Символом чего являются алые паруса
Как «Алые паруса» стали символом прекрасной эпохи?
Начало XX века в российском искусстве было поистине волшебным. Это тяжело отрицать, особенно на контрасте с тем, что ожидало всех художников – в широком смысле слова – спустя всего пару десятилетий. Пока весь мир упивался зарождающимся постмодернизмом, деконструкцией всего, что так долго развивалось в Европе, но так и не спасло ее от Первой мировой войны, в России шли иным путем. Да, безусловно, базисом была вся та же предпосылка о несостоятельности современной культурной парадигмы, но цель была другая. Не разрушить, а создать что-то новое сверх.
На протяжении всего XIX века Россия будто накапливала свой интеллектуальный капитал. Каждое десятилетие дарило все более совершенных художников, музыкантов, но в первую очередь, конечно, писателей и поэтов. Первые два десятилетия новой столетки благодаря этому взорвались невиданным ранее обилием талантливых людей. Им было тесно в существующих рамках. Ведь никто не называет Сергея Есенина «новым Пушкиным», а Максима Горького «вторым Достоевским». Они – другие. Акмеисты, футуристы, имажинисты, младшие и старшие символисты, не важно. Главное, что у них получалось проложить дорожку к сердцу читателя в совершенно новых формах.
Впрочем, новых, да не совсем. Если положить перед человеком, который никогда не слышал об Александре Грине, книгу «Алые паруса», сможет ли он определить, когда повесть была написана? Что это, романтизм начала XIX века? Символизм начала XX-го? Может, новая искренность, которая разрослась ближе к концу прошлого века? Наверное, все вместе. Грин написал вневременную книгу, которая покажется актуальной человеку из любой эпохи. В конце концов, что может быть более современным каждому веку, чем мечта?
Посмотреть советскую экранизацию «Алых парусов» можно будет в пятницу, 17 сентября, в 17:05 и в воскресенье, 19 сентября, в 7:05 на телеканале «Мир».
Так почему же все-таки «Алые паруса» и что они символизируют? Чтобы ответить на этот вопрос, придется углубиться в черновики писателя. Он называл повесть «феерией». И не просто так. Эта книга должна была стать его откровением, главным произведением в жизни. Сначала она вообще была посвящена конфликту автора с собственным литературным талантом. В поисках какого-то синонима ликованию от творчества, Грин отправился в город, где на одной из витрин и обнаружил ту самую лодочку с парусом. Правда, белый шелк показался писателю слишком скучным. Нет, полотно непременно должно быть красным. Вернее – алым.
Первоначально в книге главный герой должен был рассуждать о тонкостях восприятия и о том, как писатель продумывает сюжет и реализует свой замысел, где находит образы. Алые паруса должны были стать катализатором творческого процесса для главного героя. У этого есть интересная подоплека: на самом деле полотнище корабля, по замыслу Грина, оставалось белым. Просто персонажи книги видят его на закате, когда Солнце багровеет на самом горизонте, окрашивая все вокруг в кроваво-алый цвет. Приглушенный шум моря, яркий свет, переливающиеся красным паруса – все это должно было помочь герою начать работать над своими произведениями.
А затем Грину пришла в голову еще более интересная мысль. Ведь действительно, никто и никогда алые паруса на свои суда не ставит. Это дорого и непрактично. Зато красиво и захватывающе. Главный герой хотел увидеть что-то подобное, что-то столь же потрясающее, вот и принял эффект от заката за настоящие алые паруса. Это великолепная метафора исполнимости мечты, которая в конечном итоге в глазах смотрящего и в руках делающего. Так изменилась тема повести.
Главный герой феерии, несмотря на то, что кажется на первый взгляд, вовсе не девочка Ассоль. И даже не Артур Грэй. Их ветка, пусть и занимает большую часть страниц, является побочной. На самом деле это повесть о старике Эгле, собирателе песен, легенд, преданий и сказок. То есть, по сути, авторе. Вспомните, ведь именно он рассказывает Ассоль о некоем корабле с алыми парусами, который он якобы придумал и обманул бедную девочку. Ничего он, конечно, не придумывал. Это он должен был стоять на берегу моря по первоначальному замыслу Грина. Это он видел судно с белыми полотнами, которое озарялось солнцем и казалось кроваво-красным. И в первую очередь ему нужно, чтобы Ассоль действительно забрал принц на таком корабле. Потому что только тогда его произведение, пересказанное девочке в лесу, обретет хоть какой-то смысл, подарит хотя бы одному человеку счастливую жизнь. Можно ли автору мечтать о большем?
Впрочем, конечно, речь вовсе не о судах и принцах. Ассоль просто дарят смысл жизни. С самого начала повести читателю показывают, как несчастно она живет. Никому не пожелаешь такой жизни, как у дочки моряка, которого ненавидит весь город. В результате с детства у нее вырабатывается защитный механизм. Героиня живет в мире сказок, она постоянно о чем-то мечтает и переносит себя из жестокого мира в собственные сны. Чтобы выйти из этого состояния, ей просто необходим некий образ из жизни, которыми и становятся алые паруса, а вернее, само Солнце. Всю дальнейшую жизнь, с момента встречи с Эглем, она посвящает стремлению к нашей звезде. Недаром Грин дал ей столь символичное имя – Ассоль. Будто «к солнцу» по-латински. Мечта о счастливой жизни, которой она никогда не знала, мечта о солнце, мечта о принце – все это двигало главную героиню день за днем, пока она трудилась, собирая игрушки на продажу, пока выживала в том мире, в котором она родилась, но не хотела бы рождаться.
Артур Грэй, в свою очередь, стал для Ассоль проводником в новый, счастливый мир. И сделал это максимально правильным способом. Да, он действительно просто влюбился в девушку и хотел забрать ее себе в жены, но ведь принцу ничего не стоило просто снарядить красивый королевский корабль, приехать к возлюбленной и попросить у нее руки и сердца. Или, в конце концов, прийти к ней домой пешком. Нет, Грэй подслушивает разговор о мечтах девушки, о ее вожделенных алых парусах, и намеренно покупает красную ткань, чтобы водрузить ее на свой небольшой корабль. Он хочет не столько жениться на девушке, не столько увезти ее с собой в страну, где он наследный принц, сколько реализовать ее мечту, ее желание. Довезти Ассоль до Солнца. Он становится вторым элементом в паззле, который дарит душевный покой главному герою Эглю. Ассоль была той, кто искренне поверил в его сказку и сделал ее смыслом своей жизни, спасительной веточкой из серого мира, а Артур Грэй не просто сам спас девушку. Он воплотил сказку. И это главный итог произведения.
Грин считает, что человека от его мечты отделяет толстое и мутное стекло реальности. Через него очень тяжело увидеть то, что делает нас по-настоящему счастливыми. И Ассоль, и Грэй, и Эгль сумели в какой-то момент посмотреть сквозь эту линзу, пусть и каждый со своего особого ракурса. Алые паруса – это не просто символ мечты. Это чудо. А, как мы знаем из повести Грина, «чудеса нужно делать своими руками. Если душа человека жаждет чуда – сделай для него это чудо. Новая душа будет у него и новая – у тебя».
«Алые паруса»: как в России появился символ романтической любви и трогательного выпускного
До выпускного «Алые паруса» осталось меньше месяца. «Пятый канал» опубликовал очередной экскурс в его историю. О том, как Александр Грин создавал свою повесть-феерию, вдохновившую на создание зрелищного шоу.
Над своим первым крупным произведением Александр Грин работал шесть лет. За это время несколько раз появлялись и исчезали разные герои, менялось место действия и даже цвет знаменитых парусов. Писатель задумал повесть еще до революции, в 1916 году, а дописывал уже после окончания гражданской войны. Все происходящее перед его глазами закономерно отразилось и в его тексте.
Сам Александр Грин рассказывал, что идея повести пришла к нему случайно. Он остановился перед витриной с игрушками и там увидел лодочку с шелковым парусом. Правда тот парус был не алого, а белого цвета. Писательская фантазия самостоятельно дорисовала образ. Грин задумался, что мог бы ему рассказать корабль с красным парусом. В поисках ответа на этот вопрос он и написал свою самую известную книгу.
Кстати, именно «Красные паруса» – первое название повести. А первое место действия – революционный Петроград. Писатель вдохновенно встретил февральскую революцию, но к революции октябрьской его настроение резко изменилось. К большевистским идеям он был равнодушен. В конце концов Грину начало казаться, что паруса слишком густо окрашены политическими красками. Красный цвет он заменил на алый, что, впрочем, не спасло книгу от спекуляций советской пропаганды, которая много лет пыталась делать из литературного корабля революционный символ, а самой книге приписывало удобные для власти смыслы.
«Надо оговориться, что, любя красный цвет, я исключаю из моего цветного пристрастия его политическое, вернее – сектантское значение. Цвет вина, роз, зари, рубина, здоровых губ, крови и маленьких мандаринов, цвет этот – в многочисленных оттенках своих – всегда весел и точен. К нему не пристанут лживые или неопределенные толкования», – писал Александр Грин.
По этой же причине Грин меняет и место действия. Из революционного, голодного и нищего Петрограда герои переезжают в сказочную Гренландию, в прибрежную деревушку Каперна. Писатель страстно любил природу морских городов – именно её он считал самой привлекательной. Он и сам долго жил у моря – в Крыму. Поэтому в своих произведениях он описал почти все порты в акватории Черного моря.
Были в повести «Алые паруса» ещё два героя, которые со временем исчезли из черновиков Грина. Герой-рассказчик и летающий человек Мас-Туэль, который обрёл свой дар благодаря силе желания.
По задумке Грина герой-рассказчик видит корабль с парусом, но из-за необычного солнечного эффекта парус кажется ему не белым, а почти алым. Он рассказывает эту историю Мас-Туэлю, а тот в свою очередь делится с ним историей Ассоль. Позже автор принял решение отказаться от второстепенных героев, оставив только две сюжетные линии – Ассоль и Грея. Кстати, в многочисленных черновиках Александра Грина можно найти и совсем другое имя главной героини – Аюта.
Работа над повестью происходила на фоне трагических событий не только в стране, но и в жизни самого писателя. В 1919 году Грина призвали в Армию, где он подхватил сыпной тиф и надолго оказался в больнице. Он дважды дезертировал из армии, потому что не разделял тех идей, за которые ему предстояло сражаться. В какой-то момент он оказался на грани нищеты и скитался по друзьям в поисках ночлега. И всё это время Александр Грин делал заметки и писал черновики будущей повести. Естественно, всё разочарование происходящим и надежда на то, что и в его жизни, и в жизни Петрограда наконец появится тот самый корабль с алыми парусами, выплеснулись на страницы повести.
В привычный нам текст «Алые паруса» сложились к 1920 году. Все дальнейшие правки были уже стилистического характера.
В мае 1922 года в газете «Вечерний Телеграф» опубликовали одну главу из повести – «Грей». Целиком произведение вышло в 1923 году. Свою книгу Александр Грин посвятил любимой жене Нине, которая была рядом с ним до самой смерти.
Класс: 6
Презентация к уроку
Анализ 1 главы «Предсказание» (слайд 1)
Стадия вызова (слайды 2-3)
Вопрос: были ли в вашей жизни моменты, когда вами владело одно только желание чего-то необычного, прекрасного?
Задание: прослушайте песню «Алые паруса» (исп. Е Осин и ансамбль «ДоМиСольки»)
– Сформулируйте тему урока, используя текст песни и данную иллюстрацию (слайд 4)
Тема урока: «Алые паруса – символ надежды…» (по произведению А.Грина «Алые паруса»)
Осмысление содержания (слайд 5)
Эпиграф:
Александр Грин – писатель солнечный и, несмотря на трудную судьбу, счастливый, потому что через все его произведения победно проходит глубокая и светлая вера в человека, в добрые начала человеческой души, вера в любовь, дружбу, верность и осуществимость мечты… И каждый прочитавший его становится чем-то богаче и чище.
Биография писателя (доклад ученика + презентация: Слайды 6-13): Дом-музей А. Грина. Рабочий кабинет писателя, Филиал Дом-Музей А.Грина (Старый Крым), Здесь с 1930г. жил А. Грин. Здесь он и умер, Мемориальная доска на набережной имени Грина, д. 21, г. Кирове, Бюст на набережной имени Грина в г. Кирове, Александр Грин на почтовой марке Украины, 2005)
Из истории создания произведения (слайд 14-15)
Мечтами об «ослепительном случае и радости» полны все рассказы Грина, но больше всего – его повесть «Алые паруса». Эту пленительную и сказочную книгу Грин обдумывал и начал писать в Петрограде в 1920 году, когда после сыпняка он бродил по обледенелому городу и искал каждую ночь нового ночлега у случайных, полузнакомых людей. «Алые паруса» – произведение, утверждающее силу человеческого духа, просвеченное любовью к жизни и верой в то, что человек способен совершать чудеса.
1. Работа с литературоведческими терминами (слайд 16)
Феерия (франц. feerie, от fee – фея, волшебница),
1) Жанр театральных спектаклей, в которых для фантастических сцен применяются постановочные эффекты. Возник в Италии в 17 веке
2) Цирковое представление с использованием различных эффектов.
3) Волшебное, сказочное зрелище.
Символ – слово «символ» происходит от греческого слова symbolon, что означает «условный язык».
Символ – предмет или слово, условно выражающее суть какого-либо явления.
Символ заключает в себе некую тайну, намек, позволяющий лишь догадываться о том, что имеется в виду, о чем хотел сказать автор.
+ Предсказание
2. Работа с текстом (слайд 17)
3. Самостоятельная работа – составление характеристики героини (сверяем с данными на слайде 17)
Характеристика героини (ключевые слова): девочка, маленькое существо, «несмышлёныш, без которого скучно», «доброе личико», росла без подруг.
Иллюстрации героев (слайд 18)
Анализ эпизода «Встреча с волшебником» (слайд 19)
Продолжим составление характеристики героини (сверяем с записью на слайде 19)
Характеристика героини: «стиранное много раз платье, худенькие загорелые ноги, тёмные густые волосы», «каждая черта была выразительна, чиста и легка, как полёт ласточки», «тёмные с оттенком грустного вопроса глаза казались старше лица; его неправильный мягкий овал был овеян того рода прелестным загаром, какой присущ здоровой белизне кожи», «полураскрытый маленький рот блестел кроткой улыбкой».
«Растение, крошка, милая, «имя так странно, так однотонно, музыкально, как свист стрелы или шум морской раковины», «Прекрасная неизвестность».
«Тут только он (Эгль) уяснил себе, что в лице девочки было так пристально отмечено его впечатлением. «Невольное ожидание прекрасного, блаженной судьбы. », – решил он.»
Иллюстрации героев (слайд 20)
Анализ эпизода «Ассоль после встречи с волшебником» (слайд 21)
Рефлексия (слайд 22)
Смотрим иллюстрацию и прослушаем песню «Алые паруса» (слайд 23)
Составление синквейна (слайды 24-25)
Мечта.
Далёкая, манящая.
Надеяться, верить, ждать.
Заветные мечты сбываются.
Счастье.
Паруса.
Алые, загадочные.
Манят, радуют, приближаются.
Надо верить в чудеса.
Любовь.
Иллюстрации (слайд 26)
Домашнее задание (слайд 27)
1. Ответить на вопрос: Как вы думаете, сбудется ли мечта Ассоль?
2. Прочитать феерию А. Грина «Алые паруса» до конца.
3. Составить рассказ о главных героях произведения: Ассоль и Грее.
Итог урока (слайд 28)
Заканчивается урок словами А.Грина: «Чудеса нужно делать своими руками. Если душа человека жаждет чуда – сделай для него это чудо. Новая душа будет у него и новая – у тебя»
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Подписка по e-mail
—Поиск по дневнику
—Интересы
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Символика цвета в повести «Алые паруса»
Символика цвета является основным художественным приёмом у многих писателей и поэтов. В повести Грина «Алые паруса» цветовая символика имеет особое значение.
Мы сможем глубже понять произведение, если обратимся к словарю символов. Описание цветовой символики потребовало бы очень много времени, поэтому я назову символические значения лишь основных цветов.
По-иному представлен алый цвет в словаре Ожегова. Это всего лишь ярко- красный цвет. А теперь посмотрим, что осталось от этой ало-розово-белой блистательной палитры в словах нищего, подслушавшего разговор отца с дочерью: «Специальный красный корабль…». Оговорка здесь не случайна: Алый цвет – цвет мечты. Красный – кровавый, недобрый Изображая дома в Каперне, автор обращает внимание на Красные стекла окон.
Очень много в повести белого цвета
Белый цвет был многозначным символом во все времена и у всех народов. Главное и исходное его значение — свет. Белый тождествен солнечному свету, а свет — это божество, благо, жизнь, полнота бытия,чистота.
В повести мы не раз видим сияющую громаду алых парусов белого корабля. Ему противопоставляется черная крыша трактира. Вернувшись домой после случая с Меннерсом, Лонгрен говорит дочери: «Черную игрушку я сделал, Ассоль». Черный цвет символизирует траур, скорбь, печаль, зло.
Очень интересно автор использует золотой и желтый цвета. В словаре Ожегова это слова-синонимы. Золотой цвет – блестяще- желтый. А в повети Грина это скорее антонимы. «Золотое кольцо, величиной с солнце, «золотые ворота Моря» откроют Грэю путь к мечте. И здесь же «пожелтевшая скатерть» в трактире Миннерса, рыжие глаза Хина. Желтый цвет часто ассоциируется с чем-то болезненным, фальшивым.
Значительная роль отведена синему и серому цветам.
Серый цвет часто считают цветом несчастья и посредственности. Однако у серого цвета есть и позитивное значение. В эпоху Возрождения серой цвет считался цветом изящества, элегантности, благородства. Именно такого цвета глаза благородного сказочника Эгля «серые, как песок, и блестящие, как сталь.»
Цветовые символы в повести Грина неоднозначны, они помогают понять характер героев, их внутренний мир.
Символ заветной мечты: Матвиенко о празднике «Алые паруса»
Спикер Совфеда Валентина Матвиенко поздравила выпускников с днем окончания школы. Она отметила, что ограничения и невзгоды не смогли прервать традицию грандиозного праздника «Алые паруса».
Спикер добавила, что в Северной столице всегда чествовали выпускников.
Первый сказочный выпускной, переносящий еще вчерашних детей во взрослую жизнь, состоялся 27 июня 1968 года по инициативе самих выпускников. В этот день ленинградские школьники впервые увидели на Неве корабль больших надежд и стремлений под алыми парусами. Он стал символом этого праздника, который, в свою очередь, стал символом города. Традиция праздновать выпускной всем городом прервалась в 1979 году. Возродить ее удалось только в 2005 году по инициативе Пятого канала и Акционерного банка «РОССИЯ» при поддержке правительства Санкт-Петербурга.
Раз за разом «Алые паруса» собирают все больше зрителей и участников. В прошлом году грандиозное шоу собрало более 1,5 миллиона гостей, еще более 10 миллионов наблюдали за ним в режиме онлайн. Тогда же «Алые паруса» получили награду в главной номинации престижного конкурса Best Event Awards и были признаны лучшим праздником в мире.