С чем связана необходимость контроля деятельности коммерческих банков

Банк России

Это независимый банк, который стоит над другими банками и регулирует финансовый рынок России.

Центральный банк, или ЦБ, — это высшее звено банковской системы России и главная финансовая структура страны, от которой зависит стабильность и устойчивость рубля. У него есть исключительное право выпускать деньги и ценные бумаги: акции, облигации.

Центрального банка нет формы правовой организации, как у коммерческих банков — ООО или АО. По Конституции Российской Федерации у него особый статус: независимое юридическое лицо, которое действует в интересах государства. Центральный банк сам обеспечивает свою работу, а 75% всех его доходов уходят в федеральный бюджет.

Рассказываем, чем он занимается, как зарабатывает деньги и кто может взять в нем кредит.

Зачем нужен Центральный банк

Главная цель Банка России — защитить рубль и обеспечить его устойчивость. Например, чтобы цена рубля оставалась стабильной, Центробанк продает и покупает валюту.

Центральный банк развивает и укрепляет банковскую систему: например, проводит проверки банков, контролирует микрофинансовые организации, вместе с правительством проводит мероприятия по повышению уровня финансовой грамотности населения и предпринимателей.

При этом Центробанк не может вмешиваться в операции кредитных организаций, а только контролирует соблюдение закона.

Что делает Центральный банк

Центробанк — главный регулятор финансового рынка России. Он занимается эмиссией рубля — выпуском наличных денег.

Банк России подчиняется правилам Международного валютного фонда, поэтому может выдавать кредиты другим странам, а России — нет: давать кредит своему государству запрещено. Еще Центробанк кредитует банки в кризисных ситуациях и при стабилизации курсов.

Контролирует банки. Банк России регулирует работу кредитных организаций, например банков, брокеров и страховых компаний: проводит проверки, налагает санкции за нарушения закона. Только он имеет право:

Регулирует денежно-кредитную политику. Вместе с правительством Центробанк разрабатывает и регламентирует денежно-кредитную политику — это действия, которые помогают контролировать темпы инфляции. Например, изменение ключевой ставки или поддержание стабильного курса рубля.

Определяет курс валют. Каждый день Центробанк устанавливает официальный курс валюты. На него ориентируются в национальных сделках и при управлении бюджетом страны.

Официальный курс не используют для продажи валюты населению. Он нужен в бухгалтерском учете, при расчетах таможенных платежей и налогов.

Курс бывает фиксированным и плавающим. В России применяется плавающий курс: это значит, что он меняется. На него влияют торги на биржах, операции межбанковского валютного рынка, политические и экономические явления. Такой курс нужен, чтобы сдерживать инфляцию.

Официальный курс валют ежедневно публикуют на сайте Центробанка. Он напрямую влияет на рост цен и уровень благосостояния населения.

Устанавливает ключевую ставку. Ключевая ставка — это минимальный процент, под который коммерческие банки могут взять деньги в долг или сдать на хранение в Центробанк. Это основной инструмент денежно-кредитной политики, с ее помощью Банк России поддерживает оптимальный уровень инфляции. Банки опираются на ключевую ставку, когда устанавливают проценты по кредитам и депозитам: если растет ставка, проценты повышают. И наоборот.

На чем зарабатывает ЦБ

Центробанк не выдает кредиты и не открывает депозитные счета физлицам. Вот благодаря чему он зарабатывает:

Большую часть денег Центральный банк получает от деятельности с ценными бумагами. Например, в 2020 году Банк России получил больше 98% прибыли на продаже акций ПАО «Сбербанк».

C кем сотрудничает Центральный банк

Центральный банк сотрудничает с Международным валютным фондом, правительством своего государства и коммерческими банками внутри страны.

