Сеттинг это что в фильмах
Сеттинг
Сеттинг включает в себя время, место и всё остальное окружение, в котором происходит повествование. Это фон, который задаёт качество произведения. Элементами сеттинга могут быть культура, исторический период, география, время дня и ночи, МТА и МТХ.
Сеттингом также называют контекст истории — статус персонажа, модель взаимоотношений в обществе, связанные с ней традиции и ритуалы. В произведениях, основанных на конфликте человека и общества или человека и природы сеттинг сам по себе может играть большую роль.
Одним из видов сеттинга является вымышленная вселенная, например, «Плоский мир» Терри Пратчетта, в котором живут герои большей части его произведений. Если авторов у вымышленной вселенной несколько, она называется общей вселенной.
Естественно, что существование определенных популярных сеттингов выгодно и авторам, и читателям — первым нужно меньше думать над тем, как ведёт себя окружающий мир, и это позволяет больше сконцентрироваться на характерах персонажей, вторым не нужно вникать в новый для себя мир, остаётся только наслаждаться повествованием, разворачивающимся в хорошо знакомой обстановке.
Одной из особенностей сеттинга является его малая изменчивость во времени. Так, в вымышленной вселенной может пройти сотня или больше лет, но ни технологии, ни социальные отношения не претерпят существенных изменений, как это было бы в реальном мире. Что, впрочем, логично — если сеттинг сильно изменится, то это будет уже не он, а какой-то другой сеттинг.
Виды сеттинга, о которых можно прочитать здесь:
Во важности отдельных элементов произведения:
Что такое сеттинг?
ДЛЯ НАЧИНАЮЩЕГО СЦЕНАРИСТА
Когда начинающий сценарист в первый раз пытается придумать идею для сценария, в какой-то момент он обязательно испытывает чувство растерянности.
Кажущаяся простой задача, с каждым новым шагом становится сложнее на порядок. Перед начинающим автором каждый раз возникают новые и новые элементы, которые необходимо не только продумать, но и уложить в единую стройную систему со всем остальным.
И чем дальше автор двигается, тем сложнее все это состыковать.
В этом материале мы поговорим об одном таком элементе. Неопытные драматурги часто, либо пренебрегают им вовсе, либо не уделяют должного внимания. Ведь с первого взгляда важность этого элемента не так заметна. Но именно поэтому, если его не продумать, много проблем может вскрыться на поздних этапах разработки сценария. И тогда незадачливому автору придется возвращаться к самому началу.
В этой статье мы разберем сеттинг.
Зачем нужно понимать сеттинг?
Сеттинг – это определение среды, в которой происходит действие произведения. Другими словами – это описание мире, где развивается история. Сеттинг есть в кино, литературе, настольных и компьютерных играх.
Понимание среды дает правильный контекст происходящим в сюжете событиям. Например, давайте представим, что события «Властелина колец» происходят не в Средиземье, а в далекой-далекой галактике и соответственно будет развиваться именно в контексте сеттинга Звездных войн. Как это изменит историю? Ну, первое изменение – Гендельфу придется стать джедаем, а Саурону – лордом ситхов. Орков придется заменить на клонов. А хоббиты, эльфы и другие расы превратятся в инопланетян. И это только те поправки, которые лежат на поверхности.
Но даже если рассматривать приближенный к реальности мир. Как, например, изменится семейная драма завязанная на измене жены, в зависимости, только от места действия. В центральной России – это, скорее всего, будет история со скандалами, которая закончится либо разводом, либо примирением. В арабских странах эта история станет гораздо жестче и, скорее всего, закончится смертью жены. В Японии, может случиться наоборот: опозоренный муж бросится на меч, чтобы восстановить свою честь. А в каких-нибудь африканских туземных племенах, где нет моногамии, эта ситуация вообще не станет поводом для конфликта и фильм просто не получится.
Как видите, изменение места действия может кардинально повлиять на истории. А это только один из аспектов составляющих сеттинг.
4 измерения сеттинга
В своей книге «История на миллион долларов» Роберт Макки выявил четыре элемента, или как он их назвал «измерения», которые составляют сеттинг:
Каждое из измерений отвечает за свой аспект среды. И потому только вместе, дополняя друг друга, они могут дать полное представление о сеттинге истории.
Период
Период – это временной отрезок, в котором происходят события фильма. Наши дни, средневековье, шестидесятые года прошлого столетия, за несколько веков до нашей эры.
Наверно, не нужно объяснять, что каждый временной отрезок несет в себе отличительные черты, присущие только ему. Это может выражаться в одежде, обычаях, сленге, культуре.
Например, после успеха сериала «Очень странные дела» в Америке стали популярны проекты происходящие в период восьмидесятых годов прошлого столетия. «Оно», «Чудо женщина 1984», «Блеск». Эти проекты отличаются по жанрам, бюджетам, тональности, аудитории. Но все они существуют в стилистике восьмидесятых. Люди одеваются по моде этого времени, слушают музыку тех лет, говорят на языке тех лет.
Длительность
Параметр, отвечающий за смену времени в самом фильме.
Суть в том, что история может длиться как несколько часов, так и десятки лет. А значит и внутри самого фильма есть смена временных периодов.
Если действие происходит в короткий промежуток времени, это может быть смена дня и ночи, или дней недели. Если история занимает много времени: то в фильме можно наблюдать смену сезона или даже изменение года повествования. А, например, фильмы-биографии, такие как «Игры разума», «Волк с Уолл Стрит», «Авиатор», традиционно показывают несколько десятилетий жизни героя.
Локация
Это как раз место действия произведения. Территория на которой развивается история. Это измерение всегда имеет несколько уровней по масштабу. В малом масштабе, в качестве локаций выступают отдельные интерьеры или места натуре, где происходят сцены. Например, квартира главного героя. Офис, где он работает. Замок на скале, где живет главный злодей.
На глобальном уровне локация это регион и страна, где происходит история. Ну а некоторые сюжеты предусматривают еще и мега-глобальную смену локаций: перемещение с планеты на планету или из одной галактики в другую»
Приведенный выше пример уже показал, как глобальное место действие может изменить сюжет картины в целом. Но всегда нужно помнить, что отдельные локации имеют такое влияние на развитие отдельных сцен.
Например, ссора в большом загородном доме и в однокомнатной хрущевке может пойти по разным сценариям. В большом доме всегда можно разойтись по разным комнатам, а в однушке такой выход из ситуации уже не возможен.
Уровень конфликта
Это социальный контекст влияющий на мир фильма. Здесь речь идет обо всех проблемах, настроениях и конфликтах общества обусловленных выбором предыдущих трех измерений. То есть речь идет о конфликтах в прямом смысле слова. Просто эти конфликты навязаны не сюжетом или персонажем, а выбором сеттинга.
Например, в начале первого тысячелетия в Римской империи было массовое гонение христиан. И значит, если сценарист начнет прописывать историю в тот период, а в качестве места действия выберет Рим, ему придется подумать, какой контекст дадут его истории происходящие там религиозные войны.
В принципе, творческие допущения еще никто не запрещал. А значит автор может описать альтернативную реальность, где в Римской империи того периода не было таких проблем. Но тогда ему нужно четко понимать, что место действия его истории не Рим, а условный или альтернативный Рим. А это не одно и тоже.
В качестве уровня конфликта не обязательно должны выступать какие-то войны. Например, конфликтом истории происходящей на земле в 2020 году, будет эпидемия короновируса. А история происходящая в Самарской губернии в начале двадцатых годов будет крепко связана с бушующим тогда голодом в Поволжье.
Использование измерений сеттинга
Нужно отметить, что любой сеттинг обладает всеми четырьмя параметрами, но нее всегда нужно указывать их все для понимания истории. Например, в камерных историях сосредоточенных на межличностных взаимоотношениях может уровень конфликт может не иметь никакого значения. Или, например, мир фильма может принципиально смешивать разные в сеттинге разные периоды, тем самым показывая, что это сюжет находится вне времени.
Так что сценаристу нужно подумать над всеми четырьмя измерениями, но совершенно не обязательно все их использовать.
Понимание сеттинга дает сценаристу представление о значительной части правил мира действующих в фильме. А без правил сценарий, а затем и получившийся по нему фильм шатает из стороны в сторону. Зритель перестает понимать, что это за мир, где происходит действие. Чего можно в этом мире ожидать.
И зрителю не нравится чего-то не понимать. А значит, он в лучшем случае забудет про такое кино сразу после просмотра, а в худшем даже не станет досматривать до конца.
Сеттинг
Читая книгу Роберта Макки «Сценарий» (об этой книге напишу чуть позже подробно) не могу не отметить того, как он точно обозначает некоторые вещи, которые для кинодраматургии очень существенны.
Например, Макки предлагает такой термин как «сеттинг». Ранее мне с таким термином сталкиваться не приходилось, а ведь речь идее об очень существенной вещи. Макки предлагает человеку, садящемуся за сценарий, тупо задать себе ряд вопросов о том, что он собирается писать. Формулируется это следующим образом: «Сеттинг истории имеет четыре измерения – период, длительность, локация и уровень конфликта».
С первым вопросом все просто. В какое время происходит действие сценария, спрашиваешь ты себя, сочиняя сценарий. Действительно, все происходит в нынешний день или двадцать лет назад. Или в будущем? Частая особенность сценариев нынешнего российского кино – безвременье. Все происходит неизвестно когда. Конечно, сценарист может написать в сценарии, что действие у него разворачивается в 1980 году, но в сюжете это никак не будет видно.
Со вторым пунктом еще интереснее. Нужно задаться себе вопросом, какова длительность действия истории – день, месяц, год. Временные рамки сразу придадут истории стройность. А вот отсутствие временных рамок… Вообще, это ведь какая-то сумасшедшая болезнь многих сценариев. Читаешь и не понимаешь, сколько все это продолжается времени – два дня, месяц… Спрашиваешь сценариста, он говорит, что понятия не имел, потому что его больше интересовали отношения между героями. Ну, конечно.
Третий. Где? Ну, на такой редакторский вопрос могут ответить, что «в Караганде» или совсем нецензурно. В лучшем случае скажут, что «в Москве», но, наверное, удивятся или обидятся, если попросить уточнить район в Москвы. Ведь в этом городе, как известно, два района – Рублевка и все остальное.
Ну, и четвертый момент сеттинга самый важный. Уровень конфликта описывает масштаб истории. То есть весь конфликт может происходить внутри одной личности, как в «Зеркале», а может иметь значение для судьбы целой галактики, как в «Звездных войнах». Еще конфликты имеют семейный, общественный, исторический уровень. И ведь действительно, сочиняя историю, хорошо бы спросить себя: для кого основной конфликт имеет значение. Только для героя? Или для окружающих тоже? Для семьи? Для города? Опять-таки таким вопросом не задаются и получаются, что все происходит непонятно почему и уж совсем не ясно, чьи проблемы герой решает.
Думаю, что сеттинг – понятие, которое надо внедрять в кинообразование как можно раньше. Надоели фильмы и сценарии, лишенные конкретики, где все происходит неизвестно где и когда, просто потому что сценарист с режиссером не удосужились подумать об этом. Их больше интересовал неожиданный финал или какая-нибудь патологическая черта характера у главного героя. Конечно, есть и хорошие фильмы, лишенные конкретного сеттинга, например, «Возвращение», но там режиссер сознательно превращал историю в притчу, изгоняя из вполне из сценария любые обстоятельства места и времени. Там такая задача ставилась специально. В большинстве же случаев, никто никаких задач себе не ставил, а лепил как есть. Поэтому сеттинг должен быть обязателен для сценариста, как и синопсис, и поэпизодный план. Считаю, что надо заставлять все четыре компонента сеттинга указывать в начале сценария, ну хотя бы студентам. Например, так: «Действие происходит в 1901 году в губернском городе, где находится военный гарнизон, в течение одного года и касается отношений дворянской семьи Прозоровых с офицерами гарнизона». Ведь сразу многое становится ясным.
Сеттинг
Введение [ править ]
Часто люди попадают в терминологическую ошибку. Что объединяет, допустим, фильмы по Star Wars, книги, мерчендайз, сериалы и игры? Ответ очевиден — вселенная Звёздных Войн. С Гарри Поттером или Средиземьем та же фигня: есть «вселенная», есть простой ответ.
Если смотреть глубже, в обоих фильмах, за исключением жанровых условностей, нет никаких фантастических элементов. Действие происходит на Земле, в реальных странах, в реальных политических и культурных условиях. И вот здесь простой ответ: у обоих фильмов реалистичный (в рамках жанровых условностей!) сеттинг. Да, в одном случае у нас рождественский Нью-Йорк с перестрелками, в другом — бюрократическая Москва. Но с точки зрения фантаста эти мелочи незначительны с определённого приближения. Не фэнтези? Не научная фантастика? Нет, обычная повседневность двадцатого века.
Понятие [ править ]
Сеттинг, как и многие культурологические деления, может рассматриваться по-разному, с разным уровнем детализации. Наиболее стабильным, атомарным примером сеттинга обычно считается сеттинг-вселенная: вселенная Star Wars, Арда, Планетос и т. д.
Не стоит расстраиваться, если вы путаете жанр и сеттинг! Автор статьи тоже это делает! А если вы нажмёте кнопочку «показать все жанры» у любого фильма на Кинопоиске, на вас вообще вывалится облако тегов, где будут и жанры (комедия/драма/хоррор), и сеттинг (повседневность/фэнтези/космоопера), и тропы (сильная женщина/супергерой) и такие стулья, что никому из местных и не снилось!
Два самых простых способа срубить деньжат, имея хорошо продаваемое произведение, тоже строятся на понятии сеттинга:
Сеттинг (игры)
Се́ттинг в художественных произведениях (книгах, фильмах, настольных и компьютерных играх) — описание мира, в котором происходит действие произведения, по определённому шаблону. Сеттинг может быть как реальным (например, Великая Отечественная война), так и вымышленным (например, Средиземье Дж. Р. Р. Толкина). Вымышленный сеттинг может включать космологию, географию, историю, художественный стиль и т. п.
Сеттинг в играх
Одна игра может выходить в разных сеттингах. Например, объектами в игре «Монополия» могут быть улицы Нью-Йорка, а могут предприятия бывшего СССР — игра в обоих случаях остаётся одной и той же, меняется лишь её сеттинг.
Хотя сеттинг — это в первую очередь художественное оформление игры, он опосредованно влияет и на её правила: например, в фэнтезийном мире регламентируется применение магии и описываются различные фэнтезийные расы со своими достоинствами и недостатками (люди, эльфы, хоббиты и т. д.).
Примеры ролевых сеттингов
См. также
Полезное
Смотреть что такое «Сеттинг (игры)» в других словарях:
Сеттинг — У этого термина существуют и другие значения, см. Сеттинг (значения). Сеттинг (от англ. setting «обстановка», «помещение», «установка», «оправа») среда, в которой происходит действие художественного произведения, настольной или… … Википедия
Мир Тьмы — (англ. World of Darkness) название двух вымышленных вселенных (сеттингов), созданных компанией White Wolf Game Studio. Мир Тьмы является альтернативной реальностью, в которой неведомо для большинства обитателей современного мира существуют… … Википедия
Dune 2000 — Для термина «Dune» см. другие значения. Dune 2000 Разработчики Intelligent Games, Westwood Studios … Википедия
World of Darkness — Мир Тьмы (англ. World of Darkness) название двух отдельных вымышленных вселенных, созданных компанией White Wolf Game Studio. Оба сеттинга представлены, прежде всего, в серии настольных ролевых игр в жанре ужасов, использующих ролевую систему… … Википедия
Мир тьмы — (англ. World of Darkness) название двух отдельных вымышленных вселенных, созданных компанией White Wolf Game Studio. Оба сеттинга представлены, прежде всего, в серии настольных ролевых игр в жанре ужасов, использующих ролевую систему Storytelling … Википедия
The Witcher: Rise of the White Wolf — польск. Wiedźmin: Powrót Białego Wilka рус. Ведьмак: Возвращение Белого Волка Логотип консольной версии игры «Ведьмак» Разработчики … Википедия
Ведьмак: Возвращение Белого Волка — The Witcher: Rise of the White Wolf польск. Wiedźmin: Powrót Białego Wilka русск. Ведьмак: Возвращение Белого Волка Логотип консольной версии игры «Ведьмак» Разработчики … Википедия
Witcher: Rise of the White Wolf — The Witcher: Rise of the White Wolf польск. Wiedźmin: Powrót Białego Wilka русск. Ведьмак: Возвращение Белого Волка Логотип консольной версии игры «Ведьмак» Разработчики … Википедия
Хроники мутантов — The Mutant Chronicles … Википедия