Сибирь что означает это слово
Версии происхождения названия «Сибирь»
Ученые до сих пор спорят об этимологии названия Сибирь. Существует несколько версий происхождения этого слова. Каждая из версий имеет свои сильные и слабые стороны, что, в принципе, неудивительно. С точностью можно сказать лишь одно – название Сибирь обозначало земли к востоку от Уральских гор еще задолго до появления здесь русских. В рамках данной статьи мы постараемся проанализировать все версии происхождения наименования Сибирь, заслуживающие внимания.
Версия первая. Тюркская.
Согласно одному из вариантов, слово Сибирь является ничем иным как искаженным тюркским словом «сибэр» или «чибэр», которое в переводе означает «красивый». Древние татары легко могли назвать так земли к востоку от их владений, так как красота сибирской природы и сейчас поражает воображение. В пользу этой версии говорит и татарский обычай давать всему очень простые и ясные имена. Озера Чебаркуль, Иссыккуль в переводе означают лишь словосочетания «красивое озеро», «горячее озеро». Кстати, нелишним будет вспомнить и то, что очень многие названия в Сибири имеют тюркское происхождение – огромное количество рек и озер, населенные пункты.
Версия вторая. Монгольская.
Эта версия снова языковая, но теперь с монгольскими корнями. Слово «шибир» с монгольского дословно перевести нельзя, однако его смысл обозначает болотистую местность поросшую лесом, преимущественно березовым. Если вспомнить о природе южных районов Сибири, то ассоциация напрашивается практически сразу: березовые колки перемежаются с болотами, подчас непроходимыми. Монголы пришли в Сибирские земли именно с юго-востока, так что миновать болотистые низины южной и средней Сибири они никак не могли. Созвучие слова современному названию и история заселения края говорят только в пользу этой версии.
Версия третья. Этническая.
На наш взгляд, третья версия является самой логичной. Связана она с тюркоязычным этносом, больше известным как сибирские татары. Мало кто знает, но сами татары называли себя «сабыр». Легко предположить, что территории к востоку от Урала посещались русичами еще задолго до начала освоения в XV веке. Сибирские татары также жили на этих территориях испокон веков, так что русские могли легко назвать земли по имени народа, преимущественно их населявшего. Кроме всего прочего, Сибирское Ханство обладало огромным влиянием и мощью, так что его земли легко могли быть обозначены как земли Сабыров или Сибирь. Кстати, эта версия легко может быть применена и к монголам, так как они также могли назвать территории по имени народа, а происхождение слова «шибир» могло быть уже вторичным.
Безусловно, существуют и другие версии происхождения самого термина Сибирь, однако большинство из них уже не выдерживает критики. У вышеперчисленных версий также есть свои сторонники и противники, однако единого мнения в научном сообществе так и не сформировалось.
Откуда название Сибирь и о её древних жителях
За несколько тысяч лет до Р. Х. в землях срединной Азии и Сибири жил многолюдный, сильный, голубоглазый и белокурый народ, известный под различными именами.
Позднейшие писатели стали именовать их арийцами.
Название Сибирь
По мнению исследователя древностей Сибири XIX века, одного из основателей Томского университета Василия Марковича Флоринского название Сибири произошло от имени сабиров (Σαβειροι, Σαβηρ, Sabira) или савиров, то есть северян.
Учитывая обычный переход б в в и наоборот, очевидно, что и наше слово «север» образовано от имени савиров. Северянами этот народ назывался потому, что он на своей родине занимал самую северную страну по отношению к прочим гунским народам, обитавшим в землях, расположенных за Уралом, где ныне находится Тобольская область, по нижнему Тоболу, Исети и Туре.
П. Семёнов писал, что слово Сибирь было совершенно чуждо Сибирским инородцам, которые называли свою столицу Искер. Объяснения таким названиям как Алтай, Саяны, Енисей, Такмак и прочие так же следует искать в русском языке.
Древнее население Сибири
Многие учёные убеждены в том, что древнее курганное население Сибири, времён бронзы было белым, то есть имело славянскую внешность. Именно наших предков следует подразумевать под народами, вещественный мир которых археологи называют сегодня Афанасьевской, Андроновской, Черняховской, Трипольской и проч. культурами.
В.М. Флоринский считал сибирские древние городища принадлежащими славянской культуре. «Следы бывших поселений указывают на единство древне-сибирской и западнорусской духовной жизни», — говорил В.М. Флоринский.
Современная русская жизнь прямо восходит к доисторической Сибири. Об этом свидетельствуют курганные могилы, виды городских укреплений, исконная привычка этого народа к земледелию и деревянным постройкам, виды гончарных изделий прошлого населения Сибири.
О тождестве былой северо-восточной и старобытной северо-западной культур писал в 1879 году П. Полевой:
«Даже самое поверхностное сравнение с предметами, добытыми в прошлом столетии из сибирских могил и теми, которые и теперь постоянно там откапываются, выяснило тот факт, что медные и бронзовые предметы, находимые на северо-востоке (европейской) России занесены сюда из-за Урала, из Азии… Совершенно подобные же изделия находятся на всем пространстве Сибири, до Байкала и Амура».
Областью распространения белого курганного населения было пространство, лежащее от западного побережья Америки до Атлантики.
Остатки древних могил, курганов находятся во всех странах северной Европы, у берегов Вислы, в землях Северного Причерноморья, в Западной Сибири, в Саяно-Алтайской области, в Прибайкалье, на Селенге и Дальнем Востоке. Курганы, лежащие над Днепром и Днестром Геродот называл Киммерийскими. Германцы имели обычай насыпать курганы над погребённым, как у скифов.
Геродот, живший в V веке до р. х., писал, что в его время скифы занимали земли Западной Сибири от Урала на западе до Алтая на востоке. По другим источникам скифы занимали все чернозёмные степи от Оби и Сыр-Дарьи до Дуная и Западной Двины. Французский писатель конца XVII века Жоли (Joly) утверждал, что восточные скифы селились на западном побережье Северной Америки. В сочинении Осборна приводится свидетельства Эванса о нахождении бронзовых полых кельтов в Америке, куда они могли попасть только из Восточной Сибири.
Названия народов Сибири
Теперь, обратимся к важнейшим именам сибирских народов.
Динлины, а может скифы?
Динлины (дисцы, дили, ди) — голубоглазый и белокурый народ, были старожилами Китая, первобытно населявшими долину Жёлтой реки. К голубоглазым и белокурым народам принадлежат также бома, усуни, хагясы (хакасы), киргизы, и некоторые другие народы срединной Азии.
Динлины населяли также земли в долинах рек Селинги, Енисея, в Минусинской котловине и на Алтайско-Саянском нагорье. Они составляли ядро того народа, который в 1122 году до р. х. овладел всем Китаем, дав ему династию Чжоу (1122-225 года до р. х.). Китайские летописцы очерчивают пределы распространения динлинов от верховий Амура до реки Волги. На этих же необозримых пространствах западные древние писатели описывают скифов. Г.Е. Грум-Гржимайло утверждает, «что динлины составляли обособившуюся ветвь белокурой европейской расы», основу которой и ныне составляют славяне.
С древнейших времён Скифия, в т. ч. Сибирь, была заселена русоволосым, голубоглазым и великорослым народом; об этом говорят все греческие, римские и другие писатели. Аристотель так описывал скифов: «…у обитателей Севера тело белое, очи небесно-голубые и волосы на голове русые». Эти слова Аристотеля повторяли Гиппократ, Витрувий, Гален и другие.
Лев Диакон, ссылаясь на Ариана, писал, что: «Ахилл, сын Пелея, был скиф, рождённый в небольшом городке Мирмекионе, находящемся у Азовского моря… Этому рассказу могут служить ясными доказательствами его одеяние с пряжкою. русые волосы, голубые глаза…».
Белокожие киргизы
Бичурин сообщает, что в IX веке высокий рост, белый цвет кожи, румяное лицо, рыжий (светлый) цвет волос и зелёные (голубые) глаза преобладали у киргизов настолько, что «чёрные волосы считались нехорошим признаком, а (люди) с карими глазами почитались потомками ли-линъ (китайца)»; к XVII же веку, когда русские пришли в Сибирь, киргизы оказались уже совершенно иным народом — черноволосым и смуглым, во многом уже усвоившим облик китайцев. Юань-ши отмечает огромную убыль киргизского народа в XIII веке. Абульгази (XVII век) же писал: «Настоящих киргиз осталось ныне очень мало, но это имя присваивают себе теперь монголы (собственно смешанные с китайцами сообщества) и другие, переселившиеся на их прежние земли».
О народовластии
Прокопий, писатель VI столетия, оставил следующую характеристику славян: «Славяне и анты не повинуются одному человеку, а живут в народовластьи издревле, почему и выгода, и невыгода, всё у них общее… Вступая в битву, многие идут на неприятеля пешком, имея у себя в руках маленькие щиты и копья. Панцыря не надевают: некоторые идут на неприятеля даже без исподнего платья и плаща, а только в латах. У тех и других язык варварский один и тот же. Не различаются они между собою и телосложением. Все они высоки ростом и весьма сильны… Ведут, подобно масагетам, жизнь суровую… Характер их не хитрый и не коварный; с простотою сохраняют во многом гунский образ жизни».
То же самое говорят о динлинах китайские летописцы. Динлины состояли из множества родов, которые собирались вместе на самое короткое время лишь для отпора врагу; они были свободолюбивым народом — в тех случаях, когда их земли захватывались неодолимым врагом, они уходили в другие страны, куда не могли добраться китайцы со своим государственным строем, чиновниками и чуждыми динлинам правилами общежития.
Быт динлинов
Дома свои динлины строили в виде деревянных срубов, крытых корою, камышом, бамбуком и проч. Любопытно, что динлины, как и славяне древней Европы имели обычай расписывать (татуировать) свои тела красками. Динлины, как южнорусские казаки, носили серьги; такой же обычай был у потомков динлинов — древних киргизов, уйгуров и некоторых других, близких им по крови, народов. У динлинов, и народов, произошедших от них, князья и витязи носили красные одежды и звались асами; такое название вождей и богов мы встречаем у древних славян Германии.
Мужчины и женщины динлинов носили браслеты из золота, серебра и слоновой кости; у женщин ди в употреблении были ожерелья из самоцветных камней, особые обручи на голову из жёлтой меди или венки из серебренных цветов; женщины вплетали себе в косы раковины, бусы (иногда золотые), цветы, колосья и проч.; на головах носили особого рода покрывала, из вытканной золотом тафты. Жены богатых динлинов одевались в парчу, бархат и атлас, с вышивками, серебреными пуговками, золотыми блёстками. Мужчины носили шляпы и пояса, украшенные золотом, серебром и самоцветными камнями; воротники их одежд также отделывались золотом и серебром. В могилах встречаются различные части конского прибора: чепраки, уздечки, седла с золотой и серебреной отделкой.
Минусинский, отчасти Ачинский и Красноярский округа Восточной Сибири составляли особую область древнего курганного населения, расположенную по Енисею и его верхним притокам: каменные столбы на курганных могилах, или кругом их, каменные бабы и руноподобные письмена свидетельствуют о высоком уровне культуры этого народа. По характеру и изяществу бронзовых изделий минусинские древности стоят выше западно-сибирских, хотя имеют с ними много общих типов. В минусинских курганах были найдены медные стремена, которые относятся ко времени около р. х.; в то время ни в Европе, ни в Персии употребление стремян ещё не было известно. Стремена, относящиеся к этой же поре, были обнаружены и в землях Тобольска. По мнению А.Н. Оленина, употребление стремян было введено в Персии не ранее VI века по р. х. Учёные утверждают, что европейские народы древности в эту пору совсем не знали стремян: Ксенофонт ни разу не говорит о них в своём сочинении о коннице; Гален замечает, что Римские всадники страдали слабостью в ногах, вследствие необходимости держать их в висячем положении.
Обрядовые и священные образы древних сибирских народов, извлекаемые из курганов, и относящиеся к их вере, сходны с подобными же предметами Перми, Печоры и Ретры балтийских славян. Все они отличаются характерными равнобежными (параллельными) линиями по полю изделий; подобными же порядными линиями покрыты глиняные изображения божеств, найденных Шлиманом в Микенах и в Трое. Следует отметить ещё одну особенность сибирских древних предметов поклонения, которая заключается в размещении образа солнца на груди у бронзовых изваяний людей или животных. Такой способ размещения солнца встречается и на образах Великой Перми и Руси. В истории изящных искусств Аженкура приводится русская икона XIV века, на которой крестом попираются языческие славянские божества с человеческими ликами на груди. Изображение бога-солнца в виде человеческого лица нередко встречаются и между римскими древностями.
Самый распространённый на Севере вид глиняной посуды с оттиснутыми по сырой глине узорами, которые встречаются во всех сибирских и российских городищах, характерен также для древней Трои, для древних дунайских и балтийских славян и некоторых областей Швейцарии.
Культурные свидетельства скифов
Просверлив чешуйки и сшив их конскими и бычачьими жилами, они получают панцири, не уступающие греческим, ни красотой, ни прочностью, — так они хорошо выносят удары и издали и вблизи». Амиан Марцелин передаёт, что «копья у них (сарматов) очень длинны, а панцири из выскобленных и выглаженных пластинок рога, нашитых на подобие перьев на льняную одежду». Все древние сибирские и камско-болгарские костяные изделия приготовлялись при помощи очень хороших орудий (инструментов), несомненно металлических. То же можно сказать и о каменных изделиях. Отделка предметов и отверстия правильного вида, без сомнения, выполненные сверлом, говорят сами за себя.
Украшение одежды с изображением в середине свернувшегося в клубок оленя
Состав собрания изделий Сибирской коллекции Петра I, хранящейся в Эрмитаже, говорит о высочайшей культуре скифов-сарматов. Большое количество золотых, изящных и притом тяжеловесных предметов, найденных в южно-сибирских курганах, предполагает разработку крупных месторождений золота в рассматриваемое время. Паллас утверждает, что «в горах, по Енисею, находятся изгарины и плавильни древних тамошних рудокопов», доказывающие, что сибирские народы издавна плавили серебро и золото. Он также несколько раз упоминает о существовавшем в Сибири в XVII—XVIII веках промысле т. н. «бугрового» или могильного золота. И все это золото, похороненное в курганах азиатских скифов, в своё время добывалось тут же на месте, а не привозилось из других стран.
Много скифского золота сохранилось в древних курганных могилах, но несравненно больше того вывозилось в другие страны при торговле. То же самое можно сказать и о серебре. Едва ли в какой-либо другой стране света встречается такое множество следов древних рудных разработок, как в Сибири и на Урале. Все они несомненно относятся к бронзовому веку (конец IV-начало I тыс. до р. х.). В «Геологическом путешествии по Алтаю» профессора Г. Щуровского очень подробно описаны различные сибирские копи. Рычков при описании прикамских медноплавильных заводов XIX столетия замечает, что горное искусство древних рудокопов превосходит нынешнее, ибо они входили в землю, не применяя никаких крепежей, а делали верхи выработки (шахты) в виде особого свода, которые удерживают некоторые выработки до сих пор.
Егор Классен говорил, что скифские письмена, сохранившиеся в некоторых скандинавских рунах, а также по левому берегу Енисея, повыше саянского острога, свидетельствуют, что эти письмена служили образцом для древних греческих письмён, равно для кельтских и готских азбук. Европейский ученый Ире полагает, что первобытным языком греческого, латинского и немецкого языков был скифский язык. Все эти свидетельства говорят о том, что Сибирь была независимым средоточием культуры славянских народов, причём очень долго пребывавшим в состоянии самодостаточности.
Исследования древностей сибирских народов приводят к убеждению, что они были оседлым земледельческим людом, искусными промышленниками, отважными воинами и смелыми мореходами. Они изучили все сплетения рек необъятной Сибирской равнины, унизав их берега земляными укреплениями и отметив свои пути и места жительства могильными курганами; овладели суровым северным океаном и проложили через него путь к северо-западным берегам Европы.
Сибирские письмена на реке Пышме вблизи Тобольска
И пришли китайцы
Вытеснение динлинов из долины Жёлтой реки началось, вероятно, с тех пор, когда в ней осели китайцы, но только в чжоуское время борьба между старожилами и пришлыми китайцами приняла решительный характер. Вытеснение динлинов из земель чжилийской и шаньсийской областей (провинций) начала XX века до р. х. закончилось к концу V столетия до р. х. За 200 лет до р. х. некоторые владения динлинов ещё находились в Манчжурии, у озера Байкал и на Алтайско-Саянском нагории. По Дегину белые народы, древние жилища которых находились на востоке от Иртыша, и которых он называет гунами, к началу христианского летосчисления, разделились на южных и северных. Южные смешались с китайцами, а северные образовали различные области в Татарии (Тартарии), то есть в Сибири. К таким смешанным народам относятся, в том числе, монголы.
Куда рассеились динлины
Во II-III веках до р. х. в Сибири началось замещение славянских народов смешанными народами. Возможно, по этим причинам древнее белое население Сибири неуклонно выселялось на запад. Так родовые союзы, обитавшие в Минусинском округе, которых Флоринский называет готами, переселились, через Великую Пермь, в Скандинавию. Готские древности, как в Скандинавии, так и на Дунае, по-своему виду стоят довольно близко к пермским и сибирским древностям. К этому же времени относится появление топоров (кельтов) со втулками в западной Европе, которые существовали в Сибири с VI-VII столетия, а, может быть, и со времён более ранних. В середине V столетия по р. х. белые гунны, под предводительством русского князя Аттилы, перешли в Европу.
Сибирь
Сиби́рь — обширный географический регион в северо-восточной части Евразии, ограниченный с запада Уральскими горами, с востока водораздельными хребтами у Тихого океана, с севера Северным Ледовитым океаном, с юга границей сопредельных государств России (Казахстана, Монголии, Китая). В современном употреблении под термином Сибирь, как правило, понимается находящаяся в этих географических рубежах территория Российской Федерации, хотя, как историческое понятие, в своих широких границах Сибирь включает в себя и северо-восток Казахстана, и весь Российский Дальний Восток. Сибирь подразделяется на Западную и Восточную. Также иногда выделяют Южную Сибирь (в горной части), Северо-Восточную Сибирь, Среднюю Сибирь.
Содержание
Этимология
Существует несколько версий происхождения слова «Сибирь», и до сих пор не установлено, какая из них является истинной.
Версии, связанные с происхождением от какого-либо языка:
Версии, связанные с какой-либо этнической группой (считается, что они вообще не затрагивают этимологию, но помещаются тут как вероятные версии):
Начиная с XIII века Сибирью начинают называть не только народность, но и местность, где она проживала. В таком значении топоним впервые упоминается у иранских авторов XIII века, обозначение «Sebur» в первый раз встречается на карте в Каталонском атласе в 1375. В русских летописях XV века Сибирской землёй назывался район в низовьях р. Тобол и по среднему Иртышу.
Но геополитическое применение слова «Сибирь» связано обозначением всех территорий, лежащих к востоку от Волги. В послании к королеве Елизавете (1570 г.) Иван Грозный так и называл себя: «Государь Псковский и великий князь Смоленский, Тверский, земли Черниговский, Рязанский, Полоцкий, рос… (часть слова не сохранилась) и всея Сибирские земли».
География
Имея площадь в 12 577 400 км² (исключая Дальний Восток — около 10 000 000 км²), Сибирь составляет около 73,56 % территории России, её площадь даже без Дальнего Востока больше территории второго по площади после России государства мира — Канады.
Крупнейшие реки Сибири — Енисей, Обь, Ангара, Иртыш, Лена, Амур. Крупнейшие озёра — Байкал, Таймыр и Убсу-Нур.
Высочайшая точка внутриконтинентальной Сибири — гора Белу́ха (4506 м), расположенная в Кату́нском хребте (Горный Алтай), а включая Дальний Восток — вулкан Ключевска́я сопка (4750 м), расположенный на полуострове Камчатка.
Географические исследования
Первая карта Сибири была составлена в 1671 году. Первая (1725—1730) и Вторая Камчатские (1733—1741) экспедиции — см. Витус Беринг.
О российских землепроходцах и мореплавателях, исследовавших Сибирь и сопредельные территории и моря, см. также:
Исследованиями сибирского региона занимались также и иностранные путешественники:
Население
39,13 млн человек, что составляет 26,96 % от общего населения РФ.
Коренные народы Сибири
Сибирь — малонаселённая территория, но при этом здесь исторически проживали представители многих языковых групп. Согласно Всероссийской переписи населения (2010), самыми многочисленными из коренных народов Сибири являются:
Для того, чтобы выяснить происхождение народов Сибири, сотрудники лаборатории эволюционной генетики НИИ медицинской генетики СО РАМН впервые изучили последовательности гена ZFX у представителей её коренных народов. В исследовании приняли участие 758 коренных представителей североазиатских народностей, гены которых сравнивались с данными о последовательностях гена ZFX у других народов.
В ходе исследования удалось выяснить, что положение хантов между Европой и Азией неслучайно — по одной из версий, они возникли в результате древнего смешения европеоидов и монголоидов. Близость Южной Сибири и Китая свидетельствует об интенсивных миграциях населяющих эти территории этносов. Весьма неоднороден бурятский этнос: прибайкальские буряты близки к японцам, а восточные — к якутам.
Флора и фауна
Сибирь располагает огромным разнообразием зональных и интразональных ландшафтов, что не могло не отразиться на численности и видовом разнообразии животного мира этих мест. Каждый из ландшафтов Сибири имеет свой, в той или иной степени особый мир животных и растений.
Красная книга России содержит следующие виды птиц [8] :
История
XV—XVI век
В 1483 г. по повелению Ивана III совершён большой поход московской «судовой рати» в Западную Сибирь. Разбив вогулов (манси) у Пелыма, войско идет по Тавде, затем по Туре и по Иртышу до впадения его в реку Обь. В результате этого похода устанавливается вассальная зависимость вогульских князей от Московского княжества и Иван III получает титул великого князя Югорского, князя Кондинского и Обдорского. [10]
При распаде Золотой Орды ок. 1495 года образуется Сибирское ханство, в котором идёт постоянная борьба за власть между тайбугинами (потомками местного князя Тайбуги) и шейбанидами (потомками чингизида Шейбани-хана). В 1555 году Сибирское ханство входит в состав Российского государства — правители тайбугина рода хан Едигер и его брат Бекбулат обратились к Ивану Грозному с просьбой о подданстве, на что получили согласие и стали выплачивать дань пушниной (помимо сбора дани, «официальные власти», до некоторого времени на территории Сибирского ханства вообще себя не проявляли).
В 1563 году сын узбекского правителя — шейбанид Кучум — совершил государственный переворот и захватил власть. Сначала он поддерживал вассальные отношения с Российским государством, но в 1572 году, после похода войск правителя Крымского ханства на Москву, он разорвал эти отношения и начал военные действия против Российского государства.
В 1581 году начался поход отряда казаков численностью около 800 человек под предводительством Ермака. 26 октября 1582 года отрядом Ермака была захвачена столица Сибирского ханства — город Искер. В 1583 году к отряду присоединились воеводы князь Болховский и Глухов с 300—400 ратниками. В 1585 году, после нападения местных жителей на лагерь казаков, Ермак погиб, утонув в реке, и в Сибирь были направлены воеводы Василий Сукин и Иван Мясной с небольшим войском. Они, достигнув Чинги-Туры, основали в 1586 году город — Тюмень. В 1585 году воевода Мансуров заложил городок на Иртыше, на территории Белой Орды. В 1591 году князь Кольцов-Мосальский окончательно разбил войска хана Кучума. Началось освоение Сибири Московским государством: строились города-крепости: Тюмень (1586), Тобольск (1587), Берёзов и Сургут (1593), Тара (1594), Мангазея (1601), Томск (1604), Красноярск (1628).
Освоение
По мнению ряда исследователей, в период начального освоения в (XVI—XVII веках) Сибирь была как и Южные степи крайне слабо заселена жителями собственно Московского государства — первопроходцы приходили на подходящие на поселение земли и закрепляли за собой территорию. Принявшим русское подданство племенам обещалась защита от воинственных соседей и послабление в ясаке. Местное аборигенное население, хотя и было немногочисленным, в течение долгого времени численно превосходило русских (под русскими здесь понимаются первопроходцы, по большей части казаки), однако не обладало ни вооружением, ни опытными войсками и военачальниками.
Основой освоения и закрепления занимаемых территорий было создание системы острогов — укреплённых населённых пунктов, служивших базами для дальнейшей экспансии. При этом, в силу отсутствия сообщения (например, от Оби до Москвы добираться нужно было несколько месяцев, причём сообщение было возможно не круглый год) между Россией и Сибирью освоение велось вдоль рек — Тобола, Иртыша, Оби, Енисея. По той же причине отсутствия постоянной связи с Россией, местные воеводы имели очень большую власть и часто позволяли себе самоуправство, в результате чего гарнизоны острогов поднимали бунты, несколько воевод было низложено, однако впоследствии бунтовщики жестоко наказывались. Основной целью русских была пушнина (соболь), покорённые племена должны были выплачивать пушниной ясак. Воеводам предписывалось обходиться с ясачными ласково, а не неволею и не жесточью. [11] Ясак считался службой царю, и сдавший его получал государево жалованье — топоры, пилы, иглы, ткани. Воеводы были обязаны защищать ясачных людей от произвола казаков и промышленников. На деле, многие воеводы собирали ясак не только в государеву казну но на себя. В основном из-за их жадности коренные жители восставали и совершали набеги на остроги, монастыри и другие русские поселения. Следующая за первопроходцами волна освоения — переселение в Сибирь крестьян велось в основном по инициативе государства, так как гарнизоны острогов нуждались в продовольствии, а путей сообщения для его подвоза не было. Крестьяне селились рядом с острогами, в целях защиты от набегов как местных жителей так и различного рода разбойного люда. Так появились первые крупные поселения, ставшие затем сибирскими городами. При освоении учитывали интересы коренных жителей. Крестьянам надлежало «селиться только на порозжих местах, а ясачных угодий не имать, [а тех, кто] у ясачных людей угодья пустошает, сбивати долой и бить кнутом нещадно.» [12]
XX век
XXI век
Ресурсы и промышленность
Экономика
Современная Россия имеет огромную территорию — более 17 млн км² (1-е место в мире по территории), при этом население России составляет 142 млн чел. (9-е место в мире по населению). Средняя плотность населения в России относительно низкая — 8,3 чел./км² (180-е место в мире по плотности населения).
Экология
В Сибири расположено большинство самых экологически загрязнённых городов России, включая самый опасный — Норильск. Шесть городов региона — Новокузнецк, Ангарск, Омск, Красноярск, Братск и Новосибирск — производят выбросов в атмосферу больше, чем 12-миллионная Москва. Основная причина экологического неблагополучия — размещение в сибирских городах с 1950—1960-х гг. гигантских «грязных» производств — металлургии, теплоэнергетики, целлюлозной промышленности. Уже в 1970-е гг. города региона выбрасывали в среднем 3,7 тонны промышленных отходов ежесуточно при 0,7 тонн выбросов в центральных городах России. [24] Однако на значительной части Сибири вдали от промышленных центров ещё сохраняется благоприятная экологическая обстановка, связанная прежде всего с тем, что природа значительной части этого региона остаётся практически нетронутой.