недоброе слово что огонь жжет
Значение и смысл пословицы «Недоброе слово больней огня жжет».
Пословицы и поговорки — важная часть отечественной и зарубежной языковой культуры. Они помогают нам в жизни и передают знания предков. Многие из них еще со времен Древней Руси учили людей быть честными, добрыми и отзывчивыми. Особенную актуальность эти слова приобрели сегодня, когда реальное общение между людьми становится проблемой. Многие уже не вдумываются в смысл, таящийся в этих словах, воспринимают поговорки как пережиток прошлого. А это может привести к потере ценностей и деградации общества.
Пословица «Недоброе слово больнее огня жжет» актуальна сегодня как никогда ранее. Абсолютно все люди могут высказывать свое мнение, особенно это касается общения в интернете. Скрывая лицо за различными картинками и не настоящими именами, люди перестают понимать насколько важно слово и то, как оно было сказано. Множество оскорблений, лжи и обидных шуток сейчас получают те, кто этого не заслужил. А эти люди под «никами» быстро забывают о том, что когда-то кому-то сказали. Отсюда — потеря значения слов и упрощение речи. Но ничто не может изменить одного — сознательно или бессознательно, на словах или на письме, мы можем обидеть человека.
Смысл этой поговорки заложен очень далеко до наших дней. Вспомним те же дуэли, которые назначали даже по незначительному поводу. И ведь в большинстве из них виноваты неправильные, не вовремя сказанные слова. Даже Пушкин, истинный слуга слова, погиб от него же. Его произведение — «Евгений Онегин», является ярчайшей иллюстрацией того, как слово способно повлиять на жизнь. Невольно брошенный Ленским вызов на дуэль привел к полной катастрофе, а в те времена — подсудному делу. Хотя ни он, ни Онегин не хотели, чтобы дуэль состоялась. Но никто из них не решился первым пойти на уступки и вовремя отменить дуэль. После этого остались несчастными сразу несколько человек, а ведь это произошло из-за одного резкого слова. Так часто происходит и в живом диалоге — мы пытаемся пошутить, а человек воспринимает все всерьез. Это может закончится ухудшением отношений, ссорой или вовсе прекращением всяких контактов.
«Недоброе слово больнее огня жжет» — один из примеров таких пословиц, но существуют и другие высказывания.
Речь — важнейшее качество человека, и от того, насколько оно уместно и продуманно, зависит многое. Сейчас это важно понимать как никогда. Ведь сегодня, в век интернета, слова стали играть еще большую роль в нашей жизни.
Пословицы о слове и языке.
Красна речь слушаньем.
Поменьше говори, побольше услышишь.
Всех речей не переслушаешь.
Глупые речи, что пыль на ветру.
Говорят про Фому, а он про Ерему.
Какова речь, таков и склад.
Коротко, да ясно.
Слово не воробей: вылетит — не поймаешь.
Слово — серебро, молчание — золото.
Слова хороши, если они коротки.
Где слова редки, там они вес имеют.
Не всегда говори, что знаешь,
Но всегда знай, что говоришь.
Говори мало, слушай много,
А думай еще больше.
Сперва подумай, потом скажи.
Ласковым словом и камень растопишь.
Недоброе слово больней огня жжет.
Не всякому слуху верь.
Долго думал, да хорошо сказал.
Мелет день до вечера,
А послушать нечего.
Не давши слова — крепись,
А давши — держись.
Не при вас будь сказано.
Молчание — знак согласия.
Лучше не договорить,
Чем переговорить.
Лепечет как сорока.
Молчит как воды в рот набрал.
Острый язык — дарование,
А длинный — наказание.
Язык длинный, мысли короткие.
Язык иглы острее.
Язык до Киева доведет.
Язык мой — враг мой:
Прежде ума рыщет, беды ищет.
Язык болтает, а голова отвечает.
Из пустого в порожнее переливает.
Лучше ногою запнуться, нежели языком.
На языке мед,
а на сердце лед.
Речи как мед,
а дела как полынь.
Красно говорит,
а слушать нечего.
Язык без костей:
что хочет, то лопочет.
Мели Емеля, твоя неделя
Слухом земля полнится.
Секрет на весь свет.
На чужой роток не накинешь платок.
Языком что хошь говори,
А рукам воли не давай.
Ешь пирог с грибами,
А язык держи за зубами.
Не торопись отвечать,
Торопись слушать.
