Синдром аспергера у детей что это симптомы признаки
Синдром Аспергера у детей: симптомы, причины, диагностика и лечение
У детей иногда диагностируют особое изменение аутистического спектра. Оно характеризуется сложностью социального взаимодействия, определенными коммуникативными нарушениями, своеобразным кругом интересов. Эта патология получила название синдром Аспергера. Такой диагноз врачи ставят лишь после углубленной клинической, а затем неврологической и психиатрической экспертизы.
По классификации МКБ-10 патология имеет отдельную категорию. МКБ-11 выделяет ее, как сбой психического развития, аналогично аутизму. Некоторые американские специалисты предлагают вовсе запретить такой диагноз, видоизменив его на определение «расстройство детского аутистического спектра», добавляя к нему степени тяжести болезни.
История изучения
Расстройством впервые углубленно занимался австрийский психиатр Ганс Аспергер, поэтому оно и получило такое название по предложению Лорной Уинг из Англии в 1981 году. Еще в далеком 1944 году педиатр описал больных детей, у которых заметил отсутствие наклонностей к невербальному общению, весьма ограниченную эмоциональность при контактах с окружающими людьми, определенную неловкость в физических упражнениях.
В конце прошлого столетия были разработаны и внедрены в психологическую практику диагностические стандарты. Благодаря им, удалось идентифицировать детей, имеющих синдром Аспергера. Подобное расстройство стали считать нарушением психики, поскольку у заболевших детей отмечались сложности при социальном взаимодействии, у них обнаруживали стереотипный репертуар повседневных занятий и цикл повторяющихся интересов.
Официально диагноз удален с 2013 года из американского издания Диагностического руководства, касающегося психических расстройств. Однако на практике термин продолжают использовать, хотя у синдрома достаточно общих критериев с аутизмом, также перечисленным в группе аутистических расстройств.
Отличия синдрома Аспергера от аутизма
Психиатры сейчас не пришли к однозначному мнению: следует ли считать синдром Аспергера отдельной диагностической категорией, исключающей определение аутизма. Обе патологии являются аутистическим расстройством. При такой ситуации происходят некоторые изменения структуры мозга, хотя их развитие до сих пор не изучено полностью.
Общие симптомы — сложности социального взаимодействия, нежелание контактировать с окружающими, неадекватная реакция на общепринятые нормы, отсутствие эмпатии. Однако при синдроме такие проявления менее интенсивны, поэтому ребенок способен нормально жить, затем заводить семью, успешно работать.
Следующее отличие заключается в специфической речи у больных синдромом Аспергера. Это четко выделяет их среди детей, имеющих иные первазивные дефекты развития. Первооткрыватель заболевания красноречиво отметил необычные речевые способности больных. Они включают такие аспекты: сложность построить диалог, «мелодичность» потока речи, раннее ее развитие либо задержка. Одновременно педиатр описал, что существует определенная тенденция у некоторых малышей разговаривать «по-взрослому». У них значительный словарный запас, в беседе присутствуют достаточно сложные по конструкции предложения.
Аспергер отмечал: «Если прислушаться к их речи, непременно заметишь такие аномалии языка, поэтому они имеют для диагностики особенное значение». Многие специалисты сейчас воспринимают подобное отклонение определенным подвидом аутизма. В целом мнение психиатров, утверждающих, что ребенок с выявленным синдромом Аспергера болен особым типом аутизма — достаточно реально. Подтверждается оно также схожестью проявлений патологий.
Симптомы
Синдром Аспергера — скрытая дисфункция, поскольку по визуальным признакам ее практически невозможно определить. У детей с таким расстройством присутствуют сложности с коммуникацией, воображением, социальной адаптацией — это «триада нарушений», характерная для данной патологии.
Коммуникация
Дети, имеющие подобное расстройство, обнаруживают такие его проявления:
Воображение
Больным детям характерны следующие признаки:
Из-за всего перечисленного у больных детей отсутствует даже минимальная мотивация участвовать в общих играх, хотя у них присутствуют необходимые навыки для такого занятия. Психиатры заметили, что у пациентов постоянно присутствуют повторяющиеся действия, хотя они способны принимать достаточно сложные формы.
Социальное взаимодействие
При выявленном синдроме Аспергера у детей сохраняются социальные контакты, однако нередко возникают значительные сложности при желании инициировать, а затем поддерживать новые взаимоотношения. Малыши с таким расстройством:
Причины появления синдрома Аспергера
Психиатрам до сих пор не удалось выявить факторы, провоцирующие возникновение проблемы. Чаще всего такое расстройство психики вызвано некоей комбинацией окружающих ребенка рисков в социальной среде и генетических предпосылок. Многие исследования подтвердили, что изменения мышления могут вызываться неким сочетанием эндогенных, а также экзогенных факторов.
Максимально достоверной рабочей гипотезой признана аутоиммунная реакция материнского организма, провоцирующая повреждение у плода его головного мозга. Только одно удалось установить достаточно точно — патология является только врожденным расстройством, ее невозможно приобрести при жизни. Если синдром Аспергера выявлен у взрослого — это только свидетельство того, что в раннем возрасте не была проведена правильная диагностика заболевания. Патология неспособна появиться из-за эмоциональной травмы либо недостатков воспитания.
Есть еще такая распространенная теория, что на появление болезни влияет процедура вакцинации. Однако современные исследования на это утверждение однозначно неспособны ответить. Хотя общая неясность, окружающая выявление точных причин появления у ребенка патологии оставляет ресурс для споров, из-за чего исследования по этому поводу не прекращаются.
Диагностика
У наших психиатров присутствуют определенные проблемы при выявлении аутистических расстройств. Некоторые проявления патологии удается обнаружить до достижения малышом двухлетнего возраста, но чаще проблему диагностируют только в 4–5 лет.
Для больных детей характерен повышенный словарный запас, хотя их речевое развитие весьма специфично. Из-за своевременного начала разговорных навыков такая симптоматика нередко воспринимается в виде проявления иных сбоев поведения. Обычно присутствие этого синдрома определяют только по социальной адаптации ребенка.
Выявлено ряд признаков, которые способны указывать на присутствие у малыша подобного расстройства:
Все подобные проявления вполне способны заметить как учителя, так и родители, однако окончательный диагноз обязан ставить психиатр, специализирующийся на работе с детьми либо подростками. В диагностических мероприятиях активно используют наблюдения за малышами, анкетирование, проведение нейропсихологического тестирования.
Лечение синдрома Аспергера
Аналогично терапии аутизма, при этой патологии коррекционные мероприятия также стремятся смягчить характерную симптоматику, ухудшающую качество жизни. Задача — улучшить социальное функционирование. Здесь важно то, что от патологии нет никакого конкретного лекарства, не придумано специфическое лечение. Медикаментозная терапия допустима, но только для избавления от некоторых симптомов.
Помимо назначения медикаментозных препаратов, терапия состоит в таких действиях:
Полностью устранить подобное расстройство никак не получится, поэтому каждый ребенок, которому установили такой диагноз, станет взрослым, имея синдром Аспергера. Коммуникативные, а также социальные проблемы сохранятся, хотя и не будут сильно выраженными. Большинство людей с синдромом добивается определенных успехов в трудовой деятельности, без особых проблем создают семьи, вливаясь полноценно в социум.
Симптомы и лечение синдрома Аспергера у детей
Синдром Аспергера – это довольно неоднозначное расстройство, которое становится предметом множественных научных споров. Одни ученые рассматривают его как проявление аутизма и не считают правильным выделять как отдельное заболевание. Другие и вовсе не воспринимают его как патологию, а характеризуют нестандартным и отличительным поведением.
Знакомство с болезнью
Синдром Аспергера представляет собой психическое расстройство, характеризующееся, прежде всего, проблемами социальной адаптации и стереотипным поведением, но не сопровождающееся умственной отсталостью и речевым недоразвитием. В отдельных случаях такие больные, наоборот, обладают высоким интеллектуальным уровнем.
Впервые о синдроме услышали в середине 20 века, когда австрийский психиатр, педиатр Ганс Аспергер исследовал и описал четырех детей с проблемами социального взаимодействия. Они испытывали сложности в налаживании бессловесного контакта с людьми, отличались эмоциональной скупостью и неспособностью сопереживать другим, а также проявляли некоторую неуклюжесть в движениях.
Кроме того, симптомы данного расстройства проявлялись и у самого его первооткрывателя.
Обнаруженный синдром врач обозначил как аутистическая психопатия. Он рьяно и подобострастно защищал свои «находки», говоря о том, что люди с аутистической психопатией, пройдя через большие трудности в детстве, занимают определенную ячейку в обществе и вносят свой вклад в его развитие. Ученый считал, что такие больные обладают особым складом мышления и в дальнейшем могут достичь значительных высот.
