Социально культурная деятельность связана с предшествующими и сопутствующими понятиями такими как
Социально-культурной деятельности
Лекция № 13. Психолого-педагогические основы
Теория социально-культурной деятельности органически связана с педагогикой и психологией как науками о человеке, о развитии личности. Между психологией как научной дисциплиной, педагогикой и социально-культурной деятельностью существуют тесные взаимосвязи, так как предметом изучения социально-культурной деятельности являются закономерности духовного и творческого развития личности путем включения ее в процесс культуроформирующей деятельности. «Исходными основаниями для разработки педагогической теории социально-культурной деятельности традиционно выступает представление о ней как социальном институте, как особой системе духовного производства, функционирующей в сфере свободного времени, как средства воспроизведения в новых поколениях достигнутого обществом уровня культуры». Социально-культурная деятельность связана с педагогикой и психологией в том смысле, что в поле ее зрения находятся те же процессы и явления, которые изучаются педагогикой и психологией, но рассматриваются в определенном специфическом аспекте.
Психология призвана сыграть важную роль в обеспечении гуманистического направления развития общества, в формировании гуманистического менталитета людей. Основы психологического знания необходимы каждому человеку в его повседневной жизни и деятельности.
Общая психология. Особое место среди прочих отраслей психологии занимает так называемая общая психология. Она не является такой ветвью психологической науки, которая могла бы быть поставлена в один ряд с педагогической, юридической, медицинской, военной, сравнительной психологией и т.д. Общая психология изучает закономерности психологического становления, развития и деятельности человека. В ее задачи входит разработка проблем методологии и истории психологии, теории и методов исследования наиболее общих законов возникновения, развития и бытия психических явлений. Общая психология изучает познавательную и практическую деятельность: общие закономерности ощущений, восприятий, памяти, воображения, мышления, психологическую саморегуляцию, характер и темперамент, преобладающие мотивы поведения и т.д. Следующие понятия общей психологии используются в социально-культурной деятельности: психические процессы, психические состояния и психические свойства или особенности личности.
К психическим состояниям относятся проявление чувств, внимания, воли. К психическим свойствам или особенностям личности относят качества ума, мышления, устойчивые особенности волевой сферы, т.е. устойчивые качества личности. Безусловно, индивидуально-психологическое оценивается и учитывается руководителем-педагогом в работе с каждым участником досугового, художественно-творческого коллектива или социально-культурного объединения. Таюке разработка психологического понятия «атмосфера» (праздничная, клубная, спортивная) невозможна без знания общих закономерностей психологии. Социально-психологическая атмосфера досуговой аудитории проявляется в особом психическом настрое ее членов, в основе которого лежит отношение участников к происходящему, друг к другу и самому себе как члену данной аудитории.
Наряду с данными общей психологии в теории и практике социально-культурной деятельности учитываются данные «Возрастной психологии», «Педагогической психологии» и других отраслевых психологии.
Педагогическая психология имеет своим предметом изучение психологических закономерностей обучения и воспитания человека. Ее данные используются для:
а) управления процессом интеллектуальной и творческой деятельности в досуговых коллективах и творческих объединениях;
б) организации педагогического процесса в творческом самодеятельном коллективе или ином досуговом объединении, создания оптимальной психологической атмосферы для разви тия всех участников коллектива с учетом индивидуально-психологических различий;
в) выстраивания отношений в системе: руководитель коллектива, педагог «— /субъект воздействия/—» участники коллектива (объект воздействия) с учетом обратной связи;
г) управления процессом межличностного общения в ситуациях больших и малых досуговых групп (социально-ориентированное общение и личностно-ориеитированное общение).
В атмосфере совместной деятельности, например, в хоровом самодеятельном коллективе, в процессе разучивания новых хоровых произведений, активного поиска решения заданий выдвигаемых хормейстером перед каждым участником, группой участников, хоровой партией, мужской и женской группами, по-новому могут раскрыться возможности и способности каждого. Активизация учебной деятельности с учетом психологических закономерностей общения и воспитания человека, будет способствовать осуществлению задач нравственного и эстетического воспитания членов коллектива.
Социальная психология изучает психологические явления, которые возникают в процессе взаимодействия людей в различных организованных и неорганизованных группах. В структуру социальной психологии в настоящее время входят три круга проблем:
1. Социально-психологические явления в больших группах (в макросфере).
2. Социально-психологические явления в малых группах (вмикросфере).
3. Социально-психологические проявления личности человека (социальная психология личности).
Все эти проблемы представлены в содержании и структуре социально-культурной деятельности.
2. Социально-психологические явления в малых группах в ситуации социально-культурной практики можно квалифицировать следующим образом:
а) проблема управления и развития совместной деятельности и общения в досуговом объединении любого типа;
б) проблемы групповой атмосферы, положение лидера и ведомых в группе;
в) восприятие человека человеком в группе, ценностные ориентации, установки и т.д.
3. Социально-психологические проявления личности, их учет в организации различных форм СКД позволяют с наибольшей степенью вероятности удовлетворить и развить культурные потребности личности. Личность человека является объектом социальной психологии, аналогичной проблематикой занимается и теория СКД. При этом рассматривается, насколько личность соответствует социальным ожиданиям в больших и малых группах, как она принимает воздействие этих групп, каким образом она усваивает ценностные ориентации групп, какова зависимость самооценки личности от оценки группой и т.д. Также проблемы социальной психологии являются основой для изучения направленности личности, ее самооценки, самочувствия и самоуважения, перспектив личности, которые проявляются, развиваются и закрепляются в поведении личности как результате участия в формах СКД. Указанные три круга проблем социальной психологии не могут быть противопоставлены и предположены друг другу. В структуре СКД они представлены в единстве, обусловленном единством личности и общества, совокупностью отношений, в которой определяется сущность личности.
Таким образом, психология как наука создает базу необхо-• димой научной информации, базу основных научных понятий для развития личности в ее общении и деятельности в различных социально-культурных ситуациях.
Если психология изучает законы развития психики человека, то педагогика разрабатывает законы управления развитием личности. Педагогику определяют как систему наук о воспитании и образовании детей и взрослых. Педагогика неразрывно связана с социально-культурной деятельностью, ее отраслевые теории представляют собой основу развития методик и технологий социально-культурной деятельности.
— процесс или отдельные моменты подготовки тех или иных форм социально-культурной деятельности;
— взаимоотношения участников какого-либо творческого коллектива, профессионального коллектива, любительского объединения и др., объединения людей, функционирующего в процессе социально-культурной деятельности;
— отдельные компоненты целостного педагогического процесса развития личности участников культурно-досуговой, или, шире — социально-культурной деятельности;
— организационные взаимодействия, возникающие между учреждениями социально-культурной сферы по реализации каких-либо воспитательных задач;
— психолого-педагогические условия организации социально-культурной деятельности конкретных категорий населения (детей, подростков, взрослого населения, пожилых людей, лиц с ограниченными возможностями движения и др.).
Этот перечень не исчерпывает всех возможных аспектов социально-культурной деятельности, которые могут выступать в качестве предмета научного исследования. И каждый из указанных аспектов имеет прямое отношение к педагогике и к ее отраслевым теориям, таким как социальная педагогика, педагогика третьего возраста, сравнительная педагогика и другие.
Ведущие институты социально-культурной сферы (музеи, парки, клубы, библиотеки и т.д.) выполняют свои задачи, разрабатывая программы деятельности на основе закономерностей поведения личности и социальных общностей, выявленных социальной педагогикой. Таким образом, социально-культурная деятельность использует некоторые теории социальной педагогики, методы и средства с целью направленного влияния на поведение личности в социуме.
• Педагогический процесс, формы его организации, методы осуществления, педагогические технологии;
• Воспитание как педагогическое явление, сущность воспитания и его особенности, общие закономерности и принципы воспитания, социальное пространство воспитательного процесса;
• Принципы и методы обучения;
• Управление педагогическим коллективом.
Таким образом, социально-культурная деятельность представляет собой результат развития психолого-педагогических знаний, которые составляют ее основу. Очевидно, что социально-культурная деятельность по своей сущности очень близка к педагогической деятельности, однако самостоятельна и имеет свою специфику. Чтобы выявить ее особенности и связь с педагогической деятельностью, рассмотрим эти виды деятельности в сопоставлении.
Вопрос № 4.Понятие и основные характеристики СКД
Очная форма обучения ДПБиМ
Установочные лекции
с 26.03.2012 – 28.03.2012
(итоговый государственный междисциплинарный экзамен по специальности)
Консультант | Дисциплина | Дата | Группа | Время | Ауд. |
ФНТО – ЭУ-58064н (государственный экзамен – 29.03.2012) | |||||
Солдатов А.Н. | Менеджмент | 24.03.2012 | ЭУ-58064н | 10.15 | ГУК-110 |
Власова М.Ф. | Финансовый менеджмент | 26.03.2012 | ЭУ-58064н | 12.30 | И-527б |
Топоркова Е.В. | Экономика предприятия | 26.03.2012 | ЭУ-58064н | 12.00 | И-527б |
Караваева Н.М. | Маркетинг | 26.03.2012 | ЭУ-58064н | 13.30 | И-527б |
Дайнеко Л.В. | Экономическая оценка инвестиций | 26.03.2012 | ЭУ-58064н | 13.45 | И-527б |
Дайнеко Л.В. | Анализ ФХД | 26.03.2012 | ЭУ-58064н | 13.45 | И-527б |
Королева М.А. | Ценообразование | 26.03.2012 | ЭУ-58064н | 13.00 | И-527б |
Самарская Н.А. | Планирование | 27.03.2012 | ЭУ-58064н | 12.30 | И-527б |
Дэви Ю.М. | Управление проектами | 27.03.2012 | ЭУ-58064н | 14.00 | И-527б |
Леонова Л.Б. | ОНОТ | 28.03.2012 | ЭУ-58064н | 14.30 | И-527б |
Социально-культурная деятельность (СКД) — культурная деятельность социальных субъектов (профессиональных и непрофессиональных социальных групп, вплоть до общества в целом) по: а) отбору культурных новаций); б) развитию способностей индивидов и обслуживанию их творческой деятельности; в) коммуникации, то есть распространению, сохранению и общественному использованию всех видов культурных ценностей.
Социально-культурная деятельность – неотъемлемый элемент жизни общества; сегодня она оказывает реальное влияние на различные стороны его существования, различные общественные отношения. К наиболее заметным можно отнести следующее
1. Поддержка общественных инициатив. Общественные центры правовой защиты населения, консультационные пункты по социальным вопросам, лаборатории общественного мнения, депутатские комиссии, экологические и историко-культурные движения.
2. Организация социальной работы. Социальная поддержка безработных, инвалидов, одиноких, пожилых людей, многодетных и малообеспеченных семей и др. категорий; профилактика девиантного поведения, работа с группой риска, организация опекунства, усыновления, попечительства.
3. Оказание позитивного влияния на семью. Социально-культурные институты общества клубы, библиотеки, центры социальной защиты, центры социально-духовной реабилитации и др. обладают широкими возможностями для привлечения внимания общества к положению женщины, семьи, детей.
Эта деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности и группы (студии, кружки, любительские объединения) в сфере досуга. Она включает в себя все многообразие проблем по организации свободного времени: общение, производство и усваивание культурных ценностей и т.д.
СКД является составной частью государственной и общественной жизни, ее национально-культурной основой.
Помимо духовной сферы, СКД проявляется во всех ведущих сферах жизнедеятельности государства и общества.
СКД характеризуется массовостью участия, продиктованной тем обстоятельством, что этой деятельностью охвачены все без исключения группы и слои населения.
Главными носителями СКД являются:
— профессиональные работники социальной сферы, в том числе отраслей культуры и туризма.
— часть населения, занимающаяся СКД на самодеятельных началах.
СКД основана на духовных интересах и потребностях человека, носит добровольный, инициативный, самодеятельный характер.СКД осуществляется в рамках свободного времени, главным образом, в той его части, которая определяется как досуг.
Следовательно, социальная природа СКД многогранна, вариативна, интегрирована во все сферы жизнедеятельности государства, общества, социальных страт, личности. В зависимости от ракурса ее анализа, СКД можно определить:
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ СКД:
а) осуществляется в свободное досуговое время, отличается свободой выбора, добровольностью, инициативностью участников;
б)обусловлена национально-этническими, региональными особенностями и традициями;
в)характеризуется многообразием видов, в основе многообразия интересов художественные, познавательные, политические, социальные, семейные, бытовые, профессиональные и др.
г) реализуется в институциональных и неинституциональных формах;
д)отличается глубокой личностной направленностью, поскольку несет в себе черты индивидуальности, реализуется в ответ на потребности и интересы личности;
е) осуществляется через систему массовых, групповых и индивидуальных форм деятельности;
ж) ей присуща целенаправленность и целесообразность; именно сознательно поставленная цель приводит в движение деятельность: предварительная продуманность действий после ее постановки, анализ ситуации, в которой человеку предстоит действовать, выбор способов и средств достижения цели определяют последовательность действий личности в социально- культурной сфере
з) носит гуманистический, культурологический, развивающий характер, поскольку в основе имеет культурные цели;
и) ориентирована на социальную помощь, социальную защиту и социально-психологическую реабилитацию различных социально-демографических групп культурно-досуговыми средствами.
Характеристики социально-культурной деятельности, которые наиболее полно проявляются через направления ее функционирования:
— создание культурных продуктов как на профессиональной, так и на любительской основе процесс создания ценностей культуры
— включение человека в деятельность по восприятию и освоению ценностей культуры процесс освоения ценностей культуры
— деятельность по сохранению ценностей материальной и духовной культуры процесс сохранения ценностей культуры
— деятельность, направленная на трансляцию культурной информации, создание возможностей для культурного диалога процесс распространения ценностей культуры;
— деятельность, связанная с созданием благоприятной культурной среды, цели которой реализуются через социально-педагогические, организационно-посреднические и административно-управленческие функции процесс формирования культурной среды как необходимого пространства для осущ
Функции и принципы СКД
СКД –это культурная деятельность социальных субъектов (профессиональных и непрофессиональных социальных групп, вплоть до общества в целом) по: а) отбору культурных новаций б) развитию способностей индивидов и обслуживанию их творческой деятельности; в) коммуникации, то есть распространению, сохранению и общественному использованию всех видов культурных ценностей.
Функция СКД(от лат. Внешнее проявление свойств кокого-нибудь обьекта)- это совокупность предназначений и социальных ролей которая способна выполнять социо-культурная деятельность по отношению к человеку и сообществу людей.
Три блока функций СКД:
Все функции взаимосвязаны между собой
Воспроизводство человека как общественного существа происходит в системе социума, используя механизм культуры и механизм развития самого человека.
Производные функции, которые являются выражением общественно ценных свойств конкретно исторического этапа развития общества(развитие кругозора человека и т.д).
Фукционирование СКД подчиняется определенным принципам.
Все принципы СКД можно отнести разделить на 3 группы:
1) Общеидеологические принципы, выражающие общие положения идейно-тематическую направленность СКД. Эта группа принципов связывает СКД с областью идеологической работы, в нее входят следующие принципы:
— принцип связи с жизнью.
2) Общепедагогические принципы, выражающие общую воспитательную направленность СКД и предопределяющие отбор методов и форм воспитательного воздействия:
— принцип дифференцированного подхода
— принцип комплексного подхода
— принцип преемственности и систематичности.
3) Специфические принципы СКД. Эта группа принципов отличает СКД от предприятий и организаций идеологического и воспитательного характера:
— принцип добровольности и общедоступности СКД
Лекция № 11. Социально-культурная деятельность как фундаментальное научно-образовательное направление в системе знаний
Модуль 2. Теоретические основы социально-культурной деятельности
Феномен культуры, начинает осмысливаться как явление, пронизывающее все элементы человеческого бытия. Культура становится формой бытия и общения людей различных культур прошлого, настоящего и предвидимого будущего, формой диалога культур. Культура предстает также и формой самодетерминации индивида, способом свободного решения своей судьбы.
Понятие «культура» многомерно и сегодня рассматривается не только как совокупность материальных и духовных ценностей, социально значимых результатов созидательной деятельности личности, но и как форма личностного самовыражения, как пространство для проявления инициативы и творческой активности, как способ включения личности в социальные контакты. В этом случае мы имеем дело с так называемым феноменом социально-культурной деятельности. Всепоглощающий характер культуры породил столь же широкую, многообразную и общественно значимую деятельность по ее освоению, распространению и дальнейшему развитию, которую интегрирует понятие «социально-культурная деятельность».
Это понятие чрезвычайно широко и охватывает самые разнообразные явления культуры, но вместе с тем имеет свои границы. В структуре культурологического знания сегодня заметно выделяется сфера представлений, связанных с закономерностями развития и саморазвития человека путем включения в разнообразные виды культуроформирующей деятельности в сфере производственно-бытовых, семейно-бытовых, художественно-творческих, культурно-досуговых отношений; в системе непрерывного образования. Эти виды деятельности получили название социокультурных.
В российской педагогической традиции с конца XIX века по настоящее время данная научная теория была представлена в виде следующих научных концептов:
По мере роста новых знаний, расширения сферы проникновения научной мысли в реальную жизнь, по мере возникновения новых проблем и потребностей общества наблюдаются тенденции дифференциации и специализации наук, т.е. разделения основной науки на ряд более частных областей, развивающихся
самостоятельно. С другой стороны, в решении ряда проблем наблюдается явление интеграции — объединения ряда самостоятельных наук, которые изучают один объект, но с разных точек зрения.
В культурологии как науке процесс дифференциации и специализации за последнее время значительно усилился. Некоторые из специализированных областей уже оформились в самостоятельные научные отрасли. К таким наукам можно отнести прикладную культурологию, которая является областью научного знания, «обеспечивающей методологическое, методическое и организационное осмысление сути, природы и источников функционирования социально-культурной сферы». Прикладная культурология раскрывает механизм реализации нравственно-эстетического потенциала культуры, обосновывает технологию вовлечения людей в процесс освоения ценностей мировой и отечественной культуры и различные формы социально-культурного творчества».
Социально-культурная деятельность как область реализации закономерностей прикладной культурологии базируется на выработанных ею методологических основах, закономерностях, принципах, средствах, методах и формах вовлечения человека в мир культуры. Одна из задач прикладной культурологии как научной дисциплины — разработка механизма создания благоприятной культурной среды, технологических условий для реализации духовно-эвристических и художественно-творческих возможностей людей, проявления их социально-культурной активности. Социально-культурная деятельность сегодня рассматривается как сфера социально-культурной практики и как самостоятельная область культурологического знания.
В этом своем качестве она смыкается с понятием «прикладная культурология». В дальнейшем предлагаем рассматривать «социально-культурную деятельность» как «прикладную культурологию».
Социально-культурная деятельность как область культурологического знания находится на стыке между фундаментальной культурологией и историей, социологией, психологией, этикой, эстетикой, политологией, теорией управления, и в первую очередь, педагогикой, что позволяет использовать методики и технологии этих наук для реализации механизма вовлечения человека в процесс освоения, сохранения, воспроизводства и распространения ценностей культуры.
В общесоциологическом аспекте понятие «деятельность» характеризует и активность социального субъекта. Некоторые исследователи ставят знак равенства между понятиями «социальная активность» и «социальная деятельность». Однако это не синонимы, хотя понятия взаимосвязаны, взаимообусловлены и имеют общие качественные характеристики. Деятельность — это процесс реализации социальной активности,поскольку сущность человека значительно богаче, разностороннее и сложнее, чем только система его деятельности».
Что касается понятия «социальная активность», то наиболее точным, по нашему мнению, является определение Н.С. Мансурова, считающего, что социальная активность — это «проявление сущностных свойств личности в общественной жизни, то есть в таких социальных условиях, в которых протекает ее бытие». Социальная активность как проявление сущностных свойств личности выражается через деятельность, непосредственно связана с ней.
Социально-культурная деятельность как научная дисциплина тесно связана с педагогикой, и в поле ее зрения находятся процессы и явления, которые изучаются педагогикой, но рассматриваются в определенном, специфическом ключе: педагогический процесс, средства, формы, методы и др. понятия. Связь с педагогикой обусловлена тем, что социально-культурная деятельность носит развивающий характер, способна оказать направленное воздействие на личность. Этот процесс осуществляется на основе во многом общих с педагогикой закономерностей.
1. Поддержка общественных инициатив. Общественные центры правовой защиты населения, консультационные пункты по социальным вопросам, лаборатории общественного мнения, депутатские комиссии, экологические и историко-культурные движения.
2. Организация социальной работы. Социальная поддержка безработных, инвалидов, одиноких, пожилых людей, многодетных и малообеспеченных семей и др. категорий; профилактик девиантного поведения, работа с группой риска, организация опекунства, усыновления, попечительства.
3. Оказание позитивного влияния на семью. Социально-культурные институты общества (клубы, библиотеки, центры социальной защиты, центры социально-духовной реабилитации и др.) обладают широкими возможностями для привлечения внимания общества к положению женщины, семьи, детей.
Таким образом, социально-культурная деятельность представляет собой общественно значимый феномен, подсистему духовной жизни общества, которая в свою очередь подразделяется на педагогическую, социальную и обучающую подсистемы. Компоненты внутри этих подсистем тесно взаимосвязаны, плавно переходят друг в друга на основе закономерных связей в контексте их достаточности для рационального, целесообразного функционирования целостной системы «социально-культурной деятельности». Компоненты фактически трансформируются в подсистемы, входящие в системы СКД.
В системе общественных наук философия является ведущей, методологической основой всех наук. Теория СКД связана, прежде всего, с педагогикой, поскольку СКД стремится к постижению общих закономерностей развития личности, формирования ее общественно значимых качеств. Остальные науки по отношению к теории СКД примерно одинаковы значимы.
Социально-культурная деятельность представляет собой педагогическую систему, связанную с другими сферами человеческой деятельности, ей принадлежит активная роль в формировании общественной практики наряду с экономикой, политикой, идеологией. СКД как педагогическая подсистема, выражая суть и методику педагогического воздействия, выступает как связь субъекта и объекта. Система, следовательно, состоит из следующих необходимых и достаточных компонентов: субъект, объект, цель, содержание, средства, методы, формы, материально-техническая база, финансовое обеспечение процесса. В рамках этой системы социально-культурная деятельность рассматривается как педагогически направленная, формирующая и развивающая личность.
Социально-культурная деятельность представляет собой достаточно крупный общественный феномен, который связан с включением личности в общественные отношения через ведущие институты социально-культурной сферы. Социальные институты формируют благоприятную культурную среду, необходимую для осуществления разнообразных видов социально-культурной деятельности. Социально-культурная деятельность как социальная система функционально объединяет различные социальные институты, призванные обеспечить распространение духовно-культурных ценностей, их активное творческое освоение каждой личностью.
Социально-культурная деятельность как учебная дисциплина ставит своей целью профессиональную подготовку специалиста, владеющего знаниями, умениями и навыками организации различных видов и форм социально-культурной деятельности.
Таким образом, социально-культурная деятельность, являясь подсистемой духовной жизни общества, вместе с тем как система подразделяется на ряд подсистем, через функционирование которых проявляются и воспроизводятся сущность, содержание, специфика и социальная природа данного явления.
Остановимся на содержательных характеристиках социально-культурной деятельности, которые наиболее полно проявляются через направления ее функционирования:
— создание культурных продуктов как на профессиональной, так и на любительской основе (процесс создания ценностей культуры);
— включение человека в деятельность по восприятию и освоению ценностей культуры (процесс освоения ценностей культуры);
— деятельность по сохранению ценностей материальной и духовной культуры (процесс сохранения ценностей культуры);
— деятельность, направленная на трансляцию культурной информации, создание возможностей для культурного диалога (процесс распространения ценностей культуры);
деятельность, связанная с созданием благоприятной культурной среды, цели которой реализуются через социально-педагогические, организационно- посреднические и административно-управленческие функции (процесс формирования культурной среды как необходимого пространства для осуществления социально-культурной деятельности).