Свидетельство ккр земельного участка что это такое
Свидетельство ккр земельного участка что это такое
В рамках рубрики «Вопрос – ответ» Росреестр еженедельно публикует материалы, посвященные разъяснению актуальных вопросов в сфере земли и недвижимости.
Комплексные кадастровые работы (ККР) впервые стали проводиться в России с 2015 года и сразу завоевали популярность как один из самых удобных и эффективных инструментов для уточнения границ земельных участков и исправления кадастровых ошибок.
Если раньше заказывать проведение ККР имели право только органы местного самоуправления, а также Москва, Санкт-Петербург и Севастополь за счёт бюджетных средств, то с 23 марта 2021 года такая возможность появилась у граждан и юридических лиц, управляющих территорией (садовые или огородные товарищества, гаражные кооперативы, инициативная группа из членов СНТ). Благодаря вступившему в силу Федеральному закону № 445-ФЗ, они получили право проводить ККР за свой счет.
В этом материале подробно расскажем, что делать дачникам и членам товариществ, решившим провести ККР за свой счет, и почему ККР выгоднее, чем обычные кадастровые работы.
Чем ККР отличаются от обычных кадастровых работ?
ККР в отличие от обычных кадастровых работ проводятся в отношении не одного земельного участка, а одновременно в отношении всех участков, расположенных на территории одного или нескольких кадастровых кварталов (садовые или огородные товарищества, гаражные кооперативы, коттеджные поселки, территории товарищества собственников недвижимости).
В результате выполнения ККР разрабатывается единая карта-план территории. В ней отображаются уточненные сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях, объектах незавершенного строительства, расположенных в пределах конкретной территории. На основании утвержденной карты-плана территории сведения вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).
Правообладатели садовых и огородных земельных участков могли и раньше сложиться, чтобы провести обычные кадастровые работы в отношении своих земельных участков и расположенных на них построек, однако в таком случае оформлять акты согласования границ приходилось по каждому уточняемому участку. При этом каждый собственник должен был самостоятельно обращаться в орган регистрации прав. В результате вся процедура становилась длительнее и дороже.
Кроме того, в указанном случае в ЕГРН не могли быть внесены сведения о контурах зданий и сооружений. Для этих целей требовалось заключение отдельных договоров подряда на выполнение кадастровых работ для подготовки технических планов зданий и сооружений.
Комплексные кадастровые работы имеют следующие преимущества:
Как выполнить ККР: порядок действий
Перед тем, как что-либо предпринимать, следует обязательно уточнить в органе местного самоуправления, планируется ли выполнение комплексных кадастровых работ на вашей территории за счет бюджетных средств. Для этого нужно направить соответствующий запрос. Если вам ответят, что такие работы уже запланированы, заказывать их в частном порядке не нужно. Организацией таких ККР займутся региональные органы власти.
Если же выяснится, что ККР на вашей территории не запланированы, можно действовать:
1. Нужно выбрать кадастрового инженера и заключить с ним договор подряда на выполнение именно комплексных кадастровых работ. При этом такой договор может быть заключен как со стороны юридического лица (к примеру, садового товарищества или гаражного кооператива), или инициативной группы лиц, заручившейся согласием на выполнение таких работ от правообладателей недвижимости. Заказчики работ в течение 10 рабочих дней со дня заключения договора подряда должны проинформировать о их начале. Для этого в границах конкретной территории размещаются сообщения на информационных щитах.
2. Кадастровый инженер проводит необходимые замеры, разрабатывает карту-план территории и предоставляет его заказчикам;
3. Заказчики ККР (или уполномоченное ими лицо) направляют документ в согласительную комиссию, которая на заседании должна согласовать местоположение границ земельных участков, обозначенных в карте-плане территории.
Согласительная комиссия формируется в течение 20 рабочих дней со дня заключения договора-подряда на выполнение комплексных кадастровых работ или со дня получения извещения о их начале. В её состав включаются представители региональных органов власти, муниципалитетов, а также заказчики комплексных кадастровых работ или их представитель.
ВАЖНО! На заседании согласительной комиссии заказчики работ или их представитель могут представить свои возражения, если они не согласны с результатами определения местоположения границ.
Решение о согласовании принимается, если со стороны заинтересованных лиц не поступило возражений или есть вступившее в силу решение суда об установлении местоположения границ. Если же со стороны заказчиков ККР имеются возражения, тогда местоположение границ признается спорным. В этом случае разрешить такой спор возможно только в судебном порядке.
4. Согласительная комиссия направляет окончательную редакцию карты-плана территории в уполномоченный орган, который должен её утвердить. Таким уполномоченным органом является орган местного самоуправления муниципального района, муниципального округа или городского округа либо орган исполнительной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя (если ККР выполнялись на их территории).
Не позднее чем через три рабочих дня с момента утверждения уполномоченный орган направляет карту-план территории в Росреестр.
ВАЖНО! В результате проведения ККР при уточнении местоположения границ земельного участка его площадь может измениться. Если площадь участка уменьшилась более чем на 10%, такие сведения включаются в карту-план территории только с письменного согласия правообладателя с результатами комплексных кадастровых работ.
5. Росреестр рассматривает карту-плана территории и в случае отсутствия замечаний вносит необходимые сведения в ЕГРН. Орган регистрации прав обязательно уведомляет заказчиков работ и кадастрового инженера о результатах, в том числе сообщает перечень объектов недвижимости, в отношении которых был осуществлен кадастровый учет.
Свидетельство ккр земельного участка что это такое
Введите то, что Вы ищете
Комплексные кадастровые работы
В 2017 году субсидии из федерального бюджета на проведение комплексных кадастровых работ были выделены трем пилотным регионам: Республика Тыва, Астраханская и Белгородская области.
В 2018 году Росреестром были заключены соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета с тринадцатью субъектами Российской Федерации: Республики Башкортостан, Коми, Мордовия, Саха (Якутия) и Тыва, Забайкальский, Камчатский, Пермский и Хабаровский края, Амурская, Вологодская и Псковская области, город Севастополь.
В 2019 году комплексные кадастровые работы за счет средств федерального бюджета будут проведены в тридцати трех субъектах Российской Федерации: Республиках Башкортостан, Бурятия, Ингушетия, Кабардино-Балкарской, Карелия, Коми, Марий-Эл, Мордовия, Северная Осетия-Алания, Тыва, Удмуртской и Саха (Якутия), Пермском, Ставропольском, Хабаровском и Камчатском краях, Астраханской, Белгородской, Вологодской, Ивановской, Калужской, Кировской, Костромской, Курганской, Ленинградской, Нижегородской, Новгородской, Омской, Пензенской, Псковской, Ульяновской и Магаданской областях, городе Севастополе.
Росреестром заключены соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета на проведение комплексных кадастровых работ в 2020 году с пятнадцатью субъектам Российской Федерации: Республикам Бурятия, Дагестан, Тыва, Пермскому, Хабаровскому краям, Белгородской, Волгоградской, Ивановской, Калужской, Магаданской, Новгородской, Омской, Сахалинской, Челябинской областям, городу Севастополь.
В рамках указанных соглашений субъектами Российской Федерации проводятся работы по уточнению местоположения границ земельных участков, установлению или уточнению местоположения на земельных участках зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, а также исправление массовых реестровых ошибок.
Проведение данных работ позволяет существенно повысить качество данных, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) за счет внесения в него сведений о границах земельных участков, кадастровый учет которых осуществлен. Это необходимо для защиты прав собственности, формирования налоговой базы, совершенствования земельно-имущественных отношений и повышения инвестиционной привлекательности регионов.
Исполнители комплексных кадастровых работ определяются муниципальными властями на конкурсной основе. Муниципальные власти выполняют функции заказчика работ, контролируют их проведение и приемку. Росреестр в рамках соглашений проводит оценку эффективности использования субсидии».
С 2021 года мероприятие «Проведение комплексных кадастровых работ» будет предусмотрено в государственной программе Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 316.».
Комплексные кадастровые работы для дачников: почему это выгодно и как их провести?
В рамках рубрики «Вопрос – ответ» Росреестр еженедельно публикует материалы, посвященные разъяснению актуальных вопросов в сфере земли и недвижимости.
Комплексные кадастровые работы (ККР) впервые стали проводиться в России с 2015 года и сразу завоевали популярность как один из самых удобных и эффективных инструментов для уточнения границ земельных участков и исправления кадастровых ошибок.
Если раньше заказывать проведение ККР имели право только органы местного самоуправления, а также Москва, Санкт-Петербург и Севастополь за счёт бюджетных средств, то с 23 марта 2021 года такая возможность появилась у граждан и юридических лиц, управляющих территорией (садовые или огородные товарищества, гаражные кооперативы, инициативная группа из членов СНТ). Благодаря вступившему в силу Федеральному закону № 445-ФЗ, они получили право проводить ККР за свой счет.
В этом материале подробно расскажем, что делать дачникам и членам товариществ, решившим провести ККР за свой счет, и почему ККР выгоднее, чем обычные кадастровые работы.
Чем ККР отличаются от обычных кадастровых работ?
ККР в отличие от обычных кадастровых работ проводятся в отношении не одного земельного участка, а одновременно в отношении всех участков, расположенных на территории одного или нескольких кадастровых кварталов (садовые или огородные товарищества, гаражные кооперативы, коттеджные поселки, территории товарищества собственников недвижимости).
В результате выполнения ККР разрабатывается единая карта-план территории. В ней отображаются уточненные сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях, объектах незавершенного строительства, расположенных в пределах конкретной территории. На основании утвержденной карты-плана территории сведения вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).
Правообладатели садовых и огородных земельных участков могли и раньше сложиться, чтобы провести обычные кадастровые работы в отношении своих земельных участков и расположенных на них построек, однако в таком случае оформлять акты согласования границ приходилось по каждому уточняемому участку. При этом каждый собственник должен был самостоятельно обращаться в орган регистрации прав. В результате вся процедура становилась длительнее и дороже.
Кроме того, в указанном случае в ЕГРН не могли быть внесены сведения о контурах зданий и сооружений. Для этих целей требовалось заключение отдельных договоров подряда на выполнение кадастровых работ для подготовки технических планов зданий и сооружений.
Комплексные кадастровые работы имеют следующие преимущества:
Как выполнить ККР: порядок действий
Перед тем, как что-либо предпринимать, следует обязательно уточнить в органе местного самоуправления, планируется ли выполнение комплексных кадастровых работ на вашей территории за счет бюджетных средств. Для этого нужно направить соответствующий запрос. Если вам ответят, что такие работы уже запланированы, заказывать их в частном порядке не нужно. Организацией таких ККР займутся региональные органы власти.
Если же выяснится, что ККР на вашей территории не запланированы, можно действовать:
Согласительная комиссия формируется в течение 20 рабочих дней со дня заключения договора-подряда на выполнение комплексных кадастровых работ или со дня получения извещения о их начале. В её состав включаются представители региональных органов власти, муниципалитетов, а также заказчики комплексных кадастровых работ или их представитель.
ВАЖНО! На заседании согласительной комиссии заказчики работ или их представитель могут представить свои возражения, если они не согласны с результатами определения местоположения границ.
Решение о согласовании принимается, если со стороны заинтересованных лиц не поступило возражений или есть вступившее в силу решение суда об установлении местоположения границ. Если же со стороны заказчиков ККР имеются возражения, тогда местоположение границ признается спорным. В этом случае разрешить такой спор возможно только в судебном порядке.
Не позднее чем через три рабочих дня с момента утверждения уполномоченный орган направляет карту-план территории в Росреестр.
ВАЖНО! В результате проведения ККР при уточнении местоположения границ земельного участка его площадь может измениться. Если площадь участка уменьшилась более чем на 10%, такие сведения включаются в карту-план территории только с письменного согласия правообладателя с результатами комплексных кадастровых работ.
Земельный вопрос: для чего проводить комплексные кадастровые работы
Эксперты Кадастровой палаты по Москве рассказали, как установить границы земельного участка
Более 345 тыс. земельных участков на территории Москвы внесены в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), при этом границы установлены у почти 270 тыс., что составляет около 78 % от общего количества поставленных на кадастровый учет участков. Наличие полных сведений об объекте в реестре недвижимости позволяет без ограничений распоряжаться недвижимым имуществом и гарантировать защиту своих законных интересов.
Действующее законодательство не требует от правообладателей в обязательном порядке уточнять границы своего земельного участка. При этом зачастую правообладатель земельного участка без границ рискует столкнуться с проблемами из-за возникновения земельных споров с соседями, испытывать трудности при распоряжении недвижимым имуществом, а также невольно стать нарушителем земельного законодательства, в случае самовольного захвата участка или его части.
Для уточнения границ земельных участков, установления местоположения на них зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства и для исправления реестровых ошибок в сведениях о местоположении границ объектов недвижимости необходимо проведение кадастровых работ, которые выполняет кадастровый инженер.
В результате проведения таких работ готовятся документы (межевой, технический план или акт обследования), содержащие необходимые для кадастрового учета сведения. Документы формируются в электронной форме и заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, и дополнительно на бумажном носителе, если это предусмотрено договором.
Межевой план – документ, который необходим для постановки на учет одного или нескольких земельных участков, учета изменений или учета его части. Он состоит из двух частей, графической – где воспроизводятся сведения кадастрового плана, указывается местоположение границ участка и текстовой – в которой содержатся сведения о земельном участке и согласовании местоположения границ.
Технический план – документ, необходимый для постановки на учет здания, сооружения, помещения, машино-места, объекта незавершенного строительства или единого недвижимого комплекса, учета его изменений или части. Он также состоит из графической части, где схематично отображается расположение здания с определением координат характерных точек или помещений и текстовой – где содержится техническое описание и необходимые кадастровые сведения для внесения их в ЕГРН.
Акт обследования – документ, необходимый для снятия с учета здания, сооружения, помещения, машино-места или объекта незавершенного строительства, который подтверждает прекращение существования объекта, в связи с гибелью или уничтожением.
При проведении кадастровых работ кадастровый инженер определяет координаты характерных точек границ земельного участка или его части, контура зданий, сооружения либо их частей, а также контура объекта незавершенного строительства. Для этого он выезжает на местность и проводит полевые работы (обмер и съемку участка, закрепление всех поворотных точек на местности и т.д.), определяет площадь недвижимости и выполняет описание ее местоположения, а также согласовывает местоположение границ земельного участка.
Кроме того, при кадастровых работах дополнительно может быть установлено местоположение на земельном участке здания, сооружения или объекта незавершенного строительства путем пространственного описания их конструктивных элементов, в том числе с учетом высоты или глубины этих элементов.
В ряде других случаев возможно также провести комплексные кадастровые работы (ККР). Они выполняются одновременно в отношении всех расположенных на территории одного кадастрового квартала или территориях нескольких смежных кадастровых кварталов участков, к примеру, на территории всего садового или огородного товарищества либо гаражного кооператива. Также в рамках ККР определяется местоположение контуров зданий и сооружений на участках.
Перед заказом данных работ следует узнать в уполномоченном органе, не планируется ли их выполнение за счет бюджетных средств и только после этого обращаться к специалистам.
Для проведения комплексных кадастровых работ нужно выбрать кадастрового инженера, проверив информацию о его профессиональной подготовке, результатах деятельности, а также наличие у него действующего квалификационного аттестата и заключить с ним договор подряда.
Кадастровый инженер обязательно должен быть членом саморегулируемой организации кадастровых инженеров (СРО), которая осуществляет контроль за профессиональной деятельностью таких специалистов в части соблюдения требований законодательства в области кадастровых отношений, стандартов осуществления кадастровой деятельности и правил профессиональной этики кадастровых инженеров.
Заказчиком кадастровых работ может выступать как юридическое лицо, например, садовое или огородное товарищество, так и инициативная группа лиц по доверенности от правообладателей недвижимости.
В течение десяти рабочих дней со дня заключения контракта заказчик работ должен проинформировать о начале их выполнения, направив извещение в СМИ, в орган исполнительной власти для официального сайта, в орган регистрации прав для отображения сведений о территории выполнения ККР на кадастровых картах, в том числе публичных, а также разместить объявление на информационных щитах конкретной территории.
В свою очередь, исполнитель таких работ направляет извещение о начале их выполнения на адрес электронной почты или почтовый адрес правообладателей объектов недвижимости, в отношении которых будут проводиться ККР, при наличии таких сведений в ЕГРН.
В результате выполнения комплексных кадастровых работ подготавливается карта-план территории, содержащая необходимые для внесения в ЕГРН сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях, об объектах незавершенного строительства, расположенных в пределах территории выполнения таких работ, и направляется заказчикам.
Заказчики ККР после ознакомления с документом направляют его в согласительную комиссию, в которую, в том числе, входят представители уполномоченных органов власти, для согласования местоположения границ земельных участков, обозначенных в карте-плане территории.
Согласительная комиссия предоставляет окончательную редакцию карты-плана территории в орган исполнительной власти, который после ее утверждения не позднее трех рабочих дней направляет документ в орган регистрации прав, который рассматривает карту-план территории, и в случае отсутствия замечаний вносит необходимые сведения в ЕГРН. После чего обязательно уведомляет заказчиков работ и кадастрового инженера о результатах, в том числе сообщает перечень объектов недвижимости, в отношении которых был осуществлен кадастровый учет.
Благодаря проведению комплексных кадастровых работ с последующим внесением сведений о границах объекта недвижимости в ЕГРН собственник получает возможность в полной мере распоряжаться недвижимым имуществом, защищать свои права и законные интересы в случае возникновения земельных споров
Чтобы узнать, установлены ли границы земельного участка, можно заказать выписку из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах, воспользовавшись онлайн-сервисом Федеральной кадастровой палаты или сервисом Росреестра либо Единым порталом государственных и муниципальных услуг.
Если границы не установлены, то в документе в графе «Особые отметки» будет указано «Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства».
Также узнать информацию о границах участка можно с помощью сервиса «Публичная кадастровая карта». Найти конкретный объект на ней проще всего по кадастровому номеру или адресу. Если границы не установлены, план участка на карте будет отсутствовать, а в таблице с его параметрами – запись «Без координат границ».
Полная информация о свидетельстве на право собственности на землю
Чтобы подтвердить свои права на конкретный земельный участок, у гражданина должно быть свидетельство о праве собственности на его имя.
Документ содержит сведения об участке и его владельце.
Что представляет собой свидетельство, для чего он необходим, как его получить, можно ли оформить его в бумажном виде?
Что делать, если оригинал утерян, выдают ли дубликат? Обсудим подробно в статье.
Для чего необходимо?
Свидетельство на право собственности на земельный участок – документ, удостоверяющий владение и подтверждающий возникновение (переход) прав на землю.
Документ требуется в различных ситуациях, главная – подтверждение прав на конкретный надел. Гражданин, на имя которого оформлено свидетельство, имеет право распоряжаться участком – продавать, сдавать в аренду, завещать и пр.
Важно! Свидетельство используется при заключении имущественных сделок, составлении актов завещания, при вступлении наследников в права владения по закону. Если территория используется заемщиком в качестве залога, свидетельство о собственности выступит для банка гарантией.
Что включает в себя?
Документ должен быть оформлен на унифицированном бланке и включать стандартный перечень данных.
В их число входят:
Приложений к свидетельству нет.
Как выглядит документ?
Бланк утверждается нормативным актом местной администрации. Документ старого образца (1992 г.) синего цвета. Состоял из одной страницы, отображающей информацию об участке. Оформлялся от руки.
В 1995 году свидетельство заменили – оно стало розовым и состояло из двух соединенных листов. Включал документ сведения о земле и информацию о владельце ЗУ, его паспортные данные. Просуществовал до 2016 года.
Далее начали выдавать выписку из Единого госреестра прав на недвижимое имущество (ЕГРП).
Отдельный раздел выписки включает в себя план участка и его кадастровый номер. Оформляется в бумажном или электронном виде. В выписке указываются данные о собственнике ЗУ, основания возникновения у него прав.
Справка! С января 2017 года выдаются выписки из ЕГРН. Бывают правоустанавливающими и несущими определенные сведения. Второй тип могут запрашивать любые граждане. В выписке указывается та же информация, что и в свидетельстве.
Включает в себя 3 раздела:
Выписка выдается в бумажной и электронной формах – обе имеют юридическую силу. На электронном варианте печати нет, ее заменяет электронная цифровая подпись работника.
Обратите внимание! Защитный знак на свидетельстве не является обязательным требованием – он не влияет на юридическую значимость документа.
Как получить?
Т.к. в настоящее время свидетельства не выдают, то заявку нужно подавать на получение выписки ЕГРН. Для получения необходимо обратиться в отделение Росреестра по месту нахождения земельного участка.
Порядок действий:
Выдается физическим и юридическим лицам.
Кто выдает выписку?
Способов получения выписки несколько – личное посещение Росреестра или Многофункционального центра, обращение через почту, оформление онлайн.
При личном визите одной из служб необходимо заполнить заявление и приложить требуемые документы.
Во время обращения заявитель должен указать кадастровый номер земли. При заказе через почту гражданин направляет заказное письмо с получением оповещения о его получении.
Заказать выписку можно и по интернету – через сайт Госуслуги. Перед подачей заявки необходимо зарегистрироваться на сайте и завести личный кабинет.
В подходящем разделе заполнить заявление. После подачи запроса на электронную почту придет уведомление о статусе документа. Забрать выписку можно в отделении Росреестра.
Важно! Если документ будет забирать доверенное лицо заявителя, этот факт следует указать в отправляемом запросе.
Необходимые бумаги и пошлины
Если документ получается при переоформлении прав, и выписка выдается в конце процедуры, пакет дополняется набором документов, необходимым в ходе регистрации сделки (например, договором купли-продажи).
Без уплаты государственной пошлины заявление рассматривать не будут. Размер его зависит от формы предоставления и объема запрашиваемых данных.
За бумажный вариант выписки придется уплатить 400 рублей физическим лицам и 1100 – юридическим (без указания координат границ участка). Если координаты необходимы, сумма иная – 750 рублей физлицам и 2200 – юрлицам.
За электронную форму выписки размер сбора ниже: для физических лиц 250 рублей без указания координат и 300 с указанием, для юридических – 600/700 рублей.
Справка! В выдаче выписки откажут, если запрос составлен некорректно, обратившийся гражданин не имеет полномочий на подачу заявления. О причине отказа Росреестр уведомляет письменно.
Сроки выдачи
Время выдачи документа зависит от способа подачи полного пакета:
Как восстановить бумагу, подтверждающую владение?
Если свидетельство на земельный участок утеряно, его можно восстановить.
Если свидетельство регистрировалось в Росреестре и фиксировалось в ЕГРП, обращаться нужно в Росреестр. Если документ на землю оформлялся другим органом, необходимо обращаться туда.
Если не известно, каким органом было выдано свидетельство, можно заказать в Росреестре выписку из ЕГРН.
Через суд документ восстанавливается в таких случаях:
С этой целью необходимо составить исковое заявление, собрать документы и оплатить пошлину. При одобрении иска необходимо обратиться в Росреестр с заявлением, паспортом и судебным решением.
Если участок предоставлялся по акту государственного органа, за восстановлением стоит обращаться в архив. Если объект регистрировался до 1999 года, необходимо обращаться в БТИ.
Дополнительная информация! Если владелец ЗУ отказывается восстанавливать свидетельство, он не сможет распоряжаться участком в дальнейшем, возводить на нем строения, уточнять границы и пр.
Сбор документации и получение дубликата
Чтобы получить дубликат, необходимо подать заявку – лично обратиться в Росреестр или МФЦ, воспользоваться услугами почты или доверенного лица, заказать онлайн на Портале госуслуг.
За оказание услуги платить не нужно. Дубликат выдается в течение 27 дней. При подаче электронного запроса у заявителя должна быть электронная подпись. Заявление и прочие документы должны быть заверены.
При личном обращении собственника надела порядок оказания услуги следующий:
Процедура занимает до 15 минут.
Заявление и документы подаются на рассмотрение в Архив. При положительном решении выдается дубликат.
Из документов потребуются:
Трудности при восстановлении
Если в Росреестре не окажется информации о свидетельстве, необходимо обращаться в органы местного самоуправления. У них имеются комитеты по земельным вопросам – данные о собственниках и участках хранятся в архиве.
В восстановлении документа могут отказать. Причины:
Важно! Отказ разрешено обжаловать в суде.
Заключение
Таким образом, свидетельство о праве собственности на землю – документ, подтверждающий права гражданина (юридического лица) на конкретный участок.
Без этого документа распоряжаться наделом нельзя. Начиная с 2017 года, на замену ему пришла выписка из ЕГРН. Однако, юридическую силу ранее выданные свидетельства не утратили.