Строительство школ по концессии что это такое
Строим школы по концессии. Кабала или благо?
7 августа 2019 года в Москве зарегистрировано ООО «Первая концессионная компания «Просвещение» – дочернее предприятие ООО «Просвещение». Месяц спустя, 11 сентября, пресс-служба правительства Нижегородской области анонсировала заключение концессионного соглашения для строительства образовательного центра – комплекса на 4 тыс. 550 мест, состоящего из трех учебных корпусов в Нижнем Новгороде и центра дополнительного образования в г.о.г. Бор. В распространенном пресс-релизе указывалось, что автором концепции центра выступает ГК «Просвещение» при участии министерства имущественных и земельных отношений и министерства образования, науки и молодежной политики региона.
«Это первая частная инициатива в сфере образования на основе концессии, которая поступила в наш регион, где частный инвестор вкладывает свои средства в образовательный проект. Мы всячески будем поддерживать его реализацию», – цитировала пресс-служба министра имущественных и земельных отношений Сергея Баринова.
«Новый проект станет консолидирующим для жителей Нижегородской области. В основе концепции легла идея школы полного дня, где дети могут быть заняты с утра до самого вечера. Подготовленная программа обеспечит школьников индивидуальными образовательными маршрутами, даст доступ к возможностям современной предпрофессиональной подготовки и дополнительного образования. Плановый объем инвестиций в проект составит почти семь миллиардов рублей», – заявил в свою очередь вице-президент ГК «Просвещение» Алексей Шаповалов.
22 января 2020 года было объявлено о подписании вышеописанного соглашения.
«Такого в Нижнем Новгороде не было никогда. В стране таких концессий тоже нет. Это прорыв в этой сфере», – выразил уверенность губернатор Глеб Никитин.
Однако помимо пафосной риторики в публичном доступе оценка эффективности данного соглашения на сайте правительства обнародована не была. Детали соглашения широкой публике не раскрывались, как это происходит с концессиями в Нижегородской области всегда. Пришлось задавать региональному правительству вопросы, уточняя и проверяя неофициальную информацию.
Удалось узнать, что фактически четыре объекта (три школы на 1500 и 1100 мест плюс центр дополнительного образования, в который планируется переоборудовать лагерь отдыха) стоимостью 6 млрд 136 млн руб. обойдутся бюджету за 15 лет, что будет действовать соглашение, более чем в 13 млрд руб. – в такую сумму оценивается «гарантированная выручка» концессионера. При этом собственных средств тот не вкладывает.
Согласно приложениям к проекту концессионного соглашения, копия которых есть в распоряжении «Козы», Нижегородская область взяла на себя следующе финансовые обязательства. Во-первых, выплатить концессионеру капитальный грант в размере 2 млрд 27 млн руб. – в целях возмещения до ввода в эксплуатацию части затрат на проектирование, строительство и оснащение объектов. Кроме того, предусмотрены так называемый «инвестиционный платеж» в размере 4 млрд 109 млн руб. – в целях возмещения после ввода в эксплуатацию объектов фактических затрат концессионера, а также возмещение затрат на уплату процентов по договору займа в размере 3 млрд 635 млн руб. Плюс 840 млн 632 тыс. – ежегодный платеж бюджета концессионеру. И даже – возмещение «недополученных доходов концессионера» в размере не менее 477 млн 60 тыс. руб. (при необходимости).
Почему бы правительству Нижегородской области не взять кредит – хотя бы те же 2 млрд руб., которые оно должно выплатить концессионеру до 2021 года, чтобы министерство образования могло стать заказчиком строительства школы без участия ГК «Просвещение», спросила «Коза». В министерстве имущества, отвечая на запрос, пояснили, что, если брать кредит на строительство школ, возникает три якобы проблемных аспекта. Первое: произойдет удорожание строительства более чем на один млрд руб. в связи с необходимостью выплаты НДС. Второе: ежегодные выплаты процентов составят более 750 млн руб. (при ставке 7%). И третье: федеральный закон о контрактной системе диктует, что средства должны быть привлечены уже в 2020 году.
«Это серьёзная нагрузка на бюджет региона», – подчеркнули в министерстве.
Между тем доктор экономических наук, магистр юриспруденции и специалист по закупкам Анатолий Вифлеемский назвал кабалой для нижегородцев именно концессионное соглашение. Он обратил внимание на совсем свежую закупку – строительство школы на 1500 мест в Богородском районе. Начальная (максимальная) цена контракта указана в размере чуть более 751 млн руб. По информации министерства экономического развития и инвестиций Нижегородской области, в 2019 году снижение начальной цены контрактов по результатам проведенных торгов составило в среднем 8,8 % (по состоявшимся торгам). Таким образом, оценочная стоимость строительства школы на 1500 мест не превышает 700 млн руб. Следовательно, три школы на 4 тыс. 100 мест будут стоить бюджету не дороже 2 млрд руб. – это как раз размер капитального гранта, который требуется выплатить по концессионному соглашению из регионального бюджета в 2020 и 2021 годах.
«Таким образом, концессионное соглашение влечет за собой прямые убытки Нижегородской области в размере 11,5 миллиардов рублей, которые Нижегородская область заплатит, получив три школы, – отмечает господин Вифлеемский. – При этом на эту сумму можно было бы построить еще 18 школ. Вместо этого 11,5 миллиардов рублей становятся выручкой «инвестора»».
По мнению собеседника «Козы», следует также говорить о юридической ничтожности заключенного соглашения. Так, правовым основанием для его заключения является закон от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», согласно которому не допускается полное возмещение затрат концессионера на строительство за его счет.
«Законодателем императивно закреплено две возможных модели финансирования создания имущества, являющегося объектом концессионного соглашения: полностью за счет концессионера или за счет концессионера при частичном финансировании концедентом. То есть закон о концессионных соглашениях не допускает финансирование создания имущества, являющегося объектом концессионного соглашения, полностью за счет бюджета. Между тем заключенное концессионное соглашение предусматривает возмещение затрат концессионера на создание (реконструкцию) и эксплуатацию объекта концессионного соглашения в полном объеме за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации», – обращает внимание он, добавляя, что в силу статьи 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима или не предусматривает иных последствий нарушения.
Еще один аналитик, на условиях анонимности комментируя соглашение правительства с ООО «Первая концессионная компания «Просвещение», назвал его аферой. Но красивой.
