С чем соединяются капли воды для образования снежинок
О снежинках
Впервые снежинки как кристаллы строгой формы описал немецкий астроном Иоганн Кеплер в работе «О шестиугольных снежинках» (1611 г).
В 1635 году формой снежинок заинтересовался французский философ, математик и естествоиспытатель Рене Декарт, написавший трактат «Опыт о метеорах». Декарт впервые нашел и описал достаточно редкую двенадцатиконечную снежинку. До сих пор неясно, при каких условиях она образуется.
В 1665 году Роберт Гук увидел с помощью микроскопа и опубликовал множество рисунков снежинок самой разной формы.
В России у Вильсона Бентли был даже не последователь, а предшественник, Андрей Сигсон (1840-1907). Он заинтересовался фотографией в возрасте 14-15 лет и в дальнейшем работал фотографом в Уфе, а позже в Рыбинске, где жители считали занятия Сигсона микрофотографией пустяками, мешающими зарабатывать деньги на портретных фото.
Известно несколько классификаций снежных кристаллов. В 1951 г. Комиссией снега и льда Международной ассоциации гидрологических наук предложена классификация, различающая семь основных форм кристаллов:
И еще три вида твердых осадков: мелкая снежная крупка, ледяная крупка и град.
Существует и более развернутая классификация, при которой каждый из этих типов разделяется на несколько видов и подвидов.
Профессор Укихиро Накайя из университета в Хоккайдо первым предположил, что величина и форма снежинок зависят от температуры и влажности воздуха, и подтвердил эту гипотезу экспериментально, выращивая в лаборатории кристаллы льда разной формы.
С чем связана плоская форма снежинок? Основная форма кристаллического снега – шестиугольная призма, которая включает две шестиугольные «базовые» поверхности и шесть прямоугольных граней. На боковых ребрах состояние поверхности снежинки энергетически более неравновесно, чем на «базовых» плоских поверхностях кристалла. Благодаря этому, на углах больше вероятность образования новых связей молекул друг с другом. Поэтому снежинки «предпочитают» расти не в толщину, а вширь в одной плоскости (в отличие от снежинок, у градин нет такой правильной кристаллической решетки, так как градины образуются при замерзании дождевых капель, а не из водяного пара).
Со временем выпавший снег частично утрачивает свою первичную структуру под влиянием собственного веса, температуры и ветра. Чем дольше лежит снег, чем больше он утрамбовывается, тем меньше в нем остается от первоначальных кристаллов льда. Старый снег утрачивает первоначальную структуру и преобразовывается в более или менее крупные зерна. При этом меняется и плотность снега. Для сухого снега это 10–20 кг/м3, для влажного — 100–300 кг/м3. Плотность лежалого снега — 200–600 кг/м3.
Ломаясь, снежинка издает неслышимый нашему уху звук. Если же снежинок одновременно ломается много, то вы этот звук слышите — это ни что иное, как скрип снега у вас под ногами. На холоде снежинки становятся более твердыми и хрупкими, поэтому хруст снега можно услышать только при сильно минусовой температуре.
Как устроена вода и вся правда о снежинках
Законы термодинамики установили три агрегатных состояния вещества — жидкое, твердое и газообразное. Мы все знаем, что вода существует на Земле в трех видах — лед, пар и жидкость. Интересно, что у льда насчитывается 14 модификаций, большинство которых реально получить только в условиях открытого космоса.
При смене состояний меняются и физические свойства воды, среди которых плотность и теплопроводность. Опытным путем мы выяснили, что смена агрегатного состояния происходит при определенной температуре: вода превращается в лед при 0 градусов Цельсия, а в пар — свыше 100 градусов Цельсия. Это справедливо при обычных условиях. Если атмосферное давление понижено, то вода закипит при 50 градусов Цельсия, а лед образуется на 5-10 градусов ниже нуля.
