Скрипт что это в кино
Профессия скрипт-супервайзера
Съемка фильма или съемка видеоролика – это трудоемкий процесс, требующих больших усилий, самоотдачи от всех членов съемочной команды. В огромном «котле» кинопроизводства варится большое количество людей и у каждого есть своя немаленькая роль. Рассмотрим роль помощника режиссера по сценарию – скрипт-супервайзера.
Скрипт-супервайзер – человек, обладающий талантом проявлять внимание к деталям, мелочам, происходящим на съемочной площадке. Незаменимый человек, обладающий фотографической памятью, талантом схватывать все на лету, запоминать информацию.
Что же именно делает скрипт-супервайзер? Он помогает режиссеру, делает разбивку сценария, отмечает сколько экранного времени займет каждая сцена, следит за соблюдением времени для съемки той или иной сцены, общим хронометражем фильма. Обычно этот человек фиксирует информацию на бумаге, готовые сцены, количество дублей, отмечает удачные дубли, которые впоследствии будут использованы в монтаже. Скрипт-супервайзеру необходимо следить за сценарием (некоторые учат его наизусть), особенно обращать внимание на спонтанные диалоги, которых обычно нет в сценарии. Скрипт работает вместе со вторым помощником оператора, который выполняет роль «хлопушки». Перед началом съемки новой сцены говорит номер кадра и дубль. Помощник режиссера по сценарию обязан знать нумерацию всех сцен и дублей. Это необходимо для соблюдения монтажности. Важно, чтобы все планы следовали один за другим, соблюдались все мелочи, нюансы. Например, в одежде. Скрипт-супервайзер обращает внимание на героев при съемках в разных локациях и в разные дни. Элементы одежды должны соответствовать друг другу: застегнутые пуговицы, повязанный шарф, мокрые волосы у героя после дождя. Скрипт обязан наблюдать за погодой на съемочной площадке. Обычно сцены в кино не снимают последовательно, важно следить за тем, чтобы на экране герой после того как в предыдущей сцене получил фингал, то в последующих сценах на его лице должен быть след от удара. Одним словом, скрипт-супервайзер незаменимый помощник режиссера продакшн студии или режиссера кино, который постоянно следит за тем, что происходит на съемочной площадке, улавливает каждую мелочь, несоответствия по сценарию, помогает фильму стать гармоничным, логически правильным.
Кто такой скрипт-супервайзер
В какой-то момент мы все замечали в фильме сюжетные дыры. Тот факт, что вы не видите сотни из них, объясняется тем, что продюсеры нанимают кого-то, чтобы обратить внимание на детали сценария. Этот человек на съемочной площадке — скрипт-супервайзер. Мы постараемся кратко рассказать о том, чем же он занимается на съемочной площадке.
Кто это
Скрипт-супервайзер – профессия, которая играет важную роль в создании фильма, но чаще неизвестна широкой публике. Формальное для него определение – ассистент режиссера по работе со сценарием.
Что делает
Скрипт-супервайзер — незаменимый помощник режиссера, который постоянно следит за тем, что происходит на съемочной площадке. Улавливает каждую мелочь, несоответствия по сценарию, помогает фильму стать гармоничным и логически правильным. Специалист отмечает сколько экранного времени займет каждая сцена, следит за соблюдением времени для съемки той или иной сцены, общим хронометражем фильма. Фиксирует количество дублей и самые удачные из них, которые впоследствии будут использованы на монтаже.
Как только начинаются съемки, он внимательно следит за происходящим, чтобы убедиться, что ни один диалог не пропущен, а действия актеров совпадают со сценарием. Если персонаж фильма проливает напиток на свою одежду, а через мгновение появляется в баре в чистой рубашке — это ошибка, которую очень любят подмечать блогеры на YouTube.
Скрипт-супервайзер — очень интересная и сложная профессия, ведь очень важно заметить проблему раньше, чем с ними столкнутся другие.
Мы в кино: 7 профессий, о которых ты не слышал
Титры – это самая скучная часть фильма. И понятно почему: история закончилась, герои счастливы (или нет), планета спасена, а поп-корн съеден. Чаще всего именно на титрах ты встаешь и уходишь из зала, или закрываешь вкладку браузера.
А зря: ведь именно в титрах можно прочесть, какая огромная команда трудилась над созданием картины. И это не только режиссеры, сценаристы и продюсеры, а еще куча других не менее важных и крутых специалистов, о которых ты, скорее всего, даже и не слышал. А если и слышал, то вряд ли понимаешь, о ком идет речь.
Дольщик
Нет, это не тот, кто купил квартиру в недостроенном доме. Это парень, который отвечает за то, чтобы камера, которая движется по специальным рельсам или на колесах, делала это четко и правильно. Почему профессия получила такое название? Все очень просто: Долли – это название голливудской операторской тележки, (а сейчас уже так называют любую), с установленной на нее камерой. Обязанности дольщика просты и адски сложны одновременно, потому что именно он управляет тележкой, на которой, помимо камеры, может сидеть оператор, а на самых сложных съемках еще и ассистент оператора.
Локейшн-менеджер
Его еще называют полевым продюсером. В принципе, здесь все понятно. Это специальный человек, который ищет и готовит для съёмки фильма конкретные места. Локейшн получает описание объекта, который нужен для съемок этого фильма от режиссера или художника-постановщика, берет в руки фотоаппарат и начинает поиски. Лучшие варианты приносит режиссеру, а тот в свою очередь выбирает место для съемки. Дальше идет второй этап работы: необходимо договориться о месте и времени съемок с владельцем объекта, либо с городскими властями (чтобы не было проблем с законом и не срывать съемочный процесс в случае форс-мажора). Иногда этим может заниматься и ассистент художника-постановщика.
Фокус-пуллер
Говоря простым языком, первый ассистент оператора или ассистент оператора по фокусу. И если ты хоть немного знаком со съемочной техникой, ты понимаешь, что я сейчас говорю не о кролике в шляпе и заклинаниях типа «сим-салабим, ахалай-махаляй». Зачем нужен такой человек и что он делает? Отвечаю по порядку. Хороший оператор следит за композицией в кадре, а хороший фокус-пуллер учитывает все технические детали. Он делает так, чтобы картинка была в фокусе, без засвеченных объектов, бликов и прочего брака. Перед съемкой он измеряет дистанцию от камеры до объекта съемки. Затем делает разметку на кольце наводки фоллоу-фокуса (это специальное утройство управления фокусировкой). Уже во время съемки фокус-пуллер управляет этим самым устройством, помогая оператору делать картинку крутой. У хорошего оператора всегда есть хороший фокус-пуллер, а у хорошего фокус-пуллера просто не может быть плохого оператора.
Скрипт-супервайзер
По сути, это помощник режиссера по сценарию, который ведет запись всех отснятых дублей или количество страниц сценария, снятых за день. Хороший скрипт-супервайзер – находка и палочка-выручалочка для всей съемочной команды. Именно он будет следить, чтобы все шло по сценарию, сообщать о названии сцены и номере дубля человеку-«хлопушке». И самое главное, скрипт-супервайзер будет запоминать АБСОЛЮТНО ВСЕ, что происходит в кадре. В фильме, над которым работал крутой скрипт-супервайзер ты вряд ли заметишь киноляп, потому что скрипт-супервайзер – связующее звено между съемочной и монтажной командой. Важно помнить, что в любом, даже самом малобюджетном фильме нужен такой человек. Это сможет решить многие проблемы, поверь мне. К счастью или к сожалению, в России мало крутых скрипт-супервайзеров, да и в принципе людей этой профессии маловато. Так что, если у тебя «нюх как у собаки, а глаз как у орла», все шансы реализоваться в мире кино.
Гафер
«В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет». И пришел человек. Нашел розетку, принес провода, подключил прожекторы и позвал осветителей. И настал свет! В советское время этого человека называли «художник по свету», но сейчас принято говорить гафер. Это бригадир команды осветителей и именно он следит на съемочной площадке за тем, чтобы электричество не отключалось и свет не гас. Работа хорошего гафера незаметна, потому что создание максимально комфортного и естественного освещения – сложный процесс, но оценить его смогут лишь специалисты из этой области. А вот если гафер облажался, это заметят все, даже самый неискушенный зритель.
Постижер
Эта профессия перешла в кино из театра и связана она с волосами, а именно созданием изделий из волос: париков, бороды, усов и даже бровей! Каждая искусственная борода или парик уникальны в своем роде, поскольку создаются вручную и «под заказчика». Учитываются все индивидуальные особенности – от формы головы до малейших морщин, чтобы герой в парике или с усами смотрелся органично, и у зрителя не было подозрений, что борода настоящая. А не такая же, как у Деда Мороза на утреннике – из ваты. Главные качества постижера – это усидчивость и терпение, потому что иногда на создание парика уходит несколько месяцев! И, конечно же, нужно любить и знать историю. Конкретно, историю костюма. Иногда работу постижера выполняет гример, но в большом, особенно историческом кино приглашают отдельного специалиста. Если в твоем кино никому не нужны бутафорские усы, вычеркни графу постижер из сметы.
