О чем стих бунина слово
«Слово» Бунина: умейте же беречь!
И. А. Бунина уже при жизни называли «последним русским классиком». Автор известен больше своими прозаическими произведениями. Однако, его поэтические сборники также были отмечены премиями в области литературы. В 1915 году «окаянные дни», творящиеся в России, побудили Бунина написать о самом большом даре человечества – речи. Смысл стихотворения Слово в том, что не литераторы, поэты и прозаики должны сохранять этот величайший дар, а сам народ. Именно к нему и обращается Бунин с этим своеобразным манифестом.
История создания
Обстановка в России в то время была неспокойна и накалена. Беспорядок и разруха, невозможность свободы для творчества, притеснение интеллигенции, революция и свержение самодержавия – все это Бунин назвал кратко и емко – «окаянные дни».
Многие поэты были изгнаны, сам Бунин в последующем будет вынужден отправиться в эмиграцию.
Кроме беспорядков в стране, весь мир втянут в масштабный военный конфликт — Первую мировую войну, в которую было вовлечено 38 стран – 2/3 населения планеты.
Именно в этих непростых условиях, в 1915 году Бунин, не прекращавший писать, создает стихотворение Слово. В нем автор затрагивает тему бережного отношения к важнейшему народному достоянию – к слову, к речи, которые становятся особенно уязвимыми в условиях мировых неурядиц.
В отличие от своих именитых предшественников Лермонтова и Пушкина, считавших, что поэты, являясь пророками, способны изменить современное общество, Бунин не полагается на представителей литературной нивы. Он делает ставку на народ, именно его призывая встать на защиту слова и сохранить его для потомков.
События последнего времени заставляют Бунина задуматься о судьбе не только русского народа, но и русского языка. Поэт, видя, что вокруг царят разруха и беззаконие, что власть сосредоточена в руках людей, лишенных представлений о культуре, духовности, о чести, все больше и больше задается вопросами:
Поэтому и родилось это произведение, своеобразный манифест, обращенный ко всем. С призывом беречь этот бессмертный дар – речь.
Ведущая тема стихотворения Слово
Основным лирическим образом произведения является Слово, а главной темой – его значимость. Поэт начинает с упоминания о гробницах, мумиях и костях, тем самым создавая гнетущую атмосферу, проводя грань между материальным и духовным миром.
Да, египетские гробницы также являются древнейшим мировым наследием, способным донести и рассказать свою историю до потомков. Но лишь Слово является бесценным даром, именно Слово выделяет человека из мира животных.
Поднимая тему вечности, Бунин лишает слова представителей темного материального мира – гробницы, мумии – молчат. Потому что материальное не может являться истинным носителем культуры. Древние артефакты дают представление о быте и жизни прежних цивилизаций. Но они молчат о том, что чувствовал человек, что его радовало и волновало, какие мысли занимали его в то или иное время.
Раскрыть духовный мир и предъявить его потомкам могут лишь «письмена» – речь, обладающая великой силой. В этом и заключается основной смысл стихотворения Слово.
На заметку! Проблема роли поэта в обществе волновала Бунина, как и многих его известных предшественников. Особенно богата стихотворениями на эту тему лирика Пушкина («Поэт», «Поэту» и др.).
Бунин чувствует, что в условиях таких мутных времен, называемых им в стихотворении «днями злобы и страдания», велика возможность того, что носители русской культуры и чистого русского языка будут подвергаться гонениям. Ведь люди, находящиеся в тот момент у власти не заинтересованы в духовном и культурном развитии славянской нации.
Лишь Слово, спустя десятилетия, сможет возродить целую страну. Причем Слово даже не с уст литератора или поэта, а Слово народное. Именно народ призывает автор относиться к нему как к «бесценному дару», данному свыше, и обеспечивающему сохранение традиций, культуры, нравственных устоев великой страны. Умейте беречь! Беречь то, что будет говорить и на «мировом погосте», когда все материальное канет в вечность.
Анализ стихотворения Слово
Два основных лирических образа стихотворения – слово и герой. Герой выступает от имени автора, транслируя его чувства и переживания. Отношение к идущей войне, обеспокоенность судьбой русского народа, сохранением его традиций и устоев – все это звучит в каждом слове этого небольшого, но такого емкого произведения.
Форма и художественные средства
Четырёхстопный ямб, которым написано стихотворение, звучит несколько рвано и отрывисто. Всего лишь два катрена с достаточно простой рифмой. Однако, это кажущаяся простота неслучайна. Текст не содержит ничего лишнего и витьеватого. Это позволяет максимально сконцентрироваться на основном смысле стихотворения Слово, на основной его идее.
С помощью мастерского вплетения в текст эмоциональных троп — метафор и эпитетов — автор усиливает общее настроение:
В течение всего повествования Бунин будто играет с интонациями. В начале она повествовательная, спокойная, описывающая ценность речи. И в конце – громкое настойчивое риторическое обращение, высший эмоциональный накал, усиливающий общий призыв. Умейте же беречь!
На заметку! Некоторые литературоведы усматривают в данном произведении Бунина отсылку к Евангелию. Уж очень известная фраза из него «в начале было Слово» перекликается со смыслом стихотворения.
Для противопоставления ценностей духовного и материального автором используется еще одно художественное средство – сравнение. Молчащие гробницы с костями, являющиеся просто немыми свидетелями бытия. И Слово, бессмертное и вечное, которым пропитано все вокруг.
Смысл стихотворения Слово в том, что материальные ценности с течением времени превращаются в прах, а настоящее – лишь в духовном. Именно духовное способно возродить даже разрушенные цивилизации. Именно таким должно быть завещание потомкам, которое они должны сберечь для последующий поколений. И нет у нас другого достояния, кроме как этот бесценный дар – Слово.
И. А. Бунин «Слово»: анализ стихотворения
Русский поэт – больше, чем поэт, по утверждению Евгения Евтушенко. Несмотря на то, что этот поэтический тезис был выдвинут в середине 20 века, под такое определение судьбы и предназначения русского поэта подходят все российские творцы. Особенно те, кого коснулась нелегкая доля непризнанности, вынужденного изгнания, эмиграции. Иван Бунин известен широкому кругу читателей прежде всего как прозаик, но хотя его поэтическое наследие не столь обширно (несколько поэтических сборников, отмеченных, впрочем высокими премиями в области литературы), все его стихотворения указывают на его пророческий дар и на глубокие переживания относительно «судеб Родины». Стихи Бунина имеют оттенки старомодности (отмечается тяготение к классической лирике Майкова, Фета, Полонского), он признанный мастер русской философско-пейзажной лирики.
Главная тема стихотворения
Автор обращается к читателю с призывом – беречь культуру, а особенно «наш бессмертный дар» — русскую речь, потому что «нет у нас иного достоянья», а все материальные ценности станут прахом.
Действительно, речь – это первое, что отличает человека, ставшего на высшую ступень развития, от животного, чья речь имеет сугубо сигнальное предназначение. Поэтическая миниатюра звучит ка манифест, как завещание. Бунин акцентирует внимание на том, что Слово – это дар, отмечает его святость. Автор использует аллюзию на первые строки из Евангелия «В начале было Слово».
Структурный анализ стихотворения
Сильнее всего из используемых автором троп эмоционально воздействует на читателя метафора: «древняя тьма», «молчащие гробницы, мумии и кости», «бессмертный дар», «дни злобы и страданья».
Используется развернутое сравнение – сравнение человеческого слова по ценности с древнейшими артефактами и антитеза – их противопоставление по ценности.
Используемая фигура речи – риторическое обращение «Умейте же беречь!» отмечает точку высшего эмоционального накала в стихотворении.
Стихотворение может быть отнесено к миниатюрам – в нем всего 2 катрена. Нечётные строки написаны четырехстопным ямбом с пиррихием в конце, а чётные – трехстопным ямбом. Рифма перекрёстная (рифмуются между собой чётные и нечётные строки).
В нечётных строках используется женская рифма, в чётных – мужская. Всё это своеобразие в ритмике и нетипичной рифме создает особый ритм стихотворения – несколько рваный, отрывистый: так звучит речь опытного учителя, берегущего и тщательно подбирающего слова для глубоко нравственного послания.
Иван Бунин — Слово: Стих
Молчат гробницы, мумии и кости,—
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный — речь.
Анализ стихотворения «Слово» Бунина
Как ни странно, некоторые великие поэты были одарены способностью заглядывать в будущее и описывать его в своих произведениях — стихотворениях. Иван Алексеевич Бунин использовал свой дар очень осторожно, однако некоторые его стихи имеют такую глубинную философскую мысль, что кажется, что это уже происходило или произойдет, или происходит сейчас. Так, двустрофовое произведение Ивана Алексеевича «Слово», несмотря на свою краткость и лаконичность, обладает высочайшим смыслом. Стихотворение обращается к недалекому будущему, где все материальное превратится в пыль, а человеческое достояние — речь — будет живо всегда. Слова в произведении звучат сильно и властно, обесценивая все материальное: историческую архитектуру, тленные тела, мумии.
«Молчат гробницы, мумии и кости, — лишь слову жизнь дана» — в этой строчке автор использует метафорическую функцию. Она призвана показать читателю всю темную атмосферу происходящего, показать, что нематериальное не имеет свидетельствовать говорить о прошлом, что лишь слово ценно и вправе что-либо доказать. «Из древней тьмы, на мировом погосте, звучат лишь письмена» говорит читателю о ценности древних писем, книг и рукописей. Что только они могут рассказать о прошлом и хранить будущее.
В следующей строфе Иван Алексеевич призывает беречь силу слова и силу рукописей, ведь — «Нет у нас иного достоянья». Бунин рассуждает о вечности: что может рассказать людям о древних народах, о жизни в прошлом? Нематериальные предметы: памятники, древняя архитектура — конечно, дают объемные сведения о жизни в прошлом, но не дают понять, какой именно была жизнь среди этих археологических достояний. И только лишь письмена могут детально обрисовать картинку жизни и дать человеку прочувствовать эмоции и чувства живущих в прошлом людей.
Текст произведения наводит на мысль, что Бунин предчувствует смутные времена, в которых человечество начнет забывать о силе слов, книг и священных писаний. И призывает читателя осознать ценность силы слова. Свои слова он передает в надежде сохранения человечеством бумажных информационных источников. Практически, он внес смысл антиутопии «451 градус по Фаренгейту», написанной Бредбэри. Рею понадобилась целая книга, чтобы показать истинность слова, а Бунин смог внести этот смысл в краткий двустрофовый стих.
Для поэта важно, чтобы человеческая культура сохранялась на бумаге, чтобы человечество смогло сохранить самое ценное достояние — речь.
Стихотворение Бунина «Слово»: анализ и история написания
Что бессмертно и нетленно? Исчезнет человек, канет в небытие, но что он способен оставить после себя? Иван Бунин считал, что слово будет звучать и на «мировом погосте», а речь – это «бессмертный дар», который дан людям во имя чего-то свыше.
Стихотворение «Слово» — это гимн культуры, которую обозначает речь. «Гробницы», «мумии» — всё материальное рано или поздно исчезнет, а духовное останется навсегда, будет пронизывать и питать воздух.
«В дни злобы» — эпитет, который завуалированно передаёт отношение лирического героя и самого поэта к текущей власти, где деньги и прочие их производные играют главную роль, нужно найти в себе силы и дать росткам морали и нравственных ценностей произрасти в сердце. Посреди всей тьмы тогда будет, как «сердце Данко» гореть слово и тогда поэт «глаголом жечь сердца людей». Нечётко, но всё же можно проследить и назначение литератора, как пророка и доносителя правды до душ человеческих.
Сразу можно и не понять, что лирика Бунина – гражданская с элементами философии, а не наоборот. Только правильные мысли и слова, по мнению лирического героя, могут спасти загнивающее изнутри общество.
«Молчащие гробницы», «дни злобы и страданья» — метафоры, создающие угнетающую атмосферу бытовой действительности и создающие контраст между духовной составляющей и тьмой материального мира. Человеческое слово – это настоящий артефакт, который показан развёрнутым сравнением.
Стихотворение небольшое, но изобилует средствами художественной выразительности, поэтому можно даже встретить риторическое обращение: «Умейте же беречь!».
Четырёхстопный ямб с пиррихием чередуется с трёхстопным ямбом, рифма же довольно обыденная – перекрёстная. Всё это позволяет не отвлекаться от основной мысли за витиеватыми строками.
Стихотворение по форме несколько рваное. Слова звучат отрывисто и чётко.
Настоящее достояние всех времён и народов – «слово», поэтому Иван Бунин призывает ценить его и беречь, чтобы потомки смогли оценить былые времена и культуру.
7, 8, 11 класс кратко по плану
Больше, чем поэт
Бунин – самый крупный представитель литературы, соединивший в себе и поэзию, и прозу. Русская литература, за исключением Лермонтова, не знает подобного идеального сочетания – свободной прозы с чеканными стихами. Бунин на высоте всех требований, которые можно применить к родному языку. Он не только «хранит», но и обновляет и освежает его. Без оценки словесного мастерства этого писателя невозможен правильный подход к его творчеству. Анализ стихотворения Бунина «Слово» показывает и подтверждает, что каждое из его произведений – это ценный вклад в литературу.
Возможно вам будет интересно
Поэзия Бунина
Бросается в глаза существенная разница между его ранним и поздним творчеством. О чем писал и сам Бунин, что в начале пути он «много переводил», так как чужое «легче передавать». Особенно заметна эта разница в поэзии. В ранних его стихотворениях преобладает более простая передача описаний, настроений и впечатлений. В поздних уже полностью выразилась исключительная бунинская живописность.
Как поэт Бунин не примыкает ни к одному из течений. Он стоит особняком. Об этом свидетельствуют и разнообразие музыкальных сочетаний, и гибкая подвижность стиха, конкретность и картинность. Многозвучность поэзии Бунина сполна может вознаградить тех, кто недоволен «пессимизмом» и «беспросветным мраком» его прозы. Стихотворение Бунина «Слово» вполне может служить эпиграфом к позднейшим работам автора, характеризуя его как заботливого мастера слова. И звучит оно так же авторитетно, как известное обращение Тургенева: «Берегите наш прекрасный русский язык!»
Кстати
Куда ушла Нобелевская премия Бунина
В 1933 г. денежный эквивалент Нобелевской премии по литературе составлял 170 322 шведские кроны, что соответствовало примерно 715 тыс. франков. Однако до нобелевского чека Бунину нужно было ещё доехать. Вот свидетельство писательницы Галины Кузнецовой: «В доме не было денег… Мы ещё долго говорили накануне в его кабинете, он с карандашом считал. Выходило, что для поездки в Швецию надо 50 тысяч…»
Из того, что осталось после покрытия долгов на поездку, Иван Алексеевич выделил серьёзную сумму на помощь писателям-эмигрантам. Вот фрагмент одного из его интервью: «Как только я получил премию, мне пришлось раздать около 120 тыс. франков. Да я вообще с деньгами не умею обращаться. Знаете ли вы, сколько писем я получил с просьбами о вспомоществовании? За самый короткий срок пришло до 2000 писем…»
От первой любви до «брака втроём». Четыре женщины в жизни Ивана Бунина Подробнее
Оставалось ещё около полумиллиона франков. Этого могло хватить на покупку виллы и земельного участка. Но Бунин решил иначе. Вот как об этом рассказала его подруга, писательница Зинаида Шаховская: «По совету доброжелателей он вложил оставшуюся сумму в какое-то „беспроигрышное дело“ и остался ни с чем». Этих «беспроигрышных дел» было два — вклад в ценные биржевые бумаги и доля в русском ресторане. Обе попытки вести бизнес окончились крахом. В конце жизни Бунин писал: «Я нищ, не купил ни землю, ни дом…»
Окаянные дни
В начале XIX века на международной арене сложилась тяжелая политическая ситуация – началась Первая мировая война. В России, где испокон веков проживало много немцев, война обострила также и национальную проблему. В Петроград был переименован Санкт-Петербург, из программ оркестров убирали музыку Баха, Брамса, Бетховена. Как немецкий обычай запретили елки. В начале 1915 года только в Москве разгромили около пятисот магазинов, домов и даже фабрик, принадлежавших людям с немецкими фамилиями. В страну пришли «окаянные дни». В это время и было написано стихотворение Бунина «Слово». Мог ли писатель предположить, что через пять лет он покинет Россию навсегда?
Детство и юность
Родился Иван Алексеевич в октябре 1870 года в Воронеже, в семье бедного дворянина и мелкого чиновника Алексея Бунина, женатого на двоюродной племяннице Людмиле Чубаровой, женщине кроткой, но впечатлительной. Она родила мужу девятерых детей, из которых выжили четверо.
В Воронеж семья перебралась за 4 года до рождения Ивана, чтобы дать образование старшим сыновьям Юлию и Евгению. Поселились в арендованной квартире на Большой Дворянской улице. Когда Ивану исполнилось четыре года, родители вернулись в родовое имение Бутырки в Орловской губернии. На хуторе прошло детство Бунина.
Любовь к чтению мальчику привил гувернер – студент Московского университета Николай Ромашков. Дома Иван Бунин изучал языки, делая упор на латынь. Первые прочитанные самостоятельно книги будущего литератора – «Одиссея» и сборник английских стихов.
Летом 1881 года отец привез Ивана в Елец. Младший сын сдал экзамены и поступил в 1-й класс мужской гимназии. Учиться Бунину нравилось, но это не касалось точных наук. В письме старшему брату Ваня признался, что экзамен по математике считает «самым страшным». Спустя 5 лет Ивана Бунина отчислили из гимназии посреди учебного года. 16-летний юноша приехал в отцовское имение Озерки на рождественские каникулы, да так и не вернулся в Елец. За неявку в гимназию педсовет исключил парня. Дальнейшим образованием Ивана занялся старший брат Юлий.
Родная речь
Анализ стихотворения Бунина «Слово» начнем с его жанровой принадлежности. Оно относится как к жанру философской лирики, так и к гражданской. Также имеет и публицистический призыв. Посвящается стихотворение роли языка в жизни людей. Автор говорит и о роли поэта – изменить общество сможет тот, кто владеет словом. Идет Первая мировая война. После череды переворотов, к тому же и братоубийственной войны, в России, того и гляди, захватят власть те, в чьих руках она станет опасной игрушкой. Писателя одолевают тяжелые предчувствия. И единственное, что останется вечным, — это слово. Это фон, на котором разворачиваются события.
Из глубины веков
Автор сравнивает слово с «гробницами, мумиями и костями», пришедшими из глубины веков. Но они «молчат», они немы. Их свидетельством служат «письмена», надписи на стенах, которые обладают невероятной силой – они могут рассказать о древних временах. И «звучащие письмена» расскажут, вероятно, о тех же проблемах, что и в современном мире, — о войне и несправедливости. И древние, так же, как и современные люди, боролись за власть, их также заботили материальные ценности.
Анализ стихотворения Бунина «Слово» показывает, что поэт обращается к читателям с призывом – беречь культуру и речь – «наш бессмертный дар», потому как «нет иного достоянья», а все остальное обратится в прах. Стихотворение Бунина звучит как манифест, как завещание. Он акцентирует внимание на Слове и отмечает его святость. Бунин использует в «Слове» аллюзию на строки из Библии – «Вначале было слово».
Смерть
В конце 1940-х врачи диагностировали у Бунина эмфизему легких. По настоянию медиков Иван Алексеевич отправился на курорт на юге Франции. Но состояние здоровья не улучшилось. В 1947 году 79-летний Иван Бунин в последний раз выступил перед аудиторией литераторов.
Нищета заставила обратиться за помощью к русскому эмигранту Андрею Седых. Тот выхлопотал больному коллеге пенсию у американского филантропа Фрэнка Атрана. До конца жизни Бунина Атран выплачивал писателю 10 тысяч франков ежемесячно.
Анализ стихотворения
Из используемых автором троп сильнее всего на читателя воздействует метафора: «молчащие гробницы», «древняя тьма», «бессмертный дар». Бунин использует развернутое сравнение слова с древнейшими артефактами и их противопоставление – антитезу. Обращение «Умейте беречь!» — это точка высшего эмоционального накала.
Продолжаем детальный анализ стихотворения Бунина «Слово». В произведении два катрена, поэтому его можно отнести к миниатюрам. Четырехстопным ямбом написаны здесь нечетные строки, четные — трехстопным. Они рифмуются между собой. Также надо обратить внимание на антитезы первых же строк стихотворения – здесь автор противопоставляет живое и мертвое – гробницы, кости, мумии. Все прошлое называет мировым погостом. И все это лишь «слово», «письмена». Это не просто рассуждение — это художественный образ, который обладает особой глубиной.
Жизнь в слове
Гробницы и мумии молчат, и это свидетельствует о том, что в них скрыты тайны, которые невозможно открыть без слова. Завершаем краткий анализ стихотворения Бунина «Слово» утверждением автора — «Слову жизнь дана». Это очень значимое олицетворение. «Мумии», «кости» и «гробницы» — метонимия. «Мировой погост», как кладбище мировой истории, применяется автором в переносном значении. То же самое касается и «слова», которым выражена и сама речь, и язык.
Дело не только в использовании троп, а в том, что буквально каждое слово стихотворения образно. В одно четверостишие поэт вложил глубокую мысль о самом важном достоянии человека – языке, как о памяти, которая нашла воплощение в слове.
Об этом можно размышлять бесконечно и находить новые аргументы, ведь мысль поэта охватывает и прошлое, и настоящее, и будущее. Анализ стихотворения Бунина «Слово» по плану — лучший способ рассмотреть, что в произведении нет этнических рамок – поэт говорит о человечестве и проникает в сущность, которая выделяет человека из остального животного мира — «дар бессмертный – речь».
Сочинение 2
Бунин глубоко переживал эмиграцию в другую страну, более того он печалился не только собственной судьбе, но и о судьбе своей родины. Его отъезд был только следствием и как бы естественным процессом, частью которого стали и многие другие представители российской интеллигенции начала предыдущего века.
В своем рассказе Именины Бунин вспоминает далекие дни, которые он проводил в собственной усадьбе. Бунин относился к привилегированному классу, был урожденным помещиком, поэтому изначально привык к роскоши. Тем не менее, тоскует он не совсем по роскошному существованию.
Понятно дело, такой рассказ в послереволюционную эпоху мог казаться только пережитком буржуазно-имперской эпохи. Писатель вспоминает дорогие бокалы с не менее дорогим вином и подобное. Об этом Маяковский тогда категорично писал «ешь ананасы..», но смысл воспоминаний Бунина не во вкусных пирогах и вине.
Такое простое понимание и является той тьмой, на которую намекает Бунин в рассказе. Наступающая эпоха не способна понять, то чем наслаждается Бунин, эти люди видят только отожравшихся буржуев, которые сидят по усадьбам и празднуют именины, но автор предлагает нам взгляд глазами из этой усадьбы. В этом пространстве обитают глубоко чувствующие люди, переживающие трагедию собственной страны явно и с глубоким пониманием, грядущей эпохи тьмы.
Конечно, теперь для Бунина эти воспоминания – только сон, они растворились как дым, рассеялись и после революции наступила эпоха, которая не смогла стать домом для людей чувствующих и думающих. Писатель говорит как чувствовал себя наследником этого мира, но он стал наследником, у которого отобрали его наследство. При этом речь идет не только об усадьбах и имуществе, но о том укладе существования, чем-то метафизическом, какой-то сути России, которую поглотила тьма.
Также Бунин довольно точно говорит о том чем стала прежняя Россия – только сказочной страной, которая осталась в сознании эмигрантов. Далее мы увидим как диаспоры эмигрантов будут грезить прежней Россией, собственно, эта сказочная страна существует и до сих пор в людях, которые тоскую о Российской империи, хотя такую страну и не видели вообще, только в рассказах писателей подобных Бунину.