Слогоделение и перенос слова чем они различаются

Теории и правила слогоделения. Влияние словесного ударения на слогораздел. Слогоделение и правила переноса.

Слогоделение и перенос слова чем они различаются. Смотреть фото Слогоделение и перенос слова чем они различаются. Смотреть картинку Слогоделение и перенос слова чем они различаются. Картинка про Слогоделение и перенос слова чем они различаются. Фото Слогоделение и перенос слова чем они различаются Слогоделение и перенос слова чем они различаются. Смотреть фото Слогоделение и перенос слова чем они различаются. Смотреть картинку Слогоделение и перенос слова чем они различаются. Картинка про Слогоделение и перенос слова чем они различаются. Фото Слогоделение и перенос слова чем они различаются Слогоделение и перенос слова чем они различаются. Смотреть фото Слогоделение и перенос слова чем они различаются. Смотреть картинку Слогоделение и перенос слова чем они различаются. Картинка про Слогоделение и перенос слова чем они различаются. Фото Слогоделение и перенос слова чем они различаются Слогоделение и перенос слова чем они различаются. Смотреть фото Слогоделение и перенос слова чем они различаются. Смотреть картинку Слогоделение и перенос слова чем они различаются. Картинка про Слогоделение и перенос слова чем они различаются. Фото Слогоделение и перенос слова чем они различаются

Слогоделение и перенос слова чем они различаются. Смотреть фото Слогоделение и перенос слова чем они различаются. Смотреть картинку Слогоделение и перенос слова чем они различаются. Картинка про Слогоделение и перенос слова чем они различаются. Фото Слогоделение и перенос слова чем они различаются

Слогоделение и перенос слова чем они различаются. Смотреть фото Слогоделение и перенос слова чем они различаются. Смотреть картинку Слогоделение и перенос слова чем они различаются. Картинка про Слогоделение и перенос слова чем они различаются. Фото Слогоделение и перенос слова чем они различаются

Фонетический слог – естественная минимальная произносительная единица речевого потока, одна из основных звуковых единиц фонетической системы русского языка. Л.Р. Зиндер писал: «Как бы ни была замедлена речь, как бы мы ни добивались ее членораздельности, дальше, чем на слоги, она не распадается».

Фонетические слоги состоят из одного или нескольких звуков, причем один из них должен быть слогообразующим. В русском языке слоговыми звуками являются гласные, как наиболее звучные.

В отечественной лингвистике не сложилось единого определения слога, хотя проблема слога и слогоделения слова давно привлекает внимание исследователей русской фонетики: одним из первых на эту тему высказался еще в 1747 году В.Г. Тредиаковский. Значительный вклад в развитие этой области был внесен такими известными отечественными лингвистами, как Л.В. Бондарко, Л.Р. Зиндер, М.В. Панов, Р.И. Аванесов, Л.В. Щерба. Было создано несколько теорий слога и слогоделения, в основе которых лежат разные подходы к слогу и, шире, к фонетике и разные аспекты изучения слога.

С точки зрения представителей экспираторной (физиологической) теории фонетический слог представляет собой звуковой поток, произносимый одним выдыхательным толчком. Проводя эксперимент с пламенем свечи, сторонники этой теории пытались наглядно доказать правомерность такого подхода. Если произнести слова том над пламенем свечи, то пламя дрогнет один раз, а в слове темный – два раза. Но эта теория не объяснит, почему в слове брызг пламя свечи колыхнется два раза.

В теории мускульного напряжения (динамическая), разрабатываемой Л.В. Щербой и его последователями, понимает слог как отрезок звучания, произносимый одним толчком мускульного напряжения. В каждом слоге мускульное напряжение возрастает, достигает максимума при образовании гласных, а затем падает при образовании согласных. Обычно с волной мускульного напряжения совпадает волна сонорности. Данная теория, однако, позволяет проводить границу слога в одном и том же слове по-разному (спар-жа и спа-ржа). На место слогоделения по теории мускульного напряжения оказывает влияние место ударения: ударный звук как наиболее напряженный способен притягивать к себе рядом стоящие согласные звуки: [шáп- къ], но [к/\-пкáн].

