Синий троллейбус окуджава о чем
Анализ стихотворения «Полночный троллейбус» Булата Окуджавы
Произведение «Полночный троллейбус» Булата Шалвовича Окуджавы впервые прозвучало в кинофильме «Цепная реакция».
Стихотворение датируется 1957 годом. Молодой поэт, фронтовик, учитель, сотрудник редакции «Комсомольской правды» выпустил свою дебютную книгу, собирается перебраться в столицу. Реабилитация репрессированных родителей позволит осуществить это желание. Там и придет к нему спустя пару лет известность как к исполнителю собственных песен. В жанровом отношении представляет собой авторскую песню, по размеру – амфибрахий с перекрестной рифмовкой, 5 строф. Лирическим героем вполне может быть сам поэт. Приметы городского пейзажа: троллейбус, бульвары. Сюжет развивается на улицах Москвы. Начинается стихотворение с анафоры и честного признания: невмочь пересилить беду, отчаянье. Цвет троллейбуса – не метафора. В те годы он именно так и выглядел: желтый верх, синий низ. «Сажусь на ходу»: то есть, почти бегом, в расстроенных чувствах. «Последний»: который идет почти ночью. «Случайный»: попасть можно чудом. «Круженье по улицам» — как плаванье по волнам бурного житейского моря, где на обломках корабля спасаются потерпевшие «крушенье». Люди тонут в жизненных невзгодах, хочется выбраться на берег, дать себе небольшую передышку, собраться с мыслями. Не всегда при этом принимается какое-то важное решение, но, по крайней мере, «стихает боль». Лирический герой обращается к троллейбусу в повелительном наклонении, как к последней надежде: мчи, отвори. «Матросы твои»: молчаливая взаимовыручка людей, которые бегут из дома в ночь. Разного возраста, социального статуса, с бедами серьезными и не очень, они греются у костра доброты в полупустом троллейбусе посреди одной из самых трудных ночей в своей жизни. «Прикасался плечами»: чтобы оттолкнуться от дна и вынырнуть на поверхность, не быть одному. Стихотворение стало одной из самых популярных песен автора, постоянно звучало на его концертах.
Лексические повторы, сравнение (как река), боль скворчонком (уменьшительный суффикс подчеркивает ноющий, неотступный характер боли), парентеза: представьте себе (обращение к читателям), метафоричность (развернутый образ стихии, ее жертв, корабль как символ спасения), эпитет (зябкую), инверсия (подступает отчаянье).
«Полночный троллейбус» Б. Окуджавы – рассказ о душевной боли, которая уменьшается, если ее разделить с товарищами по несчастью.
15. Какой символический смысл несет «Полночный троллейбус» в произведении Б.Окуджавы? 16. В каких произведениях русских поэтов звучат мотивы жизненных неурядиц? (ЕГЭ по литературе)
15. В своем стихотворении автор часто упоминает словосочетание «полночный троллейбус», происходит это неслучайно, поскольку фраза несет определенный символический смысл.
В данном произведении звучит тема взаимоотношений человека с окружающим миром, а в основном с другими людьми. Жизненные мотивы прослеживаются во многих строчках, потому что писатель хочет донести до читателя, что в жизни не всегда все идет так хорошо, как мы планируем.
Иногда случаются беды, от которых хочется впасть в отчаяние, даже сесть в случайный троллейбус, не обратив на это внимание:
Когда мне невмочь пересилить беду,
когда подступает отчаянье,
я в синий троллейбус сажусь на ходу,
Также можно отметить и то, что могут в такие минуты помочь нам совершенно незнакомые люди. Например, когда у человека случается что-то плохое, то можно и просто промолчать, обняв его. Им необязательно говорить что-то, сама их доброта, исходящая изнутри, или настроение помогают тем, кто нуждается в помощи, и лирический герой ждет этого:
Я с ними не раз уходил от беды,
я к ним прикасался плечами…
Как много, представьте себе, доброты
Исходя из вышеперечисленного, делаем вывод: не всегда можно помочь человеку словом в трудной жизненной ситуации. Иногда спасает обычное молчание и случайный троллейбус со случайными людьми.
16.В различных произведения русских поэтов звучат мотивы жизненных неурядиц, о которых стоит задуматься.
Например, в стихотворении С.А.Есенина «Письмо к женщине» хорошо прослеживается идея автора. Во многих строчках по-разному описано состояние лирического героя, что говорит о переживаниях и что он не понимает происходящего у него на душе. Просто отдает себя судьбе:
Не знали вы, Что я в сплошном дыму, В развороченном бурей быте С того и мучаюсь, что не пойму — Куда несет нас рок событий.
И вот эта картина с печальными моментами меняется на более положительную. То есть герой упал на самое «дно», отчаялся до такой степени, что осознал необходимость изменений. В его жизни происходят улучшения, он сам меняется, а за прошлое просит прощения, хотя знает, что будет помнить его всегда. Человек понял, что для него главное в жизни, стал цепляться за надежду на счастливое будущее, которая вернула его в прежнее состояние:
Сказать приятно мне: Я избежал паденья с кручи.
Я стал не тем, Кем был тогда.
Хотелось бы отметить в заключение то, что никогда не стоит останавливаться в чем-либо, как бы ни было тяжело. Необходимо стремиться к счастью, даже если встречаются преграды на пути к нему.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Булат Окуджава — Полночный троллейбус: Стих
Когда мне невмочь пересилить беду,
когда подступает отчаянье,
я в синий троллейбус сажусь на ходу,
в последний,
в случайный.
Полночный троллейбус, по улице мчи,
верши по бульварам круженье,
чтоб всех подобрать, потерпевших в ночи
крушенье,
крушенье.
Полночный троллейбус, мне дверь отвори!
Я знаю, как в зябкую полночь
твои пассажиры — матросы твои —
приходят
на помощь.
Я с ними не раз уходил от беды,
я к ним прикасался плечами…
Как много, представьте себе, доброты
в молчанье,
в молчанье.
Полночный троллейбус плывет по Москве,
Москва, как река, затухает,
и боль, что скворчонком стучала в виске,
стихает,
стихает.
Анализ стихотворения «Полночный троллейбус» Окуджавы
Произведение «Полночный троллейбус» Булата Шалвовича Окуджавы впервые прозвучало в кинофильме «Цепная реакция».
Стихотворение датируется 1957 годом. Молодой поэт, фронтовик, учитель, сотрудник редакции «Комсомольской правды» выпустил свою дебютную книгу, собирается перебраться в столицу. Реабилитация репрессированных родителей позволит осуществить это желание. Там и придет к нему спустя пару лет известность как к исполнителю собственных песен. В жанровом отношении представляет собой авторскую песню, по размеру – амфибрахий с перекрестной рифмовкой, 5 строф. Лирическим героем вполне может быть сам поэт. Приметы городского пейзажа: троллейбус, бульвары. Сюжет развивается на улицах Москвы. Начинается стихотворение с анафоры и честного признания: невмочь пересилить беду, отчаянье. Цвет троллейбуса – не метафора. В те годы он именно так и выглядел: желтый верх, синий низ. «Сажусь на ходу»: то есть, почти бегом, в расстроенных чувствах. «Последний»: который идет почти ночью. «Случайный»: попасть можно чудом. «Круженье по улицам» — как плаванье по волнам бурного житейского моря, где на обломках корабля спасаются потерпевшие «крушенье». Люди тонут в жизненных невзгодах, хочется выбраться на берег, дать себе небольшую передышку, собраться с мыслями. Не всегда при этом принимается какое-то важное решение, но, по крайней мере, «стихает боль». Лирический герой обращается к троллейбусу в повелительном наклонении, как к последней надежде: мчи, отвори. «Матросы твои»: молчаливая взаимовыручка людей, которые бегут из дома в ночь. Разного возраста, социального статуса, с бедами серьезными и не очень, они греются у костра доброты в полупустом троллейбусе посреди одной из самых трудных ночей в своей жизни. «Прикасался плечами»: чтобы оттолкнуться от дна и вынырнуть на поверхность, не быть одному. Стихотворение стало одной из самых популярных песен автора, постоянно звучало на его концертах.
Лексические повторы, сравнение (как река), боль скворчонком (уменьшительный суффикс подчеркивает ноющий, неотступный характер боли), парентеза: представьте себе (обращение к читателям), метафоричность (развернутый образ стихии, ее жертв, корабль как символ спасения), эпитет (зябкую), инверсия (подступает отчаянье).
«Полночный троллейбус» Б. Окуджавы – рассказ о душевной боли, которая уменьшается, если ее разделить с товарищами по несчастью.
Прощай, троллейбус! Как «рогатый» транспорт отразился в мемах, песнях Цоя, Окуджавы и фильмах оттепели
Подписаться:
Поделиться:
На этой неделе в Москве полностью остановили троллейбусное движение — после 87 лет существования «рогатого» транспорта в столице. В Петербурге троллейбус пока еще жив (у нас больше всего маршрутов в России!) — самое время признаться ему в любви. Редакция «Собака.ru» вспоминает, как он отразился в популярной и городской культуре: от песни Цоя и фильмов оттепели до арт-объектов и мемов.
«Кино», Guf и Окуджава — троллейбусы в музыке
Троллейбус — младший и нелюбимый брат поездов, электричек и трамваев. Тем Дюк Эллингтон со своим оркестром указывал на путь «А», Янка Дягилева шла по их рельсам, распознавая в этом первые признаки шизофрении, а «Кино» с Цоем провожали последние рейсы, гуляя до утра. Но и у троллейбуса были свои фанаты. Так, Булат Окуджава видел в «Синем троллейбусе» средство, чтобы стихла боль, что «скворчонком стучала в виске». Синий тут не цвет настроения, а реальность: во времена Булата Шалвовича окрас этого транспорта был именно таким: сине-желтым, как перевернутый флаг Украины. Арбатский бард посвятил троллейбусам и еще одну историю — про навязчивое внимание. По сюжету шутливой песни «Шел троллейбус по улице» мужчины в нем долго смотрели вслед женщине-пешеходу.
Рэперы — это новые барды, сменившие лыжи у печки на атрибуты красивой жизни или рассказывающие о хтонической природе панелек. Может, поэтому кавер на «Синий троллейбус» сделал Баста. А Guf пытается помирить трамвай с троллейбусом. В его треке электрические провода, чтобы проще было найти дом, отправляют лирического героя к рельсам (добавляя, что те у него «любимые»).
В рок-музыке троллейбусы тоже выносили в заглавие песен — та же группа «Кино». Виктор Цой пел про застрявший во вневременьи транспорт без водителя, что с угасающей надеждой, но идет на восток. Но этим метафоричным признаниям не стоит верить. «Кино» заигрывали и с электричками, и с трамваями. Общественный транспорт — это примета бытовой жизни, тогда еще далекой от разъездов на зеленоглазых такси и личных авто. Видимо, по ней ностальгирует и Илья Лагутенко с «Мумий Троллем» в «Четвертом троллейбусе» — клип на эту песню снимали в его родном Владивостоке, пустив по городу уже не существующий маршрут. А «Сплин» дополнял замершим «троллейбусом в троллейбусном парке» набор жизненных обстоятельств, при которых «люди делают новых людей». В советской и поп-музыке ВИА «Лейся, песня» переживала, чтобы «рогатый» шел помедленнее, так как нужно продлить встречу влюбленных, а Анита Цой в «Голубом троллейбусе» собрала целый микс перечислений с первыми объятьями и гендерными штампами про «женское счастье».
Цвет ностальгии — синий
Строчки Окуджавы «Когда мне невмочь пересилить беду, когда подступает отчаянье, я в синий троллейбус сажусь на ходу, в последний, в случайный» посвящены троллейбусу МТБ-82 — первой послевоенной модели советских троллейбусов, выпускавшейся в промышленных масштабах. Дизайн его кузова, с характерной сине-желтой расцветкой, был заимствован у американского автобуса «Дженерал Моторс» выпуска 1940 года. За 14 лет улицы СССР пополнились пятью тысячами троллейбусов МТБ-82.
Они были настолько распространена, что в 50-е годы само слово «троллейбус» у жителей Союза ассоциировалось с этой моделью, а соответственно и ее цветом, ведь во многих городах альтернатив не было до начала 60-х годов. Почти исключительно синими «рогатые» в СССР вскоре быть перестали, в 90-е, как и другой транспорт покрылись рекламой, а сейчас, когда их постепенно убирают с городских улиц, становятся плацдармом для арт-проектов и сами становятся арт-объектами. Например, в 2014 году, когда троллейбусы еще ходили по Москве, на маршрут «Б» вышли три экземпляра, раскрашенных художниками Дмитрием Гутовым — оранжевый, Алексеем Luka — супрематичный и Анатолием Akue — в «традиционный» синий.
А в литовском Каунасе перед полным отказом городам от троллейбусов стрит-артисты расписали 80 штук — затем их продали на аукционе. Однако синий цвет и троллейбус, кажется, еще надолго будут сцеплены в ностальгическом контексте. Например, в 2009 году на Старом Арбате открылось бард-кафе «Синий автобус», просуществовавшее 6 лет, а одноименные троллейбус-пробеги с распеванием бардовской песни регулярно проходят не только в центре столицы, но и Волгограде или Иркутске. Синий цвет, кажется, навсегда с троллейбусом и в живописи — почему-то, если художники решают изобразить его в городском пейзаже, то выбирают именно этот цвет. Однако, главным «синим троллейбусом» в искусстве стала инсталляция в московском дизайн-кластере Flacon: «зад» транспортного средства торчит из кирпичной стены и символизирует соседство креативного пространства с троллейбусным парком.
«Здравствуй, Люба, я вернулся» — троллейбусы в кино
В кинематографе троллейбусы также редко главные звезды – им достаются разве что камео. Чтобы они стали основным или хотя бы запоминающимся местом действия, как, скажем, поезда у Хичкока или в недавнем сериале «Беги», случай почти не бывалый. Даже легкомысленные сцены вроде музыкальных вставок о том, что ты шагаешь по Москве и бывает все на свете хорошо, куда эффектнее смотрятся, если снять их на эскалаторах метро.
На задних местах троллейбуса, как будто они в Америке времен сегрегации, из Ялты в сторону Симферополя едут Крымов и мальчик Бананан в «Ассе». Авторитет выдает тираду про «взрослый человека, а стекол в очках нет и мешок на ухе», художник-идеалист сидит рядом. Междугородная (!) горная троллейбусная линия «Алушта–Ялта» — до сих пор гордость Крыма. В троллейбусе впервые встречает лучшую девушку СССР (Марианна Вертинская) главный герой «Заставы Ильича» («Мне 20 лет»). На него провожает, понимая в этот момент бессмысленность их отношений, жениха Володю Лена в «Июльском дожде». В том числе в списанных троллейбусах живут на свалке жизни и истории герои «Небес обетованных» Рязанова. Но это лишь эпизоды. В остальном транспорт чаще всего просто городской фон или локация для совсем проходных сцен — например, в «Покровских воротах», «Приключениях Электроника», «Вокзале для двоих» и «Служебном романе».
Закрутить полноценную интригу с участием троллейбуса решился только режиссер Исидор Анненский, до этого, в основном, экранизировавший русскую классику. В его лирическом фильме «Первый троллейбус» 1963 года весь мир (и советские пассажиры) кружат вокруг юного водителя Светы – ее играет красавица, умница и выпускница училища им. Вагановой Ирина Губанова. Впрочем, хитом картина не стала. А самый запоминающийся в истории советского кино эпизод с участием троллейбуса — это, конечно, возвращение отсидевшего за кражу личного автотранспорта Юрия Деточкина (он в каком-то смысле одновременно Одиссей, князь Мышкин, Пер Гюнт и Тиль Уленшпигель) к ждавшей его возлюбленной: водителю Любе. Ради этой роли сыгравшая в «Берегись автомобиля» Любу Ольга Аросева даже действительно научилась управлять троллейбусом.
Троллейбус не тонет, троллейбус не горит
Троллейбус — герой как минимум двух мемов, вписанных в русскую историю мемологии, не говоря уже о том, что его название на английском — trolleybus — уже само по себе мем. Славный путь электротранспорта по просторам рунета начался в 2005 году, когда рижский художник, известный в жж под ником borya_spec сделал рисунок с троллейбусом из хлеба и подручных средств с подписью «Вот так, с помощью нехитрых приспособлений, буханку хлеба можно превратить в троллейбус…но зачем?» Картинка разлетелась по популярным тогда ресурсам вроде Livejournal и «Лепрозорий» как метафора бессмысленных и бесполезных действий и проектов, а также стала основой сотен демотиваторов. Кроме того, она вдохновила анонимных любителей «Клуба «Очумелые руки»» на творчество: в сети есть множество фотографий с попытками сотворить троллейбус из буханки — хватит на целый музей.
В интервью сайту «Хабр» Борис рассказывал: «Я нарисовал троллейбус в 2005-м году, какое-то время он пролежал «в столе», а потом я выложил картинку в Сеть. К тому времени я успел несколько десятков подобных вещей сделать, но после «троллейбуса» посыпались письма от знакомых — они находили ресурсы какие-то с перепостами этой картинки, причем процесс был лавинообразным. Где-то через месяц я начал догадываться что случайно нарисовал что-то эдакое. А в прошлом году знакомый прислал мне линк, где был сформирован поисковой запрос на Хабре по фразе «но зачем?». Я увидел количество упоминаний и очень, очень впечатлился». Кстати, у Бориса есть еще одна картинка с троллейбусом — в нем едет торт, «который никто не купил».
Второй мем — «огненный» в прямом смысле слова — появился в рунете в 2016 году. В коротком ролике радостный мужчина средних лет, стоящий на фоне горящего троллейбуса с проездным в руке, говорит «Троллейбус горит? Ха, да и … (хрен с ним)! У меня осталось две поездки на следующий автобус. Вон он, на подходе! Я буду дома вовремя!» Видео стало вирусным, попало в обзор шоу «+10500», после чего его природа была раскрыта. Ролик, наполненный искренним оптимизмом — рабочая запись телевизионщиков, которую «слили» в сеть. В кадре — журналист канала РенТВ Вячеслав Субботин, ведущий программы «Минтранс».
Текст: Елена Анисимова, Александра Генералова
Синий троллейбус окуджава о чем
Когда мне невмочь пересилить беду,
когда подступает отчаянье,
я в синий троллейбус сажусь на ходу,
в последний,
в случайный.
Полночный троллейбус, по улице мчи,
верши по бульварам круженье,
чтоб всех подобрать, потерпевших в ночи
крушенье,
крушенье.
Я с ними не раз уходил от беды,
я к ним прикасался плечами.
Как много, представьте себе, доброты
в молчанье,
в молчанье.
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+