С Международным валютным фондом. Центробанк — это хранилище части ресурсов Международного валютного фонда на территории России. В валютно-финансовой сфере эта организация — ведущая на международном уровне. Управляющий в Международном валютном фонде от России — министр финансов, а его заместитель — председатель Банка России. Мировое сотрудничество нужно, чтобы стабилизировать валютные курсы, увеличить количество международных партнеров и развивать системы расчетов.

С органами власти. Центральный банк — независимая организация. Он сдает отчеты в Госдуму, но не выполняет ее указания. Центробанк помогает власти: вместе с правительством разрабатывает кредитно-денежную политику.

В Центральном банке хранятся золотовалютные резервы и средства бюджетов всех уровней: местного, муниципального, регионального и федерального. При этом он не дает кредиты на пополнение бюджетов в случае дефолта, не несет ответственность за долги государства и не обслуживает частные структуры. Это координатор и консультант власти.

С коммерческими банками. Центральный банк обеспечивает стабильную работу и развитие банковского сектора, поддерживает устойчивость системы без вмешательства в оперативную деятельность банков.

Центральный банк устанавливает ключевую ставку и курс валют, а это влияет на работу всех банков. Он выдает и отзывает лицензии, консультирует по вопросам порядка создания новых банков и контролирует соблюдение законов.

Структура Банка России

У Банка России есть центральный аппарат в Москве, территориальные и вспомогательные учреждения. Их много, в 2020 году штат Центробанка России составил 45 746 сотрудников. Чтобы было проще представить масштабы, это чуть меньше населения Фарерских островов.

Банком России управляют:

В Банке России есть еще одна важная должность, она приравнивается к заместителю председателя, — главный аудитор. Это человек, который контролирует, соответствует ли работа Центробанка законодательству.

Источник

Тема 2. Организация внутреннего контроля в банках

Цель:

изучение совокупности вопросов, связанных с организацией системы внутреннего контроля в коммерческих банках.

Задачи:

ознакомить студентов с:

обучить студентов:

Оглавление

2.1. Система внутреннего контроля в банках

В системе банковского управления контроль подразделяется на внешний, осуществляемый извне, и внутренний, реализуемый самими банками в процессе управления.

Необходимость внешнего контроля обусловливается наличием государственного надзора за деятельностью коммерческих банков, который предполагает применение специальных правил и инструкций по осуществлению банковской деятельности, включая контроль за соблюдением этих правил.

Внешний контроль осуществляется, как правило, лишь в форме последующего контроля.

Особое место в системе внутреннего контроля принадлежит внутреннему аудиту банка. Внутренний аудит является важнейшей составной частью системы контроля в банках.

Одной из самых известных организаций банковского надзора является комитет (местонахождение его постоянного Секретариата находится в г. Базеле, Швейцария). В состав комитета входят представители двенадцати развитых стран мира (членами комитета являются высшие должностные лица центральных банков).

Первоначально деятельность Базельского комитета была направлена на реализацию системы «раннего предупреждения» в практике банковского надзора. Впоследствии комитет стал заниматься разработкой практических рекомендаций по совершенствованию мер эффективного надзора за банками. Позднее комитет стал разрабатывать стандарты банковской деятельности. Большое внимание Базельским комитетом уделяется вопросам организации внутреннего контроля в банках.

Одной из известных международных практик в области построения внутреннего контроля является модель COSO, разработанная в США. Согласно данной модели выделяют следующие элементы внутреннего контроля:

Среда внутреннего контроля:

Выявление рисков и целей контроля:

Информация и информирование:

Процедуры внутреннего контроля включают:

Мониторинг и корректировка:

Таким образом, учитывая данные элементы, модель внутреннего контроля включает:

Акцент на управление рисками способствует достижению более высоких показателей деятельности.

Основная цель управления рисками заключается в обеспечении доверия со стороны заинтересованных сторон.

Уровень контроля может быть измерен посредством уровня риска в коммерческом банке. Общепринятой формулой является:

Присущий риск — Контроль = Остаточный риск.

Уровень остаточного риска сравнивается с оптимальным уровнем. Уровень остаточного риска выше оптимального является неприемлемым. Уровень остаточного риска ниже оптимального соответствует избыточному контролю.

Суждения об оптимальности уровня остаточного риска субъективны. На основании результатов оценки уровня остаточного риска ответственное лицо может либо скорректировать цели, либо изменить систему контроля, либо продолжать двигаться вперед.

В 2000г. и 2001 гг. Базельским комитетом были разработаны рекомендации «Внутренний аудит в кредитных организациях и отношения надзорных органов с внутренними и внешними аудиторами» и «Внутренний аудит в банках и взаимоотношения надзорных органов и аудиторов», которые используются банковским сообществом развитых стран при организации системы внутреннего контроля и работы служб внутреннего контроля в кредитных организациях.

2.2. Организация внутреннего контроля в банках

Вопросы организации внутреннего контроля в кредитных организациях регулируются федеральными законами, нормативными документами ЦБ РФ, нормативными документами Федеральной службы по финансовым рынкам.

В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. «О банках и банковской деятельности» кредитная организация «обязана организовывать внутренний контроль, обеспечивающий надлежащий уровень надежности, соответствующий характеру и масштабам проводимых операций». Также в ст. 10 данного закона определена необходимость отражения в уставе кредитной организации сведений о системе органов внутреннего контроля, порядке их образования и полномочиях.

В соответствии со ст. 57 Федерального закона от 10 июля 2002 г. «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России устанавливает обязательные для кредитных организаций и банковских групп правила организации внутреннего контроля.

В настоящее время в коммерческих банках действует Положение ЦБ РФ № 242-П от 16 декабря 2003 г. «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах». В данном положении:

Внутренний контроль — деятельность, осуществляемая кредитной организацией (ее органами управления, подразделениями и служащими) и направленная на обеспечение:

Управление банковскими рисками включает:

Система внутреннего контроля — совокупность системы органов и направлений внутреннего контроля, обеспечивающая соблюдение порядка осуществления и достижения целей, установленных законодательством Российской Федерации, настоящим Положением, учредительными и внутренними документами кредитной организации.

Система органов внутреннего контроля — определенная учредительными и внутренними документами кредитной организации совокупность органов управления, а также подразделений и служащих (ответственных сотрудников), выполняющих функции в рамках системы внутреннего контроля.

Внутренний контроль осуществляется в целях обеспечения:

В кредитных организациях банковской группы внутренний контроль осуществляется в соответствии с правилами, установленными Положением № 242-П для кредитной организации.

В целях управления банковскими рисками на консолидированной основе в целом по банковской группе организация внутреннего контроля в банковской группе предусматривает единство подходов к организации внутреннего контроля в кредитных организациях, входящих в банковскую группу.

Система органов внутреннего контроля

В соответствии со ст.ст. 10 и 24 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» в уставе кредитной организации должны содержаться сведения о системе органов внутреннего контроля, порядке их образования и полномочиях, а организационная структура кредитной организации в части распределения полномочий между членами совета директоров (наблюдательного совета), коллегиального исполнительного органа, определения полномочий единоличного исполнительного органа, полномочий, подотчетности и ответственности всех подразделений кредитной организации, служащих должна соответствовать характеру и масштабам проводимых операций.

Внутренний контроль должны осуществлять в соответствии с полномочиями, определенными учредительными и внутренними документами кредитной организации:

Особенности организации и осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и соблюдения законодательства Российской Федерации о ценных бумагах и защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг определяются иными нормативными правовыми актами.

Структурные подразделения (ответственные сотрудники) (за исключением ответственного сотрудника (структурного подразделения) по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма) могут быть включены в состав службы внутреннего контроля. В этом случае указанные структурные подразделения (ответственные сотрудники) не имеют права осуществлять функции службы внутреннего контроля по направлениям своей непосредственной деятельности, т. е. проверять работу контролера (подразделения внутреннего контроля) профессионального участника рынка ценных бумаг, ответственного сотрудника (структурного подразделения) по правовым вопросам.

Система внутреннего контроля

Система внутреннего контроля кредитной организации должна включать следующие направления:

Контроль за функционированием системы управления банковскими рисками и оценка банковских рисков

Контроль за функционированием системы управления банковскими рисками кредитная организация осуществляет на постоянной основе в порядке, установленном внутренними документами.

Оценка банковских рисков предусматривает выявление и анализ внутренних (сложность организационной структуры, уровень квалификации служащих, организационные изменения, текучесть кадров и т. д.) и внешних (изменение экономических условий деятельности кредитной организации, применяемые технологии и т. д.) факторов, оказывающих воздействие на деятельность кредитной организации.

Внутренними документами кредитной организации должен быть предусмотрен порядок информирования соответствующих руководителей о факторах, влияющих на повышение банковских рисков.

Оценка банковских рисков в кредитной организации должна проводиться на консолидированной основе с учетом всех организаций, являющихся по отношению к ней дочерними или зависимыми.

Контроль за распределением полномочий при совершении банковских операций и других сделок

Порядок распределения полномочий между подразделениями и служащими при совершении банковских операций и других сделок устанавливается внутренними документами кредитной организации и должен включать в том числе такие формы (способы) контроля, как:

Кредитная организация должна обеспечить распределение должностных обязанностей служащих таким образом, чтобы исключить конфликт интересов (противоречие между имущественными и иными интересами кредитной организации и ее служащих или клиентов, которое может повлечь за собой неблагоприятные последствия для кредитной организации или ее клиентов и условия его возникновения, совершение преступлений и осуществление иных противоправных действий при совершении банковских операций и других сделок), а также предоставление одному и тому же подразделению или служащему права:

Контроль за управлением информационными потоками (получением и передачей информации) и обеспечением информационной безопасности

Информация по направлениям деятельности кредитной организации должна быть своевременной, надежной, доступной и правильно оформленной. Информация состоит из сведений о деятельности кредитной организации и ее результатах, данных о соблюдении установленных требований нормативных правовых актов, стандартов саморегулируемых организаций (для профессиональных участников рынка ценных бумаг), учредительных и внутренних документов кредитной организации, а также из сведений о событиях и условиях, имеющих отношение к принятию решений. Форма представления информации должна быть определена с учетом потребностей конкретного получателя (органы управления, подразделения, служащие кредитной организации).

Внутренний контроль за автоматизированными информационными системами и техническими средствами состоит из общего контроля и программного контроля.

Общий контроль автоматизированных информационных систем предусматривает контроль компьютерных систем (контроль за главным компьютером, системой клиент-сервер, рабочими местами конечных пользователей и т. д.), проводимый с целью обеспечения бесперебойной и непрерывной работы.

Общий контроль состоит из осуществляемых кредитной организацией процедур резервирования (копирования) данных и процедур восстановления функций автоматизированных информационных систем, осуществления поддержки в течение времени использования автоматизированных информационных систем, включая определение правил приобретения, разработки и обслуживания (сопровождения) программного обеспечения, порядка осуществления контроля за безопасностью физического доступа.

Программный контроль осуществляется встроенными в прикладные программы автоматизированными процедурами, а также выполняемыми вручную процедурами, контролирующими обработку банковских операций и других сделок (контрольное редактирование, контроль логического доступа, внутренние процедуры резервирования и восстановления данных и т. п.).

Кредитная организация устанавливает правила управления информационной деятельностью, включая порядок защиты от несанкционированного доступа и распространения конфиденциальной информации, а также от использования конфиденциальной информации в личных целях.

Мониторинг системы внутреннего контроля

Мониторинг системы внутреннего контроля осуществляется на постоянной основе. Во внутренних документах кредитной организации должен быть определен порядок осуществления мониторинга системы внутреннего контроля (методики, правила, периодичность, порядок рассмотрения результатов мониторинга и т. д.). Кредитная организация принимает необходимые меры по совершенствованию внутреннего контроля для обеспечения его эффективного функционирования, в том числе с учетом меняющихся внутренних и внешних факторов, оказывающих воздействие на деятельность кредитной организации.

Мониторинг системы внутреннего контроля осуществляется руководством и служащими различных подразделений, включая подразделения, осуществляющие банковские операции и другие сделки и их отражение в бухгалтерском учете и отчетности, а также службой внутреннего контроля.

Периодичность осуществления наблюдения за различными видами деятельности кредитной организации определяется исходя из связанных с ними банковских рисков, частоты и характера изменений, происходящих в направлениях деятельности кредитной организации.

Результаты рассмотрения документируются и доводятся до сведения соответствующих руководителей кредитной организации (ее подразделений).

Кредитная организация должна иметь разработанные планы действий на случай непредвиденных обстоятельств с использованием дублирующих (резервных) автоматизированных систем или устройств, включая восстановление критических для деятельности кредитной организации систем, поддерживаемых внешним поставщиком (провайдером) услуг. Внутренними документами должен быть определен порядок проверки этих планов в части их выполнимости в случаях возникновения непредвиденных обстоятельств, а также перечень непредвиденных обстоятельств, в отношении которых разрабатываются планы действий.

Кредитная организация должна принять внутренние документы по основным вопросам, связанным с осуществлением внутреннего контроля.

Внутренние документы (правила, процедуры, положения, распоряжения, решения, приказы, методики, должностные инструкции и иные документы в формах, принятых в международной банковской практике) могут приниматься кредитной организацией и по иным вопросам совершения банковских операций и других сделок. Сочетание вопросов в принимаемых кредитной организацией внутренних документах определяется ею самостоятельно с учетом условий деятельности, включая в том числе объем и характер операций, виды и уровень банковских рисков, иные обстоятельства.

Служба внутреннего контроля

Служба внутреннего контроля кредитной организации создается для осуществления внутреннего контроля и содействия органам управления кредитной организации в обеспечении эффективного функционирования кредитной организации.

Внутренний документ, регулирующий деятельность службы внутреннего контроля, должен определять:

Положение о службе внутреннего контроля утверждается советом директоров (наблюдательным советом) кредитной организации в соответствии со ст.ст. 48 и 65 Федерального закона «Об акционерных обществах» и ст. 32 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Служба внутреннего контроля осуществляет следующие функции:

Кредитная организация обязана обеспечить постоянство деятельности, независимость и беспристрастность службы внутреннего контроля, профессиональную компетентность ее руководителя и служащих, создать условия для беспрепятственного и эффективного осуществления службой внутреннего контроля своих функций.

Постоянство деятельности службы внутреннего контроля означает, что служба внутреннего контроля кредитной организации должна действовать на постоянной основе.

Кредитная организация должна установить численный состав, структуру и техническую обеспеченность службы внутреннего контроля в соответствии с масштабами деятельности, характером совершаемых банковских операций и сделок.

Служба внутреннего контроля должна состоять из служащих, входящих в штат кредитной организации.

В кредитной организации, входящей в состав банковской группы, допускается передача отдельных функций службы внутреннего контроля службе внутреннего контроля другой кредитной организации, входящей в банковскую группу. Основанием для принятия решения о передаче отдельных функций службы внутреннего контроля является отсутствие у кредитной организации специалистов по подлежащим контролю видам деятельности и невозможность или нецелесообразность найма таких специалистов на постоянной основе с учетом характера и масштабов деятельности кредитной организации. Перечень передаваемых функций, порядок взаимодействия и ответственность при осуществлении функций службы внутреннего контроля должны быть согласованы между кредитными организациями в письменной форме. При этом ответственность за эффективность осуществления переданных функций несет кредитная организация, принявшая решение о передаче отдельных функций службы внутреннего контроля.

Сведения о передаче отдельных функций службы внутреннего контроля в кредитных организациях, входящих в состав банковской группы, содержащие перечень передаваемых функций, порядок взаимодействия и ответственность при осуществлении функций службы внутреннего контроля, представляются в территориальные учреждения Банка России по месту обслуживания каждой из указанных кредитных организаций, входящих в состав банковской группы, в составе Справки о внутреннем контроле в кредитной организации.

Независимость службы внутреннего контроля

Кредитная организация обеспечивает независимость службы внутреннего контроля в соответствии с порядком, в котором должно быть установлено, что служба внутреннего контроля:

Во внутренних документах кредитной организации должны быть предусмотрены:

Служба внутреннего контроля не вправе участвовать в совершении банковских операций и других сделок.

Руководитель и служащие службы внутреннего контроля не имеют права подписывать от имени кредитной организации платежные (расчетные) и бухгалтерские документы, а также иные документы, в соответствии с которыми кредитная организация принимает банковские риски, либо визировать такие документы.

Беспристрастность службы внутреннего контроля

Кредитная организация обеспечивает решение поставленных перед службой внутреннего контроля задач без вмешательства со стороны органов управления, подразделений и служащих кредитной организации, не являющихся служащими службы внутреннего контроля.

Руководитель (его заместители) и служащие службы внутреннего контроля, ранее занимавшие должности в других структурных подразделениях кредитной организации, не должны участвовать в проверке деятельности и функций, которые осуществлялись ими в течение проверяемого периода и в течение двенадцати месяцев после завершения такой деятельности и осуществления функций.

Кредитная организация вправе устанавливать порядок перемещения (периодичность, обоснованность) руководителя (его заместителей) и служащих службы внутреннего контроля на другие должности в кредитной организации в случае изменения характера и масштабов деятельности, появления новых видов или направлений деятельности и т. п.

Руководителем службы внутреннего контроля рекомендуется не назначать лицо, работающее по совместительству.

Профессиональная компетентность руководителя (его заместителей) и служащих службы внутреннего контроля

Руководитель (его заместители) и служащие службы внутреннего контроля должны владеть достаточными знаниями о банковской деятельности и методах внутреннего контроля и сбора информации, ее анализа и оценки в связи с выполнением служебных обязанностей.

Кредитная организация укомплектовывает службу внутреннего контроля служащими, имеющими высокий уровень профессиональной квалификации и подготовки.

Кредитной организации рекомендуется устанавливать для руководителя (его заместителей) службы внутреннего контроля требования о наличии опыта руководства структурным подразделением кредитной организации, связанным с совершением банковских операций и других сделок.

Обучение (переподготовку) руководителя (его заместителей) и служащих службы внутреннего контроля рекомендуется осуществлять на регулярной основе.

Создание условий для беспрепятственного и эффективного осуществления службой внутреннего контроля своих функций

Служба внутреннего контроля обязана осуществлять проверки по всем направлениям деятельности кредитной организации. Объектом проверок является любое подразделение и служащий кредитной организации.

Основные способы (методы) осуществления проверок службой внутреннего контроля, которые следует использовать кредитной организации состоят в следующем:

службой внутреннего контроля осуществляется контроль за эффективностью принятых подразделениями и органами управления по результатам проверок мер, обеспечивающих снижение уровня выявленных рисков, или документирование принятия руководством подразделения и органами управления решения о приемлемости выявленных рисков для кредитной организации;

если, по мнению руководителя службы внутреннего контроля, руководство подразделения и органы управления взяли на себя риск, являющийся неприемлемым для кредитной организации, или принятые меры контроля неадекватны уровню риска, то руководитель службы внутреннего контроля обязан проинформировать совет директоров (наблюдательный совет) кредитной организации.

Кредитная организация должна установить порядок:

Особенности надзора Банка России за соблюдением правил организации внутреннего контроля

Для оценки состояния внутреннего контроля в кредитной организации Банком России кредитная организация представляет в территориальное учреждение Банка России Справку о внутреннем контроле в кредитной организации по форме и в сроки, предусмотренные Указанием Банка России от 16 января 2004 г. № 1376-У «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации».

В целях оценки состояния внутреннего контроля в кредитной организации территориальные учреждения Банка России в случае необходимости вправе запрашивать у кредитной организации дополнительную информацию по вопросам организации системы внутреннего контроля.

Кредитная организация в течение трех рабочих дней уведомляет территориальное учреждение Банка России о существенных изменениях в системе внутреннего контроля, в том числе о внесении изменений в положение о службе внутреннего контроля, о назначении на должность и освобождении от должности руководителя (его заместителей) службы внутреннего контроля.

При проведении проверок кредитных организаций может осуществляться проверка как системы внутреннего контроля в целом, так и отдельных операций (процедур) на предмет получения подтверждения:

Основные вопросы, связанные с осуществлением внутреннего контроля, по которым кредитная организация должна принять внутренние документы:

Основные способы (методы) осуществления проверок службой внутреннего контроля

Основными способами (методами) осуществления проверок службой внутреннего контроля являются:

Руководитель и служащие службы внутреннего контроля имеют право:

План проведения проверок, осуществляемых службой внутреннего контроля, должен включать график осуществления проверок и составляться исходя из принятой органами управления кредитной организации методологии оценки управления банковскими рисками, учитывающей изменения в системе внутреннего контроля и новые направления деятельности кредитной организации. При составлении графика осуществления проверок должна учитываться установленная в кредитной организации периодичность проведения проверок по направлениям деятельности структурных подразделений и кредитной организации в целом.

Планы работы службы внутреннего контроля разрабатываются службой внутреннего контроля, должны утверждаться советом директоров (наблюдательным советом) кредитной организации. Планы работы службы внутреннего контроля могут согласовываться с единоличным или коллегиальным исполнительным органом.

Отчеты о выполнении планов проверок представляются службой внутреннего контроля не реже двух раз в год совету директоров (наблюдательному совету).

Программа проверок, осуществляемых службой внутреннего контроля, предусматривает разработку отдельной программы проверки каждого направления (вопроса) деятельности кредитной организации.

Программа проверки должна содержать цели проверки и определять ключевые банковские риски и механизмы обеспечения полноты и эффективности контроля в проверяемом направлении банковской деятельности.

В рабочих документах проверок службы внутреннего контроля отражаются этапы проверки и выполненные проверочные процедуры, данные о рассмотренных документах и иной полученной в ходе проверки информации.

Отчеты и предложения по результатам проверок представляются службой внутреннего контроля совету директоров (наблюдательному совету), единоличному (его заместителям) или коллегиальному исполнительному органу, руководителям проверяемых структурных подразделений кредитной организации (филиала).

Отчеты должны содержать описание целей проверки, выполненных работ, выявленных нарушений, ошибок и недостатков в деятельности кредитной организации, которые могут создать угрозу интересам кредиторов и вкладчиков или оказать влияние на финансовую устойчивость кредитной организации, и рекомендации службы внутреннего контроля по улучшению работы и устранению нарушений, ошибок и недостатков.

Выводы

В настоящее время развитию внутреннего контроля в банках уделяется большое внимание. Банком России определены основные вопросы осуществления внутреннего контроля в банках. Однако коммерческие банки формально подходят к построению системы внутреннего контроля и организации службы внутреннего контроля.

Существенным недостатком организации внутреннего контроля в банках является излишняя направленность на контрольные процедуры, носящие последующий характер, а не на управление и предотвращение рисков банковской деятельности.

В некоторых банках реализована система внутреннего контроля, соответствующая современному уровню развития банковского бизнеса.

Одной из проблем создания эффективной системы внутреннего контроля в банках является нехватка профессиональных кадров в этом вопросе.

Поэтому данная тема является очень важной и необходимой для изучения студентами.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *