Так говорил геббельс йозеф геббельс pdf
Так говорил Геббельс
О книге
Аннотация
Прошло более полувека после окончания второй мировой войны, но интерес к ее событиям и действующим лицам не угасает. Прошлое продолжает волновать, и это верный признак того, что усвоены далеко не все уроки, преподанные историей. Предоставленные здесь речи Йозефа Геббельса, второго по значению (после Гитлера) деятеля нацистского государства помогают лучше понять смысл поступков современных политиков и методы работы современных средств массовой информации.
На его выступления собирались толпы людей. Его речи воздействовали на миллионы немцев. Ему верили даже тогда, когда он говорил заведомую ложь. Он, единственный из вождей третьего рейха, который не проиграл ни одного сражения. В своей пропагандистской войне он остался победителем и поэтому немцы, продолжали сражаться, даже тогда, когда Берлин был окружен войсками
Многие журналисты и политики, не считающие возможным использование духовного наследия Геббельса, тем не менее высоко ценят его ораторское мастерство и умение манипулировать настроением «толпы», охотно используют его «открытия» и приемы в обращении с массами.
Скачать или читать онлайн книгу Так говорил Геббельс
На этой странице свободной электронной библиотеки fb2.top любой посетитель может читать онлайн бесплатно полную версию книги «Так говорил Геббельс» или скачать fb2 файл книги на свой смартфон или компьютер и читать её с помощью любой современной книжной читалки. Книга написана автором Йозеф Геббельс, относится к жанру Документальная литература, добавлена в библиотеку 24.01.2012 и доступна полностью, абсолютно бесплатно и без регистрации.
С произведением «Так говорил Геббельс», занимающим объем 115 печатных страниц, вы наверняка проведете не один увлекательный вечер. В нашей онлайн читалке предусмотрен ночной режим чтения, который отлично подойдет для тёмного времени суток и чтения перед сном. Помимо этого, конечно же, можно читать «Так говорил Геббельс» полностью в классическом режиме или же скачать всю книгу целиком на свой смартфон в удобном формате fb2. Желаем увлекательного чтения!
С этой книгой читают:
Канал с обзорами, анонсами новинок и книжными подборками
Бот для удобного поиска книг (если не нашлось на сайте)
Свежие любовные романы в удобных форматах
О психологии, саморазвитии и личностном росте
Детективы и триллеры, все новинки
Фантастика и фэнтези, все новинки
Отборные классические книги
Вдохновляющие цитаты, книжные отзывы и рекомендации
Цитаты, афоризмы, стихи, книжные подборки, обсуждения и многое другое
Так говорил Геббельс [Йозеф Геббельс] (fb2)
Книга заблокирована по требованию правообладателя или ФЗ-114/ФЗ-149/ФЗ-398.
[url=https://coollib.net/b/175105]
[b]Так говорил Геббельс (fb2)[/b]
[img]https://coollib.net/i/5/175105/gebbels.jpg[/img][/url]
QR-код книги
Аннотация
Прошло более полувека после окончания второй мировой войны, но интерес к ее событиям и действующим лицам не угасает. Прошлое продолжает волновать, и это верный признак того, что усвоены далеко не все уроки, преподанные историей. Предоставленные здесь речи Йозефа Геббельса, второго по значению (после Гитлера) деятеля нацистского государства помогают лучше понять смысл поступков современных политиков и методы работы современных средств массовой информации.
На его выступления собирались толпы людей. Его речи воздействовали на миллионы немцев. Ему верили даже тогда, когда он говорил заведомую ложь. Он, единственный из вождей третьего рейха, который не проиграл ни одного сражения. В своей пропагандистской войне он остался победителем и поэтому немцы, продолжали сражаться, даже тогда, когда Берлин был окружен войсками
Многие журналисты и политики, не считающие возможным использование духовного наследия Геббельса, тем не менее высоко ценят его ораторское мастерство и умение манипулировать настроением «толпы», охотно используют его «открытия» и приемы в обращении с массами.
Germans, Buy only from the Jew!
«Der Angriff», 10 декабря 1928 г.
Эмоции и доходчивая ложь. Простые секреты создателя нацистского пиара Йозефа Геббельса
Сегодня, в век широчайшего использования информационных технологий, всё более и более упрощается форма подачи информации. Длинные тексты перестают читать — кто может, читает «по диагонали» из-за нехватки времени, другие просто не в состоянии осмыслить большие объёмы материала.
Ситуацию усугубляют форматы соцсетей, предполагающие короткие простые сообщения. Учителя и преподаватели бьют тревогу, поскольку ученики и студенты разучились работать с большими текстами и научной литературой, заменяя её в лучшем случае методичками и хрестоматиями, а в худшем — Википедией.
Сложно сказать, рукотворный или естественный этот процесс сегодня, но 123 года назад, 29 октября 1897 года, родился человек, который разработал методику управления массами путём тотального упрощенчества. Его имя стало синонимом безнравственной и тотальной информационно-пропагандистской войны. Пауль Йозеф Геббельс, один из ближайших сподвижников Гитлера, рейхсминистр пропаганды и президент имперской палаты культуры, идейный вдохновитель Холокоста и «тотальной войны» против СССР, после самоубийства фюрера сменил его на посту рейхсканцлера Германии, а на следующий день, 1 апреля 1945 года, и сам совершил самоубийство, предварительно отравив жену и шестерых детей.
К чувствам, а не к разуму
В 1929 году на тот момент гауляйтера Берлина Йозефа Геббельса назначили главой только что созданного нацистской партией Имперского управления пропаганды. Первые шаги на пути создания социальной базы нацизма в виде уличной демагогии сменялись организованным распространением пропаганды. Тогда же родилась на первый взгляд парадоксальная концепция «идеализм, прагматизм, цинизм».
« Никто не желает погибать во имя восьмичасового рабочего дня. Но кто-то может умереть за то, чтобы Германия принадлежала своему народу», — объяснял концепцию Геббельс, тем самым склоняя немецких рабочих от крайне популярных тогда коммунистических идей к национализму.
Управление пропаганды нацистской партии разработало «концентрический метод» т. н. ударных пропагандистских акций, которые предполагали проведение митингов по всей стране круглый год, а не только в предвыборный период.
Деньги, которыми щедро снабжали Гитлера крупные немецкие капиталисты, позволили буквально за два года, к 1932 году, увеличить число выпускаемых НСДАП периодических изданий с 54 до 120 общим тиражом в 673 000 экземпляров. Также нацисты для пропаганды широко использовали хайтек того времени — радио, микрофоны, громкоговорители и граммофонные пластинки с речами Гитлера и Геббельса, эмоциональные обращения которых гипнотизировали толпу.
Геббельс назвал радио « влиятельнейшим посредником между движением и нацией, между идеей и человеком».
Все эти технические средства позволили нацистам внедрить в сознание немецких обывателей миф о заговоре марксистов/евреев/плутократов против немецкого народа. На фоне ущемления национальной гордости после поражения в Первой мировой войне, жуткого экономического кризиса и слабости властей Веймарской республики сделать это было не так уж и сложно. Идея солидарности превосходящей другие нации перед угрозой «паразитирующего» на теле германцев еврейства легко находила отклик. Главное, чтобы пропагандистские сообщения и воззвания были краткими и простыми.
« Масса косна и ленива. Люди неохотно берут в руки большие произведения, поэтому только прокламация или плакат могут рассчитывать, что они будут прочитаны ввиду их краткости», — писал Гитлер, парадоксально считая немцев «высшей расой» и в то же время отказывая им в способности воспринимать сложную информацию.
Только лозунги, только эмоции. Логика и научные доказательства недопустимы. Эти принципы «геббельсовской» пропаганды не были придуманы нацистами с нуля. Базой данной концепции стала американская коммерческая реклама, которая ради повышения продаж того или иного продукта апеллировала к чувствам, а не к разуму и использовала многократные настойчивые повторения одних и тех же тезисов.
«Маленький доктор» большой пропаганды
В 1933 году Адольф Гитлер становится рейхсканцлером Германии и буквально через 2 месяца создаёт Министерство народного просвещения и пропаганды. Главой его фюрер назначает естественно Йозефа Геббельса.
Через два дня новый министр сообщил:
« Я предусматриваю, что новое министерство обеспечит живой контакт между режимом и народом. У нас нет иной цели, кроме сплочения нации вокруг идеала национальной революции. ».
Затем на пресс-конференции 16 марта Геббельс уточнил свои задачи на посту. Ему следовало добиться, чтобы люди начали « думать единообразно, действовать единодушно и предоставлять себя душой и телом в распоряжение правительства». Но, пожалуй, лучше всего он выразил цели министерства на съезде НСДАП в 1934 году, когда заявил с трибуны:
Для удержания сердца народа маленький доктор (так прозвали Геббельса современники) к 1944 году сократил количество газет Рейха с 10 тысяч до 977, из которых 82% контролировала непосредственно НСДАП. Министерство собирало информацию по всей стране, в том числе их источников в службе безопасности (СД), используя при изучении общественного мнения современные методы американского Института Гэллапа. На ежедневных «конференциях доктора Геббельса» СМИ получали директивы о том, какую информацию и в каком ключе нужно доводить до населения внутри Германии, а что передавать иностранной аудитории.
Центральным местом в выбранном Министерством пропаганды дискурсе стал еврейский вопрос, а точнее антисемитская истерия, которая должна была сплотить немецкую нацию перед лицом «врага». Еврейский погром 1938 года («хрустальная ночь») — дело рук, а точнее языка и пера Йозефа Геббельса.
Поскольку именно радиопропаганда позволяла наиболее быстро и эффективно направлять общественное мнение, немецкие промышленники запустили производство массового и дешёвого «народного радиоприёмника», 3,5 млн экземпляров которых накануне Второй мировой войны стояли в 70% домохозяйств. И речь, конечно, шла не только о распространении информации. 90% расходов министерства покрывалось продажами радиолицензий.
Но не средствами массовой информации едиными. 15 сентября 1933 года Геббельс стал руководителем и имперской палаты культуры, которая включала в себя семь ведомств — литературы, прессы, радио, театра, музыки, изобразительного искусства и кино. Любому из деятелей культуры, кто не оправдывал доверия нацистов, отказывали во вступлении в палату, без чего он фактически оказывался выброшенным из творческой работы. И вот уж где-где, а именно в Третьем Рейхе важнейшим из искусств стало кино.
« Мы убеждены, что кино представляет собой самое современное и научно обоснованное средство воздействия на массы, которым не следует пренебрегать», — говорил по этому поводу Геббельс.
16 февраля 1934 года специальным законом вводилась цензура художественных фильмов, а в 1935 году министр получил право в «интересах народного блага» запрещать любую кинокартину.
Основной упор, даже во время войны, делался на развлекательные фильмы, в частности комедии.
« В то время как вся нация несёт на себе тяжкий груз забот и лишений, развлечения представляют собой особую ценность для национальной политики», — пояснял министр пропаганды.
Ну и конечно регулярно выходили разнарядки по съёмкам антисемитских фильмов, а после специальной директивы, делать это должна была каждая немецкая кинокомпания. Зимой 1942 года Геббельс приложил руку к созданию холдинга «УФА фильм ГМБХ», с помощью которого планировалось контролировать киноиндустрию в Германии и захваченных ей странах.
Рус, сдавайся!
Пожалуй, верхом работы ведомства Геббельса стала пропаганда в войне с Советским Союзом, главным тезисом которой стало представление о нападении на СССР в качестве вынужденной самообороны. При том, что министерство пропаганды в дополнение к плану вторжения в Советский Союз специально разработало целую информационную стратегию под названием « Указания о применении пропаганды по варианту „Барбаросса‟». Основные пункты стратегии по влиянию на сознание советских граждан сводились к следующему:
А). Германия воюет не с народами Советского Союза, а с еврейско-большевистским правительством;
Б). Германия хочет освободить население СССР от большевистской тирании;
В). Пропаганду нужно вести на понятных в разных регионах СССР языках, но так, чтобы преждевременно не выказать намерения о расчленении страны;
Г). Донести до населения захваченных территорий необходимость продолжать работу для функционирования экономики;
Д). Придумывать и распространять информацию о нарушении международного права со стороны Красной Армии;
Е). Выпускать, прежде всего, в Прибалтике и на Украине, местные газеты под немецкой цензурой. В регионах, где контроль над прессой невозможен или затруднён, запретить выпуск газет и журналов;
Ж). Задача местной прессы — успокаивать население и удерживать его от саботажа.
На первом этапе войны (1941 год — начало 1942 года) для воздействия на жителей фронтовых и прифронтовых областей использовали листовки, радиопередачи, распространение слухов в тылу. Причём действовали по двум направлениям — с одной стороны пугали ответственностью за «сжигание своих припасов», а с другой призывали к «организации совещательных и деятельных комитетов» по охране народного имущества. Фашистам необходимы были запасы продовольствия на занятых территориях.
Советским военнослужащим на фронте говорили: « Сдавайтесь, с вами ничего плохого не произойдёт, вы будете получать хорошую пищу, вас не будут мучить или репрессировать». К замкнутым в котлах бойцам обращались через тайные «ленинские» радиостанции. Им предлагали сдаваться немцам в плен, чтобы «вести разлагающую пропаганду», и этим сделать для всемирной революции больше, чем если погибнуть в котле. Ещё одним хитрым посылом был призыв сдаваться, поскольку « чем больше переходит солдат в плен к немцам, тем больше едоков в Германии, тем продовольственное положение будет хуже». Впрочем, подействовать такое могло максимум на тех, кто уже и так был готов к капитуляции, но не хватало лишь морального оправдания для своих антисоветских действий.
Деморализовать тыл СССР фашисты попытались с помощью радио. И вот тут отсутствие достоверной информации о советском обществе сыграло с Геббельсом и его подчинёнными злую шутку. Они считали, что « люди, с которыми сегодня сражаются наши солдаты, никогда кроме большевизма ничего не знали — ни царского правительства, ни Церкви, ни христианства, никакой западноевропейской культуры и никакой цивилизации. Русские значительно уступают нам во всём. Это касается и политической культуры русского народа».
Сам же Геббельс 1 июля 1941 года заявил: « От русского мелкого крестьянина следует ожидать ещё меньшего, чем от самого мелкого баварского дровосека. Эти русские неграмотны».
Основная ошибка заключалась в том, что к 1941 году в СССР уже не было мелких крестьян, а сельскохозяйственные работники трудились в обеспеченных современной техникой колхозах и совхозах. Кроме того, эти самые крестьяне в большей части были уже вполне грамотны, читали книги, газеты, слушали культурные и новостные программы по радио. Не понимая этого, немцы обращались к советскому населению с совсем уж примитивными лозунгами вроде: « Перебейте евреев, перебейте ваших мучителей, комиссаров! Вы снова получите свою землю!». Такой подход был малоперспективен.
Немного лучше обстояло дело с пропагандой, направленной на верующих (снова построим церкви и т.д.) и на бестолковых интеллигентов, которым рассказывали слово в слово то, что в 90-х писал известный перебежчик Суворов-Резун — Сталин заключал договоры с фашистами, а потом сам и вынудил их напасть на СССР, поэтому надеяться на государственное руководство нельзя. Всякого рода троцкистам и другим гражданам, считавшим себя коммунистами, но недовольным политикой Сталина, предлагали создавать «исполком и политбюро старой гвардии Ленина», а также солдатские советы в РККА.
Особенно активно нацисты развернули пропаганду на Украине, где в местной прессе муссировали идею об украинской независимости под патронажем Германии. Украинцам рассказывали, что они по уровню развития выше русских, поскольку «пережили живительное влияние арийской расы в средние века», а Германия только спит и видит, как бы освободить украинских крестьян и рабочих от «колхозной и стахановской системы». Не стоит и говорить, насколько эти пропагандистские тезисы актуальны сегодня.
Молотов станет царём, а Ворошилову дали два немецких креста
На втором этапе войны (1942—1943 гг.), когда большие территории Советского Союза были захвачены Германией, задачей нацистской пропаганды стало обеспечение армии продовольствием, чему залогом являлась лояльность населения. С помощью газет, радио, кинотеатров, театров и церквей, а также бургомистров, старост и отдельных священников тому же украинскому сельскому населению внушали мысль о намеренно организованном Москвой голоде на Украине (современная украинская историография называет его «Голодомором») и «ужасах» коллективизации. Немаловажное место заняла пропаганда среди украинской интеллигенции.
« От политики индивидуального террора с целью уничтожения украинской интеллигенции, проводимой большевиками в 1918—1919 гг., в последующие годы большевики перешли к террору общему, направленному против всего украинского населения. В результате самобытная украинская культура была уничтожена, а на её место введена так называемая советская украинская культура, не имеющая ничего общего с подлинной культурой», — заявляли сотрудники Геббельса.
Из этого исходила мысль, что «долг каждого украинца» — строить независимую Украину под эгидой Германии, которая национальную культуру угнетать якобы не собирается.
— Генералы взбунтовались против Сталина, хотят учредить военную диктатуру и стать великими князьями и помещиками, а крестьяне будут работать на них как крепостные;
— Большевики, отбившие у немцев Ворошиловскую область, сорвали одежду с женщин, которые пришли в церковь, и сутки держали их на морозе привязанными к изгороди;
— Большевики сажают верующих на кол, прижигают им лбы раскалёнными крестиками, прибивают попов гвоздями к церковным дверям и таскают по грязи сбитые с колоколен кресты;
— Сталин назвал всех украинцев изменниками большевизму, поэтому возмездие коснётся не отдельных коллаборационистов, а всего народа целиком.
В газетах публиковались сводки с завышенными потерями Красной Армии и заниженными вермахта. Печаталось много плакатов и листовок, причём часто под видом советских. Они озаглавливались «Смерть немецким оккупантам» и заканчивались подписью «Политуправление такого-то фронта», но в середине размещался пропагандистский текст, изготовленный в интересах гитлеровцев.
Пересматривать пропагандистскую стратегию Геббельсу пришлось сразу после поражения под Сталинградом. В феврале 1943 года в берлинском Дворце спорта он призвал немцев к тотальной войне против СССР, т. е. к использованию всех доступных ресурсов для достижения победы, в том числе и тотального террора. Попытки заигрывания с местным населением потеряли для фашистов всякий смысл.
« Хотите ли вы тотальной войны? — вопил Геббельс со сцены Дворца спорта. — Хотите ли вы её, если надо, тотальней и радикальней, чем мы её себе можем сегодня представить?». Зал бурлил. « Доверяете ли вы сегодня фюреру больше, сильнее, непоколебимей, чем когда-либо?». Толпа громыхала: « Хайль!». Министр пропаганды разошёлся так, что к концу своей речи похудел на три килограмма. Эффект был достигнут, немцы сплочены и заряжены на борьбу за Рейх и фюрера. Но реальное своё отношение к немецкому народу Геббельс выразил после.
« Час идиотизма! — возмутился он, правда, не без доли самолюбования. — Если бы я потребовал от этих людей выброситься с третьего этажа, они бы выбросились».
«Я создал миф Гитлера»
Геббельс рухнул вместе с той человеконенавистнической, и как оказалось ненавидящей немцев не меньше, чем другие народы, системой, на продвижение которой он истратил свой талант.
Посол США в Германии Уильям Додд писал в марте 1934 года, что « Геббельс — просто непревзойдённый мастер красноречия. Он подчинил себе прессу, радио, издательства, творческие организации и, создав единую пропагандистскую машину огромных размеров, стремится с её помощью объединить всех немцев в сплочённую нацистскую фалангу».
Уинстон Черчилль же признавал, что ораторское искусство мастера нацистской пропаганды снизило эффективность британских бомбардировок немецких городов.
« Благодаря железной дисциплине, введённой Геббельсом, гражданское население держалось стойко, и местные катастрофы не приобретали размеров общенационального бедствия», — сказал премьер Великобритании.
Безусловно, на такое был способен только человек с недюжинными талантами, который мог бы оставить после себя светлый след в истории, но Йозеф Геббельс выбрал иной путь. Путь, о котором он сам сказал в 1941 году, назвал своим самым выдающимся достижением создание мифа Гитлера.
Современное информационное пространство наполнено мифами ничуть не в меньшей степени, чем во времена Третьего Рейха. Они также адресованы к недообразованным, а потому неспособным критически мыслить людям, которые, поддавшись пропаганде упрощения, умирают и убивают во имя чужих интересов. Исторический опыт, в том числе судьба доктора Геббельса говорит, что раньше или позже это заканчивается плохо не только для распропагандированных, но и для самих пропагандистов.
Источник
Так говорил Геббельс [Йозеф Геббельс] (fb2)
Книга заблокирована по требованию правообладателя или ФЗ-114/ФЗ-149/ФЗ-398.
[url=https://coollib.net/b/175105]
[b]Так говорил Геббельс (fb2)[/b]
[img]https://coollib.net/i/5/175105/gebbels.jpg[/img][/url]
QR-код книги
Аннотация
Прошло более полувека после окончания второй мировой войны, но интерес к ее событиям и действующим лицам не угасает. Прошлое продолжает волновать, и это верный признак того, что усвоены далеко не все уроки, преподанные историей. Предоставленные здесь речи Йозефа Геббельса, второго по значению (после Гитлера) деятеля нацистского государства помогают лучше понять смысл поступков современных политиков и методы работы современных средств массовой информации.
На его выступления собирались толпы людей. Его речи воздействовали на миллионы немцев. Ему верили даже тогда, когда он говорил заведомую ложь. Он, единственный из вождей третьего рейха, который не проиграл ни одного сражения. В своей пропагандистской войне он остался победителем и поэтому немцы, продолжали сражаться, даже тогда, когда Берлин был окружен войсками
Многие журналисты и политики, не считающие возможным использование духовного наследия Геббельса, тем не менее высоко ценят его ораторское мастерство и умение манипулировать настроением «толпы», охотно используют его «открытия» и приемы в обращении с массами.
Germans, Buy only from the Jew!
«Der Angriff», 10 декабря 1928 г.
Новое в блогах
Йозеф Пауль Геббельс – министр народного просвещения и пропаганды нацистского правительства Германии, человек, оставивший след не только истории Третьего рейха, но и в мировой истории вообще. Гениальный оратор и пропагандист, его называют «отцом лжи» и «отцом пиара», «отцом массовых коммуникаций» и «Мефистофелем XX века». Его высказывания стали заповедями пропаганды и черного PR:
«Дайте мне средства массовой информации, и я из любого народа сделаю стадо свиней!»
«Мы добиваемся не правды, а эффекта».
«Ложь, сказанная сто раз, становится правдой».
«Информация должна была быть простой и доступной и повторять ее, то есть вбивать в головы, нужно как можно чаще».
С горечью можно отметить, что, несмотря на падение фашистской империи, идеи Геббельса по манипуляции сознанием живут и побеждают. Их влияние заметно в самых разных областях воздействия на человеческое сознание: от геополитических информационных войн и предвыборной борьбы до коммерческой рекламы.
Необходимость исследования методов, форм и теоретических идей геббельсовской пропаганды связана в настоящее время с двумя проблемами.
Первая – существование неофашистских движений, и, как следствие, возможность использования ими пропагандистского арсенала доктора Геббельса. Их нынешняя слабость не может быть источником для самоуспокоения – НСДАП в начале 20-х тоже была слаба, а «Пивной путч» выглядел пародией на революцию. Эффективному использованию наследия Геббельса может способствовать и известная схожесть ситуации в конце 20-х—начале 30-х гг. прошлого века и в современном мире:
— Мировой экономический кризис, носящий системный характер и требующий радикальной перестройки существующей экономической системы.
— Как следствие – ухудшение материального положения широких слоев населения.
— Рост активности левых организаций (Хотя центры активности изменились. В начале XX века главным центром была Европа, сейчас – Латинская Америка.), что может реактивно привести к стимуляции крайне правых движений со стороны влиятельных политико-экономических кругов.
— недопущение героизации нацизма;
— поддержание светлой памяти о борцах с фашизмом;
— развитие системного мышления, в частности способности грамотно и комплексно оценивать последствия того или иного исторического выбора на политическую, экономическую, духовную жизнь страны. Невежество – питательная среда демагогов;
— развитие критического мышления, способности противостоять манипуляции сознанием.
Феномен нацистской пропаганды в целом и личность Геббельса в частности привлекают пристальное внимание исследователей. Отметим несколько книг, вышедших на русском языке в последние два десятилетия.
Елена Ржевская во время войны была переводчицей в штабе армии, прошедшей от Москвы до Берлина. В побежденном Берлине она участвовала в опознании тел Гитлера и Геббельса и в первоначальной разборке документов, найденных в бункере. Ее книга « Геббельс. Портрет на фоне дневника » исследует феномен прихода фашистов к власти, прежде всего с точки зрения воздействия на психологию человека.
Глубокое исследование нацистской пропаганды предпринято Агаповым А. Б. в работе «Йозеф Геббельс и немецкая пропаганда», вышедшим в составе книги «Дневники Йозефа Геббельса. Прелюдия «Барбароссы». Издание включает в себя также полный текст дневников Геббельса в период с 1 ноября 1940 года по 8 июля 1941 года и примечания к ним.
Из первоисточников важнейшими являются дневники Геббельса, которые он вел в течение всей жизни. К сожалению, их полного издания на русском языке нет. Дневники 1945 г. собраны в книге Й. Геббельс «Последние записи», 1940—1941 гг. – в упомянутой выше книге Агапова, имеются также журнальные публикации. К сожалению, на русском языке трудно найти произведения Геббельса. Некоторые материалы можно обнаружить в Интернете. Так избранные речи и статьи министра пропаганды (в переводе с английского и немецкого) размещены на сайте «Так говорил Геббельс» [20]. Обширная подборка речей и статей на английском языке содержится на странице «Nazi Propaganda by Joseph Goebbels» сайта Калвинского колледжа [11].
Этого достаточно, чтобы начать изучать тему.
Методы пропаганды Геббельса в фашистской партии до прихода к власти
Йозеф Геббельс вступил в НСДАП в 1924 г. [11], причем первоначально примкнул к его левому, социалистическому крылу, возглавляемому тогда братьями Штрассерами и противостоявшему правым во главе с Гитлером. Геббельсу даже принадлежит высказывание «Буржуа Адольф Гитлер должен быть исключен из Национал-социалистической партии!» [24]. С 1924 г. Геббельс работал в нацистской прессе, вначале — редактором в «Фёлькише фрейхейт» («Народная свобода»), затем в штрассеровских «Национал-социалистических посланиях». В том же 1924 г. Геббельс сделал знаменательную запись в дневнике: «Мне сказали, что я произнес блестящую речь. Говорить свободно легче, чем по готовому тексту. Мысли приходят сами собой».
