Сроки смр что такое
Международная транспортная накладная CMR (ЦМР)
Автор: Галина Кардашян Главный бухгалтер-методолог 1С-WiseAdvice
Международная транспортная накладная CMR (ЦМР)
Автор: Галина Кардашян
Главный бухгалтер-методолог 1С-WiseAdvice
Экспортно-импортные операции — весьма сложная сфера бизнеса. Кроме всего прочего, они сопровождаются рядом специфических документов. Один из них — накладная на международные перевозки CMR (ЦМР). Рассмотрим, в чем ее отличие от обычной ТТН и как правильно заполнять этот документ.
Что такое CMR
Можно сказать, что CMR — это товарно-транспортная накладная (ТТН) международного образца. Но «функционал» этого документа намного шире, чем у знакомой всем внутренней ТТН. ЦМР, в отличие от типовой ТТН, содержит не только сведения о поставщике, покупателе и грузе, но и множество другой дополнительной информации: сроки и особые условия поставки, информацию о таможенном оформлении и т.п.
Поэтому правильнее будет понимать, что CMR — не подвид ТТН, а форма многостороннего соглашения, связанного с осуществлением международных перевозок.
ЦМР должна обеспечить соблюдения всеми участниками перевозки требований конвенции от 19.05.56 «О договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ)». Сама аббревиатура CMR соответствует сокращенному наименованию этого договора на французском языке.
На сегодня КДПГ (а значит и CMR) действует на территории более чем 50 государств, в т.ч. — практически во всех европейских странах. СССР подписал конвенцию в 1983 году, РФ в этом смысле является его правопреемником. Бывшие союзные республики СССР, став независимыми государствами, также присоединились к КДПГ в индивидуальном порядке.
Кто должен заполнять CMR
В транспортировке груза задействованы три стороны: поставщик, получатель и перевозчик. Все они принимают участие в оформлении международной накладной.
Оформление таможенной накладной ЦМР обязательно, если:
Однако КДПГ предусматривает несколько исключений, когда даже при выполнении указанных условий CMR не заполняется.
Не требуется использование ЦМР при:
Где взять бланк CMR
Форма CMR одинакова для всех стран-участниц КДПГ. Но практически в каждом государстве разработаны свои нормативные акты, регламентирующие ее заполнение.
В России это — письмо ФТС РФ от 02.05.2012 № 04-30/22006. В приложение к этому документу и содержится типовой бланк ЦМР.
Правила оформления CMR
Правила оформления CMR регулируются (в порядке приоритетности):
Высший приоритет в данном случае принадлежит КДПГ. Если государство присоединилось к этой конвенции, то все противоречащие ей нормы внутреннего законодательства и условия контрактов применяться не должны.
Каких-то специальных требований к заполнению СМР (шрифты, использование определенных авторучек и т.п.) письмо № 22006 не содержит. Общие правила заполнения первичных документов указывают только на то, что запись должна делаться таким образом, чтобы обеспечить сохранность информации при хранении в архиве.
Поэтому здесь можно использовать правила заполнения деклараций и оформлять ЦМР с помощью принтера или же авторучки черного/фиолетового/синего цвета.
Наименования граф в бланке СМР, применяемом в РФ, указаны на русском и немецком языках. А заполняют документ, как правило, на языке страны отправителя.
Обычно CMR оформляют в четырех экземплярах: для поставщика, покупателя, перевозчика и проведения расчетов.
Иногда копию ЦМР делают и для водителя. Если сделка сложная, в ней участвуют посредники, несколько перевозчиков и т.п., то для каждой «дополнительной» стороны тоже нужно изготовить экземпляр CMR.
Образец заполнения бланка накладной CMR
Рассмотрим пример заполнения бланка ЦМР:
Кто заполняет
Содержание графы
Несмотря на достаточно подробную форму CMR, она все равно не может учесть все нюансы, связанные с международными перевозками. Иногда возникают ситуации, не предусмотренные типовой формой. Для таких случаев служит графа CMR № 18, в которую участники сделки могут вносить свои замечания.
Например, водитель может указать, что упаковка груза недостаточно надежна, либо повреждена. Если же претензии к состоянию товара возникнут у получателя, то он тоже должен отразить это в ЦМР.
При отсутствии данных в 18 графе СМР считается, что груз по умолчанию доставлен в полном комплекте, надлежащего качества и без повреждений. Тогда в дальнейшем доказать какие-либо претензии по данной поставке будет практически невозможно.
Чем грозят ошибки в CMR и как их избежать
Неверное заполнение международной автомобильной накладной ЦМР может привести к проблемам как с государственными органами, так и в отношениях с партнерами по сделке.
Если не совпадают данные о товарах в инвойсе и CMR, то такой груз не пройдет таможенный контроль, а к владельцам могут быть применены штрафные санкции.
Также ошибки в ЦМР влекут за собой и конфликтные ситуации при приемке товара, расчетах между продавцом, покупателем и перевозчиком.
Как было показано выше — документ достаточно сложен, к тому же заполняется, как минимум, тремя сторонами сделки.
А если перевозчиков несколько, а в исполнении контракта задействованы посредники, то участников заполнения формы может быть еще больше. Следовательно — возрастает и вероятность появления ошибок.
Чтобы учесть все особенности заполнения ЦМР, необходимо быть опытным специалистом в сфере международной торговли.
Расшифровка СМР: строительно-монтажные работы
Расшифровка СМР: строительно-монтажные работы
Капитальный ремонт помещения, строительство зданий и дорог представляют собой комплекс работ и мероприятий, которые приводят к результату. Строительно-монтажные работы является основой сферой строительства, без которого невозможно строительство и ремонт построек, зданий.
СМР (Строительно-монтажные работы) – это комплекс работ направлены на строительство зданий и сооружений, ремонт и реконструкцию, монтаж и установка оборудования. Масштаб направленности задач и средств исполнения огромна и одна компания не может заниматься всеми видами СМР.
Виды строительно-монтажных работ (СМР)
СМР делится на несколько основных видов:
■ транспортные и погрузочно-разгрузочные (доставка материалов, приспособлений и техники);
■ специальные (с особым видом материалов).
Общестроительные работы включает себя спектр работ:
■ земляных (рытье ям, траншей, котлованов), свайных (забивка, устройство свайных фундаментов) и каменных работ (возведение стен, кладка камня и др.);
■ кровельных (устройство чердачных помещений, крыши), штукатурных (окраска, оклейка) и изоляционных;
■ устройства полов, инженерных сетей и коммуникаций;
■ работ по монтажу деревянных, бетонных и железобетонных, легких ограждающих конструкций;
■ работ по монтажу технологического оборудования;
■ пусконаладочных работ и др.
Особенности строительно-монтажных работ
Самое важное в строительно-монтажных работах является качество, которое напрямую зависит от грамотной организации, взаимодействие звеньев между собой и профессионализм специалистов. На старте выполнение СМР большую роль играет планирование и контроль, а финишем – качественное производство СМР.
Самое важное в строительно-монтажных работах начальный этап, а именно организация и подготовка, так как допущение ошибки может привести к опасности всех, кто работает на объекте и к дорогостоящему исправлению дефектов. Так же важно закупать только проверенные и качественные материалы.
СМР – это грамотное и последовательное выполнение всех этапов строительных и монтажных работ.
Как мы писали раньше, важно уделять организации работ, поэтому первым этапом рои строительстве зданий и сооружений выполняют проект. В проект, как правило, входит календарный план, генеральный план и пояснительная записка. Для более детального рассмотрения данных проектов Вы можете посмотреть здесь. Так же для сложных зданий выполняют технологические карты, где прописываются техника безопасности, основные этапы и т.д.
Расчет СМР включает себя прямые расходы (стоимость материалов, затраты на специалистов), накладные расходы (административно-хозяйственные) и плановые накопления.
Автор: Тихонов Владимир
Независимый строительно-технический эксперт
Транспортная накладная CMR
Определение транспортной накладной CMR
В 1961 году была принята и вступила в действие Конвенция о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом (КДПГ). Среди ее участников 55 государств. В основном это европейские страны и республики бывшего СССР.
Конвенция регулирует автомобильные перевозки, во время которых место отправления или место получения груза находится на территории одной из стран-участниц КДПГ. Подтверждением договора о перевозке является транспортная накладная CMR.
Конвенция не применяется (следовательно оформления накладной CMR не требуется) при перевозке:
Для чего нужна CMR?
