Священник за штатом что это значит
Русская Православная Церковь
Официальный сайт Московского Патриархата
Главные новости
В день памяти благоверного князя Александра Невского Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Храме Христа Спасителя в Москве
Святейший Патриарх Кирилл совершил панихиду в тринадцатую годовщину со дня кончины Святейшего Патриарха Алексия II
В праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя
В канун праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение в Храме Христа Спасителя
Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с заместителем председателя Государственной Думы П.О. Толстым
Архив
Положение о практике запрещения клириков в служении и почисления клириков за штат
Священный Синод Русской Православной Церкви на заседании 30 мая 2014 года (журнал № 38) внес изменения в «Положение о практике запрещения клириков в служении и почисления клириков за штат».
I. О практике запрещения клириков в служении
I.1. При наложении на клирика наказания в виде запрещения в священнослужении в соответствующем указе должны быть прописаны:
Указ составляется по следующей форме:
Священнику (или иной сан) имярек,
клирику такой-то епархии
Настоящим Вы запрещаетесь в служении без права преподания благословения и ношения наперсного креста [ — для пресвитеров] сроком на _____ лет (месяцев) ________ в связи с __________ [описание церковного правонарушения] и на основании следующих канонов: ________.
В случае если прещение налагается на основании решения епархиального суда или епархиального совета, в указ включается соответствующая информация: «Прещение наложено на основании решения епархиального суда [епархиального совета] такой-то епархии от _____________».
I.2. По истечении срока прещения с клирика снимается запрещение в служении указом правящего архиерея. Однако если клирик пребывает нераскаянным, срок прещения может быть продлен отдельным указом. В случае упорного нераскаяния епархиальный архиерей может инициировать вопрос о снятии с клирика сана.
I.3. Если, по суждению епархиального архиерея, клирик принес достойные плоды покаяния до истечения срока наказания, прещение может быть снято досрочно.
II. О практике почисления клириков за штат
II.1. При прошении клирика о почислении его за штат с правом перехода в другую епархию, епархиальный архиерей издает указ по следующей форме:
Священнику (или иной сан) имярек,
клирику такой-то епархии
Настоящим Вы почисляетесь за штат такой-то епархии с правом перехода в другую епархию, но без права служения вне вверенной мне епархии до направления мною документа о временном командировании или отпускной грамоты в иную епархию.
В случае неустройства на служение в течение трех месяцев Вы запрещаетесь в служении с правом подачи прошения о восстановлении в клире вверенной мне епархии или о продлении срока пребывания за штатом с правом перехода в другую епархию.
II.2. Если архиерей готов принять заштатного клирика иной епархии в клир вверенной ему епархии, но намерен предварительно испытать его, он направляет епархиальному архиерею клирика соответствующую просьбу. В случае положительного ответа епархиальным архиереем клирика издается следующее распоряжение, которое выдается клирику, с направлением копии в запросившую епархию:
Распоряжение о временном командировании
В соответствие с обращением Преосвященного имярек, управляющего такой-то епархией, заштатному клирику вверенной мне епархии имярек благословляется служение в пределах указанной епархии в течение ____ месяцев [не более года].
По получении копии данного распоряжения в новой епархии клирику выдается распоряжение о временном назначении. В случае успешного прохождения испытательного срока епархиальный архиерей запрашивает отпускную грамоту на клирика и его личное дело.
II.3. При прошении клирика о почислении его на покой по болезни или по возрасту епархиальный архиерей издает указ по следующей форме:
Священнику (или иной сан) имярек,
клирику такой-то епархии
Настоящим Вы почисляетесь на покой по возрасту (по состоянию здоровья) и за штат такой-то епархии.
По мере состояния здоровья Вам благословляется совершение богослужений в храме таком-то по согласованию с настоятелем.
При переезде на территорию иной епархии клирик может попросить местного епархиального архиерея о принятии его в клир епархии в качестве клирика, состоящего на покое. В таком случае местный епархиальный архиерей может запросить отпускную грамоту и личное дело на клирика, а затем издать соответствующий указ.
II.4. Отпускная грамота не выдается на руки клирику, но является документом, направляемым от одного епархиального архиерея другому. При направлении отпускной грамота прилагается оригинал личного дела клирика. Отпускная грамота составляется по следующей форме:
Дана согласно 17 правилу VI Вселенского Собора в свидетельство того, что клирику имярек такой-то епархии благословляется переход в такую-то епархию.
Имярек состоит в каноническом общении с Русской Православной Церковью, под церковным судом, следствием или запрещением в священнослужении не состоит.
III. О списках запрещенных и заштатных клириков
С целью формирования единой базы данных запрещенных и заштатных клириков:
Положение о практике запрещения клириков в служении и почисления клириков за штат
Священный Синод Русской Православной Церкви на заседании 30 мая 2014 года (журнал № 38) внес изменения в «Положение о практике запрещения клириков в служении и почисления клириков за штат».
Содержание
I. О практике запрещения клириков в служении
I.1. При наложении на клирика наказания в виде запрещения в священнослужении в соответствующем указе должны быть прописаны:
церковно-правовое обоснование (ссылка на каноны или иные церковно-правовые источники),
срок, на который накладывается прещение.
Указ составляется по следующей форме:
Священнику (или иной сан) имярек,
клирику такой-то епархии
Настоящим Вы запрещаетесь в служении без права преподания благословения и ношения наперсного креста [ – для пресвитеров] сроком на _____ лет (месяцев) ________ в связи с __________ [описание церковного правонарушения] и на основании следующих канонов: ________.
В случае если прещение налагается на основании решения епархиального суда или епархиального совета, в указ включается соответствующая информация: «Прещение наложено на основании решения епархиального суда [епархиального совета] такой-то епархии от _____________».
I.2. По истечении срока прещения с клирика снимается запрещение в служении указом правящего архиерея. Однако если клирик пребывает нераскаянным, срок прещения может быть продлен отдельным указом. В случае упорного нераскаяния епархиальный архиерей может инициировать вопрос о снятии с клирика сана.
I.3. Если, по суждению епархиального архиерея, клирик принес достойные плоды покаяния до истечения срока наказания, прещение может быть снято досрочно.
II. О практике почисления клириков за штат
II.1. При прошении клирика о почислении его за штат с правом перехода в другую епархию, епархиальный архиерей издает указ по следующей форме:
Священнику (или иной сан) имярек,
клирику такой-то епархии
Настоящим Вы почисляетесь за штат такой-то епархии с правом перехода в другую епархию, но без права служения вне вверенной мне епархии до направления мною документа о временном командировании или отпускной грамоты в иную епархию.
В случае неустройства на служение в течение трех месяцев Вы запрещаетесь в служении с правом подачи прошения о восстановлении в клире вверенной мне епархии или о продлении срока пребывания за штатом с правом перехода в другую епархию.
II.2. Если архиерей готов принять заштатного клирика иной епархии в клир вверенной ему епархии, но намерен предварительно испытать его, он направляет епархиальному архиерею клирика соответствующую просьбу. В случае положительного ответа епархиальным архиереем клирика издается следующее распоряжение, которое выдается клирику, с направлением копии в запросившую епархию:
Распоряжение о временном командировании
В соответствие с обращением Преосвященного имярек, управляющего такой-то епархией, заштатному клирику вверенной мне епархии имярек благословляется служение в пределах указанной епархии в течении ____ месяцев [не более года].
По получении копии данного распоряжения в новой епархии клирику выдается распоряжение о временном назначении. В случае успешного прохождения испытательного срока епархиальный архиерей запрашивает отпускную грамоту на клирика и его личное дело.
II.3. При прошении клирика о почислении его на покой по болезни или по возрасту епархиальный архиерей издает указ по следующей форме:
Священнику (или иной сан) имярек,
клирику такой-то епархии
Настоящим Вы почисляетесь на покой по возрасту (по состоянию здоровья) и за штат такой-то епархии.
По мере состояния здоровья Вам благословляется совершение богослужений в храме таком-то по согласованию с настоятелем.
При переезде на территорию иной епархии клирик может попросить местного епархиального архиерея о принятии его в клир епархии в качестве клирика, состоящего на покое. В таком случае местный епархиальный архиерей может запросить отпускную грамоту и личное дело на клирика, а затем издать соответствующий указ.
II.4. Отпускная грамота не выдается на руки клирику, но является документом, направляемым от одного епархиального архиерея другому. При направлении отпускной грамота прилагается оригинал личного дела клирика. Отпускная грамота составляется по следующей форме:
Дана согласно 17 правилу VI Вселенского Собора в свидетельство того, что клирику имярек такой-то епархии благословляется переход в такую-то епархию.
Имярек состоит в каноническом общении с Русской Православной Церковью, под церковным судом, следствием или запрещением в священнослужении не состоит.
III. О списках запрещенных и заштатных клириков
С целью формирования единой базы данных запрещенных и заштатных клириков:
при запрещении клирика, епархиальным архиереям следует направлять в Управление делами Московской Патриархии копию указа о запрете и послужной список клирика;
при почислении клирика за штат, епархиальным архиереям следует направлять в Управление делами Московской Патриархии копию указа о почислении за штат и послужной список клирика;
при направлении отпускной грамоты на заштатного клирика в другую епархию епархиальным архиереям следует проинформировать Управление делами для исключения имени клирика из базы данных.
За штатом
Простые монахи – наименее социально защищенная категория в Церкви. Их права забирают под видом послушания.
Фото из архива «НГР»
Когда готовился опрос религиозных деятелей на тему пенсионного обеспечения священнослужителей, с редакцией «НГ-религий» связался один московский священник, который согласился пролить чуть больше света на вопросы, связанные с финансовой стороной деятельности православного духовенства. При этом речь шла не о высших иерархах, а об обыкновенных приходских священниках, ежемесячный заработок которых весьма невелик. Экономический кризис, который все никак не закончится, не способствует увеличению их доходов. Слышали ли они что-нибудь о существовании трудовых договоров? На какую пенсию могут надеяться такие священники? Где они будут проводить старость – в монастыре, находясь на положении бесправных иждивенцев? Обо всем этом рассказал наш собеседник, попросивший не называть его имя.
– Пенсии церковнослужителям сейчас платит государство. Но у всех ли священников существует социальная, медицинская, пенсионная страховка?
– Увы, но в большинстве случаев храмы предпочитают не указывать истинный размер зарплаты священников и выплачивают ее большую часть в конверте, чтобы не платить налоги тому самому государству, к симфонии с которым Церковь стремится. Что касается страховки – то я думаю, что штатные священники имеют ее все, а те, кто приехал зарабатывать из других епархий, – не знаю.
– Как быть с монахами и монахинями, ведь монашество – не профессия и пенсии им не полагается.
– Я знал монахиню, которая в свое время работала на принудительных работах в Германии, но компенсацию из нынешней Германии, которая была как бы актом покаяния немцев, за нее получала настоятельница сей святой обители. Сама же монахиня получала только хлеб насущный. Монашествующие лица, если это не наместники монастырей, не иереи или настоятели храмов, вообще часто бывают бесправными. Их права забирают под видом послушания, поэтому они, на мой взгляд, наименее социально защищены. Особенно жалко бывает старух-монахинь, которые находятся во многих обителях на положении рабынь. Несколько лучше положение схимников, которые нужны монастырям для привлечения паломников. Поэтому их часто фотографируют на монастырских буклетах. Самое лучшее положение (не считая настоятелей) у тех, кто стал считаться в народе «старцем». Это поистине «персональная пенсия».
– Кто платит священнику зарплату (а ведь от ее размера зависит пенсия) – епархия или приходской совет?
– Зарплату реально назначает настоятель, причем часто он исчисляет ее размер в зависимости от того, сколько треб на приходе. Многие настоятели прямо так и говорят – вот тебе минимум зарплаты, остальное заработай сам. Это значит – ищи себе требы. Получается, что вымогательство от прихожан (вольное или невольное) становится чуть ли не главным источником дохода пастыря. И самое пастырство прекращает быть таковым. Но ведь эти доходы только на сегодняшний, насущный день – до старости эти деньги не долежат, они будут истрачены. Ясно, что требы совсем не влияют на обеспечение священников пенсионными пособиями.
Хуже, и гораздо хуже, положение диаконов. Они не имеют треб, почти везде разделение «братской кружки» (то есть пожертвований прихожан) отсутствует, а это ведь было узаконенное право клириков до революции. Диаконам приходится довольствоваться только «милостыней» настоятеля.
– С кем заключается трудовой договор – с епархией, с приходским советом?
– Мне ничего не известно о существовании таких трудовых договоров. Другие священники в этом смысле, может быть, счастливее меня.
– Если священник живет в основном на требы или на пожертвования, никем не фиксируемые, то нет и отчислений в Пенсионный фонд. Получается, что он вынужден служить как можно дольше, не выходя на пенсию?
– Да, так именно и получается. Но это с финансовой точки зрения. Вообще же почти каждый священник, как я думаю, хочет оставаться при храме дольше, чтобы причащаться и служить божественную литургию. Наверное, именно это определяющий момент в том, что священники не хотят уходить на пенсию.
– Многие ли церковнослужители готовы пойти на вторую (светскую) работу?
– Я расскажу вам такой случай из реальной жизни московского пастыря. Он был молод и имел много детей. Однако то «жалованье», которое ему платил настоятель, не покрывало даже его элементарных расходов, не говоря уже о возможности откладывать деньги. И настоятель ему сказал – «храм наш теперь не может обеспечивать жизнь рядового священника, ищите подработку». Тогда наш пастырь пошел на работу дворником, причем устроился официально. И вот наступил такой момент, когда настоятель потребовал от него выйти на замену заболевшего иерея. Но наш священник отказался, сославшись на то, что он занят на второй работе и может выходить на службу, строго следуя данному ему в начале месяца расписанию. Поначалу гнев настоятеля был неукротим. Он заявил, что напишет жалобу епархиальному викарию. И тогда наш священник ему ответил: «Пишите, но не забудьте указать в своем рапорте, сколько вы платили мне, сколько у меня детей и о том, что вы сказали, что наш храм не может обеспечить мою семью». Настоятель подумал и увеличил жалованье священнику вдвое.
А вообще в нормальных условиях наши священники не готовы, на мой взгляд, работать на второй работе. Такие случаи в Москве мне неизвестны.
Мне хочется сказать, что положение большинства наших целибатных (не имеющих семей) пастырей тоже более чем тяжелое. Надеяться на помощь епархиального управления – значит, согревать в своем сердце розовую иллюзию. В большинстве епархий нет мест для домов престарелых для одиноких священников. В лучшем случае этим целям служит какой-нибудь монастырь. Но стать на старости лет рабом отца-настоятеля или матери-настоятельницы – дело незавидное. В этом смысле мы должны учиться социальному обеспечению престарелых священников у Католической Церкви. Там это дело поставлено лучше – как и вообще на Западе, о пенсионерах лучше заботятся, чем в нашей стране. Архиереям РПЦ МП нет дела до тех, кто вышел за штат. О них вспоминают только тогда, когда нужно совершить их отпевание.
За штатом
При этом речь шла не о высших иерархах, а об обыкновенных приходских священниках, ежемесячный заработок которых весьма невелик. Экономический кризис, который все никак не закончится, не способствует увеличению их доходов. Слышали ли они что-нибудь о существовании трудовых договоров? На какую пенсию могут надеяться такие священники? Где они будут проводить старость – в монастыре, находясь на положении бесправных иждивенцев? Обо всем этом рассказал наш собеседник, попросивший не называть его имя.
– Пенсии церковнослужителям сейчас платит государство. Но у всех ли священников существует социальная, медицинская, пенсионная страховка?
– Увы, но в большинстве случаев храмы предпочитают не указывать истинный размер зарплаты священников и выплачивают ее большую часть в конверте, чтобы не платить налоги тому самому государству, к симфонии с которым Церковь стремится. Что касается страховки – то я думаю, что штатные священники имеют ее все, а те, кто приехал зарабатывать из других епархий, – не знаю.
– Как быть с монахами и монахинями, ведь монашество – не профессия и пенсии им не полагается.
– Я знал монахиню, которая в свое время работала на принудительных работах в Германии, но компенсацию из нынешней Германии, которая была как бы актом покаяния немцев, за нее получала настоятельница сей святой обители. Сама же монахиня получала только хлеб насущный. Монашествующие лица, если это не наместники монастырей, не иереи или настоятели храмов, вообще часто бывают бесправными. Их права забирают под видом послушания, поэтому они, на мой взгляд, наименее социально защищены. Особенно жалко бывает старух-монахинь, которые находятся во многих обителях на положении рабынь. Несколько лучше положение схимников, которые нужны монастырям для привлечения паломников. Поэтому их часто фотографируют на монастырских буклетах. Самое лучшее положение (не считая настоятелей) у тех, кто стал считаться в народе «старцем». Это поистине «персональная пенсия».
– Кто платит священнику зарплату (а ведь от ее размера зависит пенсия) – епархия или приходской совет?
– Зарплату реально назначает настоятель, причем часто он исчисляет ее размер в зависимости от того, сколько треб на приходе. Многие настоятели прямо так и говорят – вот тебе минимум зарплаты, остальное заработай сам. Это значит – ищи себе требы. Получается, что вымогательство от прихожан (вольное или невольное) становится чуть ли не главным источником дохода пастыря. И самое пастырство прекращает быть таковым. Но ведь эти доходы только на сегодняшний, насущный день – до старости эти деньги не долежат, они будут истрачены. Ясно, что требы совсем не влияют на обеспечение священников пенсионными пособиями.
Хуже, и гораздо хуже, положение диаконов. Они не имеют треб, почти везде разделение «братской кружки» (то есть пожертвований прихожан) отсутствует, а это ведь было узаконенное право клириков до революции. Диаконам приходится довольствоваться только «милостыней» настоятеля.
– С кем заключается трудовой договор – с епархией, с приходским советом?
– Мне ничего не известно о существовании таких трудовых договоров. Другие священники в этом смысле, может быть, счастливее меня.
– Если священник живет в основном на требы или на пожертвования, никем не фиксируемые, то нет и отчислений в Пенсионный фонд. Получается, что он вынужден служить как можно дольше, не выходя на пенсию?
– Да, так именно и получается. Но это с финансовой точки зрения. Вообще же почти каждый священник, как я думаю, хочет оставаться при храме дольше, чтобы причащаться и служить божественную литургию. Наверное, именно это определяющий момент в том, что священники не хотят уходить на пенсию.
– Многие ли церковнослужители готовы пойти на вторую (светскую) работу?
– Я расскажу вам такой случай из реальной жизни московского пастыря. Он был молод и имел много детей. Однако то «жалованье», которое ему платил настоятель, не покрывало даже его элементарных расходов, не говоря уже о возможности откладывать деньги. И настоятель ему сказал – «храм наш теперь не может обеспечивать жизнь рядового священника, ищите подработку». Тогда наш пастырь пошел на работу дворником, причем устроился официально. И вот наступил такой момент, когда настоятель потребовал от него выйти на замену заболевшего иерея. Но наш священник отказался, сославшись на то, что он занят на второй работе и может выходить на службу, строго следуя данному ему в начале месяца расписанию. Поначалу гнев настоятеля был неукротим. Он заявил, что напишет жалобу епархиальному викарию. И тогда наш священник ему ответил: «Пишите, но не забудьте указать в своем рапорте, сколько вы платили мне, сколько у меня детей и о том, что вы сказали, что наш храм не может обеспечить мою семью». Настоятель подумал и увеличил жалованье священнику вдвое.
А вообще в нормальных условиях наши священники не готовы, на мой взгляд, работать на второй работе. Такие случаи в Москве мне неизвестны.
Мне хочется сказать, что положение большинства наших целибатных (не имеющих семей) пастырей тоже более чем тяжелое. Надеяться на помощь епархиального управления – значит, согревать в своем сердце розовую иллюзию. В большинстве епархий нет мест для домов престарелых для одиноких священников. В лучшем случае этим целям служит какой-нибудь монастырь. Но стать на старости лет рабом отца-настоятеля или матери-настоятельницы – дело незавидное. В этом смысле мы должны учиться социальному обеспечению престарелых священников у Католической Церкви. Там это дело поставлено лучше – как и вообще на Западе, о пенсионерах лучше заботятся, чем в нашей стране. Архиереям РПЦ МП нет дела до тех, кто вышел за штат. О них вспоминают только тогда, когда нужно совершить их отпевание.
Священник Павел Адельгейм. Увольнение священнослужителей «заштат»
Выход клирика «заштат» означает, что по болезни или старости клирик (священник и диакон) не может больше служить и уходит «на покой». Понятие «заштат» можно бы заменить словом «уход на пенсию» по старости и болезни, если бы РПЦ МП платила пенсию старым и больным клирикам. Теперь возникает новое понимание термина «заштат»: уволенному «заштат» клирику не позволяют служить, а на практике он не сможет в своей епархии даже причащаться, как священник.
Практика исполнения отождествляет запрет в священнослужении и увольнение «заштат».
Увольнение «заштат» священника и архиерея приобрело разный смысл.
В гл. 10 Устава РПЦ Социальным гарантиям епископов посвящены три статьи.
Статья 24 «предоставляет право» на многократный отпуск в течение года без разрешения и по разрешению Высшей церковной власти.
Статья 25 «назначает архиерейскую пенсию» в дополнение к государственной.
Статья 26 оговаривает время и условия выхода епископа «на покой».
О служении клириков Устав РПЦ говорит мало и не наделяет их правами. Клирики несут обязанности, а когда становятся немощными, РПЦ отправляет их «на покой», возлагая уход на родственников, а денежное содержание на государство. РПЦ не берёт заботу и расходы на заштатных клириков: «с глаз долой, из сердца вон». В прежние времена выход на пенсию не препятствовал клирикам участвовать в литургической жизни по мере старческих сил. Они помогали священнику и были полезны: вынимали просфоры, читали записки, исповедовали народ, сослужили Литургию, крестили, отпевали. Выход на пенсию осуществлялся по личному прошению, когда священник ослабел и не может нести полноценную нагрузку в приходе. Теперь увольнение «заштат» применяется как наказание, наравне с запретом в священнослужении.
Устав РПЦ лишил клириков социальных гарантий, сбросив с церковных плеч бремя старости… Человек ценен, если он епископ и неценен, если он клирик.
Про социальную защиту клириков Устав РПЦ забыл: не упоминает о болезни, инвалидности и заштатной судьбе стариков. Время ухода «заштат» определяет епископ: не можешь нести нагрузку наравне с молодым – уходи. Равнодушие к старикам доходит до жестокости. Налагая непосильную нагрузку, епископ принуждает уйти «заштат».
Заштатному клирику Устав не уделил ни слова. Право священнодействовать и причащаться не гарантировано. «Мавр сделал своё дело, мавр может уйти». Утрачен святоотеческий принцип: «Не малый грех для нас лишать епископства, кто благочестиво и непорочно приносили дары. Блаженны пресвитеры, которые ранее прошли свой путь. Ибо им нечего бояться, что они будут удалены от назначенного им места» (Св. Климент Римский. «1 Посл. к Коринф.» XLIV,4-5). Увы, святитель Климент! Нас лишают сана за то, что мы слишком долго несли своё служение и состарились.
Синод ужесточил положение заштатных клириков решением от 22.03.11 г., ограничив право на служение в своей и в чужой епархии. Архиереи будут отслеживать и препятствовать их служению. Стёрто различие между заштатными, запрещёнными и лишёнными сана клириками.
Заметки на полях
Вечная память отцу Павлу Адельгейму.
Жизнь прожить—не поле перейти.
Жизнь моя! Как будто и не жил!
Что-то я сегодня загрустил,
Стоя одиноко у межи.
Был я никудышным ходоком,
Падал, разбивался, ковылял,
Не припомню дня без спотыков,
Но одним доволен—не вихлял.
Никого локтями не толкал
И не урывал кусок большой.
Да и что от этого куска,
Если все окончится межой?
Не скакал на белом скакуне
И не красил клячи в белый цвет.
Я любил при полной тишине
Радоваться молниям комет.
Отходил, отпадал, отследил.
Поле Жизни, я не твой, прости…
А лазурь такая впереди,
Что не жаль прошедшего пути.
Иеромонах Роман
Избранное.
16 января 1996 год.
скит Ветрово
Отец Роман, это стихотворение знаю наизусть, очень часто повторю. Благодарю за Ваши стихи.