Собрание НСДАП в Бургербрау, Мюнхен
Геббельс провозгласил следующие принципы пропаганды:
— Пропаганда должна быть спланирована и руководится из одной инстанции
— Только авторитет может определить, должен ли результат пропаганды быть истинным или ложным
— Черная пропаганда используется, когда белая менее возможна или дает нежелательные эффекты
— Пропаганда должна характеризовать события и людей отличительными фразами или лозунгами
— Для лучшего восприятия, пропаганда должна вызывать интерес аудитории и передаваться через привлекающую внимание среду коммуникаций
В жизни Геббельс четко придерживался этих принципов.
Централизованность процесса пропаганды полностью воплотилась после прихода фашистов к власти в форме создания министерства пропаганды. Однако и ранее Геббельсу удалось в значительной мере сосредоточить пропагандистскую деятельность в своих руках, став официально рейхсляйтером пропаганды НСДАП.
Беспредельный цинизм в выборе средств стал визитной карточкой Геббельса. Считается, что именно он придумал разделение пропаганды на белую (достоверная информация из официальных источников), серую (сомнительная информация из неясных источников) и черную (откровенная ложь, провокации и т.д.). То или иное искажение информации – характерная черта любой пропаганды. Но, пожалуй, именно Геббельс, впервые после Игнатия Лойолы, стал применять прямую ложь постоянно, в огромных количествах и целенаправленно. Он полностью отказался от критерия истинности, заменив его критерием эффективности. Еще раз вспомним его цитату: «Мы добиваемся не правды, а эффекта». Заметим в скобках, что это потрясающе напоминает современные учебники рекламного дела, где все внимание уделяется эффективности донесения сообщения, а этические вопросы остаются полностью за кадром. Как заметил журналист одного из изданий в сфере маркетинга «Некоторые принципы геббельсовской пропаганды совершенно ничего не потеряют, если слово «пропаганда» заменить в них на «реклама» [3].
Лозунги – характерная черта стиля Геббельса. Будучи бездарным писателем (его юношеские произведения отвергли все издательства), в искусстве лозунга Геббельс был по настоящему талантлив. Первым его упражнением в лапидарном стиле стали 10 заповедей национал-социалиста, сочиненные им вскоре после вступления в партию [8]:
1. Твое отечество — Германия. Люби его превыше всего и больше делом, чем на словах.
2. Враги Германии — твои враги. Ненавидь их всем сердцем!
3. Каждый соотечественник, даже самый бедный — это частица Германии. Люби его как себя самого!
4. Требуй себе только обязанностей. Тогда Германия обретет справедливость!
5. Гордись Германией! Ты должен гордиться отечеством, ради которого миллионы отдали свои жизни.
6. Тот, кто обесчестит Германию, обесчестит тебя и твоих предков. Направь кулак против него!
7. Бей негодяя всякий раз! Помни, если кто-то отбирает твои права, ты имеешь право уничтожить его!
8. Не дай евреям обмануть себя. Будь начеку с «Берлинер Тагесблатт»!
9. Верши, что нужно, без стыда, когда речь идет о Новой Германии!
10. Верь в будущее. Тогда ты станешь победителем!
Так же мастерски Геббельс умел подогревать интерес публики, облекая нацистскую пропаганду в яркую привлекательную форму. Он одним из первых понял притягательную силу скандала. В начале своей ораторской деятельности в Берлине он считал митинг неудавшимся, если на нем никто не был избит. Также Геббельс открыл один из принципов «правильной» подачи информации, который сегодня считается азами журналистской профессии – информация лучше усваивается через конкретные человеческие образы. Публика нуждается в жертвах и героях. Первым экспериментом такого рода для Геббельса стало формирование образа Хорста Веселя [5].
Хорст Вессель (слева) командует парадом СА. Нюренберг, Германия, 1929 г.
Хорст Вессель – штурмфюрер СА. Был в 1930 г. в возрасте 23 лет ранен в уличном столкновении с коммунистами и скончался от полученных ран (Противники НСДАП распространили версию, согласно которой драка случилась из-за женщины и не имела политической окраски.). Из этой банальной (в уличных столкновениях фашистов и коммунистов погибли сотни) истории Геббельс выжал все возможное. Он выступил на похоронах Весселя и назвал его «социалистическим Христом».
Песня на стихи Весселя «Выше знамена!» стала гимном СА (а позже – неофициальным гимном Третьего Рейха). Каждую годовщину его смерти торжественно отмечали, причем речь на могиле произносил лично фюрер, одетый в коричневую рубашку штурмовика, несмотря на холод. Фамильное захоронение семьи Вессель было переоформлено на деньги партии. В память о герое в 1932 был образован 5-1 «штандарт» СА «Хорст Вессель». Культ Весселя развивался и после прихода фашистов к власти. Геббельс хорошо понимал, что наличие героев, примеров для подражания – важный фактор устойчивости и воспроизводимости общества, и при необходимости их нужно создавать искусственно!
Гитлер и Геббельс на могиле Хорста Весселя. Берлин, 1933 г.
Если говорить о направлениях геббельсовской пропаганды в это время, то они сводятся к увеличению популярности НСДАП и ее учения, очернению ее политических противников, жесткой критике существующего правительства и антисемитизму. В качестве аудитории Геббельс рассматривал широкие народные массы. Он говорил [13]: «Мы обязаны говорить на языке, понятном народу. Тот, кто хочет говорить с народом, должен по слову Лютера – смотреть народу в рот».
В качестве форм пропаганды до прихода к власти использовались ораторские выступления, газетные публикации, а также предвыборные агитационные материалы.
Как известно, до начала политической деятельности Геббельс пытался найти себя на писательском поприще, да и позже не оставлял этих попыток [22]. Однако его литературные произведения единодушно отвергались издателями (естественно, до прихода к власти). Их отличало многословие, напыщенность, ненатуральный пафос, сентиментальность. Вот пример геббельсовского стиля – герой романа «Михаэль» описывает свои чувства при возвращении на Родину с фронта Первой мировой [22]: «Под бедрами у меня уже не фыркает кровный жеребец, я не сижу больше на пушечных лафетах, не ступаю по глинистому дну окопов. Давно ли я шагал по широкой русской равнине или по безрадостным, изрытым снарядами полям Франции. Все прошло! Я восстал из пепла войны и разрушения, словно Феникс. Родина! Германия!».
Однако, те же качества, что обусловили провал Геббельса как писателя, обеспечили ему успех в области ораторского искусства. Надрывный пафос, истерические выкрики, романтизм оказывали сильное воздействие на толпу, собравшуюся на митинг или демонстрацию.
Во время речи Геббельс чрезвычайно возбуждался и «заводил» толпу. Его невзрачную внешность компенсировал сильный и резкий голос. Его эмоциональность выражалась в бурной театральной жестикуляции:
Геббельс произносит речь в Люстгартене. Берлин, Германия, 1932 г.
Он выступал с резкими нападками на берлинское городское правительство, евреев и коммунистов, но становился возвышенно романтичным, говоря о Германии. Вот пример геббельсовской речи [24]: «Наши думы о солдатах германской революции, бросивших свои жизни на алтарь будущего ради того, чтобы Германия воспрянула снова. Возмездие! Возмездие! День его грядет. Мы склоняем головы перед вами, мертвыми. Германия начинает пробуждаться в отблесках вашей пролитой крови. Пусть раздастся маршевая поступь коричневых батальонов: За свободу! Солдаты бури! Армия мертвых марширует с вами в будущее!»
Свою журналистскую деятельность Геббельс, как было сказано выше, в газете «Народная свобода», где основной мишенью его нападок стали крупные еврейские издатели [11] (месть за отвержение его литературных работ!). Далее была недолгая работа в лево-нацистской «НС-Бриф». По настоящему развернулся Геббельс в основанной им газете «Ангрифф» [24]. Новая газета была задумана как «издание на все вкусы», имела на первой странице девиз: «Да здравствует угнетенные, долой эксплуататоров!». С целью привлечь Геббельс старался писать в популярной манере, отказавшись от всякой объективности. Он, был убежден в непритязательности массового сознания и в пристрастии масс к простым односторонним решениям. Геббельс использовал современные способы рекламы, чтобы оповестить мир о появлении своей газеты. «Публику надо заинтриговать еще до появления товара!», и с этой целью были выпущены, один за другим, три рекламных плаката, расклеенных на улицах Берлина. На первом спрашивалось: «В атаку с нами?», второй провозглашал: «Мы атакуем 4 июля!», а третий разъяснял: «Атака» («Der Angriff») – это новая германская еженедельная газета, выходящая под девизом «За угнетенных! Долой эксплуататоров!», а редактор ее – доктор Йозеф Геббельс. Газета имеет свою политическую программу. Каждый немец, каждая немка должны читать нашу газету и подписываться на нее!». Не могу удержаться, чтобы вновь не провести параллели с современной рекламой. Сейчас это стало затертым приемом – размещение рекламных щитов с непонятным содержанием (заинтриговать публику) с последующим разъяснением.
Новая газета «атаковала» по двум главным направлениям. Во-первых, она подстрекала читателей к выступлению против демократии, против существовавшей Веймарской республики, а во-вторых, подогревала и эксплуатировала антисемитские настроения. Так, на первых порах основной мишенью нападок стал Бернхард Вайс – начальник берлинской полиции и еврей. Лозунг газеты: «Германия, пробудись! Будь прокляты евреи!» В итоге, начав с крошечного листка, газета имела оглушительный успех и стала главным рупором партии.
«Рабочий. лоб. кулак. выбирай фронтовика Гитлера!». Плакат 1932 г.
Важная тема плакатов – единство трудового немецкого народа – рабочих, крестьян и интеллигенции; Геббельс пытался объединить как можно более широкие массы в голосовании за нацистов.
Сам Геббельс высоко оценивал достижения нацистского плакатного искусства [10]: «Наши плакаты стали просто превосходными. Пропаганда ведется наилучшим образом. Вся страна обязательно обратит на них внимание». Собственно, так и вышло.
Методы пропаганды фашистского государства
Помимо прежних видов пропаганды – ораторских выступлений и прессы, Геббельс широко использовал новые технические средства – кино и радио. Важную роль в «единении народа» он придавал народным праздникам (включая спортивные) и массовым ритуалам. Расцвело плакатное искусство. Не меньшее значение придавалось невербальной пропаганде – архитектуре, скульптуре, использованию различной символики. Впрочем, к последнему направлению Геббельс имел минимальное отношение.
Йозеф Геббельс экспериментировал и с телевидением [21]. Германия стала одной из первых стран, где началось телевизионное вещание. Первый опыт произошел 22 марта 1935 года. Подчиненный Геббельса, шеф радио Ойген Хадамовски появился на экране в виде расплывчатого изображения и произнес несколько хвалебных слов в адрес Гитлера. Во время Берлинской олимпиады 1936 г. были попытки (не очень удачные) прямых трансляций соревнований. Несмотря на техническое несовершенство, Геббельс высоко оценивал потенциал телевидения: «Превосходство зрительной картинки над слуховой в том, что слуховая переводится в зрительную при помощи индивидуального воображения, которое нельзя держать под контролем, все равно каждый увидит свое. Поэтому следует сразу показать как нужно, чтобы все увидели одно и то же». И еще: «С телевидением живой фюрер войдет в каждый дом. Это будет чудо, но оно не должно быть частым. Другое дело – мы. Мы, руководители партии, должны быть с народом каждый вечер после трудового дня и объяснять ему то, чего он днем недопонял». Геббельс разработал план примерного содержания телепередач:
— репортажи с цехов и ферм;
Интересно, что Геббельс рассматривал возможность встраивание в телевидение механизма обратной связи со зрителем (сейчас это называют интерактивностью), а также использовать его как клапан для выпуска недовольства. Об этом говорят следующие цитаты [21]:
«Нужно не бояться погрузить зрителя в политический спор, в борьбу хорошего с лучшим… А на другой день предоставить возможность выразить свое мнение у себя на предприятии голосованием, например».
«Если в обществе назревает какое-то недовольство, нужно не бояться его персонифицировать и вывести на экран. Как только мы сможем обеспечить телефункенами (т.е. телевизорами) пятой модели хотя бы половину населения, нужно посадить перед телепушкой нашего рабочего вождя, Лея, и пусть поет свои песни о тяготах рабочего человека». Однако с началом войны техническое развитие телевидения затормозилось, и оно не сыграло существенной роли в пропагандистской активности этого периода.
Пресса также была поставлена под жесткий контроль [24]. Все оппозиционные издания были запрещены, из редакций были изгнаны либералы и евреи. Газеты, принадлежавшие евреям, экспроприировались. Качество материалов газет и их острота резко упали и, соответственно, упал интерес населения.
До уровня искусства поднялась при Геббельсе организация массовых мероприятий. К ним относились митинги, съезды, парады и пр. Личным изобретением Геббельса были введение в нацистский оборот исключительно красочных ночных факельных шествий, вовлекавших тысячи молодых людей.
Образцом нацистской пропаганды является Берлинская олимпиада 1936 г., срежиссированная Геббельсом. Надо, отметить, что Гитлер первоначально был против проведения Олимпиады, поскольку считал унизительным для «арийский» спортсменов соревноваться с «не-арийцами». Геббельс приложил максимум усилий, чтобы убедить вождя пересмотреть свое отношение к Олимпийским играм. По его утверждению, проведение Олимпиады покажет мировому сообществу возрожденную мощь Германии и обеспечит партию первоклассным пропагандистским материалом. Кроме того, состязания позволят продемонстрировать превосходство немцев.
Специально для Олимпиады был построен монументальный спортивный комплекс, украшенный «арийскими» фигурами:
Скульптуры на олимпийском спортивном комплексе в Берлине
И олимпийский комплекс, и весь город были обильно украшены нацистской символикой. Впечатляющей была церемония открытия Олимпиады с артиллерийским салютом, тысячами выпущенными в небо голубями и гигантским дирижаблем «Гинденбург» с олимпийским флагом.
На Олимпиаде в Берлине, 1936 г.
Талантливый режиссер Лени Рифеншталь сняла на Олимпиаде фильм «Олимпия». В целом, пропагандистская акция удалась. Уильям Ширер в 1936 г. писал: «Боюсь, что нацисты преуспели в своей пропаганде. Во-первых, они организовали Игры с большим размахом и щедростью, невиданными прежде; естественно спортсменам это понравилось. Во-вторых, они устроили очень хороший прием для всех прочих гостей, особенно крупных бизнесменов». Именно с Берлинской Олимпиады повелась традиция проведения Игр как монументального празднества.
Немецкий кинематограф до прихода фашистов к власти был одним из сильнейших в мире. Судьба его в фашистской Германии напоминает судьбу прессы – многие талантливые кинематографисты были вынуждены покинуть Германию, вследствие чего уровень кинокартин упал. Тем не менее, Германия за 12 лет рейха выпустила 1300 картин [10]. Отдельные даровитые художника, такие как Лени Рифеншталь, работали на нацистов, в т.ч. и в пропагандистских лентах.
Сильнейшим образом развилось после прихода фашистов к власти плакатное искусство.
Во время 2-ой мировой войны ведомство Геббельса переключилось на обслуживание интересов войны. Можно выделить несколько тем, активно эксплуатировавшихся в нацистском плакате.
Тема вождя. Повторяющийся лозунг: «Один народ, один рейх, один вождь».
Плакат «Один народ, один рейх, один вождь» [15]
Тема семьи, матери и ребенка. Рейх выступал за «здоровую арийскую семью»:
Крестьянская семья. Плакат [5]
Тема человека труда. Нацистская партия черпала силу в широких слоях населения, и обращение в плакате к образу рабочего или крестьянина неслучайно.
Плакат 1937 г. к сельскохозяйственной ярмарке в Киле [5]
С 1939 г., естественно, много места занимала тема войны, героизма на фронте, жертв во имя победы и примыкавшая к ней тема трудового героизма.
Плакат «Как мы воюем, так и ты работай на победу!» [5]
Стоит отдельно остановиться на работе ведомства Геббельса в годы Второй мировой войны, когда схлестнулись в схватке не только войска противоборствующих сторон, но и их пропагандистские аппараты. Министерство пропаганды работало в двух направлениях: по адресу армии и населения противника, и на внутреннее потребление.
Внешняя пропаганда добивалась следующих целей
Убедить население в дружественности Германии, необходимости «союза» с ней. Подобная пропаганда применялась в отношении к «расово близким» странам: Дании, Норвегии и т.д. В качестве примера можно привести плакат ниже, на котором силуэт викинга напоминает об общем древнегерманском прошлом Норвегии и Германии:
Плакат на норвежском языке [5]
Убедить мирное население в дружественности немецких войск и хорошей жизни в условиях германской власти.
Подобная пропаганда применялась, главным образом, в Советском Союзе. Предполагалось, что советские рабочие и крестьяне, жившие не в самых лучших материальных условиях, «клюнут» на обещание райской жизни. Однако проблемой оказалось разительное несовпадение воззваний листовок с реальным поведением немецких войск на оккупированной территории. В условиях зверств оккупантов геббельсовская пропаганда на население не действовала.
Убедить солдат противника в бессмысленности сопротивления и в необходимости сдачи в плен. Помимо воззвания к естественному желанию выжить, использовался прием «Зачем тебе умирать за эту власть!». Использовались листовки, обращение по громкоговорителям, «Пропуск в плен»:
Настраивание населения против власти. Опять же, широко использовалось в Советском Союзе. Действующая власть представлялась, как жидо-коммунистическая, напоминалось о насильственной коллективизации, голоде 1932—1933 гг. и прочих реальных или вымышленных преступлениях власти.
Попытка внести раскол в ряды союзников. Наиболее яркий эпизод – попытка раскручивания Катынского дела, которую мы рассмотрим ниже.
На внутреннем фронте направления пропаганды были следующими.
Убеждение в непобедимости немецких войск. Хорошо работало в начале войны, но с ростом количества поражений действовать перестало.
Стимуляция трудового энтузиазма – «Все для фронта!».
Запугивание населения зверствами большевиков. Эффективный прием, заставляющий людей сражаться даже в безнадежных условиях. «Лучше умереть, чем попасть им в руки!».
Если говорить о формах пропаганды, то во внутренней практике использовались те же каналы, что и в мирное время. Для воздействия на врага, использовались радиостанции, листовки, вещание через громкоговоритель через линию фронта. Нацисты стремились использовать предателей из числа местного населения, желательно известных людей, например, популярных артистов. Очень широко использовалась подделка фактов, от банального сообщения ложных сведений в новостных выпусках, до подделок фото- и кинодокументов, были даже попытки поддельных прямых телевизионных включений [21]. Например, жителям оккупированного Краснодара было объявлено, что через город проведут колонну советских пленных и что им можно передать продукты. Собралось большое число жителей с корзинками. Вместо пленных через толпу провезли машины с ранеными немецкими солдатами – и Геббельс смог показать немцам фильм о радостной встрече немецких «освободителей» [12]. Часто использовался прием смешения подлинных и ложных документов. В некоторых случаях историки до сих пор не могут отделить правду ото лжи. К таким случаям относится Катынское дело [14] и убийства в Неммерсдорфе [17].
Катынь или Катынский лес – место массового расстрела и захоронения на месте советского пионерского лагеря польских офицеров, попавших в плен к Красной армии в 1939 году. По утверждению немецкой пропаганды, расстрел был произведен НКВД. По советской версии, польские военнопленные оказались в руках немцев в ходе наступления 1941 г. и были расстреляны немецкой стороной.
В 1943 году Геббельс использовал это массовое захоронение в пропагандистских целях против Советского Союза, дабы вбить клин между союзниками. Была устроена показательная эксгумация трупов польских офицеров с привлечением в качестве свидетелей представителей зависимых государств и военнопленных англичан и американцев. Одновременно зависимой прессой была поднята скоординированная и подконтрольная ведомству Геббельса пропагандистская кампания, которую поддержало из Лондона польское правительство в изгнании, несмотря на отсутствие возможности для независимого расследования на оккупированной германскими войсками территории и на старания англичан, тогдашних союзников СССР по антигитлеровской коалиции, удержать поляков от поспешных и необоснованных выводов. В настоящий момент установлено, что расстрел в Катыни был организован Сталиным, Р осархив опубликовал секретные документы по этому делу.
В деревне Неммерсдорф на территории Восточной Пруссии по утверждению геббельсовской пропаганды состоялось массовое изнасилование и убийство русскими солдатами мирных жителей. Сообщались жуткие подробности, публиковались кровавые фотоснимки. Целью данной акции было склонить население Третьего рейха к продолжению бессмысленного сопротивления. Истину сейчас установить крайне затруднительно, но видимо огонь советских войск по мирным жителям действительно имел место, причем погибло около 3 десятков человек. Геббельс использовал реальный факт, увеличил количество убитых в несколько раз, добавил вымышленные мерзкие подробности и сфабриковал снимки. Тем не менее, до сих пор именно геббельсовская версия пользуется популярностью в западных изданиях.
Данные случаи хорошо иллюстрируют методы работы Министерства пропаганды. Однако потоки лжи приносили и негативный для министерства результат. Нередко ведомство торопило события, и его ловили на подтасовке. Это приводило к распространению неверия в любые официальные сообщения к концу войны. Многие немцы в этот период предпочитали слушать английское или советское радио в поисках более достоверной информации. Геббельс сам признал свои ошибки после поражения под Сталинградом [24]: «. пропаганда с самого начала войны приняла следующее ошибочное развитие: 1-й год войны: Мы победили. 2-й год войны: Мы победим. 3-й год войны: Мы должны победить. 4-й год войны: Мы не можем оказаться побежденными. Такое развитие катастрофично и не должно продолжаться ни при каких обстоятельствах. Скорее до сознания немецкой общественности нужно довести, что мы не только хотим и обязаны победить, но в особенности также, что мы и можем победить». Тем не менее, он оставался верен себе до конца – и в последние дни войны забрасывал защитников Берлина листовками с уверениями в неизбежной победе.
Пропаганда – сила, которая сделала возможной приход фашистов к власти в Германии. Наряду с военной мощью она – один из столпов Третьего рейха. Глава пропагандистского ведомства Йозеф Геббельс превратил пропаганду в высокое искусство. Полностью освободившись от этического начала, пропаганда стала мощным инструментом манипуляции сознанием. Перечислим некоторые принципы, введенные в массовый оборот Геббельсом:
— допустимость использования в политической пропаганде и коммерческой рекламе одних и тех же приемов;
— внеэтичность, использование белой, серой и черной пропаганды;
— упаковка пропаганды в привлекающую внимание оболочку;
— особая роль массовых коммуникаций (радио, телевидение) в контроле над сознанием;
— массированное использование фальсификаций (то, что сейчас называют «черным пиаром»).
Как ни грустно, эти и иные геббельсовские приемы широко используются в современной рекламе, связях с общественностью и в работе СМИ. Стоит напомнить еще пару уроков жизни и деятельности доктора Геббельса: самая блестящая ложь не выдерживает столкновения с реальностью; рано или поздно ложь обращается сама против себя. Это подтвердил май 1945 г.
3. Богатко Ю. Йозеф Геббельс как папа массовых коммуникаций. // Sostav.ru. URL: http://www.sostav.ru/columns/eyes/2006/k53/
4. Брамштедте Е., Френкель Г., Манвелл Р. Йозеф Геббельс – Мефистофель усмехается из прошлого. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999
7. Геббельс Й. Последние записи. Смоленск: «Русич», 1998
9. Геббельсовская пропаганда 1941-1942. // Блог dr-music. URL: http://dr-music.livejournal.com/136626.html
10. Герцштейн Р. Война, которую выиграл Гитлер. Смоленск: «Русич», 1996.
11. Йозеф Геббельс (Joseph Goebbels) 1897-1945. // История национал-социалистической пропаганды. URL: http://prop.boom.ru/Goebbels.htm
13. Клемперер В. LTI. Язык Третьего рейха. Записная книжка филолога. М.: «Прогресс-Традиция», 1998
16. Патрушев А. И. Германия в XX веке. М.: «Дрофа», 2004
18. Ржевская Е. М. Геббельс. Портрет на фоне дневника. М.: «АСТ-Пресс», 2004
19. Ривс К. Кровавый романтик нацизма. Доктор Геббельс. 1939-1945. М.: «Центрополиграф», 2006
20. Так говорил Геббельс. Так избранные речи и статьи министра пропаганды и просвещения Третьего рейха. // http://hedrook.vho.org/goebbels/index.htm
23. Черная Л. Коричневые диктаторы. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999
srgnrl9 ru # написал комментарий 8 марта 2015, 17:34 Юрий Нестеренко
Ах, какая была держава!
Ах, какие в ней люди были!
Как торжественно-величаво
Звуки гимна над миром плыли!
Ах, как были открыты лица,
Как наполнены светом взгляды!
Как красива была столица!
Как величественны парады!
Проходя триумфальным маршем,
Безупречно красивым строем,
Молодежь присягала старшим,
Закалённым в боях героям —
Не деляги и прохиндеи
Попадали у нас в кумиры…
Ибо в людях жила — идея!
Жажда быть в авангарде мира!
Что же было такого злого
В том, что мы понимали твёрдо,
Что «товарищ» — не просто слово,
И звучит это слово гордо?
В том, что были одним народом,
Крепко спаянным общей верой,
Что достоинства — не доходом,
А иной измеряли мерой?
В том, что пошлости на потребу
Не топили в грязи́ искусство?
Что мальчишек манило небо?
Что у девушек были чувства?
srgnrl9 ru # ответил на комментарий srgnrl9 ru 8 марта 2015, 17:35 Ах, насколько всё нынче гаже,
Хуже, ниже и даже реже:
Пусть мелодия гимна — та же,
Но порыв и идея — где же?
И всего нестерпимей горе
В невозможности примирений
Не с утратою территорий,
Но с потерею поколений!
Как ни пыжатся эти рожи,
Разве место при них надежде?
Ах, как всё это не похоже
На страну, что мы знали прежде!
Что была молода, крылата,
Силы множила год за годом,
Где народ уважал солдата
И гордился солдат народом.
Ту, где светлыми были дали,
Ту, где были чисты́ просторы…
А какое кино снимали
Наши лучшие режиссёры!
А какие звенели песни!
Как от них расправлялись плечи!
Как под них мы шагали вместе
Ранним утром заре навстречу!
Эти песни — о главном в жизни:
О свободе, мечте, полёте,
О любви к дорогой отчизне,
О труде, что всегда в почёте,
И о девушках, что цветами
Расцветают под солнцем мая,
И о ждущей нас дома маме,
И о с детства знакомом крае,
И о чести, и об отваге,
И о верном, надёжном друге…
И алели над нами флаги
С чёрной свастикой в белом круге.