Соты для софтбокса зачем
Снимаем в студии с октабоксом и сотами. Зачем нужны соты? [#ProСвет №9]
Рад снова приветствовать читателей рубрики #ProСвет от Photar.ru! В первом блоке статей мы делимся с подписчиками полезными советами по студийной съемке с использованием всего одного источника света. В одном из прошлых выпусков я рассказывал о работе со всеми любимым октабоксом 150 см на примере Profoto RFI Octabox 5’, а сегодня я хочу рассказать вам о том, как легко получить красивую картинку используя эту насадку и соты. Октабокс 150 см можно легко отнести к базовым насадкам, так как он встречается практически в каждой студии, а соты позволяют существенно расширить возможности его использования.
Бекстейдж со съемок видео
Необходимо отметить одну важную отличительную черту приборов Profoto. Практически любую насадку можно передвигать по голове прибора, тем самым фокусируя или расфокусируя свет.
© Илья Кайгородов / Photar.ru
Положение 4 это крайнее дальнее положение прибора, а положение 10 — крайнее ближнее. В нашем случае мы использовали генераторную голову Profoto ProHead plus UV 500W.
Итак, давайте для начала посмотрим сравнительные «синтетические» снимки.
Положение 4:
Положение 10:
Абсолютно очевидно, что соты сильно уменьшили площадь светового пятна и существенно снизили интенсивность света. Кроме этого, собственная тень объекта становится более выраженной, что делает освещение более контрастным. Давайте посмотрим на цифры:
В положении 4:
В положении 10:
При визуальном сравнении двух снимков с сотами видно, что в положении 10 световое пятно имеет более выраженный яркий центр, светлые участки в целом светлее (примерно на 0,3 ступени), что делает изображение более контрастным, и менее однородным по площади.
Очень важно! Необходимо учитывать окружение (в нашем случае студию), в которой ведётся съёмка. Правая стена циклорамы большая и белая, расположена достаточно близко к объекту, что вносит весьма существенные коррективы в контраст. Так что если стены в студии ближе/дальше, светлее/темнее или имеют окрас, то всё это будет влиять на светотеневой рисунок. Пренебрегать этим совсем не стоит, а гораздо лучше использовать это себе во благо!
Давайте ещё раз посмотрим, как выглядит освещение октабокса 150 см без сот:
© Павел Молчанов / Photar.ru Схема:
© Павел Молчанов / Photar.ru Освещение мягкое, довольно однородное, но скучноватое. Чтобы сделать свет более выразительным и объёмным наденем соты, оставив положение прибора прежним.
© Павел Молчанов / Photar.ru Ещё раз обращу ваше внимание, что соты поглотили достаточно много света и это нужно не забыть компенсировать. Увеличив мощность прибора, получаем уже совсем другой результат.
© Павел Молчанов / Photar.ru Немного изменив положение прибора, картинка становится более выразительной, появляется большая разница экспозиции между фоном и моделью.
© Павел Молчанов / Photar.ru
© Павел Молчанов / Photar.ru Схема:
© Павел Молчанов / Photar.ru Подобная постановка света может привести к «проваленным» в тени глазам и с этим нужно быть внимательными. В подобной ситуации придётся либо опустить прибор по штативу и поднять по лучу, либо просить модель держать подбородок ровно или чуть вверх (с этим тоже желательно не перестараться). Однако, подобный приём можно отлично использовать и как художественный.
© Павел Молчанов / Photar.ru
© Павел Молчанов / Photar.ru Самые распространённые ошибки, которые можно допустить, работая с насадками мягкого света, вы можете посмотреть в наших предыдущих выпусках (их список вы найдете внизу).
Подводя итог, хочу отметить, что использование сот всегда делает картинку контрастнее и позволяет лучше отделить модель от окружения. Подобная насадка прекрасно подойдёт для съёмки не только крупных, средних и общих планов, но и для освещения нескольких человек. За счёт своего большого размера, с ней не всегда удобно работать на обычной стойке, а вот журавль существенно расширяет возможности.
Снимаем в студии только с софтбоксом и сотами. Зачем нужны соты? [#ProСвет №4]
Рад снова приветствовать читателей журнала PHOTAR.RU и тех кто следит за нашей рубрикой #ProСвет. В этих статьях мы рассказываем, как не усложнять себе жизнь и получать классный результат, работая всего с одной вспышкой. Каждый выпуск состоит из двух частей: видеоформат, в котором вживую видно как получился тот или иной результат, и текстовая часть с более подробным разбором технических аспектов и советами. И как обычно советую подписаться на наш YouTube канал, чтобы не пропустить новые выпуски!
Наше самое первое видео было посвящено съемке с использованием софтбокса размером 120×90, а в сегодняшнем выпуске я хочу рассказать о том, как правильно использовать соты на этом софтбоксе, зачем вообще они нужны и какие ошибки не нужно совершать.
Софтбокс 90х120. © Илья Кайгородов / Photar.ru
Итак, существует мнение, что сотовые решетки «направляют» свет, но это полнейшее заблуждение. Ничего они не направляют. К слову, направляют свет только линзовые насадки, у Profoto это ProFresnel Spot, Profoto MultiSpot и Dedolight DP-1 Attachment. У сот другое предназначеие, они отсекают свет, разлетающийся в разные стороны. И это приводит к меньшему по площади пятну света, меньшей интенсивности светового потока и увеличению контраста. Соты являются аксессуаром, и чаще всего не идут в комплекте с софтбоксом, а докупаются отдельно.
© Илья Кайгородов / Photar.ru
У сторонних производителей соты бывают разного размера и глубины. А это очень сильно влияет на рисунок! Чем ячейки сотовой решетки меньше и глубже, тем более контрастный свет вы получите. Чаще всего сторонние производители экономят и делают сотовые ячейки достаточно большими (порядка 10 на 10 см) и неглубокими (ширина около 2,5 см). Безусловно, результат будет достаточно сильно отличаться от фирменных решеток Profoto, он будет менее контрастным и поле света будет больше. Но, опять же, старайтесь все использовать себе во благо!
Давайте посмотрим как ведет себя софтбокс 120 на 90 с сотами и без.
С сотами и без. Положение 4 на приборе Profoto D2. © Павел Молчанов / Photar.ru
Как вы видите по снимкам, соты очень сильно уменьшают площадь светового пятна. И кроме этого, по сравнению с софтбоксом без сот, интенсивность освещения также падает на 1 ступень на самом объекте, на 1,6 ступени на фоне позади объекта и на 1,9 ступени на фоне справа (для насадки установленной в положение 4 на приборе Profoto D2).
Софтбокс 90х120 в положении 4 на приборе Profoto D2. © Илья Кайгородов / Photar.ru
При зуммировании насадки в положение 10 сохраняется та же разница в 1 ступень на самом объекте, фон за объектом темнее на 1,3 ступени, а фон справа на 1,7 ступени.
С сотами и без. Положение 10 на приборе Profoto D2. © Павел Молчанов / Photar.ru
В положении 10 пятно света получается чуть более широким и ярким, визуально картинка кажется более контрастной. Таким образом, зуммируя насадку по голове прибора, можно дополнительно акцентировать свет на объекте.
Софтбокс с сотами. Положение 4 и положение 10 на приборе Profoto D2. © Павел Молчанов / Photar.ru
Без правильного распределения контраста невозможно добиться объемной картинки. Но и чересчур контрастное освещение подходит далеко не всем сюжетам. Используя соты, стоит более внимательно обращать внимание на положение и направление света от прибора, так как теневая сторона будет выражена значительно сильнее. В данном случае мы используем соты на насадке мягкого света, но, поскольку освещение контрастное, ошибки оно прощает неохотно Давайте еще раз сравним освещение с сотами и без.
Софтбокс 120х90 без сот. © Павел Молчанов / Photar.ru
Софтбокс 120х90 без сот. © Павел Молчанов / Photar.ru
© Павел Молчанов / Photar.ru
После того как надели соты экспозиция и характер света изменились. При той же настройки мощности, диафрагмы и положения прибора мы получаем вот такой результат:
Софтбокс 90х120 с сотами без коррекции. © Павел Молчанов / Photar.ru
Экспозиция на модели изменилась на 2 ступени, но контраст возрос. Теперь я изменил направление прибора, и открыл диафрагму с 6.3 до 4.5.
Софтбокс 90х120 с сотами. © Павел Молчанов / Photar.ru
Софтбокс 90х120 с сотами. © Павел Молчанов / Photar.ru
© Павел Молчанов / Photar.ru
Как видите, освещение осталось равномерным, но стало более контрастным, что повлияло на восприятие объема на фото.
Софтбокс 90х120 без сот и с сотами. © Павел Молчанов / Photar.ru
Софтбокс 90х120 без сот и с сотами. © Павел Молчанов / Photar.ru
Таким образом, мы получаем контрастное освещение модели с не очень близкого расстояния (напоминаю, что чем ближе свет, тем он контрастнее), и плюс к этому освещение фона становится менее интенсивным примерно на 1/2 ступени.
Для съемки ростового портрета будем использовать стандартную схему работы, а именно отодвинем прибор от модели, чтобы акцентированное пятно света в центре стало менее выраженным и дало более однородное освещение по всему росту модели. Далее, компенсируем увеличение расстояния увеличением мощности прибора (или диафрагмой), не забывая также об изменении угла освещения.
Софтбокс 90х120 с сотами. © Павел Молчанов / Photar.ru
Софтбокс 90х120 с сотами. © Павел Молчанов / Photar.ru
© Павел Молчанов / Photar.ru
Как видите, соты позволяют достичь очень объемной картинки даже при довольно большом расстоянии между источником света и моделью, которое необходимо для равномерного освещения модели в рост. Также, обратите внимание, что фон остается достаточно темным, что дает нам возможность осветить его как нам хочется (но об этом в следующих выпусках).
Ошибки при съемке софтбоксом с сотами
А теперь давайте разберемся с самыми распространёнными ошибками при использовании сот на софтбоксах стандартного размера (около 90 на 120 см).
Итак, к ошибкам относятся все те, что верны для съемки с софтом без сот (почитайте нашу предыдущую статью про съемку с софтом 90 на 120 ). Единственное, что может стать исключением, это съемка при большом расстоянии от источника до модели, ведь при использовании сот световое пятно значительно меньше, а следовательно, контраст уменьшается не так сильно, как при съемке без сот. Но самым главным отличием является невозможность светить «мимо» перед моделью (об этом приеме настоятельно рекомендую посмотреть в нашем видео о съемке с софтом 90 на 120), так как соты отсекают свет, исходящий под нужным в этом случае углом! И еще один нюанс – при слишком высоком положении прибора, опустив голову модели немного вниз, мы получим «проваленные» в тени глаза, что далеко не всегда подходит и смотрится не эстетично.
Заключение
Соты — это отличный инструмент, который позволяет не только увеличить контраст на модели, но и заметно снизить освещение фона или переднего плана. В зависимости от размера ячеек сотовой решетки эффект от ее применения будет разным. Чем меньше и глубже ячейки, тем контрастнее свет и уже пятно света. Соты поглощают достаточно много света, что необходимо учитывать. Сфера применения сот очень широка, начиная от портретной и предметной фотографии и заканчивая интерьерными съемками с аккуратной подсветкой нужных деталей. Соты существуют практически на все светоформирующие насадки как мягкого, так и жесткого света.
В следующих выпусках мы расскажем о работе и с другими насадками с сотами, так что подписывайтесь на наш канал! Спасибо за уделенное время! Будем очень рады ответить на ваши вопросы в комментариях и не стесняйтесь присылать ваши работы снятые после просмотра наших видео!
Сотовые насадки для осветительных приборов
Для софтбоксов у которых есть специальные бортики для крепления сот
Для софтбоксов без бортиков, установка сот на которые не предусмотрена
Для осветительных приборов типа Kino Flo
Для других модификаторов света и осветительных приборов
По умолчанию предполагается, что никому, из зашедших сюда, не надо объяснять, что такое «соты» в контексте управления светом и для чего они нужны. В сети уже достаточно информации на эту тему. Позволю себе только акцентировать внимание на крайней необходимости наличия сот на осветительных приборах в небольших студийных помещениях и домашних студиях.
Предлагаемые соты оснащены пружинной армирующей рамкой, которая позволяет решить эту проблему. Рамка придает конструкции достаточную степень жесткости, что в сочетании с жесткостью конструкции самого софтбокса позволяет сотам держать заданную форму и обеспечивать правильную геометрию ячеек. Удобство монтажа/демонтажа и хранения сот можно считать небольшим, но приятным дополнением. Соты крепятся на софтбокс при помощи Velcro (липучки).
Значительная часть ассортимента софтбоксов не оснащена специальными бортиками для крепления сот и, соответственно, не предусматривает установку сотовых насадок.В качестве компромиссного выхода из этой, на первый взгляд, безвыходной ситуации предлагаются соты с армирующей пружинной рамкой, дополнительно оснащенные специальным фартуком при помощи которого они крепятся на софтбокс.
Крепление сот на софтбоксы прямоугольной формы осуществляется посредством нахлеста клапанов фартука и фиксации их при помощи липучки.
Крепление сот на октобоксы и парабоксы осуществляется посредством стяжки клапанов фартука при помощи шнура, пропущенного через люверсы.
Соты для Elinchrom Litemotiv 190
Соты для софтбокса типа «EzyBox»
Соты для Broncolor Para 133
Соты для Elinchrom Rotalux Deep Octa 100
Соты для Bowens Lumiair 40×140
Соты для Rime Lite 60×85
Соты для Elinchrom Indirect Litemotiv Strip 33×175
Соты для Fluorescent Lighting
Соты для Lowel Rifa-Lite EX88 EX66 EX55 EX44
Соты для ARRI SkyPanel S30-C
Соты для ARRI SkyPanel S60-C
Соты для ARRI SkyPanel S120-C
Соты для ARRI SkyPanel S360-C
Соты для LITEMAT 4 / 2L / 1 Polyskirt
Соты для CINEO HS2 Wave
Соты для Kino Flo 4Bank 4ft
Соты для ELATION TVL Softlight DW
Grid for Aputure NOVA-P300C
Grid for ELGATO KEY LIGHT
Соты для Westcott Scrim Jim
Комплектные соты, которые идут в нагрузку с недорогими софтбоксами, чаще всего имеют очень крупную и неглубокую ячейку, дают минимальный эффект и могут считаться скорее имитацией сот или удачным маркетинговым ходом производителя. Для таких сот никогда не указывается ни угол рассеяния света, ни размер ячейки. Делать соты с маленькой и глубокой ячейкой технологически сложно, долго и дорого.
Comparison of Kit and Custom grids
Заказ согласовывается индивидуально, потребуются точные размеры.
Оплата после получения и примерки сот. Перечисление на карточку, денежные переводы.
Доставка обычной почтой, перевозчиками в любую страну.
В ЧЁМ РАЗНИЦА МЕЖДУ РАБОТОЙ С СОТАМИ И БЕЗ НИХ? Profoto B1 и B2 Air TTL
«В чем разница?» — это серия обучающих видео. Каждый эпизод отвечает на один вопрос. В этом эпизоде Джаредд Платт сравнивает съёмку с сотами и без сот.
Съёмка портретов старшеклассников средней школы требует всё больше и больше тщательности, почти как мини фэшн съёмка. Совсем не многие из моих портретных фотосессий в средних школах снимаются только при естественном освещении. Фактически, большинство из них проходят как эта, описанная ниже съёмка. Освещение — это большая часть успеха стилизованного портрета старшеклассника. В этом тесте мы хотели сравнить, как соты влияют на результат освещения. Одна схема освещения подразумевала использование всех осветительных приборов без сот. Во второй — соты использовались на каждом источнике света. Как вы увидите, такое маленькое изменение разительно меняет изображение.
ОСНОВНАЯ СХЕМА ОСВЕЩЕНИЯ
Наша схема освещения для этого снимка началась с настройки яркости фона. Экспозиция должна была быть идеальной для отображения этих горячих блестящих осколков металла, летящих в воздух. Настройки 1/60 сек. при f 2.8 и ISO 100 справились с задачей! Далее, мы добавили наши осветительные приборы. По теням вы можете заметить, что весь наш свет шёл из одного места — слева от кадра. Выносная вспышка Profoto B1 без светоформирующих насадок была размещена сзади большого металллорежущего станка для перекрёстного освещения гофрированной металлической стены.
ругая вспышка B1, с установленным на ней зум-рефлектором была помещена с левой стороны кадра и направлена на модель под углом 45°, чтобы осветить оборудование, сварочный аппарат и модель.
Ещё одна вспышка B1 для перекрёстного освещения была размещена напротив металлорежущего станка, чтобы помочь осветить некоторые части этого станка и создать обрамляющее освещение сварочного аппарата, отделяя его от фона. Все эти осветительные приборы помогли создать нужно настроение, передаваемое снимком.
И последний осветительный прибор, нужный нам для этого портрета — это наш основной свет. Им послужила выносная вспышка Profoto B2 с установленным на неё софтбоксом Profoto OCF Softbox 2×3′.
ДОБАВЛЯЕМ ДРАМАТИЧНОСТИ, ИСПОЛЬЗУЯ СОТЫ
Если вы видели только первый снимок и ничего кроме него, вы, возможно, остались бы довольны результатом. И ничего неправильного в этом нет. Но, всё-таки, он готов не до конца. Нужно больше драматичности! И для этого мы установили соты на каждый осветительный прибор. Все наши фоновые осветители получили свои соты, и основной софтбокс получил решётку Softgrid.
Добавив эти разные сотовые решётки, мы смогли сфокусировать свет на те цели, которые были выбраны, и устранить попадание света на фон.
На первом снимке фон и модель борятся за привлечение внимания. На втором — наша модель явно становится объектом внимания, и хотя фон уходит в черное, он представляет собой насыщенную тень, полную интересных деталей. Сделаем вывод: если у вас нет сот, приобретите их для себя. Если у вас есть соты, познакомьтесь с их эффектом поближе. Они играют серьёзную роль во время съёмки!
Фото техника в студии. Соты
Соты (Honeycomb Grid) – решетка, имеющая сотовую структуру и призванная отсекать свет по периметру светового пятна, сужая и структуризируя световой поток. Применяется с рефлекторами, тарелками, софтбоксами, тубусами и другими светоформирующими насадками.
Классифицируются по размеру (углу) формируемого светового пятна. Обычно бывают от 5-10 градусов (узкие) до 30-40 (широкие), при этом на вид различаются шириной ячеек, либо их глубиной: чем больше глубина, и чем уже ячейка, тем соответственно и уже будет световой поток. Именно это свойство и определило их основное применение.
Обычно рисунок, формируемый сотами, сильно отличается при использовании импульсного и постоянного источников света. Особенно если в качестве пилотного (постоянного) света используется галогенная лампа, как правило, намного более жесткая, чем импульсная.
На последующих примерах можно проследить разницу между источниками света с разными светоформирующими насадками с применением различных сот. Слева представлен рисунок, сделанный в постоянном свете, справа – в импульсном. Это очень хорошо иллюстрирует разницу в размерах, структуре, характере светового пятна, формируемого сотами. Надо сказать, что такие чудесные свойства света проявляются с определенными потерями мощности, это не спот-рефлектор или линза Френеля, которые чаще используют оптические элементы для фокусировки всего света, получаемого от источника. Соты отсекают лишний свет, оставляя только тот, который нужен. Это определяет то, что они работают с большими потерями. Для того чтобы показать, какое падение мощности света происходит при использовании тех или иных источников света с сотами, все снимки сделаны на одном значении диафрагмы.