Справка
19 июля 2017 года газета «Ведомости» сообщила, что из состава акционеров компании «Просвещение» вышел миллиардер Аркадий Ротенберг – некогда государственное издательство было приватизировано в 2012 года и планировало провести IPO. Однако Аркадий Ротенберг находится под санкциями США, что могло создать проблемы.
Издательство «Просвещение» – крупнейший игрок на рынке учебной литературы. В 2016 году его выручка выросла на 15% – до 12,7 млрд руб., чистая прибыль – на 30% до 4,4 млрд руб. Большую часть выручки получает от госконтрактов, в частности от закупок школами учебников издательства, входящих в единый федеральный перечень учебников.
Поддержите наше СМИ любой посильной для вас суммой – один раз, или оформив подписку с помощью онлайн-кассы. Став подписчиком KozaPress, вы будете поддерживать стабильную работу издания, внося личный вклад в защиту свободы слова.
Строительство школ по концессии: в чем выгода инвесторов и Сбербанка?
Лента новостей
Все новости »
В России нашли новый способ решить проблему нехватки учебных учреждений. Их предлагается строить по концессии. Застройщику предлагается вложить 30% стоимости проекта, на оставшиеся 70% ему выделят кредит
Новые школы в России хотят строить по концессии. Так предполагается решить проблему их нехватки. Инвесторам предложат вложить в строительство школ 30% стоимости проекта. На оставшиеся 70% Сбербанк выделит застройщику кредит, а залогом будет право на концессию — дальнейшее использование объекта с возможностью получения коммерческой выгоды. Об этом пишут «Ведомости» со ссылкой на представителей Сбербанка и двоих не названных банкиров.
Похожую схему применяют в строительстве дорог. Но на последних можно заработать, сделав участки дороги платными. Здания школ коммерческого использования не предполагают. Поэтому государство будет в дальнейшем компенсировать расходы инвестора на строительство школы — выплачивать фиксированную сумму из бюджета.
Правда, в какие сроки застройщик получит компенсацию, пока неясно, говорит генеральный директор ассоциации «Мегапир», председатель Комитета по предпринимательству в сфере экономики недвижимости Торгово-промышленной палаты РФ Александр Каньшин:
— Реализация подобных проектов инфраструктурных с использованием коробочной концессии это хорошая, правильная и логичная попытка перенять западный опыт. На Западе уже достаточно давно сложилась практика, когда государство, инвестор и банк договариваются о том, что будет реализовываться девелоперский проект по строительству каких-то районов, микрорайонов. И кредит на строительство инфраструктуры, в частности детских садов, школ будет выдаваться банком. При этом государство, по заранее оговоренному графику в последующем затраты инвестора на строительство инфраструктуры, будет погашать за счет налогов, которые будут идти от этого микрорайона, от конгломерата, скажем так, жилищного. Попытка применить этот инструмент аналогичная и правильная. Другое дело, что здесь возникает ряд проблем. В Сургуте пробуют применять подобные схемы. Инвестор, у него нет четкой картины, в какие сроки он вернет свои средства от строительства детского сада и школы. Нет сложившейся четкой практики, нет сложившейся программы, механизма возврата.
— Как можно в дальнейшем школы использовать по концессии? Можно как-то заработать? Если нет, в чем тогда смысл?
— Как раз-таки школа и детский сад — это не те объекты, на которых можно заработать. Это сделать можно за счет эксплуатации микрорайона, тем самым покрыть вот эти расходы. Обычно концессионная схема предусматривает, что часть средств возвращает государство от налогов. Части налогов, которые идут от этого микрорайона.
Сбербанк также еще не определился со ставкой для кредитов под концессионное строительство школ. Но выглядит достаточно привлекательно для всех трех сторон. И, прежде всего, для банка, говорит главный редактор банковского портала Finnews.ru, финансовый аналитик Владимир Шевченко.
Владимир Шевченко главный редактор банковского портала Finnews.ru, финансовый аналитик «Но если в бюджете заложена еще сумма на компенсацию расходов по процентам, то строительной организации все равно. Если заложено, то он все получит — свой фронт работ, займет своих рабочих, иначе это бессмысленно. То есть получается, нагрузку несет бюджет. Процентные платежи кто-то должен заплатить Сбербанку, чтобы ему стало выгодно. Единственный, кто может заплатить, — это бюджет. У строителей же, мягко говоря, спрос-то потихоньку обнуляется, их нужно занять чем-то. Вот придумали в Москве, чтобы строители не разбежались и не разорились, занять их реновацией. Сейчас займут еще школами, чтобы пережить трудные времена. И школы получат, и Сбербанк заработает, и строители не разорятся — прекрасная схема. Выигрывают все. Государство получает школы, строители — подряд, занимают сами себя, а Сбербанк — проценты по кредиту. Народ получает образовательные учреждения.
Запрос от инвесторов уже есть на 12 таких проектов общей стоимостью 12 млрд рублей, говорят представители Сбербанка. В схеме заинтересованы и региональные власти. В Ханты-Мансийском автономном округе в инвестиционную программу включено более 50 школ, в Новосибирской и Свердловской областях — по четыре и шесть пилотных проектов соответственно.
Будто банковский кредит: как горвласти объясняют схему строительства школ в концессию
Горсовет Калининграда утвердил перечень объектов, которые предлагается построить в концессию. Подобное происходит не впервые, но до этого в списке не появлялись школы — сейчас же их там 4. Примерно год назад стало известно, что по-другому школы в России теперь возводить не будут (точнее, федеральный центр даст денег только на таких условиях). Какова схема выплат, за счет чего будет зарабатывать концессионер и что это будет стоить муниципалитету, журналистам рассказал замглавы администрации Игорь Шлыков:
— [Горсоветом для заключения концессионных соглашений] утверждено 4 [будущие] школы: по ул. Благовещенской, Ульяны Громовой, Левитана, Борзова. Школа на Левитана уже прошла конкурсный отбор предварительный Министерства просвещения Российской Федерации, будет софинансирование на участие в этой концессии от федерального бюджета, областного и местного бюджетов. И сейчас мы проводим консультации с одним из предполагаемых инвесторов, это Тринадцатая управляющая (на самом деле концессионная — прим. «Нового Калининграда») компания «Просвещение», которая заявилась на эту концессию. Мы обсуждаем параметры примерные технического задания, в ближайшие дни, до конца этой недели, если быть точнее, мы вывесим на федеральном сайте torgi.gov.ru это техническое задание, и в случае если появятся другие участники, то пройдут конкурсные процедуры, и тот, кто предложит лучшие условия, соответственно, зайдет на концессию по школе Левитана. Другие три объекта у нас будут до 31 января 2022 года поданы на третий этап отбора в Министерство просвещения Российской Федерации, надеемся, там также появятся желающие поучаствовать в реализации концессионного соглашения на строительство школ. Если [других] участников не будет, то мы заключим договор с инвестором, который заявился — это по Левитана. По остальным будем ждать.
По школам срок концессионного соглашения — 15 лет. За период работы концессионера возврат инвестиций происходит, и плюс он извлекает доход из своей деятельности. В концессии участвует банк, соответственно, проценты банку идут, потому что это заемные средства — вот в концессии по Левитана участвует «Сбербанк» на сегодняшний день, предварительно заявившийся. Когда пройдет конкурс и если появятся какие-то другие участники, то, соответственно, возможно будет другой какой-то банк. То есть это плюс проценты, конечно.
Просто муниципалитету на такой срок никто займы не дает — вы знаете, займы для нас гораздо короче, в данном случае мы приобретаем вдолгую хорошую инвестиционную составляющую: школа строится за 2-3 года, в зависимости от размера школы, от готовности территории, и дальше мы ее эксплуатируем и деньги возвращаем в отложенном периоде. Это как банковский кредит, только более длительный для нас. Данная форма в Российской Федерации работает, но не сказать, что она стоит «на потоке» — она для нашего города в том числе еще такая новая довольно. Но подобная форма возможна, более того, Министерство просвещения Российской Федерации именно так транслирует нашу работу в части строительства школ. Вот 4 образовательных объекта идут по этому пути.
Концессионер делает все сам [включая проектирование]. Мы как концендент пишем техническое задание, [. ] он разрабатывает, как это обычно делается, проект, мы этот проект согласовываем, дальше концессионер ищет фирму, которая будет заниматься строительством школы (и остальных объектов то же самое). Это его работа. Наша задача, администрации города, — это согласование всех технических условий и параметров. А дальше — приемка в муниципальную собственность по истечении срока концессионного соглашения. Расходы гарантийные также ложатся на плечи концессионера.
Перечень объектов, которые мы вынесли на Городской совет депутатов и, соответственно, который был утвержден, — не окончательный и не является «пресекающим». То есть может появиться любая городская территория, свободная от прав третьих лиц, которую можно предложить инвесторам, либо инвестор сам захочет каким-то образом эту территорию благоустроить и реновировать. Один из объектов — это как раз объект благоустройства, это улица Эпроновская. Кто там бывал, видел, что сейчас там часть набережной в запущенном состоянии, торчат старые сваи из воды. Вот есть один из инвесторов, который хотел бы вложить деньги в очистные сооружения, в ливневую канализацию (у нас так называется предмет концессии), сделал благоустройство, там планируются какие-то малые архитектурные формы, велодорожка небольшая, соответственно, скамеечки, урны и такая променадная часть. Мы обсуждаем сейчас предварительные условия концессии с этим инвестором, и также это будет вывешено на публичные торги — если появятся [другие] желающие, будут проведены торги. И еще одна территория — Парк ветеранов. Это большая территория, 11,5 гектаров, стоимость реализации объекта — примерно 500 млн рублей, то есть это дорогая для нас территория, хотели бы тоже найти инвестора. Пока такого нет. То, что этот перечень публикуется на сайте — как ориентир, куда власти города хотят двигаться в части поиска инвесторов.
Что касается школ, инвестор, который заходит туда, становится оператором или управляющей компанией, так более привычно говорить. Управляющей компанией, которая будет управлять школой и получать, соответственно, за свою работу вознаграждение. Это уже будет его доход. То есть первое — возврат инвестиций от муниципалитета, субъекта и Федерации частями будет идти в течение определенного времени и [второе] — его доход как управляющей компании на объекте. Те, кто живет в многоквартирных домах, тоже нанимают управляющую компанию и управляют не сами, хотя и такая форма возможна, а через управляющую компанию. В данном случае, если самым простым языком говорить, у нас появляется управляющая компания, которая управляет этим объектом.
По парку аналогичная история — то есть концессионер может создавать какой-то объект, который в последующем он имеет право приоритетного оформления в свою собственность, но саму территорию он отдает обратно муниципалитету, она не становится его собственностью. Он ее благоустраивает, она открыта для посещения всеми гражданами — это касается и парка, и набережной, о которых я сказал. Но он может поставить какое-то небольшое кафе или какой-то другой объект, с помощью которого он будет извлекать доход.
Ранее «Новый Калининград» подробно рассказывал о механизме строительства школ в концессию в России, в том числе о том, что компания «Просвещение» связана с другом детства президента Владимира Путина — Аркадием Ротенбергом. При этом, как считают эксперты, концессия является удобным способом, с одной стороны — обходить законодательство о госзакупках, с другой — оттеснить от «жирных» господрядов (каждая школа обходится не менее чем в миллиард рублей) местные строительные компании.
Записала Оксана Ошевская, фото — Виталий Невар / Новый Калининград
Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter
Правила федерального субсидирования создания школ распространили на концессии
9 марта 2021 года вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 22.02.2021 № 247 «О внесении изменений в приложение № 27 к государственной программе Российской Федерации «Развитие образования»». Данным постановлением внесены изменения в Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», утв. постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 [1](«Правила»).
Правила регулируют порядок предоставления федеральных субсидий в бюджеты субъектов РФ в целях создания дополнительных мест в общеобразовательных организациях в рамках региональных программ. Средства могут направляться в рамках проектов по созданию (реконструкции) или приобретению объектов образования в региональную (муниципальную) собственность, которые реализуются после 1 января 2020 г.
При этом под объектом образования понимается здание (пристройка к зданию), строение, сооружение или их комплекс, оснащенные всем необходимым для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования. Объект образования может входить в состав многофункционального комплекса, который может включать в себя объекты различных уровней/подвидов образования, объекты спортивной и социальной инфраструктуры.
Новая редакция Правил напрямую предусматривает концессионное соглашение в качестве возможной модели реализации проектов в отношении объектов образования наряду с государственным контрактом.
Для получения федерального субсидирования на реализацию проекта по модели концессионного соглашения необходимо соблюсти определенные условия:
Порядок определения размера субсидии устанавливается Правилами исходя из способа финансирования концессии публичной стороной (капитальный грант или плата концедента). Формула расчета при использовании капитального гранта учитывает расчетный размер вложений, соотношение платежа от концедента к расчетному объему вложений исходя из уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъекта РФ, а также уровень софинансирования расходов концедента. Формула расчета при использовании платы концедента предусматривает расчет размера субсидии исходя из размера платы концедента и уровня софинансирования расходов с учетом бюджетной обеспеченности субъекта РФ. Срок софинансирования проекта за счет федеральной субсидии не может превышать 15 лет.
Полагаем, что подробные требования к содержанию концессионных соглашений, установленные Правилами, позволят упростить процедуру их согласования и будут способствовать привлечению внешнего финансирования в проекты, финансируемые с участием федеральных средств.
Дополнительно Минпросвещения России будет разработан порядок проведения отбора проектов, претендующих на получение финансовой поддержки. Также министерством будет подготовлен проект решения Правительства РФ об определении концессионеров, с которыми субъекты РФ, муниципальные образования могут заключить концессионные соглашения без проведения конкурса.
[1] Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам отдельных субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, предусматривающих создание в субъектах Российской Федерации дополнительных мест в общеобразовательных организациях в связи с ростом числа обучающихся, вызванным демографическим фактором, в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», утв. постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642
Информация, размещенная на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на компанию P&P Unity.
Строительство школ по концессии что это такое
к Правилам предоставления
и распределения субсидий
из федерального бюджета бюджетам
отдельных субъектов Российской
Федерации на софинансирование
расходных обязательств субъектов
Российской Федерации, возникающих
при реализации региональных проектов,
предусматривающих создание в субъектах
Российской Федерации дополнительных
мест в общеобразовательных организациях
в связи с ростом числа обучающихся,
вызванным демографическим фактором,
в рамках государственной программы
К КОНЦЕССИОННЫМ СОГЛАШЕНИЯМ В ОТНОШЕНИИ СОЗДАНИЯ
(РЕКОНСТРУКЦИИ) И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ (ЭКСПЛУАТАЦИЕЙ) ОДНОГО
ИЛИ БОЛЕЕ ОБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАНИЯ
2. Понятия, используемые в настоящем документе, означают следующее:
расходы в связи с созданием (реконструкцией) объекта образования (без учета налога на добавленную стоимость в составе таких расходов), не покрытые капитальным грантом;
расходы на уплату процентов и комиссий по кредитам (займам);
часть расходов на использование (эксплуатацию) объекта образования, в том числе на поддержание объекта образования в исправном состоянии, проведение текущего и капитального ремонта, иных расходов на содержание объекта образования, обновление имущества и уплату налогов после ввода объекта образования (части объекта образования) в эксплуатацию;
3. Концессионное соглашение должно соответствовать следующим требованиям, установленным настоящим документом в соответствии с Федеральным законом «О концессионных соглашениях», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:
3.1. в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 10 Федерального закона «О концессионных соглашениях» в отношении описания, в том числе технико-экономических показателей, объекта концессионного соглашения:
а) наличие исчерпывающего перечня недвижимого и движимого имущества, входящего в состав объекта концессионного соглашения;
б) наличие порядка внесения изменений в перечень движимого имущества, входящего в состав объекта концессионного соглашения, в предусмотренных концессионным соглашением случаях;
3.2. в соответствии со статьей 431.2 Гражданского кодекса Российской Федерации наличие следующих заверений сторон об обстоятельствах:
а) заверения концедента об обстоятельствах того, что на дату заключения концессионного соглашения:
концессионное соглашение заключено концедентом в соответствии с требованиями к заключению концессионных соглашений, установленными законодательством Российской Федерации, и является действительным;
концедент принимает на себя денежные обязательства концедента в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
правовые акты, которые должны быть приняты на дату заключения концессионного соглашения в соответствии с законодательством Российской Федерации для действительности денежных обязательств концедента по концессионному соглашению, были приняты;
размещение объекта концессионного соглашения соответствует государственной программе субъекта Российской Федерации (для проектов, концедентом по которым является субъект Российской Федерации) или муниципальной программе (для проектов, концедентом по которым является муниципальное образование);
установленные концессионным соглашением технико-экономические показатели объекта концессионного соглашения соответствуют законодательству Российской Федерации;
объем обязательств концессионера по осуществлению деятельности с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, установленный концессионным соглашением, является достаточным для достижения цели заключения концессионного соглашения, указанной в концессионном соглашении;
исполнение концедентом своих обязательств в соответствии с концессионным соглашением, исполнение концедентом сделок с его участием, предусмотренных концессионным соглашением, не противоречит законодательству Российской Федерации, условиям договоров и (или) соглашений, стороной которых является концедент, и (или) действие которых касается концедента, а также не приводит к их нарушению и не является нарушением обязательств по ним;
б) заверения концессионера об обстоятельствах того, что на дату заключения концессионного соглашения:
концессионером соблюдены все требования, предусмотренные в отношении решений органов управления концессионера законодательством Российской Федерации, учредительными и (или) внутренними документами концессионера, регулирующими деятельность органов управления концессионера, необходимые для заключения концессионного соглашения;
у концессионера, его органов и должностных лиц, заключивших концессионное соглашение, имелись необходимые для этого полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в отношении концессионера не принято определение суда о возбуждении производства по делу о его банкротстве и (или) не принято решение о его ликвидации;
деятельность концессионера не была приостановлена в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке;
у концессионера отсутствуют недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности лица по уплате этих сумм исполненной) за прошедший календарный год, размер которых превышает 25 процентов балансовой стоимости активов концессионера, по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за последний отчетный период;
информация о концессионере не содержится в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренном Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», и (или) реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;
исполнение концессионером своих обязательств в соответствии с концессионным соглашением, исполнение концессионером сделок с его участием, предусмотренных концессионным соглашением, не противоречит законодательству Российской Федерации, условиям договоров и (или) соглашений, стороной которых является концессионер, и (или) действие которых касается концессионера, а также не приводит к их нарушению и не является нарушением обязательств по ним;
3.3. в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 10 Федерального закона «О концессионных соглашениях» наличие обязательств концедента по предоставлению концессионеру одного или более земельных участков, каждый из которых должен соответствовать следующим требованиям (земельные участки должны соответствовать указанным требованиям начиная с даты предоставления земельного участка или иной даты, определяемой в соответствии с условиями концессионного соглашения):
а) земельный участок, необходимый для реализации проекта, сформирован и соответствует, в том числе в части вида разрешенного использования, санитарно-гигиеническим и техническим требованиям по размещению объектов образования, создание и (или) реконструкция которых планируются в результате реализации проекта, и условиям концессионного соглашения;
б) правовой режим и состояние земельного участка, в том числе его местоположение, категория, разрешенное использование, конфигурация, площадь и размеры, должны позволять концессионеру осуществлять создание (реконструкцию) объекта концессионного соглашения и деятельность, предусмотренную концессионным соглашением, в течение всего срока действия концессионного соглашения без дополнительных обязательств, ограничений, обременений и расходов концессионера, за исключением расходов, предусмотренных концессионным соглашением;
в) существует техническая возможность подключения (технологического присоединения) объекта концессионного соглашения к сетям инженерно-технического обеспечения с объемами потребления (мощностью) и иными характеристиками, необходимыми и достаточными для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением;
г) существует возможность подключения (технологического присоединения) объекта концессионного соглашения к сетям инженерно-технического обеспечения с общим размером платы за такое подключение, не превышающим установленный концессионным соглашением предельный размер расходов (затрат) для подключения к указанным сетям;
д) земельный участок должен быть свободен от прав третьих лиц;
3.4. в соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона «О концессионных соглашениях» наличие обязательств концедента:
а) по заключению прямого соглашения, основные условия которого соответствуют условиям концессионного соглашения, с концессионером и кредиторами по требованию концессионера и (или) кредиторов;
б) по предоставлению концессионеру выписок из закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, решения представительного органа муниципального образования о местном бюджете, подтверждающих включение в бюджет субъекта Российской Федерации (местный бюджет) в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством Российской Федерации, соответствующих бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в размере, установленном концессионным соглашением;
в) по исполнению денежных обязательств концедента и обеспечению выплаты суммы возмещения при досрочном прекращении концессионного соглашения в порядке и на условиях, которые предусмотрены концессионным соглашением, в том числе по осуществлению выплаты исключительно на счета, согласованные сторонами концессионного соглашения в порядке, предусмотренном концессионным соглашением и (или) прямым соглашением (в случае его заключения);
г) по согласованию проектной документации, подготовленной концессионером (в случае ее подготовки концессионером) для исполнения им своих обязательств по концессионному соглашению в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации либо по предоставлению концессионеру имеющейся проектной документации (в случае если она уже разработана) с правом ее изменения (при необходимости), позволяющей концессионеру осуществлять создание (реконструкцию) объекта концессионного соглашения и деятельность, предусмотренную концессионным соглашением;
д) по согласованию квартальных отчетов концессионера о создании (реконструкции) объекта концессионного соглашения в рамках осуществления концедентом контроля за исполнением концессионного соглашения;
е) по подписанию акта, подтверждающего исполнение обязательств концессионера по созданию (реконструкции) объекта концессионного соглашения, до начала осуществления деятельности с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения;
ж) по определению в установленном концессионным соглашением порядке образовательной организации для осуществления образовательной деятельности с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования;
з) по осуществлению действий, необходимых для заключения договора об использовании объекта концессионного соглашения между образовательной организацией и концессионером;
и) по включению объекта концессионного соглашения в документы территориального планирования концедента в предусмотренные концессионным соглашением сроки (если на дату заключения соглашения объект концессионного соглашения не предусмотрен в таких документах);
3.5. в соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона «О концессионных соглашениях» наличие обязательств концессионера:
а) по подготовке проектной документации объекта концессионного соглашения и обеспечению получения в отношения такой проектной документации положительного заключения государственной экспертизы и заключения о достоверности определения сметной стоимости строительства (за исключением случая, когда проектная документация, в отношении которой получено положительное заключение государственной экспертизы и заключение о достоверности определения сметной стоимости строительства, передается концессионеру концедентом);
б) по оснащению объекта концессионного соглашения средствами обучения и воспитания, необходимыми для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, в соответствии с перечнем, утверждаемым Министерством просвещения Российской Федерации;
в) по направлению концеденту с предусмотренной концессионным соглашением периодичностью с момента получения разрешения на строительство объекта концессионного соглашения подготовленных генеральным подрядчиком или иными привлеченными концессионером лицами актов о приемке выполненных на объекте концессионного соглашения работ и справок о стоимости выполненных работ и затрат;
а) невозможность или ограничение доступа концессионера и (или) привлеченных концессионером третьих лиц на земельный участок и (или) объект концессионного соглашения, существенное ограничение возможности использования земельного участка и (или) объекта концессионного соглашения для создания (реконструкции) объекта концессионного соглашения и (или) осуществления концессионером деятельности с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, предусмотренной концессионным соглашением, в том числе возникшие в связи с:
выявлением, обнаружением и (или) вступлением в силу в отношении земельного участка градостроительных, строительных, экологических, гражданско-правовых и иных ограничений, в том числе связанных с состоянием грунта;
принятием решений об изъятии (в том числе национализации, реквизиции или изъятии для государственных или муниципальных нужд) земельного участка и (или) объекта концессионного соглашения, а также имущества концессионера и (или) генерального подрядчика концессионера, используемого для исполнения концессионного соглашения, а также иных решений, действий (бездействия) органов государственной власти, приводящих к указанным в абзаце первом настоящего подпункта последствиям;
досрочным прекращением договора аренды земельного участка по причинам, не связанным с существенным нарушением концессионером условий такого договора аренды;
б) обнаружение на земельном участке, в том числе на поверхности, в почве, грунте, подземных водах, а также в недрах, которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации концессионер как арендатор земельного участка имеет право пользоваться без получения лицензии или иного документа на пользование недрами, следующих объектов и загрязнений (в случае если указанные объекты и (или) загрязнения не указаны в концессионном соглашении и (или) проектной документации и не были и не должны были быть обнаружены концессионером при выполнении инженерных изысканий для подготовки проектной документации):
объекты культурного наследия, включая объекты археологического наследия, мавзолеи, отдельные захоронения и некрополи;
загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и иными опасными веществами;
сети инженерно-технического обеспечения;
здания, строения, сооружения, объекты незавершенного строительства;
военная техника, боеприпасы, мины и иное имущество, подлежащее обезвреживанию (разминированию);
лесные насаждения, подлежащие вырубке для размещения объекта концессионного соглашения;
в) увеличение размера арендной платы (ставки арендной платы) за пользование земельным участком сверх размера арендной платы (ставки арендной платы), предусмотренного в концессионном соглашении, а также возникновение расходов, связанных с исполнением договора аренды земельного участка, не предусмотренных в концессионном соглашении;
г) превышение общего размера платы за подключение объекта концессионного соглашения к сетям инженерно-технического обеспечения над предельным размером таких расходов (затрат), установленным концессионным соглашением;
д) выявление в случаях и порядке, установленных концессионным соглашением, необходимости изменения описания, в том числе технико-экономических показателей, объекта концессионного соглашения и (или) иных предусмотренных концессионным соглашением требований к объекту концессионного соглашения, включая изменения в связи с изменением после даты заключения концессионного соглашения генерального плана, схемы территориального планирования, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории или законодательства Российской Федерации;
е) превышение сметной стоимости строительства, определенной по итогам разработки проектной документации вследствие повышения цен на оборудование, строительные материалы, необходимости выполнения дополнительных работ по созданию (реконструкции) объекта концессионного соглашения или по требованию органа государственной экспертизы и (или) по иным не зависящим от концессионера причинам, над стоимостью строительства (реконструкции), указанной в концессионном соглашении;
ж) выявление при создании (реконструкции) объекта концессионного соглашения необходимости выполнения работ (услуг), не предусмотренных проектной документацией, для целей ввода объекта концессионного соглашения в эксплуатацию, при условии, что:
стоимость таких работ (услуг) не может быть осуществлена за счет предусмотренного сметной документацией резерва средств на непредвиденные работы и затраты;
стоимость таких работ (услуг) не может быть покрыта за счет выплаченного концессионеру страхового возмещения;
выполнение таких работ (услуг) не связано с недостатками подготовленной концессионером проектной документации и (или) необходимостью устранения недостатков объекта концессионного соглашения, возникших по вине концессионера;
з) задержка ввода объекта концессионного соглашения в эксплуатацию, за исключением случаев, когда такая задержка наступила по вине концессионера и (или) привлеченных концессионером третьих лиц;
и) повреждение объекта концессионного соглашения в результате наступления риска, не подлежащего страхованию в соответствии с условиями концессионного соглашения;
к) изменение законодательства Российской Федерации, включая изменение порядка и (или) условий налогообложения создания (реконструкции) объекта концессионного соглашения и (или) деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, а также увеличение совокупной налоговой нагрузки на концессионера, в том числе по сравнению с допущениями в отношении налогообложения, согласованными сторонами в концессионном соглашении;
л) увеличение ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации или индекса потребительских цен на товары и услуги по Российской Федерации, опубликованного Федеральной службой государственной статистики, превышающее размер, установленный в концессионном соглашении;
м) решения, действия (бездействие) органа государственной власти, или органа местного самоуправления, или организации, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (сетевой организации), при условии, что концессионер в сложившихся обстоятельствах предпринял все необходимые и достаточные действия для надлежащего исполнения своих обязательств, установленных концессионным соглашением и законодательством Российской Федерации, включая:
вмешательство государственного органа и (или) органа местного самоуправления в хозяйственную деятельность концессионера;
нарушение сроков государственной регистрации прав концедента и (или) концессионера на объект концессионного соглашения в едином государственном реестре недвижимости;
нарушение сроков выдачи (продления) разрешений, свидетельств, лицензий или иных документов, наличие которых необходимо в соответствии с законодательством Российской Федерации для создания (реконструкции) объекта концессионного соглашения и (или) осуществления концессионером деятельности с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, предусмотренной концессионным соглашением, отзыв, отмену или приостановление таких документов, в том числе разрешения на строительство или разрешения на ввод объекта концессионного соглашения в эксплуатацию;
нарушение сроков выдачи технических условий подключения (технологического присоединения) объекта концессионного соглашения к сетям инженерно-технического обеспечения или акта о подключении (технологическом присоединении) объекта концессионного соглашения, а также фактического подключения (технологического присоединения) объекта концессионного соглашения к указанным сетям (включая временное технологическое присоединение к сетям при создании (реконструкции) объекта концессионного соглашения);
нарушение сроков предоставления согласий, согласований, разрешений и (или) одобрений, утверждения документации, необходимой для создания (реконструкции) объекта концессионного соглашения и (или) осуществления концессионером деятельности с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, предусмотренной концессионным соглашением (при условии, если такое нарушение имеет место в течение периода, установленного в концессионном соглашении, который в любом случае не может превышать 10 рабочих дней);
нарушение сроков предоставления прав на земельные участки, необходимые для создания (реконструкции) объекта концессионного соглашения и (или) осуществления концессионером деятельности с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, предусмотренной концессионным соглашением, и (или) на имущество, предоставляемое концедентом во владение и пользование концессионера, принадлежащее концеденту на праве собственности, образующее единое целое с объектом концессионного соглашения и (или) предназначенное для использования в целях создания условий осуществления концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, если такое имущество предоставляется с условиями концессионного соглашения (при условии, если такое нарушение имеет место в течение периода, установленного в концессионном соглашении, который в любом случае не может превышать 10 рабочих дней);
нарушение сроков осуществления административных или иных процедур, необходимых для создания (реконструкции) объекта концессионного соглашения и (или) осуществления концессионером деятельности с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, предусмотренной концессионным соглашением;
н) вступление в силу решения суда, принятого в пользу третьего лица по требованию к концессионеру, если основание такого требования возникло в связи с действиями (бездействием) концедента, при условии, что концедентом такое требование не было выполнено и (или) концессионеру (концедентом напрямую третьему лицу, в пользу которого было принято решение суда) не было выплачено соответствующее возмещение в связи с удовлетворением требования третьего лица;
3.7. наличие в соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона «О концессионных соглашениях» следующих условий в отношении особых обстоятельств:
а) указанные в подпункте 3.6 настоящего пункта обстоятельства признаются особыми обстоятельствами при выполнении одного из следующих условий:
наступление обстоятельства препятствует или ограничивает возможность создания (реконструкции) объекта концессионного соглашения и (или) осуществления концессионером деятельности с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения или исполнения концессионером иных предусмотренных концессионным соглашением обязательств, в том числе ведет или может привести к просрочке концессионером исполнения таких обязательств;
наступление обстоятельства повлекло или повлечет дополнительные расходы концессионера в размере, превышающем размер, указанный в концессионном соглашении;
б) в концессионном соглашении предусматриваются условия, что указанные в подпункте 3.6 настоящего пункта обстоятельства не признаются особыми обстоятельствами, если такие обстоятельства наступили исключительно по вине концессионера или привлеченных концессионером лиц;
в) предусматриваются следующие последствия наступления особых обстоятельств:
в той мере, в которой какое-либо особое обстоятельство препятствует или ограничивает возможность исполнения концессионером обязательств по концессионному соглашению, концессионер освобождается от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение соответствующих обязательств;
продлеваются сроки исполнения обязательств концессионера по концессионному соглашению, не превышающие срока задержки, вызванной действием особого обстоятельства и (или) необходимостью устранения последствий такого обстоятельства (при необходимости);
в концессионное соглашение, договор аренды земельного участка или иные договоры, заключенные между концедентом и концессионером (при необходимости), вносятся изменения;
если указанные последствия не привели или не могут привести к полному устранению условий, указанных в абзацах втором и третьем подпункта «а» настоящего пункта, концессионеру возмещаются с соблюдением условий, установленных концессионным соглашением, дополнительные расходы, которые концессионер понес или должен будет понести в связи с наступлением особого обстоятельства (в том числе для устранения последствий его наступления), а также упущенная выгода и (или) недополученные доходы концессионера, возникшие в связи с наступлением особого обстоятельства и (или) его последствиями;
3.8. определение в соответствии с частями 2.1 и 3 статьи 15 Федерального закона «О концессионных соглашениях» перечня существенных нарушений условий концессионного соглашения концедентом, в связи с которыми концессионер имеет право требовать досрочного прекращения концессионного соглашения, включая следующие или аналогичные по сути нарушения:
а) просрочка предоставления концессионеру земельного участка, превышающая срок, предусмотренный концессионным соглашением, который не должен быть более 90 календарных дней;
б) предоставление земельного участка и (или) земельных участков, не свободных от прав третьих лиц;
в) просрочка предоставления концессионеру объекта концессионного соглашения, подлежащего реконструкции, превышающая срок, предусмотренный концессионным соглашением, который не должен быть более 90 календарных дней (в случае наличия обязательств по реконструкции объекта концессионного соглашения);
г) просрочка согласования проектной документации и (или) иных предусмотренных концессионным соглашением согласований, превышающая срок, установленный концессионным соглашением, который не должен быть более 90 календарных дней, за исключением случаев предоставления концедентом мотивированного отказа в таких согласованиях;
д) просрочка исполнения денежных обязательств концедента, превышающая срок, предусмотренный концессионным соглашением, который не должен быть более 90 календарных дней, а также иное нарушение концедентом порядка исполнения денежных обязательств концедента;
е) просрочка возмещения дополнительных расходов концессионеру в связи с наступлением особого обстоятельства, превышающая срок, установленный концессионным соглашением, который не должен быть более 90 календарных дней;
ж) представление концедентом недостоверных заверений об обстоятельствах, приводящих к причинению концессионеру значительного ущерба;
з) утрата (гибель) недвижимого имущества, входящего в состав объекта концессионного соглашения, или возникновение невозможности исполнения концессионного соглашения в целом в связи с умышленными действиями (бездействием) концедента или образовательной организации, выбранной для осуществления образовательной деятельности с использованием объекта концессионного соглашения по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования;
и) иные существенные нарушения, установленные законодательством Российской Федерации или концессионным соглашением;
3.9. определение в соответствии с частями 2 и 3 статьи 15 Федерального закона «О концессионных соглашениях» перечня существенных нарушений условий концессионного соглашения концессионером, в связи с которыми концедент имеет право требовать досрочного прекращения концессионного соглашения, включая следующие или аналогичные нарушения:
а) просрочка создания (реконструкции) объекта концессионного соглашения по вине концессионера, превышающая срок, установленный концессионным соглашением, который должен быть не более 180 календарных дней;
б) осуществление деятельности с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, не связанной с целями, установленными концессионным соглашением;
в) прекращение или приостановление концессионером деятельности с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения без согласия концедента, за исключением случаев, предусмотренных концессионным соглашением и законодательством Российской Федерации, приводящие к причинению концеденту значительного ущерба;
3.10. определение в соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона «О концессионных соглашениях» перечня обстоятельств, в связи с наступлением которых концессионер и концедент имеют право требовать досрочного прекращения концессионного соглашения, включая следующие обстоятельства:
а) обстоятельства непреодолимой силы, особые обстоятельства и (или) их неустраненные последствия, которые препятствуют или ограничивают возможность исполнения концессионером или концедентом предусмотренных концессионным соглашением обязательств в течение срока, предусмотренного концессионным соглашением, который не может быть более 180 календарных дней;
б) неразрешение сторонами концессионного соглашения спора в течение срока, установленного концессионным соглашением, который не может быть более 180 календарных дней, в случае, когда по причине наличия такого спора возможность создания (реконструкции) объекта концессионного соглашения или осуществления концессионером деятельности с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, предусмотренной концессионным соглашением, отсутствует или ограничена;
в) утрата (гибель) недвижимого имущества, входящего в состав объекта концессионного соглашения, или возникновение невозможности исполнения концессионного соглашения в целом, не связанные с умышленными действиями (бездействием) сторон концессионного соглашения;
г) недостижение сторонами концессионного соглашения договоренности об изменении концессионного соглашения в случаях, установленных концессионным соглашением, или отказ антимонопольного органа в согласовании изменений концессионного соглашения;
д) существенное изменение обстоятельств, из которых стороны концессионного соглашения исходили при заключении концессионного соглашения;
е) невозможность обеспечения и (или) продолжения финансирования исполнения обязательств концессионера по концессионному соглашению кредитором, подтвержденная предъявлением кредитором к концессионеру требования о досрочном расторжении соглашения о предоставлении заемного финансирования и (или) досрочном возврате заемных средств (в случае привлечения заемных средств кредитору и заключения прямого соглашения) и невыполнением концессионером данного требования в срок, предусмотренный соглашением о предоставлении заемного финансирования с кредитором и (или) прямым соглашением;
3.11. наличие в концессионном соглашении процедуры досудебного урегулирования споров;
3.12. наличие денежных обязательств концедента, которые он обязан исполнить в соответствии с частью 13 статьи 3 и частью 2 статьи 10 Федерального закона «О концессионных соглашениях» в порядке и сроки, которые установлены концессионным соглашением, при этом:
а) указывается цель исполнения денежных обязательств концедента (указание на то, какие именно затраты концессионера финансово обеспечиваются и (или) возмещаются путем исполнения денежных обязательств концедента);
б) размер и порядок выплаты (график) платежей в рамках исполнения денежных обязательств концедента устанавливаются в стоимостном выражении, в частности с использованием формул, в концессионном соглашении с учетом обособления отдельных частей денежных обязательств концедента для возмещения затрат концессионера на создание (реконструкцию) объекта концессионного соглашения, затрат концессионера на использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения и затрат концессионера на обслуживание заемных средств, привлеченных концессионером для исполнения им своих обязательств по концессионному соглашению;
в) размер денежных обязательств концедента не может быть уменьшен на сумму штрафов, неустоек или иных мер гражданско-правовой ответственности, связанных с нарушением концессионного соглашения концессионером, денежные обязательства концедента не подлежат зачету и (или) удержанию в счет уплаты любых сумм;
г) положения концессионного соглашения в части денежных обязательствах концедента должны учитывать требования бюджетного законодательства;
д) положения концессионного соглашения о денежных обязательствах концедента должны указывать, к какому обязательству концедента относится выплата: к софинансированию части расходов концессионера на создание (реконструкцию) объекта концессионного соглашения (капитального гранта), использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения или к выплате концессионеру платы концедента;
е) отсутствие у концедента источников финансирования для исполнения денежных обязательств концедента или иных предусмотренных концессионным соглашением платежей не освобождает концедента от исполнения соответствующих обязательств и не освобождает от ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение;
ж) структура платы концедента может предусматривать:
возмещение фактических расходов концессионера в связи с созданием (реконструкцией) объекта образования (без учета налога на добавленную стоимость), не покрытых за счет капитального гранта, на уплату процентов и комиссий по кредитам (займам);
возмещение расходов концессионера на использование (эксплуатацию) объектов образования, включая затраты на поддержание объекта концессионного соглашения в исправном состоянии, проведение текущего ремонта, иные затраты на содержание, за исключением затрат на реализацию программ дополнительного образования детей (на оказание услуги и на содержание имущества) и затрат, покрытых платежами, поступающими концессионеру от возмещения образовательной организацией на основании заключенного договора затрат концессионера по содержанию объекта концессионного соглашения и уплате налога на имущество организаций;
3.13. в соответствии с пунктом 6.3 части 1 статьи 10 Федерального закона «О концессионных соглашениях»:
а) наличие обязанности концедента выплатить концессионеру или в случаях, предусмотренных прямым соглашением (при его заключении), напрямую кредитору с учетом соблюдения предусмотренного бюджетным законодательством Российской Федерации порядка сумму возмещения в случае досрочного прекращения концессионного соглашения;
б) отсутствие случаев, при которых сумма возмещения, указанная в подпункте «а» настоящего пункта, не уплачивается или уплачивается в размере меньшем, чем предусмотрено в концессионном соглашении (за вычетом выплаченной концессионеру части денежных обязательств концедента, направленной на финансовое обеспечение или возмещение затрат концессионера в связи с созданием (реконструкцией) объекта концессионного соглашения);
наличие условия в отношении суммы возмещения, указанной в подпункте «а» настоящего пункта, о том, что такая сумма возмещения не подлежит зачету и (или) удержанию в счет уплаты любых сумм;
3.14. в соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона «О концессионных соглашениях» в случае привлечения заемных средств кредитора для исполнения обязательств концессионера по концессионному соглашению в концессионное соглашение включаются следующие условия:
а) согласование основных условий соглашений о предоставлении заемного финансирования с кредиторами;
б) предварительное согласование всех изменений концессионного соглашения с кредитором в порядке, предусмотренном концессионным соглашением и прямым соглашением;
3.15. в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 10 Федерального закона «О концессионных соглашениях» концессионное соглашение должно содержать предельный объем инвестиций в создание (реконструкцию) объекта концессионного соглашения, включающий затраты на выполнение работ по инженерным изысканиям и (или) подготовке проектной документации, прохождение экспертизы результатов инженерных изысканий и (или) проектной документации, по подготовке территории, необходимой для создания (реконструкции) объекта концессионного соглашения, по строительству (реконструкции) объекта концессионного соглашения, включая строительно-монтажные работы, оснащение оборудованием, средствами обучения и воспитания и (или) выполнение работ по монтажу оборудования, средств обучения и воспитания, пусконаладочные работы, осуществление ввода объекта концессионного соглашения в эксплуатацию;
3.16. в соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона «О концессионных соглашениях» концессионное соглашение должно содержать следующее или аналогичное условие, что:
а) в случае превышения сметной стоимости строительства и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения по результатам проектирования над предельным объемом инвестиций в создание (реконструкцию) объекта концессионного соглашения, установленной в концессионном соглашении, концессионное соглашение может быть расторгнуто по требованию любой из сторон, за исключением случаев, когда такое превышение произошло по причине наступления особого обстоятельства или обстоятельства непреодолимой силы либо концессионер выразил свое согласие осуществить создание (реконструкцию) объекта концессионного соглашения и деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения в полном объеме без изменения предусмотренной концессионным соглашением сметной стоимости строительства (реконструкции) объекта концессионного соглашения и без увеличения софинансирования за счет средств федерального бюджета;
б) в случае снижения сметной стоимости строительства (реконструкции) объекта концессионного соглашения по результатам проектирования по сравнению с предельным объемом инвестиций в создание (реконструкцию) объекта концессионного соглашения размер денежных обязательств концедента подлежит соответствующему снижению в порядке и на условиях, которые предусмотрены концессионным соглашением.