Автотранспортная накладная CMR гарантирует, что в случае возникновения спора между отправителем, получателем и перевозчиком, разрешен он будет с применением норм Конвенции о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом. CMR-накладная выполняет следующие функции:
Кто и когда заполняет CMR?
Оформление накладной ЦМР требуется в том случае, если соблюдены все из нижеперечисленных условий:
В случае несоблюдения хотя бы одного из этих пунктов сторонами договора о перевозке оформляются другие товаротранспортные документы, отвечающие целям и задачам контрагентов.
Так как CMR оформляется перед отгрузкой товара, обязанность по ее заполнению возлагается на грузоотправителя и перевозчика. Отправитель заполняет графы с информацией о себе, получаете, характеристиках груза, условиях оплаты, местах погрузки и разгрузки и так далее (графы с 1 по 15, а также 21 и 22).
Перевозчик указывает информацию о себе, других перевозчиках (если их участие необходимо), транспортном средстве своих замечаниях к грузу, если таковые имеются (графы с 16 по 19, 23, 25-29). Получатель товара лишь ставит отметку о дате и месте получения товара в 24 графе накладной.
Ответственность за правильность заполнения накладной в большинстве случаев несет отправитель груза. Однако несоответствие фактического положения дел с информацией, содержащейся в CMR, вызовет проблемы непосредственно у перевозчика при досмотре груза и транспортного средства.
Поэтому на практике за правильностью заполнения накладной внимательно следят как представители отправителя, так и представители перевозчика (или экспедитора), тщательно проверяя друг друга.
Основные пункты транспортной накладной CMR (ЦМР) по порядку:
Название компании, юридический адрес, номер телефона и другие реквизиты отправителя, перевозчика и получателя могут вноситься в ЦМР путем проставления штампов. Это не только позволяет сэкономить время на оформление документа, но и помогает избежать ошибок и опечаток.
Как получить бланк CMR?
Для перевозки партии товара одним автомобилем требуется несколько экземпляров накладной. Обычно заполняется 6 или 7 бланков:
Бланки накладных CMR можно купить в специализированных магазинах. Такие бланки продаются на специальной тонкой бумаге, которая одновременно выполняет роль копирки. Кроме того, бланки можно скачать и распечатать на обыкновенной офисной бумаге.
На практике бывали ситуации, когда сотрудники таможни не хотели принимать CMR, выполненные на офисной бумаге, и требовали у водителей или экспедиторов накладную на тонкой.
Это требование является абсолютно незаконным и пресекается указанием на то, что Конвенция о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом не требует заполнения накладной на специальной бумаге.
Порядок заполнения CMR-накладной согласно конвенции о договоре международной перевозки грузов (КДПГ)
В первую очередь в накладную вносится вся информация, которая известна до момента отправки груза, а именно:
Следующей по порядку вносится информация на таможенном пункте пропуска (о прохождении таможенного контроля, выпуска груза и так далее).
Далее свою лепту в заполнение ЦМР вносит получатель груза, делая отметку в 24 графе о принятии груза в пункте назначения.
В последнюю очередь к заполнению приступают представители перевозчика. От них требуется указать в накладной конечную стоимость доставки груза по соответствующему договору.
О языке заполнения CMR. Если транспортировка груза осуществляется в пределах границ стран СНГ, накладную можно заполнять на русском языке. Почти всегда этого достаточно. Если одной из сторон договора является европейская или азиатская компания, ЦМР следует заполнять по-английски.
Образец заполнения бланка накладной CMR
Компании-перевозчики, работающие на международном рынке, могут без проблем предоставят пример CMR накладной (образец заполнения). Также можно ознакомиться с образцом транспортной накладной CMR ниже.
Часто встречающиеся ошибки при заполнении ЦМР-накладной
Неверно указан адрес
В накладной указываются юридические адреса отправителя и получателя грузов, а также фактические адреса загрузки и выгрузки товара. Безусловно, это совершенно разные локации. В результате ошибки при заполнении адресов грузовик может привезти товар не на склад, а прямо под дверь офиса получателя.
Отсутствие отметки о дате или времени загрузки
Нередко встречаются ситуации, когда отгрузка товара задерживается по совершенно разным причинам. Из-за такой задержки нарушаются сроки поставки. Обычно ответственность за нарушение сроков поставки в тексте договора прописывается весьма значительная.
Сторона, вины которой в запоздалой отгрузке нет, должна следить за точным указанием даты и времени фактической загрузки товара на транспортное средство.
Неверный код товара
Ошибка в указании кода товара по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТНВЭД) непременно вызовет проблемы на этапе таможенного оформления груза.
В этом случае нужно будет вносить изменения в документацию. Кроме того, что время, затраченное на исправление ошибки, может вызвать нарушение сроков поставки товара, все это время груз и транспортное средство должны находится на складе временного хранения, и за это также нужно будет заплатить.
Если есть сомнения в правильности указания кода товара, его можно проверить у любого таможенного представителя или напрямую обратившись в Федеральную таможенную службу.
Сколько листов CMR-накладной должно быть у водителя на руках?
Если у перевозимого груза один получатель, то водителю следует иметь прим себе шесть страниц CMR-накладной:
• одна страница предназначается получателю товара;
• две страницы нужны для конечного расчета стоимости услуг по перевозке (оба экземпляра остаются у перевозчика);
• для прохождения таможенного оформления требуется три страницы накладной.
В том случае, если получателей груза несколько, ЦМР-накладная заполняется на каждого получателя.
CMR страхование
Среди страховщиков и предприятий, участвующих в международной перевозке грузов автотранспортом, под CMR-страхованием понимают добровольное страхование гражданской ответственности перевозчика, выполняющего международный рейс. Этот вид страхования не стоит путать со страхованием груза.
CMR страхование позволяет защитить перевозчика от необходимости возмещения убытков, связанных с повреждением или полной утратой груза в таких случаях:
Минусом такого вида страхования является то, что доказать вину перевозчика не всегда просто. Делать это нужно будет в судебном порядке. Дело в том, что страховые компании, защищая собственные интересы, запрещают перевозчику, заключившему с ними договоры страхования, признавать себя виновным в утере или повреждении груза.
Также стоит заметить, что страховая сумма, указанная в полисе CMR страхования, не всегда достаточна для покрытия полной стоимости груза.
Полис ЦМР-страхования также может включать в себя пункт о возмещении убытков, связанных с нарушением сроков поставки груза по вине перевозчика.
Что такое СМР в строительстве?
Основная масса крупных и средних проектов, так или иначе, связана со строительством производственных и сельскохозяйственных объектов, жилья, мостов, дорог и т.д. Возводимые здания либо сами по себе являются целью замысла, либо являются его неотъемлемой частью, без которой продолжение проекта невозможно. Как правило, самый большой объем затрачиваемых финансовых и материальных ресурсов приходится на СМР – строительно-монтажные работы. Соответственно, и регламентация этой деятельности в законодательстве занимает особое место.
Содержание статьи
Что означает СМР, и чем они регламентируются
Строительство как таковое включает в себя широкий комплекс понятий. Это не только возведение новых строений и зданий, но также и деятельность по их ремонту (текущему и капитальному), реставрации, реконструкции и реновации. Сам процесс многогранен и состоит из таких этапов:
Толкований термина «строительно-монтажные работы» существует несколько в зависимости от словаря, справочника или законодательного акта, где упоминается этот термин. При этом все они сходятся в том, что СМР в строительстве – это определенный перечень операций, направленных на возведение новых зданий, помещений и монтаж (установку) в них необходимого оборудования (вентиляции, отопления, газовых и водопроводных систем, канализации и т.д.). Для сокращения в технической документации чаще используют аббревиатуру СМР, а не полное название.
Основным документом, регламентирующим все строительно-монтажные действия в России, является СНиП, что расшифровывается, как Строительные нормы и правила.
Он включает в себя пять разделов:
Также производство стройматериалов, конструкций и изделий регламентируются ГОСТ (Государственными стандартами), разрабатываемыми государственными учреждениями и учеными. Утверждаются ГОСТы Госстандартом и Госстроем РФ. На отдельные технологии и материалы, особенно новые, производителями разрабатываются ТУ (Технические условия), которые согласовываются с госучреждениями. С развитием передового опыта и новых технологий вся нормативная база регулярно пересматривается, в нее вносятся изменения.
Существующие виды
Возведение нового здания или его глубокая реконструкция требует выполнения огромного количества действий разной направленности и интенсивности с применением всего многообразия материалов и специализированной техники. Строительство может вестись несколькими разными методами:
Исходя из направленности и ожидаемого результата, выделяют такие основные виды СМР:
Обычно выделяют монтажные или строительные работы в зависимости от того, какие операции на конкретном этапе преобладают. Монтажные представляют собой деятельность с использованием готовых частей или деталей, к примеру, монтаж силовой электропроводки и других кабелей, железобетонных и металлических конструкций, различного оборудования (насосного, энергетического, транспортного, технологического), окраска и изоляция трубопроводов.
Общестроительные действия, исходя из перерабатываемых материалов и возводимых элементов конструкции, подразделяют на такие виды:
Часть из этих действий объединяется в привычный для каждого строителя термин «нулевой цикл». Он представляет собой начальную фазу стройки и включает в себя подготовку стройплощадки и подъездных путей к ней, проведение земляных работ, закладку фундамента. Нулевой цикл заканчивается, когда возведена подземная часть здания и проведены инженерные сети. После него следуют надземный и отделочный циклы.
К числу специальных относятся действия, выполняемые особым способом или с особыми материалами, требующими специфических знаний и навыков. К таким можно отнести, например, монтаж сложных приборов и систем, лифтов, телефонных линий, облицовка агрегатов огнеупорной или кислотоупорной кладкой, устройство стволов шахт.
Погрузочно-разгрузочные и транспортные манипуляции подразумевают доставку на рабочее место конструктивных элементов и деталей разного размера, инструмента и необходимого инвентаря. В связи с разнообразием перемещаемых грузов задействуется специализированная техника, такая как панелевозы, трайлеры, автосамосвалы, конвейеры, погрузчики, экскаваторы, краны.
Иногда также выделяются заготовительные операции, состоящие в изготовлении полуфабрикатов (бетонной смеси, арматурного каркаса, раствора, сборных конструкций, в том числе крупноузловых). В зависимости от требуемых объемов и сложности изготовления, они могут производиться как профильными предприятиями (типа завода железобетонных изделий), так и непосредственно на стройплощадке.
Кроме возведения зданий, в перечень строительных операций также включается благоустройство и озеленение, мелиорация, дноуглубление, создание природоохранных сооружений (противооползневых, противоэрозионных, противоселевых), берегоукрепление, бурение, откачка воды и др.
Договорные отношения
Учитывая сложность и разноплановость действий, проводимых во время реализации проекта, особенно крупного (возведение промышленного комплекса, военного или сельскохозяйственного объекта), для выполнения всех необходимых действий необходимо нанимать подрядные организации. Некоторые из них охватывают большую часть общестроительных процессов, другие специализируются на отдельных направлениях, требующих наличия специального оборудования и подготовленных профессиональных кадров.
Соответственно, самым распространенным видом соглашения является договор подряда, имеющий две договаривающиеся стороны:
Сторонами соглашения могут быть юридические, физические лица или же третьи лица, которые действуют от имени и в интересах заказчика. Подрядчики, как правило, строительные организации или лицензированные индивидуальные предприниматели.
Если подрядчик не способен в полной мере выполнить весь объем взятых на себя обязательств собственными силами, то он имеет право (если это не запрещено соглашением) в рамках утвержденного бюджета заключить договор субподряда, то есть привлечь для выполнения отдельных процессов другие организации.
Кроме общих положений, таких как наименование сторон, дата и место подписания, реквизиты, юридические адреса и подписи сторон, типовой договор подряда включает в себя следующие основные разделы:
Кроме того, договор своей неотъемлемой частью имеет ряд приложений, перечень которых указывается в основном теле соглашения. К ним относятся:
В случае необходимости стороны могут заключать дополнительные договора по отдельным вопросам в рамках исполнения генерального соглашения. Возникающие в производственном процессе проблемы отображаются в протоколах разногласий и согласования разногласий.
В зависимости от объема выполняемых действий и масштаба проекта договор может иметь разное содержание.
Так, соглашение на возведение небольшого жилого дома и крупного завода могут отличаться между собой кардинально, как по объему, так и по детализации всех выполняемых действий.
Контроль качества
Договор подряда в строительстве накладывает на исполнителя большую ответственность, так как низкое качество исполнения, применение некачественных материалов и несоблюдение утвержденных норм может стать причиной разрушения конструкций, больших финансовых убытков или гибели людей. Поэтому особое значение имеет качество СМР на каждой фазе строительства.
Качество продукции строительства влияет на стоимость и эксплуатационные характеристики сооружения, их долговечность и экономичность. Если объект построен из непроверенных материалов или с нарушением технических регламентов, то это приводит к удорожанию всех процессов за счет необходимости постоянно исправлять выявляемые недостатки, повышению эксплуатационных расходов на поддержание объекта в рабочем состоянии, снижению уровня комфорта жителей.
Контроль осуществляется путем проверки соответствия показателей продукции утвержденным требованиям, зафиксированным в техусловиях, стандартах, проектах, договорах поставок, паспортах изделий. Основная задача – недопущение брака и дефектов, соблюдение должного качества продукции. Существует две формы осуществления контроля над качеством:
Внутренний контроль осуществляется непосредственно работниками предприятий (проектных, индустриальных), которые производят необходимую продукцию. Заводы и фабрики, выпускающие стройматериалы, на свои изделия выдают паспорта, подтверждающие, что при их изготовлении выдерживался государственный стандарт. Наличие такого паспорта при поставках продукции является обязательным.
Внутренний контроль имеет несколько направлений, отличающихся по своим характеристикам и направленности.
По времени осуществления:
По объемам проверок:
По методам проведения:
Чтобы обеспечить соответствующее качество продукции, на крупных предприятиях создаются специализированные службы, которые обычно подчинены главному инженеру (техническая инспекция, строительная лаборатория, геодезическая служба).
Анализ данных, полученных в результате инструментального исследования, и сопоставление их с действующей правовой и проектной документации носит название строительная экспертиза. Она может быть внесудебной и судебной. Все выявленные нарушения, отклонения и дефекты фиксируются в экспертном заключении, куда также прилагают фотографии обнаруженных недоработок. По итогам экспертизы определяются:
Международная практика контроля качества предполагает несколько иной подход к этому вопросу, основой которого являются:
К внешнему контролю качества относятся проверки, проводимые организациями, имеющими право надзора и не зависящими от организации-подрядчика. Основными формами его являются:
Технический надзор со стороны заказчика. Проводится постоянно в течение всего времени СМР. Представитель заказчика участвует в освидетельствовании всех проведенных скрытых действий, приемочных комиссиях, промежуточных приемках важнейших конструктивных элементов. Если нет одобрения заказчика, то дальнейшие операции не проводятся. Представители технадзора наделены правом принятия решения о приостановке строительства и отказа в оплате процессов, выполненных с нарушениями проектных расчетов и технологии. Если же качество оказывается в итоге недостаточным, то работники технадзора заказчика несут ответственность наряду с подрядчиками.
Авторский надзор со стороны проектировщика также ведется на постоянной основе. Его основным отличием от контрольных функций ГАСНа и технадзора заказчика является то, что на его исполнение заключается отдельный договор между заказчиком и проектировщиком с соответствующей оплатой. Авторский надзор заключается в наблюдении за точным следованием всех действий подрядной организации нормативным документам и утвержденному проекту.
Все изменения в проекте, рационализаторские предложения в обязательном порядке согласовываются с представителем авторского надзора. Также он присутствует на промежуточных приемках и освидетельствованиях, решает вопросы по проектно-сметной документации, указывает на недоработки и следит за их устранением. Все замечания авторского надзора заносятся в специальный журнал, который затем передается заказчику.
Государственный архитектурно-строительный надзор проводит общий контроль на всех фазах (изыскания, разработка проекта, строительство). Его представители должны проверять предпроектные документы, выдавать разрешение на строительство и проверять его реализацию в любой момент. Они наделены правами приостанавливать стройку, штрафовать и инициировать возбуждение уголовных дел.
Сертификация и лицензирование как составные части контроля над качеством
С бурным развитием новых технологий, разработкой новаторских стройматериалов и способов их крепления возник вопрос соответствия этих разработок утвержденным стандартам и качественным показателям. Поэтому в последние десятилетия большое значение придается сертификации изготавливаемой продукции и лицензированию проектно-изыскательной и строительной деятельности.
Сертификация – это деятельность, направленная на установление соответствия качественных показателей продукции требованиям утвержденных нормативов и стандартов. Она направлена на защиту прав потребителя и окружающей среды, а также для безопасности здоровья, жизни и имущества людей. Объектами сертификации в строительстве могут быть:
Сертификация бывает по своей форме:
В общих чертах сертификация какого-либо вида продукции происходит следующим образом:
Лицензирование представляет собой экспертизу заявителя (юридического или физического лица) и поданных ним документов относительно готовности их к выполнению видов деятельности, указанных в заявлении. Специальная комиссия проводит проверку наличия необходимой технической базы и законодательных актов, выполнение заявленных технологических процессов и уровень контроля над ними, квалификацию и стаж работы кадров, отзывы клиентов соискателя.
Положением о лицензировании предусмотрено, что соискатель должен иметь не меньше половины штатной численности специалистов и руководителей в области проектирования и строительства со стажем по специальности от 3 до 5 лет. Кроме того, на правах собственности (или на других законных основаниях) у кандидата должны быть необходимые объекты, инструменты и средства производства (специальная техника, ручной или автоматический инструмент, транспорт, энергоустановки, средства измерения).
В классификаторе проектных и строительно-монтажных работ четко определен перечень действий и необходимого оборудования. Вместе сведены действия по возведению объектов различного назначения (функциональные и отраслевые), например дорог, объектов авиакосмического или сельскохозяйственного назначения. Лицензируются не только непосредственно СМР, но и функции генподрядчика и застройщика.
Как правило, лицензионный период после первого обращения устанавливается короткий (1 год), если за это время анализ не показал нарушений со стороны заявителя, то следующая лицензия может действовать на протяжении 5 лет, при повторном обращении вся процедура полностью повторяется. За нарушение организацией норм действующего законодательства, лицензия может быть отозвана.
Организация проведения строительно-монтажных работ
В процессе возведения крупных объектов, таких как многоэтажные здания, мосты, дороги, заводы, как правило, принимают участие разные специализированные и общестроительные организации. Для того чтобы обеспечить бесперебойность процессов и планомерный поэтапный ввод в эксплуатацию законченных частей объекта, необходима система непрерывного планирования и выполнения работ.
В практике различают три главных метода организации производства СМР:
В проекты производства работ (ППР) включены главные решения по организации СМР. ППР разрабатывается специализированными трестами или другими организациями и состоит из:
В них указываются экономические и технические показатели, требования к необходимой технике безопасности, графики и рекомендации по методам организации труда работников, потребность в ресурсах (детали, инвентарь, оборудование), расчеты трудовых затрат.
Часто на площадке одновременно проводится ряд не связанных друг с другом работ, например, электромонтажные, сантехнические, столярные, облицовочные. Ритм рабочего процесса требует поставки определенных материалов в нужное время в достаточном количестве и в правильной технологической последовательности. Чтобы не допустить простоя, с учетом мнения подрядчиков разрабатываются часовые графики, руководствуясь которыми завод-изготовитель отгружает, а автокомбинат доставляет на площадку требуемые элементы.
Чтобы увязать между собой поставку деталей и их монтаж, составляются транспортно-монтажные графики. Исходя из технологической последовательности монтажа здания и стандартного времени на установку каждого элемента, четко расписывается время прибытия транспортных средств на площадку и номенклатура грузов, которые доставляются каждым рейсом. Составляются недельные, суточные и часовые графики, благодаря которым разные подразделения могут видеть общую картину и действовать согласованно. Это позволяет спланировать время окончания каждого вида работ и приблизительно рассчитать срок сдачи объекта.
Чтобы более полно охватить весь комплекс выполняемых процессов, при работе на всех видах объектов применяется календарное планирование. Оно дает общее понимание последовательности действий в разные временные периоды (от дня до нескольких месяцев), хотя планы регулярно требуют корректировки в зависимости от возникающих обстоятельств. Продолжительность строительства рассчитывается по нормам СНиП и сильно варьируются от сложности сооружения. Сокращение или увеличение длительности выполнения работ всегда должно быть обоснованным, поскольку при увеличении продолжительности могут быть сорваны сроки сдачи и заказчиком понесены убытки, а необоснованное сокращения нередко становится причиной несоблюдения стандартов выполнения технологических операций.
В зависимости от масштабности проекта, могут применяться такие виды планирования:
Упрощенные методы используются при выполнении текущих задач, обычно на несколько ближайших недель или дней. В таких схемах лишь указываются виды выполняемых действий и сроки их завершения, они недостаточно наглядны и не оптимизированы. Также к упрощенным формам можно отнести планирование в самом обобщенном денежном виде.
Календарный линейный график, иначе называемый график Ганга, представляет собой шкалу с отмеченными горизонтальными линиями разной длины, отображающими продолжительность каждого дела. Чтобы полноценно и качественно составить его, нужно учесть такие моменты:
Чтобы правильно рассчитать объем работы и затрачиваемое на нее время, следует, кроме предусмотренных норм, учитывать и другие существенные факторы, например, местные погодные условия или особенности рельефа. Если на стартовом этапе из-за неверных расчетов возникнет задержка по времени, то компенсировать ее будет практически невозможно, поскольку линейный график корректировать очень сложно.
Сетевой график составлен по более современной методике граф (карты, лабиринта, сети). Нанесенная на лист бумаги или выведенная на монитор компьютера, такая схема выглядит как множество вершин, соединенных между собой отрезками (ненаправленными и направленными). Кружки на начальной и конечной части отрезка означают начало и окончание работ. В таком виде планирования между стартовым и конечным событием может быть ряд разных путей. Самый долгий путь носит название критического, и по нему определяется общая продолжительность выполнения проекта. Соответственно, в других путях есть временные резервы и возможность варьировать скорость исполнения процессов.
Сильная сторона такого планирования – это возможность его корректировки по ходу.
Если строительство не укладывается в оговоренные сроки, то есть возможность сократить время критического пути за счет перераспределения рабочей силы и материальных ресурсов с этапов некритического пути, привлечения резервов или изменения последовательности процессов (если это технологически допустимо). Для облегчения составления графиков и их уточнения создан ряд компьютерных программ.
Расчет сметной стоимости
Неотъемлемой составляющей проектной документации является смета, то есть ориентировочная стоимость СМР. Правильные финансовые расчеты способствуют ритмичному и бесперебойному проведению строительных этапов. Если же были допущены неточности, то это может привести к убыткам, срыву сроков, возникновению задолженности или необходимости привлечения дополнительных финансовых ресурсов, часто кредитных.
К сметной стоимости обычно относят несколько составляющих и рассчитывают по такой формуле: Ссмр=ПрЗ+НР+ПН(Спр), где Ссмр – это сметная стоимость всех работ, ПрЗ – общая сумма прямых затрат, ПН(Спр) – плановые накопления, или сметная прибыль. Чтобы лучше понимать, каким образом производятся расчеты, следует остановиться подробнее на каждой из составных частей.
Сумма всех прямых затрат рассчитывается с учетом общего объема работ (в натуральных измерительных единицах) и применяемых на данный момент расценок за единицу измерения согласно сметных нормативов. Прямые затраты, как правило, составляют от 65 до 80% общей стоимости и состоят из:
К накладным расходам относят возмещение подрядной или субподрядной организации всех затрат, которые связаны с организацией и поддержанием соответствующих условий быта и производства на стройплощадке. Размер накладных расходов устанавливается в зависимости от фонда оплаты труда и сильно зависит от масштаба возводимого объекта, способа производства, вида строительства. Обычно этот показатель варьируется в пределах 13-20%. Для их расчета используются нормы с учетом особенностей производства. Применять повышающий коэффициент для накладных расходов запрещено.
В состав накладных расходов включают:
Сметная прибыль (часто используется термин «плановые накопления») представляет собой плановую прибыль подрядной организации. Она должна покрывать расходы на материальное стимулирование персонала, а также на развитие и модернизацию производственных мощностей. Ее объем исчисляется для каждой организации отдельно, исходя из контрактной стоимости строительства, и колеблется в передах 7-11% общей суммы. Сметная прибыль не относится к расходам, учитываемым в сметной себестоимости. Для ее расчета руководствуются соответствующими Методическими указаниями.
Существуют отраслевые нормативы сметной прибыли, зависящие от вида операций:
В структуре плановых накоплений учитываются такие расходы:
Правильно составленная продуманная смета позволяет организовать СМР на должном уровне, не допуская перерасхода средств и задержек в выплатах в ходе строительства. Кроме того, возможно достижение себестоимости СМР за счет использования более производительных механизмов, разумной экономии материалов, смены режима труда или улучшения управления. Для точного расчета себестоимости применяется факторный анализ – это методика изучения влияния на расходы каждого отдельного фактора строительства.