отсутствуют какие-либо достоверные данные о предсказаниях Авеля, которые сбывались. Такого рода информация, впрочем, могла в XIX веке изыматься при публикации по цензурным соображениям.
3. Предсказания и аресты. Воспоминания современников
Воспоминания современников дают нам следующую картину жизни и предсказаний монаха Авеля.
1) Предсказание о смерти императрицы Екатерины II и деталях её кончины. Первый арест
2) Предсказание о кончине Павла I. Второй арест
Прямые свидетельства очевидцев о предсказаниях Авеля в материалах воспоминаний об обстоятельствах второго ареста отсутствуют. Противоречия содержания воспоминаний друг с другом и с документальными фактами очевидны.
3) Предсказание о войне с Наполеоном. Третий арест
4) Предсказание о кончине Александра I, восстании на Сенатской площади 14 декабря 1825 г. и воцарении Николая I
5) Предсказание о годах царствования Николая I
6) Предсказание об одном обстоятельстве коронации Николая I
Таким образом, среди воспоминаний современников мы не находим ни одного прямого свидетельства о предсказаниях Авеля. Противоречивость сведений, приводимых современниками Авеля, и напротив — повторение ими друг друга слово в слово и несоответствие сведений реальным фактам свидетельствуют о низком уровне достоверности этих источников.
Из всех известных по мемуарам предсказаний только одно, последнее, не имело отношения к судьбам предержащей власти. Все они, кроме двух последних, публиковались во время кризисных ситуаций в истории России: 1796 г. — конец царствования Екатерины II; 1800 г. — конец царствования Павла I; канун нашествия Наполеона (возможно — за год до вторжения, по словам Энгельгардта 54 ); 1823–1825 гг. — канун восстания на Сенатской площади. Вопрос — чему должны были способствовать такие пророчества, звучавшие накануне драматических событий — умиротворению в государстве или сеянию смуты?
Как мы видели из воспоминаний современников и из опубликованных документов, о предсказаниях монаха Авеля и в целом о его личности достоверно известно немного. И тем не менее на основе наиболее подробно опубликованных материалов дела Тайной экспедиции 1796 года, его сочинений и некоторых других материалов, можно составить достаточно точное представление о личности этого человека.
4. Истинное лицо
Я не вор и не шпион, я вообще-то — дух.
Я — зицпредседатель Фунт. Я всегда сидел. Я сидел при Александре Втором “Освободителе”, при Александре Третьем “Миротворце”, при Николае Втором “Кровавом”… Я беру недорого: сто двадцать рублей в месяц на свободе и двести — в тюрьме. Сто процентов прибавки на вредность.
Материалы воспоминаний свидетельствуют в основном в пользу того, что Авель был наделён даром предсказания и, возможно, был угодником Божиим. Однако его собственные писания и некоторые документы говорят об иной картине.
Об особенностях мышления Авеля — его умоповреждении, красноречиво свидетельствуют многочисленные опубликованные фрагменты его произведений. Приведём лишь несколько.
2) Грустную картину смешения грубой ереси и бредовых построений человека, потерявшего чувствительность к логическим противоречиям, видим в тексте толкований Авеля на книгу Бытие (“Книга бытия”) 64 :
“В начале сотворены тверди и тверди, миры и миры, державы и державы, царствы и государствы, а потом и протчая вся: и творяша тако и размышляша девять годов сущих и два-десять и един духовных. В сущих годах вся размысли и вся расположи, а в духовных вся сотвори и вся утверди Потом сотвори человека и выше человека и выша во всяком мире человека; и число всех сотворённых человек, елико есть число всех миров: сотвори Богочеловека по образу своему и по подобию. Сотвори их мужа и жену, имя им положи: гог и магог, Адам и Ева; гог и Адам муж есть: а магог и Ева жена его; гог и магог прежде сотворен: а потом Адам и Ева сотворены. Гог и магог и семя их до Адама жили на земли три тысячи и шесть сот годов; гогова земля и всего рода его вся старая Америка и вся новая Америка. Адамова земля и всего рода его вся Азия и вся Европа и вся Африка — сия убо земля Сам гог и магог жил на земле всех лет живота своего четыреста и два года и четыре месяца, потом умре и погребён бысть. Детей всех было у них сто и двадесять и два, пол мужеск и пол женск; и жили они на земли всей жизни, как выше сказано двенадцать тыщь годов: житие их простое на подобие скотов и зверей. Закон им дан естественный, вся творяху по совести: но токмо сей род просветятся при конце века верою и благочестием. Потом же весь род гогов и весь род адамов скончаются. А восстанут другие веки и другие роды, и будут тако жить всегда и непрестанно, и тому не будет конца, ей тако. Аминь”. Заметим, что, согласно современной психопатологии, такого рода тексты говорят о наличии тяжёлого, так называемого парафренного бредового нарушения мышления.
