Сегун и император в чем разница
Император и сёгун
В начале эпохи Камакура власть императорского двора и власть сёгуна были почти равны. Потеря императором влияния на протяжении XIV—XV веков привела к серьезным изменениям отношений между императорским двором и бакуфу. Эти отношения — один из ключей для понимания подлинной истории этого периода. На протяжении всей эпохи Эдо императорский двор Киото и император имели в основном культурное и символическое значение. Однако их значение постепенно усиливалось к концу этого периода в результате политической напряженности как по внутренним, так и по внешним причинам.
Формально император оставался единственным верховным правителем Японии, а сёгун всего лишь военачальником. Однако в действительности император не мог ничего предпринять без разрешения сёгуна. Будущий первый сёгун Токугава Иэясу, выиграв сражение при Сэкигахаре в 1600 году, добился военного могущества. В 1603 году после того, как император пожаловал ему титул сэйи тайсёгун — великого полководца, победителя варваров, и назначил главой всех воинов, Иэясу провозгласил Эдо своей столицей.
Несмотря на это, казалось бы, зависимое положение, бакуфу строго контролировал деятельность двора дотациями. Начиная с первого сёгуна из рода Токугава, любое вмешательство двора в политическую жизнь было исключено, хотя в прошлом некоторые военачальники, например Тоётоми Хидэёси, это допускали.
Чтобы продемонстрировать, в чьих руках находится реальная власть, бакуфу в 1615 году определила права и обязанности императора и придворных Киото. Речь идет о «Кинтю нарабини кугэ сёхатто» («Правилах императорского дома и придворных»). Со-гласно этому документу, аристократы должны были заниматься литературой, а не воинским делом. Вво-дились жесткие ограничения на контакты с населением. Статья 7 уточняла, что придворные ранги, жалуемые самураям, должны отличаться от рангов аристократов и их пожалование должно осуществляться по представлению сёгуна.
Достаточно сложные отношения между импера-тором и сёгуном привели к следующему распределе-нию власти. Если бакуфу обладал всей полнотой го-сударственной власти в военной, политической, финансовой, юридической и судебной областях, то императорский двор сохранил лишь некоторую самостоятельность в управлении собственной внутренней жизнью. Однако она зависела от дотаций, которые определялись бакуфу. Доходы от владений, предоставленных императорскому дому, едва достигали тридцати тысяч коку, в то время как доходы бакуфу составляли четыре миллиона коку. Цифры говорят сами за себя. Финансовое состояние императорского дома было сопоставимо с доходами среднего даймё.
Формально император сохранил право пожалования придворных рангов, реформирования календаря (в эпоху Эдо было четыре реформы), определения девизов правления. Однако и в этой сфере деятельности Двора решения либо были предварительно подготовлены, либо проводились в интересах бакуфу. Следует отметить, что все эти указы всегда публиковались от имени императора. Иначе говоря, император считался носителем власти в таких важных областях, как управление временем и социальной иерархией, даже если это было символическим.
Двор принимал участие в управлении деятельностью буддистских школ. С одной стороны, принцы сохранили за собой право возглавлять ряд буддистских монастырей. Это давало возможность определить количество семей в императорском доме, число которых также контролировалось бакуфу. Но в то же время это давало возможность двору опосредованно контролировать крупные буддистские учреждения. С другой стороны, начиная с VIII века, двор имел право жаловать титулы высшей буддистской иерархии, такие как хоин (печать Закона), хогэн (глаз Закона), хоккё (мост Закона). Двор мог также давать монахам фиолетовую одежду — сиэ, символ повышения по службе, и жаловать новые монашеские имена. Однако и в этих случаях предварительное согласие бакуфу было необходимо. В 1626 году император Го-Мидзуно забыл согласовать свои действия, и власти Эдо вынудили его отречься.
Как показывает этот случай, отношения между императорским двором и бакуфу могли быть достаточно натянутыми. Двор плохо переносил иногда излишне жесткий контроль Эдо. В то же время он пользовался его поддержкой. Без финансовой поддержки бакуфу такие важные обряды, как Дайдзёэ, проба первого урожая, один из основных ритуалов восшествия на престол, вряд ли были восстановлены. Ведь несмотря на свою неоспоримую власть, сёгун нуждался в авторитете императора, чтобы узаконить взятие власти.
Обе власти стремились установить брачные союзы. Одна из дочерей второго сёгуна, Хидэтада, была отдана в жены императору Го-Мидзуно. Она родила дочь, которая стала одной из двух правящих императриц эпохи Эдо. Однако подобные ситуации более не повторялись. Род Токугава оказался не в состоянии взять на себя роль, что с древности исполнял род Фудзивара, поставщика жен императоров. Напротив, начиная с третьего сёгуна Иэмицу, супруги почти всех сёгунов были дочерьми императоров, принцев крови или происходили из известных аристократических родов. Между тем ни один ребенок, рожденный от этих союзов, не стал сёгуном. Наследовали дети, рожденные наложницами и впоследствии усыновленные.
Символически ответственный за порядок в мире, император гарантировал благосостояние страны. Вот почему он был вынужден соблюдать строгие ритуальные ограничения. По этой причине, а также из-за контроля бакуфу, он крайне редко покидал дворец в Киото. Кроме того, его тело должно было оставаться чистым и безупречным. Ему нельзя было нанести ранение, даже в медицинских целях. Таким образом, его не могли лечить ни иглотерапией, ни прижиганием. Нарушение данного символического правила могло привести к природным или общественным катастрофам: пожарам, бурям, грозам, мятежам. В эпоху Эдо ограничения существовали лишь как символическая защита и на них почти не ссылались. Император также был ответственен за весь календарь ритуалов.
Масе, Ф. и М. Япония эпохи Эдо / Франсуа и Миеко Масе. – М., 2013, с. 116-120.
Сёгунаты и сёгуны. Самурайский период в истории Японии.
Возвраще́ние госуда́рственной вла́сти Импера́тору (яп. 大政奉還 тайсэн хокан) — передача 15-м сёгуном Токугавой Ёсинобу всей полноты власти в государстве Императору Японии. Состоялась 9 ноября 1867 года[1]. Ратифицирована Императором на следующий день. Положила конец 265-летнему правлению рода Токугава в стране и ознаменовала конец 500-летнего господства самураев в Японии. Одно из эпохальных событий в истории Японии.
Начиная с основания сёгуната в 1192 году и до его падения в 1867 году (то есть в течение почти семи столетий) титул сэйи-тайсёгун был наследственно-родовым, хотя формально и жаловался всегда императором. Четкого порядка наследования титула не существовало — обычно сёгун назначал преемника из числа своих сыновей, если же их не было, то усыновлял одного из представителей других ветвей рода. В поздний период многие сёгуны начинали управлять страной, будучи детьми, их роль стала символической, схожей с ролью западно-европейских монархов. Принципиальным отличием сёгуна от императора было отсутствие сакральной составляющей, сёгун считался главой администрации и хранителем государства, но не воплощением богов на земле. За семь веков существования титула сэйи-тайсёгун его носителями были несколько кланов:
Клан Минамото: 1192—1210 годы (3 сёгуна)
Клан Фудзивара: 1226—1252 годы (2 сёгуна)
Императорские принцы (синно): 1252—1333 годы (4 сёгуна)
Клан Токугава: 1603—1867 годы (15 сёгунов)
В период с 1573 года по 1603 год в течение тридцати лет сёгунов фактически не было, а страной управляли Ода Нобунага и Тоётоми Хидэёси. Они были такими же полновластными властителями, как и бывшие до них сёгуны, однако не получили титула сэйи-тайсёгун. Исключением был Акэти Мицухидэ, официально признанный императором как сёгун, однако свергнутый Хидэёси 13 дней спустя. Дело в том, что было распространено убеждение, что сёгун может быть только из клана Минамото, к которому по легенде восходил корнями клан Акэти.
Сегун и император в чем разница
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Jan. 19th, 2011
Сёгун или император?
Вопросы японской политики для чайников.
Сёгуны Токугава давно перестали быть яркими и сильными личностями.
Нынешнему, четырнадцатому сёгуну, Иэмоти, всего семнадцать (сёгуном он стал в двенадцать)
2а. Наверняка кое-кто из даймё (и просто могущественных самураев) полагает, что всякий сёгунат имеет свой конец. Камакурский сёгунат, Киотский сёгунат. пришел конец и Эдоскому сёгунату!
Именно представители школы Мито предсказали вторжение иностранцев. И именно они выдвинули знаменитый и крайне популярный лозунг «Сонно Дзёи».
Однако священный статус плохо соотносится с необходимостью собирать налоги или подавлять бунты. Даже если полнота власти вернется к императору, ему нужны будут помощники, которые возьмут на себя эти неприятные обязанности.
Сёгун обещал императору изгнать варваров до 10 мая (по лунному календарю) 1863 года. Но не сделал этого, лишний раз показав свою слабость.
Многие юноши мечтают поучаствовать в изгнании варваров. Пусть у них нет «черных кораблей» и пушек,- важнее всего самурайский дух.
Не дождавшись решительных действий от сёгуна, войска хана Тёсю обстреляли иностранные суда в проливе Симоносэки. За это радикальные Тёсю и поддерживающие их придворные были изгнаны из столицы.
Но многие юноши со всей Японии стекаются в столицу, подближе ко Двору, чтобы принять участие в решении участи страны. Здесь некоторые из них вершат «Тентю», то есть Небесную/Божественную справедливость/возмездие. Например, убивают чиновников сёгуната.
Консерваторы
5. Союз двора и бакуфу
Многие придворные и чиновники бакуфу полагают, что для успешной борьбы с иностранцами Двору И Ставке следует объединиться.
Весьма символичен брачный союз принцессы Кадзуномия, сестры ныне правящего императора, с сёгуном Иэмоти.
Союз двора и сёгуната сейчас поддерживают ханы Айдзу, Кувана, Сацума и консерваторы Тёсю.
6. Образованные люди, возможно, слышали о Ёсиде Сёине из Тёсю и его Школе под Соснами.
Ёсида два года отсидел в тюрьме за попытку покинуть Японию на американском корабле, в школе своей преподавал, находясь под домашним арестом, и в конце концов был казнен во время Чисток Ансэй.
Говорил и делал этот молодой человек довольно странные вещи. В школу свою принимал юношей без разбора сословий; не столько читал лекции, сколько заставлял учеников спорить.
Писал, что в военном деле следует образцом брать западные армии, и принимать на военную службу представителей всех сословий.
В конце концов он договорился до того, что ни сёгунат, ни кланы не в состоянии спасти Японию, и самураи в одиночку тоже не смогут это сделать.
Император и сегун
На вершине общества находился император, столь удаленный от земных проблем, что, казалось, он едва ли принадлежал этому миру. Сегуны периода Токугава обращались с императорами с должным уважением, заполняя их дни церемониальными обязанностями и «джентльменскими» занятиями и держа венценосцев под пристальным и непрерывным наблюдением. Передвижения императоров ограничивались, контакты с ними тоже контролировались. Они жили в окружении 140 придворных семей, населявших императорский дворец, и им разрешалось иметь скромный — не слишком большой — доход. Фактически они были узниками собственного замка, а их жизнь была настолько изолированной, что иностранцы, приезжавшие в Японию периода Эдо, считали императора либо кем-то вроде папы римского, либо зачастую вообще не были уверены в его существовании.
Соответственно, на практике «вожаком собачьей стаи» был сегун. Это сравнение не кажется неуместным, поскольку пятый сегун Цунаеси (1646-1709) держал собак в таком количестве, что подданные прозвали его «собачьим сегуном». Он также запретил распространенное прежде развлечение, когда при стрельбе из лука вместо мишеней использовали собак. Цунаеси родился в год собаки, и один священнослужитель сказал ему, что его бездетность, возможно, является наказанием за убийство в прошлой жизни пса, поэтому во искупление вины он строил приюты и кормил бездомных животных. Историк и судья Мицуку-ни (1628-1700), чье имя сделалось синонимом правосудия, как говорят, послал сегуну шкуры двадцати собак в знак протеста против его прихотей.
ДАЙМЕ
Сегуну подчинялись дайме («большое имя»), возглавлявшие 250 хан (земельные владения кланов), на которые делилась Япония. Дайме подразделялись на две большие группы, фудай и тозама, внутренних (наследственных) и внешних (союзников), — в зависимости от того, примкнули ли они к Токугава до или после битвы при Сэкига-хара. Тозама не могли служить в правительстве сегуната. Распределение земель отражало реалии политического порядка: владения многих «внешних» дайме находились буквально по краям национальных границ на севере и западе. Все земли в дне пешего марша от Эдо принадлежали или напрямую самим Токугава, или их наиболее преданным вассалам. Сегун был не только самым крупным землевладельцем, который имел в личной собственности почти четверть всех обрабатываемых земель, но и держал под контролем все главные маршруты, порты и поставки цветных металлов.
Чтобы приобрести статус дайме, феодал должен был иметь столько земли, чтобы она давала 10 000 коку риса, один коку равнялся количеству риса для пропитания взрослого мужчины в течение года. Владения самых крупных дайме давали свыше миллиона коку, около пятидесяти дайме получали 100 000 коку и больше. Владения менее 10 000 коку имели ранг хатамото — с правом личного доступа к сегуну; в середине XVII века насчитывалось около 5000 таких имений. Доход в 260 коку и менее означал, что самурай — го-кэнин (относится к младшей бюрократии); к 1800 году их число достигало 20 000 человек.
Контроль над дайме осуществлялся при помощи системы шпионов и заложников. Под строгим надзором сегуна также находились заключение браков, строительство мостов и оборонительных сооружений; за исключением этих вопросов дайме правили в своих землях в целом так, как хотели. Прямое вмешательство осуществлялось, только если их власть оказывалась очевидно неэффективной или начинала угрожать национальной безопасности. На практике самой частой причиной вмешательства сегуна в дела хан становились наследственные споры. За первые сорок лет XVII века власти лишились или были понижены в статусе семьдесят дайме, и примерно треть всех обрабатываемых земель была перераспределена.
Главным способом контроля, который придумали То-кугава, было требование «альтернативного присутствия» — санкин котай. Часть времени дайме могли жить у себя в имениях, но периодически они должны были лично являться в Эдо к сегуну. Эта обязанность требовала дорогостоящих трат на достаточно престижную резиденцию в столице, много времени и сложностей с организацией впечатляющей свиты, необходимой для сопровождения правителя в путешествии. Поездки осуществлялись по оговоренному маршруту в заранее известное время и были предметом периодических проверок, которые должны были установить, не провозятся ли в столицу контрабандой ружья и не вывозятся ли из нее тайком заложники.
САМУРАИ
Воины занимали первое место в социальной иерархии, поскольку они защищали от нападения и осуществляли общественные санкции. Считалось, что они обладают такими добродетелями, как храбрость, преданность, повиновение и скромность. До официального запрещения в 1663 году подобной практики многие младшие самураи совершали самоубийство после смерти своего сюзерена, чтобы доказать ему собственную верность. Генерал Ноги поступил аналогичным образом после смерти императора Мэйдзи в 1912 году.
Незадолго до своей смерти, Иэясу издал «Букэ-се-хат-то» («Уложение о самурайских родах»), где призывал самураев культивировать свои способности «и мечом, и кистью». В отличие от военной аристократии Европы, самураи должны были владеть грамотой, а не только оружием; это было не вопросом доброй воли, а относилось к профессиональным умениям. Большинство самураев тратили много времени на административные дела, которые с необходимостью включали в себя составление отчетов и корреспонденции — хотя некоторые консерваторы и прибегали для этого к помощи торговцев, к их работе относились с крайним подозрением. Военные навыки оттачивались в ходе формального обучения и на охоте. Периодически все эти умения пригождались: в эпоху Токугава произошло около 2000 крестьянских восстаний, которые, в основном, были спровоцированы чрезмерным налогообложением в неурожайные годы. (Поговорка того времени уподобляла крестьян масляным зернам: «Чем больше жмешь, тем больше получишь».) Обычно зачинщиков мятежа казнили, а затем на время приостанавливали оброк — до тех пор пока экономика деревни не восстанавливалась настолько, чтобы его можно было ввести снова.
От самурая требовалась скромность, но это качество присутствовало далеко не всегда. «Кварталы удовольствий» и коммерция больших городов открывали дорогу к искушениям. Многие самураи получали деньги, закладывая будущий урожай риса, и попадали в серьезные долги, оказываясь во власти презираемых ими торговцев.
В 1700 году была написана книга «Хагакурэ» («Сокрытое в листве») — обобщенный воинский кодекс, призывавший самураев культивировать самодисциплину и никогда не изменять чувству собственного достоинства. Каждый день следовало проживать так, будто он последний, и настоящий воин всегда должен был быть готов пожертвовать своей жизнью. Бутоны сакуры символизировали этот идеал тем, что они опадают в полном цвету, а не увядают на ветке. Самураи составляли свыше 5% населения, что намного больше относительной численности знати и дворянства в Европе. Хотя они были отдельной кастой и концентрировались преимущественно в городах-замках, само их количество помогало распространению в обществе военных ценностей.
КРЕСТЬЯНСТВО
В теории крестьяне — а их насчитывалось 80% населения — по статусу уступали только воинам. Конфуцианство базировалось на желательности одной полной плошки риса, но на деле крестьяне редко сами ели выращиваемый ими рис, зачастую довольствуясь ячменем или просом, и обычно не могли позволить себе ни сакэ, ни табак, ни даже чай. (По иронии, ячменный чай бедняков (мугича) в настоящее время считается летним напитком и пьется всеми.) От крестьян ожидали таких добродетелей, как повиновение и усердие. Здравый смысл и долг требовали, чтобы ничего не пропадало зря: опавшие листья собирались в компостные кучи, а человеческие экскременты перерабатывались в удобрения.
Полевые работы и производство шелка
Главы домохозяйств объединялись в группы по пять человек (гонингуми), члены группы несли солидарную ответственность за действия друг друга. Если один из них не платил налоги или совершал преступление, остальные были обязаны заставить его исполнить долг или заплатить за него — либо быть готовыми столкнуться с последствиями проступка и понести общее наказание. Подобные ассоциации оказались живучими и применялись для мобилизации населения вплоть до Второй мировой войны.
ОТЧАЯНИЕ И ВОЗМОЖНОСТИ
Для большинства крестьян жизнь была очень тяжела — если случался неурожай, они голодали. В экологическом отношении Япония периода Эдо была закрытой системой. Хотя излишки риса могли быть привезены прибрежными судами для продажи из одного конца страны в другой (т. е. от Ниигаты до Осаки), возможности в плохой год импортировать продовольствие в большом количестве не было. Иногда жестокой необходимостью было убийство рождавшихся девочек, метафорически сравнивавшееся с прополкой посадок риса (мавши). В результате систематических неурожаев в 1732-1733, 1783-1787 и 1833— 1836 годах случались голодоморы, сопровождавшиеся бунтами и восстаниями. Но эти социальные взрывы ни в коей мере не могут считаться попытками революций.
Тем не менее экономическая экспансия в период Эдо предлагала и возможности для предпринимательства. Деревни вблизи крупных городов могли процветать благодаря поставкам продовольствия и необходимого сырья вроде хлопка и шелка, и некоторые крестьянские хозяйства, без сомнения, жили довольно хорошо. Возможности социального продвижения прекрасно иллюстрирует карьера Ниномия Сонтоку (1787-1856). Осиротевший в детстве после катастрофического наводнения, он сумел к двадцати четырем годам благодаря упорному труду восстановить благосостояние своего крестьянского дома. Энергия и инициатива Сонтоку привлекли внимание клана Одавара, который послал его заниматься сельским хозяйством в своих владениях, выполнять различные инженерные проекты и вводить в обработку новые земли. Он сделал это, посетив примерно 600 деревушек и беспрестанно восхваляя усердие и бережливость. Кроме того, он потребовал, чтобы хозяева выделяли себе фиксированную часть доходов, а излишек инвестировали в те проекты, которые были выгодны обрабатывавшим землю. В конечном счете его взяли к себе Токугава, а после смерти его философию распространило Хотокуса — общество, специально созданное для этих целей. В период милитаризма 1930-х годов пример и доктрина Сонтоку восхвалялись как по-прежнему имеющие ценность. Хотя данная ассоциация несколько очернила его память для послевоенного поколения, японцы все еще почитают Сонтоку как человека, не боявшегося споров и самоотверженно ставившего общий интерес превыше собственного.
В определенном отношении, однако, крестьяне находились в лучшем положении по сравнению со своими угнетателями. Браки самураев всегда устраивались по расчету, крестьяне же — с родительского одобрения — могли вступать в брак с кем угодно. Это говорит о том, что брак во всех классах рассматривался больше как союз семей, нежели как союз двух людей. Женщина, которая не могла родить детей, подлежала изгнанию. В некоторых районах браки не регистрировались официально до четырех месяцев беременности. А если новая жена не могла поладить со свекровью, то ее обычно отсылали домой, независимо от того, что думал по этому поводу ее муж.
РЕМЕСЛЕННИКИ
Жители городов не могли производить продовольствия сами и потому считались менее ценными для общества, чем крестьяне. Тем не менее они делали некоторые полезные вещи. Почетный статус, который имели мечи или красивая керамика, частично переносился и на тех, кто мог их изготовить. Эти вещи требовали высочайшего технического мастерства, а покупали их самые влиятельные люди государства. В то же время ремесленники, производившие товары повседневного спроса для обычных людей, обладали более низким статусом.
ТОРГОВЦЫ
Торговцы находились внизу социальной пирамиды, поскольку, согласно экономической теории конфуцианства, вели паразитирующий образ жизни, то есть ничего не производили. Парадоксально, но многие из них были крайне богаты, а в Осаке они даже развили собственный «бравурный» стиль жизни. (До сих пор местные жители приветствуют друг друга словами: «Ты делаешь деньги?») Сложная валютная система, которая включала золотые, серебряные и медные монеты, позволяла манипулировать обменными курсами ради собственной выгоды. Одалживая деньги самураям или управляя финансами хан, они тоже могли заработать, хотя это и не улучшало их репутации. Общественное мнение полагало коммерцию сферой неизбежной коррупции, а самурайская мудрость гласила, что торговля — единственный вид состязания, победа в котором не приносит чести. С учетом подобных антагонистических социальных установок, экспансия и усложнение экономики в период Эдо выглядят тем более удивительными. Узкая специализация регионов на выпуске конкретных видов керамических и текстильных изделий, без сомнения, не могла бы существовать без помощи людей, которые занимались ее дистрибуцией и маркетингом.
Капитан Василий Головнин, русский моряк, проведший в начале XIX века в японском плену два года, проницательно отмечал, что:
Класс торговцев. очень развит и богат. хотя их профессия не уважается, чтят их богатство. Коммерческий дух Японии виден во всех городах и деревнях. Почти в каждом доме есть магазин. В своем почитании порядка японцы очень напоминают англичан; они любят чистоту и великие аккуратисты. Все товары в Японии, как и в Англии, имеют маленькие печатные ярлычки, на которых ставят цену, назначение товара и его наименование, имя изготовителя. и часто кое-что восхваляющее его. Даже табак. зубную пасту и прочие пустяки заворачивают в бумагу.
ТОРГОВЫЕ ПРИНЦЫ
Экстравагантность крупнейших торговцев была настолько чрезмерной, что некоторые из них, например Киноку-ния Бундзаэмон (1669-1734), превратились в легендарные фигуры. Самый удачный деловой замысел Киноку-нии осуществился, когда накануне Нового года сильная буря отрезала Эдо от теплых южных районов, где выращивали цитрусовые. Для ритуальных празднований, которые традиционно сопровождали наступление Нового года, были необходимы мандарины; хитрый предприниматель увидел в этом свой шанс, снарядил корабль и пообещал его команде такую награду, что люди согласились рискнуть жизнью и доставить груз, а это принесло огромную прибыль самому торговцу. Более надежными источниками дохода были пожары, вспыхивавшие настолько регулярно, что им даже дали название Эдо-бана («цветы Эдо»). Дела Кинокунии как торговца деревом шли превосходно, он постоянно поставлял требовавшуюся для восстановительных работ древесину. Говорят, он был настолько богат, что на празднике, на котором домовладельцы разбрасывали жареные соевые бобы для изгнания из домов злых духов, он бросал золотые монеты; и если большинство семей меняли татами (соломенные маты) раз в несколько лет, то он делал это в своем доме ежедневно.
К XVIII веку насчитывалось около 200 торговых домов стоимостью свыше 200 000 ре. Один ре примерно соответствовал одному коку, следовательно, количество торговцев, сопоставимых по уровню богатства с дайме, превышало количество последних примерно в десять раз. Несмотря на это, правительство сегуната никогда не пыталось использовать их опыт для дальнейшего развития экономики, которую при помощи системы налогообложения можно было бы организовать так, чтобы смогли получать выгоду и более широкие слои населения. Попытки сделать торговцев причастными к официальной политике обычно оказывались прямой дорогой к росту коррупции.
Одним из примеров сохранившегося наследия предпринимателей Эдо является могущественный дом Мицуи — это всемирно известная бизнес-империя, которая зародилась в Эдо в XVII веке как магазин по продаже тканей для драпировок. Низкая маржа, большие объемы и неизменное предпочтение наличных денег кредитам заложили основы будущего величия. Корни самого магазина уходят прямо к шикарному «Мицукоси», «японскому “Хэрродз”». Корпорация «Сумитомо» тоже ведет свое происхождение от киотского торговца товарами из железа и лекарствами.
Читайте также
Если б я был султан. То есть сёгун
Если б я был султан. То есть сёгун 22, 24.11.2010Если б я был монархом, обладающим неограниченной властью, из меня, наверное, получился бы Собачий Сёгун. Вот как я выглядел бы в этом случаеТакое прозвище у современников и потомков получил Цунаёси, пятый сёгун династии Токугава,
ЕСЛИ Б Я БЫЛ СУЛТАН. ТО ЕСТЬ СЁГУН
ЕСЛИ Б Я БЫЛ СУЛТАН. ТО ЕСТЬ СЁГУН 22, 24.11.2010Если б я был монархом, обладающим неограниченной властью, из меня, наверное, получился бы Собачий Сёгун. Вот как я выглядел бы в этом случаеТакое прозвище у современников и потомков получил Цунаёси, пятый сёгун династии Токугава,
Император
Император Сегодня, когда вульгаризаторское словоблудие первых лет «перестройки» с ее примитивнейшим подходом к обсуждению самых сложных моментов отечественной истории безвозвратно ушло в прошлое, можно «без гнева и беспристрастно» рассмотреть одну из сложнейших и
54. Евангельский император Тиверий «Чёрный» — это темнокожий император Мануил Комнин
54. Евангельский император Тиверий «Чёрный» — это темнокожий император Мануил Комнин В Евангелии от Луки сказано, что Иоанн Креститель начал свою проповедь в 15-й год правления императора Тиберия. «В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ Император Фридрих II. — Четвертый крестовый поход и завоевание Константинополя. — Нищенствующие монашеские ордена. — Борьба в Италии и Германии. — Крестовые походы против язычников на северо-западе Европы. — Император Конрад IV
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ Император Фридрих II. — Четвертый крестовый поход и завоевание Константинополя. — Нищенствующие монашеские ордена. — Борьба в Италии и Германии. — Крестовые походы против язычников на северо-западе Европы. — Император Конрад IV Фридрих IIБитвой при
2.5. Древнейший китайский Желтый император, открывший эпоху «Великого начала» в Китае — это первый император манжурской династии Ши-цзу-Чжан-ХУАН-ДИ Шунь-чжи (1644–1662)
2.5. Древнейший китайский Желтый император, открывший эпоху «Великого начала» в Китае — это первый император манжурской династии Ши-цзу-Чжан-ХУАН-ДИ Шунь-чжи (1644–1662) Итак, кто был на самом деле древнейшим китайским Желтым императором, открывшим эпоху «Великого начала» в
Глава XIII. Император умер, да здравствует император!
Глава XIII. Император умер, да здравствует император! Тацит в первой книге «Анналов» писал: «Итак, основы государственного порядка претерпели глубокое изменение, и от общественных установлений нигде ничего не осталось. Забыв о еще недавнем всеобщем равенстве, все
1. Авит, император, 455 г. — Панегирик Апполинария Сидония и статуя в честь его. — Авит свергнут Рицимером. — Майориан, император, 457 г. — Его эдикт о памятниках Рима. — Начало проявления вандализма в римлянах. — Падение Майориана в 461 г.
1. Авит, император, 455 г. — Панегирик Апполинария Сидония и статуя в честь его. — Авит свергнут Рицимером. — Майориан, император, 457 г. — Его эдикт о памятниках Рима. — Начало проявления вандализма в римлянах. — Падение Майориана в 461 г. Взятие Рима Гензерихом не оставило по
54. ЕВАНГЕЛЬСКИЙ ИМПЕРАТОР ТИВЕРИЙ «ЧЕРНЫЙ» – ЭТО ТЕМНОКОЖИЙ ИМПЕРАТОР МАНУИЛ КОМНИН
54. ЕВАНГЕЛЬСКИЙ ИМПЕРАТОР ТИВЕРИЙ «ЧЕРНЫЙ» – ЭТО ТЕМНОКОЖИЙ ИМПЕРАТОР МАНУИЛ КОМНИН В Евангелии от Луки сказано, что Иоанн Креститель начал свою проповедь в 15-й год правления императора Тиберия. «В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат
Император
Император Все, что приходит свыше, зависит только от Бога, все, что происходит на земле — от императора, единственного управителя земного дома — византийского государства. Высшая магистратура, которую осуществляет император, не может быть выборной, потому что может
2.5. Древнейший китайский жЕлтый император, открывший эпоху «Великого Начала» в Китае – это, оказывается, первый император манжурской династии Ши-Цзу-Чжан-Хуан-Ди Шунь-Чжи (1644–1662)
2.5. Древнейший китайский жЕлтый император, открывший эпоху «Великого Начала» в Китае – это, оказывается, первый император манжурской династии Ши-Цзу-Чжан-Хуан-Ди Шунь-Чжи (1644–1662) Итак, кто был на самом деле древнейшим китайским Желтым императором, открывшим эпоху
Император
Император Алексей Иванович Абрикосов (1824–1904). Фотография 1890-х годов К тому времени фирма братьев Абрикосовых была уже весьма крепкой. В книге объявленных капиталов Семеновской слободы Иван Степанович Абрикосов ежегодно указывал значительную цифру – 8000 рублей, что
5.2.1. Временно исполняющий обязанности японского императора сегун Иэясу Токугава
5.2.1. Временно исполняющий обязанности японского императора сегун Иэясу Токугава В конце 2011 г. СМИ передали сообщение о том, что известный российский кинорежиссер А. Сокуров при вручении ему японского ордена так расчувствовался, что высказался в пользу возвращения