В 90-х годах расстройству было присвоено его современное название: синдром Аспергера. Понятие выделили в самостоятельный диагноз и сформулировали его основные критерии.
В настоящее время Международная классификация болезней отвергает этот термин. Расстройство зашифровано под кодом «Шизоидное расстройство детского возраста».
Одна из теорий возникновения заболевания основана на наследственном факторе. Считается, что, если у ребенка имеются больные родственники, особенно отец, у него есть повышенный риск заработать расстройство.
Предполагается, что еще внутриутробно под воздействием тератогенных, то есть разрушающих, факторов, у плода формируются аномалии и пороки развития. Они приводят к патологической миграции эмбриональных клеток, вызывающих изменения в структуре головного мозга. Последние, в свою очередь, нарушают нейронные пути, отвечающие за мышление и поведение.
Эволюция симптомов
Синдром Аспергера у детей проявляется еще в раннем возрасте. Расстройство диагностируется чаще у мальчиков. Соотношение случаев синдрома среди мальчиков и девочек соответствует 2:1.
Синдром Аспергера или, как его еще называют, синдром Инопланетянина относят к расстройствам аутистического спектра. Болезнь считают наиболее благоприятной и функциональной его формой и нередко называют высокофункциональным аутизмом.
Однако, несмотря на это, многие аспи, как они сами себя прозвали, очень обижаются, когда их причисляют к аутистам.
Болезнь начинает развиваться еще в младенческом возрасте, но в этот период ее достаточно сложно диагностировать. Это связано с тем, что расстройство проявляет себя через социальные коммуникации, а этому возрасту они еще не свойственны.
Среди косвенных проявлений расстройства в младенчестве можно выделить:
Более явно признаки синдрома проявляются в раннем дошкольном возрасте, когда ребенок идет в сад, начинает более тесно контактировать с другими детьми. Здесь обращает на себя внимание поведение малыша. В группе или на детской площадке можно наблюдать картину, когда все дети играют вместе либо небольшими группами, а один ребенок находится в стороне, обособленно от других.
Он не проявляет интереса к другим деткам, не стремится вовлечься в их игры и общение. Такому ребенку трудно взаимодействовать со сверстниками. Даже совместная деятельность с родителями дается им с трудом.
У детей с синдромом Аспергера слабо развита жестикуляция и мимика. Если большинство ребятишек старше годовалого возраста в ответ на приветственный взмах рукой взрослого повторяют за ним этот жест, то у маленьких аспи этого не происходит. Им сложно устанавливать контакт глаза в глаза, мимика их очень бедная. Они очень чувствительны к прикосновениям других людей – чужие касания для них неприятны и вызывают негативные эмоции.
Дети-аспи с трудом воспринимают режим в детском саду. Кормить их в определенное время или укладывать спать становится настоящей проблемой. Родителей они отпускают с трудом, плачут и цепляются за них.
Девушка с синдромом Аспергера, будучи взрослой, вспоминает свое пребывание в садике как адскую пытку. Она практически все время сидела на одном месте или смотрела в окно. Ей сложно было понять правила, которым нужно следовать, и это раздражало ее. Если кто-то прикасался к ней, это приводило ее в ужас.
Игры других детей она не понимала. То, над чем смеялись они, у нее не вызывало подобных эмоций. Именно в садике она впервые почувствовала себя инопланетянином. Создавалось впечатление, что ее высадили на незнакомой планете с чужой культурой, обычаями и традициями.
Школьный возраст
Взрослея, ребенок-аспи постепенно улавливает смысл общения детей друг с другом и стремится также вступить в это игру. Однако его социальная незрелость становится препятствием на этом пути. Поэтому ребенок устанавливает коммуникативные связи через имитацию поведения других детей. И у некоторых это получается довольно искусно. А если имитируемое лицо – просто предмет для подражания, то все складывается вполне удачно.
Проблема возникает, когда у подростка-аспи появляется тенденция копировать поведение «плохого парня».
Со временем дети с Аспергером способны не только улучшать свои социальные навыки, но и приобретать негативные свойства. Одно из них – психологическая защита в виде злости или высокомерия, которая впоследствии способна перерасти в физическую агрессию. Такая реакция возникает в ответ на гонения и издевательства, которым подвергаются некоторые дети с синдромом в силу своего нетипичного поведения.
