Так ешь же в радости хлеб свой

Притчи Соломона. Экклесиаст. Гл 9

1. Я долго размышлял и понял, наконец,
И праведник, во власти Божьей, и мудрец.
И не дано знать человеку, кем ты не слыви,
Достоин ненависти ты, или большой любви.

2. Один конец всех ожидает: доброго и чистого,
А также праведника, грешника, нечистого,
Того кто жертву принесет, не приносящего,
Клятвопреступника, и негодяя настоящего.
Для всех одна и та же участь уготована,
Одна судьба, в один конец спрессована.

4. Пока живой, надежда есть, еще я поживу,
Живого пса, предпочитаю неживому льву.

7. Так ешь же в радости свой хлеб,
И с легким сердцем пей вино.
Бог предрешил твои деяния давно.
8. Одежды белые пусть будут, не снимай,
И благовоний умащенье не смывай.
9. И наслаждайся счастием с любимою женой,
Все дни бесцельной жизни,дал Он щедрою рукой.
И это вся награда за твои тяжелые труды,
Забудь же сложность каждодневной суеты.

10.Любое дело, что себе найдешь,
Старайся сделать, как сумеешь, лучше,
Ибо в могиле, коль в нее сойдешь,
Возможности творить и мыслить не получишь.

11.Заметил я, под солнцем, разум мучая,
Зависит в нашей жизни все от случая.
Что не всегда дают награду быстроногому,
Победу храброму, богатство и покой ученому
Почет умелому и пропитанье мудрому
Благословение сведущему и умному.

12. Не знает человек своей судьбы,
А потому беспомощен он в часы беды.
Как рыба, в сеть, попавши злополучную,
Как птица, бьется он в силках, и мучается.

13. А вот еще пример достойный изученья,
Увидел я его, под солнцем, с изумленьем.
14. Один могучий царь, осадой город обложил.
15. Но вот находчивый бедняк, он, что- то предложил.
Некрупный городок, был слаб, не защищен,
Сограждане его, народ, был бедняком спасен.
Но очень быстро про него народ забыл,
Не помнил, был такой на свете, иль не был.
16.И я сказал себе: что мудрость лучше силы,
Но бедняка, презрением судьба вознаградила.

17. Есть больше смысла в тихой речи мудреца,
Чем в громком крике у вельможи – дурака.

18. Мудрость сильнее оружья осадного,
Испортить все может оплошность досадная.

Источник

Экклезиаст 9:7

Толкования:

Беда Достопочтенный

Ст. 7-8 Итак иди, ешь с весельем хлеб твой, и пей в радости сердца вино твое, когда Бог благоволит к делам твоим. Да будут во всякое время одежды твои светлы, и да не оскудевает елей на голове твоей

Блж. Иероним Стридонский

Итак иди, ешь с весельем хлеб твой, и пей в радости сердца вино твое, когда Бог благоволит к делам твоим.

Толкование на книгу Екклезиаст.

Ст. 7-8 Итак иди, ешь с весельем хлеб твой, и пей в радости сердца вино твое, когда Бог благоволит к делам твоим. Да будут во всякое время одежды твои светлы, и да не оскудевает елей на голове твоей

[Риторы и поэты говорят:] ходи разодетый в белые одежды; голова твоя пусть будет надушена благовониями; какая бы из женщин тебе не понравилась, наслаждайся в ее объятиях; суетную и краткую жизнь проводя в суетном и кратком наслаждении. Ибо, кроме этого, ничего у тебя не будет, чем бы тебе можно было бы насладиться; спеши скрывать все, что тебе может доставлять удовольствие, спеши, чтобы оно не исчезло. И пусть не тревожат тебя пустые сказки, будто в каждом деле, добром или худом, тебе нужно будет отдать отчет во аде. Ведь в смерти нет никакой премудрости: по прекращении жизни не остается никакого ощущения.

Комментарии на Екклесиаста.

Это в смысле краткого общего обзора всего сказанного; теперь же следует объяснить все порознь и так, как бы он говорит не от лица другого, а от себя.

Дидим Слепец

Ст. 7-8 Итак иди, ешь с весельем хлеб твой, и пей в радости сердца вино твое, когда Бог благоволит к делам твоим. Да будут во всякое время одежды твои светлы, и да не оскудевает елей на голове твоей

Лопухин А.П.