Твоими бы устами да мед пить.
Не бросай слова на ветер.
Не верь чужим речам,
Верь своим очам.
Когда ты говоришь, слова твои
Должны быть лучше молчания. (Араб.)
Народное слово — твердое слово. (Морд.)
Что силой не сделаешь,
то сделаешь словом. (Азерб.)
Обдумай то, о чем говоришь,
Даже когда шутишь. (Уйгур.)
Прежде чем сказать,
поверни язык семь раз. (Вьетн.)
Когда говоришь — думай. (Кит.)
Обдумывай то, что говоришь;
Пережевывай то, что ешь. (Тиб.)
Одно теплое слово и в жесткий мороз согреет. (Кит.)
Слово — ключ, открывающий сердца. (Кит.)
Правдивое слово, как лекарство, —
Часто горько, зато излечивает. (Кит.)
Самое лучшее — прямо и просто
Сказанное слово. (Англ.)
Раненный мечом вылечится, словом — никогда. (Азерб.)
Языком убивают, как кинжалом,
Только кровь не льется. (Кит.)
Лучше хорошо поступать,
Чем хорошо говорить. (Англ.)
Язык твой — лев,
Дашь ему свободу,
Он тебя съест. (Афр.)
Между «говорить» и «делать» — длинная дорога. (Испан.)
Кто много говорит, а мало слушает —
Продается на ярмарке за осла. (Испан.)
Мало правды в том, из кого сыплется много слов. (Литое.)
Скорее вечный снег растает,
Чем у болтуна слова иссякнут. (Азерб.)
О чем тебя не спрашивают,
О том много не говори. (Осетин.)
Блюди хлеба до обеда, а слово до ответа!
В пору доброе слово, что горсть золота в мошну
Выпустишь словечко – не догонишь на крылечке
Доброе слово железные ворота отопрет
Доброму слову – добрый ответ
Дурное слово, что грязная вода
Из пустой клети – сыч да сова,
из пустой головы – пустые слова
Кроткое слово гнев побеждает
Ласковое слово не трудно, а споро
Ласковым словом многого добьешься
Малое слово большую обиду творит
На словах и так и сяк, а на деле никак
Не болтай наугад – клади слово в лад
Не давши слова – крепись, а давши – держись
Осла узнаешь по ушам, а дурака – по словам
От слова до дела сто перегонов
По чужим словам, как по лестнице идет
Рот откроешь, а слово не приготовишь
Слова хороши, если они коротки
Сказанное слово — серебро,
а несказанное — золото
Слово — во время и кстати —
сильнее письма и печати
Слово горы ворочает
Слово молвит – соловей поет
Слово не держать – себя не уважать
Слово слово родит, третье само бежит
Слову верь, а дело проверь
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Значение пословицы недоброе слово что огонь жжет?
Значение пословицы недоброе слово что огонь жжет.
Это значит, что это недоброе слово может очень сильно обидеть человека.
Ему будет больно в душе.
Как перенести слово жжет?
Как перенести слово жжет?
Или оно не переносится?
1 Не царь, а в короне, не всаднник а со шпорами, не сторож а yвсех будит.
2 не огонь а больно жжет, не фонар а ярко светит, не пекарь, а печет.
Недоброе слово больше огня жжет?
Недоброе слово больше огня жжет.
НЕДОБРОЕ СЛОВО БОЛЬШЕ ОГНЯ ЖЖЕТ?
НЕДОБРОЕ СЛОВО БОЛЬШЕ ОГНЯ ЖЖЕТ.
Не огонь а жжется загадка?
Не огонь а жжется загадка.
Отметить в словах слабые позиции гласных?
Отметить в словах слабые позиции гласных?
Недоброе, слово, больней, огня, жжет.
Не огонь а жжется?
Как объяснить пословицу недоброе слово что огонь жжёт?
Как объяснить пословицу недоброе слово что огонь жжёт.
1)Не царь, а в короне, Не всадник, а со шпорами, Не сторож, а всех будит?
1)Не царь, а в короне, Не всадник, а со шпорами, Не сторож, а всех будит.
2) Не огонь, а больно жжет, Не фонарь, а ярко светит, Не пекарь, а печет.
1. Беловежская пуща. 2. Времена года. 3. Достоинства Беловежской пущи. 4. Культурная ценность. 5. Исторический музей.
Туманная мгла, ветреная подруга, несказанная тишина, непаханое поле, длинные тени.
Я язык свой берегу и язык я свой люблю.
Все слова стоят в именительном падеже.
Праздное слово
Мы говорим слова и считаем их безобидными. Слово вышло из нас и «растворилось» в воздухе. Казалось бы и все. И иногда легкомысленно разбрасываемся словами, даже не задумываясь, что произойдет дальше с ними и с теми, кто их произнес.
Не просто так появились народные пословицы, например:
Последняя пословица говорит о том, что за словом последует ответ, человек ответит за каждое слово, сказанное им.
Народная мудрость и пословицы являются доказательством истин, которые заложены в Библии относительно слов:
Иов.15:6 Тебя обвиняют уста твои, а не я, и твой язык говорит против тебя.
Пс.33:14 Удерживай язык свой от зла и уста свои от коварных слов.
Пс.51:4 гибель вымышляет язык твой; как изощренная бритва, он [у] [тебя], коварный!
Пс.58:8 вот они изрыгают хулу языком своим; в устах их мечи: «ибо», [думают они], «кто слышит?»
9 Но Ты, Господи, посмеешься над ними; Ты посрамишь все народы.
Прит.25:15 Кротостью склоняется к милости вельможа, и мягкий язык переламывает кость.
Не правда ли очень похожи: мудрость народная и Библейские истины? Поэтому надо быть очень осторожными в словах и понимать последствия наших слов. Тем более, что они не исчезают и как на магнитную ленту записываются в духовном мире. Слово Божье предупреждает, что Бог очень внимательно наблюдает за нашими словами:
Пришло время каждому человеку задуматься над тем, что мы говорим, т.к. за наши слова мы будем судимы в духовном мире, так же как и за поступки. Потому что там не исчезают ни слова, ни дела, все остается. И на суде будет показана всем «видеозапись» жизни подсудимого от рождения до земной смерти. И за слова тоже дадим ответ:
Матф.12:37 ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься.
В Библии есть понятие: «праздное слово». Оно как-то незаметно теряется в многообразии Божьих истин и часто остается в стороне от внимания христиан.
Давайте все же рассмотрим, что означает «праздное слово», т.к. последствия произнесения таких слов очень серьезные. Поэтому надо изучить, что они собой представляют, чтобы не допустить проблем в своей духовной жизни.
Библейское понятие «праздного слова» имеет очень широкие рамки и рассматривать его значение следует в контексте всего Писания и основного фрагмента, относящегося к этому термину:
Матф.12:
31 Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а ХУЛА на Духа не простится человекам;
32 если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем.
33 Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо ДЕРЕВО ПОЗНАЕТСЯ ПО ПЛОДУ.
34 Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо ОТ ИЗБЫТКА СЕРДЦА ГОВОРЯТ УСТА.
35 Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое.
36 Говорю же вам, что за всякое ПРАЗДНОЕ СЛОВО, какое скажут люди, дадут они ОТВЕТ В ДЕНЬ СУДА:
37 ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься.
Итак, мы видим, что понимание сути о «праздном слове» имеет для человека в духовном мире огромное значение, потому что дадим отчет Богу за КАЖДОЕ праздное слово.
Может быть, учитывая терминологию «праздное», праздные слова связаны с праздничными мероприятиями: тосты, стихотворения и т.д.?
Например, «с новым годом!» или «Христос воскрес!»…
Нет, значение этого термина не связано с праздниками, но связано с «праздным» значением наших слов. Как это понять?
Следуя контексту Писания («дерево познается по плоду»), можно определить значение праздного слова.
Праздным словом в Библии является любое слово, которое сказано не для славы Божьей, не в соответствием с истиной Писания (ИНСТРУКЦИЕЙ для земной жизни людей, см. статью Дерево познания добра и зла – http://www.proza.ru/2014/06/26/347 ). Это не значит, что надо только читать, прославлять Бога и постоянно проповедовать. Речь идёт о том, что каждое слово или фраза человека должны не только нести в себе правду, благодать, добро, справедливость, любовь, милосердие, терпимость, но и быть ИСПОЛНЕНЫ им, т.е. слова должны быть подтверждены образом жизни. Слова не должны остаться «ПУСТЫМИ», праздными, неподтвержденными делами, не исполненными или несущими зло.
Еф.5:
6 Никто да не обольщает вас ПУСТЫМИ словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления;
7 итак, не будьте СООБЩНИКАМИ их.
Нельзя участвовать в «пустых» беседах или спорах. Человек, хоть сам и не произносит праздные слова, но становится СОУЧАСТНИКОМ, а, следовательно, тоже ВИНОВНЫМ.
Иак.5:
9 Не СЕТУЙТЕ (не обвиняйте), братия, друг на друга, чтобы не быть осужденными: вот, Судия стоит у дверей.
10 В пример злострадания и долготерпения возьмите, братия мои, пророков, которые говорили именем Господним.
11 Вот, мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец [оного] от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен.
12 Прежде же всего, братия мои, НЕ КЛЯНИТЕСЬ ни небом, ни землею, и никакою другою клятвою, но да будет у вас: «ДА, ДА» и «НЕТ, НЕТ», дабы вам не подпасть осуждению.
13 Злостраждет ли кто из вас, пусть молится. Весел ли кто, пусть поет псалмы.
Не клянись и не спорь:
2 Тим.2:14 Сие напоминай, заклиная пред Господом не вступать в СЛОВОПРЕНИЯ (споры), что нимало не служит к пользе, а к расстройству слушающих…
Споры отличаются от совместных рассуждений своей эмоциональной окраской, поэтому убедить кого-то в такой ситуации очень трудно. Так зачем же напрасно тратить время, говорить ПУСТОСЛОВИЕ?
! Не клянись, не обвиняй и не спорь.
Например, если ближний скажет о тебе какое-либо неприятное слово, а потом откажется от него, утверждая, что не говорил его, то не СПОРЬ с ним, не говори: «Нет, ты сказал». Достаточно провозгласить истину, а убеждение предоставить Господу, Который сможет подобрать ключ к сердцу собеседника. Говорите истину, молитесь за людей и с верой противостаньте силам зла. Такой метод гораздо эффективнее, чем словесные дебаты.
По контексту места Писания мы видим, что Иисус Христос высказал упрёк людям в том, что они, даже если произносят и правильные слова, но со злом, СПРЯТАННЫМ в СЕРДЦЕ – это ЛИЦЕМЕРИЕ:
Матф.12:33 Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо ДЕРЕВО ПОЗНАЕТСЯ ПО ПЛОДУ.
Слова могут звучать доброжелательно (комплементы), но в сердце говорящего зависть, злоба, лицемерие. Поэтому эти слова не несут любовь и добро, не совершают ту работу, для которой произнесены, а потому они пустые и ПРАЗДНЫЕ.
Это касается, в первую очередь пророков, учителей, наставников, РОДИТЕЛЕЙ, руководителей любого звена и уровня, любого человека, дающего совет или отвечающего на вопросы людей, а также любого, говорящего ЛОЖЬ:
Ос.10:4 Говорят слова [ПУСТЫЕ], клянутся ЛОЖНО, заключают союзы; за то явится суд над ними …
Праздное слово = Пустое = Ложь (что не ИСТИНА) = Лицемерие
! Лицемерие – на ЛЮДЯХ говорят комплименты человеку, но внутренне не любят его. Зная истину, не говорят правду в глаза, скрывают. Зная истину, не учат других, боятся, что кто-то займет их место или по уровню станет выше. Это праздные слова.
Лук.6:42 Или, как можешь сказать брату твоему: брат! дай, я выну сучок из глаза твоего, когда сам не видишь бревна в твоем глазе? ЛИЦЕМЕР! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.
! Осуждают других (ГОВОРЯТ), а сами делают еще хуже. Плохой отзыв или оскорбление другого человека, которые не приносят доброго плода – праздное слово.
2Тим.2:
15 Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, ВЕРНО преподающим СЛОВО истины.
16 А непотребного ПУСТОСЛОВИЯ удаляйся; ибо они еще более будут преуспевать в нечестии,
17 и слово их, как рак, будет распространяться. Таковы Именей и Филит,
18 которые отступили от истины, говоря, что воскресение уже было, и РАЗРУШАЮТ В НЕКОТОРЫХ ВЕРУ.
Кол.2:8 Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и ПУСТЫМ обольщением, по ПРЕДАНИЮ человеческому, по СТИХИЯМ МИРА, а не по Христу ;
! Любое ложное и лукавое слово, ложное пророчество, клевета. Кто лжет, тот предается празднословию, потому что пересказывает то, чего не было, и чего не видел – праздное слово.
Иер.48:
29 Слыхали мы о гордости Моава, ГОРДОСТИ чрезмерной, о его ВЫСОКОМЕРИИ и его надменности, и кичливости его и превозношении сердца его.
30 Знаю Я дерзость его, говорит Господь, но это ненадежно; ПУСТЫЕ слова его: не так сделают.
31 Поэтому буду рыдать о Моаве
Мар.12:
14 Они же, придя, говорят Ему: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице, но истинно пути Божию учишь. Позволительно ли давать подать кесарю или нет? давать ли нам или не давать?
15 Но Он, зная их ЛИЦЕМЕРИЕ, сказал им: что искушаете Меня? принесите Мне динарий, чтобы Мне видеть его.
Матф.23:
27 Горе вам, книжники и фарисеи, ЛИЦЕМЕРЫ, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты;
28 так и вы по НАРУЖНОСТИ кажетесь людям праведными, а ВНУТРИ исполнены ЛИЦЕМЕРИЯ и беззакония.
! Говорят лесть, приятные слова, хвалят, а САМИ ТАК НЕ ДУМАЮТ, внутреннее мнение – противоположное. Это праздные слова.
! Прославляют Бога, поют песни, сидят на проповеди, а сами думают и говорят о другом, или просто мешают служению. Кто празднословит (говорит о ПУСТОМ И НЕУМЕСТНОМ) во время Божией службы, тот подвергается сугубому порицанию: он отвлекает от молитвы и поклонения Богу, от проповеди и Слова Божьего того, с кем разговаривает, и тех, которые стоят рядом, а Бог именно им говорит через слуителей. Это тоже праздные слова (НЕУМЕСТНЫЕ слова, отвлекшие от Божьего благословения для этих людей, которые пришли на служение).
Матф.6:5 И, когда молишься, не будь, как ЛИЦЕМЕРЫ, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы ПОКАЗАТЬСЯ перед людьми.
Лук.20:47 … и ЛИЦЕМЕРНО долго молятся; они примут тем большее осуждение …
! ПОКАЗНАЯ молитва, обращение не к Богу, а желание ПОКАЗАТЬ себя духовным среди людей, пустое бахвальство и самоправедность – это праздные слова.
Пс.34:
15 А когда я ПРЕТЫКАЛСЯ, они РАДОВАЛИСЬ и собирались; собирались ругатели против меня, не знаю за что, поносили и не переставали;
16 с ЛИЦЕМЕРНЫМИ НАСМЕШКАМИ скрежетали на меня зубами своими.
Еф. 5:4 Также СКВЕРНОСЛОВИЕ и ПУСТОСЛОВИЕ и СМЕХОТВОРСТВО не приличны вам, а, напротив, благодарение.
! Сквернословие, смехотворство и злорадство. «Христианские» анекдоты, большинство из которых полны кощунства и лжи, не приносящие пользу, а являющие злорадное смехотворство. Различные истории, над которыми надо плакать, а не смеяться, насмешки над немощами других, над инвалидами, больными, престарелыми, просто попавшими в НЕЛОВКУЮ ситуацию людьми. Все это есть праздные слова.
Праздное слово = Смехотворство = Сквернословие и матерные слова
Лук.13:
14 При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день СУББОТНИЙ.
15 Господь сказал ему в ответ: ЛИЦЕМЕР! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить?
16 сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?
17 И когда говорил Он это, все противившиеся Ему СТЫДИЛИСЬ …
Слово праздное то, которое учит делать добро, а само не делает.
Обещание веры, не исполненное на деле – праздное слово.
Человек исповедуется и не исправляется, когда кается и снова грешит, НЕ ИСПОЛНИВ своего СЛОВА при покаянии – праздное слово.
Почти все люди попадают в ловушку праздных и лицемерных слов, это очень распространено не только в мирской, но и в христианской среде, включая и служителей, даже апостолы не устояли:
Ученики Христа должны быть похожи на своего Учителя, а о Нём сказано, что когда Он говорил, люди «дивились СЛОВАМ БЛАГОДАТИ, исходящим из уст Его» (Лук.4:22)
Кол. 4:6 Слово ваше да будет всегда с БЛАГОДАТЬЮ, приправлено солью, дабы вы знали, КАК отвечать каждому.
Подается ли через вас благодать, в которой люди начинают всё видеть в свете Божьем и возрастают в познании истины? Всегда неплохо сделать переоценку своего хождения пред Богом! И тому, что мы говорим!