В целом, в более старшем возрасте таким детям удается наладить искренние, дружеские отношения со сверстниками. Но, учитывая их категоричность в отношении дружбы, выбор товарищей подвергается тщательному отбору.
Типичные признаки
Считается, что «любимый» возраст проявления синдрома – 6 лет и 2 месяца. В этот период у детей уже активно формируется речь, интересы и социальные взаимодействия, привязанности.
Для аспи характерна так называемая социальная неуклюжесть. Их эмоциональная бедность, неспособность сопереживать, сочувствовать другим людям, неумение слушать собеседника вызывает трудности в построении взаимоотношений.
Сложностей добавляет неумение устанавливать невербальный контакт, то есть с помощью мимики, языка тела и жестов. Поэтому такие дети сложно налаживают контакт со сверстниками. Здесь возможно два варианта: либо ребенок вообще не взаимодействует с другими детьми, либо формируется однобокое общение, когда ребенок-аспи высказывает собеседнику свои мысли, рассказывает о своих интересах, но совсем не слушает товарища, не дает ему вставить слово. Со стороны такое поведение выглядит как проявление эгоизма и бесчувственности.
Иногда такие дети вполне способны заводить приемлемые беседы, но только с отдельными лицами, которые оказались у них в любимчиках.
Речь у ребенка с синдромом Инопланетянина формируется в срок и развивается вполне нормально, в отдельных случаях превосходя ее уровень у обычных детей. Такие малыши обладают богатым словарным запасом с литературным оттенком, из-за чего их речь называют академической. К тому же многие из них достаточно словоохотливы.
Однако речь не лишена и некоторых недочетов. Часто страдает интонационная её сторона, она может быть слишком громкой и резкой, быстрой, вскрикивающей. Темы разговора сменяются внезапно, без смысловых переходов.
Наблюдается монологичное, однобокое словотечение. То есть, ребенок изрекает длительный монолог, не следя за тем и не понимая, интересно ли это собеседнику. Порой это приводит к тому, что до слушателя смысла сказанного не доносится.
Несмотря на богатую речь, дети-аспи лишены возможности понимания и восприятия абстрактности высказывания. Они не воспринимают юмор и иронию. Даже если логически они понимают, что это смешно, они не испытывают привычного удовлетворения и наслаждения смехом и шутками. Любой текст они воспринимают буквально, не способны «читать между строк» и увидеть скрытый смысл.
Девушка рассказывала, что в детстве она прочла множество брошюр с анекдотами и юмористическими история, которые затем рассказывала своим родственникам. Таким образом она пыталась понять, что является для людей смешным.
Когнитивные и двигательные особенности
Проблем с интеллектом у детей с синдромом Аспергера нет. Обычно он соответствует возрасту или даже превышает возрастную норму. Память достаточно хорошо развита, но страдает зрительно-пространственное восприятие.
Отличает ребенка с синдромом Аспергера узкая, специфическая направленность интересов. Ребенок может глубоко изучать марки пылесосов или исторических личностей. Штудирует всю информацию по интересующему его вопросу, обладает сверхзнаниями. Такая заинтересованность становится маниакальной.
То, что не вызывает у ребенка любопытства, воспринимается им с неохотой и трудно запоминается. В этом случае процесс приходится строго контролировать.
Очень часто, несмотря на огромный багаж знаний, ребенок не может их применить по существу.
Дети с синдромом Аспергера выделяются стереотипностью поведения. Это могут быть повторяющиеся движения рук, головы или тела. Для них свойственна выработка определенных ритуалов. Их нарушение выбивает ребенка из привычного ритма и способно привести к нервному срыву.
Они неуклюжи и плохо координированы. Часто их узнают по шаткой, неустойчивой походке. У них возникают трудности с сохранением равновесия, из-за чего такие навыки, как езда на велосипеде или роликах, даются им с трудом. Во время бега их положение тела нетипичное, они способны долго сохранять неудобную позу.
Мелкая моторика развивается с опозданием. Например, дети-аспи позже обучаются таким элементарным действиям, как завязывание шнурков или застегивание пуговиц. Письмо также осваивается с запозданием, почерк у них непонятный и неаккуратный.
В поведении детей при синдроме Аспергера проявляются различные фобии. Но, наряду с этим, у них слабо развит инстинкт самосохранения и ощущение опасности.
Диагностика и лечение
Золотое правило в лечении расстройства: чем раньше оно диагностировано, тем плодотворнее и удачнее его лечение. Благодаря своевременной терапии многие дети способны нормально жить и функционировать в обществе.
Проблема диагностики заключается в том, что нередко синдром Аспергера принимают за другое расстройство:
Интересно, что, например, при ОКР навязчивости угнетают больного и приносят ему массу неудобств. Тогда как при синдроме Аспергера ребенок может вполне мирно существовать со своими компульсиями, испытывая от них удовольствие.
Поэтому следует помнить, что правильный диагноз способен установить только специалист.
Лечение расстройства начинается с разъяснения ребенку его особенностей. Для этого специалист использует упражнение на особенности, проводимое в ходе семейной встречи.
Берут 2 листа бумаги. Один озаглавливают как Качества, другой – Трудности. На каждом вписывают свойства, подпадающие под одну из категорий. В процессе участвует не только ребенок, но и его близкие. Каждый пункт затем комментируется специалистом. Беседа заканчивается словами: «Поздравляю, у тебя синдром Аспергера». Далее ребенку разъясняют его особенности.
В терапии синдрома используют медикаментозный и немедикаментозный подходы. Психотические средства помогают справиться с эмоциональным дисбалансом, но детям назначаются с осторожностью.
Немедикаментозные средства воздействия разнообразны и меняются относительно возраста ребенка. В общем, корректировочные программы направлены на развитие социальных навыков и закрепление межличностного общения, правильной манипуляции речью, управлением своими эмоциями, исправление двигательных нарушений.
Следует понимать, что психотренинги проводят не только по отношению к ребенку, но и к родителям. Обучают их правильному взаимодействию с их чадом, учат взрослых понимать особенности его внутреннего мира.
Дети с синдромом Аспергера – это особый контингент, со своеобразным мышлением и поведением. Их можно назвать менее чувственными, но более прагматичными. Нетипичность такого ребенка подвергает его определенным испытаниям. Но правильно расставленные приоритеты и выявленные таланты позволяют воспитать из них настоящих гениев. Пример тому – Эйнштейн и Моцарт, у которых явно прослеживались признаки синдрома.
Синдром аспергера у детей: симптомы, причины, диагностика и лечение
Синдром Аспергера – это одно из расстройств аутистического спектра, которое характеризуется различными трудностями социального взаимодействия, а также специфическими коммуникативными нарушениями, ограниченным и своеобразным, стереотипным кругом интересов, что отличает детей с СА от сверстников. Данный диагноз ставится только после клинической, психиатрической и неврологической экспертизы.
В МКБ-10 данное расстройство было выделено в отдельную категорию как «синдром Аспергера». В МКБ-11 это нарушение психического развития, как и аутизм, входит в общую группу «Расстройства аутистического спектра». Более того, ряд американских исследователей вовсе предложили отказаться от использования данного диагноза, заменив его на диагноз «расстройство аутистического спектра» с указанием степени тяжести.
Краткая история
Данное расстройство получило свое название в честь австрийского психиатра и педиатра – Ганса Аспергера. Он в 1944 году описал детей, которые отличались отсутствием способностей к невербальной коммуникации, ограниченной эмоциональной отзывчивостью по отношению к окружающим людям, а также определенной физической неловкостью.
Сам термин «синдром Аспергера» был предложен английским психиатром Лорной Уинг в 1981 году (сам Ганс Аспергер использовал определение «аутистическая психопатия»). В 90-х годах прошлого века были разработаны диагностические стандарты, позволяющие идентифицировать детей с синдромом Аспергера. Так, данное расстройство было признано нарушением развития психики, которое отличалось серьезными трудностями в социальном взаимодействии, а также стереотипным и повторяющимся репертуаром интересов и занятий.
Данный диагноз присутствовал в четвертой редакции американского Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам (DSM), но уже в пятой редакции (DSM-5), которая вышла в 2013 году, синдром Аспергера был удален. Но в современной практике этот термин по-прежнему используется, несмотря на то, что у этого синдрома и аутизма, который также входит в категорию расстройств аутистического спектра, есть достаточно много общих черт.
Чем синдром Аспергера отличается от аутизма
Сегодня нет какой-то определенной позиции по поводу того, стоит ли рассматривать аутизм и синдром Аспергера как отдельные и взаимоисключающие диагностические категории.
Синдром Аспергера является одним из расстройств аутистического спектра. При этом расстройстве и аутизме отмечаются определенные изменения в мозге, но их появление и развитие еще до конца не изучены.
Общие симптомы расстройств аутистического спектра заключаются в проблемах в социальном взаимодействии с окружающими людьми, нежелании идти на контакт, неадекватном восприятии общепринятых правил и норм, а также в отсутствии эмпатии. Но принято считать, что при синдроме Аспергера эти проявления не так интенсивны, как при аутизме, т.е. человек может нормально жить, заводить семью, строить карьеру и лучше взаимодействовать в социуме, чем при аутизме. Еще одно отличие – это специфическое развитие речи при синдроме Аспергера, что выделяет его среди остальных первазивных расстройствах развития. Ганс Аспергер очень красноречиво описал необычный профиль речевых способностей, которые включают: проблемы с навыками разговора, «мелодию» или поток речи и необычную историю развития речи, например, задержку речи или ее раннее развитие. Он также описал тенденцию некоторых маленьких детей разговаривать как взрослые — большой словарный запас и использование весьма сложных предложений. Аспергер писал, что: «Если внимательно прислушаться, то неизбежно обращаешь внимание на подобные аномалии языка аутичных индивидов, а потому их признание имеет особенное диагностическое значение» (Asperger [1944] 1991, p.70). Некоторые специалисты воспринимают данное нарушение как определенную подкатегорию аутизма. Мнение, что человек с синдромом Аспергера имеет некоторую форму аутизма, вполне имеет право на жизнь. Подтверждается оно и схожестью тех проявлений, которые встречаются у обоих расстройств аутистического спектра.
Симптомы, характерные для синдрома Аспергера
Синдром Аспергера считается скрытой дисфункцией, т.е. по внешним признакам определить наличие этого расстройства практически невозможно. У детей и взрослых с этим расстройством есть проблемы с коммуникацией, социальным взаимодействием и воображением – это так называемая «триада нарушений».
Сложности с коммуникацией
У людей с этим расстройством встречаются следующие проявления:
Сложности с социальным взаимодействием
У детей с синдромом Аспергера могут быть социальные контакты со своими ровесниками, но у них часто возникают проблемы с инициированием и поддержанием социальных взаимоотношений.
Люди с этим расстройством:
Сложности с воображением
Для таких людей характерны:
Причины появления
Причины возникновения синдрома Аспергера еще до конца не изучены. В большинстве случаев данное расстройство вызвано комбинацией генетических факторов риска и факторов риска в окружающей среде. Многие исследования показывают, что изменения в мозге могут быть вызваны сочетанием факторов – эндогенные (генетические) и экзогенные (физические, химические, биологические).
В качестве одной из рабочих гипотез рассматривается аутоиммунная реакция организма матери, которая вызывает повреждение головного мозга плода. Одно можно сказать точно – синдром Аспергера является врожденным расстройством, а не приобретенным. Если оно выявлено в более зрелом возрасте, то здесь уместно говорить о проблемах ранней диагностики.
К слову, есть ряд мифов, касающихся причин возникновения у детей синдрома Аспергера. Он не может возникнуть по причине недостатков воспитания или каких-то эмоциональных травм, перенесенных в раннем возрасте.
Другая распространенная теория – влияние вакцинации. Но современные исследования не дают однозначный ответ, касающийся связи прививок и развития данного расстройства. Но общая неясность в отношении точных причин возникновения синдрома Аспергера оставляет почву для споров, поэтому исследования продолжаются.
Диагностика синдрома Аспергера у детей
В нашей стране присутствует проблема диагностики расстройств аутистического спектра, в том числе и синдрома Аспергера. Определенные проявления можно заметить уже до 1,5-2-х лет, но в большинстве случаев это расстройство не диагностируется до 4-5-х летнего возраста.
У детей с синдромом Аспергера речевое развитие имеет специфику, их словарный запас часто бывает выше среднего. Из-за своевременного овладения речью, характерная симптоматика в детском возрасте часто воспринимается как проявления других нарушений поведения (к примеру, СДВГ). Как правило, наличие этого расстройства определяется по социальному взаимодействию ребенка.
Есть ряд симптомов, которые могут присутствовать у детей с данным расстройством:
Все эти проявления могут заметить родители и педагоги, но окончательный диагноз должен ставить детский или подростковый психиатр. В диагностике широко используется анкетирование, наблюдения за ребенком, нейропсихологические тесты.