Свои печальные размышления Екклезиаст заключает, по обыкновению, призывом к наслаждению жизнью. Чем мрачнее будущее человека, тем более он должен ценить радости земного существования.

Ориген

Ст. 7-8 Итак иди, ешь с весельем хлеб твой, и пей в радости сердца вино твое, когда Бог благоволит к делам твоим. Да будут во всякое время одежды твои светлы, и да не оскудевает елей на голове твоей

Свт. Кирилл Иерусалимский

Ст. 7-8 Итак иди, ешь с весельем хлеб твой, и пей в радости сердца вино твое, когда Бог благоволит к делам твоим. Да будут во всякое время одежды твои светлы, и да не оскудевает елей на голове твоей

Источник

Толкование Евангелия на каждый день года.
Пятница 3-й седмицы по Пасхе

Сказал Господь ко пришедшим к Нему иудеям: я есмь хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть плоть Свою? Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день.

Господь – хлеб, прообразом и символом которого была манна. Манны было достаточно для всех. Так и у Христа достаточно благодати для всех верующих в Него. Кто собрал много манны, не имеет лишнего – для употребления ее в своем служении. Кто собрал мало, узнает, что не имеет недостатка, когда достигнет славы небес. Дух Святой открывает нам здесь и за каждой Божественной литургией пасхальный пир веры, непостижимое единство с Богом, таинственнейшее и теснейшее, не сравнимое ни с чем, что может быть на земле.

Господь отдает Свою плоть и кровь за жизнь мира. Его плоть и кровь – искупление мира от греха. И предложение вечной жизни всему миру. Потому плоть и кровь Сына Человеческого являет Христа и Христа распятого. Дар Его искупления. В ней – обетование Нового Завета и вечной жизни. Вечная жизнь куплена для нас дорогою ценою – Его телом ломимым и Его кровью проливаемой – во оставление грехов. Это – пища и питие для нас. До этого Господь сравнивает Себя с хлебом – с тем, что питает человека. Его плоть – не видимость и не тени, которыми мир прельщает прилепляющихся к нему. Это истинная пища и истинное питие.

«Наше учение согласно с Евхаристией. И Евхаристия в свою очередь подтверждает наше учение», – говорит святой Ириней Лионский. Принятие плоти и крови Христовой неотделимо от принятия верою всего, что говорит и делает Христос. Это духовное вкушение начинается с алкания и жаждания Христа и правды Его. «Дайте мне испить из этого источника, или я умру» – таково состояние души, истинно ищущей Бога. Недостаточно изобразить истину – надо дать силу жить по ней. Нарисованный хлеб не может никого напитать. Христос – истинный хлеб, но и на такой хлеб недостаточно только смотреть – надо вкушать его. Чтобы узнать, как сладка жизнь, как благ Господь. Он питает нас и через обычную пищу. Но здесь тайну нашего ядения и пития Он делает таинством. Духовное возрастание и крепость нового человека зависят от принятия этой небесной пищи.

Питание Христом жизненно необходимо для нас. Истинно, истинно говорю, – возвещает Христос, – если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Несомненный признак того, что человек не имеет в себе духовной жизни – когда он не ищет с алканием и жаждой Христа, не полагает всю радость свою в Нем. Душа такого человека несомненно мертва. Он не живет. Точно так же несомненно, что невозможно жить духовной жизнью, не приняв верою этот дар от Христа. Ибо без Него мы не можем творить ничего. Как тела наши не могут жить без пищи, так и души наши – без Христа. Вернее сказать, без Христа не может жить ни душа, ни тело. Как Его Крест и Воскресение не только души наши наполняют славой Божией, но и тела. И плоть и кровь Христовы питают душу причастника и тело, соединяя его со Христом Богом.

И снова мы слышим это слово, в котором шествие святых всех веков к чаше Господней – к последнему Страшному суду и всеобщему воскресению: Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день».

Источник

Книга Екклеcиаста, или Проповедника, глава 9 Екклеcиаст, глава 9

Итак, поразмышлял я над всем этим и заключил, что и праведные, и мудрецы, и их дела – в руках Божьих, но никто не знает, что ожидает его: любовь или ненависть. Все разделяют одну участь: праведник и нечестивый, добрый и злой, чистый и нечистый, приносящий жертву и не приносящий жертвы.

Как бывает с добрым,

как с дающим клятвы,

так и с тем, кто боится их давать.

Это и есть то зло, что происходит повсюду под солнцем: одна участь ожидает всех! Сердца людей полны зла и безумия пока они живы, а после они отходят к умершим. Любой, кто жив, имеет надежду, даже живой собаке лучше, чем мертвому льву!

Ведь живые знают, что умрут,

а мертвые ничего не знают,

и уже не будет им награды,

и даже память о них утрачена.

Их любовь, их ненависть

и их ревность уже исчезли,

и никогда более они не будут участвовать

во всем, что происходит под солнцем.

И еще кое-что я видел под солнцем:

не обязательно в беге побеждают быстрые,

а в битве – храбрые,

не всегда у мудрых есть хлеб,

а у разумных – богатство,

как не всегда образованные пользуются благосклонностью,

потому что все зависит от времени и случая.

Человек не знает когда придет его час:

как рыбы попадаются в губительную сеть,

или птицы – в силки,

так и люди бывают пойманы в день несчастья,

который приходит к ним нежданно.

Размышления о мудрости и глупости

Я также видел под солнцем такой пример мудрости, который впечатлил меня: был маленький город с небольшим населением. И могучий царь пошел против него, окружил его и провел большие осадные работы против него. Но в том городе был мудрый бедняк, и он спас этот город своей мудростью. Однако после никто не вспомнил об этом бедном человеке. Тогда сказал я: «Мудрость лучше силы». Но мудростью бедняка пренебрегают и на слова его не обращают внимания.

Лучше внимать тихо сказанным словам мудреца,

чем крикам правителя глупых.

Мудрость лучше орудий войны,

но один согрешивший может погубить много доброго.

9:10 Букв.: «в Шеоле». Шеол – место, где пребывают души умерших.

Источник

Книга Екклеcиаста, или Проповедника, глава 9 Екклеcиаст, гл 9

На все это я обратил сердце мое для исследования, что праведные и мудрые и деяния их – в руке Божией и что человек ни любви, ни ненависти не знает во всем том, что перед ним. Всему и всем – одно: одна участь праведнику и нечестивому, доброму и злому, чистому и нечистому, приносящему жертву и не приносящему жертвы; как добродетельному, так и грешнику; как клянущемуся, так и боящемуся клятвы. Это-то и худо во всем, что делается под солнцем, – что одна участь всем, и сердце сынов человеческих исполнено зла, и безумие в сердце их, в жизни их; а после того они отходят к умершим. Кто находится между живыми, тому есть еще надежда, так как и псу живому лучше, нежели мертвому льву. Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению: и любовь их, и ненависть их, и ревность их уже исчезли, и нет им более части вовеки ни в чем, что делается под солнцем. Итак, иди, ешь с весельем хлеб твой и пей в радости сердца вино твое, когда Бог благоволит к делам твоим. Да будут во всякое время одежды твои светлы, и да не оскудевает елей на голове твоей. Наслаждайся жизнью с женой, которую любишь, во все дни суетной жизни твоей, и которую дал тебе Бог под солнцем на все суетные дни твои; потому что это – доля твоя в жизни и в трудах твоих, какими ты трудишься под солнцем. Все, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости. И обратился я и видел под солнцем, что не проворным достается успешный бег, не храбрым – победа, не мудрым – хлеб, и не у разумных – богатство, и не искусным – благорасположение, но время и случай для всех их. Ибо человек не знает своего времени. Как рыбы попадаются в пагубную сеть и как птицы запутываются в силках, так сыны человеческие уловляются в бедственное время, когда оно неожиданно находит на них. Вот еще какую мудрость видел я под солнцем, и она показалась мне важной: город небольшой, и людей в нем немного; к нему подступил великий царь, и обложил его, и произвел против него большие осадные работы; но в нем нашелся мудрый бедняк, и он спас своей мудростью этот город; и однако же никто не вспоминал об этом бедном человеке. И сказал я: мудрость лучше силы, и однако же мудрость бедняка пренебрегается, и слов его не слушают. Слова мудрых, высказанные спокойно, выслушиваются лучше, нежели крик властелина между глупыми. Мудрость лучше воинских орудий, но один погрешивший погубит много доброго.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *