Святое сердце иисуса что такое
Иисус и культ сердца Иисусова и его общества
Иисус и культ сердца Иисусова и его общества. – Иисусово сердце. Почитание сердца Иисусова в католической церкви установлено в конце XVII в. Основанием для него послужили видения Маргариты Алакок (род. 22 июля 1647 г.; †17 окт. 1690 г.), монахини из монастыря в Парэ-ле-Мониаль, описавшей эти видения в стихотворной форме. Днем в храме Маргарита видела Господа, Который долго беседовал с ней, говорил о Своей чрезвычайной любви к людям и показывал ей Свое сердце. «Вот то сердце, которое так любило человечество, – сказал Он ей в третьем видении, – что не устрашилось ничего и уничижилось даже до смерти. Посему требую от тебя, чтобы первая пятница по октаве Божьего тела была посвящена почитанию Божьего сердца» (Apostolat modlitby od p. Jezowity Svobody,. стр. 30). Пo другой версии, являлось в видении само святейшее сердце на огненном троне, на нем видны были язвы, терновый венец, обвивавший его, и крест, водруженный наверху его • 68 (см. Молитвенник пробоща Руффера, стр.7–8). Обе версии сходятся в том, что введение и распространение культа св. сердца Спаситель чрез М. Алякок поручил о.о. иезуитам. Деятельное участие иезуитов в организации почитания сердца Иисусова проходит чрез всю историю культа. Иезуит Коломбьер, аббат монастыря в Парэ-ле-Мониаль, первый выразил сочувствие видениям М. Алякок, а его преемники – Краузе и Ролин пропаганду новая культа ставили себе задачею, в особенности Краузе, которому принадлежит первый печатный труд по этому предмету (La d é votion an S. Coeur Jésus Christ par un Рèге de la Соmр. de Jésus, Лион 1691). Пропаганда эта встретила себе большое сочувствие среди ревностных католиков Франции, но в самом Риме ее сначала игнорировали, а потом даже стали противодействовать. Книга патера Краузе в 1704 г. была запрещена (Reusch, Index II, 184);. еще ранее того, в 1697 г., было отклонено ходатайство ордена салезианеринцев о введении особого праздника сердца Иисусова. Возобновление этой просьбы в 1707 и 1727 гг. также не имело успеха, причем со стороны кардинала Ламбертини, впоследствии папы Бенедикта XIV, было сделано возражение, что особое почитание сердца Иисусова ведет к дроблению целого Христа, что наряду с сердцем мы с таким же правом можем почитать глаза, язык Иисуса и т. д. (Nilles: De rationibns 1,24.39;[Kaleudar. I, 385–386]). Несмотря на противодействие Рима, культ сердца Иис. быстро распространялся, благодаря тому, главным образом, что его почитатели организовались в братства. К началу XVIII ст. он уже проник за пределы Франции; в 1702 г. в немецкой Швейцарии появилась первая книга на немецком языке о почитании сердца Иис. Отсюда почитание сердца Иис. распространилось по всей Германии, прежде всего в Аугсбурге, где скоро по этому предмету появился целый ряд сочинений. Всеобщее внимание обратил на себя культ сердца, когда защитником его выступил Ланге (в то время епископ сайзонский), в своей биографии Маргариты Алякок. Еще большее значение имел труд иезуита Галлифе De Cultu sacrosancti Cordis Dei (Romae 1726). Он был переведен на разные языки, и до сих пор из него почерпают так называемые «научные средства» для защиты культа сердца Иис. Начавшаяся реакция против янсенизма усилила движение в пользу культа сердца И., главным образом в высших слоях общества: устав от янсенистического ригоризма, общество это отдыхало на нежащем религиозное чувство почитании сердца И. Со стороны его пред папами был возбужден целый ряд ходатайств установить особое служение и особую мессу сердцу И. Но успех имело только ходатайство епископов Польши, возбужденное в 1765 г. сообща с римским братством сердца Иис. Особое служение и особая месса сердцу И. были дозволены под тем ясно выраженным предположением, что почитание относится к сердцу Иисуса, как только символу Его благости и любви (Nilles, De rationibus I, 152). Эта попытка устранить обожание материального сердца Иисусова не имела успеха. Иезуиты и ими поддерживаемое понимание культа оказались сильнее пап; поэтому, когда в защиту почитания материального сердца Иис. появился целый ряд сочинений и около этого предмета возгорелась литературная борьба, папская курия постаралась не заметить этого движения. Напротив, весьма скоро обнаружилось, что сомневаться в истинности нового культа или же высказываться против него было далеко небезопасно. Когда еп. пистойский Сципион Рикки на домогательства иезуитов посвятить сердцу Иисусову церковный колокол ответил в своем пастырском послании 3 июня 1781 г. решительным предупреждением против идолопоклонства перед сердцем, – он вызвал этим против себя ненависть иезуитов и папское бреве, в котором – наряду с осуждением епископу за резкое слово – разъяснялось, что служение сердцу Иисусову ставит целью только то, «чтобы под символом сердца наглядно представить любовь Спасителя» (Reusch II, 985). В половине XVIII ст. культу сердца Иис. пришлось выдержать сильную оппозицию. Во главе ее стоял прокуратор августинского ордена, Августин Георги († 1797 г.); центром была Италия. В Неаполе и Генуе запрещены были книги, трактующие о почитании сердца Иис.; в Вене дело дошло до наказания за их распространение; в Вероне были даже закрыты братства сердца Иис.; напротив, труды, дискредитирующее культ, усиленно распространялись (напр. Disputatio commonitoria С. Blasius’a; см. Nilles I, 228). С наступлением правления папы Пия VI последовала благоприятная для культа сердца перемена. Тезисы собора в Пистойе 1786 г. против почитания сердца Иис. были осуждены буллою «Anctorem fиdei» 28 авг. 1794 г. К тому же времени иезуиты создали более прочную организацию в целях распространения культа: в 1794 г. иезуитом Торнелли было основано «Общество св. сердца Иис.», в 1797 г. оно соединилось с учрежденным иез. Паккани «Товариществом веры Иисусовой». Искусно направляемые иезуитами, одна епархия за другой стали добиваться позволения установить особый праздник сердца Иис.; папы, под влиянием тех же иезуитов, охотно соглашались на это. В некоторых местах не довольствовались одним праздничным днем в честь сердца И. и посвящали ему целый месяц июнь. Насколько культ сердца И. проник в народ, показывает следующий факт: в 1796 г. городские сословия и духовенство в Тироле для защиты от угрожающей войны посвятили страну сердцу Иисуса и обязались на все времена торжественно праздновать день сердца. Несмотря на такую распространенность почитания сердца И., признание общецерковного значения за праздником сердца Иисусова было получено от пап только в половине XIX ст.: 23 авг. 1856 г. Пий IX, уступая настоянию французских епископов, учредил праздник сердца Ииc. в октаве Божьего тела для всей церкви. Состоявшаяся 19 авг, 1864 г. канонизация Маргариты Алякок естественно послужила еще к большему возвышению и распространению культа. Стоящие до сих пор в стороне, немецкие епископы с этого времени подпадают под влияние иезуитов и у них начинает замечаться все возрастающая ревность к культу сердца Иис. По дороге на ватиканский собор немецкие епископы пастырским посланием из Фульды, датированным 6 сент., 1869 г., установили трехдневное празднование сердцу Иис. («Katholik» 1885, 523). На соборе ревность к культу сердца И. все возрастала. Большинство собравшихся епископов обратилось к папе с просьбою возвести праздник сердца Иис. на степень праздников первого класса (festum primae classis); но лишь одни иезуиты за свои особые заслуги пред Ватиканом получили эту привилегию для своих церквей (Nilles I, 189). 16 июля 1871 г. немецкие епископы возобновили ту же просьбу, но безуспешно. Более успеха имела петиция, возбужденная архиеп. тулузским, в апреле 1875 г. подписанная 525 епископами, с предложением папе в день двухсотлетия культа сердца Иис. посвятить ему всю вселенную и праздновать этот день чрезвычайным торжеством (Nilles 1,206). Вселенная годом ранее была уже посвящена бл. Иосифу и посвятить ее вторично сердцу Иис. нашли неудобным; взамен этого папа дал широкое право каждому верующему посвящать себя Иисусову сердцу каждое 16-ое июля (день учреждения культа), а посвятившие себя получали полную индульгенцию. Последним законодательным актом в пользу культа сердца Иисусова было бреве папы Льва ХIII от 28 июня 1889 г. Признавая в этом культе опору и защиту христианского общества, папа устанавливал особый церемониал св. сердца Иисусова.
Хотя служение сердцу имеет характер общецерковный, может быть предложено всем верующим сынам латинской церкви и ими отправляемо, – тем не менее оно усвоено особому обществу или союзу. Поэтому цели служения достигаются не вообще в церкви латинской, а в обществе таких католиков, которые особенно ревнуют о высшем совершенстве. Как духовный союз, общество сердца налагает на своих членов свои обязанности: особые религиозные упражнения пред образом сердца, частую исповедь и причащение, взаимную любовь и молитву друг за друга, а особенно за умерших сочленов, и т. д. Это общество имеет свои особые храмы, снабженные полными индульгенциями. Само собою разумеется, чтитель сердца может молиться и во всяком храме, – но он должен знать свои храмы и посещать их, как для напоминания нравственной связи со своими сочленами, так и для присвоения себе тех «духовных привилегий», какие соединены с посещением храмов сердца. Общество сердца имеет и свои священные времена. Празднуются, конечно, и все вообще католические праздники, но для благочестивых упражнений, налагаемых служением сердцу, назначены особые дни; это а) все пятницы года; из них первые в каждом месяце имеют некоторое предпочтение пред остальными; б) последние три дня в посту, первый и последний день каждого года, но в) самый важный и высокоторжественный день для общества есть пятница в октаве Божьего тела, ибо в этот день последовало самое блистательное явление Христа Спасителя монахине Маргарите и решительное установление служения сердцу. Кроме священных дней, существует еще особый священный час – с четверга на пятницу каждой недели, в воспоминание гефсиманского моления о чаше Спасителя. Таким образом служение сердцу Иисусову есть чрезвычайное средство поднять религиозность католиков, чрез сосредоточенное почитание воплощенной в образе сердца любви Христовой, возбуждать и развивать любовь и стремление к высшему совершенству.
Таким оно обычно изображается на католических иконах.
Святое сердце иисуса что такое
статья, опубликованная в «Брате Солнце» в июне 2008 года.
Почитание Святейшего Сердца Иисуса
1. История
Почитание Святейшего Сердца Иисуса имеет долгую историю. Первые упоминания, указывающие на его существование (или возникновение) относятся к XI-XIII вв. Одно из них мы встречаем в «Vitis mystica», труде, создание которого приписывается св. Бонавентуре (1221-1274). Известно, что Святейшее Сердце так или иначе почитали в семьях св. Матильды (ум. 1298) и св. Гертруды Хельфтской (1256-1302). Святая Гертруда – один из известнейших немецких мистиков. Особенно важным для истории культа Святейшего Сердца является ее самое первое видение, имевшее место на празднике евангелиста Иоанна в 1281 году. Приложив голову к Христовой Ране, она услышала биение Его Сердца. Тогда она спросила Иоанна, почему он не сказал ни слова о биении Христова Сердца после того, как услышал его на Тайной Вечери? Иоанн ответил ей, что тогда сохранил тайну потому, что она должна была открыться в последующие печальные времена, когда понадобится вновь зажечь любовь в людских сердцах.
Понятно, почему внимание к Сердцу Христа возникло именно в это время. В XII веке получил широкое распространение культ почитания святого человечества Христа, сопровождавшийся сильным интересом к событиям Его земной жизни, местам, касавшимся этих событий, Его страданиям и орудиям этих страданий.
В XIII-XVI вв. почитание Святейшего Сердца Иисуса стало распространяться, мы встречаем его в жизнеописаниях святых, в практиках францисканского, доминиканского, картезианского орденов. Параллельно с ним существовало глубокое почитание Пяти Ран Христовых (и почитание центральной Раны в Сердце было «предтечей» культа Сердца). Внутреннего развития мистика Святейшего Сердца в этот период не получила.
Закат Средневековья был временем, когда верные христиане пытались противостоять падению нравов и распространению «философии» вседозволенности, прибегая к аскетическим духовным практикам, медитациям, духовным упражнениям. Множество благочестивых мирян уходили из мира, посвящая жизнь созерцанию. На этом фоне в XVI веке сформировалась аскетическая практика поклонения Сердцу Иисуса с молитвами и упражнениями. Она много восхвалялась современниками. О ней писали Луи из Блуа и блаженный Иоанн из Авилы. Картузианец Ланспергий (1489-1539), аскет и писатель, с настойчиво призывал всех христиан с особой любовью почитать Святейшее Сердце и подражать Ему. Он был первым, кто ясно и убедительно изложил те основы и принципы, на которых выросло это почитание.
В XVII веке посвященные Сердцу Иисуса поклонение и медитации практиковались многими святыми и учителями аскетизма. Почитание Святейшего Сердца все более распространялось среди иезуитов, бенедиктинцев, кармелитов, францисканцев. Иезуиты помещали изображение Сердца Иисусова на обложках своих книг и на стенах храмов. Святейшее Сердце почитали св. Франциск Сальский, св. Алозий Гонзага, св. Франциск Борджия, св. Марина де Эскобар. Видения касательно Него имели некоторые монахини – мать Анна-Маргарита Клемент (ум. 1661) и Жанна-Бенин Гойо ( ум. 1692).
Почитание Святейшего Сердца Иисусова стало выходить за рамки частных практик благодаря стараниям св. Иоанна Ода (1601-1680), французского миссионера, основателя общества Иисуса и Марии (одисты) и ордена Девы Марии Милосердия (Доброго Пастыря). Иоанн Од был признанным проповедником и духовником, проработал за свою жизнь более чем в сотне миссий во Франции. Он, а впоследствии и его преемники из общества Иисуса и Марии, внес особый вклад в жизнь Французской Церкви, позаботившись о достойном образовании для ее священников.
Отец Од много потрудился для того, чтобы почитание Святейшего Сердца Иисусова и Пренепорочного Сердца Девы Марии стало публичным, приобрело свои официальные праздники и литургическое воплощение. Св. Иоанн сам стал автором обряда службы Сердцу Иисуса и составителем особого чина Мессы. Часовни семинарий в Каэне и Кутансе отец Од освятил в честь Сердца Иисуса и Сердца Марии (*).
В 1648 году впервые был проведен праздник Святого Сердца Марии. А 31 августа 1670 года, наконец, прошел первый торжественный праздник Сердца Иисусова в большой семинарии в Ренне. Затем последовал праздник в Кутансе 20 октября, а за ним такие торжества стали проводиться в разных французских приходах. В 1674 году св. Иоанн Од получил от папы Клемента X шесть индульгенций для братств Святейшего Сердца, и для уже основанных им, и для будущих. Он основал общество Сердца Матери Предивной.
Однако наиболее значительным в истории почитания был опыт святой Маргариты-Марии Алакок (1647-1690), монахини ордена Посещения Марии во французском городе Парэ-ле-Моньяль (этот маленький городок стал известным в мире местом паломничества благодаря видениям Маргариты-Марии). Не известно, знала ли сестра Маргарита-Мария что-либо о культе Сердца Иисусова до видений. Она описывает увиденное следующим образом. Как и св. Гертруде, на празднике с честь евангелиста Иоанна (вероятно, в 1673 г.), Иисус позволил ей склонить голову к Его Сердцу. Он «открыл ей чудеса Своей любви и поведал о том, как Он желает открыть эту любовь и доброту всему человечеству, и что Он избрал ее для этой цели». Назвав ее «возлюбленной ученицей Святейшего Сердца», Он обещал сделать ее наследницей всех Его сокровищ. В следующем видении Он просил Маргариту-Марию передать Его желание о том, чтобы Его почитали под видом Его телесного Сердца. В третьем видении (вероятно, оно было летом 1674 г.) Иисус просил людей о почитании Его любви посредством частого Причастия, Причастия в первую пятницу каждого месяца и соблюдения Святого Часа. Христос призвал Маргариту-Марию проводить, распростершись, в молитве канун первой пятницы каждого месяца – с одиннадцати часов до полуночи, разделяя Его смертельные муки, которые Он чувствовал когда был покинут апостолами и страдал на Кресте. В октаву Тела Христова, в 1675 году Маргарита-Мария имела видение, названное впоследствии «великим», когда Иисус сказал ей: «Воззрите на Сердце, которое так возлюбило людей… и вместо благодарности Я от большей части людей получаю лишь неблагодарность,» – и просил ее о том, чтобы был учрежден праздник возмещения (reparation) в пятницу после октавы Тела Христова. Господь просил Маргариту-Марию сообщить об услышанном отцу Клоду де ла Коломбьеру (настоятелем иезуитской общины в Парэ) и во всем следовать его совету. И, наконец, Он просил особого почитания со стороны короля и поручил миссию распространения почитания Своего Сердца сестрам Посещения Марии и священникам-иезуитам.
Маргарита-Мария сообщила обо всем отцу Клоду. Он поручил сестрам составить подробное описание видений и позаботился о том, чтобы информация обо всем этом была распространена во Франции и в Англии.
В 1676 году св. Клод получил место священника и проповедника при дворе герцогини Йоркской, продолжая и в Англии вести жизнь монаха и активного миссионера и наставляя Маргариту-Марию в письмах. Он был арестован, обвинен, как участник заговора, но вскоре освобожден и изгнан из Англии. Последние два года своей жизни он провел в Лионе, обучая молодых иезуитов, и в Парэ. В 1684 г., через два года после смерти св. Клода, в Лионе были изданы описания видений сестры Маргариты-Марии, вместе с его собственными размышлениями о пользе почитания Сердца Иисуса и прекрасным посвящением Святейшему Сердцу, очень хорошо передающим суть почитания. Книга стала чрезвычайно популярной и весьма способствовала распространению почитания. Хотя сестре Маргарите-Марии пришлось справляться с сильным смущением, вызванным повсеместным звучанием ее имени.
В 1690 году Маргарита-Мария умерла от болезни, в течение которой она отказывалась от всякого лечения, говоря:»Что я имею на небесах и чего желаю на земле – одного Тебя, Боже мой!». Уже в 1691 году была издана ее биография за авторством отца Круазэ, в качестве приложения к его книге «Почитание Святейшего Сердца».
Некоторое время формы почитания, созданные и установленные св. Иоанном Одом существовали параллельно с традицией св. Маргариты-Марии и отца де ла Коломбье. Впоследствии два движения слились в одно.
Дальнейшее распространение и развитие почитания Святейшего Сердца Иисусова наталкивалось на многочисленные препятствия. Святой Престол медлил с окончательным утверждением этой практики, хотя в 1693 году вновь одарил индульгенциями братства Святейшего Сердца, а в 1697 году разрешил сестрам Посещения Марии отмечать праздник Святейшего Сердца и проводить Литургию Пяти Честных Ран Христовых. Но проводить праздник Сердца Иисусова с особым чином Мессы повсеместно позволено не было.
Кроме сестры Маргариты-Марии и отца Ода, почетное имя апостола почитания Сердца Иисусова получил священник Иосиф де Галлифэ (1663-1749), иезуит, ученик отца Клода де ла Коломбье. На третий год своей работы в Лионе отец Иосиф тяжело заболел и братья очень беспокоились за его жизнь, так, что даже один из священников поклялся, что если отец Иосиф выживет, он посвятит свою жизнь Святейшему Сердцу Иисуса. Поправившись, тот сам подтвердил эту клятву и исполнил ее. И его служение было тем эффективнее, что в течение своей жизни он проработал ректором семинарий в Лионе, Весуле и Гренобле, был провинциалом ордена и ассистентом по Франции, с 1723 по 1732 проработал на этой последней должности в Риме. При его жизни количество братств Святейшего Сердца увеличилось до 700. Он написал книгу «Культ Святейшего Сердца Господа Нашего Иисуса Христа», целью которой было объяснение и повсеместное введение его в Церкви. Книга вышла в 1726 году и поначалу встретила достаточно сильное сопротивление.
Во время марсельской чумы в 1720 году произошло первое публичное, вне монашеских орденов и церковных сообществ, поклонение Сердцу Иисуса и всеобщее посвящение Ему. За Марселем последовали и другие города южной Франции. И в 1726 году Рим вновь рассмотрел вопрос об установлении общецерковного праздника, но ответил отказом (в 1729 году). Наконец, в 1765 г., после просьбы королевы, Рим утвердил этот праздник для Франции (квази-официально). В 1794 году Папа Пий VI в своей булле «Auctorem fidei» защищал почитание Сердца Иисуса от нападок янсенистов (утверждавших, что это поклонение только телесному Сердцу, отделенному от полноценной Личности Иисуса Христа).
Французская революция нанесла большой урон Французской церкви и, конечно, движению почитания Сердца Иисуса. Исповедник Людовика XVI, одист отец Эбер взял с короля обещание посвятить свое королевство Сердцу Иисуса, если ему удастся спастись от врагов. Восстановление движения было очень долгим, и самому обществу Иисуса и Марии удалось более или менее оправиться только во второй половине XIX века.
В 1856 г. Папа Пий IX установил праздник Сердца Иисуса как общецерковный (в ранге duplex major), в 1889 он приобрел статус первого класса (duplex I cl. ). Вместе с этим повсеместной стала практика возмещения и посвящения себя Святейшему Сердцу в группах и братствах. В 1875 году такие посвящения прошли по всему католическому миру. 11 июня 1899 года Папа Лев XIII сам посвятил Сердцу Иисуса все человечество, назвав это «великим деянием» своего понтификата. Об этом посвящении попросила его сестра Мария Святого Сердца из конгрегации Доброго Пастыря из португальского города Оронто, утверждавшая, что ее об этом, в свою очередь, просил Сам Иисус Христос. Она умерла в день праздника Святейшего Сердца, за два дня до «великого деяния» Льва XIII.
В XX веке были канонизированы апостолы почитания Сердца Иисуса. Сестра Маргарита-Мария Алакок – в 1920, отец Иоанн Од – в 1925 (в 1903 году папа Пий IX, назвав добродетели Ода героическими, дал ему титул «автора богослужений Святейшему Сердцу Иисуса и Святому Сердцу Девы Марии»), отец Клод де ла Коломбье – в 1992 году.
2. Смысл почитания Святейшего Сердца Иисуса
2.1. Значения слова «сердце».
Желанием Иисуса Христа, которое передала св. Маргарита-Мария Алакок, было почитание Его под видом Его телесного Сердца. Именно так и в настоявшее время прежде всего понимается этот культ. Однако, почитание идет далее просто образа физического Сердца Христова, видя в нем источник Его бесконечной любви к людям. В основе понимания этого культа, поэтому, должно лежать понятие сердца в его самых простых житейских значениях:
— сердце, как телесный орган, который движет кровь в теле
— сердце, как средоточие наших чувств и моральных представлений, их символ.
Нельзя не остановиться и на библейском понимании слова «сердце». В Библии это слово выражает всю внутреннюю жизнь человека: сердце мыслит, решает, испытывает Страх Божий, в нем покоится верность Богу. Заповедь возлюбить Бога «всем сердцем» действительно означает – всем целостным своим существом. (Мк. 12:30). «Во всех священных книгах и у всех богодухновенных писателей сердце человеческое рассматривается как средоточие всей телесной и духовной жизни человека, как существеннейший орган и ближайшее седалище всех сил, отправлений, движений, желаний, чувствований и мыслей человека со всеми их направлениями и оттенками…. Сердце есть исходное место всего доброго и злого в словах, мыслях и поступках человека, есть доброе или злое сокровище человека: «Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его». (Лк.6, 45). Сердце есть скрижаль, на которой написан естественный нравственный закон; посему у язычников «дело закона написано в сердцах» (Рим.2, 15). На этой же скрижали пишется и закон благодатный: «Вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом»(Иер. 31:33)» (5). Сердце – источник чувств, страстей, помыслов, нравственности, средоточие духовной и душевной жизни человека.
2.2. Объект почитания.
Таким образом, данный культ почитает достойное восхищения и почитания Сердце Христово, в той мере в какой Оно представляет и напоминает о Его любви; и наоборот – почитает любовь Христову в той мере, в какой она представлена Его Святейшим Сердцем, и чьим символом Оно является.
Смысл почитания Святейшего Сердца Иисуса – это также призыв к более глубокому созерцанию. Мы знаем, что не только Сердце, но все существо Христа, Весь Он был исполнен любви, любовь была смыслом и мотивом всех Его действий и страданий. Почитание, направленное на живое Сердце, открывает нам путь познания всей внутренней жизни Иисуса Христа, его чувств и добродетелей, Его Самого – бесконечно любящего и любимого, этот путь ведет нас от любящего Сердца ко всем проявлениям и деяниям этой любви.
б) Другой понятный путь – это мысленный созерцательный переход от Сердца к Личности. Так, упоминая Сердце Христово, мы имеем в виду Самого Иисуса. Не в том смысле, конечно, что Сердце и Личность – это два синонима для одного понятии; но когда слово «сердце» указывает на личность, то значит, эта личность рассматривается в какой-либо связи с ее эмоциональной и нравственной жизнью. Таким образом, когда мы указываем на Господа через Его Сердце, мы подразумеваем Его Самого, открывающего нам Свое Сердце, Его, любящего и доброго. Полноценная Личность Господа «представлена, суммирована» в Его Сердце, как и все на свете соединено в Господе.
в) Тот, кто почитает любящего Иисуса Христа, не может не видеть, что Его любовь постоянно отвергается. В Священном Писании мы видим Бога печалящегося, и святые всегда и во все времена слышат в своих сердцах плач невознагражденной любви. Поэтому неотъемлемой частью почитания Святейшего Сердца является размышление о любви Христовой, как любви отвергнутой и презираемой.
г) Любовь пронизывает всю личность Иисуса и Его жизнь, и лишь она может объяснить Его слова и Его дела. Тем не менее, ее свет наиболее ярок в тайнах Его жизни – Воплощении, Евхаристии, Страстях, Воскресении, открывающих нам всю глубину Его щедрости и все величие Его доброты. Более того, эти тайны занимают особое место в почитании, которое постоянно и везде ищет Иисуса и знаки Его любви, и находит, что именно в этих тайнах она сосредоточена в той наибольшей мере, какую только можно себе представить.
д) Любовь Христа в людям, безусловно, не исключает Его любви к Богу, но почитание последней превышает почитание «Сердца, Которое так возлюбило людей», выходя за его рамки.
е) Последний вопрос, который может возникнуть: какую именно любовь почитают в этом культе – любовь Человека или любовь Бога в Иисусе Христе, любовь сотворенную или нетварную? Несомненно, здесь почитается любовь Бога, сотворившего Человека, любовь Воплощенного Слова. Конечно, нет оснований считать, что верующие стремятся разделять эти два вида любви более, нежели две природы во Христе. И все же существуют разные мнения по этому поводу (в контексте культа Сердца Иисуса). Некоторые авторы связывают с телесным Сердцем одну только человеческую любовь, но не божественную, и даже более того, полагают, что Божественная любовь не присуща Личности Иисуса. Вследствие этого, они не считают Божественную любовь объектом поклонения в данном культе. Другие считают, что объектом поклонения в данном случае не является божественная любовь, отделенная от Воплощенного Слова, но только если она представляется, как любовь Воплощенного Христа. Они не видят никаких оснований в том, чтобы считать почитание Сердца Иисусова почитанием лишь сотворенной любви Человека-Христа и почему телесное Сердце не может символизировать Божественную любовь.
2.3. Основания для почитания Сердца Иисуса
Для того, чтобы высказать одобрение почитанию Сердца, Церковь отстраняется от видений Маргариты-Марии, не подтверждая их достоверность, и рассматривает данный культ сам по себе. Видения Маргариты-Марии могут быть ложны, но само почитание может и не быть от этого менее достойным и серьезным. Тем не менее почитание Сердца Иисусова распространялось преимущественно под влиянием последователей св. Маргариты-Марии. Перед ее беатификацией Церковь исследовала ее видения самым критическим образом. Опыт св. Маргариты-Марии не считается безошибочным, но людская уверенность в нем полагается достаточной для оправдания последующих слов и действий.
Сердце Иисуса, как и всё, принадлежащее к Его Личности, достойно поклонения. Но, конечно, невозможно такое поклонение Сердцу, которое совершенно изолировано и мысленно отсечено от Личности Христа. Иисус, являющий нам божественное благо, Господь, любящий и возлюбленный, является объектом в почитании Его Святейшего Сердца, как и объектом почитания христианской религии в целом. Единственной сложностью здесь является связь, проведенная между Его Личностью, Его Сердцем и его любовью. Но понятое правильно почитание Сердца Иисусова не нуждается в оправданиях.
Связь между сердцем и любовью (а также эмоциональностью и нравственностью) в данном случае понимается прежде всего как символическая, и этого достаточно для культа. Сердце не предстает как «орган, производящий любовь». И все размышления о действительности связи между сердцем и любовью достаточно основывать лишь на своем жизненном опыте, на наших ощущениях этой связи.