Семейный класс что это такое пример
А’бразование
Новое слово и спектр новых возможностей
Как открыть семейную школу?
Опыт семейных школ — сообществ родителей, совместно занимающихся образованием своих детей — не тиражируется. Семейная школа — это не бизнес и не школа. Государство предоставило нам право — обучать детей в семье. Однако родители могут объединяться, делая обучение более эффективным.
1.
Поиск единомышленников
Для начала достаточно найти пять-шесть семей. Многие ищут через соцсети, тематические чаты, можно попытать удачу в среде, где учится или просто бывает ваш ребенок. Среди его одноклассников и друзей вполне могут быть дети, чьи родители ищут альтернативу госшколе. Сейчас люди стали больше доверять альтернативным формам образования, и в некоторых городах с помощью одного только сарафанного радио удается собрать даже больше детей, чем планировали сами организаторы. Не лишним будет оставить информацию о себе на ресурсах, где аккумулируются и структурируются сведения о таких проектах. Например, здесь.
А также здесь.
2.
Поиск помещения
Наиболее распространён вариант с арендой, однако он самый затратный, есть другие способы: договориться с одной из библиотек (они могут быть заинтересованы в таком сотрудничестве) или досуговым центром, где даже можно оформить на работу одного-двух педагогов школы. Госшколы тоже могут открыть у себя целый семейный класс, однако, пока мало кто из директоров получал от родителей такое предложение. Понятно, что многие руководители госшкол и не подозревают о такой возможности, но обычно выслушивают родителей как минимум с интересом. Визиты к директорам школ — это в любом случае полезные знакомства и кладезь ценной информации, а также возможность договориться о коллективной аттестации для ваших учеников.
3.
Поиск педагогов
Для началки вам нужен всего один профессиональный учитель. Творческие и спортивные занятия часто соглашаются проводить сами родители. В средней школе, конечно, одним педагогом не обойдешься. Но зато искать профи тут проще, среди репетиторов встречаются замечательные преподаватели. Оставить свое объявление о поиске педагога или поиске работы можно в группе фейсбука
Часто прекрасных, а главное, проверенных в бою, учителей рекомендуют друг другу сами организаторы — на встречах, очных или в онлайне. Информация о таких встречах публикуется на этом сайте, а также в telegram-чате «Альтернатива школе» и в группе ВК
4.
Многие хотели бы прийти в семейную школу, но не знают, где ее искать!
Тут отлично работает сарафанное радио. А также информация в соцсетях, опросы знакомых, общение среди других организаторов и мероприятия, которые вы проводите для жителей района, где расположена школа. Найти единомышленников помогут и совместные мероприятия Ассоциации семейных школ». Здесь получаете ответы от целой группы более опытных своих коллег. Все, что от вас требуется – это быть таким же щедрым, отвечая другим. Это и есть взаимная поддержка, благодаря которой сегодня расцвели многие цветы семейных школ.
5.
Юридическое оформление
Не путайте семейные школы с частными. Семейной школе не нужна лицензия, чтобы работать в правовом поле, нелегальные частные школы с лицензией на дополнительное образование – это не наш путь. Семейные школы – это нешколы, они не тиражируются, это не бизнес. Для складчины не требуется оформление. Складчина не лицензируется. Со складчины не платят налоги.
Тем не менее, в развитии семейной школы наступает этап, когда она перерастает родительскую складчину и становится единственной деятельностью для организаторов. Тогда они сталкиваются с необходимостью юридически оформить нешколу, чтобы получать доход и платить налоги. Варианты юридического оформления зависят от задач и целей организаторов. Юридическую поддержку от профессионалов, которые сотрудничают с ОО «Семейные школы» можно получить, вступив в сообщество. Наш телефон 8(910)405-80-47
А также вам в помощь информация (видеозаписи) онлайн-конференций для организаторов семейных школ и альтернативных образовательных проектов.
