Cikera – новый старый рецепт напитка из фиников и яблок. Неожиданное возрождение библейского напитка.
Сейчас, оглядываясь назад, я постоянно задаюсь вопросом, а раньше-то почему никто этого не сделал? И не понимаю. Идея-то вот она, на самой поверхности… Наверное, это просто напоминание, как много всего находится у нас под носом, и как мало мы из этого используем.
Так вот, всего несколько недель назад на небольшом заводе Мейдан в Кармиэле был возрожден один из древнейших напитков, чей рецепт был описан еще в Талмуде, Сикера (Cikera). Сикера – кошерный древнейший алкогольный напиток библейских времен из натуральных фиников и яблок. Считается, что именно Сикера была излюбленным напитком древних израильтян (о чем также неоднократно упомянуто в Талмуде и Библии).
Само слово «сикера», согласно библейским текстам, обозначает фруктовое вино, полученное в результате брожения фиников и яблок с добавлением ароматных благовонных корений. Приведу здесь краткий отрывок из словарика к Синодальному переводу Библии: «сикер, сикера – этим древнееврейским словом обозначались спиртные напитки из мёда, фруктового сока, зерна – т.е. все, кроме виноградного вина».
Идея этого производства принадлежит Ларисе Шопин, переехавшей в Израиль из Санкт-Петербурга всего несколько лет назад. «При выборе фиников и яблок нами была разработана система проверки фруктов на совместимость вкусовых и полезных качеств», – рассказывает Лариса, – «поскольку в каждой местности есть свои преимущества и недостатки, которые отражаются на произрастающих там фруктах. Кроме того, для производства Сикеры мы используем чистую, родниковую воду нашего севера. Это также необходимо, чтобы поддерживать флору во время брожения в идеальном состоянии».
А её замечательная мама, узнав о том, чем дочь тут занимается, прислала ей в ответ короткую «оду Сикере» (как же я все-таки люблю эти интеллигентные петербургские семьи, которые иногда общаются одами):
Библейский напиток – Сикера – вернулся в наш суетный век! Ценнейший напиток кашрута, чтоб благостным был человек! Волшебный напиток шаббата, где память о предках жива… Поднимем же наши бокалы, Сикера на все времена!
Сикера обладает лёгким сладковатым фруктовым вкусом, поэтому её рекомендуется пить не с десертами (как традиционные сладкие мускаты), а с закусками, в качестве аперитива, с подсоленными и подкопченными орешками, слегка обжаренным хлебом со специями, соленым сыром и травами. Или, как дижестив, с лёгкими не приторно-сладкими десертами – например, чизкейком или десертами на основе горького шоколада.
Зимой Сикеру также можно подавать в горячем виде, как глинтвейн, с добавлением зелёного яблока, корицы и изюма, а в жаркое время года – со льдом, мятой и кусочками апельсина.
Кстати, крепость Сикеры составляет 11,5%, а срок хранения указан на этикетке. Открытую бутылку рекомендуется хранить не более 2-х недель.
Сике́ра — крепкий старинный древнерусский алкогольный напиток, приготовленный путём брожения фруктовых соков или кваса с последующим добавлением пчелиного мёда и этилового спирта. Похож на Медовуху.
Сикер (сике́ра) — в Библии — алкогольный напиток невиноградного происхождения. Также напиток «сикера» упоминается в «Эпосе о Гильгамеше» (2 табличка)
Квас
Разновидности
Полезное
Смотреть что такое «Сикера» в других словарях:
СИКЕРА — (греч. sikera). Изготовляемый из плодов хмельный напиток у др. евреев. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. СИКЕРА греч. sikera. Род пива, у древних. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка
сикера — сущ., кол во синонимов: 1 • пиво (58) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Сикера — См. «Вино» … Словарь библейских имен
вина и сикера — (сикер (сикера) = хмельный напиток) Ср. Вино глумливо, сикера буйна, и всякий увлекающийся ими неразумен. Притч. 20, 1. Ср. Он (Иоанн) будет велик перед Господом; не будет пить вина и сикера. Лук. 1, 15. Ср. I Царств. 1, 11. Ср. Вина и сикера я … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
Сикер — сикера всякий хмельной напиток, кроме виноградного вина, от которого можно опьянеть, например наливки, настойки, пиво, мёд … Краткий церковнославянский словарь
Трезвость в Православии — Содержание 1 Понятие трезвости в Христианстве 2 Трезвость в библейской традиции … Википедия
Трезвость в православии — В этой статье отсутствует вступление. Пожалуйста, допишите вводную секцию, кратко раскрывающую тему статьи … Википедия
СИКЕРА — (греч. sikera). Изготовляемый из плодов хмельный напиток у др. евреев. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. СИКЕРА греч. sikera. Род пива, у древних. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка
сикера — сущ., кол во синонимов: 1 • пиво (58) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Сикера — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия
Сикера — См. «Вино» … Словарь библейских имен
вина и сикера — (сикер (сикера) = хмельный напиток) Ср. Вино глумливо, сикера буйна, и всякий увлекающийся ими неразумен. Притч. 20, 1. Ср. Он (Иоанн) будет велик перед Господом; не будет пить вина и сикера. Лук. 1, 15. Ср. I Царств. 1, 11. Ср. Вина и сикера я … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
Сикер — сикера всякий хмельной напиток, кроме виноградного вина, от которого можно опьянеть, например наливки, настойки, пиво, мёд … Краткий церковнославянский словарь
Трезвость в Православии — Содержание 1 Понятие трезвости в Христианстве 2 Трезвость в библейской традиции … Википедия
Трезвость в православии — В этой статье отсутствует вступление. Пожалуйста, допишите вводную секцию, кратко раскрывающую тему статьи … Википедия
Хмельные традиции: что пили на территории России несколько веков назад
Близятся новогодние праздники, а это значит, что на полках магазинов появится космическое количество шампанского. Но несколько веков назад на праздничных столах наших предков главными были совершенно другие алкогольные напитки.
Полугар
Водку называют сейчас главным русским алкогольным напитком, при этом забывая, что она появилась довольно поздно в нашей истории. До её возникновения главным крепким напитком был полугар. Главным он был не потому что его все ассоциировали с нашей культурой, как это сейчас происходит со «Столичной», а потому что он был настоящим эталоном. Полугаром называли хлебное вино, которое имело крепость 38%. А измеряли её просто — методом «отжига»: брали имеющуюся спиртосодержащую жидкость, наливали в специальный измерительный ковш, и если она выгорала в половину объёма, то напиток называли полугаром. Иногда этот ковш был серебряным (считалось, что он более надёжен при проведении измерений), тогда полученный полугар называли серебряным. Так об этом говорилось в указе Николая I:
«Вино полугарное должно быть узаконенной доброты, которая определяется таким образом, чтобы влитая в казенную заклейменную отжигательницу проба онаго при отжиге выгорела в половину».
Об этом напитке есть упоминания у Крылова и у Белинского. Но популярность полугара быстро улетучилась с появлением водки.
Лампопо
Название этого напитка по одной из версий появилось благодаря перестановке слогов в слове «пополам». Но, скорее всего, так трансформировалось название финского супа leipäkeitto, рецепт которого в XIX веке очутился в Петербурге, переработался и превратился в этот хмельной напиток. И он был культовым! Вокруг него даже образовался кружок любителей — лампопистов. Наверное, это можно сравнить с современной культурой крафта, потому что лампопо не только пили, но и экспериментировали над составом. Но обычно он изготавливался из кисло-сладкого хлеба, светлого пива, лимона и сахара. Однако культ быстро разрушился: его популярность угасла тогда, когда закончилось производство этого особого хлеба.
Берёзовица
Этот алкоголь наши предки пили ещё в первом тысячелетии, так что это один из первых русских хмельных напитков, упоминание о котором дошло до наших дней. Сложно сказать, как древние славяне додумались получать сок из берёзы, но получить его забродившую версию было гораздо проще: за счёт большого содержания сахара эта древесная жижа, оставленная без присмотра, достаточно быстро становилась алкоголесодержащей. Традиционно обычный сок называли берёзовицей, а именно перебродивший — пьяной берёзовицей.
У вина была достаточно сложная история на Руси, ведь большого количества виноградников и культуры виноделия у нас не было и доставлялся к нам этот напиток преимущественно из Византии и Ближнего Востока. Чаще всего вино использовалось для религиозных церемоний, так что можно сказать, что многовековое ритуальное использование этого вида алкоголя продолжилось и в нашей культуре. А гораздо позже вином стали называть любой дистиллированный хмельной напиток (тот же полугар). На основе хлебного вина делали другие веселящие произведения алкогольного искусства: ликёры, ароматные водки, ратафии (что-то типа ягодного ликёра). Вот что о вине говорилось в знаменитом Домострое:
«…А вино курити, самому ж неотступно бытии, или кто верен — и прям тому приказати, а у перепуска потому ж, и крепчяя беречи, да смечать по колку ис котла араки перво, и другой последу уточнять, а у перепуска потому ж смечать, колке ис котла укурит первого, и среднего, и последнего…»
Медовуха
По сути, медовуха в том виде, в котором мы можем её попробовать сейчас, возродилась в XIX веке — изготавливается она из мёда с добавлением дрожжей, хмеля и воды. А во времена более давние сам процесс выглядел иначе и был намного сложнее. Назывались такие напитки в то время питным мёдом («мёд, пиво пил» — вот это всё оттуда). Изготавливался он без добавления каких либо дополнительных ингредиентов — только мёд и сок ягод. Вся смесь подвергалась открытому брожению, потом многократно переливалась, закупоривалась в бочки, которые закапывали в землю на длительный срок, иногда на очень длительный — до 40 лет. Позднее для сокращения времени производства начали мёд вываривать — так уходило меньше сырья, а результатом можно было наслаждаться уже через 2-3 недели.
Пивоподобные алкожидкости в давние времена в нашей стране тоже существовали. Одним из таких был ол. Это был ячменный напиток с добавлением хмеля. В отличие от многих других, он не изготавливался путём обычного брожения, а, как и современное пиво, варился в специальных котлах. Важной его особенностью было то, что в его состав добавлялись травы, отчего иногда ол называли зельем. Часто в его состав добавляли полынь, которая не только придавала интересный запах, но и усиливала хмельные свойства древнерусского пива. Из-за непростого способа приготовления и особого вкуса ол считали благородным напитком.
Некоторые веселящие жидкости приходили в нашу культуру со временем. Так, например, произошло с тюркским слабоалкогольным напитком буза. Получался он путём естественного брожения различных злаков (в разных рецептах могли использоваться пшеница, просо, кукуруза и другие крупы). В нашей истории он не остался как один из классических видов алкоголя, зато помог возникнуть таким словам, как «бузить» и «бузотёр». Нетрудно догадаться, как от названия застольного пойла образовалось слово «бузить», связанное со скандалом.
Вишняк
А этот алкогольный напиток был крепче, чем лёгкая буза. Он приготавливался из вишни с добавлением мёда. Бочка на 3/4 заполнялось очищенной вишней, а оставшуюся часть заливали мёдом, после чего бочки закупоривали и оставляли содержимое бродить в течение нескольких месяцев, причём делали это преимущественно в осенне-зимний период при не очень высокой температуре, чтобы бочки просто не разорвало в процессе брожения. Полученный вишняк процеживали и разливали по бутылкам. В итоге получалось что-то похожее на хмельной мёд и вино, но от первого его отличало то, что основная доля напитка была вишнёвой, а от второго — не такой высокий градус, как в вине.
Сикера
Сикера или сикер — это общее название для любого вида алкоголя, кроме виноградного вина, используемое в Библии. Оттуда оно уже перекочевало и в наш язык, но больше, естественно, использовалось в церковной лексике. Однако некоторое время на Руси так называли отдельный напиток, что-то среднее между медовухой и квасом с крепким и насыщенным вкусом. Такое же имя носил рязанский бар-музей русских алкогольных напитков, но, к сожалению, в этом году он закрылся. Однако ты можешь посетить какое-нибудь другое заведение из нашей подборки необычных музеев России, ведь знания и впечатления ценнее любого средства, затуманивающего рассудок. Ведь чрезмерное употребление алкоголя вредит твоему здоровью, а посещение музея — нет.
Какие горячительные напитки пили на Руси до того, как придумали водку
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Не пропадать же добру
В центральных регионах России с древних времён в начале весны практиковался сбор берёзового сока. Славяне давно заметили, что этот напиток обладает тонизирующим, общеукрепляющим и даже целебным эффектом. Однажды берёзовый сок, собранный в большие деревянные бочки, забродил. А бережливый крестьянин пожалел сразу же вылить испорченный продукт, предпочтя прежде попробовать его. К своему удивлению, человек обнаружил, что такой сок обладает пьянящим эффектом.
Именно так появился у славян один из первых алкогольных напитков, которому дали название “березовица пьяная”. Благодаря природному “сырью”, используемому при изготовлении этого алкоголя, березовица была мягкой. Для ускорения процесса брожения в берёзовый сок добавляли разнообразные фрукты. Это делало вкус березовицы ещё более приятным и освежающим.
Два разных меда
С древних времен в русской кухне мед был одним из самых “многофункциональных” продуктов. Кроме использования его как десерта или природного подсластителя для разных блюд, из меда делали тонизирующие прохладительные напитки. А со временем научились делать и алкоголь. Первыми, кто стал производить из меда “хмельное питие” на Руси, были бортники. При этом делали они мед двумя способами: его варили или же настаивали.
В первом случае получался напиток довольно невысокого качества. При варке меда в него добавляли как фрукты, так и специи. Второй способ был более длительным: в бочки с мёдом добавляли свежий ягодный сок и затем оставляли “дозревать” содержимое в течении нескольких десятилетий. Конечный продукт отличался высокими вкусовыми качествами, а также мог храниться 25-30 лет.
Ягодно-медовое “питие”
Одним из древних русских алкогольных напитков, рецептуру которого экспертам удалось восстановить, был вишняк. Не трудно догадаться из названия, что готовился этот алкоголь из вишни. Ягоды мыли и наполняли ими большие дубовые бочки, которые после заливали их мёдом. Далее все емкости плотно закупоривали и оставляли в тёмном прохладном месте на 3 месяца для брожения.
Несмотря на то, что приготовления вишняка было по времени весьма продолжительным, этот спиртной напиток был очень популярен на Руси. И не только из-за своих отменных вкусовых качеств. Вишняк мог очень долго храниться. При этом не только не портясь, но даже становясь со временем ещё крепче и вкуснее.
Почти как пиво
Одним из первых русских горячительных напитков, которые делались без традиционной алкогольной дистилляции, был “ол”, или же “олус”. Первые упоминания об этом алкоголе датированы началом XIII века. Там же была и описана технология приготовления олуса. Варили его примерно так, как варят современное пиво.
С той разницей, что вместе с хмелем обязательными ингредиентами были душистые травы. Такие, например, как полынь. Срок хранения ола был небольшой – примерно 2-3 суток. Поэтому его варили зачастую накануне торжества. Перед употреблением этот напиток, как и современное пиво, принято было охладить.
Алкоголь родом из Библии
Во времена древней Руси ещё одним весьма популярным в народе алкогольным напитком была похожая на вино “сикера”. Впрочем, если брать название, то этот алкоголь вряд ли можно именовать исконно русским – ведь упоминания об этом напитке встречается ещё в Библии.
Однако от библейской сикеры “русская” отличалась ингредиентами: для приготовления этого “пития” кроме сока фруктов и мёда на Руси добавляли ещё и квас. В итоге получался напиток, который по вкусу напоминал вареный мед, однако был более крепким и насыщенным. Как и олус, сикеру предпочитали употреблять охлаждённой.
Алкогольный напиток дворянской аристократии
Весьма популярным в XV веке среди зажиточных русских дворян был алкогольный напиток, называемый “лампопо”. Если разобраться правильно, то он не являлся отдельным спиртным напитком, а был по сути одним из первых алкогольных коктейлей. Само название является анаграммой русского слова “пополам”, что как нельзя лучше обозначает способ его приготовления. “Классический” лампопо готовили путём настаивания смеси пива и рома на кисло-сладком хлебе.
Однако многие любители этого напитка зачастую привносили в его рецепт массу поправок, добавляя другие ингредиенты. Такие, как лимонный сок или цедру, патоку, сахар и корицу. Данные ингредиенты в ту пору были доступны только зажиточным дворянам. Это в большой степени объясняет тот факт, что лампопо не был популярен среди простолюдинов.
Предшественник водки
Один из эталонов алкогольной крепости русской водки называется “полугар”. Однако мало кто знает, что до появления “беленькой” это было названием самостоятельного спиртного напитка. В начале XV века полугар ещё называли в народе “хлебным вином”. Готовился этот напиток, так же как и водка – способом брожения с последующей дистилляцией. Спиртовая крепость готового полугара составляла примерно 36-38%.
В отличие от водки, которую придумали на столетие позже, у полугара своеобразный хлебный привкус был намного более выраженным. Да и оттенок полугар имел своеобразный, напоминающий больше виски или коньяк.
После изобретения водки большинство исконно русских алкогольных напитков было несправедливо забыто. И напрасно. Ведь они являются неотъемлемой частью истории народа, его быта, традиций и вековых обычаев. А уж о том, что их неповторимость и разнообразие однозначно могли бы дополнить “винную карту” любого русского ресторана, даже и спорить никто не станет.