В далекие 90-е, когда ужастики можно было посмотреть только на дефицитных видеокассетах, самым пугающим на экране телевизора была заставка перед передачей «Поле чудес», которую изначально вел Влад Листьев. Логотип выпускающей кинокомпании «Вид» можно было сравнить с появлением голливудских чудовищ или призраков — на темном фоне медленно появлялась жуткая белая голова с какой-то застывшей гримасой на лице. И многие гадали, что же на самом деле изображено на картинке?
Как улыбающийся философ стал главным телевизионным страшилищем
Когда Влад Листьев создавал свою кинокомпанию, он долго размышлял над ее логотипом. Поскольку само объединение было революционным, то и брендовый знак для него требовался незаурядный. Нужно было сразу показать зрителям, что их ожидает нечто совершенно новое. Листьеву помогла его жена Альбина, работавшая мастером-реставратором в музее Востока. По ее мнению, на роль лого прекрасно подошла бы керамическая голова Хоу Сяна, философа из Древнего Китая, проповедовавшего даосское учение. У него на темечке изображена трехлапая жаба, а лицо напоминает посмертную маску, которой закрывали лицо усопшего.
В оригинале философ улыбается и вовсе не выглядит пугающе. Но в подлинном виде использовать его изображение запретила администрация Восточного музея. Поэтому пришлось применять компьютерную графику. Так на свет появился жутковатый фирменный знак «Вид», совсем мало напоминающий оригинал. На экране стала возникать мертвенно-бледная маска с жутковатой гримасой и непонятным отростком на голове, в котором уже почти не угадывалась жаба, символизирующая мудрость.
Почему заставку «Вид» хотели запретить
Уже само по себе обработанное на компьютере изображение вызывало легкую дрожь испуга. К тому же, оно появлялось постепенно на черном фоне и под щекочущую нервы музыку, созданную Владимиром Рацкевичем. Музыкальный фон напоминал грохот отбойного молотка или трещание старого кинопроектора. Изначально были еще и вспышки света, что давало вообще убойный эффект. Заставка в своем оригинальном виде напоминала небольшой мультик: сначала по экрану проводилась поперечная черта, по ней, как по трамплину, скакал белый шар, в конце он падал вниз, уменьшался в размерах и взрывался, после чего наступала темнота, из которой проглядывало жутковатое лицо.
Видеоролик сопровождался контрастными вспышками света, которые попадали в особенно громкие удары музыки. Это создавало психоделический эффект. На телевидение начали поступать жалобы, что у зрителей во время появления заставки стали случаться приступы эпилепсии, а еще она жутко пугала детей. Поэтому мультик сократили, оставив только появление головы. Вспышки света полностью убрали, зато добавили озвучку: «Телекомпания «Вид» представляет…», которая произносится вполне приятным голосом и сглаживает пугающий эффект. Сегодня страшная маска уже хорошо знакома всем зрителям, ведь она появляется на экранах почти 30 лет.
Кем был Го Сян и почему именно его лицо оказалось на пугающей заставке телекомпании ВИD
Конец 80-х начало 90-х годов на отечественном телевидении ознаменовался появлением новых креативных программ, которые притянули к экранам изрядную долю телеаудитории. Новостную программу «Вести» предпочитали смотреть те, кому надоели внести с полей передаваемые официальным «Время». А еще целыми семьями смотрели по вечерам программы телекомпании «ВИД», здесь бесспорным фаворитом для советских граждан было «Поле чудес», совершенно непривычное для тех времен капитал-шоу.
Телекомпания «ВИД» в то время выпускала на экраны несколько проектов, требовалось как-то их объединить, чтобы зрители сразу понимали, какой творческий коллектив стоит за разработкой. Проще всего это было сделать, создав один общий проект или заставку, но вот с этим как раз и возникли проблемы. Придумать необычный запоминающийся логотип никак не удавалось.
После долгих размышлений творческий коллектив решил обратиться к реставратору музея Востока Альбине Назимовой.
Кстати, Влад Листьев был ее вторым мужем. В музей отправился один из создателей телекомпании Андрей Разбаш, который и встретился с Назимовой. Эта женщина предложила использовать для заставки маску восточного философа Го Сяна, жившего в Китае в 3-4 веках нашей эры. Сверху на голову философа вползала трехлапая жаба — один из символов богатства. Есть сведения, что маска Го Сяна была посмертной.