Учеба без школы. Плюсы и минусы домашнего образования на примере пяти семей
Можно ли вырастить ребенка и дать ему образование без школы? Как организовать учебу дома? Правда ли, что это доступно только богатым? Разбираемся в плюсах и минусах семейного образования вместе с пятью семьями, которые решились на этот эксперимент.
Что такое семейное образование
В России по ФЗ-273 можно получать образование двумя способами:
Родители сами решают, как обучать своих детей. Дети на семейном обучении получают такие же аттестаты, как обычные школьники. Они поступают в вузы по тем же правилам.
Семейное обучение можно начать с 1 класса, а можно в любой момент в любом классе, даже посреди учебного года. Всегда можно вернуться в школу или сочетать эти формы обучения.
Семейное обучение часто называют домашним. Но по закону домашнее (или надомное) обучение — это когда к ребенку домой приходит учитель и проводит с ним уроки, как в школе. Такое обучение возможно по медицинским показаниям.
Почему его выбирают
Пять семей рассказали Znak.com о своем опыте семейного образования. Каждая из них выбрала этот путь по своей причине.
Как организовать учебу
Учить ребенка самому
С этим могут помочь учебные планы и пособия из школы или интернета. Можно выбрать любые — советские, современные российские или даже зарубежные — программы.
Этим путем пошла Наталья К. из Челябинска. Она получила в школе учебный план и организовала учебу дома.
Сложнее всего было с математикой. Наталья составила план подготовки, расписав в дневнике поурочно, какая тема должна быть и какой результат. Выяснилось, что к 7 классу ее дочь ничего не знала о наибольшем общем делителе и о наименьшем общем кратном. «Пришлось осваивать курс математики практически с пятого класса самостоятельно. Дочь сопротивлялась, отказывалась, пыталась привычно болеть. Я ушла на фриланс, и ежедневная пятичасовая математика стала делом чести. Тему квадратных уравнений мы прошли дважды», — рассказала Наталья.
Русским языком в семье занимались каждый день по два академических часа. «Оказалось, что у нас очень способная девочка. Но перед экзаменом мы получили новый сюрприз: нужно было написать сочинение по картине, к такому мы не были готовы. Пришлось вызывать джина из Гугла, составлять план сочинения, объяснять 14-летнему человеку, какие речевые обороты использовать, если картина будет в мрачных тонах, а какие — если в светлых. Сочинение сдали на четверку», — поделилась женщина.
Физику, химию, биологию, географию, историю и обществознание в семье изучали блоками: по две-три недели на каждый предмет, с промежуточными контрольными и самостоятельными.
Через онлайн-школы
Это школы, в которых можно учиться через интернет. Трое наших героев учат детей через портал «Интернет-урок». Учебный процесс там идет так:
По физкультуре пишут рефераты, по ИЗО — рисуют, а потом отправляют фотографии рисунков учителю. «Второстепенные предметы сведены к минимуму. С одной стороны, снижается кругозор. С другой, я себя вспоминаю: что мне дали ИЗО, музыка? Не знаю. Умение петь хором?» — рассуждает Амелин.
Как аттестовать ребенка
Дети на семейном образовании имеют право проходить промежуточную и государственную итоговую аттестацию в любой школе бесплатно. Аттестацию также можно пройти дистанционно, через специальные сервисы, но это будет платно.
Спорный вопрос — как часто надо сдавать аттестацию. Закон разрешает не сдавать аттестации до 9 класса. Но желающие могут проходить тестирования хоть каждый год, чтобы проверять уровень знаний.
«У нас в первом классе был тест из 30 вопросов! Причем помочь ребенку невозможно и подсмотреть тоже нельзя, так как наблюдает куратор. Мне это напомнило экзамены в университете. Но все прошло хорошо. Сдали на отлично», — поделилась Наталья Серова.
Что дороже
Семьи расходятся в оценках стоимости школьного и внешкольного образования — все индивидуально.
