Сага о форсайтах это что
Сага о Форсайтах
Са́га о Форса́йтах — монументальная серия разноплановых произведений английского писателя Джона Голсуорси, описывает жизнь состоятельной семьи Форсайтов. В 1932 году Голсуорси получил Нобелевскую премию по литературе за «высокое искусство повествования, вершиной которого является „Сага о Форсайтах“».
Содержание
Произведения о Форсайтах
Все произведения, посвящённые различным поколениям семьи Форсайтов, группируются в три больших цикла. Первый вышел непосредственно под названием «Сага о Форсайтах» в 1922 году и включил в себя такие произведения как:
Русское название | Жанр | Английское название | Год выхода |
---|---|---|---|
Спасение Форсайта | новелла | Salvation of the Forsyte | 1901 |
Собственник | роман | The Man of Property | 1906 |
Последнее лето Форсайта | интерлюдия | Indian Summer of a Forsyte | 1918 |
В петле | роман | In Chancery | 1920 |
Пробуждение | интерлюдия | Awakening | 1920 |
Сдаётся внаём | роман | To Let | 1921 |
Закончив «Сагу», Голсуорси продолжил писать о Форсайтах, под названием «Современная комедия» вышел следующий цикл произведений:
Русское название | Жанр | Английское название | Год выхода |
---|---|---|---|
Белая обезьяна | роман | The White Monkey | 1924 |
Идиллия | интерлюдия | (Interlude) a Silent Wooing | 1926 |
Серебряная ложка | роман | The Silver Spoon | 1926 |
Встречи | интерлюдия | (Interlude) Passers By | 1926 |
Лебединая песня | роман | Swan Song | 1928 |
Наконец, общий цикл о Форсайтах завершили три романа под общим названием «Конец главы»:
Русское название | Жанр | Английское название | Год выхода |
---|---|---|---|
В ожидании | роман | Maid In Waiting | 1931 |
Цветок в пустыне | роман | Flowering Wilderness | 1932 |
Через реку | роман | Over the River (One more River) | 1933 |
Содержание
Новелла «Спасение Форсайта» опубликована в сборнике «Человек из Девона».
Собственник
«Собственник» — наиболее критический и острый роман из многотомной эпопеи о Форсайтах. Форсайты — рантье, они ничего сами не производят, основная их забота — выгодное размещение капитала. Косные консерваторы, алчные накопители, цепляющиеся за своё материальное благосостояние. Джеймс Форсайт и его сын Сомс — наиболее типичные представители этой породы собственников и стяжателей. В этом первом романе «Саги о Форсайтах», читателю представляются впечатляющие «ряды» Форсайтов, возглавляемые тетушкой Энн. В доме Старого Джолиона проходит собрание всех членов семьи Форсайтов. Дальше начинаются главные события саги, в частности подробно описывается жизнь Сомса Форсайта и его желание владеть вещами, включая его прекрасную жену, Ирен Форсайт. Он очень ревнует её к друзьям и хочет, чтобы она принадлежала только ему одному. Сомс замышляет план, цель которого — перевезти её в деревню, в Робин Хил, где находится теперь его дом, который он собирается построить. Там она должна будет жить вдали от своих друзей, которые, по его мнению, внушают ей дурные мысли. Автор рисует распад семьи, основанной на господстве в ней мужа-собственника. Ирен для него лишь ценное приобретение, её свобода, независимость, человеческое достоинство не существуют для Сомса, он хочет обладать ею на правах хозяина, купившего рабыню или дорогую вещь. Она сопротивляется его хватким намерениям и влюбляется в архитектора Филлипа Босини. Филлип был нанят Сомсом для постройки дома, и он является женихом Джун Форсайт, дочери двоюродного брата Сомса, Джолиона младшего. Становится ясно, что добром эта история не может кончиться: вскоре Ирен уходит от Сомса после того как он её насилует, и Филлип попадает под колеса такси, после того как сходит с ума, узнав об изнасиловании Ирен.
Последнее лето Форсайта. Интерлюдия
Молодой Джолион с женой и Джун (к радости дедушки она подружилась со своим отцом и мачехой) отправились в путешествие, Джолли уехал учиться в школу, а Холли (ее учила дома гувернантка-француженка mam’zelle Бос) осталась в Робин-Хилле со старым Джолионом.
Со временем они начинают часто встречаться, как в Лондоне (старый Джолион водит Ирэн в театр и прогуливается с ней в парке), так и в Робин-Хилле (Ирэн дает уроки для Холли).
В петле
Второй роман в трилогии Дж. Галсуорси «Сага о Форсайтах». Мы узнаем о том, что случилось через 12 лет после смерти старого Джолиона, описанной в интерлюдии «Последнее лето Форсайта».
Молодой Джолион, а теперь просто Джолион, стал попечителем Ирэн. Он живет в Робин-Хилле, где все осталось по-прежнему, вместе с Холли. Джолли поступил в Оксфорд. Джун живет в Лондоне, в собственной квартире и помогает «непризнанным талантам» мира искусства, своим «несчастненьким».
Ирэн живет всё в той же квартире в Челси, только обставила ее лучше и уютнее, ездила путешествовать. Но она одинока, проводит вечера одна, хотя по-прежнему переодевается к обеду, играет для себя на рояле. Как отмечает Джолион, Ирэн все еще живет с Босини. Сомс переехал в загородный дом неподалеку от Мепелдерхема. Он тоже один, однако регулярно навещает двадцатилетнюю француженку Аннет, мать которой, мадам Ламот, открыла ресторан «Бретань» в здании, принадлежащем Джемсу Форсайту. Единственное, что смущает Собственника, это то, что ресторан находится в Сохо, нереспектабельном районе, и еще то, что он по-прежнему женат.
У Тимоти все по-старому. А вот Джемс сильно сдал, все время жалуется, что ему «никогда ничего не рассказывают».
Сюжет романа крутится вокруг бракоразводного процесса Сомса, который понимает, что хочет детей. Однако Собственник еще верит, что может вернуть Ирэн, просит поговорить с ней Джолиона, идет к ней сам, устанавливает за женщиной слежку, преследует ее в Париже. Все это толкает испуганную Ирэн в объятия Джолиона, который старается защитить ее от своего кузена и поддержать в трудную минуту. В конце концов, у Сомса появляются не очень убедительные доказательство их близости, которой не было. Джолион и Ирэн решают не защищаться, они уезжают вместе в Италию. Сомс присутствует на суде один. Развод состоялся. Через некоторое время бывшая жена Собственника выходит замуж за художника и рожает ему сына Джона. Сомс женится на Аннет. Он мечтает о сыне, но доктор ставит его перед нелегким выбором: можно прооперировать Аннет и спасти ее жизнь, но потерять ребенка, или оставить все как есть, тогда младенец будет жив, но мать вряд ли справится. После долгих колебаний Сомс запрещает оперировать, и Аннет приносит ему дочь Флер. Детей она больше иметь не может. В ночь после родов умирает Джемс, Сомс врет ему, что родился сын.
Параллельно с этой, главной, сюжетной линией развиваются еще две. Уинифрид Дарти ссорится со своим проигравшимся мужем из-за того, что Монтегью крадет ее жемчуга и дарит танцовщице. Дарти уходит от нее и уезжает в Буэнос-Айрес. По совету брата, Уинифрид начинает бракоразводный процесс, но по закону она сначала должна потребовать восстановления себя в супружеских правах. Ее иск удовлетворяют и высылают Монти постановление вернуться домой. Сомс и Джемс надеются, что Дарти не подчинится, но Монтегью возвращается к жене, потрепанный и «сгоревший».
Помимо этого развивается драма третьего поколения Форсайтов. Приехав с Сомсом в Робинн-Хилл, чтобы стать предлогом для визита, Вэл Дарти знакомится со своей троюродной сестрой Холли и влюбляется в нее. Молодая пара устраивает верховые прогулки по Лондонским паркам. Однако знакомство Вэла в Оксфорде с Джолли проиходит не столь гладко, троюродные братья сразу невзлюбили друг друга, между ними даже происходит драка. Но на летних каникулах, сразу после судебного процесса, на котором Вэл присутствовал с матерью, он признается Холли в своих чувствах, и они заключают помолвку. Это слышит Джолли. Вне себя от гнева, он вынуждает кузена вместе с ним записаться в армию и отправиться в Южную Африку на фронт Англо-бурской войны. Вэл соглашается. Джун и Холли следом за братом отправляются туда же в качестве сестер милосердия. Но Джолли умирает от дизентерии, не успев даже поучаствовать в боях. Холли и Вэл заключают брак в Южной Африке и хотят купить там ферму, на что юный Дарти просит денег у дедушки Джемса, но тот ничего не успевает им дать.
Пробуждение. Интерлюдия
Сдаётся внаём
Персонажи
Старые Форсайты
Молодые Форсайты
Их дети
Экранизации
Сага о Форсайтах несколько раз экранизировалась, первые немые фильмы по произведениям Голсуорси появились ещё в начале 20-х годов XX века.
В 1949 году вышел фильм «Сага о Форсайтах» (оригинальное название англ. That Forsyte Woman ) кинокомпании Metro Goldwyn Mayer с Гарсон, Грир в роли Ирэн.
В 1967 году появился 26-серийный телевизионный фильм телекомпании BBC, снискавший большую популярность в нашей стране. В фильме снялись Кеннет Мор (Kenneth More — Джо Форсайт), Эрик Портер (Eric Porter — Сомс Форсайт), Найри Портер (Nyree Dawn Porter — Ирэн Форсайт), Майкл Йорк (Michael York — Джолли Форсайт) и др. замечательные артисты. Экранизация Доналда Уилсона, Констанса Кокса. В первый раз сериал был показан каналом BBC2 между 7 января и 1 июля 1967 г. с аудиторией около 6 млн человек. Во время второго показа, начавшегося 8 сентября 1968 г., на канале BBC1, аудитория последней серии достигла 18 млн человек. Общемировая аудитория оценивается приблизительно в 160 млн зрителей. Это была первая английская программа, купленная Советским Союзом. [1] Значительная заслуга в популярности русской версии принадлежит выдающемуся закадровому переводу Николая Александро́вича.
В 2002 году компания Granada Media [2] сняла новую версию длительностью более 11,5 часов. В главных ролях Дэмиэн Льюис, Руперт Грейвс, Джина МакКи, Корин Редгрейв, Йоан Гриффит.
Сага о Форсайтах
Собственник
Действие происходит в Лондоне в 1886–1887 гг. В доме старого Джолиона семейное торжество, приём в честь помолвки мисс Джун Форсайт с мистером Филипом Босини. Гостей собирается множество, семья весьма многочисленна. Внутри форсайтского клана, как и в обществе, царит закон конкуренции, шестеро братьев — Джолион, Джемс, Суизин, Николас, Роджер и Тимоти — соперничают, кто из них богаче. Их отец «Гордый Доссет», из фермеров, прибыл в Лондон в начале столетия, работал каменщиком, подрядчиком, строил дома. У него было десять детей, и все до сих пор живы, следующее поколение насчитывает уже двадцать одного молодого Форсайта. Семья принадлежит теперь к верхушке английской буржуазии, среди её членов — финансисты, юристы, рантье, члены акционерных обществ. Всех их отличает собственническая самоуверенность, разговоры в их среде вечно вертятся вокруг курса акций, дивидендов, стоимости домов и вещей. Собравшиеся выглядят парадно, блистательно и респектабельно, но ощущается некоторое напряжение, вызванное инстинктивным чувством непосредственной близости чего-то необычного и ненадёжного. Объектом недоверия является человек, ради знакомства с которым они собрались здесь. Босини — архитектор, у него нет никакого состояния, он артистически небрежен в одежде и несколько эксцентричен. Джордж — сын Роджера — называет его пиратом, и это прозвище закрепляется среди родни. Старый Джолион с неодобрением относится к выбору внучки, в которой души не чает, хлебнёт она горя с этим безрассудным, непрактичным юнцом, но Джун — крошка с характером и очень упряма.
Старый Джолион пытается наладить отношения с сыном, отцом Джун, с которым не виделся четырнадцать лет. Тогда молодой Джолион во имя «недозволенной», по форсайтским нормам, любви ушёл от семьи, живёт он скромно, работает страховым агентом, пишет акварелью. Отец, подстроив как бы случайную встречу в клубе, приглашает сына к себе, потом наносит визит ему, и его сердцем завладевают внуки — малыши Джолли и Холли.
У сына Джемса, Сомса, неблагополучно в семье, хотя он всячески это скрывает. Форсайты воспринимают его жену как нечто необычное и чуждое для их круга. Золотоволосая, темноглазая Ирэн похожа на языческую богиню, она исполнена обаяния, отличается изысканностью вкуса и манер. После смерти отца — профессора Эрона — молодая девушка осталась без средств и в конце концов была вынуждена уступить Сомсу, полтора года упорно добивавшемуся её руки. Замуж она вышла без любви, поверив обещаниям поклонника, что если брак окажется неудачным, она получит полную свободу. Уже в самом начале замужества Ирэн поняла, какую ошибку совершила, её тяготит замкнутая сфера, где ей отведена роль прекрасной вещи, обладание которой тешит собственническую самоуверенность мужа. Холодность жены и нескрываемая неприязнь к нему доводят Сомса до бешенства.
Преуспевающий в делах Сомс поручает Босини строительство нового загородного дома в Робин-Хилле. Его все более тревожит симпатия, возникшая между его женой и молодым архитектором, постепенно перерастающая во взаимное глубокое чувство. Напрасно Ирэн заводит разговор о разводе, муж полагает, что имеет право собственности на жену, и не намерен потакать её сумасбродству. Четыре года назад Сомса захватила волнующая красота Ирэн, и он не желает расставаться с тем, что завоёвано, Джун тяжело переживает перемену в отношениях с Филипом, ощущая, что тому неловко и мучительно с нею.
В доме Тимоти, где живут его незамужние сестры Энн, Эстер и вдовствующая Джули и куда часто наведываются остальные члены семьи, положение Сомса и отношения Ирэн и Босини, которых все чаще видят вместе, становятся темой для пересудов. Сомса давно уже раздражает, что в ходе строительства дома Босини допускает расходы сверх сметы, он намеревается судебным порядком предъявить иск и взыскать убытки, чтобы разорить оборванца. Его выводит из себя отчуждение Ирэн. Как-то ночью, когда роман Ирэн и Босини уже был в самом разгаре, Сомсу удаётся наконец настоять на своих правах, сломить сопротивление той, которая была его законной женой. На следующий день Джордж случайно становится свидетелем свидания влюблённых, где Ирэн рассказывает о случившемся, а потом из праздного любопытства следит за Босини, который в сильном волнении мчится по городу, не разбирая дороги, как человек, который не знает, куда деваться от горя.
Старый Джолион переделывает завещание, восстанавливая сына в правах на наследство, он испытывает удовлетворение от этого поступка, расценивая его как месть времени, выпавшим невзгодам, вмешательству посторонних людей в свою жизнь и тому презрению, которым они в течение пятнадцати лет награждали его единственного сына.
На суде, где Босини отсутствует, принято решение удовлетворить иск Сомса к архитектору. Ирэн покидает дом, не взяв с собой вещи и драгоценности. Сомс не может примириться с мыслью, что она уйдёт из его жизни. Присутствовавшая на заседании суда Джун спешит уведомить Филипа и поддержать его, встретившись в его квартире с Ирэн, она высказывает ей все, что накипело, эта женщина, с которой она некогда была в дружеских отношениях, разбила ей жизнь.
Старый Джолион сообщает своим близким о намерении собрать их всех под одной крышей. Джун умоляет деда купить дом Сомса в Робин-Хилле или хотя бы заплатить по иску. Выясняется, что в тот злосчастный день Босини в тумане попал под омнибус и был раздавлен насмерть.
Молодой Джолион воспринимает случившееся как первую трещину в твердыне форсайтского благополучия. Сомса гнетёт тоска. Внезапно в дом возвращается Ирэн, как раненый зверь в свою нору; загнанная, потерянная, она не в силах осознать, как ей жить дальше, куда деваться. Старый Джолион из сочувствия посылает к ней сына, может, Ирэн нужна помощь. Но Сомс, объявив, что не позволит вмешиваться в свои семейные дела, захлопывает перед ним дверь.
Последнее лето Форсайта
Проходит четыре года. Старый Джолион купил злополучный дом своего племянника Сомса и поселился там с семьёй. Джун с отцом и мачехой отправилась в путешествие по Испании, а старик, скучая, ожидает их возвращения и охотно потакает фантазиям оставшихся с ним внуков. Он любит сидеть в тени дуба перед террасой дома, любуясь прекрасным видом. Красота природы находит глубокий отклик в его душе, здесь, в Робин-Хилле, он перестаёт ощущать свой возраст, а ведь ему уже восемьдесят пять.
Прогуливаясь майским днём по окрестностям, старый Джолион встречает Ирэн, которая наведывается в эти места, где некогда была счастлива. Он невольно поддаётся обаянию этой необыкновенной женщины, приглашает её отобедать, наносит визит в её скромную квартирку, они вместе посещают оперу. Ирэн подкупает его сердечная теплота, ласковое участие, радует возможность говорить об умершем возлюбленном. Если раньше старый Джолион тосковал, то теперь он ждёт возвращения сына и Джун чуть не со страхом. Как объяснит он эту странную дружбу, видимо, придётся признать себя стариком, сдаться на милость забот и любви. Но ведь он не вынесет, если у него отнимут возможность видеть Ирэн. Он живёт этими встречами, а не прошлым, как люди его возраста. Жарким июльским днём, накануне возвращения родных, в ожидании приезда Ирэн он засыпает в своём кресле вечным сном.
В петле
Действие романа происходит в 1899–1901 гг.
В доме Тимоти, являющемся своеобразной форсайтской биржей, по-прежнему происходит обмен семейными сплетнями и котирование семейных акций. Старшее поколение Форсайтов поредело, нет уже на свете Энн, Суизина, Сьюзен, умирает Роджер. Родные все никак не могут успокоиться по поводу чуть ли не тайных похорон старого Джолиона, скончавшегося в 1892 г., тот первый изменил фамильному склепу в Хайгете, наказав похоронить себя в Робин-Хилле. И подумать только — оставил по завещанию пятнадцать тысяч фунтов Ирэн — сбежавшей жене своего племянника Сомса. Тогда-то права старого Джолиона на звание истинного Форсайта рухнули раз и навсегда. А капитал Сомса за эти двенадцать лет одинокой жизни, в течение которых он мало чем интересовался, вырос необычайно.
У его сестры Уинфрид несчастье: её бесшабашный муж Монтегью Дарти сбежал с испанской танцовщицей. Его и раньше в семье считали «одуванчиком», он никогда не любил деньги ради денег и презирал Форсайтов за их увлечение инвестициями. Дарти всегда ценил в деньгах то, что на них можно купить «ощущения», Уинфрид, семейная жизнь которой все эти годы была достаточно трудной, пребывает в смятении, несмотря ни на что, она все же привыкла рассматривать непутёвого мужа как свою собственность. Каково остаться в сорок два года одной с четырьмя детьми! Сомс относится к сестре с участием, оба они в нелепом положении неразведенных Форсайтов. Подобная неопределённость особенно тяготит Сомса в последнее время. Его все сильнее беспокоит мысль о том, что у него нет наследника. Он присмотрел уже подходящий вариант для новой женитьбы — двадцатилетнюю француженку Аннет, дочку мадам Ламет, владелицы ресторана «Бретань» в Сохо. Сомс занимается подготовкой бракоразводного процесса сестры, да и сам не прочь как можно быстрее расторгнуть брак, фактически закончившийся двенадцать лет назад.
Молодой Джолион переживает период успеха, он в самом авангарде художников-акварелистов, его картины хорошо раскупаются. Джун, всегда принимавшая горячее участие в судьбе тех, кому приходится трудно, опекает будущих гениев артистического мира, мечтает о приобретении выставочного салона. После смерти отца Джолион весьма обеспеченный человек, уже несколько лет он вдовец. Довольно неожиданным для него становится визит в Робин-Хилл Сомса, явившегося в сопровождении девятнадцатилетнего племянника Бэла Дарти. Юноша собирается на учёбу в Оксфорд, где учится сын Джолиона Джолли, хорошо бы молодым людям познакомиться. С первой встречи Вэл влюбляется в Холли, отвечающую ему взаимностью. Сомс сообщает Джолиону о намерении расторгнуть брак с Ирэн и просит его выступить посредником в данном деле.
Джолион отправляется к Ирэн, которую не видел двенадцать лет. Огромное впечатление производит на него благородная красота этой женщины, над которой время словно не властно. Люди, которые не живут, хорошо сохраняются, горько замечает она и с готовностью откликается на предложение о разводе. Но придётся Сомсу инициативу брать на себя. Как странно парализована жизнь обоих этих людей, размышляет Джолион, словно и тот и другой находятся в петле.
На судебном заседании по иску Уинфрид принято решение о восстановлении в супружеских правах. Расчёт Сомса, что это окажется ступенькой к разводу сестры, не оправдывается, через некоторое время присмиревший Дарти возвращается домой. Жена соглашается принять его.
Вспыхивает англо-бурская война. Джун готовится стать сестрой милосердия. Джолли узнает, что Вэл и Холли обручились. Ему давно уже не по душе молодой повеса, ухаживающий за сестрой. Чтобы помешать этому союзу, Джолли подначивает Вэла тоже записаться добровольцем на фронт. Холли вместе с Джун также отправляется в Африку.
После отъезда детей Джолион ощущает гнетущее одиночество. Но вот приезжает Ирэн, и они решают соединить свои судьбы. За время пребывания в Париже и так накоплены порочащие Ирэн сведения, которыми Сомс намерен воспользоваться на суде. Поскольку он необоснованно пытается возложить вину на неё, разумнее будет, чтобы разрубить узел, поддержать его версию. Джолион тяжело переживает известие о смерти сына, умершего на чужбине от дизентерии.
Происходит бракоразводный процесс, на котором Сомс наконец-то обретает свободу, ответчицы нет, Ирэн с Джолионом путешествуют по Европе. Через шесть месяцев празднуется свадьба Сомса и Аннет. Вэл и Холли в Африке поженились, Вэл ранен и просит дедушку Джемса купить там участок земли и ферму, чтобы он мог разводить лошадей. Для Сомса это очередной удар: родной племянник женился на дочери его соперника, У Ирэн рождается сын, что приносит Сомсу новые страдания. Он и Аннет тоже ожидают потомство. Но надежда на наследника не оправдывается, рождается дочь, которой дают имя Флёр. Роды у Аннет были тяжёлыми, и больше детей у неё не будет. Умирающему отцу, который давно мечтал о внуке,Сомс вынужден соврать, что у него сын. И все же, несмотря на постигшее разочарование, он испытывает чувство торжества, радостное чувство обладания.
Сдаётся внаём
Действие происходит в 1920 г. Джолиону уже семьдесят два года, его третий брак длится двадцать лет. Сомсу шестьдесят пять лет, Аннет — сорок. Сомс души не чает в дочери, Флёр целиком заполнила его сердце. С женой они абсолютно чужие, люди, его даже не волнует, что вокруг Аннет увивается богач бельгиец Проспер Профон. О родственниках теперь он мало что знает. Тётки умерли, нет больше форсайтской биржи, из старшего поколения остался только Тимоти, который из-за маниакальной боязни инфекции долгие десятилетия был почти невидимым для остальных Форсайтов, ему сто один год, и он впал в старческое слабоумие. Вэл вернулся, продав ферму в Южной Африке, и купил имение в Сассексе.
Сомс заделался заядлым коллекционером, в понимании картин он уже не ограничивается знанием их рыночной цены. Как-то в выставочном салоне, владелицей которого оказывается Джун, он встречает Ирэн с сыном. К его великому неудовольствию, Флёр и Джон знакомятся. Сомс вынужден потом объяснять дочери, что они с этой роднёй находятся в давней вражде.
Флёр и Джон случайно оказываются вместе в гостях у Вэла и Холли. Среди идиллии деревенской природы завязывается их роман. Хозяева всячески избегают разговоров о причинах вражды — таково было наставление Джолиона.
Сомс встревожен увлечением дочери. Он отдаёт явное предпочтение другому её поклоннику — Майклу Монту, будущему обладателю титула и земельных владений, настойчиво добивающемуся её благосклонности. Он постоянно внушает Флёр, что не хочет иметь ничего общего с той ветвью семьи Форсайтов. Ирэн также обеспокоена, стремясь разлучить влюблённых, она увозит сына на пару месяцев в Испанию. Джун, опекающая оставшегося в одиночестве Джолиона, упрекает отца в малодушии, нужно было рассказать Джону все как есть. Если молодые люди действительно любят друг друга, зачем же делать их несчастными во имя прошлого.
Флёр находит у отца фотографии молодой женщины, в которой узнает Ирэн, и мучается догадками, что за всем этим кроется. Мсье Профон охотно раскрывает ей семейную тайну. Сомс уговаривает Флёр отступиться, ничего все равно не получится, те двое его ненавидят. Как ужасно, что Флёр унаследовала страсть к сыну Ирэн. Но его чувству уже тридцать пять лет, а их знакомство длится всего два месяца. Он советует дочери оставить это безумие, которое заведомо ничем хорошим не кончится.
Джолиону с каждым днём все хуже. Предчувствуя, что серьёзного разговора с сыном может не состояться, он пишет Джону письмо, где сообщает всю правду о прошлом и требует расстаться с Флёр. Если он не покончит с этой любовью, то сделает свою мать несчастной до конца её дней. Жестокое, тёмное прошлое обрушивается на Джона, но объясниться с отцом он не успевает, Джолион умирает. Узнав о его кончине, Сомс расценивает её как возмездие: двадцать лет его враг наслаждался отнятыми у него женой и домом.
Флёр проявляет цепкое упорство. Ей все же удаётся уговорить отца отправиться с визитом к Ирэн. Снова Сомс в Робин-Хилле. Вот и дом, выстроенный для него и Ирэн, дом, строитель которого разрушил его семейный очаг. Какая-то ирония судьбы в том, что Флёр может войти в него хозяйкой. Ирэн перекладывает решение на Джона. Тот же решительно объявляет, что между ним и Флёр все кончено, он должен выполнить предсмертную волю своего отца. Хотя Сомс испытывает удовлетворение, что этого противоестественного, на его взгляд, брака не будет и что он вернул свою дочь, пусть даже ценой её счастья, он не может побороть недоумения и досады: его дочь эти люди тоже отвергли.
Флёр даёт наконец согласие выйти замуж за Майкла Монта, однако, не подавая виду, глубоко переживает случившееся. Празднуется пышная свадьба, молодые отправляются в свадебное путешествие.
Умирает Тимоти. На достопамятном форсайтском доме появляется табличка: «Сдаётся внаём». С аукциона распродаются вещи, на которые немного охотников, поскольку они не отвечают современному вкусу, но с ними у Сомса связано столько воспоминаний, он с горечью думает о том, что исчезает последний уют старого мира. Сомс заходит в галерею, где выставлены акварели Джолиона Форсайта. Здесь в последний раз он видит Ирэн — Джон купил землю в Британской Колумбии, и она уезжает к сыну. Дом в Робин-Хилле продаётся.
Понравился ли пересказ?
Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.