Удивительно, но вода способна находиться в одном и том же месте в трех агрегатных состояниях одновременно. Например, туман над рекой и глыбы льда в воде. Кроме того, вода легко перескакивает через одно агрегатное состояние: туман при пониженной температуре проскакивает стадию жидкости и сразу превращается в кристаллики льда.
Замерзает ли вода в 19-литровых бутылях зимой?
Частый вопрос клиентов, особенно в зимний период: — «замерзнет ли вода в бутылях во время доставки или хранении на складе?» Нет, не замерзнет. Во время доставки она просто не успевает превратиться в лед.
Заказать воду в офис или на дом предлагаем в нашей компании «Воды здоровья». Привезем быстро и аккуратно в Москве или Санкт-Петербурге. Дополнительно предлагаем аренду кулеров напольных, настольных, с функциями подогрева и охлаждения, озонирования жидкости. Специалисты также предлагают услуги обслуживания водораздаточных устройств, их санацию.
Несколько слов о снежинках
В идеальных условиях для «рождения» снежинки, её структура должна быть строго симметрична. Российский ученый А. Заморский определил 9 классов и 48 видов снежинок. Международная комиссия по льду и снегу приняла на вооружение свою классификацию снежинок. В Японии есть музей, где установлен агрегат для генерации снежинок разной формы и структуры. Машину для создания ледяных кристаллов спроектировал Укихиро Накайя, японский ученый.
Уважаемые читатели!
Спасибо, что читаете наш блог! Получайте самые интересные публикации раз в месяц оформив подписку. Новым читателям предлагаем попробовать нашу воду бесплатно, при первом заказе выберите 12 бутылок (2 упаковки) минеральной воды BioVita или питьевой воды Stelmas. Операторы свяжутся с Вами и уточнят детали. Тел. 8 (800) 100-15-15
* Акция для Москвы, МО, Санкт-петербурга, ЛО
Великая теория снежинок
Снега в центральной части России этой зимой маловато. Кое-где он выпал, конечно, но в январе месяце можно было ждать какой-то более морозной и снежной погоды. Унылая серость и неприятная слякоть мешают ощутить радость от привычных зимних забав. Поэтому Cloud4Y предлагает добавить немного снега в нашу жизнь, поговорив о… снежинках.
Считается, что снежинки бывают только двух типов. И у одного из учёных, которого иногда называют «отцом» физики снежинок, появилась новая теория, объясняющая причину этого. Кеннет Либбрехт — это удивительный человек, который готов посреди зимы покинуть нагретую солнцем Южную Калифорнию, чтобы добраться до Фэрбенкса (Аляска), надеть тёплую куртку и сесть в промороженном поле с камерой и куском пенопласта в руках.
Зачем? Он ищет самые сверкающие, самые фактурные, самые красивые снежинки, которые может создать природа. По его словам, наиболее интересные образцы имеют тенденцию образовываться в самых холодных местах — пресловутом Фэрбенксе и в заснеженной северной части Нью-Йорка. Самый же лучший снег, который Кеннет когда-либо наблюдал, шёл в Кокрейне, местечке на северо-востоке Онтарио, где слабый ветер кружил снежинки, падающие с неба.
Очарованный стихией, Либбрехт с упорством археолога изучает свою пенопластовую доску. Если там есть что-то интересное, взгляд обязательно зацепится за это. Если же нет — снег сметается с доски, и всё начинается заново. И это длится часами.
Либбрехт — физик. По забавному стечению обстоятельств, его лаборатория в Калифорнийском технологическом институте занимается исследованиями внутренней структуры Солнца и даже разработала современные приборы для обнаружения гравитационных волн. Но последние 20 лет подлинной страстью Либбрехта был снег — не только его внешний вид, но и то, что заставляет его так выглядеть. «Вопрос о том, что за объекты падают с неба, как это происходит и почему они так выглядят, всё время терзает меня», — признаёт Кеннет.
Долгое время для физиков было достаточно знания того, что среди множества крошечных снежных кристаллов можно выделить два преобладающих типа. Один из них — плоская звезда с шестью или двенадцатью лучами, каждый из которых украшен головокружительно красивыми кружевами. Другой — своего рода миниатюрная колонна, иногда зажатая меж плоских «крышек», а иногда похожая на обычный болтик. Эти формы можно увидеть при разной температуре и влажности, но причина образования той или иной формы была загадкой. Годы наблюдений Либбрехта помогли лучше понять процесс кристаллизации снежинок.
Наработки Либбрехта в этой области помогли создать новую модель, которая объясняет, почему снежинки и другие снежные кристаллы образуют то, что мы привыкли видеть. Согласно его теории, опубликованной в интернете в октябре 2019 года, описывает движение молекул воды возле точки замерзания (кристаллизации) и то, как конкретные движения этих молекул могут порождать совокупность кристаллов, которые образуются в различных условиях. В своей монографии объёмом 540 страниц Либбрехт описывает все знания о снежных кристаллах.
Шестиконечные звёзды
Вы, конечно же, знаете, что невозможно увидеть две одинаковые снежинки (разве что на этапе зарождения). Этот факт связан с тем, как кристаллы формируются в небе. Снег — это скопление ледяных кристаллов, которые образуются в атмосфере и сохраняют свою форму, когда они все вместе падают на Землю. Они образуются, когда атмосфера достаточно холодная, чтобы не допустить слияния или таяния и превращения в мокрый снег или дождь.
Хотя в пределах одного облака можно зафиксировать множество температур и уровней влажности, для одной снежинки эти переменные будут постоянными. Вот почему снежинка часто растёт симметрично. С другой стороны, каждая снежинка подвергается воздействию ветра, солнечного света и другим факторам. По сути, каждый кристалл подчиняется хаосу облака, и потому принимает различные формы.
Согласно исследованию Либбрехта, самые ранние размышление об этих деликатных формах зафиксированы в 135 г. до н.э. в Китае. «Цветы растений и деревьев, как правило, пятиконечные, но цветы снега всегда шестиконечные», — писал ученый Хань Инь. А первым ученым, который попытался разобраться, почему так происходит, был, вероятно, Йоханнес Кеплер, немецкий ученый и эрудит.
В 1611 году Кеплер преподнёс новогодний подарок своему покровителю, императору Священной Римской империи Рудольфу II: небольшой трактат под названием «О шестиугольных снежинках».
«Я перехожу мост, терзаемый стыдом – я оставил тебя без новогоднего подарка! И тут мне подворачивается удобный случай! Водяные пары, сгустившись от холода в снег, выпадают снежинками на мою одежду, все, как одна, шестиугольными, с пушистыми лучами. Клянусь Гераклом, вот вещь, которая меньше любой капли, имеет форму, может служить долгожданным новогодним подарком любителю Ничего и достойна математика, обладающего Ничем и получающего Ничто, поскольку падает с неба и таит в себе подобие шестиугольной звезды!».
«Должна быть причина, по которой снег имеет форму шестиугольной звездочки. Это не может быть случайностью», — был уверен Йоханнес Кеплер. Возможно, ему вспомнилось письмо от своего современника Томаса Харриота, английского ученого и астронома, который также успел поработать штурманом для исследователя сэра Уолтера Роли. Около 1584 года Харриот искал наиболее эффективный способ складывать пушечные ядра на палубах кораблей Роли. Харриот обнаружил, что гексагональные узоры кажутся наилучшим способом расположения сфер, и он обсуждал этот вопрос в переписке Кеплером. Кеплер задавался вопросом, происходит ли что-то подобное в снежинках и благодаря какому элементу возникают и держатся эти шесть лучей.
Можно сказать, что это было начальное понимание принципов атомной физики, о которой заговорят лишь через 300 лет. Действительно, молекулы воды с их двумя атомами водорода и одним кислородом имеют тенденцию соединяться вместе, образуя гексагональные массивы. Кеплер и его современники даже не представляли, насколько это важно.
Как говорят физики, благодаря водородной связи и взаимодействия молекул друг с другом мы можем наблюдать открытую кристаллическую структуру. Помимо способности выращивать снежинки, шестиугольная структура позволяет сделать лёд менее плотным по сравнению с водой, что оказывает огромное влияние на геохимию, геофизику и климат. Другими словами, если бы лёд не плавал, жизнь на Земле была бы невозможна.
Но после трактата Кеплера наблюдение за снежинками было скорее хобби, чем серьёзной наукой. В 1880-х годах американский фотограф по имени Уилсон Бентли, живший в холодном, вечно заснеженном маленьком городишке Иерихон (штат Вермонт, США), начал делать снимки снежинок с помощью фотопластин. Он успел создать более 5000 фотографий, прежде чем умер от пневмонии.
В условиях низкой влажности снежинки-звёзды образуют несколько ветвей и напоминают гексагональные пластины, но при высокой влажности становятся более замысловатыми, кружевными.
По мнению Либбрехта причины появления различных форм снежинок стали понятнее именно благодаря работе Накая. Было установлено, что снежные кристаллы превращаются в плоские звёзды и пластины (а не трёхмерные структуры), когда края быстро растут наружу, а грани медленно растут вверх. Тонкие колонны растут по-другому, с быстро растущими гранями и более медленно растущими краями.
В то же время, основные процессы, влияющие на то, станет ли снежинка звездой или колонной, остались невыясненными. Возможно, секрет крылся в температурных условиях. И Либбрехт пытался найти ответ на этот вопрос.
Рецепт снежинки
Вместе со своей маленькой командой исследователей Либбрехт пытался придумать рецепт снежинки. То есть некий набор уравнений и параметров, которые можно загрузить в компьютер и получить от ИИ великолепное разнообразие снежинок.
Свои исследования Кеннет Либбрехт начал двадцать лет назад, узнав об экзотической форме снежинки, называемой закрытой колонной. Она похожа на катушку для ниток или на два колеса и ось. Рождённый на севере страны, он был шокирован тем фактом, что ни разу не видел такой снежинки.
Поражённый бесконечными формами снежных кристаллов, он занялся изучением их природы, создав лабораторию для выращивания снежинок. Результаты многолетних наблюдений помогли создать модель, которую сам автор считает прорывной. Он предложил идею молекулярной диффузии на основе поверхностной энергии. Эта идея описывает, как рост снежного кристалла зависит от начальных условий и поведения молекул, которые его образуют.
Представьте, что молекулы воды расположены свободно, так как пары воды только начинают замерзать. Если бы можно было оказаться внутри крошечной обсерватории и смотреть на этот процесс, то можно было бы увидеть, как молекулы замёрзшей воды начинают образовывать жёсткую решетку, где каждый атом кислорода окружён четырьмя атомами водорода. Эти кристаллы растут путём включения молекул воды из окружающего воздуха в их структуру. Они могут расти в двух основных направлениях: вверх или наружу.
Тонкий плоский кристалл (пластинчатый или звездообразный) образуется, когда края формируются быстрее, чем две грани кристалла. Растущий кристалл будет распространяться наружу. Однако, когда его грани растут быстрее, чем его края, кристалл становится выше, образуя иглу, полый столб или стержень.
Ещё момент. Обратите внимание на третью фотографию, сделанную Либбрехтом в северном Онтарио. Это кристалл с «закрытыми колоннами» — две пластины, прикрепленные к концам толстого столбчатого кристалла. В этом случае каждая пластина разделена на пару гораздо более тонких пластин. Приглядитесь к краям, вы увидите, как пластина делится на две. Края этих двух тонких пластин примерно такие же острые, как лезвие бритвы. Общая длина ледяной колонны составляет около 1,5 мм.
Согласно модели Либбрехта, водяной пар сначала оседает по углам кристалла, а затем распространяется (диффундирует) по поверхности либо к краю кристалла, либо к его граням, заставляя кристалл расти наружу или вверх. Какой из этих процессов «выигрывает», зависит главным образом от температуры.
Нужно заметить, что модель является «полуэмпирической». То есть она частично построена так, чтобы соответствовать происходящему, а не объяснять принципы роста снежинок. Нестабильности и взаимодействия между бесчисленными молекулами слишком сложны, чтобы полностью их раскрыть. Впрочем, остаётся надежда на то, что идеи Либбрехта послужат основой для всеобъемлющей модели динамики роста льда, которую можно будет детализировать с помощью более подробных измерений и экспериментов.
Не стоит думать, что эти наблюдения интересны узкому кругу учёных. Подобные вопросы возникают в физике конденсированных сред и в других сферах. Молекулы лекарств, полупроводниковые чипы для компьютеров, солнечные элементы и множество других отраслей полагаются на высококачественные кристаллы, и целые группы занимаются вопросом их выращивания. Так что нежно любимые Либбрехтом снежинки вполне могут послужить на благо науки.
Что ещё полезного можно почитать в блоге Cloud4Y
Снежная экзотика
Странности кристаллизации воды в полете сквозь атмосферу
Вырезать или нарисовать снежинку может кто угодно. Главное правило: это должна быть шестилучевая звезда, а во всем остальном можно импровизировать. Однако ученые до сих пор точно не понимают, почему снежные кристаллы в большинстве случаев приобретают именно эту форму, а не, например, форму шестигранных призм, как диктует молекулярная структура льда. Рассказываем, что физика знает о снежинках, и показываем, каких монстров, совсем не похожих на привычные «звезды», могут порождать необычные атмосферные условия.
У водяного льда известно 17 различных кристаллических модификаций, но в естественных условиях встречается преимущественно только одна — лед Ih. Буква h здесь обозначает hexagonal, то есть гексагональный или шестиугольный. В этой форме молекулы воды выстраиваются в виде шестиугольных сот, образующих параллельные слои — в кристаллографии такое расположение называется гексагональной сингонией. Структура такого льда напоминает графит — в нем ту же структуру образуют атомы углерода.
Кристаллическая структура льда Ih
Двенадцатилучевые снежинки. Снежинки имеют шесть лучей, однако бывает, что две снежинки в полете смерзаются, и тогда на землю падает кристаллик, имеющий 12 лучей.
И такие «правильные» снежинки действительно встречаются, хотя и не так часто как обычные. Они имеют форму либо тонкой шестиугольной пластины, либо шестигранного «карандаша».
Зародыш снежинки: почти правильная шестигранная призма, которая не успела отрастить лучи.
Electron and Confocal Microscopy Laboratory, Agricultural Research Service, U. S. Department of Agriculture
Самая проработанная гипотеза, объясняющая эту асимметрию, принадлежит профессору Калифорнийского технологического университета Кеннету Либбрехту (Kenneth Libbrecht), который в течение многих лет в качестве хобби фотографировал снежинки, а затем даже организовал небольшую лабораторию, где проводил эксперименты по их контролируемому росту.
Снежинки такой необычной формы на самом деле являются сложной комбинацией «столбиков» и «пластинок». Чтобы образовался подобный кристаллик, он должен несколько раз пролететь через области с сильно различающейся температурой.
В 2019 году Либбрехт сформулировал гипотезу молекулярной диффузии, которая заключается в том, что молекулы воды изначально в основном «цепляются» за выступающие углы снежинки, и только затем перемещаются — вернее диффундируют — вдоль ее поверхности. В каком направлении будет происходить диффузия, определяется внешними условиями, в основном, температурой.