По-видимому, каждая из этих теорий, как считает М.В. Панов, заключает в себе только часть истины. По-видимому, следует признать, что русском языке есть случаи двоякого и в равной мере допустимого слогоделения.

лингвистический аспект психолингвистический аспект

1.Принцип восходящей звучности (Р.И. Аванесов) 1.Страгетия слогоделения у детей разного возраста

2.Принцип мускульного напряжения (Л.В. Щерба) 2.Слогоделение и интеллектуальная деятельность: чтение, письмо и др. 3.Виды слогов при порождении речи

Слогоделение и перенос слова чем они различаются. Смотреть фото Слогоделение и перенос слова чем они различаются. Смотреть картинку Слогоделение и перенос слова чем они различаются. Картинка про Слогоделение и перенос слова чем они различаются. Фото Слогоделение и перенос слова чем они различаются

3.Принцип деления лишь на открытые слоги

Вводные замечания. При расположении текста на странице (печат­ной, машинописной, рукописной) нередки случаи несовпадения кон­ца строки со знаком пробела, из-за чего возникает необходимость раз­рыва буквенной цепочки, соответствующей слову. Такой разрыв обо­значается знаком переноса (черточкой). Чтобы уменьшить неудобст­ва, возникающие в связи с этим при чтении текста, вводятся правила переноса. В основу правил переноса положен слоговой принцип. Од­нако в ряде случаев учитывается и членение слова на значимые части.

1. Не разрешается оставлять на строке или переносить в следующую строку одну букву. Напр., нельзя переносить: а-кация, акаци-я.

2. Не разрешается оставлять на строке или переносить в следующую строку буквенную цепочку, не содержащую глас­ной буквы. Напр., нельзя переносить: cm-вол, вс-лед, цен-тр, тре-ст.

3. Не разрешается отделять от предшествующей со­гласной буквы ъ и ь. Правильные переносы: отъ-езд, коль-цо, перь-ями, буль-он; не допускаются переносы: от-ъезд, кол-ьцо, пер-ьями, бул-ьон.

4. Не разрешается отделять переносом букву й от пред­шествующей гласной буквы. Правильные переносы: рай-он, вой-на, стой-кий\ не допускаются переносы: ра-йон, во-йна, сто-йкий.

5. Не разрешается отделять гласную букву от предше­ствующей согласной буквы, если эта согласная — не послед­няя буква приставки. Правильные переносы: чу-дак, ка-мин, до-мой, ша-лун, ба-лык, пле-нэром, пле-тень, по-лёт, хо-мяк, би-рюк; не допускаются переносы: чуд-ак, кам-ин, бир-юк и т. п.

Если же согласной заканчивается приставка, а за ней сле­дует гласная буква, перенос в соответствии с этим правилом возможен, но возможен и такой перенос, который соответст­вует членению слова на значимые части. Допускаются, напр., не только переносы бе-заварийный и беза-варийный, разору­жить и разо-ружить, по-дучить и поду-чить, но и без-аварий-ный, раз-оружить, под-учить.

Примечание. Если после приставки, кончающейся соглас­ной буквой, следует буква ы, то допускается только перенос после гласной буквы: ра-зыграть илиразы-грать.

6. Разбиваются переносом удвоенные согласные, вхо­дящие в корень или образующие стык корня и суффикса, напр.: жуж-жать, мас-са, кон-ный, весен-ний, рус-ский. Не до­пускаются переносы: жу-жжать, ма-сса, ко-нный, весе-нний, ру-сский или русс-кий.

Однако после приставок удвоенные согласные при переносе могут не разбиваться; возможны, напр., переносы со-жжённый, по-ссориться и сож-жённый, пос-сориться.

7. Группа неодинаковых согласных букв в середине слова, входящих в корень или образующих стык корня и суф­фикса, может быть разбита переносом любым образом, напр.: се-стра, сес-тра и сест-ра; це-нтральный, цен-тральный и цент-рольный; ро-ждение и рож-дение; де-тство, дет-ство, детс-тво и детст-во; шу-мный и шум-ный.

Если же в группе согласных часть принадлежит приставке или если вся группа начинает вторую часть приставочного слова, предпочтительно учитывать членение слова на значимые части. Предпочтительные переносы: под-бить, под-бросить, при-слать, от-странить. Допустимые переносы: по-дбить, подб-росить; прис-лать; отс-транить и отст-ранить.

8. На стыке частей сложного или сложносокращенного слова возможны только такие переносы, которые соответству­ют членению слова на значимые части, напр.: авто-прицеп, ле-со-степъ, ново-введение, двух-атомный, трёх-граммовый, пя-ти-граммовый, спец-одежда, спец-хран, сан-узел, гос-имущест-во, дет-ясли.

9. Не подлежат переносу: а) аббревиатуры, пишущие­ся (полностью или частично) прописными буквами, напр.: ДОСААФ, ЮНЕСКО, КамАЗ; б) графические сокращения, напр.: б-ка, ж.-д., р/сч; в) написания, представляющие собой сочета­ния цифр и окончаний слов, напр.: 20-й, 365-й.

Примечание. С применением этого правила напечатан текст настоящего свода правил правописания.

Источник

Правила переноса и деление слов на слоги

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Правила деления на слоги.

Правила деления слов на слоги в русском языке

Именно гласные звуки образуют слоги, являются слогообразующими. Слог — это один звук или несколько звуков, произносимых одним выдыхательным толчком воздуха: во-да, на-у-ка.

В слове столько слогов, сколько гласных звуков.

Слог может состоять из одного звука (и тогда это обязательно гласный) или нескольких звуков (в этом случае в слоге, кроме гласного, есть согласный или группа согласных) : ободок о-бо-док; страна стра-на; ночник но-чник; миниатюра ми-ни-а-тю-ра.

Если слог состоит из двух и более звуков, то начинается он обязательно с согласного.

2. Слоги бывают открытыми и закрытыми.

Открытый слог оканчивается на гласный звук: во-да, стра-на.

Закрытый слог оканчивается на согласный звук: сон, лай-нер.

В середине слова слог, как правило, оканчивается на гласный звук, а согласный или группа согласных, стоящих после гласного, обычно отходят к последующему слогу: но-чник, ди-ктор.

3. При сочетании нескольких согласных в середине слова:

два одинаковых согласных обязательно отходят к последующему слогу: о-ттечь, да-нный;

два и более согласных обычно отходят к последующему слогу: ша-пка, ра-вный .

Исключение составляют сочетания согласных, в которых первым является непарный звонкий ( сонорный ): буквы р, рь, л, ль, м, мь, н, нь, й : мар-ка, зорь-ка, бул-ка, стель-ка, дам-ка, бан-ка, бань-ка, лай-ка.

В остальных случаях слог в середине слова считается открытым и заканчивается гласным. Идущие за ним согласные относятся к началу следующего слога: ши-шка, чу-рбан, ба-рдак.

4. Двойные согласные звуки в середине слова произносятся как один, но более продолжительно, поэтому оба относятся к следующему слогу: ку-хо-нный, со-нник

Правила переноса в русском языке

1. При переносе слов нельзя ни оставлять в конце строки, ни переносить на другую сторону часть слова, не составляющую слога; например, нельзя переносить просмо-тр, ст-рах.

2. Нельзя отделять согласную от следующей за ней гласной.

лю-бовь
дя-денька, дядень-ка
ре-бята, ребя-та
па-стух, пас-тух

Примечание 1. желательно не разбивать приставку переносом ;

ра-зыскать, разыс-кать
ро-зыгрыш, розыг-рыш

3. Нельзя отрывать буквы ъ и ь от предшествующей согласной.

4. Нельзя отрывать букву й от предшествующей гласной.

5. По правилам переноса следует разделить одинаковые согласные буквы: ван-на, кас-са;

Нельзя оставлять в конце строки или переносить в начало следующей две одинаковые согласные, стоящие между гласными.