На оригинальной маске Го Сян улыбался, правда, какой-то странноватой улыбкой. В символическом смысле сама маска символизировала счастье и богатство.
Однако руководство музея запретило использовать точное изображение лица китайского философа. В те времена многие увлекались компьютерной графикой (это было новомодное течение только пришедшее с Запада), так что изображение решили видоизменить.
Первыми под умелые руки компьютерщика попали относительно большие уши философа. По словам Александра Любимова перед творческим коллективом предстала какая-то несуразная Чебурашка, ее и в эфир пускать было стыдно и смешно. Но стоило убрать уши, как все резко улучшилось. Трехлапая жаба, взбирающаяся на голову философа, также подверглась компьютерной графике, после чего стала похожа на какую-то странную нашлепку или шишку.
Следующим шагом трансформации была подвергнута улыбка философа. Улыбка превратилась в неприятный оскал. Затем специалисты провели обесцвечивание, и логотип стал серым и попросту отталкивающим.
Самым интересным оказалось то, что после всех компьютерных изменений маска Го Сяна начала напоминать лицо известного тогда политического деятеля Бориса Ельцина (который немногим позднее стал первым президентом Российкой Федерации).
Однако один (пусть даже и весьма необычный) это еще далеко не запоминающаяся заставка. Композитор Владимир Рацкевич написал для заставки довольно жутковатую музыку, которая исполнялась фанфарами. Дополняли запугивающий эффект вспышки черно-белого света. Заставка получилась действительно запоминающейся, так что зрители точно знали, что перед ними будет очередная программа телекомпании ВИД. Правда впечатлительные дети проводили несколько секунд в страхе.
Спустя некоторое время слева появляется небольшой серый шар, который, подпрыгивая, движется к краю трамплина, а затем срывается с него в пустоту, при этом постепенно уменьшаясь в размерах. Когда он уменьшается до точки, то взрывается, вызывая появление черно-белых вспышек в форме круга.
Сразу после взрыва раздавалась музыка написанная Рацкевичем. Затем телеэкран темнеет, и из его глубины возникает маска, а внизу изображения появляются золотистого цвета буквы «ВИD».
Телекомпания ВИД (расшифровывается как «Взгляд и Другие») — советский и российский бренд, занимающийся разработкой и реализацией различных телевизионных проектов. Фирмой производятся программы для основных федеральных отечественных каналов, а также крупных каналов постсоветского пространства.
Создайте свой логотип онлайн. Более 50 тысяч брендов по всему миру уже используют логотипы от Турболого.
В настоящее время компания занимается производством программ для НТВ, «Первого канала» и телеканала «Россия». Также продукция ВИД транслируется на зарубежных каналах (Интер, ОНТ, Евразия и Prime).
Создание компании ВИД
Телекомпания основана в октябре 1987 года Владиславом Листьевым в качестве творческого объединения «Взгляд». В 1990 году бренд сменил название на «ВИД». К середине 1990-х годов предприятие открывает филиалы в Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде, где производятся собственные материалы. К 1992 году телеканал ВИД начинает выпуск своей газеты под названием «Новый Взгляд».
В том же году компания становится со-производителем известной детской передачи «Спокойной ночи, малыши!».
6 октября 2017 года телеканал ВИD меняет свое название на ВИDgital. Это обусловлено тем, что директор бренда решает делать упор на современность, а именно на переход в Интернет-пространство.
Первый логотип ВИД
В 1987 году появился первый логотип ВИД. Знак представлен в чёрно-белой расцветке. На нем изображено очертание керамической маски. Эмблема плоская.
Кто создал логотип ВИД
История логотипа телекомпании ВИД окутана домыслами и легендами ещё с 1990-х годов. Официальная версия создания эмблемы гласит: Владислав Листьев вместе с товарищами достаточно долго не могли выбрать подходящий символ — хотелось чего-от нетривиального и запоминающегося.
За помощью обратились к супруге Владислава Альбине Назимовой. Ещё с конца 1970-х она занимала должность реставратора в музее востоковедения. Женщина предложила рассмотреть керамическую маску в качестве заставки: изображение головы древнекитайского даосского философа Хоу Сяна, на макушке которого сидит трёхлапая жаба.
Логотип телеканала ВИД не мог представлять собой точную копию произведения искусства: эмблему нужно было сделать уникальной. Дизайнеры поработали над изображением, и композиция стала похожа на ужасающую посмертную маску, при регулярном виде которой у людей развивались фобии и страхи темноты.
Что означает логотип телекомпании ВИД? Изначально — высокое искусство и изящество. В действительности же символ стал синонимичен облику духа, злодея и колдуна.
История изменения логотипа ВИД
Более чем за 30 лет существования компании логотип ВИД значительно не менялся. Даже при проведении ребрендингов общая дизайнерская задумка в эмблеме сохранялась.
Середина 1990-х
В середине 1990-х годов эмблема становится серой и объёмной, иногда открывает мутные «глаза», что производит на аудиторию колоссальное негативное впечатление.
В 2018 году разрабатывается новый лого ВИД. Символ выполнен в стиле современной компьютерной графики. Теперь он больше напоминает лицо человека, но приятных ассоциаций по-прежнему не вызывает. Разработчики решили вернуться к идее логотипа, которую предложила Альбина Назимова. Теперь на фирменном знаке ВИД изображена голова монаха, на которой сидит жаба.
Заключение
Логотип телекомпания ВИД знаком практически всем россиянам. Его неоспоримое преимущество заключается в том, что благодаря отталкивающему облику, он запоминается мгновенно и навсегда.
Часто задаваемые вопросы
На фирменном знаке ВИД изображена голова китайского мыслителя Го Сяна.
На заставке телекомпании ВИД изображен китайский мыслитель Го Сян.
Автором идеи логотипа ВИД выступила Альбина Назимова, супруга Влада Листьева.
В 1987 году был разработан первый фирменный знак телекомпании ВИД.
Продуктовый и графический дизайнер с опытом работы более 10 лет. Пишу о брендинге, дизайне логотипов и бизнесе.
Основатель телекомпании ВИД, Влад Листьев, в течение длительного периода времени не мог определиться с логотипом. Решение этого вопроса пришло от его жены Альбины. Она около десяти лет профессионально занималась музейной работой, больше по восточной тематике. Именно она подала своему мужу идею взять в качестве логотипа «странную голову». Однако по другой версии, выбор был сделан Андреем Разбашем, которому Альбина предоставила возможность посмотреть все экспонаты музея. На самом деле эта голова принадлежала Хоу Сяну – древнему китайскому философу направления Дао. Кроме того, если приглядеться, то можно разглядеть на макушке еще и жабу с тремя лапами.
Что означает эта «голова»?
По некоторым данным, такая маска в Древнем Китае олицетворялась со смертью, гибелью человека. Ведь голова, по сути, была отрублена. Но в некоторых культурах, напротив, скульптура означает достаток, духовную силу.
Реакция зрителей
У простых телезрителей сразу возникало много вопросов, что за странная заставка. Кто-то считал, что это голова некой бабули, кто-то видел в фигуре голову самого Бориса Ельцина.
Согласитесь, эта картинка выглядит жутковато, а для некоторых (например, для детей) и ужасающе. А в тандеме со звучащей при этом музыкой. Кстати, сама фигура была керамической, сделана в 306-320 годах да нашей эры. Вообще, изначально Хоу Сян улыбается, значит умер он радостным и довольным своей жизнью. Значит, пугаться его маски совершенно бессмысленно.
Руководство музея, в котором работала Альбина, отказало в использовании подлинного изображения маски в качестве заставки телекомпании. Поэтому ее слегка видоизменили с помощью компьютерной графики. Только вот в результате редактирования изображения получилось не очень благодушное лицо.
Интересным фактом было и то, что больным эпилепсией было опасно смотреть на такую заставку. Ведь изначально она сопровождалась анимационными картинками и звуками, яркими вспышками и резкой сменой цветов. А это могло вызвать приступ у больных.
Некоторые телезрители даже писали письма с просьбой изменить логотип. Поэтому в 1998 году из заставки удалили вспышки и другие провоцирующие анимации, а устрашающую музыку заменили на голос Разбаша.
Заставка, которая не даёт покоя повзрослевшим детям 1990-х. Телекомпания ВИD и не представляла, какого джинна она выпустила из бутылки.
Создание логотипа телекомпании ВИD овеяно легендами, что для телевидения 1990-х — нормальное явление. Многое делалось «на коленке», а идеи были коллективными. Про один из самых жутких телелоготипов доподлинно известно следующее.
Авторы и создатели телекомпании решили пойти наперекор телевизионной моде. Несмотря на повальное увлечение компьютерной графикой, «видовцы» решили за основу логотипа взять некий символ-артефакт, что-то аналоговое. Для поиска вдохновения телевизионщики отправились в Государственный музей искусств народов Востока — сказалось тотальное увлечение культурой региона.
В музее была обнаружена керамическая маска в виде головы философа Хоу Сяна (англ. Guo Xiang) с трехлапой жабой. Однако музей наложил вето на использование оригинального образа в качестве логотипа. Да и уши у философа были не телегеничными.
В результате древний артефакт повстречался с новейшими технологиями: голова была слегка изменена с применением компьютерной графики и получила название «маска ВИD», ведь на экране она стала двумерной.
Логотип телекомпании получился довольно жутким. Во-первых, изображение было похоже на лицо покойного. Во-вторых, из-за низкого качества жаба вообще не считывалась — её принимали за странный нарост. Кроме того, заставка сопровождалась довольно специфической музыкальной композицией, созданной композитором Владимиром Рацкевичем.
Первая версия заставки начиналась с того, что на бело-сером фоне появлялась чёрная черта, напоминавшая бильярдный кий. Вибрируя, она двигалась вправо, при этом звучало нечто, схожее с оружейными выстрелами или работой отбойного молотка. Затем на экране появлялся небольшой шар серого цвета, который, прокатившись по чёрной черте, падал вниз. По кругам, появившимся после падения, можно предположить, что шар оказался в воде. Тут же экран затемнялся, и из ниоткуда появлялась «маска ВИDа».
Надо сказать, что жутковатый образ нового логотипа сразу вызвал волну возмущения. Но несмотря ни на что, маску не меняли. Более того, над ней открыто «прикалывались» уже и в 1990-е.
Волну мемов над заставкой запустили сами телевизионщики. Так, появился новогодний логотип «С новым ВИDом».
«Я снимаю» — команда оператора, стала основой для игры с логотипом ВИDа: снимали простынь, а предупреждали о жутковатом зрелище. Ход сохранился в еще более тревожном и страшном мультипликационном ролике.
Не остался в стороне и король поп-эстрады Филипп Киркоров. В его песне «Атлантида» есть такая строчка: «Ты исчезла из вида». В клипе она была проиллюстрирована заставкой телекомпании ВИD.
Наверное, самая пугающая версия и без того тревожной заставки телекомпании ВИD принадлежит Леониду Ярмольнику. Она была создана для его программы «L клуб».
Заставка буквально оживала благодаря тому, что её заменяло стилизованное лицо Ярмольника. Внезапность этого эффекта испугала в свое время очень многих зрителей.
Были и более мирные телеинтерпретации заставки. В 1992 году программа Игоря Угольникова «Оба-на. » начиналась со слов «ВИD, ВИD… Ничего не видно по вашему ВИDу!»
В 2009 году заставку вспомнили интернет-пользователи, и она стала новым мемом. Термин «мем» впервые употребил Ричард Докинз в своей книге «Эгоистичный ген» в 1976 году. Этим словом он обозначает единицу культурной информации, способную «размножаться». И действительно, мемы со скоростью света распространяются в виртуальном пространстве. Сегодня мем — это некий шаблон, способный стать основой для новой шутки. Чем больше вариантов — тем выше жизнеспособность мема. Прежде всего интернет-аудитория вспоминает заставку ВИDа как главный страх своего детства.
Кто-то увидел параллель между жабой на голове философа с гипножабой из мультсериала «Футурама».
Есть и хоррор-версия «ВИD из окна».
Не обошлось и без аллюзий на власть.
Скример — разновидность флеш-анимации с неожиданным «шок-эффектом». Первые скримеры появились в виде флеш-версий игр на внимательность. Пользователю предлагалось найти на картинке лишний элемент, а, когда он начинал вглядываться в изображение, внезапно появлялось какое-нибудь страшное лицо. Этот эффект знаком многим по игрушке «чёрт из табакерки».
В телевизионной версии примером скримера может быть ожившая маска ВИDа c Ярмольником.
Авторы интернет-видео сделали обычную заставку телекомпании, обработанную и дополненную различными эффектами элементами различных скримеров: