Свои подумали что я чужой чужие заподозрили
Свои подумали что я чужой чужие заподозрили
Следы на снегу (Егор Летов, 1986)
Солдат подумал, что я больной Майор подумал, что я ебанулся И все они решили, что я опасен Ведь я не оставляю следов на свежем снегу А мертвая мышь в кармане гниёт Он стиснув зубы, смотрел мне вслед Меня давно бы засадили в craze Не оставляю следов на снегу | Он стиснув зубы смотрел мне вслед Всё было словно на самом деле Но приглядевшись он сразу понял Что я не оставляю следов на свежем снегу Свои подумали, что я — чужой А мёртвая мышь в кармане гниёт Меня давно бы уж зарыли в снег Не оставляю следов на снегу. |
Ранняя версия, звучащая на альбоме «Мышеловка», опубликованная в книге «Стихи» (2003). | Поздняя версия, звучащая на альбоме «Сто Лет Одиночества», опубликованная в книгах стихов. |
Стихотворение опубликовано в книгах:
Присутствует на следующих релизах:
Песня исполнялась на следующих концертах:
Песня была сочинена давно, вот только текст был дурацкий. Не то, чтоб совсем дурацкий, но не «дотягивал». Однажды я взял и переделал его кардинально. Получилось очень достойно.
Свои подумали что я чужой чужие заподозрили
В ранних текстах Егор Летов обычно оперирует определённым набором категорий: это категории смерти, гражданственности, семейности, — причем, чаще всего этим текстам свойственен манифестационный характер.
К середине 1980-х гг. стихотворения и тексты песен становятся семантически более сложными. Летов уже не излагает свою программу, а пытается решить вопросы экзистенциального характера. В это же время для него значимой становится категория логичности. К 1990 г. он практически отказывается от социальной тематики и обращается к метафизике.
Песенный текст «Следы на снегу» чрезвычайно показателен для этого периода; он содержит целую парадигму мотивов, характерных для летовского творчества; категория смерти, вообще главенствующая в художественном пространстве Летова, в этом тексте осмысляется несколько иначе, чем ранее.
Сам текст состоит из четырёх строф, в зависимости от альбома, по-разному следующих один за другим. Мы приводим версию с альбома «Прыг-скок» (1991 г.), входящего в дилогию «Детские песенки».
Он стиснув зубы смотрел мне вслед
Всё было словно на самом деле
Но приглядевшись он очень понял
Что я не оставляю следов на свежем снегу
А мёртвая мышь в кармане гниёт
А мёртвая мышь гниёт в кармане
И теперь никто никого не найдёт
Ведь я не оставляю следов на свежем снегу
Свои подумали что я чужой
Чужие заподозрили что я ебанулся
И все они решили что я опасен
Ведь я не оставляю следов на свежем снегу
Меня давно бы уж зарыли в снег 1
Меня давно бы посадили в яму
Меня давно бы уж нашли по следу
Но я не оставляю следов на свежем снегу
Не оставляю следов на снегу
Данный текст не является исключением. Лирический герой не обладает телом, что указано в рефрене: «Не оставляю следов на свежем снегу». Благодаря физическому не-существованию 2 он избегает гибели, неизбежной 3 для обладающего телом:
Меня давно бы уж зарыли в снег
Меня давно бы посадили в яму
Меня давно бы уж нашли по следу
Но я не оставляю следов на свежем снегу
Очевидно, опасность, угрожающая лирическому герою, является смертоносной, но повредить она могла бы только его несуществующему телу. Освобождаясь от тела, герой освобождается и от смерти; для не имеющего тела смерти нет вовсе.
Свои подумали что я чужой
Чужие заподозрили что я ебанулся
И все они решили что я опасен
Помимо этого, данный стих демонстрирует нам мотив безумия, столь важный для Летова. «Чужие заподозрили, что я ебанулся». Этот мотив здесь не явный, само безумие упомянуто словно бы вскользь, оно существует только в форме ощущения: герой лишь подозревается в безумии, никак не подтверждённом реально. На первый взгляд, это доказательство сумасшествия, да ещё исходящее от «чужих», так ничтожно, что может и вовсе не упоминаться. Однако если мы рассмотрим текст с этой точки зрения, то увидим, что не только безумие лирического героя раскрывается через ощущения наблюдателя, но и сам герой явлен нам лишь постольку, поскольку воспринимается другими.
В самом деле, в тексте нет ни одного указания на то, что герой существует автономно от чувств окружающих. Его визуальный облик — это только его восприятие посторонним субъектом: «Он стиснув зубы смотрел мне вслед». Также неизвестно, опасен ли герой на самом деле и в чём опасность заключается; просто «все они решили, что я опасен». Некие «они» фиксируют всё происходящее с героем; хотя формально нарратором является сам герой (ибо повествование ведётся от первого лица), фактически он существует в тексте лишь в той степени, в которой воспринимается извне.
Более того, сама реальность в этом тексте оказывается размытой.
Всё было словно на самом деле
Именно это «словно» демонстрирует нам наличие в тексте мотива игры. Вообще, этот мотив для Летова достаточно значим. Он является элементом категории алогичности. Логика, по Летову, — фактор деструктивный. Алогичность и игра как её выражение 6 позволяют герою освободиться от смерти. Напр.:
Я стрельну себе в висок — потечёт весёлый сок
Если это повторить — будет вдвое веселей.
Обратимость смерти сводит её на нет. Если умирание можно повторить, оно перестаёт быть фатальным, становится игрою. Такая же игра — всё, происходящее с лирическим героем текста «Следы на снегу». Он действует понарошку, «словно на самом деле» и оттого не ощущает себя в реальности. В этом и причина его не-существования: пространства, в котором можно находиться по-настоящему, просто нет. На отсутствующее же пространство воздействовать невозможно, оттого герой и не оставляет следов.
Вполне возможно, что происходящее с героем — лишь частное выражение общей тенденции, на что указывает строка: «Теперь никто никого не найдёт».
Текст песни Гражданская Оборона — Следы на снегу
Оригинальный текст и слова песни Следы на снегу:
Он стиснув звбы смотрел мне вслед
Всё было словно на самом деле
Но приглядевшись он сразу понял
Что я не оставляю следов на свежем снегу.
Свои подумали, что я чужой
Чужие заподозрили, что я ебанулся
И все они решили, что я опасен
Ведь я не оставляю следов на свежем снегу.
А мёртвая мышь в кармане гниёт
А мёртвая мышь гниёт в кармане
Теперь никто никого не найдёт
Ведь я не оставляю следов на свежем снегу.
Меня давно бы уж зарыли в снег
Меня давно бы уж загнали в яму
Меня давно бы уж нашли по следу
Но я не оставляю следов на свежем снегу
Не оставляю следов на снегу
Не оставляю следов на снегу
Не оставляю следов на снегу
Не оставляю следов на свежем снегу
Перевод на русский или английский язык текста песни — Следы на снегу исполнителя Гражданская Оборона:
He clenched zvby looked after me
Everything was like a really
But looking closer, he realized at once
What I do not leave footprints in the fresh snow.
His thought I was someone else’s
Strangers have suspected that I ebanulsya
And they all thought I was dangerous
After all, I do not leave tracks in the fresh snow.
A dead mouse in his pocket rot
A dead mouse in his pocket rot
Now no one will not find
After all, I do not leave tracks in the fresh snow.
I would long ago have already buried in snow
I would long ago have already driven into the pit
Me too long to find the trail
But I do not leave traces on the fresh snow
Do not leave footprints in the snow
Do not leave footprints in the snow
Do not leave footprints in the snow
Do not leave traces on the fresh snow
Если нашли опечатку в тексте или переводе песни Следы на снегу, просим сообщить об этом в комментариях.
Егор Летов ✏ Следы на снегу
Солдат подумал, что я больной
Майор подумал, что я ебанулся
И все они решили, что я опасен
Ведь я не оставляю следов на свежем снегу
А мертвая мышь в кармане гниёт
А мертвая мышь гниёт в кармане
И теперь никто никого не найдёт
Ведь я не оставляю следов на свежем снегу
Он стиснув зубы, смотрел мне вслед
Всё было словно на самом деле
Но приглядевшись он очень понял
Что я не оставляю следов на свежем снегу
Меня давно бы засадили в craze
Меня давно бы уж поймали в яму
Они нашли бы меня по следу
Но я не оставляю следов на свежем снегу
Не оставляю следов на снегу
Не оставляю следов на свежем снегу
Он стиснув зубы смотрел мне вслед
Всё было словно на самом деле
Но приглядевшись он сразу понял
Что я не оставляю следов на свежем снегу
Свои подумали, что я — чужой
Чужие заподозрили, что я ебанулся
И все они решили, что я опасен
Ведь я не оставляю следов на свежем снегу
А мёртвая мышь в кармане гниёт
А мёртвая мышь гниёт в кармане
И теперь никто никого не найдёт
Ведь я не оставляю следов на свежем снегу
Меня давно бы уж зарыли в снег
Меня давно бы уж загнали в яму
Меня давно бы уж нашли по следу
Но я не оставляю следов на свежем снегу
Не оставляю следов на снегу.
Оцените, пожалуйста, это стихотворение.
Помогите другим читателям найти лучшие произведения.
Свои подумали что я чужой чужие заподозрили
Ни времени ни пространства
Лишь скорбная воля
Да терпеливая вера звериная
В то, что сменят нас однажды
Ещё большие карлики великаны
В то, что весна постучится в наши двери
В то, что победа встанет на пороге
В то, что наши возмутительные боги
Вдруг возьмут да и заглянут
Да, много воды утекло
Всеми соками радуги
А та, что осталась — так, не вода —
Даже не скрипнет под колесом
Не говоря уже о драгоценном моём сапоге с каблучищем
А в небе алеет плывёт раздаётся
Пятно неудачи доселе неслыханной
Так никому и неведомой вовсе.
Во весь мой раскидистый взор
Дурацкий узор из извилистых вещей,
сиволапых натюрмортов и гнилых овощей
Во весь мой разнузданный зрак
И резвый топорик коварный кровавый
Зарытый тайком в каменистой листве.
Такое постигло меня однажды
Не помню только — на кладбище или в москве
8 ноября, 18 декабря 1995
Наше дело почётное
словно купание в жиже навозной
Наше дело геройское
словно битва с прыщами на собственной заднице
Наше дело живое, юное
словно листва гробовая осенняя
Наше дело последнее
словно вечно последний раз.
Сочный прыщ половых проблем
Немая жопа постылых дней
Полоса безразличных слов
Потные подмышки поездов
Самокат чёрно-белых снов
Прокатился в простых умах
Простыня улетает вдаль
Цыплёнок ищет в себе желток
Сырой картофель небытия
Волос в горле который год
Туалетной бумаги ком
Привыкает к своей судьбе
Давайте вместе кончим
Сквозь ветхую крышу текла озорная заря
текла безмятежно и густо
Сквозь ветхую крышу на запятнанные простыни