Свидетельство об окончании школы искусств что дает
Музыкальная школа: а что потом?
Несколько слов о карьере музыканта
Учебный год уже начался, однако во многие музыкальные школы еще идет прием новых учеников. А значит, перед родителями вновь встает вопрос: нужна ли их ребенку учеба в музыкальной школе?
Что она ему даст? Чем сможет в будущем заниматься выпускник ДМШ, продолжив учиться музыке профессионально? А какие возможности даст в дальнейшем освоенная программа «музыкалки» тому, кто выберет другую профессию?
Сегодня мы поговорим о том, как может сложиться судьба тех, кто решил связать свою судьбу с музыкой.
Если муз. колледж и консерватория – не предмет мечты юного музыканта, но расставаться с музыкой не хочется, есть немало других вариантов.
Можно сделать музицирование своим хобби, и порой весьма серьезным
Например, выступать в самодеятельном оркестре – в таком, скажем, как прославленный оркестр народных инструментов ДК «Академия», много лет выступающий на достаточно серьезных площадках. Или как академические хоры НГТУ и НГУ, в которых поют и профессора, и научные сотрудники, и пенсионеры, и студенты… Подобных коллективов существует много, и участие в них действительно может стать серьезной частью жизни, с друзьями, репетициями, гастролями и праздниками…
» Можно и самим создать свой ансамбль, постепенно осваивая все больше площадок и приобретая поклонников – именно так начинался путь на большую сцену у многих известных музыкантов.
Начальное музыкальное образование очень помогает играть, петь, создавать новые произведения и аранжировать старые. Даже простой навык чтения нот и будет очень кстати! А перерастет ли именно у вас музицирование в основное дело жизни, позволит сделать артистическую карьеру или останется любимым занятием для души, заранее сказать трудно.
Можно сделать музыку профессией или ее частью
» И поверьте, умение разучить с классом песню, или аккомпанировать, при необходимости, танцующим детям из своей группы бывает иногда очень ценным!
Музыкальный работник в детском саду, учитель музыки в школе, руководитель школьного хора или ансамбля – тоже профессии по-прежнему необходимые и востребованные, хотя, конечно, оплачивается их труд обычно весьма скромно.
Однако образование, полученное в педагогическом институте, колледже, колледже культуры и искусства, конечно, дает сегодня больше возможностей, чем работать строго по специальности. Среди выпускников этих учебных заведений есть, например: частные учителя музыки; руководители самых разных музыкальных коллективов, от оркестра народных инструментов до рок-группы; звукорежиссеры и т. д.
«Чисто» музыкальное образование – что дальше?
Но, предположим, все серьезно! ДМШ окончена на круглые пятерки, вдобавок имеется стопочка лауреатских дипломов с конкурсов всех уровней, и выпускник «музыкалки» намерен продолжать обучение уже профессионально. Что его может ожидать в дальнейшем?
Парадокс, но, если спросить учащихся музыкального колледжа, кем они видят себя через несколько лет, только меньшинство ответит – «преподавателем ДМШ». В то время, как учат их в первую очередь именно этой профессии, и. работает большинство выпускников именно там! Видимо, в 16-18 лет ещё трудно представить себя учителем фортепиано или скрипки, хотя, на самом деле, это совершенно необыкновенная профессия – тут и творчество, и наставничество, и общение один на один!
Однако все же стоит перечислить несколько вариантов возможной карьеры выпускника муз. колледжа и консерватории, помимо пресловутой музыкальной школы:
Понятно, что этот ряд можно продолжать.
» Так, очень востребованной в последнее время стала работа педагога в сфере дополнительного образования – в вокальных студиях, различных «развивалках» для малышей, в центрах по работе с детьми с особенностями развития.
Есть среди выпускников консерватории, к примеру, завлит музыкального театра, завучи и директора музыкальных школ и колледжей; лекторы и журналисты-музыковеды; руководители частных развивающих музыкальных центров и. министры культуры!
Вообще, как и у представителей других профессий, у музыкантов есть большой диапазон возможностей, где они могут применить свои таланты умения. И такой же немалый разброс существует в их доходах. Однако, конечно, лишь единицы становятся звездами сцены или супервостребованными преподавателями, а уж постоянно много работать приходится абсолютно всем музыкантам – даже просто, чтобы поддерживать форму.
Поэтому тем, кто хочет, чтобы музыка стала делом его жизни, можно дать такой совет: «Да, идите и учитесь дальше! Но только в одном случае – если без музыки вы не можете жить».
Юлия Воронцова,
20.06.20,
обновлено 22.09.21
Рекомендации по проведению итоговой аттестации обучающихся, освоивших дополнительные общеобразовательные предпрофессиональные программы в области искусств
Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ освоение дополнительной общеобразовательной предпрофессиональной программы в области искусств (далее по тексту – предпрофессиональная программа) должно завершаться итоговой аттестацией обучающихся. Форма и порядок проведения данной аттестации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере культуры, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере образования.
2. Целью итоговой аттестации является контроль (оценка) освоения выпускниками предпрофессиональных программ в соответствии с федеральными государственными требованиями, установленными к минимуму содержания, структуре и условиям реализации указанных образовательных программ, а также срокам их реализации (далее по тексту – ФГТ).
Итоговая аттестация проводится для всех выпускников детских школ искусств по видам искусств (далее по тексту – ДШИ), освоивших предпрофессиональные программы в полном объеме, прошедших промежуточную аттестацию по всем учебным предметам учебного плана и допущенных в текущем году на основании приказа руководителя ДШИ к итоговой аттестации.
3. Для обучающихся, осваивающих предпрофессиональные программы с дополнительным годом обучения, итоговая аттестация проводится по завершении полного срока обучения:
при сроке освоения предпрофессиональной программы в 8 лет с дополнительным годом обучения – по окончании 9 класса,
при сроке освоения предпрофессиональной программы в 5 лет с дополнительным годом обучения – по окончании 6 класса.
При реализации предпрофессиональной программы в сокращенные сроки или индивидуальным учебным планам итоговая аттестация проводится по завершении освоения указанной программы и индивидуального учебного плана в том же порядке.
4. В соответствии с ФГТ ДШИ самостоятельно разрабатывает предпрофессиональную программу, в которой одним из разделов является «Система и критерии оценок итоговой аттестации».
Система и критерии оценок итоговой аттестации должны разрабатываться ДШИ с учетом не ниже установленного ФГТ уровня к минимуму содержания соответствующей предпрофессиональной программы. Результаты итоговой аттестации выставляются по пятибалльной шкале и заносятся в свидетельство об освоении предпрофессиональной программы.
5. ДШИ определяет объем времени на подготовку и проведение итоговой аттестации, сроки проведения итоговой аттестации, условия подготовки и процедуру проведения итоговой аттестации, разрабатывает необходимые экзаменационные материалы. При этом объем времени на проведение итоговой аттестации, а также сроки проведения итоговой аттестации должны быть отражены в графике образовательного процесса и учебном плане ДШИ.
6. Экзаменационные материалы и содержание по каждому выпускному экзамену (программы, темы, билеты, исполнительский репертуар и др.) должны ежегодно разрабатываться соответствующим отделом (отделением) ДШИ, рассматриваться на заседании методического совета и утверждаться руководителем ДШИ не позднее, чем за три месяца до начала проведения итоговой аттестации.
Экзаменационные материалы должны целостно отражать объем проверяемых теоретических знаний, практических умений и навыков, а также уровень творческого развития выпускника в соответствии с установленными ФГТ минимумом содержания.
7. Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся определяются ДШИ на основании ФГТ. Среди обозначенных в ФГТ требований предпрофессиональной направленности имеются и общие компетенции по истории искусств, являющиеся весьма важными для формирования у обучающегося кругозора, общекультурного уровня, интеллектуального и творческого развития.
С целью обеспечения качества подготовки выпускников, преемственности предпрофессиональных программ с программами среднего профессионального образования и высшего образования соответствующего профиля, к разработке и обсуждению содержания выпускных экзаменов могут привлекаться педагогические работники ДШИ, профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования.
8. Прохождение итоговой аттестации считается успешным в том случае, если выпускник продемонстрировал знания, умения и навыки не ниже установленного ФГТ уровня. Итоговые аттестационные испытания не могут быть заменены оценкой, полученной обучающимся по итогам текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.
Итоговая аттестация проводится по завершении учебных занятий по всем учебным предметам в виде концерта (академического концерта), исполнения программы, просмотра, выставки, показа, постановки, письменного и (или) устного ответа. Количество выпускных экзаменов и их виды по конкретной предпрофессиональной программе устанавливаются ФГТ.
С целью подготовки к выпускным экзаменам и предоставления выпускникам консультаций необходимо в графике образовательного процесса предусмотреть перед выпускными экзаменами не менее одной недели (консультации можно проводить в счет резервной недели, предусмотренной ФГТ).
9. Для проведения итоговой аттестации в ДШИ или ее филиале должны быть сформированы экзаменационные комиссии по каждой предпрофессиональной программе. При этом одна экзаменационная комиссия вправе принимать несколько выпускных экзаменов в рамках одной предпрофессиональной программы.
В своей деятельности экзаменационным комиссиям необходимо руководствоваться утвержденным Минкультуры России нормативным актом о форме и порядке проведения итоговой аттестации обучающихся, освоивших предпрофессиональные программы, а также учебно-методической документацией, разработанной непосредственно ДШИ на основании ФГТ.
10. В состав экзаменационных комиссий должно входить не менее пяти человек, в том числе председатель экзаменационной комиссии, заместитель председателя экзаменационной комиссии и иные члены экзаменационной комиссии. Секретарь экзаменационной комиссии не входит в состав экзаменационной комиссии. Секретарь экзаменационной комиссии ведет протоколы выпускных экзаменов и в случае необходимости представляет в апелляционную комиссию необходимые материалы.
Председатель экзаменационной комиссии назначается учредителем ДШИ из числа лиц, имеющих высшее профессиональное образование в области соответствующего вида искусства, и не являющихся работниками ДШИ, в которой создается экзаменационная комиссия. При выборе той или иной кандидатуры в качестве председателя экзаменационной комиссии весьма важно, чтобы приоритет отдавался педагогическим работникам профильных профессиональных образовательных организаций или образовательных организаций высшего образования, в исключительных случаях, председателем экзаменационной комиссии может являться работник другой ДШИ, или работник учреждения культуры (театра, филармонии, концертной организации и др.). Назначать председателем экзаменационной комиссии работника учреждения дополнительного образования (кружков, студий, домов творчества и т.п.) не рекомендуется.
В случаях нахождения ДШИ вдали от профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования или учреждений культуры (театра, филармонии, концертной организации и др.) учредитель ДШИ может утверждать председателя экзаменационных комиссий по нескольким предпрофессиональным программам в области одного вида искусства (например, одна кандидатура председателя по предпрофессиональным программам в области музыкального искусства).
11. С целью заблаговременного оповещения родителей (законных представителей) выпускников, самих выпускников и преподавателей о сроках и процедуре проведения итоговой аттестации выпускников председатель экзаменационной комиссии должен назначаться учредителем ДШИ не позднее 10 апреля текущего года. После выхода данного приказа издается приказ ДШИ о полном составе экзаменационной комиссии.
12. Основными функциями экзаменационных комиссий являются:
– проведение выпускных экзаменов по каждой предпрофессиональной программе по учебным предметам, установленным ФГТ;
– определение соответствия уровня подготовки выпускника объему знаний, умений и навыков, установленному ФГТ;
– разработка на основании результатов работы экзаменационной комиссии рекомендаций, направленных на совершенствование подготовки обучающихся.
В обязанности председателя экзаменационной комиссии кроме оценки качества полученного выпускником образования входят организация и контроль за деятельностью экзаменационной комиссии, а также обеспечение единства требований, предъявляемых к выпускникам в процессе проведения выпускных экзаменов.
13. Порядок и форма проведения выпускных экзаменов должны доводиться до сведения обучающихся и их родителей (законных представителей) не позднее, чем за три месяца до начала итоговой аттестации.
Порядок проведения итоговой аттестации должен предусматривать:
– определение сроков проведения выпускных экзаменов, устанавливаемых приказом руководителя ДШИ (расписание проведения итоговой аттестации выпускников утверждается руководителем ДШИ по согласованию с председателем экзаменационной комиссии и доводится до сведения обучающихся заблаговременно, например не позднее, чем за две недели до начала работы экзаменационной комиссии);
– возможность использования печатных материалов, вычислительных и иных технических средств при проведении выпускных экзаменов;
– наличие требований к выпускным экзаменам;
– наличие разработанных критериев оценки выпускных экзаменов;
– наличие правил подачи апелляции.
Между отдельными выпускными экзаменами должен быть предусмотрен перерыв не менее трех дней.
Для организации итоговой аттестации администрация ДШИ обязана:
– заблаговременно доводить до членов экзаменационных комиссий, выпускников и их родителей (законных представителей) содержание приказов;
– не менее, чем за три месяца до начала проведения итоговой аттестации, утверждать исполнительский репертуар, концертные программы, темы, содержание билетов выпускных экзаменов;
– проводить перед выпускными экзаменами консультации по вопросам проведения итоговой аттестации для выпускников и родителей (законных представителей).
14. Во время проведения выпускных экзаменов членам экзаменационной комиссии должно предоставляться право задавать выпускникам дополнительные вопросы в соответствии с ФГТ к минимуму содержания предпрофессиональной программы.
Присутствие посторонних лиц на выпускных экзаменах возможно с разрешения руководителя ДШИ. При этом с целью получения выпускниками опыта творческой деятельности присутствие посторонних лиц на экзаменах, проводимых в виде концерта (академического концерта), исполнения программы, просмотра, выставки, показа, постановки считается целесообразным.
С целью выявления лиц, обладающих выдающимися способностями в области искусств, и содействия в их дальнейшем профессиональном самоопределении на выпускных экзаменах вправе присутствовать представители профессиональных образовательных организаций или образовательных организаций высшего образования.
15. Решение экзаменационной комиссии должно приниматься на закрытом заседании простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании, при обязательном присутствии председателя комиссии. При равном числе голосов председатель комиссии обладает правом решающего голоса.
Результаты выпускных экзаменов должны определяться оценками («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно») и объявляться в тот же день после оформления протоколов заседаний соответствующих экзаменационных комиссий, за исключением результатов выпускных экзаменов, проводимых в письменной форме. Результаты экзаменов, проводимых в письменной форме, объявляются на следующий рабочий день после дня проведения выпускного экзамена.
16. Выпускники или их родители (законные представители) могут подать письменное заявление об апелляции по процедурным вопросам проведения итоговой аттестации в апелляционную комиссию не позднее следующего рабочего дня после проведения выпускного экзамена.
17. Состав апелляционной комиссии должен заблаговременно (возможно одновременно с утверждением состава экзаменационной комиссии) утверждаться приказом руководителя ДШИ. С целью предотвращения конфликта интересов апелляционная комиссия должна формироваться в количестве не менее 3-х человек из числа работников ДШИ, не входящих в данном учебном году в состав экзаменационных комиссий, за исключением руководителя ДШИ, который может входить в состав экзаменационной комиссии и должен являться председателем апелляционной комиссии. Апелляция должна рассматриваться не позднее 1 рабочего дня со дня ее подачи только по вопросам процедуры проведения выпускного экзамена.
На заседание апелляционной комиссии приглашается председатель соответствующей экзаменационной комиссии, выпускник или его родители (законные представители), не согласные с ее решением.
Для рассмотрения процедурных вопросов по проведению выпускного экзамена секретарь экзаменационной комиссии должен направить в апелляционную комиссию протоколы по ведению выпускного экзамена, письменные ответы выпускника (при их наличии) и заключение председателя экзаменационной комиссии о соблюдении процедурных вопросов при проведении выпускного экзамена.
После рассмотрения апелляции апелляционной комиссией на основании проведенного голосования должно быть принято решение по вопросу о целесообразности повторной сдачи выпускного экзамена. Оформленное протоколом решение апелляционной комиссии, подписанное председателем данной комиссии, необходимо довести до сведения подавшего апелляционное заявление выпускника или его родителей (законных представителей) под роспись, в течение одного рабочего дня со дня заседания апелляционной комиссии.
В случае принятия апелляционной комиссией решения о повторном проведении выпускного экзамена при его проведении необходимо присутствие одного из членов апелляционной комиссии. Повторное проведение выпускного экзамена должно быть в течение 7 рабочих дней.
18. Все заседания экзаменационных и апелляционных комиссий должны оформляться протоколами. В протоколы заседаний экзаменационных комиссий необходимо вносить мнения всех членов комиссии о выявленных знаниях, умениях и навыках выпускника, его творческих способностях, а также перечень заданных вопросов и характеристика ответов на них, прения, особые мнения и т.п. В протоколах экзаменационных комиссий может быть отмечено, какие недостатки имеются у выпускника в теоретической и практической подготовке.
Протоколы итоговой аттестации выпускников должны храниться в архиве ДШИ, копии протоколов – в личном деле выпускника.
Отчеты о работе экзаменационных и апелляционных комиссий должны заслушиваться на педагогическом совете ДШИ и вместе с рекомендациями о совершенствовании качества образования в ДШИ представляться учредителю в двухмесячный срок после завершения итоговой аттестации.
19. Лицам, не проходившим итоговую аттестацию по уважительной причине (по медицинским показаниям или в других исключительных случаях, документально подтвержденных), должна быть предоставлена возможность прохождения итоговой аттестации без отчисления из ДШИ, но не позднее шести месяцев начиная с даты, указанной на документе, предъявленном выпускником или его родителями (законными представителями).
Лица, не прошедшие итоговую аттестацию по неуважительной причине или получившие на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, должны иметь право пройти итоговую аттестацию повторно не ранее, чем через шесть месяцев и не позднее, чем через год после прохождения итоговой аттестации впервые. В этом случае выпускник должен быть отчислен из ДШИ и ему выдается справка.
Для прохождения повторной итоговой аттестации данное лицо должно быть восстановлено в ДШИ на период времени, не превышающий период, предусмотренный на итоговую аттестацию ФГТ к соответствующей предпрофессиональной программе. При этом прохождение повторной итоговой аттестации более одного раза не допускается.
Нормой Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ предусмотрено, что по окончании итоговой аттестации ДШИ должна выдавать выпускникам соответствующее свидетельство. Форма свидетельства устанавливается Минкультуры России и является единой на территории всей страны.
В случае, если обучающийся не завершил образование в ДШИ, не прошел итоговую аттестацию или получил на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, ему должна выдаваться справка об обучении в ДШИ по форме, установленной ДШИ самостоятельно.
Минкультуры России от 22.10.2019 N 378-01.1-39-ОЯ
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 22 октября 2019 г. N 378-01.1-39-ОЯ
В целях обеспечения единства основных требований к организации и осуществлению образовательной деятельности при реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств Министерство культуры Российской Федерации направляет для использования в работе прилагаемые Методические рекомендации.
Методические рекомендации предназначены для использования в своей деятельности руководителями и специалистами образовательных организаций, реализующих дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств (детских школ искусств по видам искусств, профессиональных образовательных организаций, организаций высшего образования в сфере культуры и искусств), а также органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в том числе в качестве руководства при разработке нормативных правовых актов, регулирующих вопросы организации и осуществления деятельности по реализации дополнительных общеобразовательных программ в области искусств.
ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ
В ОБЛАСТИ ИСКУССТВ
Часть 3 статьи 83 Федерального закона «Об образовании в РФ».
Приказ Минкультуры России от 16.07.2013 N 998 (в ред. приказа Минкультуры России от 25.11.2015 N 2861) «Об утверждении перечня дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств».
II. Особенности реализации дополнительных
предпрофессиональных программ в детских школах искусств
Исключительное право ДШИ среди иных организаций дополнительного образования на реализацию дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств определены статьей 83 Федерального закона «Об образовании в РФ».
III. Разработка дополнительных
Часть 4 статьи 75 Федерального закона «Об образовании в РФ».
Пункт 11 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденного приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Вместе с тем, в соответствии с пунктом 4 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам особенности реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств регулируются статьей 83 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
ФГТ предусматривают следующую структуру дополнительной предпрофессиональной программы: пояснительная записка, планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы, учебный план, график образовательного процесса, программы учебных предметов, система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации результатов освоения образовательной программы обучающимися, программа творческой, методической и просветительской деятельности образовательной организации.
Обновление указанных разделов дополнительной предпрофессиональной программы влечет за собой необходимость ее утверждения в новой редакции, либо утверждения внесенных в программу изменений.
См. статью 29 Федерального закона «Об образовании в РФ», постановление Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 N 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации», приказ Рособрнадзора от 29.05.2014 N 785 (в ред. от 27.11.2017) «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации».
IV. Сетевая форма реализации дополнительных
См. статью 15 Федерального закона «Об образовании в РФ», Методические рекомендации по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ, направленные письмом Минобрнауки России от 28.08.2015 N АК-2563/05.
Сетевая форма не является обязательной и применяется образовательной организацией только в тех случаях, когда это целесообразно для обеспечения необходимого уровня подготовки обучающихся, повышения качества реализации образовательных программ. Образовательные программы, реализуемые с применением сетевой формы, могут позволить аккумулировать опыт и ресурсы не только нескольких образовательных организаций, но и учреждений культуры.
Применение сетевой формы реализации дополнительных предпрофессиональных программ осуществляется на основе договора между организациями и должно быть обеспечено соответствующими учебно-методическими документами и материалами.
Образцы договоров о сетевой реализации образовательных программ см. в приложении к Методическим рекомендациям по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ (письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 N АК-2563/05).
V. Творческая, просветительская и методическая деятельность
в условиях реализации дополнительных
Реализация дополнительных предпрофессиональных программ предусматривает разработку и выполнение программ (планов) творческой, методической, просветительской деятельности, которые утверждаются советом (педагогическим советом, учебно-методическим советом) образовательной организации.
Творческая деятельность (проведение конкурсов, фестивалей, концертов, мастер-классов, творческих вечеров, олимпиад, выставок, смотров, театрализованных представлений и др.) может осуществляться как самой образовательной организацией, так и с привлечением профессиональных образовательных организаций и организаций высшего образования, учреждений культуры. Привлечение обучающихся к участию в творческих мероприятиях, организуемых как в самой образовательной организации, так и за ее пределами, осуществляется с учетом мнения преподавателей, которые определяют наиболее эффективный путь развития творческих способностей обучающихся.
С целью обеспечения эффективной реализации дополнительных предпрофессиональных программ в образовательных организациях могут создаваться учебные творческие коллективы (учебные симфонические, камерные оркестры и инструментальные ансамбли различных составов, оркестры народных инструментов, духовые оркестры, хоровые, вокальные, хореографические, театральные коллективы), деятельность которых, регулируется локальными нормативными актами образовательной организации. При этом участие обучающихся в творческой деятельности в каникулярное время (выступления на различных площадках, творческие поездки, пленэры и др.) должно осуществляться с согласия их родителей (законных представителей).
Методическая деятельность направлена на сохранение и развитие лучших традиций отечественного художественного образования, изучение, обобщение, освоение и передачу педагогического опыта, обеспечивающего качественную реализацию дополнительных предпрофессиональных программ. Методическая деятельность включает в себя: разработку и совершенствование образовательных программ (в том числе, разработку фонда оценочных материалов для оценки уровня подготовки обучающихся); контроль и оценку качества программно-методической документации, организацию экспертизы (рецензирования) и подготовку программно-методической документации к утверждению; создание программно-методических комплексов, обеспечивающих учебный процесс; анализ и оценку мероприятий по обновлению содержания образования, инновационных форм, методов, приемов, средств обучения; разработку локальных нормативных актов, регламентирующих организацию образовательного процесса; организацию работы методического совета (при его наличии), отделов и иных аналогичных структур в целях обмена и распространения лучшего педагогического опыта; оказание методической помощи и поддержки педагогическим работникам, в том числе при подготовке к аттестации; организацию методических мероприятий как внутри образовательной организации, так и за ее пределами (конференций, семинаров, практикумов, круглых столов, мастер-классов, открытых уроков), в том числе проводимых совместно с методическими службами, иными образовательными организациями; обеспечение педагогических работников информацией, необходимой для решения профессиональных задач и самообразования.
Требования к методической деятельности, порядок оценки ее результатов определяются локальным нормативным актом образовательной организации.
VI. Воспитательная функция образовательной организации
Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 N 2403-р); Основы государственной культурной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утверждены Указом Президента Российской Федерации от 24.12.2014 N 808); Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 N 326-р); Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 N 996-р).
Воспитательная деятельность образовательной организации, направленная на разностороннее развитие личности каждого ребенка в доступных ему видах деятельности, формирование у детей потребности к постоянному самосовершенствованию и творческому саморазвитию, содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации к жизни в условиях социальных перемен, должны быть отражены не только в уставе образовательной организации, но и в разрабатываемых ею образовательных программах, планах учебно-воспитательной работы, учтены при организации работы с родителями обучающихся. Указанные целевые ориентиры могут конкретизироваться в следующих задачах: создание благоприятной, доброжелательной, творческой атмосферы, способствующей осмыслению и усвоению детьми нравственных норм, духовной культуры человечества, закреплению этих норм в их повседневном поведении; создание условий для формирования основ культуры межличностного общения, поведения; воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов; формирование у обучающихся умения объективно оценивать свой труд, навыков взаимодействия с преподавателями, концертмейстерами и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и различным художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.
VII. Учебный план и график учебного процесса
См. пункт 22 статьи 2 Федерального закона «Об образовании в РФ», раздел IV ФГТ.
Образовательная организация самостоятельно распределяет объем аудиторных часов учебных предметов, который определен соответствующими ФГТ, по годам обучения.
Учебный план предусматривает объединение учебных предметов по предметным областям. Предметные области имеют обязательную и вариативную части.
Объем аудиторной нагрузки по учебным предметам обязательной части учебного плана установлен ФГТ.
Количество аудиторных часов, отводимых на учебные предметы вариативной части, определяется образовательной организацией самостоятельно с учетом верхнего предела, установленного соответствующими ФГТ. Перечень учебных предметов вариативной части определяется образовательной организацией самостоятельно с учетом исторических, национальных и региональных традиций в подготовке кадров, а также имеющихся финансовых ресурсов.
Каждый предмет вариативной части должен завершаться аттестацией. Итоговые оценки по учебным предметам обязательной и вариативной частей заносятся в свидетельство об освоении дополнительной предпрофессиональной программы.
См. приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196.
Реализация дополнительной предпрофессиональной программы обеспечивается консультациями для обучающихся, которые проводятся с целью их подготовки к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям творческой и просветительской направленности по усмотрению образовательной организации. Раздел учебного плана «Консультации» разрабатывается образовательной организацией самостоятельно в соответствии с федеральными государственными требованиями. Объем консультационных часов по каждой предпрофессиональной программе указан в разделе V соответствующих федеральных государственных требований. Проведение консультаций может быть предусмотрено как для учебных предметов обязательной, так и вариативной частей.
Консультационные и пленэрные занятия могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени. В соответствии с ФГТ в случае, если консультации и пленэрные занятия проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся (подготовку к промежуточной (экзаменационной) аттестации или итоговой аттестации) и методическую работу преподавателей. Резерв учебного времени можно использовать как перед промежуточной (экзаменационной) аттестацией, так и после ее окончания с целью обеспечения самостоятельной работой обучающихся на период летних каникул.
Для проведения консультаций образовательной организацией составляется расписание, ведется журнал учета консультационных часов. Общий объем часов, предусмотренный на консультационные и пленэрные занятия в рамках реализуемых дополнительных предпрофессиональных программ, учитывается при формировании учебной нагрузки педагогических работников и включается в тарификационный список образовательной организации.
На основании учебного плана разрабатывается график образовательного процесса. График образовательного процесса дополнительной предпрофессиональной программы является круглогодичным и включает в себя количество недель аудиторных занятий, время, предусмотренное для промежуточной и итоговой аттестации, и каникулярное время. График образовательного процесса является частью образовательной программы, утверждается образовательной организацией ежегодно, размещается на официальном сайте и информационных стендах.
Пункт 11 части 1 статьи 34 Федерального закона «Об образовании в РФ».
Часть 4 статьи 34 Федерального закона «Об образовании в РФ».
— право рекомендовать обучающимся мероприятия для посещения в соответствии с направленностью их обучения, интересов, индивидуального развития и учебного плана;
— право на установку норм и правил поведения обучающихся при проведении мероприятий как внутри организации, так на других площадках вне ее;
— право устанавливать возрастные ограничения на посещение мероприятий обучающимися;
— право объявлять особые правила поведения и (или) проводить инструктаж по технике безопасности при проведении массовых мероприятий;
— право устанавливать правила на ведение обучающимися во время мероприятий фото- и видеосъемки с разрешения образовательной организации;
— право на установку запрета использовать мобильную связь во время мероприятия;
— право на установку особого порядка посещения мероприятий лицами, не являющимися обучающимися образовательной организации.
VIII. Срок освоения дополнительных предпрофессиональных
программ. Ускоренное обучение
См. пункт 3 части 1 статьи 34 Федерального закона «Об образовании в РФ».
Ускоренное обучение позволяет освоить дополнительную предпрофессиональную программу в сокращенные сроки по сравнению со сроками, установленными федеральными государственными требованиями, на основе имеющихся у обучающихся знаний, умений и навыков, приобретенных за предшествующий период обучения (непосредственно в данной образовательной организации или за ее пределами, в том числе в форме самообразования и других формах).
Имеющиеся у ребенка знания, умения и навыки, приобретенные им в данной образовательной организации, в другой образовательной организации или в форме самообразования, наличие у него творческих и интеллектуальных способностей, а при необходимости и физических данных, могут позволить ему:
перейти на ускоренное обучение, в том числе после достижения высоких результатов освоения пройденного учебного материала, подтвержденных промежуточной аттестацией;
приступить к освоению образовательной программы не с первого года ее реализации (поступление в образовательную организацию не в первый, а в другие классы, за исключением выпускного, при наличии свободных мест в соответствующем классе по соответствующей образовательной программе).
Порядок перехода на ускоренное обучение включает зачет учебных предметов или их разделов, изученных в процессе предшествующего обучения и подтвержденных документом об образовании/обучении (свидетельство, справка об обучении или периоде обучения и другие) или изученных в процессе предшествующего самообразования и подтвержденных аттестацией, проводимой образовательной организацией.
Зачет результатов обучения осуществляется в форме перезачета или аттестации. Перезачет и аттестация проводятся по заявлению родителей (законных представителей).
Аттестация при переходе обучающегося на ускоренное обучение проводится аттестационной комиссией в различных формах (прослушивание, просмотр и других) по решению образовательной организации для установления уровня подготовки обучающегося в случае, если документы, подтверждающие предшествующее обучение, отсутствуют. При получении положительных оценок обучающийся также освобождается от необходимости повторного изучения соответствующего предмета (предметов), а результаты аттестации фиксируются в документах об освоении дополнительной предпрофессиональной программы.
Решение аттестационной комиссии о зачете учебных предметов оформляется приказом руководителя образовательной организации.
IX. Особенности реализации индивидуального учебного плана
См. пункт 3 части 1 статьи 11 Федерального закона «Об образовании в РФ».
См. пункт 23 статьи 2 Федерального закона «Об образовании в РФ».
Обучение по индивидуальному учебному плану в пределах осваиваемой дополнительной предпрофессиональной программы осуществляется в порядке, установленном локальным нормативным актом образовательной организации.
Индивидуальный учебный план применяется при переходе обучающегося на ускоренное обучение. Индивидуальный учебный план может применяться также для отдельных обучающихся, групп обучающихся в следующих случаях:
в целях создания условий, способствующих наиболее эффективной подготовке одаренных обучающихся к поступлению в профессиональные образовательные организации;
перезачета часов учебных предметов, освоенных обучающимися в других образовательных организациях, и исключения данных учебных предметов в индивидуальном учебном плане, разработанном для таких обучающихся;
реализации адаптированных образовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями, предусматривающих иной режим посещения учебных занятий, нежели режим, установленный общим расписанием;
по медицинским показаниям для обучающихся, освобожденных на определенный период времени от посещения некоторых учебных предметов или имеющим пропуски по болезни, и других.
Индивидуальный учебный план разрабатывается, как правило, на один учебный год, либо на иной срок, утвержденный образовательной организацией в соответствии с условиями индивидуализации, определенными для конкретного обучающегося.
Заявления от родителей (законных представителей) о переводе на обучение по индивидуальному учебному плану могут приниматься в течение учебного года.
Рассмотрение заявлений происходит в порядке, установленном образовательной организацией.
Индивидуальный учебный план утверждается руководителем образовательной организации на основании решения совета (педагогического совета, учебно-методического совета) образовательной организации.
Перевод на обучение по индивидуальному учебному плану оформляется распорядительным актом образовательной организации, который доводится до сведения родителей обучающихся (законных представителей).
X. Прием на обучение по дополнительным предпрофессиональным
программам. Перевод с одной образовательной
программы на другую
Прием на обучение по дополнительной предпрофессиональной программе проводится на основе результатов индивидуального отбора, организуемого образовательной организацией в целях выявления детей, имеющих необходимые для освоения соответствующей образовательной программы творческие способности и (или) физические данные. Отбор на обучение проводится образовательной организацией в соответствии с Порядком приема на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам, утвержденного приказом Минкультуры России от 14.08.2013 N 1145, являющегося нормативным правовым актом прямого действия. Нормы законодательства субъектов Российской Федерации, устанавливающие порядок приема на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам, не могут подлежать применению в связи с тем, что в соответствии с Федерального закона «Об образовании в РФ» нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, регулирующие отношения в сфере образования, применяются в случаях, когда они не противоречат указанному федеральному закону и издаваемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Часть 5 статьи 111 Федерального закона «Об образовании в РФ».
Порядок приема в конкретную образовательную организацию на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в части, не урегулированной законодательством об образовании, устанавливается уставом образовательной организации и (или) локальным нормативным актом образовательной организации. Локальные акты образовательной организации не должны содержать нормы, ограничивающие права учащихся, предусмотренные законодательством об образовании.
На основе определенного учредителем количества мест для приема по каждой дополнительной предпрофессиональной программе устанавливается объем государственного (муниципального) задания.
Образовательная организация самостоятельно устанавливает (с учетом ФГТ):
формы проведения индивидуального отбора по каждой дополнительной предпрофессиональной программе (просмотр, прослушивание, собеседование, показ и другие);
требования к уровню способностей и физическим данным поступающих (по каждой форме индивидуального отбора);
систему оценок, применяемую при проведении индивидуального отбора;
критерии оценки по различным формам проведения индивидуального отбора;
условия и особенности приема для поступающих с ограниченными возможностями здоровья.
По итогам проведения индивидуального отбора по каждой дополнительной предпрофессиональной программе образовательной организацией издается распорядительный акт о приеме детей на обучение.
Заключение договора об образовании между образовательной организацией и родителями (законными представителями) лиц, зачисляемых на обучение по каждой дополнительной предпрофессиональной программе за счет средств соответствующего бюджета не является обязательным. В случаях, если образовательная организация заключает такой договор, инициатива которого со стороны образовательного учреждения обоснована необходимостью конкретизации в нем тех или иных условий обучения или иных вопросов, имеющих принципиальное значение при организации образовательного процесса, такой договор заключается в простой письменной форме на весь срок освоения образовательной программы; заключение договора на меньший срок, чем срок освоения образовательной программы (например, на один учебный год), не допускается.
Часть 12 статьи 60 Федерального закона «Об образовании в РФ».
Законодательство Российской Федерации не устанавливает норм, содержащих запрет на освоение обучающимися параллельно двух дополнительных общеобразовательных предпрофессиональных и (или) общеразвивающих программ. Однако параллельное освоение двух дополнительных общеобразовательных предпрофессиональных и (или) общеразвивающих программ приведет к превышению верхнего предела аудиторной недельной нагрузки (14 часов в неделю), установленного ФТГ (пункт 4.3.). Образовательная организация может предусмотреть освоение обучающимися отдельных учебных предметов помимо учебных предметов, включенных в учебный план дополнительной предпрофессиональной программы, в пределах указанной максимальной аудиторной нагрузки, на платной основе по заявлению родителей (законных представителей).
Образовательная организация может также предоставить обучающемуся возможность перевода с одной дополнительной предпрофессиональной программы на другую. Данный перевод осуществляется на основании локального нормативного акта организации, в котором должны быть предусмотрены следующие условия: наличие свободных мест по предпрофессиональной программе, на которую переводится обучающийся; наличие заявления родителей (законных представителей); проявленные обучающимся творческие способности и (или) физические данные, которые позволят освоить обучающемуся образовательную программу, на которую он переводится. В данном локальном нормативном акте образовательная организация может определить также: порядок перевода с одной образовательной программы на другую, включая перезачет часов учебных предметов, сроки, в которые осуществляется перевод, формы проверки наличия у детей творческих способностей и (или) физических данных.
XI. Платные образовательные услуги
Статья 101 Федерального закона «Об образовании в РФ», постановление Правительства Российской Федерации от 15.08.2013 N 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг».
Привлечение дополнительных финансовых средств, а также увеличение их объема может осуществляться путем реализации дополнительных предпрофессиональных программ на платной основе, а также разработки краткосрочных дополнительных общеразвивающих программ, реализуемых на платной основе, в том числе для лиц разного возраста; предоставления платных образовательных услуг в форме индивидуальных занятий, организации кружков, студий, творческих мастерских, реализации образовательных программ по подготовке к поступлению обучающихся в профессиональные образовательные организации, проведения творческих школ, мастер-классов и др. Образовательная организация использует кадровые и материально-технические возможности в целях развития и обновления форм и содержания платных услуг.
Часть 5 статьи 55 Федерального закона «Об образовании в РФ».
Часть 2 статьи 53 Федерального закона «Об образовании в РФ».
Договор об образовании заключается между образовательной организацией и физическим или юридическим лицом, обязующимся оплатить обучение лица, зачисляемого на обучение в простой письменной форме на весь срок освоения образовательной программы. В договоре об образовании должны быть указаны: вид и наименование образовательной программы, срок освоения образовательной программы (продолжительность обучения), права и обязанности сторон, полная стоимость платных образовательных услуг и порядок их оплаты, иные сведения в соответствии с Правилами оказания платных образовательных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2013 N 706.
Часть 3 статьи 54 Федерального закона «Об образовании в РФ».
Обучающиеся имеют право на перевод с платного обучения на бесплатное в случаях и в порядке, установленных образовательной организацией и предусмотренных в уставе и (или) в локальном нормативном акте образовательной организации. Основными условиями перевода являются: наличие освободившихся бюджетных мест по соответствующей программе на соответствующем году обучения, высокие результаты обучения, отмеченные при прохождении промежуточной аттестации, наличие заявления родителей (законных представителей). Решение о переводе с платного обучения на бесплатное принимается коллегиальным органом образовательной организации.
XII. Контроль качества реализации дополнительных
предпрофессиональных программ. Текущая, промежуточная
и итоговая аттестация
ФГТ являются основой для оценки качества реализации дополнительных предпрофессиональных программ. Контроль за качеством освоения обучающимися дополнительной предпрофессиональной программы включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию.
Образовательные организации, реализующие дополнительные предпрофессиональные программы, разрабатывают локальные нормативные акты (положения), регулирующие периодичность, порядок и формы проведения, систему оценки, оформления и анализа результатов промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в соответствии с федеральными государственными требованиями, требованиями дополнительных предпрофессиональных программ к уровню знаний, умений и навыков обучающихся и настоящими методическими рекомендациями.
Текущий контроль успеваемости обучающихся осуществляет преподаватель, реализующий соответствующий учебный предмет. Текущий контроль осуществляется регулярно в рамках аудиторного времени и предполагает использование различных систем оценивания. На основании результатов текущего контроля могут выставляться оценки по промежуточной аттестации (например, четвертные оценки).
Текущая оценка знаний, умений и навыков обучающихся, успеваемость и учет посещения ими занятий, рекомендации преподавателя по организации домашних занятий фиксируются в дневнике учащегося. Дневник учащегося как правило рассчитан на один учебный год. Форма и порядок ведения дневника учащегося утверждаются локальным нормативным актом образовательной организации.
Пункт 10 части 3 статьи 28 Федерального закона «Об образовании в РФ».
Часть 5 статьи 111 Федерального закона «Об образовании в РФ».
Формы, система оценивания, порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся (включая сроки прохождения соответствующих испытаний обучающимся, не прошедшим промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющим академическую задолженность), периодичность проведения промежуточной аттестации обучающихся устанавливаются локальными нормативными актами образовательной организации. Указанные локальные нормативные акты не должны содержать нормы, ограничивающие права обучающихся и противоречащие законодательству Российской Федерации об образовании и ФГТ.
Согласно ФГТ дополнительные предпрофессиональные программы должны содержать раздел «Система и критерии оценок промежуточной аттестации обучающихся»; учебные планы должны предусматривать раздел «Промежуточная аттестация».
Основными формами промежуточной аттестации являются: экзамен, зачет, контрольный урок (прослушивание). В соответствии с федеральными государственными требованиями экзамены, контрольные уроки, зачеты могут проходить в виде технических зачетов, академических концертов, исполнения концертных программ, просмотров, выставок, творческих показов, театральных постановок, письменных работ, устных опросов.
При осуществлении промежуточной аттестации обучающихся в учебном году следует устанавливать не более четырех экзаменов и шести зачетов.
Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. В соответствии с графиком образовательного процесса экзамены проводятся по окончании учебных занятий в учебном году в рамках времени, отведенного на проведение промежуточной (экзаменационной) аттестации.
Зачеты могут быть дифференцированные и недифференцированные (в зависимости от применяемой образовательной организацией системы оценок). Академические концерты предполагают те же требования, которые применяются к зачетам (публичное исполнение (показ) учебной программы (учебной работы) или части ее в присутствии комиссии), и имеют открытый характер (с присутствием родителей, обучающихся и других слушателей (зрителей). Контрольные прослушивания (просмотры) направлены на выявление знаний, умений и навыков обучающихся по определенным видам работ, не требующим публичного исполнения (показа) и концертной готовности: проверка навыков самостоятельной работы обучающихся, проверка технического продвижения, проверка степени готовности обучающихся выпускных классов к итоговой аттестации и т.д. Контрольные прослушивания (просмотры) проводятся в присутствии комиссии и могут включать в себя элементы беседы с обучающимися.
По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об освоении дополнительной предпрофессиональной программы.
Комиссия по проведению промежуточной аттестации назначается приказом руководителя образовательной организации.
Обучающиеся, освоившие в полном объеме в учебном году соответствующую дополнительную предпрофессиональную программу, переводятся в следующий класс. Федеральным законом «Об образовании в РФ» не предусмотрено установление проходных баллов, ограничивающих право учащегося на продолжение обучения в следующем классе по осваиваемой им дополнительной предпрофессиональной программе.
Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью. Образовательная организация создает условия обучающимся для ликвидации академической задолженности и обеспечивает контроль за своевременностью ее ликвидации. Условия и порядок ликвидации академической задолженности определяются уставом образовательной организации либо соответствующим локальным нормативным актом.
Обучающимся, имеющим академическую задолженность, предоставляется возможность пройти промежуточную аттестацию по соответствующему учебному предмету не более двух раз в сроки, определяемые образовательной организацией. В указанный период не включается время болезни обучающихся.
Обучающиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению образовательной организации, с учетом мнения родителей (законных представителей) могут быть оставлены на повторное обучение (при наличии свободных мест в соответствующем классе), переведены на другую образовательную программу либо на обучение по индивидуальному учебному плану.
Статья 59 Федерального закона «Об образовании в РФ».
Часть 6 статьи 83 Федерального закона «Об образовании в РФ».
Часть 5 статьи 111 Федерального закона «Об образовании в РФ».
Локальные нормативные акты, регулирующие порядок и формы проведения итоговой аттестации обучающихся в конкретной образовательной организации, не должны противоречить Федеральному закону «Об образовании в РФ», Положению об итоговой аттестации, утвержденному приказом Минкультуры России от 09.02.2012 N 86, и ФГТ.
Экзаменационные комиссии формируются для проведения итоговой аттестации по каждой дополнительной предпрофессиональной программе отдельно. Экзаменационная комиссия формируется из числа преподавателей образовательной организации, участвующих в реализации дополнительной предпрофессиональной программы, освоение которой будет оцениваться данной экзаменационной комиссией. При этом одна экзаменационная комиссия вправе принимать несколько выпускных экзаменов в рамках одной дополнительной предпрофессиональной программы. Секретарь экзаменационной комиссии не входит в состав экзаменационной комиссии.
Председателя экзаменационной комиссии назначает учредитель образовательной организации из числа лиц, имеющих высшее образование в области соответствующего вида искусств и не являющихся работниками образовательной организации, в которой создается экзаменационная комиссия. С целью установления методических связей с профессиональными образовательными организациями и организациями высшего образования при выборе кандидатуры председателя экзаменационной комиссии для учредителя должна быть приоритетной кандидатура представителя профессиональной образовательной организации или организации высшего образования. Приказ о назначении председателя экзаменационной комиссии издается не позднее 10 апреля текущего года.
В одной образовательной организации одно и то же лицо может быть назначено председателем нескольких экзаменационных комиссий в случае, если в образовательной организации реализуются несколько дополнительных предпрофессиональных программ в области одного из видов искусства.
Лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании по форме, утвержденной приказом Минкультуры России от 10.07.2013 N 975 «Об утверждении формы свидетельства об освоении дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств». Образовательная организация самостоятельно разрабатывает макет свидетельства, осуществляет его печатную подготовку (тиражирование), определяет порядок выдачи свидетельств об освоении дополнительных предпрофессиональных программ.
Лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные оценки, а также лицам, освоившим часть дополнительной предпрофессиональной программы и (или) отчисленным из образовательной организации, выдается справка об обучении (периоде обучения), форма которой самостоятельно разрабатывается образовательной организацией.
Справка выдается на основании письменного заявления обучающегося или его родителей (законных представителей).
Лицам, не прошедшим итоговой аттестации по уважительной причине (в результате болезни или по другим уважительным причинам, подтвержденным документально), предоставляется возможность пройти итоговую аттестацию в иной срок без отчисления из образовательной организации, но не позднее шести месяцев с даты выдачи документа, подтверждающего наличие уважительной причины.
Обучающиеся, не прошедшие итоговую аттестацию по неуважительной причине или получившие на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, отчисляются из образовательной организации. Указанные обучающиеся вправе пройти итоговую аттестацию повторно не ранее, чем через шесть месяцев и не позднее, чем через год со дня, когда данные обучающиеся прошли (или должны были пройти) итоговую аттестацию впервые. Для прохождения повторной итоговой аттестации данные обучающиеся должны быть восстановлены в образовательной организации на период времени, не превышающий периода, предусмотренного на итоговую аттестацию федеральными государственными требованиями. Прохождение повторной итоговой аттестации более одного раза не допускается.
XI. Условия реализации дополнительных предпрофессиональных
программ для обучающихся с ограниченными возможностями
Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов образовательные организации организуют образовательный процесс по дополнительным предпрофессиональным программам с учетом особенностей психофизического развития указанных категорий обучающихся.
Пункт 16 статьи 2 Федерального закона «Об образовании в РФ».
Часть 3 статьи 79 Федерального закона «Об образовании в РФ».
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам устанавливаются требования к образовательным организациям в части дополнительного образования детей-инвалидов и лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.
См. приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196.
Дополнительные предпрофессиональные программы для обучающихся с ОВЗ относятся к адаптированным образовательным программам. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» адаптированная образовательная программа разрабатывается для обучения лиц с ОВЗ учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Пункт 28 статьи 2 Федерального закона «Об образовании в РФ».
См. письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09.
В Методических рекомендациях приведена информация о специальных условиях получения образования и адаптации программ дополнительного образования для слепых и слабовидящих детей, для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слуха, с расстройствами аутистического спектра, с задержкой психического развития, с тяжелыми нарушениями речи.
Часть 3 статьи 55 Федерального закона «Об образовании в РФ».
Образовательные организации должны создавать специальные условия, без которых невозможно или затруднено освоение дополнительных предпрофессиональных программ указанными категориями обучающихся в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида.
См. пункт 18 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденного приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196.
Численный состав учебных групп может быть уменьшен при включении в него обучающихся с ОВЗ и (или) детей-инвалидов. Численность обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов в учебной группе может устанавливаться до 10 человек. Занятия в учебных группах с обучающимися с ОВЗ, детьми-инвалидами могут быть организованы как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах. С учетом особых потребностей обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов образовательная организация может предоставить учебные материалы в электронном виде.
Образовательная деятельность обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов обеспечивается педагогическими работниками, прошедшими соответствующую переподготовку (повышение квалификации).
к Методическим рекомендациям
по организации и осуществлению
при реализации дополнительных
в области искусств
ПРИМЕРНЫЕ ФОРМЫ УЧЕБНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
Форма 1. Заявление о приеме
Форма 2. Личное дело учащегося
Форма 3. Индивидуальный план
Форма 4. Справка об обучении (периоде обучения)
Форма 5. Бланк ведомости результатов проведения промежуточной аттестации
Форма 6. Бланк ведомости результатов проведения итоговой аттестации
Форма 7. Журнал учета посещаемости и успеваемости учащихся (индивидуальные занятия)
Форма 8. Журнал учета посещаемости и успеваемости учащихся (групповые занятия)
Форма 1. Заявление о приеме
Заполняется одним из родителей (законных представителей) после предварительного ознакомления с уставом, лицензией, образовательной программой, локальными нормативными актами образовательной организации, размещенными на официальном сайте и информационном стенде образовательной организации.
Данная форма заявления применяется в случае приема заявлений в образовательной организации и заполнения их в письменной форме.
Форма 2. Бланк личного дела обучающегося
На каждого обучающегося образовательной организацией заводится личное дело, которое может включать: бланк личного дела (Форма 2), заявление о приеме, приказ о зачислении, приказ об отчислении, копию свидетельства о рождении, выписку из протокола приемной комиссии по отбору поступающих (для поступивших на дополнительную предпрофессиональную программу в области искусств), медицинскую справку для обучающихся по программам хореографического или циркового искусства.
При переводе обучающегося в другую образовательную организацию Форма 2 выдается на руки обучающемуся (родителю (законному представителю). Образовательная организация ведет книгу выдачи Формы 2.