Сложное поведение молекул воды в такой системе связано с явлением, которое Либбрехт назвал «предтаянием». Дело в том, что образование снежинок идет в основном при температуре, не сильно отличающейся от температуры плавления льда, и поэтому внешний слой молекул на поверхности снежинок на самом деле находится в некоем промежуточном состоянии между кристаллическим и жидким, и не является в полной мере упорядоченным. Явление предтаяния протекает по-разному на разных гранях кристалла, поскольку эти грани имеют разную структуру. Однако — и это главный недостаток гипотезы — как предтаяние связано с этой структурой, неизвестно. Провести соответствующие численные расчеты Либбрехту пока не удалось в силу их высокой ресурсозатратности.
Треугольные снежинки. Иногда шестиугольная форма снежинки вырождается в усеченный треугольник. Досконально механизм образования таких кристаллов неизвестен, но, по всей видимости, ключевую роль играют аэродинамические эффекты. Как бы то ни было треугольные снежинки, как правило, чрезвычайно малы.
Конспект открытого занятия «Капелька-снежинка»
Управление образования администрации
Сергиево-Посадского муниципального района
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №16»
Поселок Реммаш, ул. Школьная, д. 10
Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе для воспитателей МБДОУ №16
Непосредственно образовательная деятельность
с использованием ИКТ
«Приключения Капельки»
Подготовила и провела
воспитатель логопедической группы №9
Цель: закрепление знаний о зиме, рисование снежинки на бумаге в форме розетты.
Закрепить знания о характерных признаках зимы, создать у детей эмоциональный настрой.
Активизировать словарь детей по лексической теме «Зима».
Упражнять детей в подборе качественных прилагательных.
Упражнять детей в употреблении предлога НА.
Учить детей рисовать узор на тонированной бумаге в форме розетты, располагать узор в соответствии с данной формой, придумывать детали узора по своему желанию.
Закреплять умения рисовать концом кисти.
Развивать творческие способности, память, внимание, наблюдательность, воображение, мелкую моторику.
Воспитывать любовь к природе
Оборудование: компьютер, проектор, экран, тонированная бумага в форме розетты, белая гуашь, кисточки, баночки для воды.
Непосредственно образовательная деятельность
1. Организационный момент. (Дети в кругу)
Все ребята встали в круг.
Ты мой друг и я твой друг,
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель: «Вы готовы заниматься?»
Дети: «Мы готовы заниматься, будем очень мы стараться!»
2. Активизация словарного запаса по лексической теме «Зима».
Снег пушистый стелется, улица бела
И метет метелица, к нам пришла … (зима)
Ребята, какая погода зимой? (морозная, холодная, ветреная, студеная и т. д.)
Что происходит с природой зимой? (засыпает)
Что появляется на реках и озерах? (лед)
Какой праздник бывает зимой? (Новый год)
Какие звери зимой впадают в спячку? (медведь, ежик)
Пальчиковая гимнастика «Снег». Беседа о свойствах снега.
(Подуть теплым воздухом на ладошки)
Воспитатель: «Что случилось со снегом? Во что он превратился? Стряхните водичку с ладошек»
Если поймать снежинку на ладошку, во что она превратится?
Правильно, в капельку, потому что от тепла снег тает.
Сегодня, я расскажу вам сказку про одну маленькую капельку, тихонечко садитесь на свои места.
3. Чтение сказки с показом презентации.
1 слайд.Жила-была семья: папа Капля, мама Капля и маленькая Капелька. Малышка была очень любопытной.
2 слайд. Ей очень хотелось посмотреть весь мир. Особенно Капелька любила гулять, когда шёл дождь.
3слайд. Ей нравилось прыгать дождиком по лужам, стучаться к людям в окна и звать ребятишек на улицу, громко распевая свои весёлые песенки по крышам.
4 слайд. На дворе уже давно лил холодный дождь, птицы собирались в дальние страны, а люди надели тёплые куртки и шапки.
6 слайд. Но вот однажды с неба стали падать белые пушинки.
7 слайд. Земля стала похожей на невесту в белом платье, лужи замёрзли, а щёки ребят и взрослых краснели от холода. Всё изменилось в один миг!
8 слайд. Капелька от радости запрыгала, закружилась от счастья и вдруг превратилась в пушистую снежинку.
9 слайд. Капелька-снежинка кружилась по стране (а ведь это была та самая Зима, о которой она так мечтала, и ей так было хорошо от того, что она лёгкая и красивая.
10слайд. Она подружилась с другими снежинками и вместе они стали танцевать. Вот так Капелька стала Снежинкой!
6. Д/И. «Подбери признак». Рассматривание снежинок.
Воспитатель: Посмотрите, сколько здесь разных снежинок. (показ образцов на доске)
Давайте подберем к этим снежинкам красивые слова. (пушистые, легкие, узорчатые, воздушные, резные, красивые и т. д.)
7. Рисование снежинок
А сейчас, каждый из вас нарисует снежинку, которая вам понравилась больше других.
(Воспитатель поэтапно рисует вместе с детьми)
Какие замечательные снежинки у вас получились, после занятия мы украсим ими нашу приемную.
8. Динамическая пауза (дети на ковре)
Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
Мы снежинки легкие
На веточках сидели.
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И нас в воздух он поднял,
Повертел нас, покрутил
И на землю опустил.
9. Д/И. «На чем лежит снег?»
Давайте, каждый из вас придумает, на что могла упасть снежинка. А поможет нам в этом маленькое слово «на», которое появляется, когда один предмет лежит на поверхности другого предмета. (на крышу, на дерево, на скамейку, на окно, на забор и т. д.)
10. Д/И. «Подбери словечко»
Ребята, назовите зимнее слово (снег, мороз, метель, декабрь, Дед Мороз и т. д.)
11. Итог занятия.
Как вы думаете, во что превратится наша снежинка весной? (обратно в капельку).
Почему весной снежинка растает? (весной становится тепло, солнышко пригревает)
Что вам понравилось больше всего в нашем занятии (ответы детей)
Мне понравилось, что вы хорошо себя вели, внимательно слушали. Вы, молодцы.
На этом наше занятие окончено.
Конспект открытого занятия по рисованию в средней группе «Снежинка» Конспект организованной образовательной деятельности по рисованию в средней группе Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в младшей группе «Капелька» Конспект по опытно – экспериментальной деятельности в младшей группе «Капелька» Подготовила: воспитатель Коржук Алла Леонидовна Цель: развитие.
Конспект занятия кружковой деятельности «Новогодняя игрушка «Разноцветная капелька» в средней группе Возраст: 4-5 лет (средняя группа). Задачи: закрепить умение различать полоски по длине: от самой короткой до самой длинной. Учить из полосок.
Конспект занятия «Малышка капелька» «Малышка капелька» Младший дошкольный возраст (3-4лет) Цель НОД: формирование представлений о природном явлении «дождь». Задачи приоритетной.
Конспект занятия по аппликации «Снежинка» Программные задачи: Совершенствовать умение детей пользоваться ножницами (разрезать лист бумаги на узкие полосы, составлять из полос определенную.
«Снежинка». Конспект занятия по аппликации в старшей группе Ересек тобындаы йымдастырылан оу ызметіні конспектісі Конспект организованной.
Конспект занятия по лепке «Снежинка» Программные задачи: продолжать учить детей раскатывать пластилин в виде колбаски, соединять детали между собой; развивать мелкую моторику;.
Конспект занятия по окружающему миру в средней группе «Где живет капелька» Конспект занятия по окружающему миру в средней группе «Где живет капелька» Цель: дать детям представление о том, что вода очень важна для.
Конспект занятия по лепке «Снежинка» Конспект занятия по лепке «Снежинка» Программные задачи: продолжать обучать детей скатывать змейки, колбаски и шарики, развивать фантазию.