6 . Нельзя оставлять в конце строки или переносить на другую строку одну букву.

5. Нельзя оставлять в конце строки или переносить на другую строку одну букву.

6. При переносе слов с приставками нельзя разбивать односложную приставку, если за приставкой идёт согласный.

7. При переносе слов с приставками нельзя оставлять в конце строки при приставке начальную часть корня, не составляющую слога.

8. При переносе сложных слов нельзя оставлять в конце строки начальную часть второй основы, если эта часть не составляет слога.

9. Нельзя оставлять в конце строки или переносить в начало следующей две одинаковые согласные, стоящие между гласными.

10. Нельзя разбивать переносом односложную часть сложносокращённого слова.

12. Из изложенных выше правил переноса следует, что

Источник

Урок по теме «Слог. Слогоделение. Правила переноса слогов»

Цель урока. На основе занимательной литературы научить детей правилам переноса.

Ход урока

I. Организационный момент.

Оформление тетрадей учащихся. Проверка готовности класса к уроку. Положительная мотивация учащихся на работу на уроке.

II. Повторение ранее изученного материала (проходит в форме беседы с учащимися по вопросам)

Учитель. Какой раздел науки о русском языке мы с вами сейчас изучаем?

Учитель. Что изучает фонетика?

Дети. Звуковой, буквенный состав языка, слог и ударение.

Учитель. Чего в русском языке больше, букв или звуков? Почему?

Дети. Есть буквы, которые обозначают одновременно два звука, и есть такие, которые звуков не обозначают.

Учитель. Что такое ударение и зачем оно нужно?

Дети. Это выделение при произношении одного из гласных звуков в слове с наибольшей силой. Без ударения наша речь была бы монотонной, мы не смогли бы говорить.

Учитель. Что такое слог?

Дети. Это минимальная единица произнесения слова, в которой обязательно присутствует только один гласный звук.

Учитель. Как определить количество слогов в слове?

Дети. Нужно посчитать количество гласных звуков.

III. Изучение нового материала. Слогоделение и его виды.

1. Актуализация знаний учащихся по изучаемой теме.

Учитель. Ребята, мы с вами узнали о том, что такое слог. Сегодня мы поговорим о том, какими способами можно разделить слово на слоги.

2. Изучение нового материала.

Учитель. Возьмем в качестве примера слово КАРАНДАШ.

Сколько слогов в этом слове?

Учитель. Как вы это определили?

Дети. Посчитали количество гласных букв.

Учитель. Если мы начнем делить это слово на слоги, у нас получится два варианта:

В чем заключается разница между этими способами деления слова на слоги?

Дети. Буква Н может попасть как во второй, так и в третий слог.

Учитель. Еще какие особенности вы заметили?

Дети. В первой строчке слоги чаще заканчиваются на гласный звук.

Учитель. Именно этот способ деления слова на слоги, когда большая их часть оканчивается на гласный звук, называется фонетически слогоделением. Оно используется при звукобуквенном анализе слова.

А другой способ деления слова на слоги называется морфологическим слогоделением или правилами переноса слогов.

3. Первичное закрепление и проверка знаний учащихся по изучаемой теме.

Учитель. Давайте попробуем разделить двумя способами на слоги слово РАЗБИРАЕТСЯ.

Учитель. Что у вас получилось?

Дети. РА-ЗБИ-РА-Е-ТСЯ и РАЗ-БИ-РА-ЕТ-СЯ

IV. Изучение нового материала. Правила переноса слогов.

Учитель. Ребята, давайте понаблюдаем за тем, как надо переносить слова, и вы в конце урока попробуйте составить рассказ о правилах переноса. Итак:

Мы изучаем перенос.
Вот как слова я перенес
Едва – е-два.
Укол – у-кол.
И получил за это кол.
Опять – о-пять.
Теперь, наверно будет пять!

Дети. Нет, пять за этот ответ поставить нельзя.

Дети. Потому что одну букву нельзя переносить.

Учитель. А как нужно переносить слова?

– Давайте запишем ваши и мои примеры в тетрадях и на доске.

В тетрадях разбираются слова едва (ед-ва) и примеры, придуманные учащимися .

Далее учитель просит устно назвать слова, которые хотя и состоят из двух слогов, но не переносятся. После этого разбираются слова укол, опять.

Мы изуч-аем перенос.

Дети. Слово изучаем неправильно разделено на слоги.

Учитель. А как правильно разделить это слово на слоги для переноса?

– Выходит, это слово можно разделить двумя способами. Запишите оба варианта в тетради и укажите в предложении части речи и знакомые орфограммы.

Дети выполняют задание учителя.

– Какое же открытие вы сегодня сделали?

Дети. Чтобы правильно перенести слово, нужно уметь правильно его разделить на слоги.

Учитель. А теперь давайте внимательно прочитаем текст. (При чтении учитель слово паук разделяет голосом на два слога.)

Шел еж. Глядь – зверь не зверь.

– А вот так – кыш, и все тут.

А тот – трус, шмыг в щель!

– Ну, друг, в чем тут суть?

Ответьте, почему в этом тексте слово паук лишнее?

Дети. Потому что в этом слове два слога, а в остальных по одному.

Учитель. Мы можем разделить слово паук для переноса?

Учитель. Как это можно сделать?

Учитель. А остальные слова из текста мы можем разделить для переноса?

Дети. Они состоят из одного слога.

Учитель. Какой можно сделать вывод?

Дети. Слова из одного слога переносить нельзя.

V. Закрепление изученного материала. Зрительно-слуховой диктант.

Язык родной дружи со мной.

Учитель. Язык родной, дружи со мной. Так будет, если мы знаем правила русского языка, в том числе и правила переноса. А какие задания можно выполнить с этим предложением?

Дети. Указать части речи, разделить слова для переноса.

Учитель. Какие слова из этого предложения можно разделить на слоги?

Дети. Слова язык, родной, дружи.

Учитель. Найдите общее в этих словах.

Дети. Все слова состоят из двух слогов.

Учитель. Какое слово отличается?

Дети. Его нельзя переносить.

Учитель. Правильно. Это правило мы уже знаем.

Слово делиться на части.
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей.

Ребята, посмотрите на доску. Как вы думаете, какие слова здесь написаны? Запишите их в тетрадь.

На, пру, жи ши, лан, ды

Дети. На доске записаны слова пружина, ландыши.

Учитель. Из скольких слогов состоят эти слова?

Учитель. А теперь запишите эти слова для переноса.

Сколько способов переноса вы заметили для трехсложных слов?

Дети. У трехсложных слов два способа переноса.

Учитель. Придумайте свои примеры трехсложных слов, запишите их и проанализируйте.

Дети выполняют задание учителя.

– Давайте повторим скороговоркой алфавит. Итак, начали:

Дети скороговоркой читают алфавит.

Вы подумайте о чуде:
Сколько букв – сестер родных?
Тридцать три? А сколько люди
Могут слов сложить их них?

VI. Творческое задание. Сочинение по принципу “буриме” (рифмованные строчки)

Учитель задает ученикам два слова, например, переносом, носом, и просит сочинить двустишие. Это может выглядеть примерно так:

Все знакомы с переносом,
Не останемся мы с носом.

Источник

Фонетическое членение речи (фраза, речевой такт, фонетическое слово, слог). Теория слога. Виды слогов. Слогоделение и правила переноса

Слогоделение и перенос слова чем они различаются. Смотреть фото Слогоделение и перенос слова чем они различаются. Смотреть картинку Слогоделение и перенос слова чем они различаются. Картинка про Слогоделение и перенос слова чем они различаются. Фото Слогоделение и перенос слова чем они различаются Слогоделение и перенос слова чем они различаются. Смотреть фото Слогоделение и перенос слова чем они различаются. Смотреть картинку Слогоделение и перенос слова чем они различаются. Картинка про Слогоделение и перенос слова чем они различаются. Фото Слогоделение и перенос слова чем они различаются Слогоделение и перенос слова чем они различаются. Смотреть фото Слогоделение и перенос слова чем они различаются. Смотреть картинку Слогоделение и перенос слова чем они различаются. Картинка про Слогоделение и перенос слова чем они различаются. Фото Слогоделение и перенос слова чем они различаются Слогоделение и перенос слова чем они различаются. Смотреть фото Слогоделение и перенос слова чем они различаются. Смотреть картинку Слогоделение и перенос слова чем они различаются. Картинка про Слогоделение и перенос слова чем они различаются. Фото Слогоделение и перенос слова чем они различаются

Слогоделение и перенос слова чем они различаются. Смотреть фото Слогоделение и перенос слова чем они различаются. Смотреть картинку Слогоделение и перенос слова чем они различаются. Картинка про Слогоделение и перенос слова чем они различаются. Фото Слогоделение и перенос слова чем они различаются

Слогоделение и перенос слова чем они различаются. Смотреть фото Слогоделение и перенос слова чем они различаются. Смотреть картинку Слогоделение и перенос слова чем они различаются. Картинка про Слогоделение и перенос слова чем они различаются. Фото Слогоделение и перенос слова чем они различаются

Слогоделение и перенос слова чем они различаются. Смотреть фото Слогоделение и перенос слова чем они различаются. Смотреть картинку Слогоделение и перенос слова чем они различаются. Картинка про Слогоделение и перенос слова чем они различаются. Фото Слогоделение и перенос слова чем они различаются

Существует несколько теорий слога и слогоделения.

Граница слога пройдет по нарастающей волне звучно­сти — это называется принцип восходящей звучности. Слогоделение и перенос слова чем они различаются. Смотреть фото Слогоделение и перенос слова чем они различаются. Смотреть картинку Слогоделение и перенос слова чем они различаются. Картинка про Слогоделение и перенос слова чем они различаются. Фото Слогоделение и перенос слова чем они различаются

При встрече сонорного и шумного он видоизменяется в принцип нисходяще-восходящей звучности.

а) в начале слова перед одним шумным или двумя шумными (или шумным и сонорным):

б) в конце слова после одного шумного или двух шумных (или шумного и сонорного): Слогоделение и перенос слова чем они различаются. Смотреть фото Слогоделение и перенос слова чем они различаются. Смотреть картинку Слогоделение и перенос слова чем они различаются. Картинка про Слогоделение и перенос слова чем они различаются. Фото Слогоделение и перенос слова чем они различаются

Основные правша переноса в русском языке.

1) Нельзя оставлять одну букву на строке и переносить одну букву (независимо от того, представляет ли она собой отдельный слог или нет): *СЕМЬ-Я *Я-ГОДА;

2) Нельзя отрывать согласную букву от следующей за ней гласной: *ЛЮБ-ОВЬ;

3) Если после приставки стоит Ы, ее переносить нельзя (т.к. в начале следующей строки слово как бы начинается с Ы, что непривычно и нарушает информационную адекватность слова в восприятии): *ПОД-ЫГРАТЬ;

5) По тем же причинам нельзя оставлять на строке последний раздели­тельный Ъ и Ь: *ПОДЪ-ЕЗД *ОБЕЗЬ-ЯНА. Смягчающий Ь не относится к это­му правилу: можно БОЛЬ-НОЙ. Правила 3, 4, 5 препятствуют нарушению сло­гового принципа русской графики: значение букв после разделительных Ъ и Ь и перед Ы определяется лишь в паре звуков, поэтому ее визуально разорвать нель­зя (это силлабема);

6) Нельзя разрывать односложную приставку на гласную, если корень начинается с согласной: *ПО-ДБИТЬ;

9) А не в начале слова вышеизложенный принцип не актуален, поэтому возможно как угодно «рвать» стык между суффиксом и корнем, суффиксом и окончанием: можно и ХУДО-ЖНИК и ХУДОЖ-НИК;

Следствие: многие слова имеют вариантность при членении на правила переноса при скоплении двух и более согласных не в начале слова и не на стыке приставки и корня- КИ|Р|ПИ|Ч|НЫЙ (4 варианта: по два варианта на каждом стыке двух согласных): КИ-РПИ-ЧНЫЙ, КИР-ПИ-ЧНЫЙ, КИ-РПИЧ-НЫЙ, КИР-ПИЧ-НЫЙ. Эту вариантность нужно указывать в задании.

Источник

Как определить слоги, правила деления слогов в русских словах

Понятие слога

Слог — минимальная артикуляционная единица в фонетике; звук или сочетание звуков, которые произносятся одним выдыхательным толчком воздуха.

Слог в русском языке не связан с формированием смысловых значений. Он является лишь произносительным элементом, причем минимальным — слова в речи делятся не на звуки, а на слоги.

В некоторых языках слог — стабильное образование, несущее смысл. Слоги выражают отдельные морфемы. К таким языкам относят, например, вьетнамский и древнекитайский.

Звуки в кратчайшей фонетической единице группируются по степени звучности. Наиболее звучные — гласные — являются слогообразующими, или слоговыми.

Гласные звуки, произносимые в русской речи: [а], [и], [о], [у], [ы], [э]. Гласные буквы, используемые для письменной записи звуков: а, е, ё, и, о, у, ы, э, ю, я.

Слоги основаны на гласных звуках. Слог может состоять из одной гласной (у-рок), из гласной и одной согласной (ру-ка) или из гласной и нескольких согласных (кры-ша).

Но состоять только из согласных слоговая единица в русском языке не может. Предлоги «в», «к» и т. д. слогами не считаются.

Определить количество слогов в слове можно на основе движений челюсти. Для этого руку тыльной стороной подносят снизу близко к подбородку и четко произносят слово. Сколько раз подбородок касается руки — столько слогов в слове.

В слове «ободок» 3 слога: о-бо-док. В слове «автомобиль» 4 слога: а-вто-мо-биль. А, например, слово «вскользь» состоит всего из одного слога.

Классификация слогов

В русском языке существует несколько классификаций слогов по разным основаниям.

По наличию конечного согласного выделяют:

По наличию начального согласного выделяют слоги:

По количеству гласного, или количественной характеристике слоги условно делят на:

По звуковому составу выделяют слоги:

Как правильно делить слова на слоги

Слогораздел — это граница между слогами в речевой цепи.

В русском языке иногда тяжело определить четкие границы слогов. К примеру, слово «острый» можно разделить несколькими способами вида: о-стрый, ос-трый, ост-рый.

По основному принципу, слогораздел в большинстве случаев проходит сразу после гласного звука: ко-шка, со-ло-ма, у-е-зжать. Выделяют несколько исключений.

Выделим общий алгоритм деления слова на минимальные фонетические единицы.

При переносе слов

Перенос — это разрыв части слова, при котором его начало остается на одной строке, а конец переносится на другую.

Хотя слоги и морфемы лежат в основе правил переноса, разделение слова на слоги может отличаться от разделения слова для переноса.

В слове «уезжать» сочетание согласных «зж» звучит как единый звук [ж:]. Поэтому на слоги оно делится по общему правилу: у-е-зжать. А для переноса слово принято делить следующим образом: уез-жать.

В русском языке выделяют следующие правила переноса слов:

Структура слога и ударение

По структуре слог обязательно состоит из слогообразующего гласного звука — ядра — и, опционально, окружающих его неслоговых согласных звуков.

Если в начале слога стоит согласный звук, его называют инициалью. Согласный звук в конце слова называют финалью. Рассмотрим несколько примеров.

В слоге «дом» есть инициаль, ядро и финаль. Инициаль — «д», ядро — «о», финаль — «м».

Ударение — это фонетическое выделение одного из слогов силой голоса, повышением тона или большей длительностью, а на письме — специальным символом.

На основе наличия ударений слоги разделяют на ударные и безударные. В русском языке ударение может падать на любой слог, в отличие от, например, французского, где ударение при произношении всегда падает на последний слог. Филологи в современном языкознании выделяют различные схемы ударений. Они нуждаются в отдельном изучении.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *