Кто такой йотун сын локи
Йотун
Beli, Fenja, Hyndla, Menja, Olvaldi, Ragnhild,
великаны- ётуны: Бауги, Билейст, Биллинг, Вафтруднир, Гиллинг, Гимир, Грунгнир, Гуттунг, Кари, Локи, Мани, Мимир, Модгуд, Моккуркальфи, Мундильфёри, Нарфи, Скимир, Снёр Трим, Фарбаути, Фйаляр, Форньёт, Хрэсвельгр, Эгир,
великанши- ётуны: Ангрбода, Герд, Гироккин, Грид, Гуннлед, Лаувейя, Ран, Ринд, Соль, Токк, Хель, Хрод, Элли, Ярнсакса
Ётуны, йόтуны (др.-исл. Jötunn — «обжора») в германо-скандинавской мифологии — великаны (турсы) семейства Гримтурсенов, дети Имира. Ётуны жили в Ётунхейме, отличались силой и ростом и были противниками асов и людей.
Ётуны были духами стихии. Часть Ётунов жила в Каменных горах; считалось, что голова и сердце их были каменными.
В более поздних (после принятия скандинавами христианства) легендах йотуны стали отождествляться с троллями.
Список великанов-ётунов
Полезное
Смотреть что такое «Йотун» в других словарях:
Кубок Америки по футболу 2011 — исп. Campeonato Sudamericano Copa America Argentina 2011 … Википедия
Нордвест-Шпицберген (национальный парк) — Национальный парк Нордвест Шпицберген норв. Nordvest Spitsbergen nasjonalpark … Википедия
Объедало — в сказках русских и иноземных великан, помогавший герою сказок. Он пожирает 12 быков, хлеб бросает себе в рот возами, и все кричит: мало! В скандинавских мифологических сказаниях русскому О. соответствует великан йотун. В сказках при О. и Опивале … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
глава 2 — ИСТОЧНИК СВЕДЕНИЙ О КЕЛЬТСКОЙ МИФОЛОГИИ Чарльз Элтон затронул лишь небольшую часть материала, которым мы вправе воспользоваться, чтобы попытаться реконструировать древние мифологические представления жителей Британских островов. К счастью, мы … Энциклопедия мифологии
Яблоко — У этого термина существуют и другие значения, см. Яблоко (значения). Красное яблоко … Википедия
Эгир — У этого термина существуют и другие значения, см. Эгир (значения). Эгир (древнесканд. Ægir) в германо скандинавской мифологии демон (йотун) мирового моря; его супруга … Википедия
Тролль — См. также: Интернет тролль У этого термина существуют и другие значения, см. Тролль (значения). Горный тролль. Рисунок Йона Бауэра … Википедия
Сборная Перу по футболу — Прозвища La blanquirroja (Бело красные) Incas (Инки) Конфедерация КОНМЕБОЛ Федерация Федерация перуанского футбола Гл. тренер … Википедия
Гибель Богов (книга) — Гибель Богов Автор: Ник Перумов Жанр: фэнтези Язык оригинала … Википедия
Варгас, Хуан Мануэль — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Варгас. Хуан Варгас … Википедия
Ётуны
В скандинавской мифологии Ётуны (другой вариант произношения – Йотуны) – могучие великаны, потомки первого живого существа Имира, который был убит братьями Одином, Вили и Вё, внуками первочеловека (инеистого великана) по имени Бури. При этом слово «ётун» является своего рода прозвищем, с древнескандинавского «jötunn» переводится как «обжора». С точки зрения расовой принадлежности Ётуны являются турсами («þursar» на древнескандинавском и «thurs» на древнеисландском и английском), то есть собственно великанами. При этом, по всей видимости, великаны Ётуны не являются инеистыми великанами (гримтусенами, на древнеисландском «hrim-thurs»), проживающими в Нифльхейме.
Тем не менее, не ясно, почему в поздних мифах потомками Бергельмира также называют инеистых великанов, живущих в Нифльхейме. Вероятно, речь может идти об особом «роде» изначальных великанов, хотя, с другой стороны, Имир, хоть и не называется гримтусеном напрямую, но в Эдде сказано, что он родился изо льда(!) мировой реки Эливагар (между Нифльхеймом и Муспельхеймом, где ледяные глыбы начинали плавиться от жара, источаемого миром огня).
Ётуны в эддической мифологии
В текстах Старшей и Младшей Эдды великаны Ётуны (Йотуны) почти всегда выступают антагонистами асов. В большинстве случаев они злобны и агрессивны, внешне напоминают людей (нигде напрямую не сказано, что они отличаются от последних чем-то, кроме исполинского роста). В частности, песни «Перебранка Локи» и «Мед поэзии» из Старшей Эдды демонстрируют Ётунов как могучих, но простодушных созданий, которые проигрывают асам в хитрости и коварстве. Кроме того, Тор неоднократно побеждал Йотунов в поединках без особого труда (однако Хрунгнира он одолел лишь благодаря смекалке Тьяльви, то есть – нечестно).
Важно отметить, что Локи является чистокровным Ётуном, он сходился с другими великанами Ётунами (например, с Ангрбодой) как в гуманоидном облике, так и в образе животного (с жеребцом Свадильфари). В этом многие исследователи видят чудовищность Ётунов, их дикую, стихийную природу, которая зачастую проявлялась в виде откровенных уродств (в качестве примера можно привести многоголового великана Трудгельмира).
Тем не менее, многие великаны Ётуны считались выдающимися мудрецами, к которым прислушивались асы. Например, одним из хранителей мудрости был Мимир, охранявший источник у корней Иггдрасиля. Позже голова Мимира была забальзамирована Одином и Всеотец советовался с ней перед важными событиями (в частности – перед Рагнареком).
Другой знаменитый великан Ётун по имени Эгир был у древних скандинавов олицетворением спокойного, «мирного» моря. С асами он состоял в дружественных отношениях, неоднократно приглашал их к себе домой и посещал их пиры. Более того, существует версия, согласно которой «девять матерей» Хеймдаля – это дети Эгира и его жены Ран.
Не менее известен другой Йотун, Вафтруднир. Его имя с древнеисландского дословно переводится как «сильный в запутывании», он состязался в мудрости с самим Одином («Речи Вафтруднира» из «Старшей Эдды», хотя нужно отметить, что у этой саги есть множество более поздних вариаций). Вафтруднир проиграл спор, хотя его ответ на коварный вопрос Всеотца был справедлив.
Тем не менее, великаны в скандинавской мифологии чаще выступали отрицательными персонажами. Ётуны пытались отобрать у асов их жен – Идунн и Фрейю, охотились за артефактами богов, в частности – за молотом Тора и золотыми яблоками Идунн. В поздних скальдических сагах сказано, что асы во главе с Одином в итоге разгромили инеистых великанов Нифльхейма. Но ничего не сказано про Ётунхейм, и этот факт вызывает много вопросов. Также распространено заблуждение относительно того, что Йотуны обитали в Утгарде. Это неверно, так как Утгард не входит в число Девяти Миров, это трансцендентный мир, сродни славянскому «тридевятому царству». Неизвестно, где он располагается и кем населен, ведь Тор во время своего случайного путешествия в этот мир видел там лишь «людей могучего сложения», но не великанов, да и сам Утгарда-Локи не называется ни турсом, ни хримтусеном.
Таким образом, великаны в скандинавской мифологии представляют собой достаточно спорный, но в большей степени отрицательный образ, несмотря на то, что они, по всей вероятности, были первым народом во Вселенной. Древние скандинавы верили, что именно великаны Ётуны вызывают обвалы и бури, землетрясения и штормы. Предположительно, средневековый образ народа троллей возник именно на основе легенд о Ётунах.
«О, услышь меня, отец Земли»: кто такие йотуны в скандинавской мифологии
История существ, что могущественнее людей и богов.
Привет, детишки, совсем недавно Ubisoft анонсировала новую часть серии Assassin’s Creed, действия которой будут разворачиваться в северной Европе, главными же героями игры станут известные всем викинги — воинственный и дикий народ Скандинавии. Поэтому я запускаю небольшой цикл статей, посвящённых мифологии этого необычного народа. Присаживайтесь поудобнее, наливайте тёплый чай, я поведаю вам о йотунах, ледяных великанах из Йотунхейма.
У них нет чувства сожаления и страха, они древнее самих богов, они жили на этой земле до нас, а их появление сулит несчастье и погибель. Имя им — йотуны, древние великаны родом из Йотунхейма.
Давным-давно, когда в мире ещё не было жизни, а лишь вечные льды в морозной реке Эливагар родился Аургельмир — первое живое существо, от которого пошла вся жизнь. Он был столь могуществен, что от его ног появился Трудгельмир — шестиголовый великан, что породил первых йотунов, ледяных великанов.
Позже появились и первые асы — «незапланированные» дети Аудумлы, первой коровы, что выбралась из льдов вместе с Аургельмиром. Поначалу йотуны и асы жили в мире и согласии, на месте, где появились первые великаны боги построили мир, и отдали его в дар йотунам, себе же они возвели Асгард — небесный город.
Потомки асов хотели обустроить мир, поэтому они убили Аургельмира — дедушку всех йотунов. Из раны колосса вытекла кровь, что заполнила весь мир создавая океаны, моря, озёра и реки, плоть стала сушей, кости великана превратились в горы и скалы, волосы образовали леса, мозг породил облака, а череп небесный свод. Новость о гибели Аургельмира вызвала ярость у всех йотунов, сынов Трудгельмира, они поклялись во чтобы то ни стало отомстить богам из Асгарда за их преступление и предательство, с тех пор началась война между асами и йотунами.
После убийства Аургельмира у йотунов пропала связь с первоначальным миром, и они породили Хримтурсов — инеистых великанов, что в отличие от йотунов могли испытывать только ненависть, и ничего более, пусть и внешне они были всё теми же йотунами.
Создав мир, пантеон асов задумали населить его живыми существами, как только мир был создан, Один и его братья нашли на берегу моря два дерева: Ясень и Ольху, из которых соответственно были созданы первые мужчина и женщина — Аск и Эмбла.
Пока асы создавали жизнь в новом мире йотуны уже готовились к войне, кузнецы точили топоры, а Локи — сам по происхождению великан сношал первых животных, порождая различных чудовищ и химер, что должны были помочь в войне. К слову, так и появился Йормунганд — мировой змей, чей выход из моря будет знамением Рагнарёка — погибели богов.
Таким же образом появился и Фенрир — также известный как «ужасный волк», который также станет одним из символов Рагнарёка. Поначалу маленького волчонка асы оставили в Асгарде, посчитав того недостаточно опасным, чтобы убивать. Со временем волк стал настолько огромным и кошмарным, что кормить его отваживался только Тюр — бог воинской храбрости, дабы обезопасить себя асы решили заковать зверя в волшебную цепь, которую создали гномы из женской бороды, кошачьих шагов, корней гор, медвежьих жил, рыбьего дыхания и птичьей слюны. Чтобы заковать чудовище в цепь, Тюру пришлось положить в пасть Фенрира свою руку, в знак отсутствия злых намерений, но когда волк понял, что его заковали тот одним взмахом челюсти откусил руку бога, сделав того калекой.
Асы приковали зверя глубоко под землей, вставив ему меч между челюстей, чтобы они никому не смог причинить вреда.
Рукоять упёрлась под язык, а острие — в нёбо. И так распирает меч ему челюсть. Дико он воет, и бежит слюна из его пасти рекою, что зовётся Вон. И так он будет лежать, пока не придёт конец света.
Согласно пророчеству Валы, в день, когда настанет Рагнарёк зверь освободится из своих оков и убьёт Одина — верховного бога асов.
В войне с асами йотуны потерпели поражение от рук хитрых асов, и были навсегда изгнаны из мира в Йотунхейм, однако часть великанов всё-равно осталась в мире замаскировавшись в скалы и горы. Йотуны прокляли богов, уходя в Йотунхейм они кричали, что придёт день, и пантеон асов будет уничтожен вместе со всеми, кто населяет их мир.
Их рёв содрогал небосвод ужасным звуком вводя в сердце людей страх, и порождения богов из поколение в поколение передавали потомкам леденящие истории о йотунах, сынах великого Трудгельмира.
Со временем великанов становилось все меньше, а те, что выживали теряли мудрость и силу предков. Третье поколение йотунов называлось Турсами, они были намного слабее своих предшественников, и мало чем были похожи на ледяных великанов, они скорее напоминали обычных, ничем не примечательных великанов.
Те турсы, что вырождались превращались в троллей, сильных и агрессивных, но довольно примитивных существ, в которых не осталось ничего от их могущественных некогда предков.
Сами тролли превратились в персонажей германских и кельтских мифологий, и стали неотъемлемой частью почти любого фэнтези-мира.
В культуре же йотуны олицетворяют собой огромную, неукротимую и необузданную природную силу, которая не повинуется даже богам.
На самом деле, корни йотунов почти такие же древние, как это описывалось в легендах, северяне придумали этих созданий дабы объяснить такие явления как снег, землетрясения, гром или горы, ставшие олицетворением великанов. Именно из-за таких верований долина исполинских гор в Швейцарии получила название «Ризенгебирг» — что переводится как «Великанские горы».
В стране, где снег никогда не исчезает с вершин гор люди по сей день рассказывают своим потомкам о легендарных йотунах, великих колоссах, сынах Трудгельмира и внуках Аургельмира — первого живого существа в нашем мире.
Скандинавская мифология: Дети Локи
Видео версия статьи
Однажды, это было еще до того как великаны начали войну с Асами, бог огня Локи, странствуя по свету, забрел в Йотунхейм и прожил там три года у великанши Ангрбоды. За это время она родила ему трех детей: девочку Хель, змею Йормундгад и волчонка Фенриса. Вернувшись обратно в Асгард, бог огня никому не рассказал о своем пребывании в стране великанов, но всеведущий Один скоро узнал о детях Локи и отправился к источнику Урд, чтобы спросить вещих норн об их дальнейшей судьбе.
Печальный и озабоченный возвратился владыка мира в Асгард. Здесь он созвал всех богов и поведал им о предсказании норн, а Тора послал в Йотунхейм за детьми Локи. С тревогой выслушали Асы слова Одина, но еще больше испугались они, когда бог грома привез с собой на своей колеснице Хель, Йормундгад
— Я согласна, — сказала Хель, наклоняя голову.
— Ты, Йормундгад, — продолжал Один, — будешь жить на дне мирового моря. Там для тебя найдется довольно места и пищи.
— Я соглассссна, — прошипела Йормундгад, сворачиваясь кольцом и глядя на богов жестким немигающим взглядом.
— А ты, Фенрис, — промолвил Один, обращаясь к волчонку, — будешь жить у нас в Асгарде, и мы воспитаем тебя сами.
Фенрис ничего не ответил: он был так мал и глуп, что еще не умел говорить.
В тот же день Хель отправилась в царство мертвых, где и живет до сих пор, повелевая душами умерших и зорко следя за тем, чтобы ни одна из них не вырвалась на свободу.
Змея Йормундгад опустилась на дно мирового моря. Там она все росла и росла, так что наконец опоясала кольцом всю землю и положила голову на собственный хвост. С этого дня ее перестали называть Йормундгад, а прозвали змея Митгард, что означает «Мировая змея».
Фенрис целый год жил в Асгарде, но и он с каждым часом становился все больше и больше, и вскоре из игривого волчонка превратился в такое чудовище, что уже никто из богов, кроме бога войны Тюра, который его кормил, не решался подойти к нему близко. Тогда Асы решили привязать Фенриса и больше месяца трудились, пока не сковали цепь, которая, как они думали, сможет его удержать. Эта цепь называлась Лединг и была самой толстой цепью на свете. Боги принесли ее волчонку и сказали:
— Ты уже вырос, Фенрис. Пора тебе испытать свои силы. Попробуй разорвать цепь, которую мы сделали, и тогда ты будешь достоин жить с нами в Асгарде.
Фенрис внимательно звено за звеном осмотрел Лединг и ответил:
— Хорошо, наденьте мне ее на шею. Довольные Асы сейчас же исполнили его желание и надели на него цепь.
— А теперь отойдите подальше, — сказал волчонок. С этими словами он приподнялся, встряхнул головой, и Лединг со звоном разлетелся на куски.
— Вот видите, я достоин жить среди вас, — гордо заявил Фенрис, снова ложась на свое место.
— Да, да, Фенрис, ты достоин жить среди нас, — переглядываясь между собой, отвечали испуганные Асы и поспешили уйти, чтобы начать делать вторую цепь.
На этот раз они работали целых три месяца, и выкованная ими цепь, Дромми, оказалась в три раза толще, чем Лединг.
— Ну, уж ее-то Фенрису не разорвать, — говорили они друг другу, весело неся Дромми волчонку.
Однако, когда он встал, чтобы их приветствовать, и они заметили, что его спина уже возвышается над гребнем крыши Валгаллы, веселость богов сразу прошла.
Увидев Дромми, Фенрис оглядел ее так же внимательно, как перед этим Лединг.
— Ваша новая цепь намного толще старой, — сказал он, — но и мои силы прибавились, и я с удовольствием их испробую. И он подставил богам свою шею. Асы надели на нее цепь, и тогда волчонок встряхнулся, но цепь выдержала. Тогда глаза его загорелись, и он с рыком потянулся. Дроми разлетелась надвое, а Фенрир стоял, как ни в чем не бывало, сверля Скирнира злобным взглядом.
Пораженные ужасом, боги снова собрались на совет.
— Нам незачем делать третью цепь, — говорили они, — все равно, пока мы ее скуем, Фенрис вырастет еще больше и разорвет ее так же, как и две первых.
— Хорошо, тогда обратимся за помощью к цвергам, — сказал Один. — Может быть, им удастся то, что не удалось нам.
И, вызвав к себе гонца Асов, Скирнира, он послал его в Свартальфахейм. Услышав просьбу отца богов, цверги долго спорили между собой, не зная, из какого металла ковать цепь, но наконец старейший из них сказал:
— Мы сделаем ее не из металла, а из корней гор, шума кошачьих шагов, бород женщин, слюны птиц, голоса рыб и сухожилий медведей, и я думаю, что такую цепь не разорвет даже Фенрис.
Так и случилось, что спустя еще два месяца Скирнир принес богам цепь Глейпнир, сделанную по совету старейшего из гномов. А кошачьи шаги стали с тех пор бесшумными, у женщин нет бород, у гор — корней, у птиц — слюны, у медведей — сухожилий, а у рыб — голоса.
Когда Асы впервые увидели Глейпнир, они были очень удивлены. Эта цепь была не толще руки и мягка, как шелк, однако чем сильнее ее растягивали, тем прочнее она становилась. Теперь оставалось только надеть ее на Фенриса, но боги решили сначала отвести его на остров Лингви, лежащий в мировом море, где бы волчонок не мог причинить вреда, ни им, ни людям.
— Ты должен подвергнуться последнему и самому важному испытанию, Фенрис, — объявили они младшему из детей Локи. — Если ты его выдержишь, твоя слава разнесется далеко по всему свету, но для этого ты должен последовать за нами туда, куда мы тебя отведем.
— Я готов, — согласился Фенрис.
Однако, когда Асы привели его на остров Лингви и хотели было накинуть на него Глейпнир, волчонок сердито оскалил зубы.
— Эта цепь так тонка, — заявил он, — что, если она не волшебная, разорвать ее ничего не стоит, а если она волшебная, то я могу и не разорвать ее, несмотря на всю мою силу. Значит, я или не добуду никакой славы, или сделаюсь вашим пленником.
— Ты ошибаешься, Фенрис, — возразил Один. — Если ты не разорвешь нашей цепи, значит, ты настолько слаб, что нам нечего тебя бояться и мы тут же дадим тебе свободу, если же ты ее разорвешь, то ты и так ничего не потеряешь.
— Мудреные вещи ты говоришь, — усмехнулся волчонок. — Хорошо, я позволю вам подвергнуть себя и этому испытанию, только пускай кто-нибудь из вас вместо залога положит мне в пасть свою правую руку.
Боги с тоской переглянулись. Пленение Фенрира было бы благом для всех, но кто согласится пожертвовать ради этого рукой? Асы один за другим отступили. Но не Тюр, отважный меченосец. Он шагнул к Фенриру и протянул левую руку к его громадной пасти.
— Не эту руку, о Тюр, а ту, в которой ты держишь меч, — прорычал Фенрир, и Тюр вложил правую руку в страшный зев.
Боги накинули на шею волчонку Глейпнир, другой конец которого уже заранее прочно прикрепили к огромной скале. Фенрис потряс головой, потом потянул все сильнее и сильнее, но чудесная цепь не разрывалась.
— Нет, — прохрипел, наконец, полузадушенный волчонок, — я не могу ее разорвать, освободите меня! Асы не двинулись с места.
— Ах, так, значит, вы меня обманули! — бешено зарычал Фенрис.
Одним движением челюстей он откусил руку у Тюра и, скрежеща зубами, бросился на остальных Асов. Навстречу ему выступил Хеймдалль и воткнул в его пасть меч с двумя клинками. Концы этих клинков вонзились в верхнюю и нижнюю челюсти волчонка, и тот, не в силах их закрыть, завыл от боли и злобы. Мощным потоком хлынула с его языка пена. Из этой пены образовалась река под названием Вон — река ярости, которая текла до наступления Рагнарёка, гибели богов.
Пока одни из богов перевязывали рану Тюра, другие, во главе с Одином, взяли скалу, к которой был привязан Фенрис, и опустили ее вместе с ним глубоко под землю, где этот страшный волк живет и поныне, продолжая расти и набираться сил и, поджидая той минуты, когда исполнится предсказание норн. Так Асам удалось на долгое время избавиться от страшных детей бога огня.
Скандинавская мифология. Справочник. Часть 2.
Полосы убираю, т. к. на мобильном выглядело плохо.
Турсы (Великаны) другого вида
(Горные великаны, Морские великаны, Инеистые великаны, Ледяные великаны, Огненные великаны).
Расы великанов очень размыты.
Сами по себе они называются турсами (буквально – гиганты) Вероятно, первоначально их всех называли йотунами, однако потом появилось подразделение и, в зависимости от типа великана, у них появились разные названия. Инеистых гигантов называют хримтурсенами, огненных – муспеллями, морские обитают в мировых водах, обычные йотуны же проживают на территории Йотунхейма.
Куда менее определены горные и морские великаны.
Последние два вида лишь несколько раз упоминаются, а их представителей часто называют просто йотунами, в зависимости от источника.
Известно, что Имир был самым первым живым существом, из которого вышли хримтурсены, которые позже стали ледяными великанами Нифльхейма и йотунами Йотунхейма. Однако Муспельхейм существовал ещё до появления Имира и откуда там появились муспели и Сурт – неизвестно, в то время как морские великаны вообще являются олицетворением вод и напоминают божеств.
Так или иначе, нельзя сказать определённо об отношении разных рас турсов к йотунам однозначно.
Также стоит отметить, что, строго говоря, турсы далеко не всегда исполинского роста. Многие из них размером с асов, а некоторые исследователи считают, что само слово турс переведено неправильно (например об этом упоминал Владимир Орёл).
В данном справочнике представители турсов разделены на разные виды, даже если об их уникальной принадлежности заявляли один раз.
Короткие характеристики ранее не упоминаемых рас (подрас) привожу ниже:
Горные великаны (каменные великаны) – самые сильные физически йотуны. Некоторые представители в чистой мощи превосходят асов. Упоминается, что некоторые части их тел состоят из камня. Возможно, это лишь их географическое определение.
Морские великаны – олицетворение моря. Могут превращаться в волны и контролировать потоки мирового океана. Чаще всего предстают в виде на удивление разумных существ, по сравнению с другими великанами.
Русская (и только русская) википедия упоминает ещё вихревых великанов. Этот термин можно найти и в других статьях рунета, однако ни в одном письменном источнике или иноязычных сайтах я не нашёл ни одного упоминания о них, а в самом рунете нет никаких подробностей.
1. Хюррокин – горная великанша, вероятно, физически сильнейший представитель расы. Ездит на гигантском волке, которого запрягла змеями. Даже четверо берсерков из эйнхериев не смогли его сдержать. Достаточно сильна, чтобы от её усилий земля содрогалась, как от землетрясений.
2. Хрунгнир, Грунгнир.
3. Безымянный хримтурсен
Морской великан с невероятно прочным черепом. У него Тор стащил огромный котёл для асов, а также ходил на рыбалку, поймав Йормунганда на голову быка. Имеет бабку с 9-ю сотнями голов. Убит вместе с нею Тором, когда они попытались вернуть котёл.
Супруга и\или сестра Хюмира. Является матерью Тюра от Одина (по некоторым преданиям, от самого Хюмира). Благосклонна к асам.
Вероятно, представитель вихревых великанов. Сидит у края небес в обличье орла и создаёт ветер взмахами исполинских крыльев. Возможно, из-за него и появилась информация о вихревых великанах.
Морская великанша (очень часто упоминается, как просто йотун), жена Фрейра, дочь Хюмира. Сначала ей предлагали за женитьбу множество драгоценностей, но она отказывалась быть с ним, но когда его посланник, Скирнир, пригрозил заколдовать её в старуху, передумала.
Морской великан, символ спокойных вод. Один из немногих настоящих друзей асов среди турсов, часто устраивает праздники в их честь. Отец Девяти Дочерей Моря, каждая из которых олицетворяет определённый вид волн.
Девять Дочерей Эгира (Моря).
• Блудухадда – кровавая волна.
• Бюлгья – самая высокая волна.
• Дуфа – мучающая волна.
• Хефринг – пульсирующая волна.
• Химинглэва – отражающая небо волна.
• Хрэнн – цепляющаяся волна.
• Кулга – ужасающая волна.
• Унн – волна, возможна, волна рек.
Морская великанша, жена и, возможно, сестра Эгира. В отличии от него, олицетворяла штормующее море. Владеет сетью, которой она ловит корабли и затягивает их на дно.
Первый инеистый великан (по некоторым источника, первым является Трудгельмир), являясь его внуком или сыном. Единственный выживший после всемирного кровавого потопа, произошедшего из-за расчленения Имира (так считается, тем не менее, в более поздних событиях по хронологии появлялись другие инеистые великаны). Прародитель йотунов.
Инеистый великан, мать Одина, Вили и Ве. Жена Бора.
Вероятно, инеистый великан. Взбесил Локи тем, что не давал его еде нормально зажариться (считается, что делал он это манипуляцией холодом, что, вместе с его местом проживания (ледяная гора) и очевидной природой Скади и даёт повод некоторым автора записать его сюда). Заставил Локи привести к нему Идунн, лишив богов молодильных яблок. Сгорел, пытаясь перелететь через огонь вслед за Локи.
Инеистая великанша, олицетворение снега и холода. Очень мудрая и разумная. Пришла к асам, требуя себе мужа в качестве компенсации за убийство её отца, Тьяцци (по некоторым источника, боги сами предложили такой вариант, не желая войны). Выбирала мужа по ступням, надеясь выцепить Бальдра, но ошиблась и указала на Ньёрда. Тем не менее, выбором осталась крайне довольна. Несмотря на это, не смогла выдержать бесконечного шума дома Ньёрда, Ноатуна, и вернулась в дом отца, Трюмхейм.
Также потребовала рассмешить её, что удалось сделать только Локи, который привязал к своей мошонке бороду козы верёвкой, и они начали тянуть друг друга в стороны и кричать.
Единственный точно известный представитель огненный великанов, владыка Муспельхейма. Во время Рагнарока пойдёт вместе с армией огненный великанов на Асгард, разрушив своим весом мост Биврёст. Сразится с Фрейром и убьёт его. Владеет сильнейшим мечом в мифологии, Леватейном. В конце гибели богов обрушит пламя меча на всю землю и уничтожит практически всё живое. Несмотря на то, что точных упоминаний нет, считается, что уничтожение мира будет происходить в виде сжигания древа Иггдрассиля.
Неопределённая огненная великанша. В зависимости от источника является либо женской ипостасью Сурта, либо его женой. Хранит меч Леватейн в магическом сундуке, ожидая Рагнарока.
Другие названия – дверги, нибелунги, карлики, гномы, дворфы, тёмные альвы, свартальвы, черви Имира.
Среди цвергов было множество именных персонажей, но они крайне редко занимали центральное положение в мифах. Цверги, играющие значимую роль в мифах о героях тут не будет указано.
Считается первым созданным цвергом. Вероятный правитель Свартальвхейма. Под его руководством цверги создали тела людей из глины (как именно это соответствует тому, что после этого Один и его братья нашли образы людей у моря и вдохнули в них жизнь в том же самом мифе – неясно, вероятно, это и есть заготовки, созданные цвергами).
Очень умный цверг, считал, что ему в мудрости нет равных. Попытался свататься к дочери Тора – Труд. Тот был не доволен таким выбором дочери и начала забалтывать его вопросами. За ответами цверг не заметил, как взошло солнце, из-за чего обратился в камень.
Два брата-кузнеца. Известны тем, что в споре с Локи выковали кольцо Драупнир, вепря Гуллинбурсти и молот Мьёлльнир.
Группа цвергов, чьи имена неизвестны. Считаются одними из лучших кузнецов. Создали Скидбладнир, Гунгнир и волосы Сиф.
5. Двалин, Альфригг, Грер, Берлинг.
Четыре цверга, создавшие ожерелье Брисингамен. Их авторство сокровища раскрывается только в более поздних мифах эпохи христианизации. По мифу, они отдали ожерелье Фрейе за то, что она переспали с ними всеми.
По некоторым источникам, они же и являются сынами Ивальди. По другим, все сокровища сынов выковал Двалин, а ожерелье – уже с братьями.
Два цверга, которые убили Квасира и создали из его крови напиток – «мёд позии». Каждый, кто вкушал его, становился великим поэтому. Чтобы сохранить тайну, они убили Гиллинга, который прознал о напитке, после чего мёд поэзии забрал сын Гиллинга Гуттунг, в качестве компенсации.
Самый значимый в истории цверг. Когда Локи должен был найти золото в откуп колдуну Хрейдмару, он взял волшебную сеть у морской великанши Ран и схватил цверга, который плавал в образе щуки (или лосося) вымогая у него сокровища. Тот их отдал, но проклял клад, чтобы каждый его владелец умер неестественной смертью, что и послужило начало песням о Сигурде и Песне о Нибелунгах.
Прочие существа и детали.
В различных источниках существует множество мифологических рас, которых относят к германской и германо-скандинавской мифологии. Сюда традиционно входят например тролли, никсы, варги и кобольды, а также драугры и прочие мелкие твари.
Тем не менее, в основной костяк эти существа не входят и даже не упоминаются. Троллями, например, называли йотунов некоторые народы в более позднее время, потом этот образ начал развиваться в собственном направлении. Здесь их описывать нет смысла, также как нет смысла описывать исконно исландских существ, которые относятся к мифологии кельтов. Порядка ради, их следует отделять от костяка классической скандинавской мифологии и относить к фольклору.
Тем не менее, есть и то, о чём стоит упомянуть, что не входит в категории выше.
1. Квасир – существо, родившееся из слюны, которую смешали ваны и асы в знак мира между родами. Обладал огромной мудростью и пытался передать её всем живущим. Был убит цвергами.
2. Вёльвы – первоначально ведьма, которую подняли из мёртвых для получения пророчества о Рагнароке. Затем вёльвами стали называть демонических ведьм, обитающих в Железном Лесу. Созданные Локи, эти ведьмы в большинстве своём крайне злобные существа, обладающие очень сильной магией. Тем не менее, упоминаются и более разумные вёльвы.
Вёльва. Была вызвана Тором, чтобы та извлекла из его головы кусок точила Хрунгнира, но была отвлечена и позабыла заклинания.
Погибла при неизвестных обстоятельствах и, позже, к ней в земле обратился её сын Свипдагр.
После смерти обладала 9-ю заклинаниями:
1. Вероятно, снимает печали и напряжённость.
2. Вероятно, призывает удачу (вёльва, обращаясь к Урдр, просит её защиты).
3. Успокаивает реки и обеспечивает спокойное плавание.
4. Смиряет злые умыслы врагов.
5. Разрушает оковы и цепи, если цель взята в плен.
6. Успокаивает моря и ветра и обеспечивает лёгкое плавание.
7. Делает цель неуязвимой к холоду.
8. Защищает цель от ночных злых чар других вёлв.
9. В случае сражения с кем-то в мудрости, к цели придёт ум и красноречие.
3. Виндсваль и Свасуд.
Творцы зимы и лета соответственно. Крайне редко упоминаются, принадлежность к расам также спорна. Вероятно, роль зимы и лета позже были отданы другим сущностям.
Исполинский волк, рождённый Локи. Обладает огромной силой и его боятся даже боги. Был скован цепями Глейпнир. По некоторым версиям во время Рагнарока съест солнце и является прародителем исполинских волков, обитающих в Железном Лесу. Убьёт Одина и будет убит Видаром во время гибели богов.
Волшебная коза, обитающая на крыше Вальхаллы. Постоят даёт медовое молоко, которым питаются эйнхерии.
Дети Фенрира, гоняющиеся за Соль (солнце) и Мани (луной) соответственно. Причина солнечного и лунного затмений. Во время Рагнарока догонят и съедят светила.
Чудовищный пёс, обитающий в Хельхейме и стерегущий вход. Во время Рагнарока раздастся его ужасающий лай и он убьёт Тюра, но погибнет и сам.
Первые люди. Были найдены в виде безжизненных древесных образах и оживлены Одином, Вили и Ве (либо Одином, Локи и Хёниром, в некоторых источниках).
10. Лив и Ливтрасир.
Ещё два человека, которые переживет гибель мира и спасутся от огня Сурта. Станут новыми прародителями человечества.
Гибель богов, которую предсказала поднятая Одином из могилы Вёльва. Считается, что причиной Рагнарока является моральное разложение богов, которое началось с момента нарушение клятвы с хримтурсеном, строившего стену в Асгарде, заканчивающееся смертью Бальдра, после которого началась трёхлетняя зима Фимбулвинтер., предвещающая Рагнарок. В процессе море выйдет из берегов и наружу выйдет корабль Нагльфар, йотуны и огненные великаны с Суртом пройдут по Биврёсту и нападут на богов, Хель также выйдет с мёртвым воинством и Гармом. Йормунганд выйдет из берегов и нападёт на Тора, Фенрир разорвёт цепи и бросится на Одина. С огненными великанами или на Нагльфаре будет идти против богов и Локи.
Исходом Рагнарока будет гибель почти всех богов и возвращение из Хель Бальдра и Хёда.
Корабль, созданный из ногтей утопленников, на котором будет находиться безымянное воинство, чья сущность точно не определена. По одной версии это воины Муспелля, однако это очень странно, т. к. муспелли вместе с Суртом должны пройти через Мюрквид и подняться в Асгард по Биврёсту, в процессе его разрушив. Другая версия – что это мертвецы Хель поднимутся на нём. Несколько раз я видел, как англоязычные источники упоминают некое тёмное воинство, которое ждало своего часа.
Пару раз в Поэтической Эдде появляется упоминание о неком безымянном боге, который появится или родится после Рагнарока и будет могущественнее всех богов, вместе взятых. Считается, что этот момент появился уже после христианизации язычества и этим богом являет Яхве.
Артефакты, упоминаемые в мифах о богах. Несмотря на то, что некоторые артефакты, например, Грам, были созданы богами, они относятся к мифам о героях (в которых артефактов, очевидно, в разы больше).
Никакого «только достойнейший может поднять молот» в мифологии нет, в процессе его несколько раз поднимали другие существа.
3. Глейпнир – невероятно прочная цепь, которая становится прочнее пропорционально усилиям, прилагающимся для её разрушения. Создан цвергами из шума кошачьих шагов, женской бороды, корней гор, медвежьих жил, рыбьих голосов и птичьей слюны. Все эти ингредиенты пропали из мира, так как из них всех была создана эта цепь. Ею скован Фенрир.
4. Скидбладнир – волшебный корабль, принадлежащий Фрейру. Ему всегда способствовал попутный ветер, а сам он мог уменьшаться так, что его можно было положить в карман.
5. Драупнир – волшебное золотое кольцо, которое каждые девять дней приносило ещё 8 таких же (которые, впрочем, делиться уже не могли). В разное время принадлежал Одину, Бальдру и Хермоду. Каким-то образом оказался и в руках альва Вёлунда.
6. Брисингамен – золотое ожерелье невероятной красоты, ставшее причиной многих конфликтов.
7. Гуллинбурсти – вепрь, передвигающийся с огромной скоростью, принадлежит Фрейру. Технически, является артефактом, так как выкован цвергами.
Это всё, что я накопал и что можно отнести к исконно Скандинавской мифологии. Конечно, этим мифология данных народов не ограничивается. Существует ещё кельтская мифология, не менее просторная и часто пересекающаяся со скандинавской, есть так называемая германская мифология, крайне, крайне обширные исландские саги, ну и ещё есть упоминаемый фольклор. Тем не менее, данная информация стоит своим особым костяком и отделена от всего этого своим, пусть и крайне условным каноном.
Буду очень рад, если это вам пригодилось.
P. S. Тем не менее, всем советую прочитать Перебранку Локи. Это довольно забавно.
Истории и легенды
137 постов 2.5K подписчика
Будет третья часть?
и птичьей слюны. Все эти ингредиенты пропали из мира, так как из них всех была создана эта цепь. Ею скован Фенрир.
Птичья слюна не пропала. Ласточки (определенная порода) делают из нее свои гнезда. Да и женская борода нет нет, да проявится.
Очень интересно. Но сумбурно.
Doc файл с текстом без картинок.
@moderator, сделайте пожалуйста функцию центрирования. Оформлять посты невыносимо.
Защищён от юмора.
Николас Муайрт.
Триумф Вакха, 1624 год.
Mr. Wednesday
Подборка имён Одина
Локи в древности. Изображения
Что вы видите, когда произносишь имя Локи? Предстаёт ли перед вами рыжий эльфоподобный красавец? Или, может, загадочный брюнет с хитринкой в глазах? Юркий парнишка с дырками на коленках, знающий все тайны и закоулки мест, где вы случайно (или нет) оказались? Или вы застали его за колдовством в пещере в длинных одеждах, бусинах и перьях? Не столь важно, каким Локи явился в первый раз, важно, что не в последний.
Образов Локи от древних времён до современности так много, что они слились в пёстрый калейдоскоп. Можно сказать, он носит их как одежду по случаю. Или же мы видим его таковым, насколько способны воспринять здесь и сейчас. На то, что мы видим, влияет культурное пространство, в котором мы выросли, книги, которые мы читали, фильмы, которые мы смотрели. Локи смотрит на нас, ухмыляясь, с многовековых страниц Эдд и он же улыбается нам с билбордов 21 столетия или отпускает шуточки в компьютерных играх. Он вышел из тьмы времён, чтобы быть в сейчас, и никто не угадает, в каком образе Локи решит явиться снова. Итак, давайте посмотрим, что мы знаем об этом, несомненно, хитрейшем боге из изобразительных источников.
Как не прискорбно осознавать, но очень мало. Следов культа Локи практически не сохранилось, а скудные находки скорее говорят о том, что его (возможно) почитали очень локально, а то и сугубо в пределах личной или семейной практики. До нашего времени дошло очень мало артефактов с изображением самого Локи или надписями с его именем. Какие? Давайте разбираться.
Обнаружен в Хорнес-фьорде в Дании, предположительно имеет норвежское происхождение, датируется ок. 1000 гг. На нём изображено лицо кудрявого усатого мужчины с отличительным для Локи признаком — зашитым ртом. Это изображение отсылает к наказанию, которому Локи подвергся, проиграв спор с сыновьями Ивальди.
Снорри, Язык поэзии.
Этот фрагмент вполне чётко позволяет определить, что на камне изображён именно Локи. Предположительно оно сделано для того, чтобы защищать работу кузнеца от его проделок (по мифам Локи активно мешал Брокку и Эйтри ковать сокровища для богов). Имеется и противоположная позиция — это своеобразная просьба о помощи Локи в кузнечном деле. На первый взгляд связь этого бога с кузнецами не очевидна, однако в Речах Многомудрого (Старшая Эдда) имеется отрывок, прямо указывающий на то, что это умение не чуждо для Локи:
выкованный за вратами смерти;
на девяти крепких запорах».
Очевидно, что за этим отрывком лежит какая-то куда более подробная история, но, увы, до нас не дошедшая. Остаётся только делать предположения на основе сохранившихся источников и личных практик.
Сцена, изображённая на кресте (Англия, 9 — 10 вв.), однозначно указывает на известный мифологический мотив пленения Локи:
Старшая Эдда, Перебранка Локи.
Фибула из Нордендорфа
Находка датируется 6 — м7 вв. н.э., содержащая имена богов, среди которых нас интересует последнее: Logaþore, предположительно являющееся формой имени Лодур (Lóðurr), под которым Локи фигурирует в Прорицании Вёльвы в качестве одного из творца людей:
в них не было духа,
Предположительно имя происходит от древнеисландского luh-þuras, родственное германскому logaþoras, ‘несущий огонь’, как и Logaþore.
На камне изображена привязанная к камням фигура. Несмотря на то, что Локи действительно изображался связанным (см. Госфортский крест), нигде, ни в мифах, ни на изображениях он не имеет такого внешнего атрибута как рога. Согласитесь, будь Локи рогат, это наверняка бы отобразили при его описании, слишком уж запоминающаяся черта как одноглазость Одина, однорукость Тюра или те же самые шрамы на губах у самого Лофта.
Изображение на камне в церкви св. Стефана в Киркби предположительно относят к Локи, основываясь на том, что эта область Англии долгое время была под скандинавским влиянием. Однако, как свидетельствует этимология самого названия поселения, оно уже было христианским к тому моменту, как туда пришли викинги. Современная церковь св. Стефана датируется 13 в., однако по археологическим данным она построена на основании более старой церкви 8 в. (того же периода, что и сам камень).
Никаких характерных для описываемого мифа и самого Локи черт кроме, собственно, оков на камне нет. С большей вероятностью это изображение скованного Дьявола. В староанглийской поэме «Christ II», приписываемой Кюневульфу, Дьявол описан лежащим связанным «в пылающих оковах».
Амулеты из Дании (Ульструп, Эстер Линдетт)
Зашитый рот характерная внешняя черта для Локи, что делает возможным предположение, что на амулетах, приведённых ниже, именно он.
Предположительно на этом брактеате изображено убийство Бальдра. Крылатая фигура слева — Локи. Наличие крыльев отсылает к его превращению в сокола и одалживании оперения у Фрейи. Если на брактеате действительно изображён Локи, то это самое древнее его изображение из имеющихся и датируется периодом переселения народов.
Существуют также иллюстрации к Младшей Эдде, но их мы приведём в следующей главе, в которой обсудим письменные источники, в которых упоминался Локи.
Напоминаю
Вальхалла, Фолькванг и Хельхейм
Вот живёшь ты такой, живёшь. А потом бац — и умер. Пути, как обычно, три. Два наверх и один вниз. Вот только рая с адом славным викингам не завезли. Если ты был ну очень плохим мальчиком, то тебя просто аннигилируют. И даже если ты девочка. Особенно, если ты девочка, а была плохим мальчиком. А вот если твоё поведение богов устроило, то жизни после смерти быть. Об этой «жизни» и поговорим.
Для начала Вальхалла. Чертог мёртвых. Тронный зал Одина и вечный пир в ожидании Рагнарёка. Чтобы попасть туда, нужно умереть поистине достойно, то бишь в бою. Желательно прихватив с собой минимум пару врагов. Предпочтительно было бы, чтобы собратья при погребении не забыли закинуть в дорогу верный меч и любимый рог.
Вальхалла необъятная, но не резиновая. По странному стечению обстоятельств, туда влезает только половина воинов. Сколько бы войн ни прошло, сколько бы тысяч лет зал ни пополнялся, только половина воинов. Ни одним больше. Доставка счастливчиков происходит транспортной службой «Валькирия». Пока часть сильных, но зависимых занята обеспечением божественного трансфера, другая часть выполняет роль официанта в самих чертогах. Да-да, валькирии, прекрасные сильные женщины, прислуживают смелым и отважным воинам. Иногда, в качестве исключения, им даруется право решать исход битвы. Но только при условии, что этот исход подойдёт Одину. Иначе накажут, были случаи.
Итак, вы оказались в числе избранных. Вас пронесли через весь Асгард и усадили перед Одином. Сам по себе чертог огромен. На стенах висят щиты на остриях мечей. Их, как и воинов, с каждым днём становится всё больше. А под щитами красуются двери. Всего 540 штук. В них вы с соратниками выйдете, чтобы вступить в последнюю битву Времён. Освещен зал блеском мечей, помнящих свой каждый бой. Посреди Вальхаллы растёт Иггдрасиль, красуясь своими листьями. Из этих листьев получается великолепнейший мёд. Способ его приготовления прост — возьмите козу Одина. Поставьте её у Мирового Древа. Дайте козе наесться листьев. Выдоите её досуха (фигли, мёда на такую толпу сотворить). Готово. Заедать мёд лучше всего мясом собственноручно забитого вепря.
Да, вы не ослышались. Поработать таки придётся. Все избранные воины с переходом в новый мир приобретают новую сущность. Лёгким движением одиновой руки викинг превращается в бодрого, но не совсем живого эйнхерия. Встаёт. Одевается. И идёт бить морды другим эйнхериям насмерть. И снова встаёт. После излишне натуральной тренировки последней битвы происходит охота. Всей дружной толпой эйнхерии идут забивать вепря. После пируют, кушают вепрятину, запивают мёдом, любуются валькириями и вообще замечательно живут после смерти. И так каждый день. На протяжении вечности.
Но не всем так везёт. Даже если ты мечтал о Вальхалле и каждый день молил Одина о разрешении туда попасть, можно пролететь. Но что же тогда? А тогда те же валькирии отнесут тебя в Фолькванг к прекрасной Фрейе. Пусть Фрейя и не настолько крута, как Один, но зато тут работать не придётся. В этих чертогах царит мир. Прекрасный луг, прекрасная богиня на троне и тихая вечная жизнь. И даже окружение не настолько однообразно, как у Одина. В отличие от Вальхаллы, в Фолькванг пускают не только мужчин. Врата Фолькванга также открыты для женщин, «добровольно принявших благородную смерть». Не важно, на поле боя или защищая деревню от набега соседей. Даже принесение себя в жертву во благо своего народа является пропуском в чертоги Фрейи.
Но что же происходит с теми, кто умер своей смертью? Болезнь застала врасплох, в бане сгорел или потонул во время купания. Или и вовсе дожил до старости. Верхние миры для мирного населения закрыты, но нижний мир не менее радушен. Хельхеймом владеет прекрасная (наполовину) Хель. Пройти по мосту душ над рекой Гьёлль могут не только лишь все. На подходе к царству мирных мёртвых стоит Гарм, очаровательнейший пёсель, что сжирает души нехороших людей. Но если ты не совершал зла (по меркам племён викингов, конечно же), то путь открыт. Спешу напомнить, здесь вам не ад. Никого никто не пытает, не искупляет страданиями и не заставляет слушать российскую эстраду. Если вы попали в Хельхейм, то отныне и навеки вы его полноправный гражданин. Проходя в Хельхейм, при себе особенно важно иметь предметы мирного быта. Ведь занятия душ не сильно отличаются от верхнего мира. Разве что войн нет, да голодать не приходится.
Многие путают хозяйку сего места, Хель, с её родителями. А иногда и с самим Аццким Сотоной. А жаль. Хель — дочь Локи от великанши Ангрбоды. Сама она не является ни богом обмана, ни великаншей. По натуре Хель — абсолютный флегматик. Она спокойна, рассудительна и обязательна. О вверенном ей мире заботится с должным вниманием и любовью. Но не свезло Хель не только с родственниками. Внешность правительницы оставляет некоторые вопросы, хотя и подходит ей по роду деятельности. Одна половина её тела полна красоты и жизни. Она молода, румяна, фигуриста. Вторая же — мертва внутри и снаружи. Высушенная серая кожа, недвижимые конечности и когти покойника. Такой контраст внушает больше страха, чем уважения, не спорю. Однако в Хельхейме всегда спокойно. Души регулярно собираются на пиры. А в Рагнарёк войска Хель выплывут на корабле Нагльфар, сотворённом из ногтей мертвецов, сразиться с небесным войском.
Так что даже если вы не попали в Вальхаллу, это не значит, что вас ожидает ад.