Как представляется, менее вероятным, хотя и не исключённым объяснением вышеописанных особенностей мышления монаха Авеля, отражавшихся в его писаниях, может являться попытка целенаправленного создания им образа себя как провидца-юродивого. Наличие подлинного юродства исключается наличием грубых еретических искажений учения Церкви как в приведённых выше фрагментах, так и в других его писаниях.
2. Лжепророчества. Мы имеем достоверные свидетельства в пользу того, что Авель был лжепророком, то есть давал именем Божиим пророчества, которые не сбывались. Приведём примеры.
Таким образом, мы видим признаки той ситуации, которая в ветхозаветные времена каралась смертной казнью. Пророка, который дерзнет говорить Моим именем то, чего Я не повелел ему говорить, и который будет говорить именем богов иных, такого пророка предайте смерти. И если скажешь в сердце твоем: “как мы узнаем слово, которое не Господь говорил?”. Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей, — не бойся его (Втор 18:20–22).
Очевидно еретический характер имеют вышеприведённые его комментарии Ветхозаветной истории происхождения человечества. Очевидно грубое повреждение догмата о первородном грехе. Эсхатологические пророчества Авеля также расходятся с православной традицией — налицо хилиастические идеи в разных вариантах. Взгляды монаха Авеля на происхождение человеческого рода и грядущие судьбы человечества напоминают некоторые талмудические предания.
Если верить воспоминаниям Д. Давыдова, в 1826 г. он называет Николая I словом “змей”. Всё это заставляет предполагать, что Авель мог быть использован заинтересованными лицами для создания определённых настроений в обществе — “пророчествовал” ли он сам или целенаправленно распространялись слухи о его “пророчествах” до событий или постфактум.
Вышеизложенные факты говорят о том, что жизнь Василия Васильева (монаха Авеля) вряд ли может быть оценена как жизнь подвижника благочестия. Перед нами почти неоспоримые свидетельства о лжепророке, пребывавшем в демонической прелести, вера которого характеризовалась грубыми искажениями догматического характера.
Мы имеем косвенные свидетельства в пользу того, что Авель со своими “пророчествами”, к которым относились с большим доверием в столичных светских салонах, мог быть в той или иной степени ангажированным в большие политические интриги своего времени, (возможно, в связи с деятельностью масонов) — слишком политизированным был характер его “пророчеств”. В этом ключе становится объяснимым таинственный источник его огромного богатства. Существующий в настоящее время образ Авеля как православного подвижника-монаха и истинного пророка о судьбах России, присутствующий в том числе и в православных изданиях, представляется нам не соответствующим фактам, реально имевшим место в прошлом. Остаётся только удивляться, в силу чего все эти факты, доступные для широкого читателя на протяжении более чем столетия, традиционно игнорируются теми, кто пишет о прорицателе Авеле.
1Жизнеописание отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Ноябрь. М., 1910; Архимандрит Константин (Зайцев). Памяти последнего царя. Пророчества дому Романовых // Литературная учеба. Кн. 1. М., 1993; Православная энциклопедия. Т. 1. М., 2000; Россия перед вторым пришествием. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993; Каверин Н. Православная мифология ХХ века // Благодатный огонь. № 13. 2005.
2Житие преподобного Авеля прорицателя. Коломна, 1995.
3Там же; Архимандрит Константин (Зайцев). Памяти последнего царя…; Россия перед вторым пришествием.