Клинапер
Скорее всего, где-нибудь на ютубе ты видел кадры со съемочной площадки фильма, где человек стоит на хромакее (он же зеленый фон), к нему прикреплены куча тросов и его снимают, будто он летит. И в готовом смонтированном фильме человек действительно летит, и не видно никаких троссов или веревок. Все настолько натурально, что не к чему придраться. Или на крупном плане на тебя смотрит актер в зеркальных очках, которые отражают не объектив камеры, а прекрасный пейзаж. Все потому, что свою работу очень ответственно выполнил клинапер. Человек, который убирает из кадра лишнее и добавляет в него недостающее.
В кинематографе существует ещё очень много профессий. И все они служат для того, чтобы на полтора часа ты попал в мир, где можно спасать планету, общаться с пришельцами и обладать сверхспособностями. Проще говоря, делать всё то, что в реальности невозможно.
Кино в Тюмени! Проект Снять за 72 часа будь в курсе событий конкурса.
«Все придумано до нас»: Интервью о скрипт-докторинге со сценаристом и режиссером Михаилом Фатаховым
Редакция Moviestart пообщалась со сценаристом, режиссером и куратором подготовительного курса Filmmaking Московской школы кино Михаилом Фатаховым о том, кто такой скрипт-доктор, что такое скрипт-докторинг и как из хорошего сценария сделать великий.
Что такое скрипт-докторинг?
Скрипт-докторинг, в широком понимании, решает несколько основных задач:
— корректировка структуры сценария;
— приведение сюжета в соответствие с драматургическими законами;
— адаптация литературного материала для экрана;
— производственная оптимизация сценария, в том числе финансовая (удешевление некоторых сцен).
В большинстве случаев скрипт-докторинг больше связан с разного рода поправками. Самая масштабная задача для скрипт-доктора – полностью переписать сценарий, когда есть идея, но человек, который написал сценарий, не владеет профессией. В таких случаях автору не хватает мастерства выстроить сценарий, создать интересного главного героя.
Идеальных сценариев не существует
Скрипт-доктор, который переписывает сценарий, становится соавтором и контроль над ним в какой-то степени выполняет уже продюсер. Я не встречал абсолютно идеальных сценариев. Это всегда рабочий документ некоторой степени готовности, и он всегда дорабатывается. Скрипт-докторинг скорее требуется больше сценариям новичков. Если сценарий пишет человек с именем, он может поставить условие, что его никто не правит. В целом, все зависит от личности режиссера, продюсера, сценариста. Многие понимают, что сценарист всегда находится внутри своего материала и это проблема. Скрипт-доктор же относится к материалу опосредованно, что позволяет ему видеть ошибки, в основном, связанные с ремеслом.
Лайфхаки скрипт-доктора
Мой подход в скрипт-докторинге такой: я читаю сценарий 2-3 раза, сразу ничего не переписываю, а по сценам выстраиваю структуру и поправляю сценарий сначала именно на уровне структуры, событийного ряда. Если там все нормально, приступаю к чистке каждой сцены в отдельности. К сценарию важно подойти с трезвой головой, постараться увидеть, в чем его проблема.
Немаловажно пообщаться и со сценаристом, чтобы понять, что он хотел сказать своей историей. Бывает, что это совсем не то, что считывается при чтении текста.
Однажды я «докторил» сценарий у одного известного ныне кинематографиста. Я прочитал его 3 раза и не очень понял, о чем идет речь. Сценарий мне показался рваным и непонятным. Потом меня осенило, что несколько сцен нужно просто поменять местами. Интрига поменялась на драматическую иронию, а ирония поменялась на саспенс. И, о, чудо! Все стало на свои места. Я позвонил автору, сказал ему несколько слов, и он ошарашенно согласился. Переписывать оказалось не надо. Такое тоже бывает.
В целом, в скрипт-докторинге нет универсального подхода, как в решении математической задачи. Все зависит от уровня скрипт-доктора и качества сценария. Если скрипт-доктор достаточно талантливый человек, он может решить все минимальными средствами. Можно «докторить» по-разному: прочитать историю и полностью переписать ее, сделав ее совсем другой, или найти то, что скрыто в истории, и что не увидел сценарист.
Скрытое и явное
Проблема бывает в том, что автор сознательно хочет рассказать определенную историю, пусть даже она не найдет широкого отклика у зрителя. Тогда задача скрипт-доктора сводится к тому, чтобы выстроить именно эту историю более точно, задавая автору наводящие вопросы. Не всегда то, что хочет автор, оказывается отражено в сценарии. В конце концов, после таких бесед многие авторы сами переделывают свои сценарии, облекая их в нужную им форму.
Гораздо страшнее, когда скрипт-доктор видит то, что автор пытается скрыть, а оно выпирает. Например, у сценариста есть фобии, и он бы не хотел ими делиться, а они идут подтекстом в сценарии. Если скрипт-доктор это почувствует и поделится со сценаристом своими мыслями, может получиться обратный эффект – отторжения, поскольку автор скрывает это и не хочет, чтобы кто-то догадался. Наводящими вопросами можно показать ему свои догадки и уточнить, согласен ли он сделать на этом акцент, сохранить такой подтекст.
Ингода авторы не идут на контакт, а иногда с благодарностью относятся и вносят правки. Грамотный скрипт-доктор может быстро привести в порядок структуру, не сильно меняя содержание. Ведь фильм кроме истории – это еще и подача. Есть много хороших историй, которые плохо рассказаны. Тут уже бывают вопросы и к режиссерам. Кино же надо снять один раз и навсегда.
Как стать скрипт-доктором?
Скрипт-доктор должен знать сценарное ремесло, изучить трехактную структуру, виды мотивации, конфликтов, героев. Скрипт-доктору важно знать, что было до вас, что сработало, а что – нет. Скрипт-доктором становится человек, который по каким-то причинам в данный момент не пишет сценарий, но обязательно умеет это делать. Во всяком случае владеет, как минимум, ремеслом.
Людям, которые хотят освоить эту профессию, я бы советовал читать книги по драматургии от Аристотеля до Роберта Макки, обратить внимание на прекрасные отечественные работы, например, «Драматургия фильма» Леонида Нехорошева. Чем больше вы читаете, тем лучше – пьесы, сценарии. Важно понять, что во всех драматургических текстах есть много общего. Всё придумано до нас, и это глупо отрицать.
«Люди садятся писать про то, чего совсем не знают». Интервью со скрипт-доктором Юрием Клавдиевым
— Что такое и когда ты впервые с ним столкнулся?
Тут очень важно выбрать вдумчивого человека, который будет аккуратно заниматься с вами совместным творчеством, который поможет как можно лучше сделать то, что нужно вам, а не то, что нужно ему. На «Все умрут, а я останусь» был Сандрик Родионов.
Начинающие сценаристы, как правило, не держат темп, не держат ритм, у них запросто первый эпизод может занимать в сценарии пятнадцать страниц, а последующие семь — по полстраницы каждый. То есть как это будет смотреться на экране, они себе не представляют. А смотреться будет плохо.
«Все умрут, а я останусь». Реж. Валерия Гай Германика. 2008
— Чем отличается от редактора?
— Главное отличие — всегда работает с уже существующим сценарием, который он не меняет, а улучшает. У редакторов чаще всего работа телевизионная, в основном они имеют дело с телесериалами. Поэтому они хорошо работают с эпизодами, но не могут охватить взглядом большую картину.
— Как это устроено сегодня, пользуются все?
Я хорошо понимаю, почему люди этого боятся — хороших очень мало. В основном это перетягивание одеяла на себя — авторство, соавторство, все прочее. Людей, которые готовы хорошо делать свое дело, а потом взять деньги и, пожав руку, уйти, очень мало. Можно заниматься и совместными проектами, но вовсе не обязательно сразу пугать человека и присваивать половину уже сделанной им работы.
— Почему строчки нету в титрах?
— Я заметила, что тебя не было в титрах «Ледокола».
— В титрах «Ледокола» меня быть и не должно. Я сделал три своих варианта сценария. Человек я въедливый, мне важно, как было в действительности. Когда я увидел первый вариант сценария, то вообще не понял, зачем это делать, потому что в реальности все было не так. Я постарался написать, как было на самом деле, потому что это было не менее героично.
«Ледокол». Реж. Николай Хомерики. 2016
— Почему ты решил набрать курс именно сериала?
— Куда после этого курса идти людям с написанными сценариями?
— В процессе лечения я смогу подсказать, куда нести результат. Научу грамотно написать заявку.
Никто не будет целиком читать ваш прекрасный отскриптдокторенный сценарий пятнадцати серий — прочтут синопсис, заявку, характеристику персонажей. По себе знаю, что хорошую заявку написать непросто: сценарии я в свое время писать научился, а заявки мне не давались буквально до последних лет. Писать их так, чтобы это было доступное изложение сути происходящего, а не туманное хождение вокруг основных идей фильма, я наловчился только недавно.
— Что сейчас ищут продюсеры, какие сериалы?
У Петербурга прекрасная мифология. Вот сценарист фильма «Троя» в свое время написал сценарий про блокаду — про то как мальчик, чтобы спасти своих близких, совершает путешествие через весь город и некоторые пригороды в 1942 году, зимой. Кончается все это дело шикарной шахматной партией с немцами. Почему это сделали не наши люди, я не понимаю.
— По какому принципу ты будешь отбирать участников курса?
За время интенсива по сериала я постараюсь научить еще и научному подходу к поиску, сбору, анализу и накоплению информации. Потому что основная беда большинства сценариев в том, что люди садятся писать про то, чего совсем не знают.