Как совместить с работой
Родители, которые выбирают семейное образование для своих детей, обычно работают из дома.
Опыт у каждого свой. Одним детям нужно много контроля и помощи — особенно это актуально для начальной школы. Другие, втянувшись, справляются с учебой сами.
Свобода. Главный плюс семейного обучения, которые назвали наши герои, — это более свободный подход к обучению. Учиться можно с той скоростью и в то время, которое подходит ученику. А еще можно поспать подольше, устроить выходной посреди недели и куда-то съездить.
Самостоятельность. С первого класса ребенок надеется только на себя — списать или подсмотреть не получится. К тому же дети учатся планировать свое время.
Фокус — на главное. Материал дается более плотно, ведь мама или педагог не тратят время, чтобы озвучить оценки или отругать тех, кто шумит. В среднем на учебу у детей наших героев уходит по 3–5 часов в день. В онлайн-школах к тому же в начале каждого урока детям рассказывают, где им пригодятся знания, которые они сейчас получат.
Нет конфликтов. Дома ребенка точно никто не обижает, он не беспокоится, что у кого-то круче телефон, нет споров с учителями и стереотипов из серии «девочка должна» или «мальчики так не одеваются».
Все прозрачно. Родители называют в числе плюсов более прозрачную систему оценивания успехов детей. Нет любимчиков, завышения или занижения оценок.
Социализация. Этот пункт вызывает главную родительскую тревогу. На семейном обучении у детей нет непосредственного общения с одноклассниками, не возникает мелких жизненных ситуаций, через которые ты в школе учишься себя вести. Эту проблему решают посещением кружков и секций, прогулками во дворе и встречами с друзьями.
Дисциплина. Ребенку нужна сильная внутренняя мотивация, чтобы учиться. Без контроля со стороны родителей дети могут перестать вести тетради, переписываться в чатах во время уроков.
Как родители создают семейные классы для своих детей И почему это не всегда получается
Андрей, отец Лукерьи, решил сэкономить на подготовке дочери к престижной гимназии и объединился с другими родителям пятилеток, чтобы найти одного репетитора на всех. За год дошкольники успешно прошли программу первого класса — занимаясь всего по часу два раза в неделю в свое удовольствие. Ни в какую гимназию дети не пошли, а их группа дала старт альтернативной начальной школе, где сейчас учатся с первого по четвертый класс.
Такой опыт сейчас не редкость. По данным Ассоциации развития семейного образования, в 2017–2018 учебном году было 20–25 тысяч «хоумскулеров» — так в России называют детей на семейном обучении. Это примерное количество, основанное на отчетах по итоговой аттестации, на сайте министерства образования данных нет. Большинство «хоумскулеров» — ученики начальной школы. Чтобы настроить процесс, сократить расходы на репетиторов и найти ребенку компанию для общения, родители объединяются и открывают семейные классы, выбирая график обучения, учителей, предметы и учебники. Главное в этом формате — дети учатся в комфортной обстановке и в удобном для них темпе.
«Дети должны быть свободны в своем выборе, чтобы понять, чего они хотят»
Андрей Мальцев
Мы с женой были обычными родителями и уж точно не планировали семейное обучение. Я 20 лет проработал в московских рекламных агентствах, жена до рождения дочери тоже работала в рекламе. Мы три раза пытались сдать Лукерью в детский сад, но она наотрез отказывалась заходить в группу — говорила, что там неинтересно. Мы поняли, что у ребенка есть свое мнение и она не готова им поступиться. Вместо сада мы каждый день водили Лукерью на кружки или спортивные занятия, а в пять лет она пошла в музыкальную школу. В музыкалке у дочки появились друзья, а мы подружились с другими родителями.
Конечно, мы думали, что делать со школой. Из двух ближайших к дому первая — очень слабая, где часть детей совсем не готова к обучению: они из другой культурной среды, для многих русский язык не родной. Мы даже не рассматривали обучение там. Вторая школа — сильная гимназия с колоссальной нагрузкой. Первый класс — это пять дней по четыре обязательных плюс два-три дополнительных урока, на которые тоже надо ходить: школа получает за это деньги и не готова от них отказаться. И еще задают «домашку».
Как мы стали хоумскулерами
В кружках мы видели, как наша дочь занимается и общается с другими детьми, и знали, что в шесть лет она могла выдержать максимум час. Дольше — теряла фокус внимания, становилась капризной. Было понятно, что она не сможет учиться пять дней в неделю, ходить в продленку и еще учиться дома. К тому же после всего этого у нее просто не будет ни сил, ни времени на кружки и секции — значит, от них придется отказаться. Кроме того, нас не устраивала так называемая подготовка к школе — огромная индустрия платных услуг. Мы с другими родителями из нашей группы пообщались и решили, что найдем педагога, который подготовит детей к первому классу. Мы договорились с администрацией музыкальной школы, что нам дадут помещение. Администрация оформила это как еще один кружок и наняла учителя, которого мы же и пригласили.
Дети занимались два раза в неделю по часу два раза в течение года — мы взяли стандартные учебники по ФГОС для первого класса ( Федеральные государственные образовательные стандарты. — Прим. ред.). За год они освоили всю программу и даже прошли стандартные тесты, которые дают в обычных школах. Два часа в неделю у нас — против пяти дней в неделю по четыре урока в школе плюс домашняя работа! Чем же они там в школе занимаются? А если мы сделаем не один час, а три — это что, мы сможем сами пройти всю начальную школу?
Как появился семейный класс
На следующий год мы продолжили заниматься тем же составом, но уже два раза в неделю по три часа. Родители на свое усмотрение оформили заочное или семейное обучение и прикрепили детей к школам, чтобы проходить регулярные аттестации. Вначале мы принимали решения совместно: все родители были активными, много читали, предлагали учебные материалы. Но мы быстро поняли, что сделать так, чтобы одно решение устроило абсолютно всех, просто нереально — в классном чате было много споров и даже ссор. Одни хотели заниматься чаще — боялись, что дети не усвоят предметы. Другие настаивали на введении оценок и дневников. Мы же были категорически против этих, на наш взгляд, бессмысленных и вредных атрибутов школы. Мы с женой решили взять ответственность за класс на себя. После этого всем стало легче.
Лето ушло на набор нового, второго, класса. Мы обсудили с учителем учебники и программу, определили, что наши классы могут дать и в каком объеме, прописали нашу миссию и стали придерживаться этой позиции. Кто-то из родителей решил, что предложенный формат им не подходит — эти дети ушли в обычную школу или на домашнее обучение. Мы рассказали о своем подходе знакомым, сделали сайт, завели соцсети, дали рекламу в Google и «Яндексе» — и к нам стали приходить новые семьи. Так мы превратились в «Семейные классы». На них был спрос: оказалось, что существующая школьная система многих не устраивает.
У наших «семейных классов» много общего с финскими школами: маленькие группы (в среднем до 15 человек), намного меньше уроков и меньше нагрузка.
Как у нас учатся
У нас работают четыре класса начальной школы: с первого по четвертый. Из предметов — русский язык, литература, математика, окружающий мир и творчество. Мы не связаны ограничениями, которые навязывает министерство образования, и можем использовать любые учебники и программы без оглядки на ФГОС — выбираем вместе с преподавателями лучшие. Правила, что урок длится 45 минут, у нас тоже нет — учитель ориентируется на детей и делает перерыв, если кто-то устал и мешает заниматься остальным. Еще мы знаем, что самый эффективный для обучения — первый час. На начало дня обычно ставим самые сложные предметы и темы.
Сильные стороны нашего формата — качественное обучение и дозированное общение. Когда ребенку семь лет, он не может полноценно общаться с 30 людьми пять дней в неделю по восемь часов. Поэтому в огромных классах дети начинают плохо себя вести: орать, бегать, бить друг друга. У наших «семейных классов» много общего с финскими школами: маленькие группы (в среднем до 15 человек), намного меньше уроков и меньше нагрузка.
Месяц занятий в «семейном классе» стоит 10 500 рублей — плюс комплект учебников на год (еще 5–6 тысяч). Чтобы не делать стоимость обучения слишком высокой, мы сотрудничаем с библиотеками и музыкальными школами. Третий и четвертый классы по-прежнему занимаются в музыкальной школе, где наш учитель оформлен в штат. Первый и второй учатся в библиотеке. Занятия по окружающему миру мы проводим на Станции юннатов на «Динамо» — это старейшая организация в центре Москвы с теплицами, животными, змеями в террариумах.
Как семейное обучение меня изменило
Дети должны быть свободны в своем выборе — чтобы они смогли понять, чего они хотят. Огромное количество выпускников школ не могут ответить, чем они хотят заниматься и в каком вузе хотят учиться. Это происходит, потому что их родители и учителя напрочь игнорировали их интересы и все время диктовали: ты должен делать это, это для тебя лучше. У таких детей нет ярко выраженных интересов, потому что они все детство делали то, что им велят. Я хочу, чтобы моя дочь имела возможность принимать решения самостоятельно — а для этого нужно, чтобы над ней не довлели авторитеты. Я хочу, чтобы она занималась любимым делом.
Нельзя предъявлять претензии государственной системе образования: государство ориентируется по самым отстающим, бедным, по тем, кто живет в самых неразвитых регионах. Государство не обязано образовывать ваших детей так, как вам того хотелось бы. Школа — это часть системы, такая же, как помощь инвалидам или пенсии. Мы не очень богатые и не можем отдать ребенка в дорогую частную школу, где есть все. Но это наша жизнь, и мы пытаемся придумать то, что нам подходит. Возможно, вам подходит школа, которой нет в природе, — и тогда у вас есть хороший шанс создать ее самому.
Не хотим в школу: что такое хоумскулинг и кому он подойдёт
Каждый год всё больше родителей выбирают для детей семейное образование — хоумскулинг. Однако по всей стране таких всего 20 тысяч — десятая доля процента. Для сравнения, в США на семейном образовании около 5% учеников. Учить самим непросто: родителю нужно обладать либо огромной мотивацией к преподаванию, либо комбинировать разные образовательные практики. Рассказываем, как устроен хоумскулинг и как можно дать ребёнку образование самостоятельно.
Кому подходит семейное образование
Семейное образование — один из законных способов освоить программу основной школы с 1 по 9 класс. Стать хоумскулером или вернуться в школу можно в любом классе.
По данным опросов, половина родителей выбирает семейную форму, чтобы больше времени проводить с детьми. Часто это многодетные семьи и приверженцы определённых взглядов, например, верующие. Иногда это мамы в декрете, которые находят время для заботы о младших детях и для обучения старших.
Семейное образование подходит ученикам, которые всерьёз занимаются спортом, искусством или науками. Тренировки, репетиции, олимпиады, спортивные сборы, образовательные лагеря и творческие поездки обычно не вписываются в школьный режим. Чтобы не копить долги по учёбе и не нарушать учебный процесс, родители забирают детей из школы.
Ещё одна популярная причина — качество образования. Некоторые родители считают, что могут дать своим детям прочные знания лучше, чем в школе. К тому же хоумскулеры сами выбирают своё окружение: с кем и как часто общаться их ребёнку.
Как организовать процесс
1. Учим сами
Чтобы самостоятельно учить детей дома, понадобится время на подбор материалов, организаторские умения и терпение. Важно сразу составить расписание занятий на неделю и стараться его соблюдать. По каждому предмету нужно выбрать программу или выработать собственный план. Проще всего взять готовый комплект: учебник и рабочую тетрадь с грифом ФГОС. Если заниматься по таким пособиям, ребёнку будет легче выполнить требования государственного образовательного стандарта на аттестации.
Чтобы не превратить дом в школу, можно использовать настольные и дидактические игры, творческие задания, уроки на свежем воздухе. Мамы и папы могут гибко подстраивать содержание занятий под потребности и состояние ребёнка. Если математика даётся легко, можно решать больше нестандартных задач. Если с письмом проблемы — отложить учебник и заниматься только по прописям весь первый год.
При таком формате образования учатся не только дети, но и вся семья. Родители штудируют материалы по разным предметам, изучают методику преподавания. Однако дети на семейном образовании далеко не всегда с желанием берутся за уроки. Когда ребёнок посещает школу, достаточно поддерживать его и создавать дома условия для занятий. Родители хоумскулеров же отвечают за результат и вынуждены предъявлять детям требования.
Плюсы: свобода выбора учебников, гибкое расписание, учёт потребностей ребёнка.
Минусы: затраты на учебные пособия, требуется время и мотивация заниматься регулярно, непросто совмещать роль родителя и преподавателя.
2. Семейные классы
В крупных городах родители находят единомышленников, чтобы вместе учить детей. Кто-то собирается группами на дому, кто-то арендует отдельную квартиру или небольшой кабинет. Некоторые предметы родители преподают сами, для каких-то находят преподавателей.
Иногда из небольших семейных групп вырастает несколько классов. Подрастают младшие дети, и получается уже семейная школа. Бывает и так, что даже одна группа распадается, когда родителям не удаётся договориться между собой.
Ещё один вариант семейного класса — группа на базе частного образовательного центра. У таких организаций обычно нет лицензии на образовательную деятельность, но они нанимают преподавателей и предлагают уроки по школьной программе. В таких частных микрошколах ученики изучают как отдельные предметы, так и все курсы за соответствующий класс.
Плюсы: экономия времени и денег, поддержка сообщества родителей, пространство для совместных игр, праздников, среда единомышленников.
Минусы: необходимость подстраиваться под общее расписание, согласовывать выбор учебников, выстраивать отношения с родителями других учеников или администрацией частного центра.
3. Репетиторы
Чтобы организовать обучение в оптимальном темпе и не тратить время попусту, родители нанимают репетиторов. Занятия с индивидуальным преподавателем проходят очно или онлайн.
Репетиторы помогают ученикам освоить стандартную школьную программу и углублённые курсы, готовят к олимпиадам и экзаменам по всем академическим предметам. Часто ученики получают и все необходимые учебные материалы: родителям не приходится дополнительно ничего покупать.
Высокое качество услуг и индивидуальный подход стоят денег, но можно сэкономить, занимаясь в паре или мини-группе. Если у родителей не хватает терпения, чтобы объяснить ребёнку физику, лучше не портить отношения и доверить дело профессионалу. Многие родители хоумскулеров работают неполный день или удалённо. Бывает выгоднее записать ребёнка к репетитору, чтобы посвятить время своей работе.
Плюсы: высокая эффективность занятий, экономия времени, учёт запросов семьи, способностей и интересов ребёнка, индивидуальное расписание.
Минусы: высокая стоимость индивидуального урока в сравнении с групповым.
Как оформить семейное образование
В 2021 году правила перехода на семейную форму немного изменились. Если ребёнок уже посещает школу, то нужно написать заявление на отчисление по собственному желанию и забрать документы. Согласно приказу минпросвещения родители обязаны уведомить территориальный орган управления образованием о своём решении в течение 15 дней после получения личного дела или за 15 дней до начала учебного года.
Выбор обучения в образовательной организации или на семейной форме — право родителей. Ни директор школы, ни чиновники не могут запретить учить ребёнка дома.